Научная статья на тему 'Философия экологической безопасности человека'

Философия экологической безопасности человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
634
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Басилаиа Мариана Артемовна

Рассмотрены актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности человека, экологической безопасности и гармонического взаимодействия общества и природы в системе "Человек-Природа".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy of Safety of the Person

The actual problems of safety of ability to live of the person, ecological safety and harmonious interaction of a society and the nature in system "Person-nature" are considered.

Текст научной работы на тему «Философия экологической безопасности человека»

ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

ББК 87.6

ФИЛОСОФИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

М.А. Басилаиа

Одним из важнейших вопросов современности является вопрос о влиянии сознания человека на одну из самых актуальных в наше время проблем - безопасность жизнедеятельности человека.

Поскольку сегодня понятие "безопасность" имеет достаточно широкие границы, отметим, что речь идет о безопасности человека, включая и экологическую безопасность, связанную с будущим человечества и биосферы. Названное понятие как образ совершенного мира вошло в лексикон современных международных отношений после того, как ООН опубликовала в 1993 г. "Доклад о человеческом развитии" (Human Development Report) [1]. «Согласно ПРООН, те, кто принимает и развивает идею человеческой безопасности, "настаивают на безопасности людей, а не только государств". Они утверждают, что международная ситуация в ХХ1 в., требует уделять меньше "внимания национальной безопасности" и "значительно больше внимания безопасности людей", меньше думать о "безопасности через вооружение" и больше - о "безопасности через человеческое развитие", меньше заботиться о "территориальной безопасности" и больше - о "продовольственной, трудовой и экологической безопасности... Возможно, самым важным в понятии человеческой безопасности является то, что она сосредоточивает внимание международных организаций непосредственно на индивидах и их проблемах. Это значит, что отныне задачи международных организаций и задачи, закрепленные за ООН, должны быть ориентированы на людей и непосредственную заботу о них с целью улучшения качества жизни» [2].

Эти положения мы приводим намеренно, потому что гуманитарная интервенция, связанная с разными уровнями сознания, име-

Басилаиа Мариана Артемовна - кандидат философских наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды Донского государственного технического университета, 344010, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, e-mail: mariana3061@mail.ru, т. 8(863)2738746.

ет своих критиков и сторонников, "есть также группы и коалиции, которые не возражали бы выбросить человеческую безопасность на свалку истории, и силы, которые приветствуют ее как предтечу глобального будущего" [3]. Наше исследование направлено на защиту в рамках философского инструментария идей последней позиции, которая, на наш взгляд, и определит будущее "человеческой безопасности".

Бурное развитие техники и сложных технологий на базе электронной техники и компьютерного обеспечения, наряду с быстрым прогрессом цивилизации, привело и к глобальным негативным явлениям. Без преувеличения можно сказать, что сегодня природа планеты, экологическая ситуация биосферы находятся в преддверии катастрофы. Иначе говоря, то, что создавало человечество во благо своей эволюции, обратилось угрозой глобальной катастрофы с непредсказуемыми последствиями, угрожающими всему живому на Земле. Но какова роль сознания в поисках позитивного выхода из создавшегося положения?

Человечеству на протяжении тысячелетий известна истина: как человек относится к природе, так и природа относится к человеку. Главное, что человек и все живое на Земле есть производное природы, они неразделимы. И здесь мы "что сеем, то и пожинаем", другого пути в дальнейшем развитии цивилизации просто нет. Смысл гармонического существования должен проникнуть в сознание каждого человека. Но в какой мере проникло? Всемирная история свидетельствует о том, что ни одна из существующих цивилизаций не смогла избежать экологических стрессов и катастроф. Сегодня во всех развитых странах мира доминирующей функцией государственного управления являются прогнозирование и обеспечение безопасности общества от таких катастроф.

Basilaia Mariana - Ph. D. in philosophy, associate professor of the Life and Environment Protection department in the Don State Technical University, 1 Gagarin Square, Rostov-on-Don, 344010, e-mail: mariana3061@mail.ru, ph.+7(863)2738746.

