ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2022, Том 1, № 2 (54). С. 193-205.
Научная статья. Исторические науки УДК 94:322(599)
DOI: 10.31696/2072-8271-2022-1 -1-54-193-205
ФИЛИППИНЫ - ОПЛОТ КАТОЛИЦИЗМА В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Николай Александрович МЯЗИН 1
1 Министерство внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области, Калуга, Россия, marknote@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-9819-0732.
Аннотация: В статье рассмотрены причины сохранения Филиппин как католической страны, несмотря на полвека существования под властью американской администрации. Руководство католической церкви Филиппин сохраняет единство в многообразии, в церковь было интегрировано харизматическое движение. Руководство церкви активно выступало в поддержку наименее защищенных слоев населения и сохранения демократического устройства общества. В этих условиях протестантизм не получил широкого распространения, его исповедуют около восьми процентов населения, в последнее десятилетие рост числа протестантов прекратился. Вероятно, католическая церковь и в будущем сможет сохранить свое влияние на Филиппинах.
Ключевые слова: Филиппины, католицизм, протестантизм, пятиде-сятничество, харизматическое движение, теология освобождения, евангелие процветания
Для цитирования: Мязин Н.А. Филиппины - оплот католицизма в Юго-Восточной Азии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2022, Том 1, № 1 (54). С. 193-205. DOI: 10.31696/2072-8271-20221-1-54-193-205
Original article. Historical science
THE PHILIPPINES IS A STRONGHOLD OF CATHOLICISM IN SOUTHEAST ASIA
Nikolai A. MIAZIN 1
1 Ministry of Internal Policy and Mass Communications of Kaluga region, Kaluga, Russia, marknote@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-9819-0732
© Мязин Н.А., 2022
Abstract: The article examines why the Philippines has remained a Catholic country despite half a century of existence under American administration. The leadership of the Catholic Church in the Philippines maintains unity in diversity, and a Charismatic movement has been integrated into the church. The church leadership has been active in supporting the most vulnerable and preserving the democratic order of society. Under these conditions Protestantism was not widespread, being practiced by about eight percent of the population in the last decade, the growth of Protestants has stopped. It is likely that the Catholic Church will be able to maintain its influence in the Philippines in the future.
Keywords: Philippines, Catholicism, Protestantism, Pentecostalism, Charismatic movement, liberation theology, prosperity gospel
For citation: Miazin N. A. The Philippines is a stronghold of Catholicism in Southeast Asia. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razviti-ya, 2022, T. 1, № 1 (54). Pp. 193-205. DOI: 10.31696/2072-8271-2022-1-1-54193-205
Испанский период
Население Филиппин формировалось в результате смешения местных племен с выходцами из Индокитая, Индонезии и Китая. В XIV в. на Филиппинах появился ислам, а в XV в. на архипелаге Сулу возник мусульманский султанат, который был единственным крупным государством до появления европейцев1.
В 1521 г. мореплаватель на службе испанской короны Фернан Магеллан открыл Филиппины, вождь Хумабон был крещен, по его распоряжению крестились жители острова Себу. После смерти Магеллана, жители вернулись к анимистическим верованиям2.
В 1565 г. экспедиция конкистадора Мигеля Лопеса высадилась на Филиппинах и к 1570-м гг. испанцы захватили большую часть архипелага. Разные части архипелага были распределены между монашескими орденами августинцев, доминиканцев, иезуитов и францисканцев, которым были отведены определенные области для миссионерства и социальной деятельности. Первым епископом стал доминиканец Доминго де Саласар, который выступал в защиту местного населения от злоупотреблений колониальной администрации.
Первый католический университет в Азии был основан в 1611 г. В XVI-XVIII вв. Филиппины были опорным пунктом миссионеров, работавших в других странах Азии. Церковь вела активную социальную деятельность, финансировавшуюся за счет доходов от крупных землевладений, внутренней и внешней торговли. Около 25% соби-
равшихся на Филиппинах налогов направлялись на церковные нужды3.
