Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА В АКТУАЛЬНОМ СЛОВЕ'

ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА В АКТУАЛЬНОМ СЛОВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА / РОССИЯ / НАУКА / ЗНАНИЕ / ЧЕЛОВЕК / ФИЛОСОФИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СОФИАСОФИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сухина Татьяна Сергеевна

Представлен обзор выступлений на авторской конференции-презентации «Философия хозяйства в актуальном слове», посвящённой 35-летию лаборатории философии хозяйства, состоявшейся 22 июня 2023 г. на экономическом факультете МГУ в смешанном формате по инициативе научно-исследовательской лаборатории философии хозяйства совместно с Научным советом «Центр общественных наук МГУ» и Академией философии хозяйства. Цель конференции - обратиться к реальному опознаванию философии хозяйства: что есть философия хозяйства, зачем она, что даёт, какие имеет итоги? В конференции приняли участие учёные-гуманитарии, признающие философию хозяйства, публикующиеся в философско-хозяйственных изданиях, в журнале «Философия хозяйства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF ECONOMY IN THE ACTUAL WORD

The review of the author's conference-presentation "Philosophy of Economy in the Actual Word", dedicated to the 35th anniversary of The Laboratory of Philosophy of Economy, held on June 22, 2023 at the Faculty of Economics of Moscow State University in a mixed format on the initiative The Laboratory of Philosophy of Economy along with the Scientific Сouncil "Center for Social Sciences" of the Moscow State University and the Academy of the Philosophy of Economy. The purpose of the conference is to turn to the real recognition of the philosophy of economy: what is the philosophy of economy, why is it, what does it give, what are its results? The conference was attended by scientists in the humanities who recognize the philosophy of economy, published in publications on the philosophy of economy, in the journal "Philosophy of Economics".

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА В АКТУАЛЬНОМ СЛОВЕ»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Материалы конференции

УДК 330.8

йО!: 10.52180/1999-9836_2023_19_3_12_452_456 EDN: YTRZFP

Философия хозяйства в актуальном слове

Татьяна Сергеевна Сухина

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия (tssmsu@mail.ru), ^СЮ: https://orcid.org/0000-0003-2189-5934)

Аннотация

Представлен обзор выступлений на авторской конференции-презентации «Философия хозяйства в актуальном слове», посвящённой 35-летию лаборатории философии хозяйства, состоявшейся 22 июня 2023 г на экономическом факультете МГУ в смешанном формате по инициативе научно-исследовательской лаборатории философии хозяйства совместно с Научным советом «Центр общественных наук МГУ» и Академией философии хозяйства. Цель конференции - обратиться к реальному опознаванию философии хозяйства: что есть философия хозяйства, зачем она, что даёт, какие имеет итоги? В конференции приняли участие учёные-гуманитарии, признающие философию хозяйства, публикующиеся в философско-хозяйственных изданиях, в журнале «Философия хозяйства».

Ключевые слова: философия хозяйства, Россия, наука, знание, человек, философия, мировоззрение, софиасофия

Для цитирования: Сухина Т.С. Философия хозяйства в актуальном слове // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. №3. С. 452-456. DOI https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_3_12_452_456; EDN YTRZFP

CNF (Conference proceedings)

DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_3_12_452_456 EDN: YTRZFP

Philosophy of Economy in the Actual Word

Tatiana S. Sukhina

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia (tssmsu@mail.ru), (ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2189-5934)

Abstract

The review of the author's conference-presentation "Philosophy of Economy in the Actual Word", dedicated to the 35th anniversary of The Laboratory of Philosophy of Economy, held on June 22, 2023 at the Faculty of Economics of Moscow State University in a mixed format on the initiative The Laboratory of Philosophy of Economy along with the Scientific Council "Center for Social Sciences" of the Moscow State University and the Academy of the Philosophy of Economy. The purpose of the conference is to turn to the real recognition of the philosophy of economy: what is the philosophy of economy, why is it, what does it give, what are its results? The conference was attended by scientists in the humanities who recognize the philosophy of economy, published in publications on the philosophy of economy, in the journal "Philosophy of Economics".

