Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ ГЕДОНИЗМА'

ФИЛОСОФИЯ ГЕДОНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
867
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕДОНИЗМ / ЭПИКУРЕИЗМ / ЭВДЕМОНИЗМ / ФИЛОСОФИЯ / УДОВОЛЬСТВИЕ / СЧАСТЬЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бызов Е.С.

В данной статье автор поднимает вопрос удовольствия, а именно, различных источниках получения удовольствия. Рассмотрены различные точки зрения на философию гедонизма. Была проанализирована неоднозначность гедонизма в наши дни и то, как каждый человек видит для себя счастье и удовольствие. Автор размышляет на тему счастья и приходит к выводу о том, что истинное удовольствие мы получаем не от удовлетворения собственных потребностей, а от помощи другим. Автор считает, что именно это и есть подлинное счастье для человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHY OF HEDONISM

In this article, the author raises the issue of pleasure, namely, various sources of pleasure. Various points of view on the philosophy of hedonism are considered. The ambiguity of hedonism in our days and how each person sees happiness and pleasure for himself was analyzed. The author reflects on the topic of happiness and comes to the conclusion that we get true pleasure not from satisfying our own needs, but from helping others. The author believes that this is what true happiness is for a person.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ ГЕДОНИЗМА»

- Философские науки -

ФИЛОСОФИЯ ГЕДОНИЗМА

Е.С. Бызов, студент

Череповецкий государственный университет (Россия, г. Череповец)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-5-1-84-86

Аннотация. В данной статье автор поднимает вопрос удовольствия, а именно, различных источниках получения удовольствия. Рассмотрены различные точки зрения на философию гедонизма. Была проанализирована неоднозначность гедонизма в наши дни и то, как каждый человек видит для себя счастье и удовольствие. Автор размышляет на тему счастья и приходит к выводу о том, что истинное удовольствие мы получаем не от удовлетворения собственных потребностей, а от помощи другим. Автор считает, что именно это и есть подлинное счастье для человека.

Ключевые слова: гедонизм, эпикуреизм, эвдемонизм, философия, удовольствие, счастье.

Каждый человек определяет смысл жизни по-своему. Для кого-то смыслом жизни является семья, кто-то выбирает политику, кто-то - карьеру. Однако, не все занятия приносят человеку удовольствие и удовлетворение - всегда приходится идти на компромиссы, жертвовать чем-то одним для получения другого. Еще в древние времена люди задумывались о том, что будет, если построить свою жизнь исключительно на получении удовольствия от неё - именно так появились первые теории гедонизма.

Гедонизм - это сложное философское и этическое учение, согласно которому источником блага является удовольствие, а источником зла - страдание. Сегодня гедонизм воспринимается неоднозначно. С одной стороны, многие разделяют эти идеи, жизнь коротка и становится все более ценной, а фраза «живи в свое удовольствие» - ориентир для большого числа людей. С другой стороны, такой подход часто называют эгоистичным и даже вредным, ведь если каждый будет жить только собственными сиюминутными желаниями, то мир погрязнет в зле и разврате.

Основоположником гедонизма принято считать древнегреческого философа Ари-стиппа, современника Сократа и основателя собственной философской школы, участников которой стали называть кире-наиками, по названию места рождения философа. Аристипп считал, что у человека

есть два состояния души: нежное, в котором она она соприкасается с удовольствиями, и грубое, возникающее в ответ на боль. Стремиться нужно к первому состоянию, а это значит, что смысл жизни человека заключается в постоянном получении удовольствий. Аристипп не делил удовольствия на правильные и неправильные, а считал, что они бывают более или менее приятными и доступными. Единственное же зло в жизни - боль, которую нужно избегать всеми способами. Аристипп был не только теоретиком, но и практиком гедонизма. Он любил получать удовольствие от алкоголя, богатства и прекрасных дам. В гедонизме Аристиппа формируется первое основание этого этического направления - приоритет индивидуальных потребностей перед общественными.

Киренская школа просуществовала недолго - около столетия, затем на смену ей пришла философия эпикуреизма. Если Аристипп говорил больше об удовольствиях тела, то философия Эпикура - об удовольствиях души. В его «Письме к Менекею» есть строки: «Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия распутников. Но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог». Эпикур делит все удовольствия на три типа. Естественные и необходимые, избавляющие человека от страданий и приносящие наслаждение, например, сон, еда,

- Философские науки -

утоление жажды. Без них невозможна сама человеческая жизнь, поэтому они и называются необходимыми. Второй тип - естественные, но не необходимые удовольствия. Это уже не удовлетворение потребностей, а некоторое излишество. Например, голод можно утолить хлебом, а можно деликатесами, простая одежда согревает точно так же, как и красивое платье из дорогих материалов. К естественным, но не необходимым удовольствием Эпикур относил и любовь. У данных удовольствий, в отличие от первых, бывают неприятные последствия - они могут приводить к страданиям, зависти, ревности и жадности, поэтому с ними нужно быть осторожными. Третий тип удовольствий -неестественные и не необходимые, к которым относятся все так называемые тщеславные удовольствия, например, желание обладать высоким социальным статусом, бесконечными богатствами, прижизненными памятниками самому себе. Все это может причинять боль и нарушать состоянии атараксии, к которому должен стремиться человек. Атараксия - это полное освобождение от боли и беспокойства. Её можно достичь, если сосредоточить внимание на получении естественных и необходимых удовольствий. Внутренняя невозмутимость, отсутствие страданий и обретение счастья - вот цель жизни человека. Именно поэтому учение Эпикура называют эвдемонизмом, от греческого слова 8u8alцovía, означающего счастье.

