Научная статья на тему '«Филологическому классу» 20 лет: концепция и история журнала'

«Филологическому классу» 20 лет: концепция и история журнала Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
131
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ / ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / ЯЗЫКОЗНАНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / JOURNAL IN PHILOLOGY / LITERATURE / LINGUISTICS / METHODS OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE / METHODS OF TEACHING LITERATURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Багдасарян Ольга Юрьевна

Обзор написан к 20-летию журнала «Филологический класс» (издание Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета) и коротко освещает историю, концепцию и основные рубрики журнала. «Филологический класс» журнал, стремящийся соединить практику преподавания русского языка и литературы с академическими исследованиями в области филологии. Концепция издания была разработана Н. Л. Лейдерманом, возглавлявшим редакцию больше 10 лет. Журнал, задумывавшийся как региональное издание, вышел за местные рамки (сейчас в «Филологическом классе» публикуются филологи из разных регионов России, а также зарубежья). К основным рубрикам журнала относятся такие, как «Проекты. Программы. Гипотезы» (отведена под программы филологического образования школьников по дисциплинам гуманитарного цикла, освещение вузовских образовательных проектов, апробацию научных концепций, отражающих новые взгляды на феномены историко-литературного процесса), «Перечитывая классику» (статьи, демонстрирующие новое прочтение произведений классической литературы), «С рабочего стола ученого» (материалы, полезные для практики школьного и вузовского преподавания), «Медленное чтение» (детальный анализ художественного текста), «Траектории современного литературного процесса» (рубрика сосредоточена на исследованиях актуальных тенденций в русской и зарубежной литературах), «Педагогические технологии», «Готовимся к уроку», «Идет урок» (в последних рубриках публикуются материалы, посвященные технологиям филологического образования, авторские разработки уроков, примеры нового прочтения произведений школьной программы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«PHILOLOGICAL CLASS» TURNS 20: CONCEPTION AND HISTORY OF THE JOURNAL

This review is devoted to the 20th anniversary of the scientific journal “Philological Class” (published by the Institute of Philology, Culturology and Intercultural Communication) and it tells about its history, conception and main sections. “Philological Class” is the journal that tries to combine practice of teaching Russian and Literature with the academic research in Philology. The idea of this journal belongs to N.L. Leiderman who was the head of the editorial board for more than ten years. The journal was supposed to be a regional publication, but became well-known in the other regions (Linguists from different parts of Russia and even from the foreign countries publish their papers in this journal). The main sections of the journal are “Projects. Programs. Hypothesis” (discusses school educational programs in Philology, describes the USPU projects, approbation of the scientific conceptions and presents new approaches to literature), “Rereading Classical Literature” (the papers present new perception of classical literature), “From the Scholar’s Desk” (useful materials for practical application at school or university), “Slow Reading” (detailed analysis of a piece of literature), “Trajectories of the Modern Literary Process” (this section includes papers that discuss modern tendencies in Russian and foreign literature), “Educational Technologies”, “Getting Ready for Lessons”, “At the Lesson” (these section include papers devoted to the educational technologies of philological education, plans of lessons and new approaches to literature at school).

Текст научной работы на тему ««Филологическому классу» 20 лет: концепция и история журнала»

УДК 050

ББК 4602.471.211

РАЗДЕЛ 6. РЕЦЕНЗИИ. ХРОНИКА

ГСНТИ 17.01.29 Код ВАК 10.02.19; 10.01.08; 13.00.02

О. Ю. Багдасарян

Екатеринбург, Россия

«ФИЛОЛОГИЧЕСКОМУ КЛАССУ» 20 ЛЕТ: КОНЦЕПЦИЯ И ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА

