ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2016. № 1
А.А. Черничкина*
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ НОВАЛИСА: «ВСЕОБЩИЙ ЧЕРНОВИК»
В статье рассматривается специфика понимания культуры Фридрихом фон Гарденбергом, а также своеобразие романтической концепции природы в сравнении с философией Просвещения и предшествующей традицией Нового времени. Основным материалом для этого исследования послужила работа «Всеобщий черновик», в которой Новалис стремится к созданию единого универсального знания, синтезирующего методы различных наук, способного дать ответы на фундаментальные вопросы, которые не в силах найти изолированные друг от друга виды человеческого познания. В этой работе также исследуются проблемы искусства, морали, назначения человека и способов достижения им гармонии с природой, характерные для раннего немецкого романтического движения.
Ключевые слова: Новалис, природа, культура, искусство, Просвещение, «Всеобщий черновик».
A.A. C h e r n i c h k i n a. Novalis' philosophy of culture: Das Allgemeine Brouillon»
This article examinesthe specific interpretations of culture by Friedrich von Hardenberg, as well as the romantic notion of Nature compared to the one in the Enlightment philosophy or in the tradition of the Modern Age. The main material for this article has been "Das Allgemeine Brouillon", the work in which Novalis aspires to create the unified universal knowledge synthesizing various scientific methods; the one that is capable to give answers for the fundamental questions, which cannot be reached using the scattered forms of cognition. The problems of art, morality, the purpose of man and the ways to achieve the final harmony with Nature, which are decisive for the Early Romantic movement in Germany, are also considered in this work.
Key words: Novalis, Nature, Culture, Art, Enlightment, "Das Allgemeine Brouillon".
Ранний немецкий романтизм, при всем своеобразии отдельных его представителей, обладает рядом специфических черт, позволяющих судить о нем как о едином движении, составляющем особую линию в истории философской мысли. Восхищение природой, стремление проникнуть в ее тайны, не нарушая при этом ее
* Черничкина Анна Андреевна — аспирант кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: 8 (985) 977-27-09; e-mail: [email protected]
священного равновесия, а потому повышенный интерес к естественным наукам — одна из главных установок романтизма. Любовь к искусству, и даже более того, придание искусству столь высокого статуса в онтологической и гносеологической сферах, какого оно не имело прежде в философском осмыслении, — еще одна важнейшая черта, объединяющая романтиков. Рассмотрение культуры как универсального процесса переменчивых взаимоотношений между Природой и Духом, миром и человеком, объективной реальностью и субъективным знанием также характерно для романтической философии. И это стремление к универсальности, к отысканию единой всеобщей теории, способной объяснить все и дать человеку ключ к мирозданию и глубинам собственного Я, весьма показательно воплотилось во «Всеобщем черновике»1 — одной из неоконченных работ Фридриха фон Гарденберга, более известного под псевдонимом Новалис.
Эта работа, пускай и необлеченная автором в форму строгой и законченной философской системы, отражает напряженный и страстный поиск новых и наиболее оптимальных решений принципиальных философских задач, который так характерен для всего раннего романтического движения. В ней воплощено стремление к синтетическому объединению главных областей знания — онтологии и теории познания, натурфилософии, этики и философии искусства и смелый поиск новых методологических решений, способных снять противоречия предшествующих систем и вывести философию на уровень всеохватного могущественного знания. В ней нашли отражение те идеи, которые разрабатывались и другими романтиками и которые ставят романтизм в особое положение, знаменуя, с одной стороны, разрыв с рядом ведущих установок философии Просвещения, с другой — несомненную трансформацию традиции Нового времени.
Текст «Всеобщего черновика» стал широко доступен значительно позднее других произведений Новалиса2. В последние годы он привлек к себе внимание не только немецких специалистов — его перевели на английский и французский языки, снабдив разверну-
1 Novalis. Das Allgemeine Brouillon. Materialienzur Enzyklopädistik. 1798/1799 / Hrsg. von H.-J. Mähl. Philosophische Bibliothek. 450. Hamburg, l993.
2 Полностью и в установленном автором порядке «Черновик» был впервые опубликован в 1929 г.: Novalis Schriften im Vereinmit Richard Samuel / Hrsg. von P. Kluchkhorn. Nach den Handschriften ergänzte und neu geordnete Ausg. Bibliographisches Institut. 1929. Только в 1968 г. при подготовке нового полного переиздания сочинений Новалиса текст был скорректирован и наконец предстал в изначально установленном автором порядке в издании: Novalis Schriften: Die Werke Friedrich von Hardenbergs / Hrsg. vоn R. Samuel, H.-J. Mähl, and G. Schulz. Stuttgart, 1965— 2005.