Гедонизм Эпикура мало похож на образ жизни пресыщенного удовольствиями человека. Материалисты объясняли это так: «В традиционных обществах были сильно ограничены ресурсы, поэтому и к удовольствиям нужно было подходить избирательно». Средние века, из-за распространения христианской морали вообще, принято считать эпохой антигедонизма. Вера предполагала большое количество правил и лишений, однако, если взглянуть на это с другой стороны - христианство предполагает лишения в обмен на вечность в раю, а что это, если не удовольствие. Это походит на эпикурейство, разница лишь в том, что христианский подход предлагает отложить удовольствия до воскрешения.

В Новое время развитие науки и техники, географические открытия, новые философские теории поменяли представления людей об удовольствиях. Они стали рассматриваться как естественное право человека. Такие мысли высказывали Томас Гоббс, Бенедикт Спиноза, Джон Локк. Все они были согласны с тем, что человек от природы стремится к удовольствиям, но возникает проблема - личное стремление не всегда соответствует общественным интересам, поэтому человек может отказаться от части удовольствий в обмен, например, на безопасность. Так родилась идея общественного договора, а позднее -этика утилитаризма. Согласно этике утилитаризма, в своих поступках нужно опираться на принцип полезности и представления о счастье не одного человека, а общества в целом. Отцами этого подхода принято считать Иеремию Бентама и Джона Стюарта Милля. Однако, в то время сохранялись мыслители, продолжавшие настаивать на удовольствии в чистом виде, даже если она противоречила общественным нормам и порядкам. Такой позиции, например, придерживался знаменитый Маркиз де Сад.

Соотношение личного и общественного - одна из главных проблем философии гедонизма. В Советской России актуальным оказался коллективизм, философия гедонизма потеряла свои позиции. Пятилетка за три года, большие индустриальные стройки, освоение целины - все эти достижения на благо родины требовали пренебрежения индивидуальными стремлениями. Индустриализация и экономический рост на западе привели к тому, что население развитых стран перестало испытывать недостаток ресурсов. В конце 70-х годов XX века социолог Даниел Белл пришёл к выводу: «Победила гедонистическая мораль, в которой счастье - высшая ценность, а благом считается все то, что помогает его достичь». По мнению Белла, один из способов достичь счастья в капиталистическом обществе - потребление. Когда гедонизм начали ассоциировать с культом потребления, то он стал восприниматься скорее как отрицательное явление. Об обществе потребления писали многие фило-

Философские науки

софы, например, Жан Бодрийяр, Мишель Фуко, Жиль Делёз.

Одна из самых известных критических работ об обществе потребления - «Одномерный человек» философа и социолога франкфуртской школы Герберта Маркузе. В книге Маркузе описывает, как общество массового потребления влияет на людей, создает ложные ценности и навязывает их человеку, заставляя его забыть о своих истинных потребностях, из-за чего люди становятся по сути одинаковыми. Чтобы вернуться к подлинным желаниям, нужно совершить великий отказ от бесконечного потребления и сиюминутных удовольствий. Действительно, многие явления и вещи давно перестали служить удовлетворению необходимых потребностей. Они существуют ради того, чтобы их можно было показать на публику. Такую систему ценностей называют примитивным гедонизмом. Счастье стало товаром, на который обратил внимание бизнес - уже недостаточно продавать вещи, нужно продавать образ жизни. Происходит новый виток развития гедонизма, все чаще люди

ся новые гедонистические учения. Современная футурология и, главным образом, транс-гуманизм заявляют, что в ближайшем будущем человек научится менять не только свое тело, но и психику, что даст возможность влиять на уровень счастья. Главным идеологом этого направления является британский философ Дэвид Пирс. Он считает, что главная цель человечества - сокращение числа страданий. Есть и другой подход, в котором философы предлагают вернуться не к гедонизму Ари-стиппа, а к эвдемонизму Эпикура.

Заключение. Безусловно, классические гедонистические удовольствия на мгновение дарят ощущение счастья, но этот эффект быстро проходит. Подлинное же счастье состоит в уменьшении страданий не только своих, но и страданий другого. Именно так человек ощущает причастность к чему-то большему, чем он сам. Например, волонтерская или поисковая работа может не быть связана с удовольствием, но в долгосрочной перспективе человек приобретает ощущение счастья, часто заключающегося в простых вещах.

обращаются к понятию счастья, появляют-

Библиографический список

1. Кучковский П.В. Парадоксы чувств у киренаиков и их связь с софистами // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 973-980.

2. Аль-Хуссаини Р.Х. Гедонистические начала личности // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №2. - С. 34-37.

3. Гедонизм: смысл жизни или простое потребительство. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.techinsider.ru/science/1582699-gedonizm-smysl-jizni-ili-prostoe-potrebitelstvo/.

THE PHILOSOPHY OF HEDONISM

E.S. Byzov, Student Cherepovets State University (Russia, Cherepovets)

Abstract. In this article, the author raises the issue of pleasure, namely, various sources of pleasure. Various points of view on the philosophy of hedonism are considered. The ambiguity of hedonism in our days and how each person sees happiness and pleasure for himself was analyzed. The author reflects on the topic of happiness and comes to the conclusion that we get true pleasure not from satisfying our own needs, but from helping others. The author believes that this is what true happiness is for a person.

Keywords: hedonism, epicureanism, eudaemonism, philosophy, pleasure, happiness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.