Научная статья на тему 'Философия космоса в русском и немецком музыкальном творчестве'

Философия космоса в русском и немецком музыкальном творчестве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
245
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Александрова Я.А., Лонин А.В.

Автор раскрывает особенности философии космоса в русском и немецком музыкальном творчестве на основе анализа текстов песен. В исследовании показаны различия в восприятии космоса в русской и немецкой культурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия космоса в русском и немецком музыкальном творчестве»

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»

цепт расширяет свое значение и используется применительно ко всей планете Земля. Первый факт связан с тем, что СССР проводил жесткую идеологическую политику, направленную на воспитание в советском человеке чувства любви к «стране трудовой», а второй факт можно объяснить возникновением планетарного мышления вследствие глобализации всех сфер жизни современного общества.

Таким образом, музыкальная культура является непосредственным отражением мировоззрения определённой эпохи. Это мы и смогли увидеть на примере текстов песен, посвящённых космической тематике.

Главной особенностью философии космоса периода 60-х годов в музыке являлось то, что она формировалась под влиянием советской идеологии. Композиторы 60-х годов «как бы» верят (или их под идеологическим давлением государство заставляет верить) в неограниченность возможностей человека, в личность, способную освоить космос, в великую трудовую страну СССР. Песни 60-х, рассказывающие о первопроходцах Космоса, о великой державе, с помощью динамичного звукового потока выражают энергию духа советских людей - покорителей Космоса: инженеров, рабочих, испытателей, космонавтов. В музыке неслась энергия, выражавшая мощь СССР, устремленного в будущее.

Философия космоса в современной музыке несколько иная. В отличие от песен периода 60-х годов, наполненных патриотизмом, оптимизмом и верой,

современные песни о космосе более пессимистичные. Тексты песен наполнены поисками внеземных цивилизаций, подавленностью, скукой и стремлением вырваться из «земной клетки». Можно говорить о том, что музыка о космосе этого периода отражает состояние современного российского общества, для которого депрессия и стремление человека вырваться за пределы собственной среды обитания стали частью культуры.

Философия космоса различна на разных этапах становления русского музыкального творчества. Одно объединяет песни всех периодов - это стремление к постижению неизведанного. Нечто, содвигающее нас на такие высокие цели - это звезды. Они освещают и будут освещать наш тернистый путь во все времена. «Per aspera ad astra». Именно этим девизом руководствовались наши космонавты, покоряя необъятные космические просторы.

Библиографические ссылки

1. Афанасьева А. Б. Гармония космических миров в музыке [Электронный ресурс]. URL: http://peda-gogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_2011/Afana-syeva_.htm.

2. Каневский Е. А. Космос в музыке: не рокот космодрома [Электронный ресурс]. URL: BBCRussian.com.

© Александрова Я. А., Лоленко К. А., 2012

УДК 614.4

Я. А. Александрова Научный руководитель - А. В. Лонин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ФИЛОСОФИЯ КОСМОСА В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Автор раскрывает особенности философии космоса в русском и немецком музыкальном творчестве на основе анализа текстов песен. В исследовании показаны различия в восприятии космоса в русской и немецкой культурах.

Музыкальное искусство всегда являлось социально-исторической формой отображения действительности [1]. Покорение космоса в свою очередь предоставило музыкантам немало стимулов для вдохновения [2]. О космосе написаны десятки популярнейших песен, он стал основной темой многих альбомов. Таким образом, сложилась философия космоса в музыкальном творчестве, имеющая свои особенности в каждой отдельной культуре.

В нашей стране космическая музыка начала свое шествие в далекие шестидесятые, идя рука об руку вместе с последними космическими достижениями. После полета Гагарина появилось еще больше песней о космосе, которые восхваляли небывалую мощь человека, героизм космонавтов и прославляли СССР. К космосу не осталось равнодушной и немецкая музыка, несмотря на то, что Германия не совершала грандиозных космических прорывов. У немецкого народа сложилось свое восприятие космоса, сущест-

венным образом отличающееся от русского.

Научная новизна данной работы заключается в том, что будут выявлены особенности философии космоса в русском и немецком музыкальном творчестве на основе анализа концепта «Космонавт» и концепта «Космос». В качестве материала для изучения берутся русские («К дальним планетам!», «К звездам», «Знаете, каким он парнем был», «Я - Земля»; «Космонавт Панченко» Lesnikov-16; «SOS» Сергей Скачков, «Гагарин, я вас любила» Ундервуд) и немецкие («Astronaut» Anna Depenbusch, «Der Lustige Astronaut» Die Ärzte, «Major Tom» Peter Schilling, «Astronaut» Unheilig, «Astronaut» Christina Stürmer) песни.

Следует отметить, что восприятие концепта «Космонавт» существенно различается в русских и немецких песнях.

