Научная статья на тему 'Философ права Н.Н. Алексеев о ценностях в праве'

Философ права Н.Н. Алексеев о ценностях в праве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия права / ценности в праве / правопорядок / метафизика / религия / нравственность / социальная справедливость / правовое государство / нормативная система / аксиология / правовая система / абсолют / православие / позитивное право / свобода / philosophy of law / values in law / legal order / metaphysics / religion / morality / social justice / law-governed state / regulatory framework / axiology / legal framework / absolute / Orthodoxy Christianity / positive law / freedom

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Леонид Владимирович Акопов, Раиса Аркадьевна Левина

Введение. Рассматривается вклад известного русского философа и правоведа Н. Н. Алексеева в учение о ценностях в праве с опорой на его монографию «Основы философии права». Подчеркивается, что, несмотря на повышенный интерес (особенно в последние годы) к теоретическому наследию Н. Н. Алексеева, актуальным остается анализ методологии его подхода к пониманию аксиологии права в комплексе научных, метафизических и религиозных объяснений. Философия права Н. Н. Алексеева играет значительную роль в укреплении в России правовых ценностей и утверждении правовой культуры, законности и правопорядка. Цель данного исследования — проанализировать философско-правовые идеи Н. Н. Алексеева о ценностях в праве, определить методологию его подхода к пониманию аксиологии права в комплексе научных, метафизических и религиозных воззрений и доказать прогностическое значение его авторской концепции. Материалы и методы. Материалом исследования стали результаты анализа теоретических положений Н. Н. Алексеева, в частности, главы книги «Основы философии права», посвященной проблематике правовых ценностей. В работе использованы диалектический метод познания как основной, общенаучные методы анализа, синтеза, формально-юридический метод. Реализуя исторический подход к оценке материалов, авторы придерживались всесторонности и объективности анализа. Авторы стремились показать как в целом логику философии права Н. Н. Алексеева, так и его воззрения относительно понимания аксиологии права в комплексе научных, метафизических и религиозных объяснений. Результаты исследования. В представленной работе авторами проанализирована система взглядов русского философа и правоведа Н. Н. Алексеева, на протяжении большей части ХХ века обделенного вниманием в отечественной юриспруденции, относительно ценностей в праве. Подвергнуты осмыслению этико-правовые взгляды Н. Н. Алексеева и представленные в теоретических исследованиях различных ученых критические воззрения относительно данной проблематики. Особое внимание уделяется глубокой убежденности Н. Н. Алексеева в имманентной взаимосвязи главных проблем права с ценностными аспектами. В работе определено прогностическое значение авторской концепции философа и правоведа. Обсуждение и заключение. Проведенный детальный анализ методологии философско-правовых воззрений Н. Н. Алексеева представляется важным для российской юридической науки. Многие идеи, содержащиеся в его трудах, существенным образом уже повлияли и продолжают оказывать свое влияние на исследования проблематики, связанной с аксиологией права, современных философов и правоведов. Провидческие для своего времени и сохраняющие актуальность выводы Н. Н. Алексеева о ценностных факторах развития будущего Российского государства представляют существенный интерес в свете дальнейшего развития России как правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosopher of Law N.N. Alekseev about Values in Law

