Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФЫ В ЖИЗНИ УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Л.Н. ГУМИЛЕВА'

ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФЫ В ЖИЗНИ УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Л.Н. ГУМИЛЕВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

225
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕНУ ИМЕНИ Л.Н. ГУМИЛЕВА / ФИЛОСОФИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / СТУДЕНТ / КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рамазанова А.Ч., Толгамбаева Д.Т.

Основное содержание статьи составляет анализ функций философии, позволяющий понять значение дисциплины философии в подготовке кадров для различных сфер жизнедеятельности общества. Так же авторы показывают роль культурологии в формировании студента как личности; значение дисциплины истории и философии науки для развития исследовательских навыков, формирования собственной мировоззренческой и методологической позиции в науке и практике. В статье затрагивается тема философов в университете, и авторы представляют доктора философских наук, профессора, академика НАН РК Абдильдина Ж.М. и доктора философских наук, профессора, академика НАН РК, писателя Ғарифоллу Есім. В статье обобщен материал, касающийся учебной, научной, общественно-воспитательной деятельности кафедры философии как выпускающей. Он демонстрирует стремление кафедры осуществлять свою деятельность в русле Миссии ЕНУ имени Л.Н. Гумилева и видение направления его развития. Статья подводит некоторые итоги деятельности кафедры, существующей со дня основания ЕНУ имени Л.Н. Гумилева в год его 25-летнего юбилея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY AND PHILOSOPHERS IN THE LIFE OF THE L.N. GUMILYOV UNIVERSITY

The article is aimed to analyze the philosophy’s functions, which makes it possible to understand the importance of the discipline of philosophy in staff training for various spheres of life in society. The authors also show the role of cultural studies in the formation of a student’s personality; the importance of the discipline of history and philosophy of science for the development of research skills, the formation of their own worldview and methodological position in science and practice. The article studies the topic of philosophers at the university, and the authors introduce the Doctor of Philosophy, Professor, Academician of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan Zh.M. Abdildin and the Doctor of Philosophy, Professor, Academician of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan, writer Garifolla Esim. The article summarizes the material concerning the educational, scientific, social and educational activities of the Department of Philosophy as a graduating department. It demonstrates the desire of the department to carry out its activities in line with the Mission of L.N. Gumilyov Eurasian National University and a vision of the direction of its development. The article concludes some of the results of the department activities, which has existed since the founding of in the year of his 25th anniversary.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФЫ В ЖИЗНИ УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Л.Н. ГУМИЛЕВА»

МРНТИ 02.01.45

А.Ч. Рамазанова Д.Т. Толгамбаева

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева,

Нур-Султан, Казахстан (E-mail: ramazanova.a.ch@gmail.com, dametken-kaz@mail.ru)

Философия и философы в жизни университета (к 25-летию ЕНУ имени Л.Н. Гумилева)

Аннотация. Основное содержание статьи составляет анализ функций философии, позволяющий понять значение дисциплины философии в подготовке кадров для различных сфер жизнедеятельности общества. Так же авторы показывают роль культурологии в формировании студента как личности; значение дисциплины истории и философии науки для развития исследовательских навыков, формирования собственной мировоззренческой и методологической позиции в науке и практике.

В статье затрагивается тема философов в университете, и авторы представляют доктора философских наук, профессора, академика НАН РК Абдильдина Ж.М. и доктора философских наук, профессора, академика НАН РК, писателя Гарифоллу Есим. В статье обобщены материалы, касающиеся учебной, научной, общественно-воспитательной деятельности кафедры философии. Они демонстрируют стремление кафедры осуществлять свою деятельность в рамках Миссии Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, видение и направления его развития. Статья подводит некоторые итоги деятельности кафедры философии, действующей со дня основания Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Ключевые слова: ЕНУ имени Л.Н. Гумилева; философия; культурология; обучающийся; философы; функции философии; кафедра философии; образовательная программа; проекты.

DOI: https://doi.org/10.32523/2616-7255-2021-134-1-81-93

Поступила: 15.02.2021/0добрена к опубликованию: 12.03.2021

Введение. 2021 год - юбилейный для всей страны, для всего казахстанского народа. Это год 30-летия независимости Казахстана и год 25-летия Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, являющимся одним из ведущих университетов страны и Alma mater для многих людей из разных регионов нашей республики и евразийского пространства.

Обучение в университете - это не просто приобретение компетенций по своей профессии, но это и исключительно важный

период в формировании человека как «цельной личности», о которой писал Абай. В этом процессе значительную роль выполняет философия. Не случайно Миссия ЕНУ имени Л. Н. Гумилева «быть ведущим научным и образовательным центром евразийского региона, обеспечивающим проведение исследований и получение передовых знаний...» [1] включает в себя как философию в широком смысле этого слова положение «...подготовку кадров для развития приоритетных отраслей экономики, несущим

ответственность перед государством и обществом за результаты своей деятельности» [1].

Деятельность кафедры философии, существующей со дня основания ЕНУ имени Л. Н. Гумилева согласуется с Миссией университета и направлена на реализацию политики в области обеспечения качества образовательного процесса.

Методы исследования. Раскрытие рассматриваемой темы предполагает, прежде всего, междисциплинарный подход, следование принципам конкретности и объективности. Методами данного исследования являются анализ, обобщение, интерпретация, метод последовательно-текстуального изучения документов.

Обсуждение. Философия в университетах существует традиционно. С одной стороны, это собственно философские факультеты, специальности (сегодня - образовательные программы), с другой - как практика преподавания философии/философских дисциплин на нефилософских факультетах. Дискуссии по вопросу преподавания философии в вузах один из актуальных и дискуссионных. Данный вопрос исследуется с различных аспектов [2], в рамках данной статьи авторы ограничиваются исследованием поставленной задачи.

В Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева кафедра философии действует как выпускающая кафедра, готовящая философов и культурологов, а до образования кафедры религиоведения 26 декабря 2012 года и религиоведов. В тоже время, преподаватели кафедры ведут занятия по общему курсу философии, культурологии на уровне бакалавриата и дисциплине «История и философия науки» в магистратуре. Таким образом, учебная работа кафедры философии охватывает весь контингент обучающихся в университете.

Кафедра философии всегда осознавала свою роль в духовном становлении молодого поколения, сохранении и трансляции национальных, общечеловеческих ценностей; ее деятельность выходила за рамки учебного

процесса. Так, еще в октябре 1997 года по инициативе кафедры философии был открыт университетский лекторий «Евразия: история и современность», в котором шло публичное обсуждение актуальных проблем социальной и духовной жизни. Это были очень сложные кризисные годы, но и очень важные в становлении независимого Казахстана. Сегодня преподаватели кафедры также выходят на публичные диалоговые площадки, в СМИ, телевидение, выступают на различных платформах в интернет-пространстве [3].

Философия присутствует во всех сферах бытия человека и общества, осознает/признает это кто-либо или нет. В связи с рассмотрением роли философии в воспитании молодого поколения и формировании специалиста, хотелось бы обратить внимание на ряд документов. Так, в Законе Республики Казахстан «Об образовании» в статье 1 пункт 9-1, дано следующее определение образования: «образование - непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и формирования профессиональной компетентности» [4]. Образование

неразрывно связано с воспитанием, это взаимосвязанный, взаимодополняющий и взаимоопределяющий процесс. В статье 11 Закона определены, в частности, такие задачи, как «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности...», «воспитание гражданственности и

патриотизма, любви к своей Родине.», «воспитание личности с активной гражданской позицией...» [4]. В программной статье Елбасы Н. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» среди ключевых направлений модернизации общественного сознания указаны и культ знания, и открытость сознания [5].

В контексте вышесказанного трудно переоценить роль философии в образовании и воспитании молодежи, выполнения ею своих функций.

Зачем нужна философия в образовательном процессе?

В поисках ответа обратимся к рассмотрению того, чем выступает философия сегодня, пройдя более чем двух с половиной тысяч лет развития.

Философия проявляется посредством способадействия,своейактивностикаксистемы знания. На протяжении истории развития философского знания сформировалось, что философия есть и мудрость, и мировоззрение, и наука. В рамках исследуемой темы нас интересует философия как мировоззрение и наука. Безусловно, это не единственная форма мировоззрения - совокупности взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Но в отличие от мифологического, художественного, обыденного и других форм, философия связана с научной сферой, с наукой как особой формой познания мира, способа бытия человека в мире и в определенной части сама является наукой.

Философия раскрывается посредством мировоззренческих и методологических функций. Она выступает как знание о мире в целом и об отношении человека к этому миру и как комплекс принципов познания.

Среди группы мировоззренческих функций остановимся, прежде всего, на гуманистической и культурно-воспитательной, поскольку они согласуются с признанием человека, его жизни, достоинства как высшей ценности. Философия не дает абсолютную истину относительно жизни и смерти, смысла бытия человека. Однако философия способна помочь осмыслить жизнь, укрепить дух человеку.

Совокупный опыт человечества

свидетельствует,чтоутратамировоззренческих ориентиров приводит к трагедии человека и общества.

Проблема отчуждения - одна из важных и не теряющая своей актуальности философских проблем. К ней обращались многие философы, среди которых Альберт Швейцер, представитель гуманистической школы, выдающийся философ, богослов, врач и музыкант, лауреат Нобелевской премии.

ШвейцерА.в своем творчестверассматривал развитие цивилизации, стремился понять причины негативного в нем, выявить факторы,

ведущие к духовной деградации, оскудению личности, понять причины трагедий в истории ХХ века. Причины Швейцер видит в доминировании в философии (заметим, что речь идет о западноевропейской философии) техницистских и сциентистских тенденций. Такая философия мало способна обосновывать и поддерживать идеалы культуры. В своем знаменитом труде «Культура и этика», написанном в 1923 году и не потерявшим актуальность в настоящее время, философ приходит к выводу: «В итоге философия так мало уделяла внимание культуре, что даже не заметила, как и сама вместе со своим временем все больше сползала к состоянию бескультурья. В час опасности страж, который должен был предупредить нас о надвигающейся беде, заснул» [6, с. 48].

Философия, которая наполнена глубоким этическим содержанием, способна предостеречь человека от саморазрушения, самоуничтожения. Швейцер провозгласил принцип благоговения перед жизнью, жизнью как таковой. В восточной философии существует принцип ахимсы - не наноси вреда живому. Эти принципы имеют различные основания, однако их гуманистический смысл глубок и, как нам представляется, очевиден, хотя и не признан всеми и, тем более говорить о его осуществлении в настоящее время не приходится. Обратим внимание, что этическое ядро казахской философии на наш взгляд, заключается в словах Абая «Адамзаттьщ бэрш CYЙ бауырым деп», в его призыве «Адам бол!», что сохраняет актуальность и сегодня.

Мировоззренческие идеи по Швейцеру, «заключают в себе все, что мы можем думать и предполагать о смысле нашего существования и назначении человечества; они дают нашему бытию направление и сообщают ему ценность» [6, с.74]. В этом заключается гуманистическая функция философии. Альберт Швейцер пишет: «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования» [6, с.73].

