Научная статья на тему 'Философия культуры Германа Когена'

Философия культуры Германа Когена Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
261
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кантовский сборник
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белов Владимир Николаевич

Вниманию читателя предлагается небольшая работа основателя Марбургской школы неокантианства Г. Когена, посвященная чрезвычайно популярной и спорной проблеме о специфике наук о духе. Она дается в переводе автора публикации, исследователя неокантианства, для которого данная работа дала основание рассмотреть философию культуры марбургского неокантианства. Автор отмечает систематический характер философии культуры Г. Когена, выразившийся в единстве базовых частей его философский системы: логики, этики, эстетики и религии. Единство феномена процесса духовного производства отдельным человеком понимается Г. Когеном в кантианском смысле как единство сознания культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kulturphilosophie von Hermann Kohen

The small work of the ancestor of Marburg branch of Neokantionism Hermann Cohen was written on extremely popular and disputable theme connected with specificity of sciences about spirit. It gives an occasion to its translator prof. V. Belov to research philosophy of culture of this Marburg neokantionist. The author points out systematic character of philosophy of culture of H. Cohen which is expressed in the unity of the basic parts of this system: logic, ethics, aesthetics and religion. And the unity of the phenomena of spiritual creativity of the person is understood by H. Cohen in Kantian sense of unity of consciousness of culture.

Текст научной работы на тему «Философия культуры Германа Когена»

Организация в журнале «Кантовский сборник» раздела «Неокантианство» — событие предсказуемое, закономерное и ожидаемое. Хотя нельзя сказать, что до его создания неокантианская тема была persona non grata для сборника, скорее даже напротив: почти в каждом его номере появлялись аналитические работы, посвященные той или иной неокантианской проблеме, тому или иному фило-софу-неокантианцу, — все же выделение специального раздела должно способствовать консолидации исследователей неокантианской проблематики, привлечению в их ряды молодых коллег из разных сфер научного знания, интенсификации разработок вопросов, так или иначе входящих в сферу неокантианской философии.

Как не вспомнить здесь исторический факт издания молодыми философами-неокантианцами в начале прошлого века журнала «Логос». Не претендуя на ту роль, которую сыграл этот журнал в отечественной философии, мы, однако, хотели бы, повторив, присоединиться к словам программной статьи редакции «Логоса», звучащим во многом актуально и ныне: «Мы глубоко верим в будущее русской философии, а также в то, что основанное на безусловном усвоении западного наследства философское творчество наше неизбежно вберет в себя имеющиеся у нас своеобразные и сильные культурные мотивы, обнаружившиеся пока лишь в области художественного и мистического творчества, и тем самым бесконечно обогатит мировую философскую традицию» (Логос. 1910. № 1. С. 13.)

Цели и задачи раздела, как уже было заявлено, более скромные: историко-философские — продолжить то, что начинали в «Логосе» в направлении знакомства русского читателя с историей и современностью неокантианских штудий на Западе. Но к этой задаче естественным образом присоединяется и задача «открытия» истории русского неокантианского движения, красной строкой в которой прописаны и история журнала «Логос», и история нашего журнала.

Редколлегия

----------<♦>-------------

В.Н. Белов

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ГЕРМАНА КОГЕНА

Вниманию читателя предлагается небольшая работа основателя Марбургской школы неокантианства Г. Когена, посвященная чрезвычайно популярной и спорной проблеме о специфике наук о духе. Она дается в переводе автора публикации, исследователя неокантианства, для которого данная работа дала основание рассмотреть философию культуры марбургского неокантианства. Автор отмечает систематический характер философии культуры Г. Когена, выразившийся в единстве базовых частей его философский системы: логики, этики, эстетики и

религии. Единство феномена процесса духовного производства отдельным человеком понимается Г. Когеном в кантианском смысле — как единство сознания культуры.

The small work of the ancestor of Marburg branch of Neokantionism Hermann Cohen was written on extremely popular and disputable theme connected with specificity of sciences about spirit. It gives an occasion to its translator prof. V. Belov to research philosophy of culture of this Marburg neokantionist. The author points out systematic character of philosophy of culture of H. Cohen which is expressed in the unity of the basic parts of this system: logic, ethics, aesthetics and religion. And the unity of the phenomena of spiritual creativity of the person is understood by H. Cohen in Kantian sense of unity of consciousness of culture.

Список литературы

1. Cohen H. Ästhetik des reinen Gefühls // Cohen Hermann Werke. Bd. 8. Aufl. Hildesheim, 1977.

2. Cohen H. Begriff der Riligion im System der Philosophie // Cohen Hermann Werke. Bd. 10. Aufl. Hildesheim, 1977.

3. Cohen H. Ethik des reinen Willens // Cohen Hermann Werke. Aufl. Hildesheim, 1977.

4. Cohen H. Kants Begründung der Ästhetik. Berlin, 1889.

5. Cohen H. Kants Begründung der Ethik. 1. Aufl. Berlin, 1877.

6. Cohen H. Logik der reinen Erkenntniss // Cohen Hermann Werke. Bd. 6. 4. Aufl.

Hildesheim, 1977.

7. Cohen H. Religion der Vernunft aus der Quellen des Judentums. 2. Aufl. Köln, 1959.

8. Einleitung von Hartwig Wiedebach // Hermann Cohen. Werke. Bd. 16. Kleinere Schriften V. Hildesheim; Zürich; New York, 1997.

9. Natorp P. Hermann Cohens philosophische Leistung unter dem Gesichtspunkte des

Systems // Hermann Cohen / Helmut Holzhey (Hrsg.). Frankfurt am/M., 1994.

10. Фохт Б. А. О постановке основной проблемы эстетики у Канта и Когена в связи с критикой основных понятий и принципов, примененных Кантом к ее решению / / Фохт Б. А. Избранное (из философского наследия) / Сост. Н. Дмитриева. М., 2003.

Об авторе

Белов Владимир Николаевич — д-р филос. наук, проф., Саратовский государственный университет, belovvn@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.