Keywords: philosophy of economy, Russia, science, knowledge, man, philosophy, worldview, sophiasophy

For citation: Sukhina T.S. Philosophy of Economy in the Actual Word. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii=Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2023;19(3):452-456. (In Russ.) DOI https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_3_12_452_456

На экономическом факультете МГУ 22 июня 2023 г. состоялась авторская конференция-презентация «Философия хозяйства в актуальном слове», посвящённая 35-летию лаборатории философии хозяйства (в смешанном-формате), организованная лабораторией философии хозяйства совместно с Научным советом «Центр общественных наук МГУ» и Академией философии хозяйства.

Председатель оргкомитета конференции и её ведущий д.э.н., профессор, заведующий лаборатории философии хозяйства экономического факультета МГУ, председатель научного сове-

та «Центр общественных наук МГУ», президент Академии философии хозяйства Ю.М. Осипов отметил, что наступил момент для того, чтобы подвести кое-какие итоги в связи с юбилеем лаборатории философии хозяйства и обозначить место и значение философии хозяйства, которую никто, кроме нас столь объёмно и масштабно ни в России, ни в мире не разрабатывает:

«Определяя философию хозяйства как сложившийся в открытое целое особенный поток гуманитарной мысли в своей актуальной и действенной реализации, я вовсе не случайно упо-

требляю определительное словосочетание «поток гуманитарной мысли», поскольку философия хозяйства, хотя и зарождалась на творческом стыке научной экономии и философии, выглядела поначалу как междисциплинарная отрасль науки, соединившая в себе экономику и философию, однако, развиваясь в ходе постижения многообразной мировой реальности всё более выходила за пределы не только собственно экономики и даже собственно философии, но и за пределы вообще науки как науки, всё более завоёвывая позицию не только не отрасли экономики и даже той же философии, а вполне себе самостоятельного и па-радигмально самодостаточного большого потока мысли, занявшего, на мой взгляд, достойное место в ряду других больших потоков человеческой мысли, в - мифологии, философии, богословии, науке, оказавшись, таким образом, пятой в этом ряду творческой компонентой. Короче: философия хозяйства в своём развёрнутом из первичного бутона в многоцветный цветок образе совсем уже не часть какого-либо потока знаний, а, как я предпочитаю говорить, сама-себе-поток, разумеется, ничего из наработанного человечеством не отвергающий, даже и что-то из него эффективно использующий, но всё-таки осмелившийся выйти на собственную большую, разумеется, не разбойную, а размыслительную дорогу, не утруждая себя при этом ни заведомой ограничительной аксиоматикой, ни попыткой выработать какие-либо догматического свойства ментальные конструкции.

В превращении философии хозяйства из скромного бутона в пышный цветок сыграло неоценимую роль начатое в её лоне С.Н. Булгаковым обращение к Софии Премудрости Божией и завершённое вашим покорным слугой концептуальным единением философии хозяйства с Софией посредством перехода от булгаковской софиоло-гии к нашенской софиасофии, превратившей саму философию хозяйства фактически в софиасофию хозяйства. Чтобы быть понятным, замечу, что София (с ударением на «и») здесь предшествует любой человеческой софии (с ударением на «о»), включая и саму философию, отчего в новом своём образе философия хозяйства выглядит, сохраняя свой уже ставший привычным представительский титул «философия хозяйства», не как всего лишь любовь к мудрости (знаменитое «любомудрие»), а как Мудрость мудрости, где сначала, впереди и свыше, мудрость божественная (с большой «М»), а затем уже человеческая (с малой «м»).

Если «хозяйство» философия хозяйства трактует как всё деятельное жизнеотправление (динамичное и переменчивое, позитивное и негативное, утверждающее и отрицающее) человека, природы, планеты, космоса, мироздания, даже и

Господа Бога, а, обобщённо говоря, и как творение -Божие и от кого-либо или чего-либо частное, включая человека, то «экономика» для философии хозяйства не более чем часть человеческого жиз-неотправления и его же творения, опосредуемая и ведомая идеальной субстанцией - стоимостью, а на явленческой поверхности деньгами, ценами и всем от них производным, отчего экономической мысли остается либо заниматься именно феноменом стоимости, с её деятельными параметрами, их движением, не покидающим голов человеческих, и их фактической ролью в хозяйственной реальности, а чем тут заниматься явно хватает -деньги, цены, капиталы, инвестиции, денежные доходы, банки, кредиты, но и всё реально-хозяйственное, что всем этим стоимостным хозяйством обусловливается. Замечу особо, что без метафизической, а не научно-философической, философии хозяйства, как и вообще метафизики с её трансцендентностью, экономики, которая есть в основе своей сплошная метафизика, как и не менее сплошная трансцендентность, не понять, что подтверждается простым доводом: экономическая наука так и не ответила ясно и определённо (что она вроде бы любит), что же есть собственно экономическое в экономике (а что, казалось бы, проще)?

