Научная статья на тему 'Филология в лицах: личность учёного как образовательный ресурс'

Филология в лицах: личность учёного как образовательный ресурс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-просвещенческие мероприятия / проектная деятельность / воспитательный и образовательный процесс / учёные-лингвисты. / scientific and educational activities / project activities / educational and educational process / scientists-linguists

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. Н. Бекасова

Проблемы научной работы по русскому языку в школе и вузе в определенной степени коренятся в уровне знаний о достижениях науки и особенностях их представления в историческом и современном аспектах. Активизация научной составляющей в школьном преподавании и научно-исследовательской работы учащихся обусловливает необходимость введения сведений об учёных, которые сыграли значительную роль в истории отечественной филологии. Такой аспект преподавательской деятельности учителя требует от него не только знаний об истории лингвистических учений и основных направлениях развития языкознания, но и осмысления роли личности учёного-филолога в процессе становления и развития науки о языке. В связи с этим на филологическом факультете Оренбургского государственного педагогического университета в течение 15 лет разрабатывается серия научно-просвещенческих мероприятий «Филология в лицах: достояние Отечества», посвящённых, прежде всего, личности учёного. Разносторонне были представлены учёные в юбилейные даты (М.В. Ломоносов, П.И. Рычков, И.И. Срезневский, А.А. Шахматов, Ф.И. Буслаев, Н.С. Трубецкой и др.), в дни памяти (П.А. Лекант, В.В. Колесов, А.А. Зализняк). Особая страница посвящена учёным, работавшим на факультете, – Б.А. Моисееву, Л.С. Паниной, В.Г. Руделёву, Н.И. Зорину. Такая работа позволяет выстроить не только эффективную образовательную среду, но и гармонично соединить её воспитательные возможности с реальной научно-исследовательской работой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOLOGY IN FACES: SCIENTIST’S PERSONALITY AS AN EDUCATIONAL RESOURCE

Problems of scientific work in Russian language in school and university are rooted in the level of representation of scientific achievements and peculiarities of their representation in historical and modern aspects. The intensification of the scientific component in school teaching and research work of students makes it necessary to introduce information about scientists who have played a significant role in the history of domestic philology. Such aspect of teaching activity requires not only to know about the history of linguistic teachings and the main directions of the development of linguistics, but also to understand the role of the personality of the scientist-philologist in the process of formation and development of language science. In this regard, a series of scientific and educational events “Philology in Persons: the Heritage of the Motherland”, dedicated primarily to a personality among scientists, has been developed at the Faculty of Philology of the Orenburg State Pedagogical University for 15 years. Scientists on anniversary dates (M.V. Lomonosov, P.I. Rychkov, I.I. Sreznevsky, A.A. Shakhmatov, F.I. Buslayev, N.S. Trubetskoy, etc.), in memory days (P.A. Lekant, V.V. Kolesov, A.A. Zalizniak). A special page is dedicated to scientists who worked at this faculty – B.A. Moiseev, L.S. Panina, V.G. Rudelyov, N.I. Zorin. Such work allows to build not only an effective educational environment, but also to harmoniously connect its educational capabilities with real scientific and research work.

Текст научной работы на тему «Филология в лицах: личность учёного как образовательный ресурс»

Кожанов В.И. отмечает следующие структурные компоненты процесса этнокультурной социализации [7]:

1. Познавательный компонент. Индивид воспринимает этнокультурную информацию на уровне ощущений, через которые происходит познание и выработка определенных умений. Происходит раскрытие связей и отношений в окружающем мире, у индивида формируется целостная картина мира, приобретаются необходимые для жизни в этносоциуме умения и знания.

2. Ценностно-ориентационный компонент Индивид соотносит получаемую информацию с собственным социальным опытом и на этой основе формирует свое отношения к ней. Понятия, представления и идеи, которые соответствуют доминирующим мотивам поведения, усваиваются личностью и впоследствии сами приобретают силу непосредственных побуждений, начиная определять поведение индивида.

3. Деятельностный компонент. Индивид включается в активное взаимодействие с окружающей этносредой, усваивает социальный опыт, проявляет себя в качестве субъекта, в результате чего формируется неповторимая индивидуальность личности. Функциональными компонентами этнокультурной социализации, исходя из того, что под функцией в социально-педагогическом аспекте понимают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы, а функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагогов и детей и тем самым обусловливающие движение, развитие, совершенствование педагогических систем и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, являются:

1. Когнитивный компонент В процессе целенаправленного овладения учащимися этнокультурным социальным опытом приобретаются знания и умения, необходимые для осуществления социально значимой для народа (этноса) деятельности.

2. Коммуникативный компонент Между учащимися и педагогами устанавливаются педагогически целесообразные взаимоотношения.