Introduction. The contribution of the famous Russian philosopher and legal scholar N. N. Alekseev to the doctrine of the values in law is studied based on his monograph “Fundamentals of the Philosophy of Law”. It is emphasised that, even though the interest (especially in recent years) to the theoretical heritage of N. N. Alekseev has increased, the analysis of the methodology of his approach to understanding the legal axiology in combination with the scientific, metaphysical and religious definitions is still required. N. N. Alekseev's philosophy of law plays a significant role in strengthening the legal values in Russia and affirming the legal culture, legitimacy and legal order. The aim of present research is to analyse N. N. Alekseev's philosophical and legal concepts concerning the values in law, to determine the methodology of his approach to understanding the legal axiology in combination with the scientific, metaphysical and religious views and to prove the prognostic importance of his original concept. Materials and Methods. The research material comprised the results of the analysis of the theoretical provisions of N. N. Alekseev, more specifically the analysis of the chapter of the book “Fundamentals of the Philosophy of Law” dealing with the problems of legal values. The dialectical method of cognition was the main method used for the research, along with the general scientific methods of analysis, synthesis and the legalistic method. By implementing the historical approach to the evaluation of the materials, the authors adhered to the comprehensiveness and objectivity of the analysis. The authors strived to demonstrate both the holistic logic of N. N. Alekseev’s philosophy of law and his understanding of the legal axiology in combination with the scientific, metaphysical and religious definitions. Results. In the present work, the authors have analysed the mindset of the Russian philosopher and legal scholar N. N. Alekseev, whose views concerning the values in law were neglected in the national juridical science during most of the twentieth century. The ethical and legal concepts of N. N. Alekseev and the critical attitudes to this issue presented in the theoretical works of the various scientists have been reflected upon. Special attention has been given to the profound adherence of N. N. Alekseev to the idea of immanent interrelation of the main problems of law with the value aspects. The article defines the prognostic importance of the original concept formulated by the philosopher and legal scholar. Discussion and Conclusion. The analysis of the methodology of N. N. Alekseev's philosophical and legal mindset is important for the Russian juridical science. Many of the ideas contained in his works have already had a strong impact and continue to affect the research of the modern philosophers and legal scholars concerning the topic of the legal axiology. The ahead of his time prescient conclusions of N. N. Alekseev about the role of value factors in the future development of the Russian state are of considerable interest in the context of the further development of Russia as a law-governed state.

Текст научной работы на тему «Философ права Н.Н. Алексеев о ценностях в праве»

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

®

Научная статья

УДК 340 И И

https://doi.org/10.23947/2949-1843-2024-2-l-9-14

Философ права H.H. Алексеев о ценностях в праве r^il

Л.В. Акопов © , P.A. Левина ED

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация EDN: TBFRIE

ЕР levina09011@mail.ru

Аннотация

Введение. Рассматривается вклад известного русского философа и правоведа Н.Н. Алексеева в учение о ценностях в праве с опорой на его монографию «Основы философии права». Подчеркивается, что, несмотря на повышенный интерес (особенно в последние годы) к теоретическому наследию Н.Н. Алексеева, актуальным остается анализ методологии его подхода к пониманию аксиологии права в комплексе научных, метафизических и религиозных объяснений. Философия права Н.Н. Алексеева играет значительную роль в укреплении в России правовых ценностей и утверждении правовой культуры, законности и правопорядка. Цель данного исследования — проанализировать философско-правовые идеи Н.Н. Алексеева о ценностях в праве, определить методологию его подхода к пониманию аксиологии права в комплексе научных, метафизических и религиозных воззрений и доказать прогностическое значение его авторской концепции. Материалы и методы. Материалом исследования стали результаты анализа теоретических положений Н.Н. Алексеева, в частности главы книги «Основы философии права», посвященной проблематике правовых ценностей. В работе использованы диалектический метод познания как основной, общенаучные методы анализа, синтеза, формально-юридический метод. Реализуя исторический подход к оценке материалов, авторы придерживались всесторонности и объективности анализа. Авторы стремились показать как в целом логику философии права Н.Н. Алексеева, так и его воззрения относительно понимания аксиологии права в комплексе научных, метафизических и религиозных объяснений.

