Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ'

ФИЛОСОФИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
372
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / УРБАНИЗМ / УРБАНИЗАЦИЯ / УРБАНИСТИКА / ГОРОД / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ГОРОД / ФИЛОСОФИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА / "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ" ГОРОДСКАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Потаев Георгий

Рассмотрены особенности современного этапа урбанизации в Беларуси и мире, связанного с переходом к формированию постиндустриальных городов. Изложена стратегия формирования «интеллектуальной» городской среды, индивидуального и художественно выразительного облика городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF URBAN PLANNING IN THE POST-INDUSTRIAL ERA

The article considers the modern stage of urbanization features in Belarus and the world associated with the transition to the post-industrial cities. The strategy for the smart urban environment, individual and styling appearance of cities is given.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ»

ФИЛОСОФИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА В ПОСТИНДУСТРИАЛ! ЭПОХУ

/ *

* * \ I

у\ ■

шш

1 11

ЙГ ^

•11 У

щ

Л1

л?

Англоязычный термин «урбанизм» (игЬапш - городской) - синоним русскоязычного «градостроительство» - начали широко применять с начала ХХ в. в связи с активизацией урбанизации -процесса социально-экономического развития, который выражается в росте количества городов, увеличении числа их жителей, выравнивании жизненных стандартов горожан и сельчан. Урбанизм - сфера

научной, нормативной, проектной, строительной, управленческой деятельности по преобразованию пространства обитания людей путем формирования и развития городских и сельских поселений, систем расселения, производственной, социальной, транспортной, инженерно-технической инфраструктуры, размещения и совершенствования мест проживания, приложения труда, обслуживания, отдыха населения с учетом требований оптимизации окружающей среды,

охраны природы и историко-культурного наследия [1]. Урбанистика - наука, изучающая города и системы населенных мест, городские агломерации, урбанизированные районы для прогнозирования путей формирования и развития городских структур. В современной урбанистике выделяют три основных направления: изучение композиционно-пространственной организации городов, городской инфраструктуры и социально-культурной жизни горожан.

я

■ - II

.л я

г

I

№ ■■■ и.

ш

н-

Георгий Потаев,

профессор кафедры «Градостроительство» БНТУ, доктор архитектуры, профессор

Аннотация. Рассмотрены особенности современного этапа урбанизации в Беларуси и мире, связанного с переходом к формированию постиндустриальных городов. Изложена стратегия формирования «интеллектуальной» городской среды, индивидуального и художественно выразительного облика городов. Ключевые слова: градостроительство, урбанизм, урбанизация, урбанистика, город, постиндустриальный город, философия градостроительства, «интеллектуальная» городская среда.

ф Трансформация традиционных городов в постиндустриальные

Города прошли долгий путь становления, развития и преобразования, что привело к многообразию их типов. По природе своей они многофункциональны, в то же время выделяют промышленные, агропромышленные, курортные и др.; по численности - малые, средней величины, большие, крупные, крупнейшие. В Беларуси к малым городам относят имею-

щие до 20 тыс. жителей, к средним - от 20 до 100 тыс., большим - от 100 до 250 тыс., крупным - от 250 тыс. до 1 млн, крупнейшим - свыше 1 млн. Для сравнения: в Китае малыми считаются города с численностью жителей менее 500 тыс., средними - от 500 до 1 млн, крупными - от 1 до 5 млн, особо крупными - от 5 до 10 млн, сверхкрупными - свыше 10 млн.

По темпам роста выделяют быстро, умеренно, медленно растущие, а также теряющие население города. Их можно

разделить на удобно и неудобно расположенные. Многие малые города, оказавшиеся в местах пересечения построенных в ХХ в. железнодорожных и автомобильных магистралей международного значения, стали большими и продолжают развиваться. И напротив, некогда важные административные и торговые центры, оказавшиеся на периферии новых административных образований, в стороне от главных транспортных магистралей, потеряли свой былой статус и население.

Постиндустриальные города -результат процесса естественного развития человеческой цивилизации. Внешне они пока мало отличаются от традиционных, так как формируются на их базе. Однако при сохранении материальной основы происходят глубокие содержательные изменения (табл. 1).

ф Целевые ориентиры развития

Главная особенность современного градостроительства -изменение условий, в которых формируется среда жизнедеятельности людей. Мир, в котором мы живем, коренным образом изменился и продолжает стремительно трансформироваться. Постиндустриальная эра характеризуется сменой научных и философских воззрений, глубоким проникновением технологий во все сферы жизни, формированием массовой культуры. Идет информационно-коммуникационная революция, развивается инновационная и цифровая экономика, углубляются процессы урбанизации. Беларусь из аграрной превратилась в страну урбани-

зированную. В городах живет 7,3 млн человек (77,5% населения страны), в том числе в Минске - свыше 2 млн (21,5%).

