УДК 364.1
Килясханов Хизри Шапиевич
кандидат философских наук, докторант Северо-Кавказского социального института editor@hist-edy.ru
ФИЛОСОФИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОДХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Рассматриваются методы научного познания и анализа социально-экономического развития взаимодействующих регионов, сформулированы параметры устойчивого развития региона, исходя из философски определяемых принципов экономической безопасности межрегионального рынка.
Ключевые слова: социально-экономическая политика, государство, личность.
Kilyaskhanov Hizri Shapievich
PhD in Philosophy, Doctoral Candidate of the North Caucasus Social Institute editor@hist-edy.ru
THE PHILOSOPHY OF THE STATE APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF THE OBJECTIVES OF SOCIO-ECONOMIC POLICY
The article considers the methods of scientific knowledge and analysis of socio-economic development of interacting regions; the parameters of sustainable development of the region proceeded from the philosophically defined principles of economic safety of the interregional market have been formulated.
Key words: socio-economic policy, state, identity.
Преимущества в конкурентной борьбе напрямую стали зависеть от того, насколько эффективно компании удается организовать свои отношения с партнерами, дистрибьюторами и клиентами и использовать информацию, поступающую в процессе этих взаимодействий. При этом требуется подчеркнуть, что время доминирования компаний в общественных отношениях близится к концу. Будущее принадлежит их клиентам, что требует изменения отношений и создания единой глобальной информационной инфраструктуры, к которой подключается каждая производственная или организационная структура через единый интерфейс для персонифицированного доступа клиентов к определенной информации в компании и с конкретной целью.
Социально-философское осознание проблематики и основанные на нем данные о социальной информации, цифровые показатели, дают настолько полную картину социальноэкономических ожиданий людей, что их учет и правильное использование уже сами по себе способны обеспечивать решение практических задач в сфере экономики. Речь идет, прежде всего, о формировании правильных ориентиров в индивидуальном и общественном сознании, практических шагах и действиях по их достижению. Как показывает социальный и производственнотрудовой опыт многих стран и народов, сокращение экономических затрат общества по замедлению темпов инфляции, возможно и на пути внеэкономического вмешательства.
Основная цель научного философского анализа возможных концепций поиска эффективных путей развития социально-экономической сферы - дать практические, эффективные рекомендации относительно того, как проводить безболезненную антиинфляционную политику, не сопровождающуюся ростом безработицы и спадом производства. При этом, впрочем, имеется в виду наличие некоторых необходимых условий: общедоступности социально-экономической информации, доверия к политике правительства и Центробанка, а также гибкости заработной платы и цен. Очевидно, что соблюдение этих условий обеспечивается отнюдь не всегда, особенно если речь идет о переходных экономиках. Осложнения такого рода становятся тем значительнее, чем сложнее структура изначально заявляемых ожиданий. С одной стороны, от исходных ценностей и приоритетов во многом зависит итог социально-экономического развития на конкретном его этапе, в чем проявляется активная роль ожиданий. Но с другой стороны, сами ожидания определяются теми мерами властей, которые они считают допустимыми из всех возможных для решения конкретных задач. Выбор вариантов, не подкрепленный знанием о конкретной обстановке, играет пассивную роль. Ожидания в сфере социально-трудовых отношений подвержены различным изменениям, как в количественном, так и в качественном измерениях. В философском смысле, ожидания в сфере социально-экономических интересов необходимо прогнозировать, иначе теория и практика трудовой мотивации сталкиваются с кризисными вариантами развития событий. Предварительные расчеты с применением сложных финансовоэкономических моделей и социально-философских прогнозов, сталкиваются с особыми трудностями, главная из которых - несовершенство социально-экономических моделей вследствие повышенной мобильности и динамичности процессов в структуре исходного социального продукта.
В самом общем виде речь может идти лишь о том, что традиционные методы анализа социально-экономической политики не могут адекватно отразить влияние изменений в ней на социальные ожидания и состав новых ценностей.
Для социальной философии, альтернативные возможности использования экономического блага сами по себе вовсе не обеспечиваются одним лишь физическим наличием блага, в особенности, если эти возможности использования представляют нечто большее, чем только низшие ценности чувственно-полезного. Они должны быть предварительно восприняты, поняты и реализованы занявшим определенную позицию субъектом [1].