Роль церкви на Филиппинах была больше, чем в других испанских владениях. Вероятно, это было связано как с географической отдаленностью от административного центра - до 1821 г. Филиппины входили в состав вице-королевства Новая Испания с центром в Мексике, так и с бедностью Филиппин - колония долгое время поддерживалась за счет иберийской и мексиканской казны и была мало инте-
4
ресна для метрополии .
Богослужения в большинстве церквей проводились на австронезийских языках. К завершению испанского правления только десять процентов населения могли свободно говорить по-испански. Это было связано, прежде всего, с очень малой долей креолов в населении колонии. Испанцы играли основную роль в системе управления, в XIX в. в состав местной бюрократии вошли метисы и индейцы5.
Коренизация духовенства началась во второй половине XVIII в., она замедлилась вследствие того, что после потери колоний в Америке в Филиппины приехало много монахов испанского происхождения. Вплоть до начала XX в. монашеские ордена занимали главное место в церковной жизни Филиппин.
Во второй половине XIX в. на Филиппинах сформировалось антиколониальное движение. Борцы за независимость выступали, в том
числе, против власти монашеских орденов. При этом они оставались
6
верующими католиками .
Распространение протестантизма
В 1896 г. началась Филиппинская революция. В 1898 г. по итогам десятинедельной Испано-Американской войны, Испания передала США Кубу и тихоокеанские владения: Филиппины, Гуам и Пуэрто-Рико, получив в качестве компенсации 20 млн долларов. Война с филиппинскими повстанцами закончилась в 1902 г.
Большая часть земельных владений церкви, по соглашению с Ватиканом, была выкуплена американским правительством и продана филиппинцам. Папа Лев XIII заменил испанских епископов американскими7. Многие монахи и священники испанского происхождения покинули страну. К 1903 г. на Филиппинах остались только 246 священников-испанцев. В 1905 г. был рукоположен первый епископ-филиппинец.
Часть духовенства активно поддерживала антиколониальное движение. Бывший католический священник Грегорио Аглипай пы-
тался вести переговоры с Ватиканом о создании католической церкви, возглавляемой филиппинцами. Святой престол эти требования не поддержал и Аглипай в 1902 г. основал «Независимую Филиппинскую церковь» (также именуемую «Аглипаянской»). В первое десятилетие Римско-католическая церковь владела 3 тыс. храмов, а аглипа-янская 540. Новая церковь являлась в большей степени антиколониальным движением. Грегорио Аглипай в 1935 г. участвовал в президентских выборах и получил 14% голосов избирателей8. Аглипаянская церковь сохранялась до нашего времени. В 1948 г. англиканский епископ американской Епископальной церкви рукоположил трех священников аглипаянской церкви в сан епископа, таким образом, было восстановлена апостольская преемственность9. Аглипаянскую церковь отличает отсутствие целибата и возможностью рукоположения женщин.
Приход американской администрации сопровождался появлением протестантских миссионеров. В 1898 г. на встрече представителей пресвитерианской, баптистской и методистской церквей было решено, что в каждой области будут открыты церкви только одной деноминации, данное соглашение выполнялось в течение десяти лет10. Тесное сотрудничество между американскими протестантскими миссионерами разных деноминаций происходило в те годы и в Корее11.
Американский совет миссий постоянно оказывал давление на колониальную администрацию, а также на правительство в Вашингтоне с целью введения ограничительных мер в отношении католической церкви. Большинство предложений были отклонены из-за того, что Римско-католическая церковь пользовалась значительным влиянием в США.
Обращение католиков в протестантизм происходило, но масштабы этого в первой половине XX в. были незначительны. В некоторых случаях местная элита переходила в протестантизм, полагая, что они смогут получить образование в колледжах США, поскольку большинство высших учебных заведений Филиппин находилось под эгидой католической церкви.