В своём выступлении «Философия хозяйства: мировоззрение, метафизика, методология» д.э.н., профессор философского факультета МГУ Н.Б. Шулевский подчеркнул, что «исследуется уникальный феномен русского мира - философия хозяйства. Философия хозяйства является формой русского ведического мировоззрения. Его ядром служит изначальная, органическая связь двух запредельных начал - мудрости и творения. Эта связь действует посредством творческой самоорганизации, которая в контексте разума и сознания становится хозяйством.

Философия хозяйства является русской метафизикой, учением о взаимодействиях мира невидимого с миром земновидимым. Русская метафизика стремится познать Запределье, реальность, которая находится за пределами Абсолюта, но действующая внутри самих пределов, законов, норм земного мира. Русская метафизика трактует невидимый мир не только как объект, но и в качестве особого субъекта - Софии Премудрости, являясь в этом плане софийной метафизикой (софиасофией). Русская метафизика порождает не только новые знания, но и новые способности, смысловые алгоритмы, дискурсы разума и сознания, расширяет смысловые пространства истины.

Философия хозяйства является уникальной методологией - полилектикой, которая соединяет в целостность монолектику, диалектику и три-алектику. Полилектика рассматривает объекты

как некие светила, испускающие смысловые лучи-вести вовне и внутрь себя. Движущей силой полилектики служат не противоречия бытия, а единоречия всех его сил. Философия хозяйства является тайным аварийным выходом из тупиков прогресса. И этот выход ищет людей, способных воспользоваться его «услугами».

Д.полит.н., профессор С.В. Бирюков (Центр изучения России, Восточно-Китайский педагогический университет, Шанхай, КНР) сформулировал, что определяет уникальность лаборатории философии хозяйства, созданной Ю.М. Осипо-вым и ставшей фундаментом для создания одноименной Академии философии хозяйства (АФХ):

«Во-первых, междисциплинарный методологический подход, который позволяет объяснять экономику не с позиций экономики, но с позиций более фундаментальной онтологии и философской перспективы.

Во-вторых, сохранение твёрдой приверженности глубокой философской рефлексии, которая распространяется на широкий круг вопросов, являющихся предметом изучения современного гуманитарного знания, и позволяет постепенно и последовательно выстраивать осмысленную картину изменяющейся реальности.

В-третьих, приверженность собственной парадигме научного знания, смысл которой постоянно уточняется и актуализируется.

В-четвёртых, сохранение и развитие АФХ как неформального сообщества исследователей и интеллектуалов, связанных общим видением широкого круга взаимосвязанных научных и социальных проблем; именно такая форма совместной научной деятельности оказывается эффективной сегодня, в условиях глубокого кризиса многих формализованных структур и объединений.

В-пятых, принципиальная «россиецентрич-ность» Академии философии хозяйства как научного объединения - что не исключает, но предполагает формирование ею собственного оригинального и научно обоснованного взгляда на проблемы глобального масштаба».

С точки зрения д.э.н. А.В. Кузнецова (Финансовый университет при правительстве РФ) «главнейшая заслуга школы философии хозяйства - в обосновании рисков утраты русской самобытности в бездумном копировании чужого, в необходимости разворота России от Запада к самой себе. Россия - это самобытная цивилизация и должна развиваться по собственным традициям и законам. По своим масштабам Россия не может быть чьим-то придатком. Россия - это равноценный партнёр и поэтому должна развивать свою финансовую систему, свою промышленность, свою культуру. Пришло время вернуть место России в мировой цивилизации, для этого нужно опи-

раться на свои собственные силы, на идеи, которые коренятся в русском генетическом коде, и которые по междисциплинарным каналам философии хозяйства проникают во все науки, чтобы восполнить тот гуманитарный вакуум, который образовывался в России на протяжении её многовекового «хождения» на техноцентричный Запад. Ментально разворот России к самой себе начался, нужно чтобы он не закончился на полпути, нельзя расхолаживаться, нужно идти дальше».

К.полит.н., профессор С.А. Марков отметил, что Академия философии хозяйства - это одно из наиболее стабильных сообществ в современной России, которое выдержало испытание временем и в своём выступлении представил современные тенденции, характеризующие новую реальность:

«1. Бурно развивающийся цифровой мир, в котором живут всё больше людей, лидирующие позиции в нём занимают не государства, а корпорации, это означает, что нет правового регулирования на национальном уровне.