Результаты исследования. В представленной работе авторами проанализирована система взглядов русского философа и правоведа Н.Н. Алексеева, на протяжении большей части ХХ века обделенного вниманием в отечественной юриспруденции, относительно ценностей в праве. Подвергнуты осмыслению этико-правовые взгляды Н.Н. Алексеева и представленные в теоретических исследованиях различных ученых критические воззрения относительно данной проблематики. Особое внимание уделяется глубокой убежденности Н.Н. Алексеева в имманентной взаимосвязи главных проблем права с ценностными аспектами. В работе определено прогностическое значение авторской концепции философа и правоведа. ку Обсуждение и заключение. Проведенный детальный анализ методологии философско-правовых воззрений «

е

Н.Н. Алексеева представляется важным для российской юридической науки. Многие идеи, содержащиеся в его Ц трудах, существенным образом уже повлияли и продолжают оказывать свое влияние на исследования во

проблематики, связанной с аксиологией права, современных философов и правоведов. Провидческие для своего рп

времени и сохраняющие актуальность выводы Н.Н. Алексеева о ценностных факторах развития будущего к Российского государства представляют существенный интерес в свете дальнейшего развития России как ес

правового государства. чи

ро т

Ключевые слова: философия права, ценности в праве, правопорядок, метафизика, религия, нравственность, g социальная справедливость, правовое государство, нормативная система, аксиология, правовая система, -о

абсолют, православие, позитивное право, свобода ти

ер

Благодарности. Авторы выражают благодарность рецензенту, чья критическая оценка материалов и и предложения по их совершенствованию способствовали значительному повышению качества статьи.

О Акопов Л.В.. Левина P.A. .2024 1

Для цитирования. Акопов Л.В., Левина Р.А. Философ права Н.Н. Алексеев о ценностях в праве. Правовой порядок и правовые ценности. 2024;2(1):9-14. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2024-2-1-9-14

Research article

Philosopher of Law N.N. Alekseev about Values in Law

Leonid V. Akopov О , Raisa A. Levina ED

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation И levina09011@mail.ru

Abstract

Introduction. The contribution of the famous Russian philosopher and legal scholar N.N. Alekseev to the doctrine of the values in law is studied based on his monograph "Fundamentals of the Philosophy of Law". It is emphasised that, even though the interest (especially in recent years) to the theoretical heritage of N.N. Alekseev has increased, the analysis of the methodology of his approach to understanding the legal axiology in combination with the scientific, metaphysical and religious definitions is still required. N.N. Alekseev's philosophy of law plays a significant role in strengthening the legal values in Russia and affirming the legal culture, legitimacy and legal order. The aim of present research is to analyse N.N. Alekseev's philosophical and legal concepts concerning the values in law, to determine the methodology of his approach to understanding the legal axiology in combination with the scientific, metaphysical and religious views and to prove the prognostic importance of his original concept.

Materials and Methods. The research material comprised the results of the analysis of the theoretical provisions of N.N. Alekseev, more specifically the analysis of the chapter of the book "Fundamentals of the Philosophy of Law" dealing with the problems of legal values. The dialectical method of cognition was the main method used for the research, along with the general scientific methods of analysis, synthesis and the legalistic method. By implementing the historical approach to the evaluation of the materials, the authors adhered to the comprehensiveness and objectivity of the analysis. The authors strived to demonstrate both the holistic logic of N.N. Alekseev's philosophy of law and his understanding of the legal axiology in combination with the scientific, metaphysical and religious definitions.

Results. In the present work, the authors have analysed the mindset of the Russian philosopher and legal scholar N.N. Alekseev, whose views concerning the values in law were neglected in the national juridical science during most of the twentieth century. The ethical and legal concepts of N.N. Alekseev and the critical attitudes to this issue presented in the theoretical works of the various scientists have been reflected upon. Special attention has been given to the profound adherence of N.N. Alekseev to the idea of immanent interrelation of the main problems of law with the value aspects. The article defines the prognostic importance of the original concept formulated by the philosopher and legal scholar. Discussion and Conclusion. The analysis of the methodology of N.N. Alekseev's philosophical and legal mindset is important for the Russian juridical science. Many of the ideas contained in his works have already had a strong impact and continue to affect the research of the modern philosophers and legal scholars concerning the topic of the legal axiology. The ahead of his time prescient conclusions of N.N. Alekseev about the role of value factors in the future development of the Russian state are of considerable interest in the context of the further development of Russia as a law-governed state.