Философия, в силу своей специфики, учит человека мыслить не поверхностно,

ВЕСТНИК Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. № 1(134)/2021 83

Серия Исторические науки. Философия. Религиоведение

стремиться проникнуть в сущность вещи, явления, выйти за рамки стереотипов, обыденного мышления. Философия учит не избегать познавательных противоречий, разрешать, преодолевать их, проявлять критичность мышления, самостоятельность, нестандартность подхода.

Неотъемлемыми элементами творческого мышления, научного поиска является не только критичность, но и самокритичность, сомнение, которое в процессе научного познания может стать убеждением. Формирование и развитие мышления есть одновременно усвоение, интернализация ценностей индивидом и, следовательно, формирование культурной личности.

Философия вырабатывает общезначимые представления о высших ценностях жизни, тем самым создавая возможность коммуникации за пределами узкой специализации. Вышесказанное относится к культурно-воспитательной функции.

Социально-аксиологическая функция формирует у человека представления о добре, справедливости, свободе, правде, общественном идеале и др.

Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы. Философия выявляет расхождение между социальной действительностью и идеалом, следствием чего является критика существующей действительности. Критическая функция философии

реализуется в отношении не только действительности, но и познания и самой философии. В ней отражаются сложные отношения субьекта и объекта познания и деятельности. Критически относясь к различным догмам, стереотипам, в том числе и философским, философия стремится сформировать новое мировоззрение.

Сама философия развивается

и, соответственно, разрабатывает

мировоззрение, которое соответствует требованию времени и в определенной степени, опережает его. В этом аспекте философия соответствует не только уровню развития науки, но и интеллектуальным

ожиданиям и требованиям людей. Философия способна продуцировать новую информацию в процессе сбора, анализа и переработки той информации, которую дает частнонаучное знание. Такая информация концентрируется в философских понятиях, общих принципах и законах, образующих целостную систему.

Наш университет ставит целью стать ведущим научно-исследовательским и образовательным центром в евразийском регионе. Это означает, что не только преподаватели, но и обучающиеся активно включены в научно-исследовательскую работу. В этом контексте стоит сказать о методологических функциях философии. Эвристическую, координирующую,

интегрирующую, логико-гносеологическую функции философия выполняет по отношению к науке со стороны своего метода.

Философский метод в единстве с формально-логическим обеспечивает

приращение знаний в сфере самой философии. Происходит изменение системы всеобщих категорий.

Философский метод в комплексе с общенаучными и частнонаучными методами способен помогать частным наукам в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, участвовать в их предвидениях.

Естественнонаучныетеорииформируютсяс использованием философских представлений о причинности, пространстве, времени и др. При этом философия воздействует на формирование новой научной теории не непосредственно, а опосредованно через частнонаучную картину мира.

Формы воздействия философии на частные науки многообразны. Содержание той или иной теории базируется на философских представлениях. В тоже время философские принципы и понятия остаются в ней, функционируют как часть, как внутренний механизм самой теории.

Роль философии в развитии частных наук значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий. Философский метод действует опосредованно через частнонаучные методы и общенаучные

понятия, идеи. Так, например авторы статьи «Заметки к идее современного научно-физического подхода к единству материи и пространства и времени», пишут, в частности, об идее объединения пространства-времени и материи «в единое материальное хронометрическое многообразие с идефинитной метрикой». «Эта идея, - пишут авторы, - вытекает из того философского понимания, что пространство, время и материя едины. Нет материи - нет пространства и времени, нет пространства и времени - нет материи» [7, с.68].

Одна из важных функций философии заключается в координировании методов в процессе научного исследования. Философия также выполняет интегрирующую функцию, являясь одним из важнейших факторов объединения знания различных областей науки.Философиявыступаетобщекультурным интегратором, объединяя различные сферы общественной жизни, уровни социальной организации и социальные структуры.

Логико-гносиологическая функция

заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Таким образом, философия, выполняя мировоззренческие и методологические функции становится необходимой и важной в процессе образования и воспитания. Однако нельзя не сказать, что содержание философии как учебной дисциплины, профессионализм и компетентность преподавателей

философии и иных философских дисциплин, являются важными факторами «принятия» философских знаний, и в ходе этого - развития навыков аналитического, критического мышления, творческого отношения к самому процессу обучения, понимания своей будущей профессии.

Безусловно, обучающийся это не «tabula rasa» на которую в процессе преподавания философии наносятся «письмена» (идеи, концепции, категориальный аппарат и т. п.) и которые закрепляются в сознании

человека. У него имеются определенные социо-гуманитарные знания, усвоенные им в процессе довузовского обучения, теоретических учебных дисциплин в вузе, опыт практических занятий, личный, пусть небольшой, жизненный опыт. Преподавание философии, пожалуй, более чем другие дисциплины, способствует пополнению и творческому использованию научной информации, ценностно-смысловых

ориентаций человека в изменяющемся мире, формированию инновационного мышления.

Культурология, преподаваемая в нашем вузе на первых курсах, тесно связана с философией, однако они не взаимозаменяемые дисциплины. Можно поставить вопрос: что дает культурология студенту как будущему специалисту, как личности? В рамках поставленной цели отметим один из аспектов. В современном глобальном мире, с развитием цифровых технологий, интернет-пространства на становление и развитие личности большое влияние оказывают межкультурные взаимодействия представителей различных культур. И то, что называется диалогом культур возможно лишь при понимании, чувствовании культуры своего этноса, укорененности в ней и, в то же время, умении услышать другого как носителя иной культуры. Культурология выстраивает логику взаимодействия человека с культурой, которая сегодня в определенном смысле «захватывает» человека. Культурология может быть разной, но, пожалуй, самое главное - как учебная дисциплина, она должна дать практические навыки того, как ориентироваться в мире культуры, сохранить свою культурную идентичность, быть открытым миру и любить свое Отечество, сохранить свои культурные ценности.