2. Растёт значение неоплачиваемого труда, подчеркивается его ценность для личности, поскольку если труд человека в экономическом секторе является отчуждённым, то труд в неэкономическом секторе является неотчуждённым, и в этом смысле он укрепляет целостность человека, делает его счастливым.

3. Происходит распад правовой системы и правового сознания, поскольку скорость изменений зашкаливает, и право не успевает подлаживаться, формируется сверхсложная система права, в которой выигрывает не тот, кто прав, а у кого есть власть и деньги.

4. Происходит распад языка - новый язык не успевает за новой реальностью, многие реальности приходят и уходят так быстро, что не успевают получить новый язык. Кроме того, язык формируется в рамках какого-то сообщества, а сейчас происходит кластеризация общественного сознания, в социальных сетях происходит сжимание социального сознания, а в результате распад единого языкового пространства.

5. Распад социальных общностей - исчезают постоянные профессии, во всём мире исчезают профсоюзы».

В результате этих тенденций, с точки зрения С.А. Маркова, «возникает хаотизация - у людей повышается тревога, никто не верит в счастливое будущее, резкий рост нестабильности, негативности, отсюда возникает запрос на порядок, некую диктатуру. Но диктатора нет и не предвидится, потому что нет этого субъекта диктатуры. В этих условиях на роль диктатора претендует искусственный интеллект, но пока он недоразвит и непонятно, кто его контролирует».

В докладе «Философия хозяйства в становящейся новой, ноосферной парадигме взаимоотношений Человека и Природы в XXI в. (о «фи-лософско-хозяйственной революции» в системе философского знания) д.э.н., профессор директор Центра ноосферного развития СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ А.И. Субетто (г. Санкт-Петербург) сформулировал ряд тезисов.

«1. Прошедшие 111 лет после выхода булга-ковской «Философии хозяйства» и 33 года с момента выхода "Опыта философии хозяйства" Ю.М. Осипова [1] я определяю как происходящую "философско-хозяйственную революцию" в системе философского знания и в системе научного мировоззрения.

Эта «философско-хозяйственная революция» накладывается на «вернадскианскую революцию» (Н. Полунин, Ж. Гриневальд) [2] в системе научного мировоззрения. Это наложение двух «интеллектуальных революций» ХХ в., сгенерированных логикой развития именно русской научной и философской мысли в России, как евразийской, общинной, самой холодной, и поэтому — с самой высокой энергетической стоимостью воспроизводства хозяйства, экономики и в целом жизни человека и общества, цивилизации и предстаёт как начавшаяся ноосферная революция не только в науке, философии, культуре и образовании, но и в системе смыслов и основ бытия человека на Земле.

2. Глобальный экологический кризис, в который зашло человечество во взаимоотношениях мирового хозяйства и Природы, а к концу XX в. Глобальная Экологическая Катастрофа, поставили Экологический Предел существующей системе хозяйствования на Земле, и возник императив выживания человечества, именно как ноосферный императив - императив перехода к ноосферной эволюции в форме научно управляемой Социо-Биосферной эволюции, результат которой - научно-образовательное общество и соответственно ноосферное хозяйство (кстати, на необходимость трансформации мирового хозяйства в ноосферное хозяйство указал, исходя из своей логики, в "Опыте философии хозяйства" в 1990 г. Ю.М. Осипов) [1].

3. Возникший императив выживания человечества (как выхода его из первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы) есть императив, предъявленный со стороны Природы Земли (как Целого) Человечеству (как Целому), как императив, требующий, чтобы оно (Человечество) стало Разумом Биосферы, научно управляющим социо-природной эволюцией.

А это в свою очередь означает, что «философия хозяйства» становится в XXI в. "ноосферной

философией хозяйства", становление которой есть момент ноосферной революции в Разуме Человечества. Ноосферная философия хозяйства в данном контексте становится важнейшим компонентом становящейся научно-мировоззренческой системы XXI в., как базиса синтеза науки и власти, т.е. обеспечения необходимого качества управления социоприродной эволюцией.

4. Данная установка на переход к ноосферно-му хозяйствованию человечества на Земле именно в форме управляемой социоприродной эволюции находит своё дополнительное основание в «метафизическом коммунизме мироздания» -важнейшей категории булгаковской философии хозяйства.

