Научная статья на тему 'Философия борьбы с преступностью'

Философия борьбы с преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2223
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ / ФАКТОРЫ ПРЕСТУПНОСТИ / ПОЗИТИВИЗМ / СОЦИОЛОГИЯ / ДАРВИНИЗМ / СТАТИСТИКА / ЭКСЦЕССЫ / КРИМИНОЛОГИЯ / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / CRIME / FIGHT AGAINST CRIME / IDENTITY OF THE CRIMINAL / CAUSES OF CRIME / FACTORS OF CRIME / POSITIVISM / SOCIOLOGY / DARWINISM / STATISTICS / EXCESSES / CRIMINOLOGY / LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мацкевич Игорь Михайлович

Статья дополняет знания об общих подходах к пониманию преступного поведения. Изучение преступности не может не основываться на общих воззрениях человека на природу собственного бытия. Преступность является, как это ни прискорбно признать, составной частью поведения человека. В то же время объяснение преступного поведения человека всегда волновало умы самых великих ученых в различные исторические эпохи. Само объяснение преступного поведения неизбежно наталкивает на рассуждение о ее будущем состоянии, видах и формах преступных проявлений, о том, каким будет в будущем преступник, возможно ли отмирание преступного поведения. Предлагается вывод о возможности и необходимости не только борьбы с преступностью, но и безусловного преодоления преступности, сведения ее проявлений к отдельным эксцессам. В этом залог будущего существования человеческой цивилизации на Земле. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы при создании нормативных правовых актов, направленных на борьбу с преступностью, а также при подготовке юристов широкого профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHY OF FIGHT AGAINST CRIME

The article complements the knowledge of common approaches to understanding criminal behavior. The study of crime cannot but be based on person’s general views of the nature of his or her own existence. Regrettably, crime constitutes an integral part of human behavior. At the same time, the explanation of the criminal conduct of a person has always agitated the minds of the greatest scientists in various historical eras. The very explanation of criminal conduct inevitably leads to reflection about the future status of crime, types and forms of criminal acts, what the criminal would be in the future, whether the demise of criminal behavior is possible. It is suggested that it is possible and necessary not only to combat crime, but also to eliminate crime unconditionally, and to reduce its manifestations to individual excesses. This is the key to the future existence of human civilization on Earth. Conclusions presented in the article could be used in making normative-legal acts aimed at fighting against crime, as well as in training of legal practitioners.

Текст научной работы на тему «Философия борьбы с преступностью»

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Игорь Михайлович МАЦКЕВИЧ,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, заведующий кафедрой криминологии и уголовно-исполнительного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), президент Союза криминалистов и криминологов [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

ФИЛОСОФИЯ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Аннотация. Статья дополняет знания об общих подходах к пониманию преступного поведения. Изучение преступности не может не основываться на общих воззрениях человека на природу собственного бытия. Преступность является, как это ни прискорбно признать, составной частью поведения человека. В то же время объяснение преступного поведения человека всегда волновало умы самых великих ученых в различные исторические эпохи. Само объяснение преступного поведения неизбежно наталкивает на рассуждение о ее будущем состоянии, видах и формах преступных проявлений, о том, каким будет в будущем преступник, возможно ли отмирание преступного поведения.

Предлагается вывод о возможности и необходимости не только борьбы с преступностью, но и безусловного преодоления преступности, сведения ее проявлений к отдельным эксцессам. В этом залог будущего существования человеческой цивилизации на Земле. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы при создании нормативных правовых актов, направленных на борьбу с преступностью, а также при подготовке юристов широкого профиля. Ключевые слова: преступность, борьба с преступностью, личность преступника, причины преступности, факторы преступности, позитивизм, социология, дарвинизм, статистика, эксцессы, криминология, правоприменение.