Экологические кризисы по существу определяются исчерпанием экологических ниш человека. Такие кризисы занимают особое место в жизни общества, внося в нее опасную дестабилизацию, хотя они и занимают относительно короткие промежутки времени. Но история знает и кризисы другого рода - катастрофы глобального масштаба, результатом которых были сложные перестройки в жизни цивилизаций [4].

Возникает вопрос: в чем же корень проблемы? Человечество осознает, что коэволюция с биосферой, гармоническое развитие общества и природы - единственное, чему нет альтернативы в дальнейшем существовании цивилизации. В реальной жизни мы видим, что единение с природой, ее коэволюция с человеком могут быть хороши лишь как идеи. Но пути реализации этих идей в условиях реалий современного государства настолько снижают рентабельность экономики, что такое единение недостижимо без баснословно дорогих государственных программ.

В современных условиях чрезвычайно важно сформировать и закрепить в сознании образ экологической культуры, необходимость действий гармонии с окружающей природой. Главной целью становится сохранение параметров биосферы в рамках, необходимых для устойчивого развития общества. Человек всегда изменял условия своего обитания, воздействуя на свойства природы. Но в наше время это происходит при жизни одного поколения, что координально изменяет экологическую картину, связанную с любыми непредсказуемыми опасностями.

Разум в условиях назревающей экологической катастрофы должен давать человеку определенное поле предвидения. Он должен создавать определенные условия и возможности для коэволюции или нового антропоцентризма, предполагающего целенаправленное воздействие на процессы эволюции биосферы. Существуя и мысля, человек находится в постоянном движении смыслов, определяемых сознанием, поскольку проблема сознания есть проблема новых смыслов. Сознание развивается со дня рождения до конца жизни, находясь в постоянном движении изо дня в день, из года в год, совершенствуясь либо деградируя. Судьба сознания навсегда связана с окружающим миром, со средой обитания. Важно отметить, что сознание всегда в какой-то мере зависимо от окружающей

среды. Например, сегодня, в условиях глобальной информатизации, электронных связей и Интернета сознание нового поколения оказывается в полной зависимости от нового, доселе неизвестного человечеству энергоинформационного поля. Трудности в развитии процесса нормальной адаптации в условиях непостижимых скоростей эволюции техносферы не могут не повлиять на естественные бифуркации в биосфере. Появляются новые стрессовые ситуации, выходы из которых человечеству просто неизвестны.

Вот почему проблема обеспечения безопасности человечества стала в настоящее время важнейшей задачей современной цивилизации. В этой связи возникает вопрос о роли разума человека в ситуации, предшествующей ноосферному периоду, или периоду устойчивого развития. А.Д. Урсул определяет понятие ноосферы как нового этапа в развитии человечества, к которому надо стремиться на путях устойчивого развития. При этом предполагается, что концептуальной моделью "устойчивого общества" становится грядущая сфера разума [5].

В условиях индустриального общества мы видим, что будущее человечества (если оно состоится) будет мало похоже на образ жизни современного человека, ибо осознание возможности земной катастрофы, побуждающее нас к определенным действиям, изменяет направление развития общества. Основание для такого утверждения содержится в ряде решений международных форумов на уровне ООН. Однако термин "устойчивое развитие" заслуживает более пристального внимания, так как концепция принципа, декларированного Конгрессом в Рио-де-Жанейро в 1992 г., не могла не отразиться на мировоззрении современного общества и не могла пройти бесследно для формирования сознания современного человека.

По смыслу принцип "sustainable development", утверждающий недопустимость бесконтрольного использования ресурсов и загрязнения биосферы без каких-либо ограничений, был актуальным и полезным. Декларация этого принципа и представление его как некоей панацеи, решающей глобальную проблему планеты, как показала жизнь, было недостаточно. А для формирования нового экологического сознания это чрезвычайно опасно, ибо родилось представление, что человечество нашло рецепт преодоления экологического кризиса.