Библиографичесий список

3. Деятельностный компонент. Учащиеся включаются в социально значимую для народа (этноса) деятельность.

4. Коррекционный компонент. Происходит коррекция хода процесса этнокультурной социализации, устанавливаются и регулируются необходимые связи между субъектами процесса.

Все указанные функциональные компоненты системы этнокультурной социализации личности тесно взаимосвязаны. Недооценка любого из них ведет к нежелательным результатам.

На процесс этнокультурной социализации оказывают влияние этносоциальные, этнокультурные и этнопсихологические факторы. Условно их можно разделить на объективные и субъективные. Субъективные факторы поддаются коррекции и изменению. Факторы этнокультурной социализации могут как способствовать, так и препятствовать данному процессу. Создание благоприятных условий для этнокультурной социализации обучающихся - основная задача этноориентированного образования; факторы этнокультурной социализации воздействуют на личность посредством институтов и механизмов социализации, формируя определенную модель поведения личности в этнокультурной среде. Модель поведения, в свою очередь, является отражением усвоенных личностью этно-социокультурных норм, ценностей и ценностных ориентаций.

В заключение отметим, что в процессе этнокультурной социализации индивид осваивает присущие этносу миропонимание и поведение, в результате чего формируются когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты идентичности с представителями данной культуры и отличие от представителей других культур. Конечный результат этого процесса - этнокультурная личность, компетентная в культуре народов, в языке, традициях, ритуалах, ценностях и т.п. От ориентации системы образования на этническую культуру как интегративный социальный и личностный феномен во многом зависит сохранение ценностей этнической культуры, этнокультурная социализация обучающегося в условиях региональной образовательной среды.

1. ФГОС начального общего образования (1 - 4 классы). Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г № 373. В ред. приказов 26 ноября 2010 г № 124 от 22 сентября 2011 № 2357.

2. ФГОС среднего общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г № 413 с изменен. и дополнениями от 29 декабря 2014 г, 31 декабря 2015 г

3. Батчаева Х.Х.-М. Духовно-нравственное воспитание личности в современных социокультурных условиях: сборник научных трудов АН ЧР Грозный: Академия наук Чеченской Республики, АЛЕФ, 2018; № 6: 201 - 207.

4. Боргояков С.А, Бозиев РС. Проблемное поле развития этнокультурного образования как фактора укрепления единства народов России. Вестник ЧГПУ имени И. Я. Яковлева. 2017; № 2 (94): 76 - 83.

5. Этнические стереотипы поведения. Под редакцией А.К. Байбурина. Ленинград, 1985.

6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Санкт-Петербург: Речь, 2004.

7. Кожанов И.В. Сущность и структура этнокультурной социализации личности. Фундаментальные исследования. 2013; Ч. 5, № 8: 1193 - 1197.

References

1. FGOS nachal'nogo obschego obrazovaniya (1 - 4 klassy). Utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373. V red. prikazov 26 noyabrya 2010 g. № 124 ot 22 sentyabrya 2011 № 2357.

2. FGOS srednego obschego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 17 maya 2012 g. № 413 s izmenen. i dopolneniyami ot 29 dekabrya 2014 g., 31 dekabrya 2015 g.

3. Batchaeva H.H.-M. Duhovno-nravstvennoe vospitanie lichnosti v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah: sbornik nauchnyh trudov AN ChR. Groznyj: Akademiya nauk Chechenskoj Respubliki, ALEF, 2018; № 6: 201 - 207.

4. Borgoyakov S.A, Boziev R.S. Problemnoe pole razvitiya 'etnokul'turnogo obrazovaniya kak faktora ukrepleniya edinstva narodov Rossii. Vestnik ChGPU imeniI. Ya. Yakovleva. 2017; № 2 (94): 76 - 83.

5. 'Etnicheskiestereotipy povedeniya. Pod redakciej A.K. Bajburina. Leningrad, 1985.

6. Golovanova N.F. Socializaciya i vospitanie rebenka: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Sankt-Peterburg: Rech', 2004.

7. Kozhanov I.V. Suschnost' i struktura 'etnokul'turnoj socializacii lichnosti. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; CH. 5, № 8: 1193 - 1197.

