ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ФИЛОСОФИЯ ХАЙДЕГГЕРА НА МАТЕРИАЛЕ «ЧТО ЗНАЧИТ
МЫСЛИТЬ?» Тюгашев И.А.
Тюгашев Илья Александрович - студент, кафедра вычислительных машин, Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск
Аннотация: цель данной статьи заключалась в том, чтобы показать над чем размышлял Мартин Хайдеггер. Также данная работа является кратким анализом некоторых работ вышеуказанного философа. В ней рассматривается проблема бытия. Исключительное умение человека мыслить. Показать, какие точки соприкосновение могут быть между наукой и философией. И также рассматривается сознание Хайдеггера и как оно менялось со временем.
Мартин Хайдеггер - выдающийся германский философ, который оставил многие труды, среди которых: «Бытие и время», «Кант и проблема метафизики», «Введение в метафизику», «Учение Платона об истине: «письмо о «гуманизме», «Путь к языку», «К делу мысли» и другие.
Философия Хайдеггера, решая проблему смысла бытия, утверждает, что только человеческому разуму оно открыто, так как, сталкиваясь с разными проявлениями Ничто, человек стремится своим разумом к общим сущностям, благодаря чему и может познать своё бытие.
В философии экзистенциализма Хайдеггера своим учением о бытие, наблюдаемым даже со стороны, доказывает способность разума к переживанию и осознанию самого бытия, но только личного, персонального. Но какие же действия происходят с нами, когда мы «осознаём» что-либо? Хайдеггер указывает на то, что бытие означает присутствие мысли, которое может являться через бытие осмысленное. Встречается ещё одно слово «осмысленное». Обратимся к работе Хайдеггера 2004 года «Что значит мыслить?». Мы можем мыслить лишь тогда, когда мы готовы осмыслять, когда желаем того, что должно быть осмысленно сейчас. Получается, что это приводит нас к мышлению, именно об этом говорил Хайдеггер: «только человеческому разуму оно открыто» [1, 101] - в отличие от животных и растений мы обладаем способностью мыслить.
«Мы попадаем в то, что называется мышлением, когда мыслим сами. Чтобы нам это удалось, мы должны быть готовы учиться мыслить» [2, с. 134]. А человек учится мыслить, когда подчиняет своё внимание тому, что нам даётся для осмысления.
Особенности работ Хайдеггера заключаются в том, что он может объяснить своим умением вопрошать, а не искать ответ на поставленный им вопрос. Поэтому получая ещё вопросы, мы начинаем сами искать ответы, осмыслять, тем самым - мы думаем, что мы мыслим, ведь мы готовы осмыслять и желаем того, что должно быть осмысленно. Но здесь может быть и загвоздка, с большой вероятностью, жаждущий найти ответы на вопросы будет искать какое-то научное объяснение. Но наука не может мыслить. В этом её преимущество, оно даёт науке возможность исследовательски войти в предметную сферу и поселиться в ней. Однако всё же наука зависима от мышления.
«Отношение науки к мышлению лишь тогда истинно и плодотворно, когда становится видна пропасть, существующая между наукой и мышлением, притом такая пропасть, через которую невозможен мост. От науки в мышление нет мостов, возможен лишь прыжок» [2, с. 140].
Пожалуй, человек своим хотением мыслить хочет слишком много и поэтому может слишком мало. Человек может мыслить, поскольку он имеет возможность для этого. Но одна лишь возможность ещё не гарантирует нам, что мы можем мыслить.
Бывают и такие моменты, когда мы всё ещё не мыслим, потому что то, что требует осмысления, отвернулось от человека. Тем самым осмысление скрывается от человека, привлекая его своим удалением от него. Уклоняющееся, кажется отсутствующим, но эта видимость вводит нас в заблуждение, то что удаляется, прибывает и именно таким образом, что оно притягивает нас, пленяя.
«Наблюдаемое даже со стороны, доказывает способность разума к переживанию и осознанию самого бытия, но только личного, персонального» [3, с. 50]. Но если смотреть с другой точки зрения решения этой проблемы, человек в современном обществе не то чтобы боится делать прыжок, он отказывается мыслить, ведь он, по его мнению, находится в зоне комфорта. А что, если показать человеку, что мышление имеет свои плюсы, оно может вывести его на другую более лучшую зону комфорта. Научить людей стремиться к тому, чтобы дойти до этой пропасти. Тем самым количество людей, которые прыгнут, возрастёт, соответственно, большее количество людей сможет дойти до требуемого осмысления, тем самым прийти к мышлению.
