Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА: ТРАДИЦИИ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСИХАЗМА И ТВОРЧЕСТВО ФЕОФАНА ГРЕКА'

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА: ТРАДИЦИИ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСИХАЗМА И ТВОРЧЕСТВО ФЕОФАНА ГРЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аскетизм / божественный свет / иконографический канон / исихазм / «умная молитва» / asceticism / divine light / iconographic canon / hesychasm / «noetic prayer»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Л А. Бойко

В данной статье рассматривается проблема влияния исихастского течения православной мысли на русское религиозное искусство, в качестве примера выбраны фрески Феофана Грека. Главным мотивом творчества Ф. Грека стала апология божественного света, для передачи которого им были использованы особенные средства художественной выразительности: монохромность росписи, цветовой минимализм, обратная перспектива, выбор новых иконографических сюжетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF ART: TRADITIONS OF BYZANTINE HESYCHASM AND THE WORK OF THEOPHANES THE GREEK

This article examines the problem of the influence of the hesychast movement of Orthodox thought on Russian religious art, using the frescoes of Theophanes the Greek as an example. The main motive of his work was the apology of divine light, for which he used special means of artistic expression: monochrome painting, color minimalism, reverse perspective, and the choice of new iconographic subjects.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА: ТРАДИЦИИ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСИХАЗМА И ТВОРЧЕСТВО ФЕОФАНА ГРЕКА»

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА: ТРАДИЦИИ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСИХАЗМА И

ТВОРЧЕСТВО ФЕОФАНА ГРЕКА

Л.А. Бойко, канд. филос. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-2-157-159

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема влияния исихастского течения православной мысли на русское религиозное искусство, в качестве примера выбраны фрески Феофана Грека. Главным мотивом творчества Ф. Грека стала апология божественного света, для передачи которого им были использованы особенные средства художественной выразительности: монохромность росписи, цветовой минимализм, обратная перспектива, выбор новых иконографических сюжетов.

Ключевые слова: аскетизм, божественный свет, иконографический канон, исихазм, «умная молитва».

Рост интереса к византийскому и древнерусскому искусству в России появляется в 60-70-е гг. XIX в. после работ Н. Кондакова, Ф. Буслаева, И. Снегирёва, Е. Барсова, В. Арсеньева, а с 1894 года в России начинает выходить журнал «Византийский временник». Русско-византийская изобразительная традиция исследуется П. Муратовым, Е. Трубецким, П. Флоренским, Н. Пуниным, Н. Тарабу-киным, Я. Тугендхольдом. В начале ХХ в. И.Э. Грабарь, один из лучших исследователей древнерусской живописи, много сделал в направлении изучения творчества Феофана Грека [1]. В более позднее время анализ влияния традиций византийского исихазма на развитие русского религиозного изобразительного искусства был предпринят в трудах В.Н. Лазарева, Г.И. Вздорнова, М.В. Алпатова, С.С. Хо-ружего.

По словам Павла Флоренского, масляная живопись выражала мировоззрение римско-католического Возрождения; гравюра отражала идеалы протестантского рационализма, а иконопись была порождением православной метафизики. На духовную культуру России огромное влияние оказала аскетическая религиозно-философская практика исихазма. П. Флоренский аскетику считал православной эстетикой, а созерцающих «свет неизречённого» — эстетическими субъектами [2, с. 99]. Святые отцы аскетику

называли «искусством из искусств», «художеством из художеств», преображением духа и тела аскета в более высокий совершенный онтологический и эстетический феномен. Исихазм — это средоточие православной духовности, молитвенный подвиг и подвиг безмолвия, внутреннее духовное подвижничество. Монахи исихасты стремились к внутреннему вниманию, к соединению ума и сердца, но с контролем сердца умом, к хранению сердца духом. Безмолвие есть путь благочестия, богове-дения, внутренних мистических озарений, видения духовным, а не чувственным взором, что необходимо для божественного познания. В исихастском духовном опыте неизречённое — это высшая степень откровения, это само слово. Православный молчальник, безмолвник являет Слово всем своим существом, чтобы неподобающим произнесением не испортить Его.

Религиозные идеи исихазма нашли воплощение в византийских текстах, иконах, фресках, обрядах богослужения, в архитектуре. В жизни средневековой Руси духовная традиция исихастского учения пришла через церковное искусство, прежде всего, благодаря творчеству византийского художника, философа Феофана, на Руси прозванного Греком. Он расписывал, к примеру, церковь Спаса Преображения на Ильиной улице в Новгороде (авторство подтверждает третья Новгородская летопись 1378 г.) и Благовещенский собор

Московского Кремля. Богословские идеи, заключенные в фресках Феофана Грека, связаны с исихазмом, в котором проявляется стремление к непосредственному индивидуальному общению верующего с Богом, посредством непрерывной молитвы, созерцательности и аскетизма. Соответствующим образом жизни для высокого назначения человека считался подвиг иси-хии, равносильный обретению внутреннего спокойствия.

