Секция
«ФИЛОСОФИЯ КОСМОСА И КОСМОНАВТИКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ»
УДК 614.2
Я. А. Александрова, К. А. Лоленко Научный руководитель - В. А. Козловская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ФИЛОСОФИЯ КОСМОСА В РУССКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Авторы раскрывают философию космоса в русском музыкальном творчестве на основе анализа текстов песен. При прочтении работы можно приобрести дополнительные фоновые знания, которые помогут уяснить тесную взаимосвязь философии космоса в музыке с окружающей действительностью.
Музыкальное искусство всегда являлось социально-исторической формой отображения действительности [1]. Покорение космоса предоставило русским музыкантам немало стимулов для вдохновения. О космосе написаны десятки популярнейших песен, он стал основной темой многих альбомов [2]. Таким образом, сложилась своеобразная философия космоса в русском музыкальном творчестве.
В ходе исследования были выявлены особенности философии космоса в русском музыкальном творчестве на разных периодах его развития на основе анализа образов «Земля», «Космос», «Человек/человечество», «Образ героя», «Родина». В качестве материала для изучения рассматриваются песни о космосе 60-х годов («К дальним планетам!», «К звездам», «Знаете, каким он парнем был», «Я - Земля»), современные космические песни (песни группы Reaktivz и группы Lesnikov-16) и поп-песни с космической тематикой («SOS» Сергей Скачков, «Космос» Тату, «Гагарин, я вас любила» Ундервуд). В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы.
Во-первых, восприятие образа «Земля» существенно различается в разных периодах музыкального творчества. В 60-е годы, когда Советский союз начал осваивать космическое пространство, образ «Земля» тождественен образу «Матушки», о чем свидетельствуют строки о тоске по планете («Покидаем мы Землю родную»). Тексты песен стремятся прославить планету на всю Вселенную («На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы»), так как человечество гордится ею. Напротив, в современных космических песнях человечество больше стремится отдалиться от Земли, всё чаще задумываясь о том, что хранят в себе просторы космоса и что может ждать человека за пределами цивилизации.
Во-вторых, исследуя образ «Космос», было обнаружено, что во всех текстах присутствует тема «единения космоса и человека». Следует отметить, что если в 60-е годы человечество стремилось к единению с космосом, то в современных песнях (как в космических, так и в поп-музыке) космическая материя сама преисполнена желанием объединиться с человечеством в единое целое («Космический туман, Нас в путь зовет!»).
Следует отметить, что песни 60-х годов наполнены оптимизмом, так как человечество гордится своими первыми успехами в освоении космоса («Дней замечательных этих Мир не забудет вовек. Звёздной дорогой в ракете Мчится земной человек!»). Что касается современных песен, то они пессимистичны. Особенно это относится к поп-музыке, в которой можно наблюдать мотивы возвеличивания космоса и невозможности постижения внеземного («За звезду - полжизни, За луну - свободу. Я целую небо, А оно льет воду»).
В-третьих, изучая образ «Человек/человечество» в русском музыкальном творчестве, было обнаружено, что в текстах песен 60-х годов отражена вера в мощь советского человека, в его потенциал и возможности («Звёздной дорогой в ракете Мчится наш человек!»). Напротив, современные космические песни и современная поп-музыка в большей степени сосредоточены на судьбе всего человечества («Появившись на свет искусственно, Человеческой расе я явился помочь!»; «Искусственный Клон человеческой Расы Призван спасти Угасающий Мир»). Таким образом, современная музыка сосредоточена не на человеке, а на человечестве.
Ещё одним важным мотивом в русском музыкальном творчестве является образ героя. Авторами работы было замечено, что героизм, смелость, бесконечная любовь к Родине и бессмертие космических героев в сердцах людей воспеваются в текстах песен различных периодов русского музыкального творчества.
Особый интерес для исследования представляет образ Гагарина. Если в песнях 60-х и отчасти в современных космических песнях Гагарин воспринимается исключительно как «памятник», то в поп-музыке Юрия Гагарина все чаще начинают воспринимать как живого человека («Как будто правда, что Млечный Путь/Господь спустил ему на лампасы. Его погоны горят, как ртуть,/Он так прекрасен, что нас колбасит»).