DOI: 10.17803/2311-5998.2017.35.7.010-018

© И. М. Мацкевич, 2017

M. I. MATSKEVICH,

Doctor of Law, Professor, Honored Worker of Science of Russia, Head of the Department of Criminology and Penal Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) President of the Union of Criminalists and Criminologists

[email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

THE PHILOSOPHY OF FIGHT AGAINST CRIME

Review. The article complements the knowledge of common approaches to understanding criminal behavior. The study of crime cannot but be based on person's general views of the nature of his or her own existence. Regrettably, crime constitutes an integral part of human behavior. At the same time, the explanation of the criminal conduct of a person has always agitated the minds of the greatest scientists in various historical eras. The very explanation of criminal conduct inevitably leads to reflection about the future status of crime, types and forms of criminal acts, what the criminal would be in the future, whether the demise of criminal behavior is possible.

тз

L-—^ i,

УНИВЕРСИТЕТА Философия борьбы с преступностью

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

It is suggested that it is possible and necessary not only to combat crime, but also to eliminate crime unconditionally, and to reduce its manifestations to individual excesses. This is the key to the future existence of human civilization on Earth. Conclusions presented in the article could be used in making normative-legal acts aimed at fighting against crime, as well as in training of legal practitioners.

Keywords: crime, fight against crime, identity of the criminal, causes of crime, factors of crime, positivism, sociology, Darwinism, statistics, excesses, criminology, law enforcement.

Составной частью государственного устройства и наполнения содержания бюрократического аппарата конкретными функциями стала борьба общества и государства с преступностью. При этом прежде всего от преступности охранялись государство и лица, стоящие во главе государства. Относительно позже репрессивный аппарат государства начал карать и преступников, которые наносили ущерб обычным гражданам.

Примечательно, что первые известные на Руси меры наказания были не слишком суровыми. Так, в Русской Правде (собрание разных нормативных правовых документов со значительным разбросом по годам их принятия) наказания за совершение преступлений были связаны со штрафами и редко с телесными не очень жестокими побоями.

Не основывались на гуманистических началах нормативные правовые акты против преступников в Древней Греции. Например, их составитель, которого звали Дракон, установил смертную казнь не только за убийства, но и за кражу, особенно когда кража совершалась в отношении зажиточных граждан, к которым принадлежал он сам. До сих пор жестокие и несправедливые законы (замечу, что в обыденном сознании это одно и то же) называют «драконовскими».

В то же время Платон много внимания уделял изучению преступности, в результате чего пришел к выводу, что существует достаточно ограниченное число причин, способных отвратить человека от совершения преступлений: 1) выгода правопослушного поведения; 2) большее зло, которое ожидает самого преступника, чем то зло, которое порождает его преступление; 3) то, что скажут о преступнике близкие ему люди, т.е. то, что сегодня называют общественным мнением; 4) привычка поступать по совести и по закону.

Платон вполне обоснованно указывал, что основная причина, почему люди ш

совершают преступление, — надежда на то, что их не поймают и что совершен- д

ное ими преступление останется в тайне. При этом он сумел рассчитать опти- °

мальное количество тюрем, которые должны быть в государстве для сдерживания преступников.

Аристотель называл следующие причины совершения преступлений: 1) бедность; 2) несправедливые привилегии одних лиц и бесправие других; 3) разноплеменность населения.

Задолго до известного выражения Карла Маркса (о том, что нет такого преступления, на которое не рискнул бы пойти капитал при 300 % прибыли, даже под страхом виселицы), Аристотель называл культ богатства основной причиной

б р

И Д И Ч

НАУКИ

>

1--^ 1

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

преступности и утверждал, что преступления совершаются не из-за недостатка еды, а из-за стремления к избытку.

Сдерживанию преступности, согласно теории, разработанной Аристотелем, должны способствовать: 1) справедливое государство; 2) стабильный и понятный закон; 3) соблюдение законов должностными лицами безо всяких исключений; 4) борьба со взяточничеством и казнокрадством; 5) высокое благосостояние граждан; 6) возможность реализации своих способностей каждым гражданином (предоставление равных возможностей).

