Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ СКВОЗЬ "ОЧКИ НЕОКАНТИАНСТВА"'

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ СКВОЗЬ "ОЧКИ НЕОКАНТИАНСТВА" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОКАНТИАНСТВО / ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ / ИСТОРИЯ / ИСТОРИОСОФИЯ / С. И. ГЕССЕН / Б. В. ЯКОВЕНКО / Ф. А. СТЕПУН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сторчеус Н.В.

Согласно Канту, трансцендентальное значение принадлежит всем априорным условиям опыта, а также идеям в их истинном смысле. В отношении истории - это интерпретация событий в соответствии с законами разума. Автором истории И. Кант считает природу, однако у представителей русского баденского неокантианства (С. И. Гессена, Б. В. Яковенко, Ф. А. Степуна) было свое мнение на этот счет, чьи взгляды относительно исторического процесса, (также как и использование индивидуализирующего метода для теоретизации исторической реальности) дают нам основание говорить о русском баденском неокантианстве как самобытном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF HISTORY THROUGH THE "GLASSES OF NEO-KANTIANISM"

According to Kant, transcendental meaning belongs to all a priori conditions of experience, as well as ideas in their true sense. With regard to history, it is an interpretation of events in accordance with the laws of the mind. The author of history Kant considers nature, however, the representatives of the Russian Baden neo-Kantianism (S. I. Hessen, B. V. Yakovenko, F. A. Stepun) had his opinion on this, whose views on the historical process (as well as the use of individualizing method for the theorization of historical reality) give us reason to talk about the Russian Baden neo-Kantianism as an original education.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ СКВОЗЬ "ОЧКИ НЕОКАНТИАНСТВА"»

УДК 130.2

Философия истории сквозь «очки неокантианства»

Н.В. Сторчеус

iva68@yandex.ru.

РГУ имени С. А. Есенина г. Рязань, Россия

Резюме. Согласно Канту, трансцендентальное значение принадлежит всем априорным условиям опыта, а также идеям в их истинном смысле. В отношении истории - это интерпретация событий в соответствии с законами разума. Автором истории И. Кант считает природу, однако у представителей русского баденского неокантианства (С. И. Гессена, Б. В. Яковенко, Ф. А. Степуна) было свое мнение на этот счет, чьи взгляды относительно исторического процесса, (также как и использование индивидуализирующего метода для теоретизации исторической реальности) дают нам основание говорить о русском баденском неокантианстве как самобытном образовании.

Ключевые слова: неокантианство, трансцендентальное, история, историософия, С. И. Гессен, Б. В. Яковенко, Ф. А. Степун.

Для цитирования: Сторчеус Н.В. Философия истории сквозь «очки неокантианства». Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 2020;40(4):30-36.

Историческая реальность, которая является объектом знания для исторической науки, конкретизируется в описании единичного - конкретных ситуаций и процессов. Теоретические же вопросы этой области знания входят в круг интересов и философии истории тоже - в аспекте поиска законов Истории, например, поскольку философия истории претендует на целостное видение исторического процесса. Кроме того, в круге ее проблем находятся и вопросы оснований исторического познания.

Историки и философы отличаются друг от друга манерой изучения прошлого: первые осторожны и благоразумны. Вторые же демонстрируют большую смелость: из, как кажется, хаотического становления человечества некоторые из них пытаются извлечь тотальный смысл, правда, не всегда успешно. Религиозная вера в вечную жизнь долгое время способствовала тому, что люди искали смысл своей жизни за пределами телесного существования: спасение, коллективное или индивидуальное, надо было заработать. Однако со временем возрастание роли и авторитета науки привели к тому, что поиски смысла пришлось соотносить с общепринятыми критериями научности. На сегодняшний день -земное будущее придает значение текущей ситуации, надеждам и конфликтам человечества: смысл стал светским. Конечно, перманентные изменения в социуме время от времени придают новое содержание проблеме смысла истории и, сверх того, далеко не все уверены, что история демонстрирует прогрессивное движение человечества события новейшей истории, проявления варварства в течение последнего столетия, существенно охладили энтузиазм и веру в прогресс. Угрозы существованию человечества, как в ци-вилизационном, так и экологическом аспектах, вновь доказывают значимость этого «вечного вопроса философии»: ждет ли человечество, проходящее сквозь огонь и медные трубы какой-либо пока неизвестный нам финал? Иначе говоря, есть ли смысл истории?

