Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА: СТРЕМЛЕНИЕ К АБСТРАКЦИОНИЗМУ'

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА: СТРЕМЛЕНИЕ К АБСТРАКЦИОНИЗМУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
208
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА / КАНДИНСКИЙ / АБСТРАКТНОЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михина М.В.

В статье предлагается аналитическое исследование работы теоретика изобразительного искусства, известного художника, основоположника абстракционизма в искусстве Василия Васильевича Кандинского «О духовном в искусстве». Его работа интересна и уникальна тем, что в ней собран и проанализирован многолетний опыт художника в отслеживании своих переживаний в процессе творческого поиска и самоопределения. Овладение разными методами познания, оперирование предметным или субъектным содержанием способствуют различиям в выделении существенного и в понимании зрителем произведения автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА: СТРЕМЛЕНИЕ К АБСТРАКЦИОНИЗМУ»

УДК 18

Михина М.В.

магистр психологии, независимый исследователь г. Иркутск, Российская Федерация

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА: СТРЕМЛЕНИЕ К АБСТРАКЦИОНИЗМУ

Аннотация

В статье предлагается аналитическое исследование работы теоретика изобразительного искусства, известного художника, основоположника абстракционизма в искусстве Василия Васильевича Кандинского «О духовном в искусстве». Его работа интересна и уникальна тем, что в ней собран и проанализирован многолетний опыт художника в отслеживании своих переживаний в процессе творческого поиска и самоопределения. Овладение разными методами познания, оперирование предметным или субъектным содержанием способствуют различиям в выделении существенного и в понимании зрителем произведения автора.

Ключевые слова

искусство, философия искусства, Кандинский, абстрактное

«В каждой картине таинственным образом заключена целая жизнь,

целая жизнь со многими муками, сомнениями, часами вдохновения и света» Кандинский

Искусство без множества слов может превзойти знаковые системы в возможности воспроизвести переживание. Они хотя и равноценны, но искусство с образным осмыслением отличается от знаковых систем как истоками возникновения, так и результатами.

Цель искусства состоит не в том, чтобы записать объективное, не наблюдать и фиксировать физическое, не выработать знание, а воспринять, воспроизвести и сохранить выразительность как внутреннее звучание и этот путь ведет к личности автора и к композиции. Например, музыка «является тем искусством, которое пользуется своими средствами не для изображений явлений природы, а для выражения душевной жизни музыканта и для создания своеобразной жизни музыкальных тонов» [1, с.39].

Художник В.В. Кандинский искал длительное время средства «для введения зрителя в картину так, чтобы он вращался в ней, самозабвенно в ней растворялся» [1, с.152]. В процессе поиска он укрепился в том, что его картинам наносит вред - предметность, отторгнуты им были и стилизованные формы и формы, возникающие путем логического размышления, а не посредством чувств. Отказ от предметности способствовал дальнейшей поисковой активности и изменению качеств процесса восприятия художника. Много лет ему потребовалось на понимание того, чем заменить предмет и стилизацию.

Все используемые формы в картинах Кандинского исходили от скрытых для сознания источников, они как бы постепенно «созревали в нем» и представали пред ним совершенно готовыми. Стремление прочувствовать зарождающиеся формы увеличилось настолько, что он «проходил подчас мимо внешних явлений, не замечая их, что прежде было совершенно невозможно». [1, с.157]. Для тех художников, что чаще используют наглядно-практический метод познания, что пишут с натуры, с природы важно направить большую часть внимания на нее, но в творческом процессе Кандинского все внимание устремлено на холст. Он выучился в белом холсте видеть спектр цвета. В результате творческих поисков он делает вывод, что «центр тяжести искусства лежит не в области «формального», но исключительно во

внутреннем стремлении» [1, с.160].

Кандинский отказывается «от привычного взгляда на первенствующее значение стиля, эпохи, формальной теории» и признает, что «качество произведения искусства зависит не от степени выраженного в нем формального духа времени, не от соответствия его признанному безошибочным в известный период учению о форме, а совершенно безотносительно от степени силы внутреннего желания (=содержания) художника и от высоты выбранных им и именно ему нужных форм» [1, с.160]. В результате встает вопрос в выражении степени, интенсивности или величины (данные понятия в статье используются как синонимы) переживаемых желаний, которые воспроизводятся на холсте художника или в мелодии композитора.