АННОТАЦИЯ. Обзор написан к 20-летию журнала «Филологический класс» (издание Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета) и коротко освещает историю, концепцию и основные рубрики журнала. «Филологический класс» — журнал, стремящийся соединить практику преподавания русского языка и литературы, с академическими исследованиями в области филологии. Концепция издания была разработана Н. Л. Лейдерманом, возглавлявшим редакцию больше 10 лет. Журнал, задумывавшийся как региональное издание, вышел за местные рамки (сейчас в «Филологическом классе» публикуются филологи из разных регионов России, а также зарубежья). К основным рубрикам журнала относятся такие, как «Проекты. Программы. Гипотезы» (отведена под программы филологического образования школьников по дисциплинам гуманитарного цикла, освещение вузовских образовательных проектов, апробацию научных концепций, отражающих новые взгляды на феномены историко-литературного процесса), «Перечитывая классику» (статьи, демонстрирующие новое прочтение произведений классической литературы), «С рабочего стола ученого» (материалы, полезные для практики школьного и вузовского преподавания), «Медленное чтение» (детальный анализ художественного текста), «Траектории современного литературного процесса» (рубрика сосредоточена на исследованиях актуальных тенденций в русской и зарубежной литературах), «Педагогические технологии», «Готовимся к уроку», «Идет урок» (в последних рубриках публикуются материалы, посвященные технологиям филологического образования, авторские разработки уроков, примеры нового прочтения произведений школьной программы).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: филологический журнал; литературоведение; языкознание; методика преподавания русского языка; методика преподавания литературы..

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Багдасарян Ольга Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и методики ее преподавания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: obagdasar@gmail.com.

Журнал «Филологический класс» (издание Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета) выпускается с 1996 г. (с 2012 г. выходит 4 раза в год), в 2016 г. издание отпраздновало свое двадцатилетие. Главный редактор журнала — доктор филологических наук, профессор Н. П. Хрящева, в редакционную коллегию входят доктора филологических наук, профессора Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации УрГПУ (С. И. Ермоленко, Н. В. Барковская, Е. Г. Доценко). В редакционном совете участвуют ученые из МГПУ (Москва), РГПУ (Санкт-Петербург), УрФУ (Екатеринбург), УдГУ (Ижевск), СО РАН (Новосибирск), ПГГПУ (Пермь), исследователи и преподаватели из Университета штата Колорадо (США), Поморской академии (Польша), из Германии и Белоруссии. Все публикуемые материалы проходят независимое научное рецензирование. Журнал зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации сериальных изданий (ISSN 2071-2405), Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-53411 от 29.03.2013).

Концепция издания была разработана доктором филологических наук, профессором Наумом Лазаревичем Лейдерма-ном, именно под его редакцией журнал выходил больше 10 лет и формировал свои традиции.

Задумывался «Филологический класс» как региональное издание — площадка для встречи и обмена опытом учителей-словесников, преподавателей высшей школы и исследователей. За двадцать лет журнал перерос «уральские» рамки (сейчас свои материалы публикуют в журнале филологи из разных регионов Российской Федерации, а также зарубежные исследователи), однако сохранил уникальность концепции: издание по-прежнему стремится к синтезу академической науки и практики школьного и вузовского преподавания. На страницах журнала проходят апробацию инновационные методические технологии, обсуждаются актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы, освещаются вопросы теории. Благодаря журналу, УрГПУ поддерживает связи с учительской общественностью, пополняет «методическую копилку» для академического и практико-ориентированного бакалавриата и магистратуры; учителя получают возможность публикации в журнале своих методических изысканий.

Важнейшая «стратегическая» рубрика журнала — «Проекты. Программы. Гипотезы». В ней публикуются программы филологического образования школьников по дисциплинам гуманитарного цикла, освещаются образовательные проекты, связанные с вузовским преподаванием русского языка, литературы, психолингвистики, этно- и социолингвистики, лингвокультурологии, апробируются научные концепции, отражающие

© Багдасарян О. Ю., 2016

Раздел 6. Рецензии. Хроника

новый взгляд на феномены историко-литературного процесса.

Постоянные разделы исследовательского блока: «Перечитывая классику» (в рубрике печатаются статьи, предлагающие новое нетривиальное прочтение как русской, так и зарубежной классики), «С рабочего стола ученого», где представлены результаты исследований ученых-филологов, которые могут быть использованы в практике школьного и вузовского преподавания; «Медленное чтение» — рубрика, в которой публикуются статьи с детальным анализом художественного текста.