Статья поступила в редакцию 20.04.20

УДК 372.881.161.1

Bekasova E.N., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: bekasova@mail.ru

PHILOLOGY IN FACES: SCIENTIST'S PERSONALITY AS AN EDUCATIONAL RESOURCE. Problems of scientific work in Russian language in school and university are rooted in the level of representation of scientific achievements and peculiarities of their representation in historical and modern aspects. The intensification of the scientific component in school teaching and research work of students makes it necessary to introduce information about scientists who have played a significant role in the history of domestic philology. Such aspect of teaching activity requires not only to know about the history of linguistic teachings and the main directions of the development of linguistics, but also to understand the role of the personality of the scientist-philologist in the process of formation and development of language science. In this regard, a series of scientific and educational events "Philology in Persons: the Heritage of the Motherland", dedicated primarily to a personality among scientists, has been developed at the Faculty of Philology of the Orenburg State Pedagogical University for 15 years. Scientists on anniversary dates (M.V. Lomonosov, P.I. Rychkov, I.I. Sreznevsky, A.A. Shakhmatov, F.I. Buslayev, N.S. Trubetskoy, etc.), in memory days (P.A. Lekant, V.V. Kolesov, A.A. Zalizniak). A special page is dedicated to scientists who worked at this faculty - B.A. Moiseev, L.S. Panina, V.G. Rudely-ov, N.I. Zorin. Such work allows to build not only an effective educational environment, but also to harmoniously connect its educational capabilities with real scientific and research work.

Key words: scientific and educational activities, project activities, educational and educational process, scientists-linguists.

Е.Н. Бекасоеа, д-р филол. наук, доц., проф., Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург,

E-mail: bekasova@mail.ru

ФИЛОЛОГИЯ В ЛИЦАХ: ЛИЧНОСТЬ УЧЁНОГО КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

Проблемы научной работы по русскому языку в школе и вузе в определенной степени коренятся в уровне знаний о достижениях науки и особенностях их представления в историческом и современном аспектах. Активизация научной составляющей в школьном преподавании и научно-исследовательской работы учащихся обусловливает необходимость введения сведений об учёных, которые сыграли значительную роль в истории отечественной филологии. Такой аспект преподавательской деятельности учителя требует от него не только знаний об истории лингвистических учений и основных направлениях развития языкознания, но и осмысления роли личности учёного-филолога в процессе становления и развития науки о языке. В связи с этим на филологическом факультете Оренбургского государственного педагогического университета в течение 15 лет разрабатывается серия научно-просвещенческих мероприятий «Филология в лицах: достояние Отечества», посвящённых, прежде всего, личности учёного. Разносторонне были представлены учёные в юбилейные даты (М.В. Ломоносов, П.И. Рычков, И.И. Срезневский, А.А. Шахматов, Ф.И. Буслаев, Н.С. Трубецкой и др.), в дни памяти (П.А. Лекант, В.В. Колесов, А.А. Зализняк). Особая страница посвящена учёным, работавшим на факультете, - Б.А. Моисееву, Л.С. Паниной, В.Г. Руделёву, Н.И. Зорину. Такая работа позволяет выстроить не только эффективную образовательную среду, но и гармонично соединить её воспитательные возможности с реальной научно-исследовательской работой.

Ключевые слова: научно-просвещенческие мероприятия, проектная деятельность, воспитательный и образовательный процесс, учёные-лингвисты.

Достижения науки в той или иной степени входят в современную образовательную парадигму. И если вузовская образовательная система базируется на научных данных, то в школе они являются одним из компонентов обучения, особенно в условиях современных требований к учителю как проводнику определённого научного знания, которое также предполагает введение в работу с учащимися некоторых элементов научного исследования. Понимание важности научного знания в школьном преподавании, безусловно, следует приветствовать как продуктивное направление обучения в образовательных учреждениях различного типа, поскольку в этом случае главным становится не сумма знаний, а сам процесс обучения ученика самостоятельно добывать, обрабатывать и применять знания, что чрезвычайно актуально в современной образовательной и научной парадигме.

Однако сложный процесс научного познания не всегда коррелирует с целями и задачами школьных предметов вследствие того, что идёт, с одной стороны, поэтапный процесс освоения научного знания, а с другой - закладывается необходимый, чаще всего в прагматическом аспекте, фундамент, на котором в дальнейшем возможно продвижение в научном плане. На этом фоне преподавание русского языка уже в самом начале представляет для школьников особую дисциплину, не воспринимаемую как раздел науки, так как родной язык для ученика, особенно начальной школы, является такой же способностью и потребностью, как двигаться и дышать, и на первом этапе встаёт необходимость обучения чтению и письму. Отсюда и значительные отличия от других школьных предметов, которые сразу же представляют свою науку со всеми научными атрибутами -портретами учёных и исследователей, открытий и законов, формул и таблиц и пр. В кабинете русского языка, как правило, традиционно имеются портреты писателей и их высказывания о языке, схемы и таблицы по орфографии и пунктуации и под. Включение в учебники основных сведений о языке, а в последнее время и кратких справок об учёных-языковедах и их трудах, как правило, не дают не только полного представления о языкознании как науке, но и системы знаний об основных этапах её развития и необходимых теоретических знаний о русистике. В связи с этим по-прежнему актуален заданный А.А. Леонтьевым в 90-е годы XX века вопрос чему и как учить на уроках русского языка, тем более что до сих пор в школе не определено место знаниям о языке, которые человечество накопило почти за две с половиной тысячи лет.