Аристотель особенно настаивал, что в том государстве, которое желает иметь спокойное управление, граждане должны быть свободны от забот о предметах первой необходимости и что бедное государство неизбежно порождает корыстолюбие.

Шарль Луи Монтескьё первым обратил внимание на ответственность законодателя за совершаемые в государстве преступления, разработав формулу: мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него. Таким образом, он говорил о необходимости учитывать в принимаемых нормативных правовых документах те изъяны и пороки, которые не только не способствуют несовершению преступлений, но зачастую провоцируют их. В современных условиях это называется предварительной правовой (чаще всего антикоррупционной) экспертизой нормативных правовых актов.

Особое влияние на юридические подходы к борьбе с преступностью оказал Чезаре Беккария. Его небольшая по объему книга (трактат) «О преступлениях и наказаниях» имела колоссальное влияние на умы современников, причем как обычных граждан, так и руководителей некоторых стран. Достаточно сказать, что непосредственно под влиянием идей Беккария в Тоскане был принят Уголовных кодекс, в котором в 1786 г. была отменена смертная казнь. Неудивительно, что эта книга до сих пор переиздается во многих странах, в том числе и в России.

Беккария говорил, что уверенность в неизбежности хотя бы умеренного наказания всегда производит гораздо большее впечатление, чем страх перед более жестоким наказанием, но сопровождаемый надеждой на безнаказанность. Жестокость наказания, таким образом, бесполезна. Беккария утверждал, что преступления будут совершаться меньше всего в том государстве, в котором законы будут ясными, простыми и в котором все усилия общества будут направлены на сохранение этих законов1.

Прямым следствием идей Беккария стало не только общее смягчения наказаний во многих европейских странах, но и отдельное содержание осужденных за нетяжкие преступления от убийц и профессиональных преступников, а также совершенно отдельное содержание в местах лишения свободы несовершеннолетних преступников.

Важным направлением в противодействии преступности стали выявление и анализ ее статистических закономерностей. Первым на это обратил внимание отечественный юрист А. Н. Радищев. В записке «О законоположении» он разработал подробную программу статистического изучения преступности и пред-

1 Беккария Ч. О преступлениях и наказаниях. М. : НКЮ СССР, 1939. С. 243.

УНИВЕРСИТЕТА Философия борьбы с преступностью ^^

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

ложил систему показателей, которая должна была отражать ее уровень, структуру и динамку. Радищев предлагал произвести повсеместный сбор сведений по следующим направлениям: 1) происшествие или описание, как совершалось преступное дело; 2) какое было побуждение или какая причина к совершению деяния; 3) какие были употреблены средства к обнаружению истины; 4) какие были доказательства; 5) каким законом руководствовались судьи при решении дела; 6) какое было положено преступнику наказание.

При этом отдельно он предлагал собирать данные о практике назначения и отбытия наказаний: «Для пополнения ведомостей уголовных, — писал он, — нужно ведомость: 1-е, сколько в год бывает где людей под стражею, 2-е, сколько, где осуждено, 3-е, сколько назначено в ссылку, 4-е, какое где в тюрьмах содержание, 5-е, осужденные с судящимися в одном ли месте содержатся или в разных»2.

Для удобства сбора соответствующей информации А. Н. Радищев классифицировал все преступления на следующие виды: 1) против жизни и здоровья; 2) против чести и доброго имени; 3) против собственности; 4) против спокойствия; 5) против мыслей и мнений.

Самостоятельным разделом уголовного закона должны были регламентироваться преступления против государства. Но это были преступления, не связанные с мятежами и бунтами, как могло бы показаться, а преступления чиновников (прежде всего судей и градоначальников), от которых, по мнению А. Н. Радищева, больше всего страдают простые люди.

Тяжелая судьба А. Н. Радищева и общая традиция не признавать собственных гениев привела к тому, что идеи Радищева были забыты и вся слава открытия правовой статистики досталась французскому математику А. Герри и бельгийскому астроному А. Кетле, которые пришли к аналогичным выводам, но значительно позже, чем Радищев.

