-о
ИСТОРИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА
3
Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 9 (419). Философские науки. Вып. 49. С. 142-145.
УДК 091 ББК 87.3
DOI 10.24411/1994-2796-2018-10922
ФИЛОСОФ — РОДСТВЕННИК А. С. ПУШКИНА (об А. А. Козлове)
В. А. Кузнецов
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Начало XX в. России среди образованных людей характеризуется широким увлечением философией. В 1912 г. сразу в нескольких периодических изданиях появились библиографические статьи, посвящённые философским взглядам русского философа Алексея Александровича. Козлова (И. Румер. «А. А. Козлов» // Русская мысль, — М., 1912, № 5, май; Мокиевский Л. Эскиз к одному русскому портрету // Русское богатство, 1912, № 4, отд. I). Книгоиздательство «Путь» в серии «Русские мыслители» выпустило в 1912 г. книгу о философе А. А. Козлове. Написал её последователь философии Козлова и его сын С. А. Аскольдов. А. А. Козлов начал заниматься философией уже в зрелом возрасте, посвятив свою жизнь распространению в обществе научного мировоззрения.
А. А. Козлов родился в Москве в 1831 г. и был внебрачным сыном Ивана Алексеевича Пушкина (дальнего родственника А. С. Пушкина) и крестьянской девушки. В очерке А. Аскольдова говорится, что в самые первые годы жизни философа, его, малыша, то брали в аристократический дом Пушкина, то отсылали домой к матери, которая «для покрытия греха» вышла замуж за мещанина А. П. Козлова, человека безнравственного, женившегося ради 5 000 р., выданных ему И. А. Пушкиным. Сообщается, что он «заколотил» свою безответную жену до смерти. Сам А. Козлов о своих детских впечатлениях, связанных со смер-
тью матери, говорит в своей автобиографии, к сожалению, доведённой всего до 12 лет. В 1838 г., когда Алексею было 7 лет, его мать умерла, и отчим отдал его на попечение своей тётке. Будущий философ с 1843 г. учился в 1-й Московской гимназии не на средства своего отца Пушкина; а на «блуд-ныя деньги» (как выражался Козлов) своей родственницы, которая, несмотря на своё невежество и образ жизни, питала уважение к просвещению и решила сделать своего родственника образованным, учёным.
В гимназии он получил первый урок, повлиявший на его выбор западничества как направления общественной и философской мысли. И получил он этот урок от учителя словесности Тертия Филиппова (впоследствии сенатора, государственного контролёра, известного богослова и собирателя русского песенного фольклора), которому он подал своё гимназическое сочинение на тему: «Россия, спасительница Европы». Здесь говорилось и о том, как Россия заслонила собой Европу от татар, и о том, как она «спасла» Европу от Наполеона I, и о том, как Россия подавляла венгерское восстание. И учитель словесности в беседе с глазу на глаз и пояснил юному патриоту, «...что чем-чем, а уж подавлением венгерского восстания России хвалиться не приходится».
С 1850 г. он около года проучился на физико-математическом факультете Московского университета, затем перевёлся на историко-филологический
факультет, который и закончил в 1856 г. Во время обучения в университете Козлов увлёкся социалистическими идеями Ш. Фурье и материализмом Л. Фейербаха.
По окончании университета Козлов женился на крестьянке и поступил преподавателем русского языка и литературы в Константиновский межевой институт. Однако он скоро завёл себе другую семью. Получилось это так: он давал уроки в старинной дворянской семье помещика А. А. Челищева его дочери Марии и здесь он влюбил в себя свою ученицу, которая убежала из своего дома, поселилась с Козловым и стала его женой. Но эта прекрасная, умная, высокообразованная женщина впоследствии заболела и страдала психическим помешательством.
А. Козлов начинал свою деятельность как публицист, экономист. Сотрудничая в газетах, он писал статьи на экономические темы: «О хозяйственном управлении города Москвы», «О финансовом положении России» и др., которые выходили в «Московских известиях», «Московском вестнике», «Финансовом вестнике», «Вестнике промышленности» и «Отечественных записках» и в др.
