Научная статья на тему 'Философия анархизма М. А. Бакунина (к 120-летию со дня смерти)'

Философия анархизма М. А. Бакунина (к 120-летию со дня смерти) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
996
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия анархизма М. А. Бакунина (к 120-летию со дня смерти)»

чем-то субъективно и к нему следует относиться с вниманием и уважением.

Рецензируемая работа, по нашему мнению, носит весьма добротный характер и заслуживает положительной оценки; к тому же это первая крупная публикация автора, первый опыт, и опыт, несомненно, удачный. Поэтому рекомендуем обратить на нее внимание студентам, аспирантам и

преподавателям, занимающимся социальной философией и социологией.

1. Гринин Л.Е. Философия и социология истории: некоторые закономерности истории

человечества: В 3 ч. Волгоград, 1995 - 1996.

2. Там же. Ч. 1. С. 14, 15.

3. Там же. Ч. 1. С. 29, 33.

4. Там же. Ч. 1. С. 50, 51.

5. Там же. Ч. 2. С. 11, 12.

ПЕРСОНАЛИИ

ФИЛОСОФИЯ АНАРХИЗМА М.А. БАКУНИНА (К 120-летию со дня смерти)

В.А. Каримов

В 1996 году исполнилось 120 лет со дня смерти видного теоретика анархизма, крупного русского мыслителя Михаила Александровича Бакунина. В наше время небывалых социальных катаклизмов, переоценки казавшихся незыблемыми ценностей по-новому, свежо и актуально воспринимаются многие идеи русского философа. Яркая, аргументированная критика Бакуниным принципа государственности как постоянного источника социального зла, его выступления против любой формы деспотизма, проповедь и защита свободы личности свидетельствуют о том, что мысль теоретика анархизма развивалась в русле обоснования истинных ценностей человеческого бытия.

Философские воззрения Бакунина сформировались под влиянием идей представителей немецкой классической философии, О. Конта, К. Маркса, Прудона. Проделав сложный и противоречивый путь философского развития от религиозноромантических настроений к гегельянству и затем к материализму, мыслитель всю жизнь посвятил философскому обоснованию своей анархической доктрины.

Не случайным поэтому является тот факт, что Бакунин уделяет первостепенное внимание проблемам социальной философии. Определяя социологию как науку "об общих законах, управляющих всем развитием человеческого общества" [1], мысли-

тель подчеркивал, что общество - это такое тело, которое гораздо сложнее всех остальных, наряду с общими для всех тел законами оно имеет еще и специфические, познание которых необходимо для обеспечения успеха человеческой деятельности. При этом он указывал на свою приверженность принципам материалистического понимания истории, согласно которому в любых идеальных проявлениях, "как коллективной, так и индивидуальной жизни человечества", отражается развитие экономических явлений, "явления экономические, материальные... представляют собой настоящую базу, главное основание; всякие же другие явления - интеллектуальные и моральные, политические и социальные, лишь необходимо вытекают из них" [2].

Важнейшей проблемой науки об обществе является, по Бакунину, выяснение законов общественного развития. Она должна воспроизводить картину естественного развития различных общественных феноменов, а также показать и обосновать те условия, которые необходимы для освобождения индивидов, живущих в обществе.

Отсюда вытекает интерес Бакунина к проблеме свободы. Считая свободу высшей целью человеческого развития, он указывал, что в общефилософском плане свобода человека заключается в познании законов природы и следовании им. Вместе с

тем достигнутая человеком степень свободы является продуктом общественной жизни. Мыслитель убежден в том, что "свобода каждого совпадает со свободой всех... Свобода... не индувидуальна, эгоистична, атомистична, она коллективна, социальна... Она заключается во взаимном признании нашей человечности" [3].

Отвергая понимание свободы воли как свободы от всякого природного или социального влияния, Бакунин рассматривает ее как свободу выбора, способность человеческого индивида спонтанно самоопределяться. Мыслитель утверждал, что свобода является источником и абсолютным условием всякого добра. Он приходит к выводу, что главной практической задачей, призванием человека на земле является основание царства свободы в мире слепой фатальности. Именно решение этой задачи вдохновляет человека в его жизни. "...Человек, мыслящий, деятельный, сознающий свое человеческое назначение, остается гордым и спокойным в сознании своей свободы, которую он сам завоевывает, просвещая, освобождая, в случае необходимости поднимая на бунт окружающий его мир и помогая ему. В этом его утешение, награда, его единственный рай" [4].

Важным препятствием на пути к достижению свободы является государство, воплощение принципа власти, которую Бакунин рассматривает как порождение животности. Требование немедленного уничтожения государства составляет сущность анархического учения Бакунина, поскольку, по его мнению, пока существует государство в любой его форме, человек будет несвободен, будет подвергаться насилию и эксплуатации. Народ на протяжении всей русской истории был, по Бакунину, постоянной жертвой государства, которое по существу своему враждебно человеку, так как все подчиняет задаче самосохранения и укрепления собственного могущества. "Государство, - писал теоретик анархизма, - это насилие, угнетение, эксплуатация, несправедливость, возведенные в систему и ставшие основными условиями

самого существования общества. У государства... никогда не может быть морали"

[5].

В своих размышлениях о демократии, республике, о всеобщем избирательном праве, парламентаризме - везде Бакунин проводит мысль о несостоятельности принципа государственности как такового. Деспотизм присущ самому принципу государства и политической власти, а форма государства имеет уже подчиненное значение. Мыслитель говорит как о недостижимом идеале о таком правительстве, которое заботилось бы о благе людей, не злоупотребляло властью и не воровало, поскольку такой идеал противоречит человеческой природе. Бакунин отвергает "фикцию" народного представительства, поскольку народ, принимающий участие в выборах, как правило, не знает, кого и зачем он выбирает.

Что же касается представлений Бакунина о будущем общественном устройстве, которое "зиждется на уважении к труду" [61, то они весьма актуальны и в настоящее время. Единство общества, его организация на принципе федерализма как свободного союза свободных индивидов, отсутствие всякой иерархии, равные возможности для развития различных способностей, реализация принципов равенства и справедливости - эти гуманистические идеи русского философа до сих пор привлекают к себе внимание мыслящих людей во всем мире.

1. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989. С. 49.

2. Бакунин М.А. Избр. соч. Пг.; М., 1919. Т. 2. С. 143-144.

3. Агуоп Н. Ь'апагЫште аи XX 51ес1е. Р., 1979. Р. 75.

4. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. С. 79.

5. Бакунин М.А. Избр. соч. Пг.; М., 1920. Т. 4. С. 234.

6. Материалы для биографии М.Бакунина. М.; Л., 1928. Т. 3. С. 131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.