тыми комментариями3. Попал «Всеобщий черновик» и в поле зрения российских исследователей4. Это свидетельствует о растущем интересе к наследию немецких романтиков, о возможности существования новых перспектив в изучении, казалось бы, уже досконально исследованного движения.
Новалис начал свой «Черновик» во Фрайбурге, где в 1797 г. он приступил к учебе в горной академии — единственной в Европе, где в то время преподавали геологию и минералогию. Этот год был трудным в его жизни5: в марте 1797 г. умерла его невеста, София Кюн, и подавленный Новалис был полон решимости начать новую жизнь, не только сменив привычное окружение, но и переключившись с постижения философии и литературы на углубленное изучение природы и естественных наук.
Во Фрайбурге Фридрих делал множество заметок — часть блокнотов с записями, посвященными естествознанию, были опубликованы в его собрании сочинений под собирательным названием «Фрайбургские естественно-научные исследования»6. Написанный одновременно с этими заметками «Черновик» значительно отличается от них по стилю, и причину этого можно найти в самом замысле Новалиса, отчаянно смелом и грандиозном, поистине энциклопедическом — описать базовые основания, принципы всех наук и искусств: «Теперь же я буду особенно прорабатывать свой путь сквозь все науки — и собирать материал к будущей энциклопедии. Сначала математические науки — затем другие — философия, мораль и далее до самой последней» [Novalis, 1993, S. 39]. Новалис работал над «Черновиком» увлеченно, особенно зимой 1798 г., когда он провел значительную редактуру всего текста, снабдив все записи особыми заглавиями, позволяющими их классифицировать и делить на подтемы, а также убрал все лишние заметки. Но к 1799 г. его темп замедлился отчасти по причине важных событий в его жизни, отчасти же потому, что «Черновик» уже стал столь объемным проектом, что Новалис отныне называл его книгой. В письме к Шлегелям от 20 января 1799 г. он писал, что уже не надеется за-
3 Novalis. Notes for a Romantic Encyclopedia: Das Allgemeine Brouillon / Transi, ed., and with an introduction by D.W. Wood. State University of New York. 2007.
Novalis: Œuvres philosophiques completes: Le Brouillon general (Vol. 4) / Trad: O. Schefer. P., 2000.
4 Вольский А.Л. Герменевтика фрагментов Новалиса «Das Allgemeine Brouillon» // Вестн. Нижегородского гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2010. Вып. 10.
5 Schulz, G. Novalis: Beiträgezu Werk und Persönlichkeit Friedrich von Hardenbergs. Darmstadt, 1986.
6 Novalis Schriften. Bd. II. Das philosophische Werk. Freiberger naturwissenschaftliche Studien. W. Kohlhammer. 1960.
кончить его грядущим летом7. Последняя запись в «Черновике» датирована мартом 1799 г. Эта всеобъемлющая работа так и осталась незавершенным фрагментом, нереализованным амбициозным проектом.
Тем не менее работа являет пример удивительной и столь характерной для романтиков всеохватности. Новалис не ограничивается лишь общими рассуждениями, а детально разрабатывает различные научные методы: «Логические, грамматические и математические изыскания — в дополнение к различным и специфическим философским чтениям и размышлениям — укажут мне путь» [ibid., S. 122]. Множество отдельных наук дополняется им новыми, весьма причудливыми, полученными в результате комбинации отраслями знания. Так, среди заглавий «Черновика» есть физика, химия, физиология, философия, медицина, а также теософия, космология, антропоморфическая физика, органология, музыкальная математика, патологическая философия, поэтическая физиология, логическая динамика, теория будущей жизни. Состоящий более чем из тысячи записей, «Черновик», несомненно, одна из самых объемных теоретических работ, написанных Нова-лисом. Несмотря на всю фрагментарность записей, их сложную систему и незавершенность, Новалис всегда рассматривал эту работу как будущую полную и законченную книгу, в отличие от знаменитых «Фрагментов», напечатанных в журнале «Атеней».