Keywords: philosophy of law, values in law, legal order, metaphysics, religion, morality, social justice, law-governed state, regulatory framework, axiology, legal framework, absolute, Orthodoxy Christianity, positive law, freedom

g Acknowledgements. The authors express their gratitude to the reviewer, whose critical evaluation of the materials and suggestions for their improvement have contributed to the significant enhancement of the quality of the article.

й

тр For citation. Akopov LV, Levina RA. Philosopher of Law N.N. Alekseev about Values in Law. Legal Order and Legal S Values. 2024;2(1):9-14. https://doi.org/10.23947/2949-1843-2024-2-1-9-14

i-H

о

"g Введение. Выдающийся русский правовед и философ Николай Николаевич Алексеев (1879-1964) в своем

р исследовании «Основы философии права» посвятил специальную главу проблемам правовых ценностей. Книга tS впервые была опубликована сто лет назад — в 1924 году в Праге [1]. Характеризуя эту работу, Г.Г. Бернацкий и gs В.Г. Соболев писали: «На протяжении всей работы он (Н.Н. Алексеев, примечание наше, — Л.А., Р.Л.) постоянно подчеркивает связь чисто правовых проблем с проблемами ценностей. Алексеев считает, что только там, где ценности не искажены, может сложиться нравственная система права. Появление антиценностей приведет к искажению нравственного содержания права, более того, правовая система начинает как бы оправдывать

сложившиеся антиценности, способствуя их укоренению в обществе. Такое общество не в состоянии определить свои цели, осознать идеалы как нечто реальное, к чему можно и нужно стремиться» [1, с. 14]. Анализируя ту же работу, А.П. Альбов, Д.В. Масленников и М.Б. Ревнова пришли к выводу о максимальном влиянии феноменологии на учение Н.Н. Алексеева о ценностях в праве и отметили, что «обобщив обширный ... материал по философии и теории права, русский правовед строит систему, основой которой делает три важнейших темы русской философии права: субъект права, ценность в праве, идеал правоотношений.» [2, с. 3]. И. Григорьев подчеркивает, что философия права Н.Н. Алексеева представляет собой яркий пример отношения к праву как социальной ценности высокого уровня [3]. Такие выводы современных авторов представляются весьма злободневными в свете концепции Н.Н. Алексеева о ценности в праве.

Цель данного исследования — проанализировать философско-правовые идеи Н.Н. Алексеева о ценностях в праве, методологию его подхода к пониманию аксиологии права в комплексе научных, метафизических и религиозных объяснений и доказать прогностическое значение его концепции.

Материалы и методы. Материалом исследования стали результаты анализа теоретических воззрений Н.Н. Алексеева, в частности, главы книги «Основы философии права», посвященной проблематике правовых ценностей. В работе использованы диалектический метод познания как основной, общенаучные методы анализа, синтеза, формально-юридический метод. Реализуя исторический подход к оценке материалов, авторы придерживались всесторонности и объективности анализа. Показана как в целом логика философии права Н.Н. Алексеева, так и его воззрения относительно понимания аксиологии права в комплексе научных, метафизических и религиозных объяснений.