Следует отметить, что в последнее время осознаётся необходимость систематизации знаний по истории лингвистических учений в контексте преподавания русского языка в школе, что представлено в работах, в том числе и методического плана [1; 2]. Однако в условиях современной образовательной парадигмы следует использовать все возможные ресурсы для того, чтобы обучающиеся почувствовали значимость «истинно человеческой и важнейшей» науки (Н.М. Карамзин) и приобщились к её движению, открытиям, проблемам, дискуссиям, а главное - к личности учёных, которых с полным правом можно назвать достоянием Отечества.

Безусловно, личность учёного представляет особый интерес при изучении определённой области науки и имеет значимый воспитательный потенциал в образовательном процессе. Тем более что учёные-филологи, как правило, в силу самого объекта исследования несли те традиции гуманизма, особого культурного кода и высокого просвещенческого долга, которые были заложены тысячу лет назад деятельностью Учителей славянского народа и их учеников.

В связи с этим усилиями кафедры русского языка и методики преподавания русского языка Оренбургского государственного педагогического университета, научной лаборатории «Междисциплинарные лингвистические исследования» совместно с Оренбургской областной универсальной научной библиотекой имени Н.К. Крупской с 2004 г. реализуется проект «Филология в лицах: достояние Отечества». Целью проекта изначально было привлечение внимания к Личности Учёного, в котором неразрывно сплетаются биография и научное подвижничество, взаимно дополняя друг друга, формируя в неразрывности Человека и Учёного. Накопленный опыт работы позволяет во многом закрыть лакунарность подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» и подго-

товить будущих учителей русского языка к использованию подобного материала как образовательного и воспитательного ресурса в школе. Всё это обусловливает необходимость обобщения и систематизации опыта проведения мероприятий различного формата и организации проектной деятельности студентов, посвя-щённых жизни и деятельности учёных-филологов.

Осмысление значимости учёного в координатах эпохи и науки требует определенной работы, которая позволила бы не только многоаспектно представить жизнь и деятельность личности, но и гармонично вписать данный ресурс в образовательный процесс. На первых этапах фрагменты творческой биографии были сопряжены с определёнными научными трудами, востребованными в той или иной степени содержанием обязательных курсов лингвистического цикла. В частности, в направлении изучения истории русского языка и теории языка были представлены проекты, посвящённые, прежде всего, юбилейным датам выдающихся русских учёных - Ф.И. Буслаеву, И.И. Срезневскому, А.А. Шахматову, Н.С. Трубецкому, И.А. Бодуэну де Куртенэ и др. Однако главным в подобного рода мероприятиях оказывалась личность исследователя, неустанно ищущего истину в познании величественной картины русского языка и феномена сосуществования языка, культуры, общества и народов.

Поводом для обращения к личности М.В. Ломоносова стало 250-летие последнего прижизненного, отразившее волю автора издания «Краткого руководства к красноречию, или Риторики», которое, в свою очередь, предоставило возможность студентам-филологам разобраться во всех тонкостях первой русской риторики. Для журналистов нравственным уроком стала статья М.В. Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии» [3]. Однако даже через эти фрагменты жизни и деятельности учёного студенты постигают то, что было главным в «нашем первом университете»: «всемогущий промысел, который не лишил меня дарования и прилежания в учении, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что мне всего в жизни моей дорого» [4, с. 330].

Биографическое сопровождение во всех случаях выстраивается студентами с широкой презентационной составляющей, позволяющей увидеть страницы древних памятников и рукописей учёных, лики древнерусских книжников и выдающихся филологов на широком культурно-историческом фоне. Постепенно личность учёного проявляется во всём её разнообразии - биографических, исследовательских, преподавательских, общественных и семейных отношениях. При этом у каждого студента появляется и личностный интерес к учёному, возникают вопросы и дискуссии, не только связанные с научным наследием, но с тем, как осмысляется мир человеком, как он ведёт себя в неблагоприятных условиях, как сохраняет духовность и великое служение науке. Филологические аспекты также разрабатываются студентами, но в обязательном порядке предваряются научным докладом преподавателя.

С течением времени постепенно вырисовывались новые контуры представления Учёного во всех аспектах его научной, общественной и образовательной деятельности, с высвечиванием личностных характеристик, привлечением широко круга документов, воспоминаний, исследований научного наследия и пр. В этом плане большую помощь оказывал вводимый в связи с юбилейными датами новый материал. В частности, с празднованием юбилеев И.И. Срезневского и А.А. Шахматова стали доступны новые сведения из жизни учёных, фотографии, документы и их труды.