Будучи активным человеком, Козлов пропагандировал социалистические идеи, из-за чего его вынудили оставить преподавание. Козлов имел связи в революционной среде и потому с 1858 г. состоял под надзором полиции. В 1866 г. он был арестован по подозрению в причастности в организации революционного общества, а также к делу Каракозова, и заключён в Петропавловскую крепость. После полугода заключения его освободили, но запретили жить в столицах. Козлов поселился в имении своего тестя в Калужской губернии, где занялся сельским хозяйством, а затем устроился управляющим лесами в имении крупного московского фабриканта во Владимирской губернии.
Пройдя эти превратности судьбы, наш будущий философ, имея уже более 40 лет от роду (примерно, в 1872-1873 гг.) случайно, на «на сон грядущий», взял в руки книгу польского последователя Шопенгауэра Фрауэнштедта (Briefe uber Schopenhauersche Philosopie). И только тогда его озарило, что истинное его призвание — философия. Козлов прежде всего выписал все сочинения Шопенгауэра и с тех пор погрузился в дебри его метафизики. С этого времени Козлов стал постоянно выступать в печати с философскими публикациями. Скоро он стал профессором философии в Киевском университете, куда его в 1876 г. устроили при помощи А. А. Котляревского. В этом же
году он начал читать там лекции. В 1881 г. он защитил магистерскую диссертацию на тему «Метод и направление философии Платона», а в 1884 г. в Петербурге — докторскую диссертацию на тему «Генезис теории пространства и времени у Канта» и получил звание профессора.
Современники отмечают, что «.. .киевляне были немало удивлены, когда увидали, что новый философ оказался огромным человеком, со львиной физиономией, быстро покоряющей сердца дам и девиц, которым он и проповедовал философию с бокалом в руках. Быть может, Козлова так и не признали бы за настоящего философа, если бы на счастие у него не оказалось одной, заинтересовавшей публику, странности: его всегда видели с очень большим ковровым саком в руках; с этим саком он не расставался ни на улице, ни в аудитории, ни в других местах, где его могли видеть обыватели. Интерес, вызванный саком Козлова, был значителен. Но мужчины всё-таки сдерживали своё любопытство, а женщины пошли напролом. И вот однажды, после лекции, курсистки окружили Козлова тесным кольцом и заставили показать содержание сака. Сверх колбасы и вина, в нём оказалось ещё смена белья, и Козлов объяснил любопытным девицам, что когда его арестовали в Москве чуть не на улице, то он испытал большое неудобство, пока ему из дома доставили смену белья, — и вот, с тех пор, он, выходя из дому, кладёт в сак, на всякий случай, смену белья. Киевляне успокоились: есть чудачество, значит — настоящий философ». Так, в Киеве Козлов сделался известным публицистом.
В 1880 г. А. Козлов познакомился с одним из сочинений немецкого философа Г. Тейхмюллера, которое произвело на него сильное впечатление. Он скоро сделался его горячим последователем. Собственное учение Козлова, изложенное им в дальнейших трудах, полностью воспроизводит основные идеи Тейхмюллера, последователя идей Лейбница. В этот же период у него происходит перемена в философских воззрениях: неудовлетворённый учением Шопенгауэра, он стал искать иных основ для своего мировоззрения и с этой целью обратился к учению Г. Лейбница. В 1885 г. начал издавать свой собственный журнал «Философский трёхмесячник», который стал первым в России чисто философским журналом.
До 1886 г., когда у него произошло кровоизлияние в мозг и его разбил паралич правой половины тела, сделав его «неспособным без посторонней помощи двигаться по комнате и неспособным
144
В. А. Кузнецов
держать в руках перо», он успел издать несколько трудов (Сущность мирового процесса, или «Философия бессознательного» Э. фон Гартмана. Вып. 1-2; М., 1873-75; Философские этюды. Ч. 1. СПб., 1876; Философия как наука. Киев, 1877; Философия действительности. Изложение философской системы Дюринга с приложением критического обзора. Киев, 1878; Философские этюды. Ч. 2. Метод и направление философии Платона. Киев, 1880; Критический этюд по поводу книги г. Грота «Психология чувствований». Киев, 1881). Но после 1886 г., когда условия его жизни из-за болезни резко изменились, он стал диктовать философские мысли. Несмотря на страдания, вызванные этой болезнью, Козлов возносил хвалу «Высочайшей Субстанции», которая так мудро устроила Вселенную, и благодарность ей за паралич... за мудрость её предначертаний», которая позволила ему надиктовать обилие философских мыслей.