Одной из характеристик исторического времени является то, что ничто не повторяется в точно такой же манере. Исторический факт - событие всегда уникальное, единственное в своем роде. Такое разнообразие не позволит сформулировать при первом же приближении не только самих исторических законов, но даже их основных тенденций. И тем не менее, изучая историческую ди-

1 Так как люди в своих стремлениях действуют, в общем не чисто инстинктивно, как животные, но и не как разумные граждане мира, по согласованному плану, то кажется, что не может быть у них планомерной истории (так же как, скажем, у пчел или бобров). Нельзя отделаться от некоторого неудовольствия, когда видишь их образ действий на великой мировой арене. Тогда находишь, что при всей мнимой мудрости, кое-где обнаруживающейся в частностях, в конечном счете все в целом соткано из глупости, ребяческого тщеславия, а нередко и из ребяческой злобы и страсти к разрушению. Кант, Иммануил Сочинения в шести томах. М.: «Мысль», 1966. - (Философ. наследие). Т. 6. - 1966. 743 с. - С. 8.

намику, остерегаясь предлагать радикальные конструкции, мы вынуждены предполагать наличие какого-то смысла Истории; в противном случае придется признать арену истории царством абсурда. Поэтому, несколько расстроенный общей картиной исторического процесса Иммануил Кант (см. сноску выше), все же усматривает в ней общую прогрессивную тенденцию. И не просто тенденцию, но считает прогресс истинной целью исторического процесса, находя основания для такой идее в самой Природе, предположившей для человека нечто большее, чем просто животное существование. Природа, в которой нет ничего лишнего, нет расточительства, дала человеку Разум и свободную волю, но наделила минимальным количеством возможностей по сравнению с животными, чтобы побудить человека к саморазвитию. Иммануил Кант в эссе «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», приходит к выводу, что "историю человеческого рода в целом можно рассматривать как выполнение тайного плана природы - осуществить внутренне и для этой цели также внешне совершенное государственное устройство как единственное состояние, в котором она может полностью развить все задатки, вложенные ею в человечество" (Кант. Т. 6. - С. 18)

Смысл истории может пониматься как цель, направление или как значимость. В первом случае, предполагая наличие «пункта назначения», логично задаваться вопросом о конечности истории, а также тем, что было, и было ли что-то до начала истории. Стремится ли человечество к реализации какого-то неясного замысла? Во втором случае, вопрос можно переформулировать так: можно ли выявить тенденцию, увидеть исторические законы за внешней беспорядочностью событий, которые сделают историю интеллигибельной для тех, кто ее изучает?

Учитывая эти два прочтения, мы рассмотрим столь чувствительную для философии проблему на материале историко-философских идей представителей такого самобытного образования, как русское баденское неокантианство: С. И. Гессена, Б. В. Яко-венко, Ф. А. Степуна. Их философские взгляды, в том числе в понимании теоретизации исторической динамики, сформировались посредством рецепции идей представителей немецкой философии (Канта, Гегеля, Фихте, Фейербаха), немецких мистиков (Мейстера

Экхарта, а через посредство последнего - неоплатонизма), Соломона Маймона, который начал критику кантовской «вещи-в-себе» ещё до Фихте и Гегеля, представителей немецкого неокантианства (Лот-це, Виндельбанда, Риккерта), в меньшей степени - русских мыслителей (Владимира Соловьева, Василия Розанова). Их творческий расцвет пришелся на первую треть XX века, когда происходили радикальные, революционные перемены в жизни социума, повлиявшие и на представления об этой жизни и способы ее описания.