В частности, благодаря материалам университетского музея И.И. Срезневского в Рязани (директор - Н.В. Колгушкина), юбилейные празднества в честь учёного сопровождались семейными фотографиями, чтением писем и воспоминаний об академике и бессменном декане историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета [5]. Особо была отмечена роль семьи И.И. Срезневского в публикации знаменитых «Материалов для древнерусского языка». Однако в фокусе оставались и заслуги И.И. Срезневского перед отечественной лингвистикой [6].

Юбилей А.А. Шахматова позволил воспользоваться документами, рукописями и фотографиями из архива Российской Академии наук, что дало возможность выстроить документально правдивое повествование об одном из самых выдающихся отечественных учёных «энциклопедического типа, которые сыграли выдающуюся роль в развитии нашей отечественной науки вообще и филологии в частности» [7, с. 216], жизнь которого без преувеличения можно считать подвигом человека чести, в полной мере осознававшего ответственность перед своими близкими, наукой и Отечеством. Кроме того, научный авторитет А.А. Шахматова и разносторонность его интересов нередко провоцирует создание залакированных мифов и хрестоматийного «цитатника», которые далеки от результатов творческой деятельности учёного, находящегося в постоянном научном поиске. Особо это касается так называемой шахматовской гипотезы происхождения русского литературного языка, в связи с чем необходимо было показать объёмное и разнообразное полотно исторического развития языка, которую создавал А.А. Шахматов благодаря великолепному знанию памятников древнерусской письменности, широкому филологическому кругозору и только ему свойственному гениальному провидению и предвидению жизни русского языка [8, с. 359 - 366].

Сам материал подсказывал выстраивание соответствующих мероприятий в определённом формате, полностью посвящённом личности учёного. К этому также подводили и сами студенты, открывавшие для себя не только большого Учёного, но и большого Человека. Старшекурсники, совершенствуя свои проекты, стали передавать эстафету студентам младших курсов. Настала очередь наработанное в научно-просвещенческих мероприятиях внедрить в учебный процесс, в результате чего в этом учебном году было проведено сопряжённое учебно-просвещенческое занятие для студентов 4 курса, посвящённое памяти выдающегося русского лингвиста и философа, одного из основателей Пражского лингвистического кружка Н.С. Трубецкого.

Занятие проходило в русле курса «Истории русского литературного языка», однако многосторонность Н.С. Трубецкого, соединившего Запад и Россию, заложившего основы новых философских направлений и современного структурализма, требовало многоаспектного рассмотрения его научной деятельности. Соединение в конференц-зале областной научной библиотеки бакалавров разных профилей подготовки («Русский язык и литература», «Русский язык и история», «Русский язык и начальное образование») позволило всесторонне рассмотреть феномен Учёного и Личности в условиях исторического перелома. Особое внимание было уделено революционному лингвистическому труду Н.С. Трубецкого «Основы фонологии» и дошедшей до российского читателя через 60 лет работе «Общеславянский элемент в русской культуре», которая в контексте проблемы генезиса русского литературного языка рельефно высвечивает достоинства и достижения русского литературного языка [9]. Просветительское занятие завершилось своеобразным тестированием по итогам 20 студенческих докладов, освещающих разные стороны творчества великого русского учёного. В связи с тем, что каждый из будущих учителей русского языка подготовил и представил один из фрагментов жизни великого учёного, а на занятии получил возможность стать свидетелем всего жизненного пути знаковой фигуры XX в., студенты ответили на все вопросы сложного теста и впервые сумели получить весь комплект медалей, приготовленных для такого рода мероприятий.

Важно также отметить, что будущие учителя не только познакомились с одним из величайших учёных, но и побывали в роли научных исследователей, лекторов, презентаторов, слушателей, экзаменуемых и победителей, приобрели весьма важный опыт организации и сохранения особой, культурно-просветительской и духовно-нравственной образовательной среды. Об этом свидетельствуют письменные отзывы самих студентов: «Обычная пара превратилась в целое событие для нас!»; «С другими группами мы не поддерживаем связь никаким образом... Но это занятие заставило нас объединиться и работать как единая команда!»; «Буду честной и скажу, что для нас сама подготовка к данному занятию была непростой. Мы даже успели поссориться за выбор статей! Но! Мы все вместе были заинтересованы результатом и работали только на него»; «Я впервые выступала перед многочисленной аудиторией студентов! Было очень волнительно. Не хотелось быть хуже остальных»; «Занятие проходило в прекрасном залах областной библиотеки, в сопровождении выставок книг из её фондов»; «Завершающей частью была викторина "по тому, что мы сами говорили".

Библиографический список

За правильные ответы нас поощряли медалями. Победители были награждены фотографией, которую выложили на сайт ОГПУ! Считаю это статусным»; «Да, возможно, все прошло не так гладко, как хотелось. Кто-то запнулся, кто-то сильно волновался, да и презентация была не самая лучшая. Но это опыт! На ошибках учатся и становятся лучше!».

