Научная статья на тему 'Фильм «Левиафан»'

Фильм «Левиафан» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
900
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фильм «Левиафан»»

ФИЛЬМ «ЛЕВИАФАН»

Обзор

Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» (продюсеры Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Марианна Сардарова) вышел на экраны в российском прокате 5 февраля 2015 г. Это фильм о бывшем десантнике, чей дом, стоящий у устья реки, городские власти собираются снести. Фильм снимался в Мурманской области.

Режиссер А. Звягинцев сообщил, что в основу фильма легли две истории: ветхозаветная библейская «Книга Иова» и недавние сведения об американце Марвине Джоне Химейере из штата Колорадо, который, после того как лишился своего участка земли, снес бульдозером несколько городских зданий, а затем покончил жизнь самоубийством.

Фильм «Левиафан» снят компанией «Нон-стоп продакшн», причем из бюджета фильма в 220 млн рублей Российской Федерацией внесено только 35%. Остальное - добровольные пожертвования (1, с. 24).

Мировая премьера фильма состоялась весной 2014 г. на 67-м Международном Каннском кинофестивале, где картина удостоилась награды за лучший сценарий. Его написали Андрей Звягинцев и Олег Негин.

На 32-м Международном Мюнхенском кинофестивале «Левиафан» получил приз как лучший иностранный фильм. В феврале 2015 г. Ассоциацией иностранных журналистов, аккредитованных при Голливуде, фильм был награжден премией «Золотой глобус» в номинации «лучший фильм на иностранном языке». До этого премию «Золотой глобус» 46 лет тому назад получил фильм «Война и мир» советского режиссера Сергея Бондарчука (4, с. 11). «Левиа-

фан» был номинирован и на американского «Оскара» как лучший фильм года, но премии не получил. Впрочем, даже проиграв «Оскара», наш фильм «останется в истории мирового кино навсегда как российский фильм, не побоявшийся в критический момент честно сказать о самом важном» (3, с. 57).

В начале 2015 г. в Интернете появилась пиратская копия «Левиафана» (4, с. 11). В результате он оказался самым обсуждаемым русским фильмом за многие годы. В виртуальную дискуссию включились буквально все - от рядовых блогеров до министра культуры В. Мединского (3, с. 57). Столь бурных общественных дискуссий у нас не было со времен перестройки, считает Александр Роднянский. Ведь фильм не только критикуют и крепко ругают, а и хвалят. Так, если министр культуры Владимир Мединский сказал, что «фильм в погоне за успехом запредельно конъюнктурен», то пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, напротив, полагает, что появление «таких острых фильмов - это здорово» (4, с. 11).

Герой фильма автослесарь Николай и его жена Лиля (Алексей Серебряков и Елена Лядова) живут у самого Баренцева моря в старом деревянном домике, построенном еще дедушкой Коли, домике, который мэр заштатного городка (Роман Мадянов) приказывает разрушить. Герой фильма теряет все. Лиля после измены мужу с его другом-адвокатом утопилась в устье реки. Николая обвиняют в ее убийстве (которого он не совершал) и присуждают к 15 годам тюрьмы. Дом сносят. На фоне этой трагедии речь в фильме идет о государстве и о церкви, о произволе и о коррупции.

Полемика достигла невероятных размеров, причем и те, кто ругают фильм, и те, кто его хвалят, считают, что «в нем сделана попытка показать, как работает власть в современной России» (7, с. 7). Так считает ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Хархордин. Он же напоминает, что название фильма восходит к трактату британского философа Томаса Гоббса (1588-1679) «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», который вышел в 1651 г., причем Гоббс почерпнул образ морского чудовища Левиафана из Библии. В ветхозаветной «Книге Иова» чудовище подробно описано в беседе Господа с Иовом (главы 40 и 41). Бог предлагает вытащить удою из моря чудовище и схватить его веревкою за язык. Круг зу-

Фильм «Левиафан»

бов чудовища - сущий ужас, а из пасти его выскакивают огненные искры.

Книга Гоббса, вышедшая в разгар Английской революции, имела целью остановить гражданскую войну, унесшую много жизней, и Левиафаном Гоббс называет государство. В фильме Андрея Звягинцева нет государства в гоббсовском понимании, но режиссером сделана попытка показать, как работает власть в современной России. Это фильм о безысходной замкнутости российской жизни, и при этом «случайных деталей в нем нет» (5, с. 6).

Отчего фильм «Левиафан» вызвал такой интерес, выясняют главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков и кинокритик Виктор Матизен. Последний считает, что если бы рассказанная в фильме история была только российской, она не вызвала бы такой резонанс на кинофестивалях. А редактор «Литературки» убежден в том, что в фильме «Левиафан» художественность «подменена идеологической схемой» (2, с. 22).

В России фильм А. Звягинцева «Левиафан» показывали сразу на 650 экранах. Фильм честно рассказал без каких-либо компромиссов о действительном положении дел на нашей родине, при том, что она остается для большинства граждан других стран «неведомой землей»; т.е. «terra incognita». А что касается «очернения», т. е. критического осмысления окружающей политической и социальной реальности, то это норма для всякого хорошего авторского кино в любой стране. «Левиафан» есть «драма о противостоянии простого человека с непростой судьбой государственной машине» (3, с. 58).

А. Звягинцев сказал в интервью, что «только победив страх, можно перестать быть рабом и стать свободным» (6, с. 12). Об этом и его фильм «Левиафан».

Список литературы

1. Господдержка «Левиафана» // Ведомости. - М., 2015. - № 20, февр. - С. 24.

2. Грачёв С. Схватка с «Левиафаном» // Аргументы и факты. - М., 2015. - № 7, февр. - С. 22.

3. Долин А. «Левиафан» на финишной прямой // Новое время = The New Times. -М., 2015. - № 1 (352), янв. - С. 56-59.

4. Болецкая К. «Левиафан» широкого охвата // Ведомости. - М., 2015. - № 19, февр. - С. 11.

5. КожокинМ. Скелеты «Левиафана» // Ведомости. - М., 2015. - № 19, февр. -С. 6.

6. Соколова К., Звягинцев А. Сноб. - Режим доступа: http://snob.ru/ 8е1е^еа/еиЬу/87969. - С. 1-12.

7. Хархордин О. Настоящий «Левиафан» // Ведомости. - М., 2015. - № 23, февр. -С. 7.

И. Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.