Именно это общее теоретическое ядро - их взгляды относительно исторического процесса, - и дают нам основание говорить о русском баденском неокантианстве как самобытном образовании. Также критерием объединения на наш взгляд, является то, что русские баденцы используют индивидуализирующий метод для теоретизации исторической реальности.

Степун и Яковенко демонстрируют удивительное единодушие в вопросе понимания исторической динамики России. Оба придерживаются «принципа маятника», суть которого заключается в том, что история России движется от одного поля к другому. Эти поля являются полюсами одного и того же процесса - оформления бытия. В истории России происходит периодическая смена этих полюсов, что Степун описывает как ход истории между варварством и святостью, а Яковенко - как движение от идеализации социального хамства к попыткам переосмысления и глубокого объяснения Сущего, что проявляется в расцвете религиозных исканий, в осознании необходимости "произвести вновь всесторонний и углубленный философский анализ сущего и совершить новый всеобъемлющий и всепроникающий философский синтез" (Яко-венко, 2000). Диапазон этих движений российской истории гораздо шире, чем европейской. Яковенко, чья история философии - ключ к его пониманию истории России, использует для иллюстрации этой широты термин «экстремизм»: экстремизм терпения, экстремизм освободительного энтузиазма. Оба мыслителя внимательно изучают такое явление, как большевизм и активно используют этот термин, осмысливая происходящее в стране.2

2 Поскольку "большевики из печального недоразумения русской жизни выросли в грозную мировую силу"// Степун Ф. А. Путь творческой революции. Журнал «Новый Град» №1, 1931. С. 10.

Историософские взгляды С. И. Гессена отличаются от идей Ф. А. Степуна и Б. В. Яковенко тем, что у него ведущим является антропологический компонент. Выделяя четыре плана бытия (биологического, социального, духовной культуры и благодатного бытия) Гессен выстраивает свою концепцию, двигаясь от личности к истории: на первых двух планах истории еще нет, потому, что здесь создается традиция как простое наследование посредством воздействия социальной группы на своих членов. История есть там, где есть культура, которую творит свободная, творческая личность, самосовершенствующееся существо. Четвертый план - благодатное бытие, Царство Божие, присутствует не только у Гессена, но и просвечивает в несколько ином качестве в историософских построениях Степуна и Яковенко как состояние человечества, при котором культурные формы для воплощения ценностей не нужны. Однако Степун, используя выражение Виндельбанда, уверен в том, что «тень неисполнимости» падает на возможность воплощения его в действительности3. Яковенко же считает возможным «разумное созерцание Сущего», если философия выполнит единственную свою теоретически допустимую задачу беспредельной и беспощадной критики всего данного, предстоящего, непосредственного, феноменального. Необходимо преодолеть главный порок культуры - ее половинчатость поскольку то, чего она достигает, есть лишь отсвет сущего. "Философия есть высший продукт и вместе с тем совершенное преодоление культуры" (Яковенко, 2000). Однако само понятие Царства Божьего с точки зрения учения о ценностях, как состояние человечества, где культурные формы для воплощения ценностей уже не нужны, пути его достижения, как они видятся русским мыслителям начала XX века, еще содержит в себе некоторый эвристический потенциал.

Итак, как и основатели Баденской школы, так и их русские ученики, занимались не только методологией истории, но и непосредственно интерпретацией исторического процесса. И действительно, почва для этого была более чем благодатной: этот период - рубеж XIX и XX столетий, - в развитии русской философской

3 Поскольку "большевики из печального недоразумения русской жизни выросли в грозную мировую силу"// Степун Ф. А. Путь творческой революции. Журнал «Новый Град» №1, 1931. С. 10.

мысли был настолько богат на неординарные события в жизни страны и мира в целом, что интерес к теоретизации истории со стороны русских мыслителей, разработка методологии исторического познания представляются вполне закономерными. Факт, что история как наука, частный случай которой - история России, являющая собой перманентно актуальный интерес для русских неокантианцев, по мнению Яковенко "представляет собою смесь тенденций: познания — с эмоционально-волевым переживанием, науки — с изложением образов" (Степун, 1931) послужил причиной того, что, стремясь очистить трансцендентальный метод от психологического и метафизического момента, русские баденцы не смогли реализовать эту установку в своих историко-философских воззрениях.