Основными движущими силами градостроительного развития в ХХ в. были индустриализация и связанные с ней миграция сельчан в города, развитие транспорта и средств связи. Сейчас миграционные потоки село - город меняются на передвижение из менее привлекательных для жизни городов в более привлекательные.

Представление о целях и приоритетах развития и формирования городской среды во многом изменилось в XXI в. Обострились противоречия в понимании основ градостроительства: следовать традициям или идти по инновационному пути? Отдавать предпочтение местным, национальным или глобальным ценностям? Камерным или крупномасштабным городским пространствам? Формировать города с одностильной, но упорядоченной застройкой или с эклектичной, но разнообразной? Создавать моноцентричные или полицентричные населенные

пункты? «Открытую и доброжелательную» среду или «защищенную и безопасную»?

Для современного этапа характерен не столько территориальный рост городов и увеличение массы застройки, сколько насыщение постоянно совершенствующейся социальной, производственной, транспортной, инженерно-технической инфраструктурой. Развивается особый вид пространства, доступный человеку, - виртуальное, включающее информационное поле, культурные ценности и историческую память. Целевые ориентиры современного градостроительства -гуманная и экологическая идеология с использованием технологических инноваций, новых форм территориально-пространственной организации [2].

ф Стратегия формирования «интеллектуальных» городов

Безопасное функционирование городской среды немыслимо без использования возможностей информационно-коммуникационных технологий

Традиционные города, сформированные в Х1Х-ХХ вв. Постиндустриальные города, формируемые в ХХ1 в.

Города - административные центры (столичные, центры областей, районов) Глобальные города, метрополисы

Промышленные города Технополисы

Многофункциональные города Гуманополисы, креативные, «умные» города, экополисы

Исторические города Города - культурные центры, города - центры туризма

Города, расположенные в благоприятных природно-климатических условиях Города-курорты, рекреаполисы

Города, имеющие благоприятное экономико-географическое положение Аэротрополисы, взаимосвязанные с крупными международными аэропортами

Таблица 1. Трансформация традиционных городов в постиндустриальные

▼ Огороженный, недоступный посторонним двор в жилом комплексе «Новая Боровая» в Минске

Пешеходное общественное пространство и пункт проката велосипедов и самокатов в жилом комплексе «Новая Боровая»

и искусственного интеллекта. Система «интеллектуальный город» включает подсистемы: социальную среду, экономику, инфраструктуру, управление.

Формирование социальной среды направлено на создание качественно нового уровня жизни населения и связано с решением задач безопасности, здравоохранения, образования, доступа к информации, обеспеченности жильем и услугами. Безопасная среда предполагает не только оснащение критически важных объектов инфраструктуры камерами наблюдения и датчиками удаленного контроля, но также наличие их в домохозяйствах, организацию движения транспорта, информационную защиту. Важно использование возможностей гражданского сообщества в борьбе с терроризмом, криминалом и наркоманией.

Система здравоохранения должна обеспечивать про-

филактику и предупреждение болезней, оказание экстренной помощи и плановое лечение, а образование должно быть непрерывным, чтобы специалист соответствовал быстро изменяющимся условиям жизненной среды.

Городская экономика решает задачи деловой активности, производительности труда, внедрения инноваций. Предпосылки для ее активизации создает благоприятная бизнес-среда. Важно наличие как реальной инженерной, транспортной, информационной (физический капитал), так и социальной инфраструктуры и креативных жителей. Именно интеллектуальный капитал имеет решающее значение для конкурентоспособности современных городов. Их развитие как информационных центров предопределяет приоритет информационных и нематериальных активов над материальными. Необхо-

дима эффективная инфраструктура, объединенная информационно-коммуникационными сетями и обладающая «интеллектом», чтобы граждане могли получать актуальную информацию об уровне загрязненности воздуха на каждой улице, их транспортной загрузке и наличии свободных парковоч-ных мест. Системы освещения и управления дорожным движением адаптируются к «скоплениям толпы» и передвижению людей и автомобилей, датчикам качества воздуха и другим сенсорам, круглосуточно собирающим информацию.

Основное направление совершенствования транспортной инфраструктуры - ее ориентация на пешехода, ограничение использования индивидуального автотранспорта и развитие общественного. Важнейшее значение имеют транспортно-пере-садочные узлы и перехватывающие парковки. Дешевле эффективно использовать и модернизировать существующую систему, нежели экстенсивно

наращивать сеть транспортных коммуникаций. Новая концепция мобильности ориентирует на развитие городов как полифункциональных образований, включающих места проживания, работы, получения услуг и проведения досуга.