Результаты исследования. Судя по краткому авторскому предисловию к вышеназванной книге, Н.Н. Алексеев считал парадигму «ценность в праве» исключительно философско-правовой проблематикой [1]. Симптоматично, что при этом он исходил из того, что общая теория социальных ценностей не может быть полноценной (в данном случае тавтология оправдана) без ее взаимной связи с метафизикой и религией (иными словами, с теорией общественных идеалов). Вот как писал об этом сам Н.Н. Алексеев: «.В мире ценностей мы всегда имеем дело с отношениями, с иерархическим порядком. Здесь нельзя отрывать один момент от другого, главное — от последних вершин всей системы. И если в метафизике и религии мы приближаемся к этим вершинам, то полный отрыв от них теории ценностей не может быть никак оправдан. Есть полное основание предполагать, что необходимость метафизического и религиозного объяснения неизмеримо более ощущается при познании ценностей, чем при познании простого безразличного бытия. Оттого теоретические науки о бытии более имеют право на независимое от метафизики и религии существование, чем теория ценностей» [1, с. 99]. Заметим здесь, что Н.Н. Алексеев, несомненно, развивает взгляды известного русского философа и церковного деятеля Н.О. Лосского, о чем он прямо заявил в предисловии к своему сочинению [1]. И действительно, в фундаментальной работе Н.О. Лосского «Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей» прямо утверждается: «Важнейшая задача аксиологии состоит в установлении существования абсолютных ценностей и преодолении аксиологического релятивизма, т. е. учения, утверждающего, что все ценности относительны и субъективны» [4, с. 64]. В контексте этих своего рода аксиом известный современный ученый-юрист Г.В. Мальцев подчеркивал: «Для того, чтобы люди принимали, уважали и исполняли Право, оно должно выступать в ореоле священных понятий Истины, Добра, Справедливости, стать предметом знания и веры. В тесном единстве с религией и моралью право сможет не только успешно регулировать практику человеческих дел, но и придавать высший ценностный смысл этим делам, помочь человеку занять свое настоящее место в мире и обществе» [5, с. 541]. я

Фокусируя внимание на сути учений Платона и Плотина, Н.Н. Алексеев утверждает, что добродетели ые сохраняются и на земле, и на небе: «Так как соответствующие им ценности имеют не только посюстороннее, но и потустороннее значение... Тем более имеют потустороннее значение добродетели высшего порядка, ^ достижение которых приносит нам истинное очищение — катарсис, как учил Плотин. Стремясь к ним, мы а приближаемся к истинно духовной жизни, достижение которой приводит нас к соприкосновению с иными кс

нездешними мирами» [1, с. 110]. Ь

р

Различные виды ценностей («ценностные модальности» в формулировке Н.Н. Алексеева) невозможно, по его то

ст

мнению, классифицировать без привлечения соответствующих метафизических предпосылок [1]. Так, например, и-

он полагает, что существование духовных ценностей основывается в конечном счете на религиозно- к

метафизической идее духа и духовной жизни. Деление ценностей на личные и сверхличные, по его убеждению, также основано на метафизических принципах. Задаваясь вопросом о существовании особых правовых ценностей и их носителях, Н.Н. Алексеев следующим образом отвечает на него: «.Правовой ценностью может быть не только личность, как единство возможных актов, но и личность в определенных конкретных проявлениях

у

в

т

е р

о е Т

ее внутреннего существа. Такой вывод ... обыкновенно не вполне признается философией права. Часто упускают из вида, что не личность сама по себе, а определенные ее свойства являются предметом правовой защиты и правового признания. Так, например, правопорядок может признавать ценностью определенные нравственные качества личности — храбрость, проявленную на войне, умелость, сноровку и мудрость, выказанную в государственных делах (право на награду)» [1, с. 114]. Еще в лекциях, прочитанных в Таврическом университете свыше ста лет тому назад, ученый утверждал, что право и есть порядок, ценность же права есть абсолютная ценность закона и порядка в противоположность бесценности хаоса и анархии [6].

Подвергнув осмыслению этико-правовые взгляды Н.Н. Алексеева, А.В. Стукалов отмечает перспективность его теории в связи с решением им проблем соотношения нравственности и права в контексте научного синтеза идей русской философской и юридической мысли и идей западной философии (феноменологии, интуитивизма, философской антропологии), приходя к выводу о том, что основной проблемой философии права Н.Н. Алексеева стала проблема этического и аксиологического обоснования права [7]. Общий настрой философии права Н.Н. Алексеева названный автор усматривает в возведении психологических моментов права и нравственности на мировоззренческий уровень этического сознания и уровень духовных ценностей [7].