А. Н. Радищев вслед за Бекария пришел к суждению, что «правило всякого законоположения — правило, долженствующее почитаться всегда аксиомою, есть: что лучше предупреждать преступления, нежели оные наказывать. Верховная власть многие имеет средства направлять деяния граждан в стезю закона, и все они могут быть предметом общего законоположения. Средства сии суть: 1-е, воспретительные, 2-е, побуждающие, 3-е, предупреждающие»3.

Особняком в философских воззрениях на преступность стоит антропологическое направление, главным идеологом которого по праву считается тюремный врач-психиатр Чезаре Ломброзо, хотя идеи о преступном человеке начал выдвигать австрийский ученый Франц Йозеф Галь еще в конце ХVШ в. (работал в Пари- ш же и поэтому во многих источниках его указывают как французского исследова- д теля). Он выдвинул общую идею о природной предрасположенности отдельных ° лиц к совершению преступлений. Прежде всего он доказывал существование прирожденных убийц. Более того, Ломброзо путем многочисленных эмпирических исследований и экспериментов пришел к выводам, что для таких прирожденных преступников характерны внешние типичные отличительные признаки.

2 Водолаго М. В. О «законоположении» А. Н. Радищева // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 3.

~0

б Р И Д И Ч

URL: http://rvb.ru/18vek/radishchev/01text/vol_3/04legal/051.htm.

НАУКИ

>

3

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Дальше Ломброзо пошел его ученик Энрико Ферри, который был юристом. Он разделил всех преступников на пять групп: 1) помешанных преступников; 2) преступников по приобретенной привычке (на них сильнее всего сказывается влияние социальных причин); 3) преступников по страсти; 4) случайных преступников и, наконец, 5) прирожденных преступников (продукт атавизма либо вырождения с ясно выраженными антропологическими особенностями), которые представляют наибольшую опасность, но которых абсолютное меньшинство.

Примечательно, что Ферри стал автором уголовного закона для фашистского режима Муссолини в 1920-е гг.

Другому, как считается, ученику Ломброзо, или, во всяком случае, безусловному его последователю, Рафаэлю Гарофало, мы обязаны собственно названию науки по изучению причин преступности и разработке мер по борьбе с этим социально-негативным явлением. В 1885 г. в Турине он издал работу, которая называлась «Исследование преступности: ее причин и средств подавления» («Criminología: studio sul delitto, sulle sue cause e sui mezzi di repression»).

В числе прочего Гарофало говорил о том, что преступника от непреступника отличает наличие или отсутствие двух важных личностных черт — сострадания и честности. Причем если нечестный человек совершает кражи, то человек, лишенный и честности, и сострадания, совершает наиболее тяжкие и общественно опасные преступления. Развивая идеи Ломброзо, Гарофало, по сути, приходит к тем же самым выводам, что преступник — это человек, который не способен жить в нормальном обществе.

Очевидно, что эти идеи коренятся в концептуальной теории Чарльза Дарвина об эволюции человека. Строго говоря, и Ломброзо, и его последователи, и ученики исходят из гипотезы, что преступник — это не вполне человек, а человеческое существо, которое застряло в своем физическом и (главное) социальном развитии и несет на себе все признаки атавизма (от лат. atavus — отдаленный предок), в том числе, как утверждал Ломброзо, выражающиеся в его внешности.

В настоящее время неоломброзианские идеи продолжают будоражить умы исследователей. Характерным примером являются последние данные британского ученого Эдриана Рейна об установленных им биологических особенностях строения головного мозга у детей, которые проявляют признаки агрессии. В 1970-х гг. французский врач Жан Пинантель предложил ввести понятие клинической криминологии, полагая, что судья должен только устанавливать юридический факт виновности человека, а определять меру наказания ему — это прерогатива доктора.