Особо отметим дисциплину «История и философия науки», которую изучают магистранты. Здесь подчеркнем, что более углублено изучается именно философия науки, которая развивается вместе с развитием самой науки. Выдающийся философ В. С. Степин отмечает: «С отпочкованием от

философии конкретных наук возникает новый тип их взаимоотношений. С одной стороны, философия, опираясь на достижения науки, развивает свои идеи, принципы и категориальный аппарат, а с другой - она активно влияет в качестве мировоззренческо-методологической основы на процессы фундаментальных научных открытий, их интерпретацию и включение в культуру» [8, с.10].

Строгая демаркация наук о природе и наук о духе (культуре), о которой говорили неокантианцы Баденской школы и которая соответствовала в целом науке XIX века, потеряла свою актуальность в последние десятилетия ХХ века. В современной постнеклассической науке широко распространены идеи и методы синергетики, применяется принцип коэволюции и т. д. Степин В.С. пишет: «... в естествознании наших дней все большую роль начинают играть исследования сложных развивающихся систем, которые обладают «синергетическими характеристиками» и включают в качестве своих компонентов человека и его деятельность. Методология исследования таких объектов сближает естественнонаучное познание и гуманитарное познание, стирая жесткие границы между ними» [8, с. 10]. Освоение дисциплины «История и философия науки» дает возможность рассмотреть науку в целом как сложной культурно-исторический феномен, развить навыки аналитического мышления, поиска методологии и методов для собственного научного исследования, избежать жесткой позиции сциентизма или антисциентизма.

Кафедра философии. Видение развития нашего университета, это - «национальный исследовательский университет,

базирующийся на тесной интеграции образования, науки и производства» [1]. Производство знания сегодня имеет исключительное значение, поскольку знания в самых разных формах во многом влияют на социальные процессы. Остановимся на деятельности кафедры в этом аспекте. Прежде всего отметим, что государство многое

делает для развития науки и образования. Одним из таких действенных механизмов являются конкурсы КН МОН РК на грантовое финансирование по научным и (или) научно-техническим проектам. Кафедра успешно участвует в данных конкурсах КН МОН РК начиная с 2009 года. Во всех проектах участвуют не только преподаватели кафедры, но что важно, студенты, магистранты и докторанты.

В сферу интересов философов кафедры вошли актуальные проблемы, которые соотносятся с тем, что происходит в мировой и отечественной философии, исследованиях культуры. Это проблемы теории познания, социальной философии и религиоведения, философского осмысления национальной идеи Мэцпл1к Ел, проблемы идентичности и memory studies, человека, антропологии нравственности и символических образов казахской женщины, тема космоса в культурном ландшафте Казахстана, этика труда и управления в контексте модернизационного процесса в нашей стране и др.

Перед казахстанским обществом стоит задача успешной модернизации общественного сознания и преподаватели, участники научных проектов в той или иной форме выступают в публичном пространстве, читают лекции, проводят семинары и т.д.

Международное сотрудничество имеет большое значение для развития кафедры в научно-исследовательском плане. Оно осуществляется посредством участия ученых кафедры в международных научных проектах, участия зарубежных ученых в качестве консультантов в проектах кафедры, работах обучающихся над докторскими диссертациями.

Глобализационные процессы, трансформации в современной науке, существенные изменения ее социокультурного статуса, ее роли в обществе диктуют и изменения коммуникаций в науке. Они становятся более сложными, интенсивными и перед профессорско-преподавательским составом кафедры стоит задача более активного использования профессиональных коммуникаций в своей научной деятельности.

Результаты научных исследований в той или иной форме (внедрение дисциплины в ОП, темы в преподаваемых дисциплинах, тематика выпускных работ) внедряются в учебный процесс; издаются учебные пособия, монографии; публикуются статьи в журналах ККСОН и высокорейтинговых журналах за рубежом [9].

Научные конференции, проводимые в университете - это форма обмена новыми научными результатами, постановка и предложения решений актуальных проблем. Это многоплановое мероприятие, имеющее важность не только для состоявшихся ученых, но и молодых исследователей. Кафедра философии за последнее десятилетие расширила географию международного сотрудничества и при поддержке руководства университета провела ряд конференций. Традиционными стали международные конференции по актуальным проблемам мировой философии. ЕНУ им. Л.Н. Гумилева стал диалоговой площадкой для философской общественности. В своем приветственном слове на Ш-ей Международной научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы мировой философии, развитие человека, его сознания, нравственности» в 2018 году ректор ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, академик НАН РК Сыдыков Е.Б., отметив возрастающий интерес к форуму, в частности, подчеркнул, что проведение конференций способствует интересу мировой научной общественности к нашему государству, его инициативам и роли на международном уровне, к богатой культурной истории народа Казахстана [10]. Конференции были приурочены к юбилейным датам крупнейшего философа, основателя казахстанской школы диалектической логики, профессора, академика НАН РК Жабайхана Мубараковича Абдильдина. Он участник многих мировых философских конгрессов с 1968 года. «Его исследования фундаментальных философских проблем развития теоретического знания заслужили признание как в Казахстане, так и в России и занимают особое место в современной

философии» [11, с. 5]. О Ж.М. Абдильдине как философе, государственном и общественном деятеле пишут многие казахстанские ученые. Пожалуй, можно согласиться с философом Г.Г. Соловьевой, которая пишет: «Философия в действии - так можно определить позицию Жабайхана Мубараковича. И еще точнее: философия на службе национальных интересов, способствующая укреплению международного статуса родного Казахстана.» [12, с.157].