Философия Козлова представлена в выпусках «Своего Слова», где изложена в виде застольной беседы «Петербургского Сократа» — главного персонажа диалогов, развивавшего идеи автора, некоего Сократа с Песков, а его оппонентами выступали герои романов Достоевского» (см: Первая беседа с петербургским Сократом (понятие субстанции) // «Своё слово». Киев. 1888. № 1. С. 3-23; Вторая ... // 1888. № 1. С. 24-46; Третья. (сознание и духовная субстанция) // 1888. № 1. С. 47-8; Четвёртая. (понятие бытия) // 1889. № 2. С. 5-36; Пятая. // 1889. № 2. С. 37-57; Шестая... // 1889. № 2. С. 58-109). Всего в «Своём слове» он напечатал в Киеве и затем в Санкт- Петербурге 33 статьи. Кроме того, он активно печатался в других научных и философских журналах. Большая их часть вышла в свет в журнале «Вопросы философии и психологии», в котором начиная с 1889 г. и до 1895 г. он напечатал 16 статей на различные философские темы. Козлов подверг также анализу творчество Л. Н. Толстого (Письма о книге гр. Л. Н. Толстого «О жизни». М., 1891; Религия гр. Л. Н. Толстого, его учение о жизни и любви. Ч. 1-2. СПб., 1895; Религия графа Л. Н. Толстого // Философский трёхмесячник. 1895. № 1).
В 1891 г. Козлов вместе с семьёй переехал в Петербург, где вокруг него сложился небольшой философский кружок, в который входили и его сын С. А. Алексеев-Аскольдов и философ Н. О. Лосский.
В трудах, напечатанных в этих сборниках и журналах, Козлов защищал свои философские позиции. Начав в 1871 г. с позитивистской критики «Исторических писем» Миртова-Лаврова, Козлов затем переходит к метафизике Шопенгауэра и Гартмана; но уже через два года обращается к Е. Дюрингу, в материалистической философии которого пытается найти новые основы для своего мировоззрения. Далее он переходит к изучению великих идеалистов: Платона, Лейбница, Канта, Гегеля. и только в 1888 г. решительно становится на точку зрения Лейбница, на его плюрализм, как на «незыблемую основу истинного философского знания». Он проводит метафизический анализ понятия бытия, убеждая, «...что в сознании моего "я" мне непосредственно дана моя духовная субстанция, и полное отделение теоретического познания от элементарного сознания». В понимании времени он исходит из субъективного идеализма. Многие идеи Козлов заимствовал у Г. Тейхмюллера, под его влиянием Козлов перешёл от «неопределённого монистического идеализма к монадологическому плюрализму Лейбница». Таким образом, сложилось философия Козлова, основанная на идеях Тейхмюллера и названная им панпсихизмом. Главнейшим понятием в его учении является категория бытия, источником которого служит первоначальное сознание. «Понятие бытия имеет своим содержанием знание о нашей субстанции, её деятельностях и содержании этих деятельностей в их единстве и отношении друг к другу. Всё познание опирается, в конце концов, на познание "я"». Своим панпсихизмом, своим учением о бытии Козлов подготовил почву для русских мистиков и богоискателей начала XX в.
Философское влияние Козлова довольно широко. Н. О. Лосский заявлял о том, чем он обязан в философии своему учителю. А. А. Козлова отличала любовь «к русскому здравому смыслу и западной культуре». Он оставил заметный след в русской философии, признанием чего при его жизни служил факт избрания его почётным членом русского философского общества при Санкт- Петербургском университете, а после смерти — включение его биографии в серию «Русских мыслителей». Козлов умер в Петербурге в 1901 г. от воспаления лёгких и был похоронен на Волковом кладбище.
Сведения об авторе
Кузнецов Владимир Александрович — доктор исторических наук, профессор кафедры философии, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. filos@csu.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2018. No. 9 (419). Philosophy Sciences. Iss. 49. Pp. 142-145.
ABOUT A.A. KOZLOV — A PHILOSOPHER AND A RELATIVE OF A.S. PUSHKIN
V.A. Kuznetsov
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. filos@csu.ru