К 1910-м годам значительная часть миссионерской деятельности протестантов была переориентирована на племена, населявшие наиболее труднодоступные районы страны и продолжающие исповедовать анимизм. Протестантские деноминации строили больницы и обучали медицинский персонал12. Особое внимание к племенам могло быть связано с тем, что в миссионерских кругах высоко ценилось только обращение язычников. На Всемирной миссионерской конфе-
ренции 1910 г. в Эдинбурге было отказано в признании протестантским миссионерам, прибывшим из Латинской Америки, потому что эти страны были христианизированы несколькими столетиями ранее13.
Самой крупной протестантской деноминацией на Филиппинах была методистская церковь, второе место занимала пресвитерианская церковь14. С началом Второй мировой войны американские миссионеры были заключены в тюрьму. Японцы настаивали на создании евангелической церкви, которая объединила бы всех протестантов. Однако основные протестантские церкви отказались от участия в объединении15.
В XX в. среди протестантских церквей наиболее активно развивалось пятидесятнические. В 1906 г. в США в ходе пробуждения на Азуза-стрит некоторые протестанты получили особый мистический опыт, который проявился в обретении даров Святого Духа, самый известный из которых заключался в «говорении на иных языках» (глоссолалии). За это их изгоняли из традиционных протестантских церквей, и они основывали пятидесятнические общины. Миссионеры, в том числе филиппинские эмигранты, обращенные в США отправились за океан нести новое послание. Пятидесятники, в отличие от других протестантов, не оспаривали представления филиппинцев на влияние духов и демонов в мире. Пятидесятники предлагали способы контроля над духовными силами, это отвечало менталитету населения и способствовало развитию пятидесятничества.
В послевоенных Филиппинах получили развитие пятидесятни-ческие церкви, принадлежащие к международным союзам «Ассамблеи Бога»16 и «Международная церковь четырехугольного Евангелия»17. Отличительным признаком традиционных пятидесятнических церквей была ориентация исключительно на решение духовных проблем.
В 1970-е годы были основаны пятидесятнические церкви другого направления, которые стали называться неопятидесятническими18. Среди них наиболее значима церковь «Иисус - Господь» (Jesus is Lord), возглавляемая епископом Эдуардо Вильянуэва, ранее бывшим коммунистическим активистом. Церковь получила распространение в крупных городах Филиппин, отделения церкви созданы на нескольких континентах, преимущественно среди филиппинских мигрантов. К церкви «Иисус - Господь» принадлежит самая крупная мегацерковь Китая19. Вильянуэва ведет еженедельное телевизионное шоу и активно публикуется в прессе, в том числе освещая социально-политические проблемы. Он участвовал в президентских выборах 2004 и 2010 гг.20. В последние годы пятидесятнические церкви росли, прежде всего, за счет других протестантских деноминаций21.
В последние годы пятидесятники предпочитают избегать использования этого термина22, чаще всего они определяют себя как неденоминационные христиане. Возможно, это связано с реакцией на провал «евангелия процветания», получившей большую популярность в неопятидесятнических кругах. Данное учение гласило, что божья воля состоит в том, чтобы верующие были здоровы, успешны и богаты, и что здоровье и богатство - знаки божьего благословения. Последователи этой доктрины утверждали, что для этого не обязательно вкладывать все силы в работу, но необходимо усердно молиться и
23
щедро жертвовать на церковь .
Таблица 1.
Конфессиональный состав населения Филиппин
1990 200024 2010 201525
Всего (в млн) 60,6 76,3 92.1 101
Католики 83% 81% 81% 80%
Независимые католики (Неза- 2,6% 2% 1% 0,8%
висимая филиппинская цер-
ковь)
Протестанты 5,1% 6,5% 8% 7,9%
Свидетели Иеговы 0,5% 0,5% 0,4% 0,4%
Мусульмане 4,6% 5,1% 5,6% 6%
Неверующие/другое/отказ от 4,3% 5% 4,5% 5,3%
ответа
По данным национальной службы статистики, абсолютное большинство филиппинцев (80%) остаются католиками. Католические священники зарегистрировали 60% браков, заключенных в 2015 г., это свидетельствует о высокой религиозности населения26. Католическая церковь играет большую роль в образовании. В 2017 г. 1,4 млн школьников обучались в католических школах, а 0,55 млн студентов -в католических университетах27. Вследствие высокой религиозности и большого влияния церкви, процедура развода не предусмотрена. Нерушимость брака записана в ст. 2 части XV Конституции Филиппин28. Существует процедура признания брака недействительным, но
29
это очень длительная и дорогостоящая процедура29.