Известна его роль на посту председателя комиссиипореабилитации.Сособымчувством Ж.М. Абдильдин вспоминает о реабилитации Шакарима, возвращении творчества поэта и мыслителя в культурное наследие народа и признании исключительной роли Шакарима. Известно, что после посмертной реабилитации Шакарима Кудайбердиева в 1958 году, его произведения, тем не менее, не публиковались, несмотря на усилия Ахата Кудайбердиева и Каюма Мухамедханова. Абдильдин Ж.М., в частности, отмечает: «Наша комиссия после изучения всех документов, текстов и бесед пришла к выводу, что творчество Шакарима имеет большое значение для духовной культуры народа.» [13, с. 17]. Он говорит, что эта работа повлияла на него как на личность: «Если до этого я был просто ученым, то, занимаясь реабилитацией, я глубже понял и прочувствовал, какое негативное влияние оказала тоталитарная система на культуру и историю народа. Для меня это был важный опыт» [13, с. 18].

Выдающийся философ, на каком бы посту не находился, всегда вел и ведет преподавательскую работу. Ж.М. Абдильдин говорит: «.в конечном счете я знал, что должен вернуться в науку и образование, это моя специальность, мое призвание» [13, с. 19]. Отмечая успех в развитии ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, академик также признается: «В Евразийском университете, особенно в последние годы, у меня открылось второе дыхание, многие идеи я реализовал. Я опубликовал такие книги как: «Философия и логика Гегеля», «История философии», «Время и культура. Размышления философа»,

«Логика конкретного» и другие. Именно здесь я опубликовал целую серию работ: 10-ти томное собрание сочинений, в настоящее время у меня выходит 15 томов собрания сочинений. Отдельно опубликованы такие книги как: «Логика универсальных форм и методов познания», «Логика и теория современной демократии, и ее реализация» [13, с. 20].

В последние годы опубликованы книги о философии и философских проблемах в творчестве Абая, Ч. Валиханова, Л. Толстого, Ч. Айтматова. Ряд монографий Ж.М. Абдильдина в соавторстве с Абдильдиной Р.Ж. вышли за рубежом [н-р, см.: 14].

В мае 2017 года состоялась международная научно-практическая конференциия

«Адамзаттьщ бэрш CYЙ, бауырым деп...», посвященная 70-летию д. ф. н., профессора, писателя, общественного деятеля, академика НАН РК Гарифоллы Есим.

Гарифолла Еам - автор таких работ как «Хаким Абай» (2012), «Наука совести» (2008), «Кеменгер Мухтар» (2017), «Гулама-наме» (2020) и других. За трилогию «Гулама-наме» в декабре 2020 г. философу и писателю присуждена Государственная премия Республики Казахстан в области литературы и искусства имени Абая. Многие работы философа изданы за рубежом [н-р, см.:15].

Профессор Вашингтонского университета и Университета Джорджтауна (ACMCU) Р. Чарльз Веллер (R. Charles Weller) в статье «Mentorship under professor Garifolla Yessim: life lessons from a kazakh muslim scholar» рассматривая философские взгляды академика Гарифоллы Есим, подчеркивает, что они проникнуты идеями гуманизма и основаны на глубоком знании творческого наследия Абая. Р. Чарльз Веллер говорит, что в процессе общения, диалога с Гарифолла Есим он глубже понял Абая, ценность мудрости и богатства наследия великого казахского поэта и мыслителя. Автор полагает, что гуманистический взгляд Гарифоллы Есим на мировую историю, религию, диалог культур, связан с осмыслением философом трагического исторического опыта казахского народа [16].

Гарифолла Есим поставил вопрос о различении философии и Pálsapa. По мнению Рарифоллы Еам, такие идеи Абая как «суык акыл», «нурлы акыл», «жылы жYрек», «ыстык, кайрат», описывающие концепцию «толык адам» восходят к фалсафа Аль-Фараби. Познание толык адам начинается сперва с познания Бога, затем - познания Себя и после - познание Мира. Эти три познания Абая Гарифолла Есим рассматривает как структуру рálsapa и предлагает новый предмет -Ренессанс рálsapa [17].

Академики Абдильдин Ж.М. и Гарифолла Есим ведут занятия, руководят научными исследованиями магистрантов и докторантов, активно публикуются, в том числе и в журналах, входящихв базу данных Scopus и Web of Science. Философы активны в публичном пространстве, в общественной жизни страны и они являются для коллектива кафедры, для молодых преподавателей, обучающихся во многом примером умения мыслить, работать, развивать себя как личность и проявлять свою гражданскую позицию.

Качественный состав кафедры философии позволяет успешно выполнять учебную, научную, общественно-воспитательную

деятельность, готовить профессионалов по общеобразовательным программам «Философия» и «Культурология» на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры [3]. Студенты бакалавриата получают фундаментальную подготовку по социо-гуманитарным, философским и культурологическим дисциплинам, приобретают навыки педагогической, научно-исследовательской и организационной деятельности. Они проходят различные виды практик, что позволяет закреплять профессиональные, общепрофессиональные компетенции, демонстрировать и

развивать личностные компетенции, проявлять самостоятельность мышления, демонстрировать креативность и критичность мышления, ответственность за результаты своей работы.