Важный вывод Кандинского в том, что «основной смысл вопроса об искусстве разрешается только на базисе внутренней необходимости, обладающей жуткой силой вмиг перевернуть вверх дном все известные теоретические законы и границы» [1, с.160]. В основе художественного творчества принцип внутренней необходимости, ведущей к личности автора его особенность в том, что «работа над композицией всегда будет казаться беспочвенным произволом каждому, до кого не доходит внутреннее звучание формы (телесной и особенно абстрактной) [1, с.63]. Если черты лица в произведении анатомически не соответствуют, но они подчинены художественному замыслу, то это и есть цель -возможность сдвигать формы, как источник бесконечного ряда чисто художественных творений.

Возможность сдвигать формы, изменять или искажать величину переживания, образовывать новые сочетания и качества, находясь в неразрывной связи с желаниями, можно посредством воображения с имеющимися в нем представлениями и образами. Выбор представлений в воображении предположительно производится до тех величин, которые, не имея уже перед собой иных, которым могли бы передать интенсивность желания поднимаются на уровень сознания, но всегда на чуть меньшую высоту. В своем дальнейшем творческом поиске Кандинский направил свое внимание на выбор мельчайших художественных элементов, а не на исследование интенсивности, величины стремлений выраженных в произведении искусств, он последовал примеру естественных наук. Сознательно он выделил и обозначил такие художественные элементы: точку, линию и основную плоскость. Его работа так и звучит: «Точка и линия на плоскости». Но здесь пред нами встает вопрос, разложив произведение искусств на мелкие элементы, тщательно изучив их, не утратится ли основная идея творческого процесса, возможно ли будет собрать из этих осколков, из художественных элементов единое целое? Можно разобрать архитектурное строение, здание, дом на мельчайшие элементы: песок, цемент и кирпичи, но что можно будет сказать об устройстве дома, об его фундаменте и стенах, и об уюте в нем? Что возводить в ценность, ставить в центр исследования искусства связанность целого на холсте художника или в мелодии композитора или все же обратить внимание на отдельные элементы?

Художник, поэт, музыкант обращается к воображению, в своем произведении он сочетает порой противоположные по интенсивности стремления, выраженные посредством представлений, словно разность потенциалов создается определенное напряжение. И уже воображение зрителя творчески воссоздает близкую к той или меньшей величину переживаемого автором стремления с возможностью испытать катарсис. Гармонизация, различные сочетания в произведениях искусств, хотя и не строятся по объективным законам, то есть по законам логики, но, тем не менее, основывается на принципах внутреннего единства, внутренней необходимости, на приемах или способах деятельности воображения.

Абстракционизм в живописи не способствует падению и отрицанию других направлений искусств, впрочем как и множество направлений психологии, наоборот, способствует адаптации искусства к определенному уровню развития социума и личности. Автор произведения, «художник должен быть односторонним в своем произведении» [1, с.174-175]. А от зрителя в искусстве требуется соответствующее этому направлению развитие, являющееся неизбежным.

Произведения художников разных эпох, цивилизаций качественно отличаются. Преобладающий в

обществе в определенный исторический период общественный строй, устоявшиеся ценности и взаимосвязи в социуме отвергают те возможности, что не согласуется с ними. Воссоздание современниками художественных стилей прошлого в лучшем случае является внутренне пустой имитацией, подделкой индивидуальности исторической эпохи, ну а в худшем - под этой маской ушедшего стиля в искусстве могут скрываться низменные стремления, направленные на зрителя. Согласно Кандинскому «Мы не можем ни чувствовать, как древние греки, ни жить их внутренней жизнью. Так, например, усилия применить греческие принципы в пластическом искусстве могут создать лишь формы, сходные с греческими, но само произведение останется бездушным на все времена. Такое подражание похоже на подражание обезьян» [1, с.7]. С внешней стороны вроде бы схоже, но внутри - пустота. Все же, если непреднамеренно и возникнет сходство в интенсивности, степени внутренних желаний художника со стремлениями ушедшей исторической эпохи, то это будет лишь точкой, точкой соприкосновения, но которая таит в себе зародыш нового исторического витка.

Список использованной литературы: 1. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве / Василий Васильевич Кандинский; [пер. с нем. Е. Козиной «Точка и линия на плоскости»]. М.: Издательство АСТ, 2019. - 352 с.

© Михина М.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.