За 25 лет доля протестантов выросла в 1,5 раза (с 5,1% до 7,9%), успех миссии был связан прежде всего с проповедью местных жите-
30
лей30. В последнее десятилетие рост протестантизма остановился.
В последние десятилетия на Филиппинах получили распространение мегацеркви - церкви с тысячами или десятками тысяч прихожан, собирающихся на молитву в одном здании. Мегацеркви исполь-
зуют маркетинговые стратегии, чтобы продвигать свой бренд христианства с помощью богослужений, подобных рок-концертам, телевизионных или интернет-проповедей. Мегацеркви удовлетворяют потребность в формировании социальных связей для разделенных городских жителей. Самая крупная мегацерковь страны, которую посещают до 100 тыс. прихожан принадлежит к католическому харизматическому движению Эль Шаддаи31 - это не обычно, поскольку мегацеркви обычно рассматриваются как исключительно протестантское явление. Второе и третье места занимают не деноминационные протестантские церкви с 65 и 60 тыс. прихожан, на четвертом месте с 50 тыс. прихожан - пятидесятническая церковь «Слово надежды», которая принадлежит к «Ассамблеям Бога»32.
Харизматическое движение
Харизматическое движение началось в США в 1967 г. в католическом университете Дьюкейн в Питсбурге, а затем распространилось по всему миру33. Харизматики верили в крещение Святым Духа, в результате которого верующие получали духовные дары, среди которых была распространена глоссолалия. В отличие от пятидесятников, которые были изгнаны из материнских протестантских церквей и основали свои независимые церкви, харизматические католики получили возможность практиковать новые духовные практики, оставаясь в Церкви. Это явилось следствием демократических изменений в Римско-Католической церкви, произошедших на Втором Ватиканском соборе. Церковь стала более гибкой и не требовала единомыслия по вопросам, которые не являлись принципиальными.
Харизматические движения на Филиппинах были основаны в 1980-е годы. Самым успешным было харизматическое движение Эль Шаддаи, основанное предпринимателем и телеевангелистом Майком Веларде. В 1982 г. он начал вести еженедельную радиопередачу на собственной радиостанции, а в 1984 г. основал движение Эль Шаддаи, которое он назвал в честь имени Бога. В 1986 г. на конференции католических епископов Филиппин Эль Шаддаи было одобрено как движения мирян, духовным наставником движения был назначен викарный епископ Манилы34. Руководитель католической церкви кардинал Син видел в деятельности движения инструмент по сдерживанию оттока филиппинцев-католиков в протестантские деноминации и определенный «противовес» деятельности католиков, исповедующих левую «теологию освобождения»35 - Веларде исповедовал «евангелие процветания».