Снизился уровень эмоциональной напряженности общества, связанный с ухудшением экологической обстановки. Негативным фактором в России стал и сам термин "устойчивое развитие", который представлял собой неудачный перевод сути декларированного принципа как развитие, согласованное с состоянием природы и ее законами. По этому поводу справедливо отмечается, что "устойчивое развитие" - это некий лингвистический нонсенс, ибо устойчивого развития как такового быть не может - если есть развитие, то стабильности уже нет [6]. Тем не менее, термин, вносящий необоснованные иллюзии в сознание людей и мировоззрение общества, уже вошел и в обиход, и в официальные государственные документы. Возникает естественный вопрос: в чем причина приведенных выше "недоразумений", когда ставится вопрос о преодолении глобального экологического кризиса? На этот вопрос ясный ответ дал Е.Я. Режабек [7]. Автор выразил справедливое недоумение по поводу того обстоятельства, что судьбу биосферы взялись определять специалисты смежных отраслей знания, не имеющие прямого отношения ни к экологии, ни к теории биосферы. Основной тезис, выдвинутый концепцией устойчивого развития, гласит: "Природу надо сохранять, а не изменять", т.е. нужно воздерживаться от вмешательства в процессы, происходящие в биосфере. По мнению Е.Я. Режабека, так сформулированный тезис в корне неверен, ибо необходим не отказ от вмешательства в природные процессы, а изменение вектора такого вмешательства [8]. Сегодня силы природы настолько подорваны бесконтрольным развитием социоприродных процессов, что природа одна не в состоянии справиться с ее внутренними проблемами. Альтернативой стихийному, плохо организованному существованию человечества, не осознавшему себя как нечто целое, саморегулирующееся и единое с природой, является управляемое развитие, основанное на объективных законах природы и общества [9].

Н.Н. Моисеев предлагает понимать термин "устойчивое развитие" как стратегию перехода к тому естественному взаимодействию природы и общества, которое можно характеризовать терминами "эпоха ноосферы" или "коэволюция" [10]. Здесь под термином "коэволюция" следует понимать адаптивность развития человека в рамках эволюции биосферы. Следует признать, что проблема усложняется тем, что, с одной стороны, развитие

информационных технологий в пределах жизни одного поколения не позволяет предсказывать обозримое будущее коэволюции; с другой - совершенно непредсказуемы пути развития природы, поставленной перед необходимостью "решать вопросы" своего выживания. Сегодня человечество не располагает ни данными о предельных возможностях ассимиляционной способности окружающей среды в условиях экологических стрессов, ни глобальными механизмами, дающими возможность регулировать и сдерживать негативный прессинг на окружающую среду. Выше было отмечено, что в связи с тем, что перед человечеством стоит глобальная задача обеспечения безопасности, возникает вопрос о роли разума человека в сложной экстремальной обстановке. Ответ, на наш взгляд, может быть следующим: разум в период ноосферного развития должен найти механизмы и методы их использования, способные предотвратить превышение предельных возможностей ассимиляционных функций природы. Безопасность человеческая, в том числе и глобальная безопасность цивилизации, есть логика, теория и практика высших форм приспособления человеческого общества к реальной действительности. Именно всего общества, ибо сам феномен безопасности со всеми своими противоречиями и несоответствиями между знаниями и фактами (особенно экономического и политического характера) должен формироваться на основе бескорыстных сверхличных мотивов [11].

Наше мироздание, пространство, время - все связано с фактором человека. А это означает, что все, что делает человек, должно создавать благоприятные и безопасные условия жизни. Однако люди производят ядерное оружие, строят военные базы, в корыстных целях совершают чудовищные преступления. Чем грязнее помыслы, чем больше уродуется сознание новых поколений, тем ближе возможность глобальной катастрофы. И наоборот, чем больше добра и любви к окружающему миру, чем совершеннее сознание и активнее стремление к гармонии человека и природы, тем прекраснее будет мир. Это, казалось бы, простая, банальная истина, но на пути ее осознания стоит много сложнейших препятствий. Процесс преодоления глобальных экологических кризисов связан с формированием и установкой в массовом сознании новой ноосферной этики, с развитием общечеловеческой культуры. Лейтмотивом этой позиции

является мысль о том, что "... жизненная позиция людей, их образ мыслей во многом предопределяют и их образ действий, реальные поступки, а в конечном счете и результат, к которому они стремятся. Отсюда новый гуманизм должен быть ориентирован на выработку глобального нового сознания" [12].