Главная цель художественного выражения в живописи Феофана Грека - это «не-тварный свет», который увидели апостолы на горе Фавор в момент Преображения Христа. Изменчивость «живого» освещения в храме учитывалась художником при росписи. Фрески Троицкого Придела церкви Спаса Преображения благодаря резким отсветам воспринимаются как ожидание высшего прозрения, как соединение духовных и физических сил в стремлении к единению с Богом. Фигуры святых как бы выплывают из неярких серебристо-голубых фонов, их асимметричное расположение даёт впечатление драматической напряжённости.

Феофан Грек в данных фресках изображает святых, особенно почитаемых исих-астами, уделяя огромное внимание написанию величавых духовно-прекрасных ликов, напоминающих о христианских добродетелях, побуждающих к подражанию им; подчёркивая движения молитвенно поднятых рук святых: распахнутые ладони словно осязают нисходящую благодать. Святые старцы высвечены неземным сиянием, они видят Божественный свет не внешним зрением, но внутренним. При внешнем спокойствии они полны внутреннего движения, погружены в себя, в «умную» молитву. Изображения святых не имеют конкретных жизненных ассоциаций, они ирреальны, бесплотны [3]. Беспредельность фона вокруг парящих фигур напоминает бесконечность. По словам М.В. Алпатова, святые изображены аскетично: Феофаном подчёркивается не материальная оболочка, а лишь бледный отблеск жизни человеческого духа.

Величественные фигуры Спиридона Тримифунтского, Елевферия Иллирийско-

го, Климента Анкирского, Поликарпа Смирнского, Анфима Никомидийского, Великого пустынника-аскета Макария Египетского вписаны в фон с виртуозностью так, будто фигуры святых невесомо парят в пространстве, где царят законы Горнего мира, божественного бытия, охватывая и согревая всё пространство храма и создавая единое гармоничное целое. Как напоминание мотива внутреннего горения праведных душ, фигуры святых изображаются свечеобразно. Белый цвет в их одеждах воспринимается как свет.

Феофан Грек отразил на фресках слова исихастов о внезапных озарениях Светом, когда душа видит Бога во время Иисусовой молитвы, переживает тайну внутреннего молитвенного трезвения [4]. По мнению Г.И. Вздорнова, фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде воспринимаются как подобие призрачной картины, выхваченной при вспышке молнии, когда человек не может запечатлеть увиденное в «пластически ощутимой трёхмерной форме» [5, с. 198]. Апология божественного света является главным мотивом творчества Ф. Грека, вызывает разнообразные художественные приёмы его запечатления. Используются не только внешние приёмы, но и скрытые внутренние топосы образов. Многосоставные смыслы придают семантическим рядам образов бесконечность развёртывания.

Исихастские идеи повлияли на стиль Феофана Грека. Для большего воздействия на зрителей используется обратная перспектива, характер композиции отличается сдержанностью и строгостью, выражая торжественный покой, фронтальное положение фигур, одухотворённость, суровость образов, психологизм, особый колорит тонов, цветосочетания выражают благоговение к святости, божественности изображаемого. Цвет для мастера - это важнейший инструмент, например, белый цвет символизирует бесконечную углублённость, даёт эффект неограниченной пространствен-ности, божественных энергий. Но свет не явлен в виде сильных акцентов, не наложен сверху, а как будто идёт изнутри, как чудо, как Божественное присутствие в виде света, словно материя пронизана светом

изнутри. Феофан Грек использует светлый, почти белый фон, который воспринимается как свет небес, к контрастам светотени прибегает минимально, колорит переливчатых светлых оттенков мастер задействует при изображении фигур святых. Монохромность росписи Феофана, цветовой минимализм (охристый, серебристый, оранжево-лиловый цвета) соотносятся с исихастским отказом от многословия в молитве.

Феофан Грек вошёл в историю русского

торый, используя богатое наследие византийского искусства, создаёт свой индивидуальный стиль. Творческую манеру Феофана Грека, мир его образов возможно понять, исходя из учения об исихии, однако мастер не замкнулся в догме, а мыслил более свободно, чем исихасты. Художник раздвигает рамки иконографического канона, связанного с выбором сюжетов, соотношением и расположением фигур, созданием образов повышенной выразительности, подбором красок.

искусства как гениальный художник, ко-

Библиографический список

1. Грабарь И.Э. Феофан Грек: Очерк из истории древнерусской живописи. - Казань, 1922. - 20 с.

2. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. - М.: Академический Проект, 2012. - 912 с.

3. Алпатов М.В. Искусство Феофана Грека и учение исихастов // Византийский временник. - 1972. - Т. XXXIII. - С. 35-40.

4. Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. - М., 1961. - 131 с.

5. Вздорнов Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. -М., 1976. - 292 с.

PHILOSOPHY OF ART: TRADITIONS OF BYZANTINE HESYCHASM AND THE

WORK OF THEOPHANES THE GREEK

L.A. Boyko, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. This article examines the problem of the influence of the hesychast movement of Orthodox thought on Russian religious art, using the frescoes of Theophanes the Greek as an example. The main motive of his work was the apology of divine light, for which he used special means of artistic expression: monochrome painting, color minimalism, reverse perspective, and the choice of new iconographic subjects.

Keywords: asceticism, divine light, iconographic canon, hesychasm, «noetic prayer».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.