Эль Шаддаи еженедельно в субботний вечер (чтобы не конкурировать с традиционной воскресной мессой) проводил молитвенные шествия, которые заканчивались мессой и выступлением Веларде с проповедью. Шествия и проповедь транслировались по радио и телевидению. В 2009 г. в Маниле в бизнес-парке Амвел был открыт международный дом молитвы, вмещающий 15 тысяч человек, в дальнейшем харизматические богослужения проводились на площадке, прилегающей к центру. Движение Эль Шаддаи подробно исследовано в работах американского антрополога и социолога Катарины Вигель. Отдавая должное ее работам, по мнению автора, она завышает число участников движения, приводя общее число участников движения от 5 до 10 млн человек и число участников ночных шествий от полумиллиона до миллиона человек36. Около дома молитвы, открытого в 2009 г., способно разместиться до 200 тыс. человек37, в дальнейшем субботние богослужения были перенесены туда и, судя по видеозаписям богослужения, оставалось свободное место. Таким образом, на основное субботнее богослужения собиралось до 100 тыс. человек. Что касается общего количества последователей движения, более реалистичной представляется оценка членов движения от 3 до 7 млн. человек в 2010 году.38 По-видимому, большинство из них не посещали шествия, а являлись постоянными слушателями теле- и радиотрансляций выступлений Майка Веларде. Большинство посетителей служений Эль Шаддаи женщины среднего возраста, помимо еженедельного служения существуют также домашние группы - до 20 человек, собирающиеся для молитвы и общения в своих домах или ближайшей
39
церкви39.
По состоянию на середину 2000-х годов в харизматическом движении участвовали около 15% католиков40. Вероятно, это являлось пиком развития харизматического движения. Еще в 2010 г. Ю.О. Лев-тонова отмечала уменьшение числа упоминаний участников движения Эль Шаддаи в прессе41. По-видимому, это было связано как с общим ослаблением харизматического движения в мире, так и со старением самого Майка Веларде, который родился в 1939 г.
Интеграция харизматов в католическую церковь: позволила избежать откола части католиков от церкви и представить католическую альтернативу протестантским церквям. Харизматы представляют собой меньшинство, но меньшинство активное. Практика пожертвования десятины присутствует у 36% респондентов с высокой харизматической религиозностью, по сравнению с 13% остальных респондентов42.
Гибкая политика Католической церкви также смогла вернуть в церковь большинство аглипаянцев. В 1979 г. синод Католической церкви Филиппин объявил, что аглипаянцы, фактически примыкают к Католической церкви и приветствовал тех верующих, которые причащались у католических священников. Причащение католиков у агли-
43
паянских священников признано не желательным, но не запретным . Успешность проводимой политики подтверждает снижение в три раза доли аглипаянцев в населении за последние четверть века: с 2,6% в 1990 г.44 до 0,8% в 2015 г.45.
Религия и политика
Еще одной особенность Филиппин является большое влияние Католической церкви на политическую жизнь страны. После получения независимости в 1946 г. возросло влияние Католической церкви. В 1965 г. был принят закон о преподавании основ религии в школах46. Вместе с тем, Церковь не стала встраиваться в государственную систему, а содействовала демократизации страны. Президент Фердинанд Маркос в 1972 г. принял меры, направленные на централизацию власти и провозгласил курс на строительство «нового общества» и ускоренную модернизацию страны. Однако, фактически, он сосредоточил-
47
ся на укреплении личной власти47. Это привело к росту оппозиционных настроений в обществе. В этот период церковь была одним из немногих действующих общественных институтов. Кардинал Син выступал с позиции «критического сотрудничества» - взаимодействовал с властью и сохранял независимость церкви, защищал интересы бедного населения, а также поддерживал необходимость демократических преобразований. В 1984 г. начался экономический кризис, и в 1986 г. кардинал Син сумел добиться выдвижения единого кандидата от оппозиции, а церковь поддержала компанию против признания итогов выборов. Кардинал Син обратился к населению с призывом выйти на улицы, но не прибегать к насилию. При поддержке армии, к власти пришла Корасон Акино48. Вплоть до завершения кардинальского служения в 2003 г. кардинал Син активнее католических иерархов из других стран участвовал в политической деятельности. В 2001 г. кардинал Син способствовал свержению власти президента Джозефа Эстрады, обвиненного в коррупции, в 2003 г. выступил про-
49
тив попытки военного путча.49
Среди католиков Филиппин, включая и епископат, распространение получила «теология освобождения» - возникшее после Второй мировой войны учение в католическом богословии, выступающее
против общественного неравенства. В 1970-1980-е гг. сторонники «теологии освобождения» призывали духовенство участвовать в революционном движении на стороне угнетенного народа, но отвергали коммунистические лозунги, обращаясь к христианским заповедям и идеалам50. На Филиппинах также получила распространение «теология революции» - ультра-радикальное крыло «христианских левых», которые сотрудничали с маоистами51.