Центральной задачей является открытие пути к космическому сознанию (космогармо-нии). Нужен новый потенциал менталитета, который позволит начать процесс взаимодействия с космическим сознанием, что невозможно без изменения сознания человека. Важнейшей среди проблем названного плана должна стать задача реформы образования, которое на опыте истории всего человечества должно готовить толерантных и свободных интеллигентных людей, ценностные представления которых позволят устранить кризис противостояния человека и природы, выстроить новое здание совершенной общечеловеческой культуры, сформировать и внедрить новое ноосферное сознание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Our Global Neighborhood // The Report of the Commesion on Global Governance. Oxford: Oxford University Press, 1995. 410 p.

2. Kofi Annan. We the Peoples: The Role of the United Nations in the 21st Century. N.Y.: United Nations, 2000. 562 p.

3. Пугала Д.Дж. Безопасность человеческая // Глобалистика: Энциклопедия. М.: Радуга, 2003. 1328 с. С. 65.

4. Аствацатуров А.Е. Философия научного оптимизма в решении планетарных экологических проблем. Ростов н/Д: Изд-во ДГТУ, 2003. 316 с.

5. Урсул А.Д. Ноосферная стратегия. Переход России к устойчивому развитию. М.: Ноосфера, 1998. 356 с.

6. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Языки русской культуры, 2000. 226 с.

7. Режабек Е.Я. Концепция "устойчивого развития": проблема достоверности выводов. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1996. 57 с. С. 42.

8. Режабек Е.Я. Перспективы эволюционизма с позиции синергетики // Научная мысль Кавказа. 1995. № 4. С. 44-50.

9. Голубев В.С. Человек в биосфере: время управляемого развития // Вестник. РАН. 1992. № 12. С. 37.

10. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998. 436 с. С. 202.

11. Басилаиа М.А. Основы идеологии безопасности человека и природы современной цивилизации. Ростов н/Д: Изд-во ДГТУ, 2008. 161 с.

12. Чумаков А.Н. Глобальное сознание // Глобалистика: Энциклопедия. М.: Радуга, 2003. С. 239.

13 июля 2009 г.

УДК 579.841.95:614.9:470.46:523.98

ТУЛЯРЕМИЯ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ: АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Ю.И. Арутюнов, Б.Н. Мишанькин, В.А. Бондарев, А.С. Водопьянов

Из всех субъектов Южного федерального округа Астраханская область занимает особое положение в плане энзоотичности и эндемично-сти туляремии. Наличие природного очага чумы на территории области и, как следствие, вспышки этой инфекции затушевывали

Арутюнов Юрий Иванович - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отдела эпидемиологии Ростовского-на-Дону научно-исследовательского противочумного института Роспотребнадзора, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 2, т. 8(863)2409122;

Мишанькин Борис Николаевич - доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории биохимии того же института;

Бондарев Виктор Андреевич - заведующий зоолого-паразитологической лабораторией Енотаевского противочумного отделения Астраханской противочумной станции;

Водопьянов Алексей Сергеевич - аспирант лаборатории биохимии Ростовского-на-Дону научно-исследовательского института Роспотребнадзора,

заболевания туляремией, наблюдавшиеся до выделения возбудителя. С севера на юг, через всю Астраханскую область течет Волга, с ее мощной, разветвленной дельтой. Обилие проток и речек, стоячих и слабопроточных водоемов, береговых зарослей создавали благо -приятные условия для существования водяной

Arutyunov Yury - Ph. D. of medicine, senior research worker of the Epidemiology department in the Rostov-on-Don Research Institute for Plague Control, 2 M. Gorkogo Street, Rostov-on-Don, 344002, ph. +7(863)2409122;

Mishankin Boris - Doctor of Medicine, professor, leading research worker of the Biochemistry Laboratory in the same institute;

Bondarev Victor - head of the Zoological and Parasi-tological Laboratory on the Yenotaevsk Anti-Plague department in the Astrakhan Anti-Plague Station;

Vodopyanov Aleksey - post-graduate student of the Biochemistry Laboratory in the Rostov-on-Don Research Institute for Plague Control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.