Также важным для исследования является восприятие образа «Родина». Если в песнях 60-х годов образ «Родина» употребляется в узком смысле, то есть только по отношению к СССР («Нас к звёздам ведёт и на подвиг зовёт созвездье Кремля!»), то в современных космических песнях и в поп-музыке данный кон-
Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
цепт расширяет свое значение и используется применительно ко всей планете Земля. Первый факт связан с тем, что СССР проводил жесткую идеологическую политику, направленную на воспитание в советском человеке чувства любви к «стране трудовой», а второй факт можно объяснить возникновением планетарного мышления вследствие глобализации всех сфер жизни современного общества.
Таким образом, музыкальная культура является непосредственным отражением мировоззрения определённой эпохи. Это мы и смогли увидеть на примере текстов песен, посвящённых космической тематике.
Главной особенностью философии космоса периода 60-х годов в музыке являлось то, что она формировалась под влиянием советской идеологии. Композиторы 60-х годов «как бы» верят (или их под идеологическим давлением государство заставляет верить) в неограниченность возможностей человека, в личность, способную освоить космос, в великую трудовую страну СССР. Песни 60-х, рассказывающие о первопроходцах Космоса, о великой державе, с помощью динамичного звукового потока выражают энергию духа советских людей - покорителей Космоса: инженеров, рабочих, испытателей, космонавтов. В музыке неслась энергия, выражавшая мощь СССР, устремленного в будущее.
Философия космоса в современной музыке несколько иная. В отличие от песен периода 60-х годов, наполненных патриотизмом, оптимизмом и верой,
современные песни о космосе более пессимистичные. Тексты песен наполнены поисками внеземных цивилизаций, подавленностью, скукой и стремлением вырваться из «земной клетки». Можно говорить о том, что музыка о космосе этого периода отражает состояние современного российского общества, для которого депрессия и стремление человека вырваться за пределы собственной среды обитания стали частью культуры.
Философия космоса различна на разных этапах становления русского музыкального творчества. Одно объединяет песни всех периодов - это стремление к постижению неизведанного. Нечто, содвигающее нас на такие высокие цели - это звезды. Они освещают и будут освещать наш тернистый путь во все времена. «Per aspera ad astra». Именно этим девизом руководствовались наши космонавты, покоряя необъятные космические просторы.
Библиографические ссылки
1. Афанасьева А. Б. Гармония космических миров в музыке [Электронный ресурс]. URL: http://peda-gogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_2011/Afana-syeva_.htm.
2. Каневский Е. А. Космос в музыке: не рокот космодрома [Электронный ресурс]. URL: BBCRussian.com.
© Александрова Я. А., Лоленко К. А., 2012
УДК 614.4
Я. А. Александрова Научный руководитель - А. В. Лонин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ФИЛОСОФИЯ КОСМОСА В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Автор раскрывает особенности философии космоса в русском и немецком музыкальном творчестве на основе анализа текстов песен. В исследовании показаны различия в восприятии космоса в русской и немецкой культурах.
Музыкальное искусство всегда являлось социально-исторической формой отображения действительности [1]. Покорение космоса в свою очередь предоставило музыкантам немало стимулов для вдохновения [2]. О космосе написаны десятки популярнейших песен, он стал основной темой многих альбомов. Таким образом, сложилась философия космоса в музыкальном творчестве, имеющая свои особенности в каждой отдельной культуре.
В нашей стране космическая музыка начала свое шествие в далекие шестидесятые, идя рука об руку вместе с последними космическими достижениями. После полета Гагарина появилось еще больше песней о космосе, которые восхваляли небывалую мощь человека, героизм космонавтов и прославляли СССР. К космосу не осталось равнодушной и немецкая музыка, несмотря на то, что Германия не совершала грандиозных космических прорывов. У немецкого народа сложилось свое восприятие космоса, сущест-
венным образом отличающееся от русского.
Научная новизна данной работы заключается в том, что будут выявлены особенности философии космоса в русском и немецком музыкальном творчестве на основе анализа концепта «Космонавт» и концепта «Космос». В качестве материала для изучения берутся русские («К дальним планетам!», «К звездам», «Знаете, каким он парнем был», «Я - Земля»; «Космонавт Панченко» Lesnikov-16; «SOS» Сергей Скачков, «Гагарин, я вас любила» Ундервуд) и немецкие («Astronaut» Anna Depenbusch, «Der Lustige Astronaut» Die Ärzte, «Major Tom» Peter Schilling, «Astronaut» Unheilig, «Astronaut» Christina Stürmer) песни.
Следует отметить, что восприятие концепта «Космонавт» существенно различается в русских и немецких песнях.
В текстах песен русского музыкального творчества космонавт преподносится как герой - памятник, как пример для подражания и восхищения. Делается