Некоторое влияние на понимание сути противоправных явлений косвенным образом оказали идеи австрийского врача-психиатра Зигмунда Фрейда. Представляется, что в своей сущности — это те же продарвинистские теории. Но в отличие от Ломброзо, Фрейд обращал внимание на подсознание как скрытую психологическую атавистическую площадку. Человек по природе склонен к агрессии как памяти своего животного происхождения, но вынужден подавлять в себе эти естественные желания осознанием ожидаемого правопослушного поведения в социуме. В том же случае, когда эти естественные агрессивные подсознательные черты берут верх над сознательным правильным поведением, совершается преступление.

УНИВЕРСИТЕТА Философия борьбы с преступностью ^^

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Другой австрийский психиатр и ученик Фрейда Карл Юнг (правда, став большим ученым и даже в чем-то превзойдя своего учителя, Юнг разошелся с ним не только по теоретическим вопросам, но и по житейским) стал говорить о более глубинных вещах — об архетипах как подсознательной памяти поколений, а главное — о подсознательном опыте предыдущего поведения. При этом, в отличие от Фрейда, Юнг рассматривал эти подсознательные проявления с положительной стороны, утверждая, что человек — существо не только позитивное, но и обладающее правильной социальной памятью. Следовательно, преступником человека делают окружающие его несправедливость и социальная дисгармония, а никак не он сам как биологический индивид.

В этом же ключе рассматривал проблему правонарушающего поведения Эрих Фромм, немецкий социолог и философ. Он утверждал, что человек, безусловно, олицетворяет собой внутреннюю и внешнюю гармонию. Его суть в полном единении с природой. Но социальные противоречия меняют человека, делают его агрессивным, особенно когда он растворяется в толпе, которая размывает его личную ответственность и превращает его действия в бессмысленную агрессивную акцию, ведущую к уничтожению себя самого как высшей ступени цивилизации. («Патология нормальности» редко принимает форму душевной болезни, ибо общество производит "лекарство" против подобной хвори. Если патологические процессы распространяются на общество, то они теряют свой индивидуальный характер. Тогда больной индивид в компании с другими такими же больными будет чувствовать себя наилучшим образом. Тогда вся культура настраивается на этот тип патологии и находит пути и средства для ее удовлетворения»)4.

В России антропологическая теория (как и психологические теории, о которых говорилось выше) не пользовалась поддержкой, в том числе потому, что преобладали позитивистские концепции миропонимания, а в юриспруденции особенно. Основатель позитивной философии Огюст Конт утверждал, что никто не имеет права, кроме права исполнять свой долг Другими словами, назначение права в правильном регулировании служебного долга, который, что называется, превыше всего.

Сторонниками этих подходов не без основания предполагалось, что главные беды, вызывающие преступность, находятся в экономических и социальных противоречиях государственного устройства. Не случайно многие представители социального объяснения причин преступности не только приняли Октябрьскую революцию 1917 г., но и всячески способствовали ее совершению, проводя революционную деятельность в бытность ими учеными различных отечественных ш университетов. Ярким представителем такого поколения ученых-юристов был д М. Н. Гернет (отец Гернета отбывал наказание в Невской куртине Петропавлов- °

ской крепости, сам Гернет вел в студенческие годы постоянную подпольную революционную деятельность).

Впрочем, многие представители российской юриспруденции, выступавшие

против несправедливостей монархического строя, не только оказались в условиях провозглашенной диктатуры пролетариата ненужными, но и были объявлены врагами нового строя. Так, П. А. Сорокин бежал из советской России, сын Н. С. Та-

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1973. С. 37—39.

Р

б

Р И

Д И

Ч

НАУКИ

>

4

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

ганцева, несмотря на личное обращение к Ленину (Таганцев выступал с ходатайством к Александру III о неприменении к брату Ленина Александру Ульянову смертной казни), был расстрелян, после чего Таганцев умер, Н. Д. Кондратьев, как и многие другие, был репрессирован и расстрелян в 1938 г.