Этот труд, над которым Новалис работал в 1798—1799 гг. — грандиозный проект по созданию единого романтического компендиума всех наук и искусств, объединению всех знаний о природе и человеке в единую взаимосвязанную сверхтеорию носил подзаголовок «Материалы к Энциклопедии». Это название не зря отсылает к богатой традиции обобщения человеческих знаний. Один из самых дерзких и грандиозных по размаху проектов по сопоставлению всех существующих теорий, научных фактов и идей, Энциклопедия Дидро и Даламбера8, был хорошо знаком Новалису, и в своей работе он даже цитирует вступительные рассуждения Даламбера [ibid., S. 60]. Однако идея Новалиса значительно отличалась от замысла французских просветителей, заострявших индивидуальные черты каждого явления и характерные свойства отдельных наук и областей знания, стремясь подчеркнуть устаревшие предубеждения
7 Письма к Каролине Шлегель в Йену и к Фридриху Шлегелю в Берлин, оба датированные 20 января 1799 г. (Novalis Schriften: Die Werke Friedrich von Hardenbergs / Hrsg. vоn R. Samuel, H.-J. Mähl, and G. Schulz. Stuttgart, 1965-2005. Bd. IV. S. 273).
8 О сравнении романтических проектов с Энциклопедией французских просветителей см: BehlerE. Frühromantik. Walter de Gruyter. 1992. S. 277.
и выгодно оттенить свои прогрессивные взгляды. Основополагающий принцип Новалиса — это глубокое внутреннее единство всех наук и сфер активности человеческого духа, существующих и когда-либо существовавших в прошлом. А главная цель его проекта была еще более амбициозной, чем реформы просветителей, и заключалась в том, чтобы отыскать одну главную, абсолютно универсальную науку: «Предположение — все науки суть одна» [ibid.].
Его интенция отыскать высшую науку наук весьма близка основной задаче «Наукоучения» Фихте. Новалис, как и Фридрих Шле-гель, признавал эту систему одним из величайших достижений своего времени. Но если в области философии Фихте удалось найти и использовать правильный метод рассуждения, его недостатком была чересчур узкая область применения его нового критического метода. По мнению Новалиса, этот новый метод, доработанный и скорректированный, следовало бы применить к области всех остальных наук.
Исследование и систематизация различных научных методов9 не были основной целью этого самого амбициозного проекта молодого Новалиса. Его задачей скорее было движение к наиболее общему в структуре целого человеческого знания — науке наук, которая только и в силах осмыслить и объяснить высшие законы мироустройства. Разобщенные науки, рассматривающие природу лишь во фрагментах, не могут дать представления о мире в целом, но «если каждая часть в природе есть функция природы (в целом), и также наоборот, то наука о каждой отдельной части должна быть функцией всецелой науки о природе, и наоборот» [ibid., S. 55].
К своей задаче Новалис относился настолько серьезно, что в качестве образца столь всеобъемлющего текста он взял ни много ни мало — Библию: «Моя книга должна быть научной Библией — реальной и идеальной моделью — и зерном всех книг» [ibid., S. 122]. В отрывке, посвященном филологии [ibid., S. 120], Новалис пишет о классификации различных частей любого текста на вступительное слово, название, введение, план, эпиграф и т.д. Далее, рассуждая о сущности классификации с разных точек зрения, он говорит
9 Одной из задач проекта Новалиса была «классификация всех существующих научных операций» и критический пересмотр основополагающих научных методов, в связи с чем Оливье Шефер назвал его труд романтической версией «Рассуждения о методе» Декарта (в предисловии к французскому переводу: Novalis. Œuvres philosophiques. Vol. 4. Le Brouillon général. P., 2000. P. 14). Логика, грамматика, математика были его основополагающими методологическими источниками. При этом специфической чертой была, к примеру, попытка применить вычислительную операцию к области, немыслимой в исчислении, т.е. специфического метода одной науки к совершенно иной.
о том, что в Энциклопедии, составляющей единую универсальную науку, каждая отдельная наука будет играть роль столь же необходимой части, как введение, титул, эпиграф или библиографическая справка играют в едином общем тексте.
Искомое универсальное знание изучает не только таинства природы, но и то целое, которое рождается в объединении человека с миром: «Высшая философия рассматривает брачный союз между природой и духом» [ibid., S. 8]. Именно это единство уместно обозначить как культуру в наиболее широком смысле, поскольку одной из характерных черт романтической философии является представление о том, что все достижения человека — это проявления развертывающихся потенций самой природы, целого универсума, высшей ступенью иерархии которого и предстает человек, не мыслимый изолированно от мира.
Культура есть произведение самой природы. Но это не умаляет достоинства человека. Для Новалиса человек обладает великой ценностью. Всем известно древнее выражение, встречающееся еще у Демокрита: человек — это микрокосм, универсум в миниатюре. Новалис же, рассуждая подобно Платону в «Тимее»10, утверждает, что «мир — это макроантропос. Существует мировой дух, так же как и мировая душа. Душа есть дух — тело же становится миром» [ibid., S. 77].