На кафедре действует философско-культурологический клуб «АДАМ-ЗАТ»,

традиционно в третий четверг ноября отмечается Всемирный день философии, объявленный Всемирной организацией ЮНЕСКО в 2005 году. Студенты кафедры активно участвуют в ежегодной Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Наука и образование» в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева и иных межвузовских научных конференциях, предметных олимпиадах, ежегодном Республиканском конкурсе научно-исследовательских работ студентов и др. Наши студенты становятся победителями, занимают призовые места. Так, в 2018 году студенты-философы командой «Адам-зат» заняли 1-е место по итогам предметной олимпиады по философии, проходившей в КазНУ имени Аль-Фараби и уже в 2019 году олимпиада состоялась на базе ЕНУ имени Л. Н. Гумилева. Здесь команда философов заняла 2 и 3 места. В 2020 году команда культурологов «След» заняла 1 место на предметной олимпиаде, проходившей в Павлодарском государственном университете им. С. Торайгырова.

Студенты с 2014 года принимают участие в Республиканском конкурсе научно-исследовательских работ и становятся его победителями. В 2020 г. студенты 3 курса заняли призовые места в Республиканском конкурсе научно-исследовательских работ по культурологии (Кенжебекова А.) и философии (Абилханов Э., Тугелбай А.).

С 2007 года кафедра ведет подготовку магистров. Выпускники ЕНУ им. Л. Н. Гумилева и других вузов имеют возможность продолжить свое образование по ОП «Философия» и «Культурология». Содержание программ базируется на новых научных и методических разработках как преподавателей кафедры, так и в области философского и культурологического знания в целом, необходимых для подготовки современных высококонкурентных кадров. Обучение в магистратуре предполагает прохождение практик, в том числе и за рубежом. Научно-исследовательская работа магистрантов отражается в публикациях

материалов конференций, журналах. Магистранты проявляют активную жизненную позицию как молодые исследователи и граждане страны.

Третий уровень подготовки специалистов - это PhD докторантура. По философии докторантура открыта в 2013 году, по культурологии - в 2015 г.

Значительное внимание кафедра уделяет темам выпускных работ с точки зрения их актуальности, а также корреляции с программными документами в сфере духовного развития народа, восстановления, сохранения и трансляции ценностей материального и нематериального

культурного наследия. Выполнение и защита выпускной работы демонстрирует компетенции, приобретенные обучающимися в стенах университета.

Выпускники кафедры философии востребованы в сфере образования, общественных и государственных институтах, научно-исследовательских и аналитических центрах, иных учреждениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты. Философия является необходимым компонентом в образовательном процессе в силу выполнения ею мировоззренческих и методологических функций. Студенты, изучающие философию, способны использовать полученные знания для формирования мировоззренческой позиции. Философия имеет важное значение для развития навыков мышления, необходимых как в научно-исследовательской работе, так и в повседневной жизни.

Культурология показывает многообразие и ценность культур, тем самым способствует развитию толерантной личности, открытости ее сознания. Такая личность способна вступать в подлинный диалог с носителями иных культур, понимать культурные процессы конкретного общества и современного глобального мира.

Освоение дисциплины «История и философия науки» дает возможность рассмотреть науку в целом как сложной культурно-исторический феномен, развить способность к критическому анализу и

оценки научных достижений, навыки аналитического мышления, осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной сфере. Следовать принципам этоса науки.

Качественный состав кафедры, на которой работают академики НАН РК Абдильдин Ж.М. и Гарифолла Есим, позволяет готовить конкурентноспособных выпускников по образовательным программам «Философия» и «Культурология» на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры.

Заключение. Научно-исследовательская деятельность кафедры, расширение международного сотрудничества способствуют развитию вуза как национального исследовательского университета. Перед

кафедрой стоит задача дальнейшего расширения научных коммуникаций, повышения своего профессионального уровня.

Кафедра философии, существующая со дня основания ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, в преподавании философии, культурологии (уровень бакалавриата), истории и философии науки (уровень магистратуры) на всех ОП университета, реализуя ОП «Философия» и «Культурология» (уровни бакалавриата, магистратуры, докторантуры), осуществляя научно-исследовательскую

деятельность следует Миссии и Видению университета и направлена на реализацию Политики в области обеспечения качества образовательного процесса.

Список литературы

1 Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева. [Электрон. ресурс]. - 2021. -URL:https://www.enu.kz/ru/o-enu/osnovopolagayushchie-dokumenty/ (дата обращения 01.02. 2021)

2 Кондратьева С.Б. Преподавание философии в вузе: проблемы, прогнозы, перспективы.//Знание, понимание, умение. - 2018. - № 4. - С.122-131. [Электронный ресурс]. - 2018. - URL: https://cyberleninka. ru/artide/n/prepodavanie-filosofii-v-vuze-problemy-prognozy-perspektivy (дата обращения 03.02.2021). DOI 10.17805/zpu.2018.4.12

3 Кафедра философии. [Электрон. ресурс]. - 2021. - URL: https://fsn.enu.kz/subpage/kafedra-filosofii (дата обращения 01.02.2021)

4 Закон Республики Казахстан. Об образовании (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.01.2021 г.) [Электрон. ресурс]. - 2021. - URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30118747 (дата обращения 10.02. 2021)

5 Назарбаев Н. А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания [Электрон. ресурс].

- 2021. - URL: https://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya (дата обращения 26.01. 2021)

6 Швейцер А. Культура и этика/ А. Швейцер. - Москва: Прогресс, 1992. - 576 с.

7 Арынгазин К.М., Архипов В.В., Кудусов А.С. Заметки к идее современного научно-физического подхода к единству материи и пространства-времени. // Актуальные проблемы мировой философии, развитие человека, его сознания, нравственности: Мат-лы III Междунар. науч.-теорет. конф. (16-17 февраля 2018 г., Астана, Казахстан) в 2-х тт. - Астана: изд-во ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2018. - 218 с. - Т.1. - С. 67-79

8 Степин В.С. История и философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата наук. - Москва: Академический проект, 2011. - 423 с.