Необходимо отметить, что представители советской школы юристов провозглашали себя марксистами и основывали свои подходы в борьбе с преступностью на существующих экономических противоречиях, вызванных особенностями капиталистического уклада жизни. В течение достаточно долгого периода времени вполне серьезно утверждалось, что причины преступности в Советском Союзе обусловлены влиянием капитализма (так называемые «родимые пятна капитализма», по Марксу). При этом в действительности многие отечественные юристы стояли и стоят на позитивистских концепциях объяснения преступности, что подтвердилось в том числе в начале 1960-х гг., когда были возрождены институты по разработке мер предупреждения преступности и было заявлено, что при социализме имеются не только особые причины совершения преступлений, но и сложились особые виды новых преступлений.

Сегодня большая часть ученых-юристов полагает, что причины преступности кроются все-таки в социальных и экономических противоречиях, усугубленных современными проблемами, связанными с глобализацией и общим социальным напряжением в мире.

Примечательно, что вслед за Аристотелем американский ученый Эдвин Сатерленд в 1947 г. объявил, что самые опасные преступники находятся не среди нищих и голодных, а среди самых респектабельных и богатых слоев населения, которые совершают преступления не потому, что им нечего есть, а потому, что их поглощает жажда наживы. Респектабельный бизнесмен, который нарушает закон, говорил Сатерленд, редко является социальным бунтовщиком или обладает личностными патологиями, корпорация «Дженерал Моторс» не соблюдает закон не потому, что испытывает Эдипов комплекс, «Дженерал электрик» не соблюдает закон не потому, что эмоционально неустойчива, «Анаконда купер» не соблюдает закон не потому, что испытывает недостаток средств, а любые другие — не потому, что им чего-то не хватает.

Социологическое направление в понимании преступного поведения позволяет критически подходить к принимаемым уголовным законам, некоторые из которых принимаются без надлежащей проработки и обоснования, что ведет к схоластике содержащихся в них положений и отрыву от реальной действительности подлинных намерений тех, кто и для чего их принимал, что в юриспруденции называется общим понятием — законодатель. Из-за этого, в том числе нормативные правовые акты, остаются только намерением и не могут быть реализованы на практике.

В свою очередь, плохо разработанные законы вводят в заблуждение правоприменителя, особенно в области правоохранительной деятельности и национальной безопасности. Представители правоохранительных органов не понимают, почему за одни и те же преступления одни осуждаются к отбыванию наказания в виде лишения свободы, а другие — либо к штрафу, либо условно. (Подобная законодательная конструкция разработана в отношении российских предпринимателей и позволяет им избегать серьезного наказания, если они до-

УНИВЕРСИТЕТА Философия борьбы с преступностью

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

кажут, что совершили корыстное преступление, занимаясь предпринимательской деятельностью).

Таким образом, философия борьбы с преступностью заключается в последовательном изучении следующих элементов общественной действительности, так или иначе связанных с преступным поведением человека:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Личность преступника. Интерес к личности преступника всегда был велик, и именно этим интересом обусловлено и становление криминологии как самостоятельной науки, составной частью которой является изучение вопросов борьбы с преступностью и дальнейшее продвижение современных криминологических теорий. Думаю, не будет преувеличением сказать, что само появление криминологии обусловлено системным анализом преступного человека, который предложил Ломброзо. В этом смысле вполне закономерно и симптоматично, что название нового учения (криминология) придумал его ученик — Гарофало.

2. Социальные и экономические противоречия как неизбежная плата человеческой цивилизации за прогресс. В противовес поиску причин преступного поведения человека в личности этого человека, здесь на первое место выходят как бы объективные данные. В действительности указанные противоречия — сторона обратной медали преступного поведения, на другой стороне которой — личность преступника.