Отдельно анализируя идею справедливости, Н.Н. Алексеев считает ее основной правовой ценностью, воспроизводя при этом древнюю клаузулу «altemmnonlaedere suumcuiquetribuere» («воздавать всякому не в ущерб другому») и цитируя формулу из Дигесты.1.10: «Справедливость есть неизменная и постоянная склонность к возданию права всякому» [1, с. 119]. Далее он же постулирует: «Порядок справедливости как порядок правильного отношения ценностей есть порядок чисто идеальный: и потому чисто идеальной природой обладает и то целое, которое образуют правильно относящиеся ценности» [1, с. 120]. По его мнению, реальное справедливое общество есть общество, построенное на правильном соотношении благ, — соотношении, в основе которого лежит, как образец, идея справедливости [1].

Обсуждение и заключение. Весьма важны и значимы для сегодняшних реалий следующие слова Н.Н. Алексеева: «Нормальная правовая система должна предполагать, что установленный ею объективный порядок справедливости находит какое-то отражение во внутренней духовной жизни членов правового общества, что этот порядок согласуется как-то со справедливостью как внутренней добродетелью» [1, с. 127]. Всякое действующее право, по Н.Н. Алексееву, представляет собой продукт человеческой мысли и человеческой логики, «поэтому система законов не может не быть системой логической и разумной, системой, которая в идеале, по крайней мере, должна быть лишена противоречий и зияния» [6, с. 5]. Интерпретируя оценку Н.Н. Алексеевым самого права в качестве одной из приоритетных ценностей, И. Григорьев пишет: «Право, будучи важным элементом человеческой духовности, связывает деструктивные начала жизни и ведет общество по направлению к нравственному и религиозному совершенству... На этом пути право оказывается незаменимым средством позитивного воздействия на общество и человека» [3, с. 119].

Общие законы справедливости в учении Н.Н. Алексеева сводятся к следующим постулатам:

«1) Каждая реализованная ценность находится в ценностном отношении к любой из других реализованных ценностей.

2) Каждая реализованная ценность имеет право на полноту своего достойного существования и развития в пределах общей системы ценностей.

3) Каждая реализованная ценность, в случае нарушения нормальных отношений с другой ценностью, имеет право на установление равновесия.

4) Отношения реализованных ценностей определяются мерой достоинства присущей каждой из ценностей.

5) Отношения эти составляют общий порядок реальной солидарности» [1, с. 122].

S К ряду ценностных правовых принципов государства Н.Н. Алексеев относил и «принцип положительной

sut свободы», в соответствии с которым государство должно создавать максимальное количество культурных и о духовных благ, предпочтение и выбор которых предоставляется свободе всех и каждого, и при этом оно

ТЗ

тз

стремится к поддержанию условий, обеспечивающих такое положение, при котором свобода индивида не может быть использована в отрицательных целях [8]. "g «Первостепенную роль играла в нашей истории — писал Н.Н. Алексеев — русская вольница, которой русский

р народ присвоил имя «казачества», — явление не знакомое Западу, но составляющее типичную особенность tS Московской Руси» [9, с. 74]. И далее у него сказано следующее: «Изучая былинные представления нашего народа « о государстве и князе, можно с полным правом говорить о казацком политическом идеале, который жил в душе нашего народа, представлялся стихией воли, свободы, известной реализацией народной мечты» [9, с. 102]. Причем, по его убеждению, понимаемый так казацкий идеал можно назвать идеалом народным, демократическим, из чего он заключает, что главная политическая сила — это «народ, олицетворенный в образе

мифической, богатырской силы, в образе крестьянского сына, вольного казака Ильи Муромца и других богатырей, символизирующих также народную, земскую мощь» [9, с. 106]. При этом Н.Н. Алексеев указывает на первобытный характер такой демократии, в которой нет места организующему началу и праву [9].