Исходя из того, что, конечно, каждый человек индивидуален, но в конечном итоге люди делятся на категории, а категории на подкатегории, т.е. хоть и каждый человек индивидуален, но в это же время человек может иметь сходные качества по отношению к другим людям. Значит воздействовать на категории людей можно благодаря разным средствам, тем самым, можно показать людям прелести и преимущества мышления и вывести немыслящих на другой уровень. Но, конечно же, это не будет гарантировать 100% вероятность исполнения замысла.
Примером свидетельствует: «Интерес, проявляемый к философии, никоим образом не свидетельствует о готовности мыслить. И то, что мы годами упорно занимаемся сочинениями великих мыслителей, еще не гарантирует того, что мы мыслим или хотя бы готовы учиться мыслить» [4, с. 50].
Философия Мартина Хайдеггера кратко критиковала классическую европейскую науку о человеке в том, что последняя акцентирует внимание на вульгарном настоящем в бытии человека, деля существование на моменты настоящего - «теперь», игнорируя бытийную онтологическую ценность будущего и тем более прошлого. Главная же претензия мыслителя к европейской философии была в том, что она отожествляла или тесно связывала бытие с объективным существованием, с материальным чувственным миром, несмотря на то, что истоки и основания бытия лежат в сознании - феномене субъективном и имматериальном. По Хайдеггеру существование не тождественно наличию в сущем - мире вещей и физических явлений. Мыслитель утверждал, что устремляясь в будущее в своих мыслях, разум испытывает истинное бытие, в то время как, концентрируясь на настоящем, а особенно мире вещей, он забывает о конечности бытия, пребывая в иллюзиях момента.
Важность нюанса онтологии личности и её бытия Мартин Хайдеггер поставил не только конечность, но и однократность, и принципиальную невозвратность каждого момента. Личность в своём бытии и его осознании констатирует свою уникальность, личностный опыт отражается в индивидуальных страхах, совести, осознании вины и заботы, уровне решимости и многом другом. Всё это, по Хайдеггеру, духовный опыт бытия, который никак не является материальным сущим из мира вещей.
Так, если в своих ранних работах Хайдеггер стремился выстроить философскую систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В более поздних работах Хайдеггер, пытаясь преодолеть субъективизм и психологизм своей позиции, выдвинул на первый план бытие как таковое. И в самом деле, вне учета объективного бытия выяснения его свойств и отношений, словом, без постижения сути вещей человек просто не мог бы выжить. Ведь бытие в мире
66
раскрывается через неотъемлемое от человека не только осмысление мира, но и делание», которое предполагает «заботу».
Список литературы
1. Хайдеггер М. Бытие и Время. М, 1997.
2. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.
3. Хайдеггер М. Что зовется мышлением?», 2006.
4. ЛоккДжон. Опыт о человеческом разумении,1689. Стр. 50.
5. ХайдеггерМ. Письмо о гуманизме, 1946.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Абдуллаев Т.Б.
О
Абдуллаев Темур Бобир угли - студент, направление: национальная идея, основы духовности и правового образования, социально-экономический факультет, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается важность духовно-нравственного воспитания в формировании современного облика молодежи. Анализируются приоритетные направления воспитания молодого поколения в Узбекистане.
Ключевые слова: молодежь, воспитание, духовно-нравственное воспитание, ответственность, гармонично развитое поколение.
Сегодня обладающие знаниями, духовными и нравственными качествами, способные эффективно трудиться на благо страны и общества граждане становятся самым важным богатством общества и его основной движущей силой. Именно поэтому в XXI век - веке интеллектуальных знаний только только те страны, которые в качестве приоритетной задачи выбрали путь направления инвестиций на человеческий капитал, могут достигнуть высоких результатов в своем развитии. Только интеллектуально развитое, умное общество способно пройти через современные угрозы и глобальные проблемы. Для того, чтобы общество было интеллектуально развитым, первейшее внимание необходимо обратить на воспитание гармонично развитого, здорового, духовно богатого молодого поколения. Это является объективной необходимостью на всех этапах общественного развития.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложил разработать Международную конвенцию ООН о правах молодежи - унифицированный международно-правовой акт, нацеленный на формирование и реализацию молодежной политики в условиях глобализации и бурного развития информационно-коммуникационных технологий. «Завтрашний день, благополучие планеты, зависят от того, какими людьми вырастут наши
67