Безусловно, проведение подобного типа занятий позволяет расширить возможности учебного процесса, а наработанный преподавателями и студентами опыт способствует эффективному использованию в учебном процессе богатейший образовательной и воспитательный ресурс. В связи с этим следует отметить, что по инициативе студентов этого курса было разработано и проведено занятие, посвященное юбилею В.В. Виноградова, в котором преподаватели соединили научные интересы академика, разделённые дисциплинами «Стилистика» и «История русского языка». И на этом занятии также были сделаны своеобразные «открытия» как судьбы, так и эволюции научных взглядов академика.

Более камерными, а вследствие этого проникновенными, являются мероприятия, посвящённые преподавателям филологического факультета, которые соединяют поколения преподавателей, учителей и студентов. В 2019 г День родного языка был посвящён памяти известного оренбургского паремиолога Л.С. Паниной и презентации книги, подготовленной коллегами по её трудам «Золотые россыпи народной мудрости». Учёные Оренбурга вспоминали Лидию Сергеевну как светлого и доброго человека, всю свою жизнь посвятившего сбору мудрости народов Оренбуржья. Студенты 2 курса филологического факультета креативно представили материалы книги для школьников и студентов других оренбургских образовательных учреждений.

Но главным достижением работы в этом направлении следует признать Моисеевские чтения, которые впервые были проведены в 2015 г, в 90-летний юбилей Б.А. Моисеева, известного оренбургского диалектолога и топонимиста. Четвёртые Моисеевские чтения стали значимым для Оренбуржья форумом исследователей лингвистического ландшафта, в котором приняли участие 95 учёных из 23 городов России и 11 стран ближнего и дальнего зарубежья [10]. Для показа гостям были отобраны лучшие проекты студентов - от видеофильмов до оригинальных презентаций. Традиционно студенты-филологи готовят к данному мероприятию свои исследовательские работы по материалам трудов Б.А. Моисеева и собственных полевых исследований. Их также привлекает личность человека, который более 70 лет собирает лингвистическое богатство Оренбуржья. Труды Б.А. Моисеева, его настойчивость и скрупулёзность, неизменная любовь к языковому богатству Оренбургского края из года в год приобщают новые поколения к изучению и описанию оренбургского языкового пространства [11, с. 3 - 9].

Ракурс «Филологии в лицах» позволяет реализовать студентам-филологам самый разный спектр проектной деятельности и приобрести опыт научно-просвещенческой работы для широкой аудитории (студентов и учащихся образовательных учреждений Оренбургской области), а самое главное - молодые люди видят перед собой реальные и убедительные примеры бескорыстного служения науке в том высоком смысле, о котором писал И.И. Срезневский: «Путеводные правила жизни просты: трудись настойчиво, отчетливо, честно - чтобы послужить отечеству по силам. Люби отечество, живи для него. Любя отечество, люби науку. Она нам необходима - строгая в исследованиях, ответственная перед целым светом, но родная по направлению, родная по языку. Она должна быть основой и судьей всех наших успехов, душой порядка, ... светом, для всех одинаково открытым, хранимым всеми ... от невежества и беспечности, чванства, своекорыстия, суемудрия и суесловия. Люби науку не в себе одном, а во всех ей преданных, везде и во всем, и тепли любовь эту в юношах» [12, с. 13]. Такое направление позволяет сформировать те профессиональные качества будущего учителя-словесника, которые, по исследованию Н.Е. Синичкиной, остаются незыблемыми более века - «нравственность, беспримерная преданность своему делу, знание предмета преподавания, стремление сблизить науку и школу, привнести в процесс обучения русскому языку духовно-нравственное начало» [13, с. 150].

Осмысления научных трудов, в том числе классических, в контексте современной лингвистической парадигмы позволяет по-новому взглянуть на цели и задачи преподавания, отойти от начётничества и вульгаризации за счёт углубления знаний системы русского языка и особенностей её функционирования и представить школьный русский язык как достойную часть научного знания.

1. Будагов РА. Портреты языковедов XIX- XXвеков. Москва: МГУ 2009.

2. Янченко В.Д. Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической науки: методические рекомендации и дидактические материалы. Научный редактор АД Дейкина. Москва: Вербум, 2002.

3. Бекасова Е.Н. Уважать человека и искать истину. Кодекс журналистской чести в статье М.В. Ломоносова для французского читателя. Журналстыка-2013: стан. пра-блемы i перспектывы : матэрыялы 15-й Мiжнар. навукова-практычнай канферэнцьи. Ммск: БДУ, 2013; Выпуск 14: 262 - 264.

4. Ломоносов М.В. Избранная проза. Составитель, вступительная статья и комментарий В.А. Дмитриева. Москва: Советская Россия, 1980.