Существенный интерес представляют провидческие для своего времени и сохраняющие актуальность выводы Н.Н. Алексеева о ценностных факторах развития будущего Российского государства, а именно:

- возобладавшие в 1917 году идеи демократии, диктатуры и социальной справедливости должны остаться и стать основами будущего периода русской истории. Но они должны быть исправлены и преображены. Должны быть освобождены от материализма и преображены в смысле религиозном;

- будущее принадлежит православному правовому государству, которое сумет сочетать твердую власть... с народоправством. и со служением социальной правде [9].

В связи с упомянутым в данном случае изданием трудов Н.Н. Алексеева считаем необходимым и уместным высказать наше категорическое несогласие с необоснованным тезисом Александра Дугина из его предисловия к книге «Николай Алексеев. Русский народ и государство» (1998), в котором утверждается, что якобы «Алексеев — это русский Шмитт» [9, с. 12], имея в виду немецкого юриста Карла Шмитта — апологета Гитлера и его нацистского режима, прислужника Третьего рейха. Это, несомненно, оскорбляет память Николая Алексеева, который не только резко критиковал нацистов, но будучи профессором Белградского университета, активно участвовал в антифашистском Сопротивлении, а в 1945 году принял советское гражданство [10].

Возвращаясь к выводам из книги «Основы философии права», обратим особое внимание на глубокую убежденность Н.Н. Алексеева в имманентной взаимосвязи главных правовых проблем с проблемами ценностей. Не случайно он вполне обоснованно утверждает, что подлинно нравственная система права возможна только при строгом и не искаженном восприятии социальных ценностей. Исходя из этого, он полагает, что отличие правовых норм от других видов норм состоит в том, что они предполагают особого носителя («способность признания») и в них находят свое выражение реализованные ценности. И, наконец, анализируя понятие идеала в его различных значениях (глава VII упомянутой работы), Н.Н. Алексеев постулирует, что основа права должна проявляться не в искажении и разложении религиозного и нравственного отношения к миру, а выступать необходимой ступенью восхождения идей духовности, При этом целостность духовной жизни, по его мнению, немыслима без идеи права, без правового отношения к вещам и лицам, что обусловлено непосредственным отношением идеи права к идее ценности и из формулируемой им же в этой связи к идее справедливости, понятие которой неотделимо «эйдетически» с идеей ценности [1]. Достижение совершенного состояния права по его концепции возможно лишь при правильном познании ценностей, их взаимных отношений, их порядка и их иерархии.

Следует особо отметить, что многие идеи, содержащиеся в трудах Н.Н. Алексеева, существенным образом уже повлияли и продолжают оказывать свое влияние на исследования современных философов и правоведов вопросов, связанных с аксиологией права.

Список литературы

1. Алексеев Н.Н. Основы философии права. Санкт-Петербург: Издательство «Лань»; 1999. 256 с.

2. Альбов А.П., Масленников Д.В., Ревнова М.Б. Николай Алексеев: между стихией и Логосом. Вступит. статья. В: Алексеев Н.Н. Основы философии права. Санкт-Петербург; 1998. С. 3-20.

3. Григорьев И. Право как ценность (из теоретического наследия Н.Н. Алексеева). Право и государство: теория и практика. 2005;(2):114-119.

5. Мальцев Г.В. Нравственные основания права. Москва: Изд-во СГУ; 2008. 552 с.

6. Алексеев Н.Н. Общее учение о праве: Курс лекций, прочитанных в Таврическом Университете в 1918/19 году. Симферополь: Русское книгоиздательство в Крыму; 1919. 162 с.

7. Стукалов А.В. Этика права Н.Н. Алексеева. Дис. канд. филос. наук. Тула; 2007. 192 с.