Душа человека неразрывно связана с Мировой душой. И именно в человеке природа достигает наивысшего воплощения заложенного в ней потенциала. Это развитие слитных сил природы и духа и есть культура. И достигается она в процессе постоянного развития, воспитания: «Развитие духа есть одновременно со-развитие мирового духа — и потому религия» [ibid.].
Как и многие современники, Новалис считал, что пика развития культура человечества уже достигла в классической древности [ibid., S. 8]. А после зыбкий союз распался. Цельное и завершенное знание, наиболее гармоничное искусство были утеряны, и теперь культура и науки пребывают в состоянии разобщенности и дисбаланса. Да и саму природу он видит уснувшей, одичавшей в отрыве от людей: «Природа - это волшебный окаменевший город» [Novalis, 1965-2005, Bd. II, S. 761]. Но возвращение к Золотому веку, которое многие романтики считали невозможным, Новалис видит достижимым в будущем. Человек обладает способностью управлять природой, не только подчинить ее себе, но и дополнить
10 «Следует признать, что наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом» (Платон. Тимей // Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 434).
ее содержанием духа. Познавший тайный закон природы, он сможет управлять ею, как собственным телом [Novalis, 1993, S. 57].
Возвращение к заветной гармонии требует от человека соединения и максимального воплощения всех его способностей: интеллект есть совершеннейший инструмент души, с помощью философии и математики ставший объективированным. Так же и другие силы души: «...все это должно быть выведено из нас и сделано видимым — наша душа должна стать представимой — система наук должна стать символическим телом — системой органов нашего внутреннего мира — наш дух должен стать чувственно воспринимаемой машиной — не внутри, но вне нас» [ibid., S. 12].
Однако с помощью одного лишь строгого научного познания невозможно полностью постичь природу. «Поэт понимает Природу лучше, чем ученый» [ibid., S. 228]. Поэт и философ были когда-то одним и тем же, а современное «разделение на поэта и мыслителя есть признак болезни» [ibid., S. 170]. Своеобразное толкование искусства как наиболее совершенного способа познания высших истин характерно для романтиков. В наиболее полном, развернутом виде подобную трактовку познавательной способности искусства можно найти в работах Фридриха Шеллинга11. Однако Новалис в рассуждениях об искомом тождестве человека и природы приходит к весьма нетривиальному выводу. «Начало Я — чисто идеальное представление. Ведь понятие начала предполагает нечто позднейшее. Но начало возникает позже, чем Я, именно поэтому Я — в строгом смысле — не может иметь начала. Следовательно, здесь мы оказываемся в области искусства, однако это "искусственное" предположение есть основоположение любой подлинной науки, ибо всякая настоящая наука всегда возникает из искусственных фактов. Я должно быть сконструировано. Философ приготовляет, создает искусственные элементы и с ними приступает к конструированию. Это не естественная история Я, ибо Я не имеет естества, оно не продукт природы, не природа, не историческое бытие, но бытие артистическое; Я — это искусство, это произведение искусства. Естественная история человека — это другая половина (науки о человеке). Наука о Я и история человека, т.е. искусство и природа, объединятся в науке высшего порядка, в науке морально-образовательной и взаимно усовершенствуют друг друга. Наука и искусство через посредство морали станут взаимно обогащать друг друга до бесконечности» [ibid., S. 12].
Моральное начало Новалис безоговорочно ставит в человеке на первое место, поднимая его не только над творческой эстетиче-
11 См.: Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1966.
ской способностью, но и над рациональностью: «Моральное существо получает в совершенном интеллекте свой необходимый и незаменимый инструмент, а интеллект получает в моральном существе высший смысл, высшее понятие, высшее Я, так сказать, подобающую цель. (Он становится с помощью морального существа — целью-в-себе — так же, как моральное существо, таким образом, становится вещью-в-себе.)» [ibid., S. 121].
При этом мораль в понимании Новалиса — это активная деятельная сила, а вовсе не пассивный, подавляющий закон, подобный кантовскому императиву. «Мы должны стремиться стать магами, чтобы стать истинно моральными. Чем более моральными мы станем, тем мы станем более гармоничными с Богом, тем более божественными, тем теснее связанными с Богом. Только через моральное чувство Бог может стать воспринимаемым для нас — моральное чувство есть чувство бытия без всяких внешних воздействий: связи, чувство высшего, чувство гармонии, чувство, приводящее нас к свободно избранной, изобретенной нами, но при этом поистине общественной жизни и бытию, чувство вещи-в-себе и подлинного предвиденья, к прозорливости, позволяющей нам постичь нечто без побуждения или соприкосновения. Предвиденье — это непреднамеренное постижение предмета без соприкосновения с ним. Итак, помещу ли я Бога или Мировую душу на небеса? Пожалуй, лучше было бы провозгласить небеса моральным универсумом — и оставить Мировую душу во вселенной» [ibid., S. 10].
