Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ И МЕДИЦИНА: НА СТЫКЕ НАУК'

ФИЛОСОФИЯ И МЕДИЦИНА: НА СТЫКЕ НАУК Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
174
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / МЕДИЦИНА / СВЯЗЬ НАУК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мелкумян Э.Х.

Зачастую обучающееся врачебному делу задаются вопросом, для чего им изучать философию, будучи студентами медицинских вузов. Данная работа позволяет ответить на этот вопрос и выявить взаимосвязь и взаимовлияние таких наук, как философия и медицина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY AND MEDICINE: AT THE INTERSECTION OF SCIENCE

Many medical students often ask why they study philosophy, if they are future doctors. This work helps to answer this question and to identify the relationship and interaction of sciences such as philosophy and medicine.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ И МЕДИЦИНА: НА СТЫКЕ НАУК»

влияние виртуальной агрессии.

Использованные источники:

1. Официальный сайт psihomed.com. Режим доступа: http://psihomed.com/virtualnoe-obshhenie/

2. Внебрачных Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. — Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2012. — Вып. 1. — с. 48-51.

3. Лучинкина И.С. Этнотроллинг как девиантное коммуникативное поведение/И.С. Лучинкина// Ученые записки Крымского инженерно -педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - 2016. - в № 3(5). - С. 86-91

Мелкумян Э.Х. Melkumyan Е.Н.

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России научный руководитель: Живайкина А.А. ФИЛОСОФИЯ И МЕДИЦИНА: НА СТЫКЕ НАУК PHILOSOPHY AND MEDICINE: AT THE INTERSECTION OF

SCIENCE

Ключевые слова: философия, медицина, связь наук Key words: philosophy, medicine, communication Sciences Аннотация: зачастую обучающееся врачебному делу задаются вопросом, для чего им изучать философию, будучи студентами медицинских вузов. Данная работа позволяет ответить на этот вопрос и выявить взаимосвязь и взаимовлияние таких наук, как философия и медицина.

Abstract: many medical students often ask why they study philosophy, if they are future doctors. This work helps to answer this question and to identify the relationship and interaction of sciences such as philosophy and medicine.

Предмет философии введен для изучения во многих высших учебных заведениях вне зависимости от специфики осваиваемой профессии. Соответственно, философию изучают и в медицинских университетах. Свидетельствовать о наличии взаимосвязи философии с медициной начали давно, как только выявили первые признаки абстрактного мышления в лечебном деле. Еще знаменитый древнегреческий целитель и врач, который явился «отцом медицины», утверждал: «Медицина столь же мало может обходиться без общих истин философии, сколь последняя - без доставляемых ей медициной фактов». Таким образом, несмотря на то, что методы воздействия на индивида у данных гуманитарных наук различны, задачи и цели у них схожи и одна, безусловно, дополняет другую.

Влияние философии на медицину сказывается в первую очередь на

теоретическом уровне. Почти всегда медицина сталкивается с проблемами, решение которых требует философского подхода. Частыми темами для обсуждения в медицине, которые требуют вмешательства как медиков, так и философов, являются этические стороны эвтаназии и трансплантологии, а также врачебная тайна. Следовательно, очевидным становится то, что такая неотъемлемая составляющая врачебного дела, как медицинская этика, выстраивалась и продолжает выстраиваться на базе философского мировоззрения, позволяющего сформировать стройное научно-логическое мышление.

Наибольшая связь философии и медицины прослеживается в восточных практиках и восточной медицине, в отличие от европейской. Восточные врачеватели полностью интегрировали медицинское, философское и даже частично мистическое направления в лекарской сфере, что обуславливает рассмотрение болезней не только с медицинской точки зрения, но и с духовной.

На основе взаимосвязи философии и медицины, буквально на стыке этих двух наук, сформировался такой отдельный научный раздел, как философия медицины. Будучи самостоятельная наукой, ее задачей является изучение законов онтологии, этики, эпистемологии. Иными словами философия медицины — это система обобщающих суждений философского характера о предмете и методе медицины, о месте медицины среди других наук и областей человеческой деятельности.

Философия в целом дает представление о мире, ее изучение способствует развитию культуры мышления человека. Знание философии необходимо врачу и на практике. Гиппократ считал, что врач, владеющий знанием философии, способен видеть и понимать гораздо больше, чем просто лекарь. Эту мысль он выражал так: «Врач-философ равен Богу. Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной, и все, что ищется для мудрости, все это есть и в медицине...». В практической деятельности врача философия не только способствует его общекультурному развитию, но и помогает формированию его высокого профессионального уровня. Такое влияние философии на личность врача обусловлено тем, что она является основополагающим звеном ассоциативной гибкости ума, а также позволяет связывать компоненты в единое целое, делать умозаключения и видеть объект, включенным в сеть многообразных связей и отношений. Философия дает врачам понимание процесса познания, его сущности, принципов организации и его методов. Тем самым врач получает возможность обоснования изучения и решения вопросов медицинской теории и практики. Зачастую именно философское знание позволяет врачу целесообразно выбрать путь медицинского исследования, а также проанализировать и оценить происходящие события, поскольку оно позволяет учитывать влияние различных факторов на ход болезни.

Использованные источники:

1. [Связь философии и медицины]—Режим доступа: http: //fb .ru/article/272030/ (25.03.2016)

2. [Связь философии и медицины]—Режим доступа: http: // www.rusnauka.com/ (25.03.2016)

3. [Философия медицины]—Режим доступа: https: //ru.wikipedia.org/wiki (25.03.2016)

4. [Философия в жизни врача]—Режим доступа: http: //guns .allzip. org/(25.03.2016)

УДК 001.201

Меннанова А.Ш. студент 3 курса факультет «Психолого-педагогический» Крымский инженерно-педагогический университет научный руководитель: Петров И.К., доктор психологических наук

доцент

Россия, г. Симферополь

Mennanova A. Sh.

student

3 year, Faculty of ""Psychological and Pedagogical"" Crimean Engineering and Pedagogical University

Russia, Simferopol Scientific adviser: Petrov IK

Doctor of Psychology, Associate Professor ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЕНИ У

СТУДЕНТОВ

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF LAZING OF STUDENTS Аннотация: В статье представлено изучение особенностей проявление лени. Исходя из базового определения понятия феномена лени, представляем данные исследования проявление лени у студентов.

Ключевые слова: воля, мотивация, лень, безвольное поведение. Abstract: The article presents a study on the topic. Proceeding from the basic definition of the concept of the phenomenon of laziness, we present the research data the manifestation of laziness among students. Keywords: will, motivation, laziness, lack of will.

Постановка проблемы. На сегодняшний день феномен лени мало изучен, не смотря на широкую представленность в обыденном сознании. Понятие лени носит, скорее всего, описательный характер, отсутствуют точные дефиниции, не раскрывая сущности данного феномена.

Цель статьи: выявить и описать особенности проявление лени у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.