Литература

Гессен С. И. Избранные сочинения - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. - 814 с.

Кант, Иммануил. Сочинения в шести томах. - М.: Мысль, 1966. - (Философ. наследие). Т. 6. - 1966. - 743 с.

Степун Ф. А. Бывшее и несбывшееся. Изд-е второе, испр.-СПб., 2000. 518 с.

Степун Ф. А. Путь творческой революции // Журнал «Новый Град». - №1. - 1931. - С. 10.

Сторчеус Н. В. Русское неокантианство баденской школы в истории русской и европейской философии начала XX века: дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Сторчеус Надежда Вячеславовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2016. - 150 с.

Яковенко Б. В. Мощь философии. - Санкт-Петербург: Наука, 2000. - 976 с.

Автор публикации

Сторчеус Надежда Вячеславовна - к. филос. н., доцент РГУ имени С. А. Есенина; г. Рязань, Россия. iva68@yandex.ru.

Philosophy of history through the «glasses of neo-kantianism»

Storcheus N.V.

Ryazan state University named for S. A. Yessenin Ryazan, Russia

Summary. According to Kant, transcendental meaning belongs to all a priori conditions of experience, as well as ideas in their true sense. With regard to history, it is an interpretation of events in accordance with the laws of the mind. The author of history Kant considers nature, however, the representatives of the Russian Baden neo-Kantianism (S. I. Hessen, B. V. Yakovenko, F. A. Stepun) had his opinion on this, whose views on the historical process (as well as the use of individualizing method for the theorization of historical reality) give us reason to talk about the Russian Baden neo-Kantianism as an original education.

Keywords: neo-Kantianism, transcendental, history, historiosophy, S. I. Hessen, B. V. Yakovenko, F. A. Stepun.

For citation: Storcheus N.V. Philosophy of history through the «glasses of neo-kantianism». Proceedings of the Society for Archaeology, History and Ethnography at the Kazan University. 2020;40(3):30-36.

References

Gessen S. I. Izbrannye sochineniya [Selected works] - M.: «Rossijskaya politicheskaya ehntsiklopediya» (ROSSPEHN) [«Russian political encyclopedia»], 1998. - 814 s.

Kant, Immanuil. Sochineniya v shesti tomakh. [Essays in six volumes] M., «Mysl», [«Thought»] 1966. - (Filosof. nasledie). [Philosophical heritage] T. 6. -1966. 743 s.

Stepun F. А. Byvshee i nesbyvsheesya. [Past and unfulfilled] Izd-e vtoroe, ispr. [Second edition, revised] SPb., 2000. 518 s.

Stepun F. А. Put' tvorcheskoj revolyutsii. ZHurnal "Novyj Grad" [The path of the creative revolution. The Magazine "New Grad"] №1 1931. S. 10.

Storcheus N. V. Russkoe neokantianstvo badenskoj shkoly v istorii russkoj i evropejskoj filosofii nachala XX veka [Russian Russian neo-Kantianism of the Baden school in the history of Russian and European philosophy at the beginning of the XX century]:dis. ... kandidata filosofskikh nauk [dissertation of the candidate of philosophical Sciences]: 09.00.03 / Storcheus Nadezhda Vyacheslavovna; [Mesto zashhity: Mosk. gos. un-t im. M.V. Lomonosova]. - Moskva, 2016. 150 s.

Yakovenko B. V. Moshh' filosofii. [The power of philosophy] Sankt-Peterburg. Nauka [The science], 2000. 976 s.

Author of the publication

Storcheus Nadezhda V. - The candidate of philosophical Sciences, associate Professor of philosophy Ryazan state University named for S. A. Yessenin (Ryazan); Ryazan, Russia. iva68@yandex.ru.

Дата поступления 27.11.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.