5. Колгушкина Н.В. Академик И.И. Срезневский в культурном пространстве России. Рязань: РГУ имени С. А. Есенина, 2011.

6. Бекасова Е.Н. Срезневский И.И.: классика предупреждений. И.И. Срезневский и русское историческое языкознание: К 200-летию со дня рождения И.И. Срезневского: сборник статей Международной научной конференции. Рязань, 2012: 10 14.

7. Виноградов В.В. История русского литературного языка в изображении академика А.А. Шахматова. История русского литературного языка. Избранные труды. Москва: Наука, 1978.

8. Академик А.А. Шахматов: жизнь, творчество, научное наследие: сборник статей к 150-летию со дня рождения ученого. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2015.

9. Бекасова Е.Н. Парадоксы интерпретации языковой ситуации Древней Руси. Концепция Н.С. Трубецкого. Вестник Оренбургского государственного университета. 2006; Ч. 1: 4 - 8.

10. Бекасова Е.Н., Якимов П.А. Четвёртые Моисеевские чтения: Всероссийская (с международным участием) научная конференция. Вопросы ономастики. 2019; Т. 16, № 3: 247 - 250.

11. Четвёртые Моисеевские чтения: национальные и региональные особенности языка: в 2 частях: материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции. Оренбург: ООО «Издательство "Оренбургская книга"», 2018; Ч. 1.

12. Сборник документов Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук за первые 50 лет его деятельности: 1841 - 1891 гг. Сборник документов. Серия: Ad fonts. Материалы и исследования по истории науки; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2016; Выпуск 5.

13. Синичкина Н.Е. Профессиональный портрет учителя-словесника XIX - начала ХХ вв. Преподаватель XXI век. 2009; № 1: 143 - 152.

References

1. Budagov R.A. PortretyyazykovedovXIX-XX vekov. Moskva: MGU, 2009.

2. Yanchenko V.D. Zanimatel'noe puteshestvie po stranicam istorii russkoj lingvisticheskoj nauki: metodicheskie rekomendacii i didakticheskie materialy. Nauchnyj redaktor A.D. Dejkina. Moskva: Verbum, 2002.

3. Bekasova E.N. Uvazhat' cheloveka i iskat' istinu. Kodeks zhurnalistskoj chesti v stat'e M.V. Lomonosova dlya francuzskogo chitatelya. Zhurnalistyka-2013: stan. prablemy i perspektyvy : mat'eryyaly 15-j Mizhnar. navukova-praktychnaj kanfer'encyi. Minsk: BDU, 2013; Vypusk 14: 262 - 264.

4. Lomonosov M.V. Izbrannaya proza. Sostavitel', vstupitel'naya stat'ya i kommentarij V.A. Dmitrieva. Moskva: Sovetskaya Rossiya, 1980.

5. Kolgushkina N.V. AkademikI.I. Sreznevskij vkul'turnomprostranstve Rossii. Ryazan': RGU imeni S. A. Esenina, 2011.

6. Bekasova E.N. Sreznevskij I.I.: klassika preduprezhdenij. I.I. Sreznevskij irusskoe istoricheskoe yazykoznanie: K200-letiyu so dnya rozhdeniya I.I. Sreznevskogo: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ryazan', 2012: 10 14.

7. Vinogradov V.V. Istoriya russkogo literaturnogo yazyka v izobrazhenii akademika A.A. Shahmatova. Istoriya russkogo literaturnogo yazyka. Izbrannye trudy. Moskva: Nauka, 1978.

8. Akademik A.A. Shahmatov: zhizn', tvorchestvo, nauchnoe nasledie: sbornik statej k 150-letiyu so dnya rozhdeniya uchenogo. Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2015.

9. Bekasova E.N. Paradoksy interpretacii yazykovoj situacii Drevnej Rusi. Koncepciya N.S. Trubeckogo. VestnikOrenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006; Ch. 1: 4 - 8.

10. Bekasova E.N., Yakimov P.A. Chetvertye Moiseevskie chteniya: Vserossijskaya (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchnaya konferenciya. Voprosy onomastiki. 2019; T. 16, № 3: 247 - 250.

11. Chetvertye Moiseevskie chteniya: nacional'nye i regional'nye osobennosti yazyka: v 2 chastyah: materialy Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchnoj konferencii. Orenburg: OOO «Izdatel'stvo "Orenburgskaya kniga"», 2018; Ch. 1.

12. Sbornik dokumentov Otdeleniya russkogo yazyka i slovesnosti Imperatorskoj Akademii nauk za pervye 50 let ego deyatel'nosti: 1841 - 1891 gg. Sbornik dokumentov. Seriya: Ad fonts. Materialy i issledovaniya po istorii nauki; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2016; Vypusk 5.