Особое место в журнале отведено современной культуре. «Траектории современного литературного процесса» — одна из самых интересных (и дискуссионных) рубрик «Филологического класса», сосредоточенная на исследованиях актуальных тенденций в русской и зарубежной литературах.

Методический блок представлен в журнале разделами «Педагогические технологии» (здесь публикуются материалы, посвященные магистральным проблемам школьного филологического образования, а также инновационным технологиям филологического образования), «Готовимся к уроку» / «Идет урок» (в этом разделе, как правило, публикуются авторские разработки уроков или материалы к ним, предлагается новое прочтение текстов школьной программы. Среди авторов — не только ученые-методисты, но и учителя-практики). Вследствие возрастающего интереса к преподаванию иностранных языков и русского как иностранного в последний год журнал публикует статьи и материалы, полезные для тех, кто интересуется этой сферой лингвистического образования.

Журнал стремится следить за актуальными тенденциями и интересными событиями в сфере культуры, поэтому не только печатает обзоры новых книг и рецензии на прошедшие научные мероприятия, но и публикует материалы, посвященные современной детской литературе, отечественному кинематографу, откликается на важные даты и другие события, определяющие культурный фон современного человека.

«Филологический класс» пользуется заслуженной популярностью у учителей, студентов, преподавателей России и ближнего зарубежья, способствует повышению их профессионального уровня. Доступный зарубежным славистам, журнал содействует росту интереса к русскому языку и литературе, популярности российской культуры в целом. Несомненно, что статьи журнала, написанные без излишнего академизма, но сохраняющие лучшие традиции отечественной филологии, практико-ориентированные и мобильно отражающие современную ситуацию в науке и обществе, востребованы русистами и всеми интересующимися русской культурой в самых разных уголках мира.

В планах журнала — дальнейшее расширение «научной географии», работа с новыми направлениями в филологических исследованиях, публикация авторских методических проектов и разработок. Редакция журнала «Филологический класс» всегда рада новым авторам, интересной научной полемике и готова к отражению максимально широкого диапазона тем и мнений.

ИСТОЧНИКИ

1. Филологический класс : интернет-архив статей журнала // Научные журналы Урал. гос. пед. ун-та : сайт. URL: http://joumals.uspu.ru/index.php?option=com_content&view=cat egory&id=10&Itemid=105.

O. Yu. Bagdasaryan

Ekaterinburg, Russia

«PHILOLOGICAL CLASS» TURNS 20: CONCEPTION AND HISTORY OF THE JOURNAL

ABSTRACT. This review is devoted to the 20th anniversary of the scientific journal "Philological Class" (published by the Institute of Philology, Culturology and Intercultural Communication) and it tells about its history, conception and main sections. "Philological Class" is the journal that tries to combine practice of teaching Russian and Literature with the academic research in Philology. The idea of this journal belongs to N.L. Leiderman who was the head of the editorial board for more than ten years. The journal was supposed to be a regional publication, but became well-known in the other regions (Linguists from different parts of Russia and even from the foreign countries publish their papers in this journal). The main sections of the journal are "Projects. Programs. Hypothesis" (discusses school educational programs in Philology, describes the USPU projects, approbation of the scientific conceptions and presents new approaches to literature), "Rereading Classical Literature " (the papers present new perception of classical literature), "From the Scholar's Desk " (useful materials for practical application at school or university), "Slow Reading" (detailed analysis of a piece of literature), "Trajectories of the Modern Literary Process" (this section includes papers that discuss modern tendencies in Russian and foreign literature), "Educational Technologies", "Getting Ready for Lessons", "At the Lesson" (these section include papers devoted to the educational technologies of philological education, plans of lessons and new approaches to literature at school).

KEYWORDS: journal in philology; literature; linguistics; methods of teaching Russian language; methods of teaching Literature.

ABOUT THE AUTHOR: Bagdasaryan Olga Yuryevna, Candidate ofPhilology, Associate Professor of the Department ofLiterature and Methods of Teaching, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

REFERENCES http://joumals.uspu.ru/index.php?option=com_content&view=cat

1. Filologicheskiy klass : internet-arkhiv statey zhurnala // egory&id=10&Itemid=105.

Nauchnye zhurnaly Ural. gos. ped. un-ta : sayt. URL:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.