Только с помощью морали и вся вселенная, подобно человеку, сможет приблизиться к Богу, достигнуть всех заложенных в ней целей. «Природа станет моральной, если она из подлинной любви к искусству предает себя искусству — делает то, что хочет искусство; искусство станет моральным, если оно из подлинной любви к природе для природы живет и по образцу природы работает. Оба должны делать это одновременно и как по собственному выбору, ради себя самих, так и по чужому выбору, ради другого. Они должны встретиться в себе самом с другим и в другом с самим собой. Если наш ум и наш мир гармонируют — мы подобны Богу» [ibid., S. 14]. Долг человека — не только прийти к самосовершенствованию, но и облагородить всю природу, уснувшую околдованным сном. Построить универсум, подобно тому, как он строит справедливое государство, сделать всю вселенную частью высшей культуры. Ни природа без человека, ни человек в отрыве от нее не в силах достигнуть совершенства.
Идея поиска единого знания и построения на его основах универсальной культуры не нова в истории мысли. Один из наиболее влиятельных философов французского Просвещения и старший
современник Новалиса Этьен Бонно де Кондильяк12 рассматривал все науки как единое целое, предстающее разделенным лишь в силу несовершенства человеческого ума, неспособного охватить воедино всю обширную область знаний о природе. При этом в рамках традиции механицизма, идущей еще от Декарта, он понимал мир как огромную машину, действующую и развивающуюся по определенному алгоритму. Аналогично и общество воспринималось многими философами Просвещения как механическая система, и следовательно, культура представала способом функционирования этой системы. Принципиально отличное понимание встречается во всех работах Новалиса: природу он видит единой и целой, но живой, подобно живому организму, двигающейся и развивающейся. Эта новая органическая концепция природы — одна из наиболее характерных черт всей романтической философии, и еще более систематическое выражение получает она в натурфилософии Шеллинга. Она оказывается принципиальной и для решения всех остальных вопросов, в том числе для понимания сущности культуры. Так, культура представлена у романтиков не как отличная от природы область человеческого творчества, а как единый для человека и для всего универсума процесс развития, образования — Bildung. Сама Мировая душа находит в человеке орудие для претворения высших и совершеннейших своих возможностей, а природа вовсе не является инертным инструментом и материалом для самореализации человека, как это провозглашалось родоначальниками философии Нового времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вольский А.Л. Герменевтика фрагментов Новалиса «Das Allgemeine Brouillon» // Вестн. Нижегородского гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2010. Вып. 10.
Кротов А.А. Анализ как главный метод научного познания: К 300-летию со дня рождения Э.Б. де Кондильяка // Вестн. РАН. 2014. Т. 84. № 12.
Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994.
Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1966.
Behler E. Fruhromantik.Walter de Gruyter. 1992.
Novalis. Das Allgemeine Brouillon, Materialien zur Enzyklopadistik. 1798/ 1799 / Hrsg. H.-J. von Mahl. Philosophische Bibliothek. 450. Hamburg, 1993.
Novalis Schriften: Die Werke Friedrich von Hardenbergs / Hrsg. von R. Samuel, H.-J. Mahl, and G. Schulz. Stuttgart, 1965-2005.
12 См.: Кротов А.А. Анализ как главный метод научного познания: К 300-летию со дня рождения Э.Б. де Кондильяка // Вестн. РАН. 2014. Т. 84. № 12. С. 111-1119.
Novalis Schriften im Vereinmit Richard Samuel / Hrsg. von P. Kluchkhohn. Nach den Handschriften ergänzte und neu geordnete Ausg. Bibliographisches Institut. 1929.
Novalis. Notes for a Romantic Encyclopedia: Das Allgemeine Brouillon / Transl., ed., and with an introduction by D.W Wood. State University of New York. 2007.
Novalis: Œuvres philosophiques completes. P., 2000.
Schefer O. Le Brouillongénéral // Novalis: Œuvresphilosophiques completes. P., 2000.
Schulz G. Novalis: Beiträgezu Werk und Persönlichkeit Friedrich von Hardenbergs. Darmstadt, 1986.