Сама структура рынка является следствием конкурентной борьбы, в ходе которой фирмы-инноваторы разоряли своих соперников. Вот почему причинно-следственные связи между инновацией и структурой рынка направлены в обе стороны. Отсюда следует, что значение конкуренции как процесса соперничества между фирмами трудно переоценить, поскольку именно в ее рамках происходит техническое развитие экономики. При этом и отсутствие конкуренции, и ее «совершенство» неблагоприятны для появления и диффузии инноваций. Проблема осложняется еще следующим обстоятельством: появление монополии может быть следствием имевшей место прежде конкурентной борьбы и претворения в жизнь новых комбинаций. Материальная этика и философская теория понимания систематически предшествуют как экономике, которая исследует координацию действий, следующих данным предпочтениям, так и формальной нравственности, которая пытается воздействовать на внутреннее формирование предпочтений так, чтобы они могли координироваться с другими предпочтениями.
Проблема мотивации успешности развития сводится для группы к тому, чтобы создать индивидуальный мотив для деятельности, в которой собственный интерес каждого не достигается непосредственно, которая ориентирована на максимы региональной или глобальной стратегии. Предпочтения могут сформироваться лишь там, где уже восприняты и пережиты ценностные качества, и лишь затем, во вторую очередь, эти предпочтения могут координироваться сообразно принципу всеобщности. Подобная ситуация, приводящая к технологическому застою, очень часто наблюдается во многих развивающихся странах. Поэтому государство, воздействуя на финансовую систему и другие условия входа в отрасли, может повышать интенсивность конкуренции и способствовать бескризисному развитию.
Трудовая деятельность человека осуществляется под влиянием различных факторов; одни из них (хорошая организация работы, четкое руководство, адекватная стимуляция труда и др.) оказывают позитивное воздействие на работоспособность, другие (высокая интенсивность, сложный график работы, неудачное чередование периодов продолжительности и частоты трудовой активности и отдыха и др.) вызывают развитие таких функциональных состояний, как стресс, утомление, монотония, снижающих эффективность деятельности работника, третьи (неблагоприятные физико-химические, организационно-технологические, социальнопсихологические и др.) являются причиной психических расстройств и соматических заболеваний [2]. При организации труда важно предвидеть возможность действия этих факторов, определять меры по усилению тех, которые влияют на эффективность труда положительно, и блокированию неблагоприятных явлений.
Ассоциирование брендов внутри одной концепции жизненного стиля основано на принципах схожести и дополняемости различными брендами друг друга во всех товарных категориях, а так же вкладе в создание общей жизнеспособной концепции. Создание нескольких различных концепций стиля жизни, единых по внутреннему стилю брендов внутри них, которые обеспечат весь спектр и все уровни потребностей человека, а так же весь его жизненный цикл - дело уже не столь далекого будущего. Это предполагает значительно более высокую лояльность потребителей и принятие ими философии данного стиля жизни на глубинном психологическом уровне еще в раннем детстве. А пока, до образования этого монолитного комплекса из согласованных между собой брендов, все аспекты человеческой жизни будут все больше и всесторонне подвергаться давлению идей брендов.
Четкой классификации новых предпринимательских структур, судя по всему, не существует. Ибо широко известно, что те формальные типы собственности, под которыми зарегистрированы предприятия, сплошь и рядом не отражают реальных типов собственности и управления. Понятно, что почти четверть экспертов считают наилучшей типологией разделение предприятий по сферам их деятельности (производство, финансы, торговля и т.п.). В рассмотрении типов управления заслуживают внимания два момента. Во-первых, на этой начальной стадии еще не произошло четкого отделения управления от собственности. Собственники не только учреждают фирмы, но и становятся во главе оперативного управления, принимая все наиболее важные ре-
шения о распределении ресурсов, уровнях оплаты и т.д. (достаточно редкое, но наиболее заметное среди прочих в данном отношении наблюдение). В качестве причин могут выступать и неразвитость акционерных форм собственности, и достаточно высокий риск деловых операций, требующий контроля. Одновременно замечается, что работники частных фирм утратили относительную стабильность и автоматически обеспечиваемые социальные гарантии, которые они имели на государственных предприятиях. Их могут уволить практически в любое время. И нет ни профсоюзов, ни какой-либо иной реальной защиты от менеджерского произвола. В определенной мере это отсутствие гарантий компенсируется повышенным материальным вознаграждением. Но проблемы, по мнению экспертов, уже назревают.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Концепция рациональных ожиданий и эффективность макроэкономической политики // Российский экономический журнал. 2002. № 10.
2. Кузьминов Я.И. Теоретическая экономическая культура в современной России // Общественные науки и современность. 2007. № 5.