В текстах песен русского музыкального творчества космонавт преподносится как герой - памятник, как пример для подражания и восхищения. Делается

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

акцент на смелости и патриотизме космических героев («Ведь смерть он победил!», «И ценою своей жизни Потушил пожар»). Песни звучат возвышенно и торжественно («На руках весь мир его носил», «Людям свет, как Данко, нёс», «Сын Земли и звёзд»). Однако сегодня намечается новая тенденция в развитии русской космической музыки: космонавта постепенно перестают воспринимать как памятник. Группа Ун-дервуд в песне «Гагарин, я Вас любила» впервые разглядела в Гагарине обычного живого человека («Он так прекрасен, что нас колбасит!»), которым восхищались миллионы женщин.

В текстах немецких песен образ космонавта более многогранный, чем в русских песнях. Космонавт - это герой, ищущий приключения: «Du träumst von Abenteuern mit Ungeheuern Aliens und Drachen und all solchen Sachen» («Ты мечтаешь о приключениях с чудовищами, инопланетянами и драконами»). Кроме того космонавт предстает в образе мученика, отшельника, не принадлежащего Земле и осознающего свою исключительность: «Denn Dich hält nichts Dir gefällt nichts Und Du willst nichts vermissen Was hat denn bloß Dein Herz so verschlissen?» («Тебя ничто не держит, Тебе все чуждо, И тебя ничто не привязывает. Так что же тогда так износило твое сердце?»). Также космонавт - это повелитель, сумевший возвыситься над обычными людьми и опекающий их: «Ich bin hier Ich bin hier bei dir Dein Astronaut Es fällt so leicht dir zuzusehen Es fällt so leicht dich zu verstehen Ich sehe dir zu vom Weltenraum» («Я здесь. Я здесь с тобой. Твой Космонавт. И для меня так легко за тобой наблюдать, И для меня так легко тебя понимать, Потому что я вижу тебя с космоса»). Наконец, космонавт - это простой человек: «Ich Bin So Ein Lustiger Astronaut Und Ich Singe Ein Lied» («Я такой счастливый космонавт и я пою эту песенку»). Тема героизма практически не прослеживается в немецкой музыке о космосе.

Таким образом, для русских людей космонавт -это в первую очередь герой, который свято любит Родину. Для немцев этот образ гораздо богаче. Такое различие можно объяснить проводимой идеологической политикой СССР, который стремился воспитать нового советского человека. Правда, после распада СССР образ космонавта в музыке существенно обогатился.

Концепт «Космос» в русских и немецких песнях также представлен различным образом.

В русских песнях космос воспринимается через призму научно-технического прогресса, который несет перемены в жизни людей: «Люди, Ракеты, Прогресс, Космонавтика», «Пилотируемый Космос Звезды, Астрокорабли». Напротив, в немецких песнях восприятие космоса упрощено. В немецкой музыке космос - это материя, пространство, включающее

время, звезды, свет, другие планеты: «Schwerelos im leeren Raum Das Licht voll Sternenstaub» («Невесомый в пустом пространстве свет наполнен звездной пылью»); «Sterne ziehen an mir vorbei» («Звезды проплывают мимо меня»); «Du fällst durch Zeit und Raum» («Ты летишь сквозь время и пространство»). Кроме того тема поисков внеземной жизни в космосе характерна только русском музыкального творчества.

Ещё одним важным мотивом и в русской, и в немецкой музыке является тема покорения космических просторов. В русских песнях 60-х годов и в некоторых современных песнях покорение космоса представляется возможным: «Мы спорим со скоростью света! Мы к сердцу Вселенной летим». Немецкое музыкальное творчество на протяжении всего периода своего существования утверждает, что космос сложно постичь земному человеку, так как космос - это вечная тайна: «Wir können nur hoffen, dass wir nicht in einem schwarzen Loch verloren gehen» («Мы можем только надеяться, что не потеряемся в черной дыре»); «doch du kommst nicht zu den Sternen hin weil die Sterne so unerreichbar sind» («вряд ли мы сможем когда-либо добраться до этих недостижимых звезд»).

Таким образом, можно констатировать, что концепт «Космос» в русской музыке воспринимается более сложно. Это объясняется тем, что СССР в отличие от Германии был передовой космической державой, которая первая осуществила выход в космическое пространство.

Итак, главной особенностью философии космоса в русском музыкальном творчестве являлось то, что она формировалась под влиянием идеологической политики государства и космических достижений. Русская философия космоса в музыке - это вера в неограниченность возможностей человека, в личность, способную освоить космос, создать прекрасный новый мир, вера в научно-технический прогресс. Философию космоса в немецком музыкальном творчестве отличают богатый образ космонавта и пессимистический подход к проблеме освоения космоса. Эти факты объясняются тем, что немецкая философия космоса формировалась более свободно и не была обусловлена успехами Германии в освоении космоса.

Библиографические ссылки

1. Афанасьева А. Б. Гармония космических миров в музыке [Электронный ресурс]. URL: http://peda-gogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_2011/Afana-syeva_.htm.

2. Каневский Е. А. Космос в музыке: не рокот космодрома [Электронный ресурс]. URL: BBCRussian.com.

© Александрова Я. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.