Инженерно-техническая инфраструктура обеспечивает благоприятные санитарно-гигиенические и безопасные геофизические условия проживания, санитарно-технический комфорт жилых и производственных помещений, а также защиту природной среды от негативных воздействий. Инновационность здесь связана с применением новых технологий, развитием «интеллектуальных» инженерно-технических систем и подразумевает мониторинг состояния и диагностики распределительных инженерных сетей и нагрузки на них, анализ информации, полученной от конечных потребителей, а также от систем мониторинга и диагностики распределитель-

ной сети и интегрированных с ними блоков; наличие «умных» датчиков, термостатов, реле, позволяющих потребителям в режиме удаленного доступа регулировать энергопотребление не только домохозяйств, градостроительных комплексов, но и отдельных устройств; двунаправленную сетевую инфраструктуру, обеспечивающую не только рациональное использование ресурсов, но и их накапливание и перераспределение.

В городах образуется гигантское количество отходов, в том числе опасных. Негативный вклад вносят промышленные предприятия, растут объемы бытового, строительного мусора. Основные направления решения данной проблемы - сокращение объема захороняемых отходов, повышение уровня

использования бытовых отходов, переработка и превращение их во вторичное сырье.

# Архитектурно-художественный облик постиндустриальных городов

Город правомерно рассматривать как произведение искусства, в котором сосуществуют художественные объекты, созданные в разные времена. Активно живущий город никогда не является законченной художественной системой, в нем всегда нарождается нечто новое, что-то перестраивается, а что-то разрушается.

Человек не только использует территории, но и эмоционально воспринимает и оценивает их. Выразительные городские пространства способны

ж Ансамбль жилых и общественных зданий рядом с гостиницей «Планета» у проспекта Победителей в Минске (архитектор В. Рондель и др.)

< Пункт раздельного сбора отходов, которые удобно выбросить по пути к автомобильной парковке или остановке общественного транспорта в жилом комплексе «Новая Боровая»

вызывать у людей переживания (радость,гордость, уверенность, печаль и т.п.) [3, 4].

У каждого человека формируется персональный художественный образ города, в то же время существует обобщенный, общественный, в котором выражены его наиболее значимые характерные черты и особенности.

Архитектурный ансамбль -гармоничное единство сооружений в пространственно организованной среде (площадь, улица и др.), которое отвечает определенному идейно-художественному содержанию и композиционному замыслу. Данный термин обычно используется применительно к относительно небольшим градостроительным образованиям (площадью до нескольких гектаров), которые можно зрительно воспринимать как единую объемно-пространственную композицию. К сожалению, ансамблей, которые украшают белорусские города, строится все меньше.

Термин «градостроительный ансамбль» применим и к более крупным градостроительным образованиям (площадью несколько десятков, иногда несколько сотен гектаров). Объемно-пространственная композиция градостроительного ансамбля раскрывается последовательно, по ходу передвижения наблюдателя.

В процессе развития городов, проведения реконструкций новая застройка далеко

нарушившее соразмерность и сомасштабность соседней застройки

не всегда гармонично сочетается со старой. Образуются антиансамбли - группы бессистемной, хаотичной застройки. Каждое здание может иметь выразительный архитектурный облик, но вместе они образуют архитектурный хаос. К сожалению, хаотичной застройки в белорусских городах становится все больше, при этом разрушаются (в прямом и переносном смысле) памятники архитектуры прошлых времен. Серьезной проблемой является отсутствие соразмерности и сомасштабности размещаемых рядом зданий [5].

Рубеж ХХ-ХХ1 вв. стал переходным периодом от индустри-

альной эпохи к постиндустриальной, которая характеризуется сменой научных и философских воззрений, глубоким проникновением технологий во все сферы жизни, формированием массовой культуры. Для постиндустриального общества характерно наличие инновационной экономики с высокотехнологичным производством, развитой индустрией знаний, высококачественной сферой услуг, в которой занято больше населения, чем в промышленности. Главный вектор градостроительных преобразований в таких условиях - переход от идеологии индустриального к философии постиндустриального города.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Градостроительство и территориальная планировка: понятийно-терминологический словарь / Редкол.: Г.А. Потаев (отв. ред), И.А. Иодо, К.К. Хачатрянц, А.И. Ничкасов. - Минск, 1999.

2. Потаев Г.А. Философия современного градостроительства. - Минск, 2018.

3. Иконников А.В. Архитектура города. Эстетические проблемы композиции. - М., 1972.

4. Боненберг А. Инструментарий градостроительной композиции / А. Боненберг, Г. Потаев. - Poznan: Wydawnictwo Politechniki Poznanskej, 2018.

5. Потаев Г.А. Композиция в архитектуре и градостроительстве. - М., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.