9 Научная деятельность кафедры философии [Электрон. ресурс]. - 2021. - URL: https://fsn.enu.kz/ subpage/nauchnaya-deyatel-nost-kaf-fil (дата обращения 10.02.2021)

10 Абдильдина Р., Толгамбаева Д. III-я Международная научно-теоретическая конференция «Актуальные проблемы мировой философии, развитие человека, его сознания, нравственности»// Эл-Фараби.

- 2018. - № 1 (61). - С.161-167

11 Жабайхану Мубараковичу Абдильдину 85 //Вопросы философии. - 2018. - № 2. - С. 5

12 Соловьева Г. Послесловие к юбилею. В философии еще много тайн// Эл-Фараби. - 2018, № 1 (61). - С.168-173

13 Медеуова К., Сандыбаева У., Рыскулбекова Д. Наука и научное сообщество Казахстана: взгляд философа (интервью с академиком НАН РК Жабайханом Мубараковичем Абдильдиным в канун его 85-летия)// Актуальные проблемы мировой философии, развитие человека, его сознания, нравственности: Мат-лы III Междунар. науч.-теорет. конф. (16-17 февраля 2018 г., Астана, Казахстан) в 2-х тт. - Астана: изд-во ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2018. - 218 с. - Т.1. - С. 10-20

14 Abdildin C., Abdildina R. Humanist Bir Du§unur: Abay, (Dergah Yayinlari, istanbul, 2020, 219 p.)

15 Garifolla Yessim. The Agony of Socialism: Kazakh Memoirs of the Soviet Past Paperback (Asia Research Associates, Los Angeles, 2017, 166 p.)

16 Чарльз Р. У. Mentorship under professor Garifolla Yessim: life lessons from a kazakh muslim scholar // Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттык университетшщ Хабаршысы. Тарихи гылымдар. Философия. Дштану» сериясы. - 2019. - № 1. - С. 77-79

17 Еам F. Palsapa ренессансы // Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттык университетiнiц Хабаршысы. Тарихи гылымдар. Философия. Дштану» сериясы. - 2019. - № 1. - С. 70-76

А.Ч. Рамазанова, Д.Т. ТолFамбаева

Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттъщ университет^Нур-Султан, Казахстан

Философия жэне Л.Н. Гумилев атындаFы Еуразия улттык университетшде философтар

Авдатпа. Макаланыц непзп мазмуны - ^огамныц эртYрлi салалары Yшiн мамандар даярлауда философия пэншщ мацыздылынын TYсiнуге MYMкiндiк беретiн философия кызметтерш талдау. Сонымен Катар, авторлар студентт1ц тулга ретiнде калыптасуыщ^ы мэдениеттанудыц рeлiн; гылым философи-ясы мен тарихыныц зерттеу дагдыларын дамыту Yшiн мацыздылыгын, гылым мен практикада езшдш дуниетанымдык жэне эдкнамалык устанымныц калыптасуына токталады.

Макалада университеттегi философтар такырыбы козгалады, авторлар философия гылымыныц док-торы, профессор, К,Р ¥FА академигi Ж.М. Эбдыдин жэне философия гылымыныц докторы, профессор К,Р ¥FА академигi, жазушы Fарифолла Есiмдi усынады.

Макалада философия кафедрасыныц бiлiм беру, гылыми, коFамдык-тэрбиелiк кызметше катысты материалдар жинакталFан. Бул кафедраныц ез кызметiн Л.Н. Гумилев ат. Е¥У-нщ Миссиясына сэйкес ЖYзеге асыруFа деген умтылысын жэне даму баFытын устануды кeрсетедi.

Макалада Л.Н. Гумилев ат. Е¥У-не 25-жыл толуына орай, оныц негiзi каланFаннан берi кызмет атка-рып келе жаткан кафедраныц кейбiр корытындылары жасалды.

ТYйiн сездер: Л.Н. Гумилев ат. Е¥У; философия; мэдениеттану; бiлiм алушы; философтар; философия кызметтер!; философия кафедрасы; бШм беру баFдарламасы; жобалар.

A.Ch. Ramazanova, D.T. Tolgambayeva

L.N. Gumilyov Eurasian National University, Nur-Sultan, Kazakhstan

Philosophy and philosophers in L.N. Gumilyov Eurasian National University's life

Abstarct. The article is aimed to analyze the philosophy's functions, which makes it possible to understand the importance of philosophy discipline in staff training for various spheres of life in society. The authors also show the role of cultural studies in the formation of a student's personality, the importance historical and philosophical sciences for the development of research skills, the formation of their own worldview and methodological position in science and practice.

The article considers well-known philosophers of L.N. Gumilyov Eurasian National University. The authors describe contribution of such academicians as Doctor of Philosophy, Professor, Academician of the National

Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan Zh.M. Abdildin and the Doctor of Philosophy, Professor, Academician of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan, writer Garifolla Esim.

The article summarizes the materials relating to teaching, research, social and educational activities of Philosophy Department. They show desire of department to carry out its activities within the mission of L.N. Gumilyov Eurasian National University, the vision and direction of its development.

The article summarizes some of the results of the activities of Philosophy Department, operating since the founding of L.N. Gumilyov Eurasian National University

Key words: L.N. Gumilyov Eurasian National University; philosophy; cultural studies; a learner; philosophers; functions of philosophy; department of philosophy; educational program; projects.