С.Н. Булгаков в 1912 г. обратил внимание мыслящей части человечества на то, что "возможность потребления принципиально основана на метафизическом коммунизме мироздания, на начальном тожестве всего сущего, благодаря которому возможен обмен веществ и их круговорот, и прежде всего предполагает единство живого и неживого, универсальность жизни" [3].

"Метафизический коммунизм мироздания" в определении С.Н. Булгакова в XXI в., на фоне действия ноосферного императива - императива перехода Биосферы в Ноосферу как стратегии выживания человечества на Земле, становится своеобразной «онтологией» в форме Ноосферного Экологического Духовного Социализма и соответственно - ноосферных хозяйства и экономики [4].

5. И С.Н. Булгаков, и Ю.М. Осипов, и многие представители «школы философии хозяйства», возглавляемой Ю.М. Осиповым, развивают систему представлений о "софийности" хозяйствования на Земле'. "София" ещё с древнегреческих времён предстаёт как символ мудрости, при этом "мудрость" - это глубинная форма проявления через «разумность бытия" Закона Гармонии Мира как Целого, как Супер-Организма. "Софийность хозяйствования человека на Земле обретает но-осферное измерение. "Мудрость" как таковая только тогда обретает своё достойное оправдание применительно к человеческому разуму, когда человеческий Разум становится носителем Гармонии Ноосферы как Целого, т.е. Гармонии Биосферы в её новом качестве - как Ноосферы».

По мнению А.И. Субетто «Россия призвана возглавить Ноосферный Прорыв человечества. И на этом пути Русская Научная Школа Философии Хозяйства, «философско-хозяйственная революция в системе философского знания» - необходимый момент начавшегося Ноосферного Прорыва из России!»

Подводя итоги конференции Ю.М. Осипов, поблагодарил участников и заключил, «что не

только вновь зафиксирован факт наличия вполне себе сложившейся философии хозяйства и вновь обозначено её непреходящее значение как самостоятельного источника гуманитарной мысли, но и впервые философия хозяйства, обретшая, пусть, может, и версионную, но всё-таки определяющую смысловую интерпретацию как софиасофия хозяйства, получила тем самым пусть ещё тоже версионный, однако очень значимый статус одного из больших потоков гуманитарной мысли наряду с мифологией, бо-

гословием, философией, наукой, при этом не отрицая ни один из этих больших потоков, наоборот, их в мере в себя вбирая, возымев возможность своего собственного большого высказывания, достаточно отличного от других, исходя не из априорной твердокаменной аксиоматики надёжно затверженных догм, а из свободного восприятия самой реальности вкупе с ирреальностью, разумеется, живо пользуясь всем достигнутым человечеством словарно-по-нятийным наследием».

Список литературы

1. Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства. М., 1990. 382 с. ISBN. 5-211-00822-7

2. Полунин Н., Гриневальд Ж. Биосфера и Вернадский // Вестник РАН. 1993. Т. 63. № 2. С. 122-126.

3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. 412 с.

4. Субетто А.И. Закон опережения прогрессом человека научно-технического прогресса // Теоретическая экономика. 2019. № 9. С. 23-49.

Информация об авторе:

Татьяна Сергеевна Сухина - научный сотрудник, экономический факультет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

(e-mail: tssmsu@mail.ru) (РИНЦ Author ID: 807966) (ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2189-5934) Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 02.08.2023; принята к публикации 15.08.2023.

References

1. Osipov Yu.M. Opyt filosofii khozyaistva. Moscow; 1990. 382 p. (In Russ.) ISBN. 5-211-00822-7

2. Polunin N., Grineval'd Zh. Biosfera i Vernadskii. Vestnik Rossiiskoi akademii nauk. 1993;63(2):122-126. (In Russ.)

3. Bulgakov S.N. Filosofiya khozyaistva. Moscow: Nauka; 1990. 412 p. (In Russ.)

4. Subetto A.I. Zakon operezheniya progressom cheloveka nauchno-tekhnicheskogo progressa. Teoreticheskaya ekonomika = Theoretical Economy. 2019;(9):23-49. (In Russ.)

Information about the author:

Tatiana S. Sukhina - researcher, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia (e-mail: tssmsu@mail.ru) (РMНЦ Author ID: 807966) (ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2189-5934) The author declares no conflicts of interests.

The article was submitted 02.08.2023; accepted for publication 15.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.