13. Sinichkina N.E. Professional'nyj portret uchitelya-slovesnika XIX - nachala ХХ vv. Prepodavatel'XXI vek. 2009; № 1: 143 - 152.

Статья поступила в редакцию 20.04.20

УДК 378

Bykadorova E.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Siberian Transport University (Novosibirsk, Russia), E-mail: bykadorova_es@mail.ru

THE DEVELOPMENTS IN THE SCIENTIFIC AND TECHNICAL LIBRARY OF STU: FROM INFORMATIZATION TO DIGITALIZATION. The article outlines the role of digitalization in the context of educational activities, in particular in the modernization of library science. Two Concepts for the development of university libraries are updated in the work. The first Concept presents goals and objectives, defines models for the development of the world's higher education libraries, presents the basic principles and factors for the development of Russian libraries, and describes the main strategic directions of development and initiatives that emphasize the importance of preserving documentary heritage in Russian university libraries. The second Concept reveals goals and objectives, the main challenges, problems and the main directions of development in the scientific and technical library of STU. Thus, the implementation of the stated Concept Project for the development of the Scientific and technical Library of STU the Concept for the Development of Higher Educational Institutions can serve as a guide for the development of the library business.

Key words: digitalization, librarianship, university library, unified information and educational environment, modernization of library, expansion of information and educational services.

Е.С. Быкадороеа. канд. пед. наук, доц., Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск, E-mail: bykadorova_es@mail.ru

ИЗМЕНЕНИЯ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ СГУПС: ОТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ К ЦИФРОВИЗАЦИИ

В статье обозначена роль цифровизации в контексте образовательной деятельности, в частности в модернизации библиотечного дела. В работе актуализированы две Концепции развития вузовских библиотек. В реализуемой первой Концепции представлены цели и задачи, определены модели развития вузовских библиотек мира, представлены основные принципы и факторы развития библиотек России, описаны основные стратегические направления развития и инициативы, которые подчеркивают значимость сохранения документального наследия в вузовских библиотеках России. Во второй Концепции-проекте выделены цели и задачи, основные трудности, проблемы и направления развития научно-технической библиотеки СГУПС. Таким образом, реализация заявленной Концепции развития научно-технической библиотеки СГУПС и Концепция развития вузовских библиотек России могут являться ориентиром развития библиотечного дела.

Ключевые слова: цифровизация, библиотечное дело, вузовская библиотека, единая информационно-образовательная среда, модернизация библиотеки, расширение информационно-образовательных услуг.

Цифровая экономика и цифровое общество значительно актуализируют процесс цифровизации образовательной среды, которая стала неотъемлемым компонентом профессионального образования. Названный глобальный процесс направлен на значительную модернизацию образовательной деятельности, который существенно должен повлиять на современный этап модернизации библиотечного дела, включающий серьезный перечень типов, видов, правовых, ведомственных форм и специализаций библиотек [1].

В соответствии с цифровой экономикой РФ, со Стратегией развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 годы [2], современной цифровой образовательной средой в РФ [3], национальной технологической инициативой

[4] и др. приоритетным направлением в представленных документах обозначено принципиально новое отношение человека к труду.

Кроме того, опираясь на Концепцию развития вузовских библиотек России

[5], где сформулированы ее цели и задачи, определены модели развития вузовских библиотек мира, представлены основные принципы и факторы развития библиотек России, описаны основные стратегические направления развития, можно выделить ряд инициатив, которые, безусловно, подчеркивают значимость сохранения документального наследия, который хранится в вузовских библиотеках. Такие инициативы представлены на рис. 1.

Как видим, библиотека в структуре высшего учебного заведения в цифровую эпоху и в условиях вновь меняющейся образовательной парадигмы должна приобрести новый формат и образ нового типа вузовской библиотеки с новыми научно-образовательными электронными ресурсами, созданными на основе совместной деятельности библиотекарей, ученых и 1Т-специалистов, отвечающей требованиям читателя, пользователя цифровой эпохи с учетом новых цифровых компетенций и потребностей [6; 7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новые изменения, которые коснулись научно-технической библиотеки ФГБОУ ВО «Сибирского государственного университета путей сообщения» при сохранении ее основного традиционного назначения, направленного на накопление, создание, хранение и организацию собственных информационных ресурсов, обеспечение информационных потребностей студентов, профессорского-преподавательского состава и сотрудников СГУПС, принципиально меняют форму ее работы.

В соответствии с Концепцией-проектом развития научно-технической библиотеки СГУПС на период 2019 - 2024 гг, более подробно представленной на рис. 2, специфика работы библиотеки значительно меняет свой компетентност-ный статус и переходит на новый цифровой технологическо-деятельностный уровень с появлением новых социально-технологических задач, связанных с:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.