References

1 Evraziskij natcionalnyj universitet imeni L.N. Gumilyova [L.N. Gumilyov Eurasian National University]. Available at: https://www.enu.kz/ru/o-enu/osnovopolagayushchie-dokumenty/ [in Russian]. (Accessed 01.02.2021).

2 Kondratyeva V.S. Prepodavanie filosofii v vuze: problemy, prognozy, perspektivy [Teaching philosophy at the university: problems, forecasts, prospects], Znanie, ponimanie, umenie [Knowledge, understading, skill], 4 122-131(2018). doi 10.17805/zpu.2018.4.12. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavanie-filosofii-v-vuze-problemy-prognozy-perspektivy [in Russian]. (Accessed 03.02.2021).

3 Kafedra filosofii [Department of Philosophy]. Available at: https://fsn.enu.kz/subpage/kafedra-filosofii [in Russian]. (Accessed 01.02. 2021)

4 Zakon Respubliki Kazakhstan Ob obrazovanii [Education Law of the Republic of Kazakhstan], s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 08.01.2021 g. [with changes and additions as of 08.01.2021] Available at: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30118747 [in Russian]. (Accessed 10.02. 2021).

5 Nazarbayev N.A. Vzglyad v budushje: modernizatciya obshestvennogo soznaniya [Looking into the future: modernization of public consciousness] Available at: https://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/ press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya [in Russian]. (Accessed 26.01. 2021).

6 Schweitzer A. Kultura i etika. Blagogovenie pered zhiznyu [Culture and ethics. Reverence for life] (Progress, Moscow, 1992). [in Russian].

7 Aryngazin K.M., Arhipov V.V., Kudusov A.S. zametri k idée sovremennogo nauchno-fizicheskogo podhoda k edinstvu materii i prostranstva-vremeni [Notes on the idea of a modern scientific-phisical approach to the unity of matter and space-time], Aktualnye problem mirivoi filosofii, razvitie cheloveka, ego soznaniya, nravstvennosti [Actual problems of word philosophy, the development of human, his consciousness, morality], materialy III mezhdunar. nauchno-teoret. konf. [Materials of the III Intern.scientific-theoretician conf.]. Astana, 2018, P. 67-70. [in Russian].

8 Stepin V.S. Istoriya i filosofiya nauki [History and philosophy of science], uchebnik dlya aspirantov i soiskatelei uchenoi stepeni kandidata nauk [Textbook for graduate students and candidates for the degree of candidate of sciences] (Academic prospect, Moscow, 2011). [in Russian].

9 Nauchnaya deyatelnost kafedry filosofii [Scientific activity of Department of Philosophy] Available at: https://fsn.enu.kz/subpage/nauchnaya-deyatel-nost-kaf-fil [in Russian]. (Accessed 10.02.2021).

10 Abdildina R., Tolgambayeva D. III-ya Mezhdunarodnaya nauchno-teoreticheskaya konferentciya [Materials of the III Intern.scientific-theoretician conf.], "Aktualnye problem mirovoi filosofii, razvitie cheloveka, ego soznaniya, nravstvennosti. Al-Farabi" [Actual problems of word philosophy, the development of human, his consciousness, morality. Al-Farabi]. Astana, 2018, P. 161-167. [in Russian].

11 Zhabaihanu Mubarakovichu Abdildinu 85 [Zhabaykhan Mubarakovich Abdildin 85], Voprosy filosofii [Philosophy questions]. 2, 5 (2018). [in Russian].

12 Solovyova G. Posleslovie k yubileyu [Afterword to the anniversary], V filosofii eshye mnogo tain. Al-Farabi [There are still many secrets in philosophy. Al-Farabi]. 1 (61), 168-173(2018). [in Russian].

13 Medeuova K., Sandubayeva U., Ryskulbekova D. Nauka i nauchnoe soobshestvo Kazakhstana: vzglyad filosofa [Science and the scientific community of Kazakhstan: a philosopher's view, materialy III mezhdunar. nauchno-teoret. konf. [Materials of the III Intern.scientific-theoretician conf.]. Astana, 2018, P. 10-20. [in Russian].

14 Abdildin C., Abdildina R. Humanist Bir Du§unur: Abay, (Dergah Yayinlari, istanbul, 2020, 219 p.) [in Turkish]

15 Garifolla Yessim. The Agony of Socialism: Kazakh Memoirs of the Soviet Past Paperback (Asia Research Associates, Los Angeles, 2017, 166 p.)

16 Charles R.U. Mentorship under professor Garifolla Yessim: life lessons from a kazakh muslim scholar. Bulletin of L.N. Gumilyov Eurasian National University. 1, 77-79 (2019).

17 Yessim G. Palsapa renesansy [Renaissance of philosophy], Vestnik Evrazijskogo nacional'nogo universiteta imeni L.N. Gumileva [Bulletin of L.N. Gumilyov Eurasian National University]. 1, 70-76 (2019). [in Kazakh].

Сведения об авторах:

Рамазанова Адия Чапаевна - магистр философии, старший преподаватель кафедры философии, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Нур-Султан, Казахстан.

Толгамбаева Даметкен Турлыбаевна - автор для корреспонденции, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Нур-Султан, Казахстан.

Ramazanova Adia Chapaevna - Master of Philosophy, Senior Lecturer, Department of Philosophy of L.N. Gumilyov Eurasian National University, Nur-Sultan, Kazakhstan.

Tolgambayeva Dametken Turlybayevna - Corresponding author, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Philosophy of L.N. Gumilyov Eurasian National University, Nur-Sultan, Kazakhstan.

ВЕСТНИК Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. № 1(134)/2021 93

Серия Исторические науки. Философия. Религиоведение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.