3. Моральная статистика как обязательный показатель негативных оценок общества. Благодаря М. Н. Гернету в России в 1918 г. был создан отдел моральной статистики, что позволило собрать данные не только (я бы даже сказал, не столько) о правонарушениях и преступлениях, но и об огромном социальном пласте так называемых фоновых явлений, которые сопровождают преступность и без которых преступность существовать не может, но которые довольно часто выпадают их поля зрения исследователей и не участвуют в формировании статистической картины общества: суициды, проституция, бродяжничество, наркомания, токсикомания, алкоголизм, несовершеннолетние беспризорники и т.д. Важно подчеркнуть, что все это должно анализироваться в совокупности, а не по отдельности.

4. Достижения медицины, особенно касающиеся мозговой деятельности человека. Не менее актуальны оценки современной генетики, а также всех наследственных факторов, определяющих поведение человека. Особую актуальность при этом приобретают этические и нравственные моменты вмешательства одного человека (медика) в природу другого человека. Это тоже ш должно стать предметом изучения криминологов. К

5. Дарвинизм и его современные оценки. В данном случае критическому изуче- °

нию подлежит, как представляется, не столько эволюционная теория, сколько вопрос взаимодействия и взаимовлияния природы и человека друг на друга. Насколько гармонична природа и как оценить влияние человека и продуктов его жизнедеятельности на природу. Или же природа сама по себе агрессивна и предполагает агрессию одних своих видов на других, и человек обязан минимизировать негативные проявления природы. Является ли корыстное и насильственное поведение человека по отношению к другому человеку неизбежным следствием его природных инстинктов, или же это вновь приобре-

б Р

И Д

И Ч

НАУКИ

>

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

тенные поведенческие стимулы, которые непосредственно разрушают природу. От ответов на эти вопросы зависит не только борьба с преступностью, но и выбор путей развития цивилизации.

Все это основано на позитивизме, философском учении, которое имеет общий вектор положительного заряда объяснения преступности и, главное, должно предлагать пути и способы решения проблемы преступного поведения человека.

В целом же, основываясь на позитивизме (строго говоря, Карл Маркс и В. И. Ленин были прежде всего позитивистами), можно с достаточным оптимизмом смотреть в будущее и говорить о безусловном отмирании преступности, во всяком случае, в современном ее понимании, как обусловленного социальными факторами негативного агрессивного явления.

«Мы не утописты и нисколько не отрицаем возможности и неизбежности эксцессов отдельных лиц, а равно необходимости подавлять такие эксцессы. Но, во-первых, для этого не нужна особая машина, особый аппарат подавления, это будет делать сам вооруженный народ с такой же простотой и легкостью, с которой любая толпа цивилизованных людей даже в современном обществе разнимает дерущихся или не допускает насилия над женщиной. А во-вторых, мы знаем, что коренная социальная причина эксцессов, состоящих в нарушении правил общежития, есть эксплуатация масс, нужда и нищета их. С устранением этой главной причины эксцессы неизбежно начнут "отмирать". Мы не знаем, как быстро и в какой постепенности, но мы знаем, что они будут отмирать. С их отмиранием отомрет и государство»5. Так говорил В. И. Ленин. (Кстати, мне представляется, что феномен социалистического права вообще и системы профилактики преступности при социализме (советский, восточноевропейский опыт, опыт Китая, Вьетнама и некоторых других стран) требует самостоятельного изучения и обобщения. Далеко не все в вопросах борьбы с преступностью при социализме было непригодным и не может быть использовано в будущем).

Будущая преступность должна представлять собой относительное небольшое количество эксцессов, негативные последствия которых будут нивелироваться общественными усилиями, и только в крайних случаях (связанных с болезненными, скорее всего, психическими отклонениями в поведении некоторых лиц), на эти эксцессы будет реакция в виде изоляции человека от общества и других людей. Формы и виды такой изоляции также будут иными, нежели те, которые применяются сейчас.

В сложившихся условиях особое значение приобретает подготовка кадров для правоприменительной деятельности, поскольку современный юрист (как и когда-то первые представители этой профессии и направления научной мысли) должен быть человеком глубоко и широко эрудированным, с собственной точкой зрения и решительной гражданской позицией.

5 Ленин В. И. Государство и революция. М. : Политиздат, 1974. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 1—120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.