8. Томсинов В.А. Правовая мысль русской послереволюционной эмиграции. «Евразийская» теория государства и права Н.Н. Алексеева. Законодательство. 2002;(3):84-88;(4):86-90.

9. Алексеев Н. Русский народ и государство. Москва: «АГРАФ», 1998. 640 с.

10. Поляков А.В. Разочарованный странник (Алексеев Н.Н. и идея государства). Санкт-Петербург: Издательство «Лань»; 2001. 368 с.

у

4. Лосский Н.О. Ценность и Бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. Харьков: Фолио; 2000. 864 с. Ц|

ы в

р

о т сти

т

е р

о е Т

References

1. Alekseev NN. Fundamentals of the Philosophy of Law. St. Petersburg: "Lan'" Publ.; 1999. 256 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Albov AP, Maslennikov DV, Revnova MB. Nikolay Alekseev: between the Element/Nature and the Logos. Foreword. In book: Alekseev NN. Fundamentals of the Philosophy of Law. St. Petersburg; 1998. P. 3-20. (In Russ.).

3. Grigorev I. Law as Value (from Theoretical Heritage N.N. Alekseev). Law and State: The Theory and Practice. 2005;(2):114-119. (In Russ.).

4. Losskii NO. Value and Being: God and the Kingdom of God as the Basis of Values. Kharkov: Folio; 2000. 864 p. (In Russ.).

5. Maltsev GV. The Moral Foundations of Law. Moscow: Saratov State University Publ.; 2008. 552 p. (In Russ.).

6. Alekseev NN. The General Doctrine of Law: a course of lectures delivered at the Taurida University in 1918/19. Simferopol: Russian Book Publishing House in Crimea; 1919. 162 p. (In Russ.).

7. Stukalov AV. Ethics of Law by N.N. Alekseev. Cand. Sci. (Philosophy) Dissertation. Tula; 2007. 192 p. (In Russ.).

8. Tomsinov VA. The Legal Thought of Russian Post-Revolutionary Emigration. "Eurasian" theory of State and law of N.N. Alekseev. Zakonodatel'stvo. 2002;(3):84-88;(4):86-90. (In Russ.).

9. Alekseev N. The Russian People and the State. Moscow: "AGRAF" Publ., 1998. 640 p. (In Russ.).

10. Polyakov AV. The Disappointed Wanderer (Alekseev N.N. and the Idea of the State). St. Petersburg: "Lan" Publ.; 2001. 368 p. (In Russ.).

Об авторах:

Леонид Владимирович Акопов, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «Уголовное право и публично-правовые дисциплины» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID, norin. gospravo@yandex.ru

Раиса Аркадьевна Левина, преподаватель кафедры «Уголовное право и публично-правовые дисциплины» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID, levina09011@mail.ru

Заявленный вклад соавторов:

Л.В. Акопов — формирование основной концепции, обзор и анализ научных источников, методология исследования, постановка задач исследования, подготовка текста, формирование выводов. Р.А. Левина — доработка текста, корректировка выводов.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила в редакцию 22.02.2024 Поступила после рецензирования 18.03.2024 Принята к публикации 20.03.2024

About the Authors:

Leonid V. Akopov, Dr.Sci.(Law), Professor of the Criminal Law and Public Law Disciplines Department, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), ORCID, norin.gospravo@yandex.ru

Raisa A. Levina, Lecturer of the Criminal Law and Public Law Disciplines Department, Don State Technical g University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), ORCID, levina09011@mail.ru

LV Akopov: formulating the main concept, review and analysis of scientific sources, research methodology,

й о

Claimed contributorship:

formulating the research objectives, preparing the text, formulating the conclusions. RA Levina: refining the text, correcting the conclusions.

All authors have read and approved the final manuscript.

Received 22.02.2024 Revised 18.03.2024 Accepted 20.03.2024

Conflict of interest statement: the authors do not have any conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.