В условиях такой активности Католической церкви, рост протестантизма был крайне затруднителен, несмотря на то, что с 1992 по 1998 гг. страной правил президент Фидель Рамос, являющийся протестантом.
В отличие от традиционных католиков с концепцией «критического сотрудничества», харизматическое движение Эль Шаддаи было в большей степени политизировано, его лидер Майл Верарда скорее придерживался правых взглядов52. Веларде был связан неформальными межличностными отношениями с представителями политической элиты53 В 2019 г. Веларде поддержал сенаторов, связанных с президентом Родриго Дутерте, чьи действия подвергались серьезной крити-
54
ке со стороны церкви .
Начиная с конца 1980-х годов, протестанты баллотировались на политические посты и пытались через общественные организации оказать влияние на политиков и общество, но они не получили широкой поддержки55. Лидер неопятидесятнической церкви Эдуардо Виль-януэва основал лево-центристскую партию «Восстань, Филиппины» (Bangon Pilipinas), выступающую с позиций христианского социализма. Эдуардо Вильянуэва баллотировался в президенты в 2004 г. (6,2% голосов)56 и в 2010 г. (3,1% голосов)57. В 2016-2018 гг. он являлся сенатором Филиппин от партии «Гражданская борьба с коррупцией» (Citizens' Battle Against Corruption).
Выводы
Особенностью Филиппин является сохранение господства католической церкви. На протяжении последних десятилетий около 80% населения продолжают исповедовать католицизм.
Сохранение господства католической церкви связано с тем, что до XX века церковь играла ключевую роль в жизни Филиппин, и с тем, что в XX веке католическая церковь была реально отделена от государства и лишена большей части земельных владений. Лишившись власти, церковь приблизилась к нуждам общества, активно участвовала в общественной жизни в качестве защитника бедных сло-
ев общества. В 1980-2000-е гг. руководитель католической церкви Филиппин кардинал Син принимал участие в свержении президентов вследствие установления диктаторского режима и коррупции.
Руководство католической церкви не стремилось привести всех католиков к единообразию, а работало с разными движениями внутри церкви, используя их энергию и энтузиазм: получили распространение как «теология освобождения», так и «евангелие процветания». Значительное распространение получило широко распространение харизматическое движение — католики получили возможность молиться в пятидесятническом стиле, при этом оставаясь в церкви. Викарный епископ Манилы был назначен духовником харизматической ме-гацеркви Эль Шаддаи. Гибкая политика церковных властей также позволила большинству сторонников независимой аглипиянской церкви вернуться в лоно основной церкви.
По мнению автора, можно сравнить Филиппины с Мексикой, где ослабление административной поддержки церкви в XX веке, а также распространение народного католицизма способствовали сохранению преобладания римской церкви58.
Вследствие вышеперечисленного, несмотря на полвека американского господства на архипелаге, не были созданы условия для распространения протестантизма. Протестанты составляют около 8% населения и в последнее десятилетие рост доли протестантов прекратился.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
МЯЗИН Николай Александрович, кандидат исторических наук, главный специалист, Министерство внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области, Калуга, Россия
Статья поступила в редакцию 25.05.2022; одобрена после рецензирования 31.05.2022; принята к публикации 27.06.2022.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Nikolai A. MIAZIN, PhD (Hist.), Chief Specialist, Ministry of Internal Policy and Mass Communications of Kaluga region, Kaluga, Russia
The article was submitted 25.05.2022;
approved 31.05.2022;
accepted to publication 27.06.2022.
католическая энциклопедия. Том 4. М.: Издательство францисканцев, 2011. С. 1752.
2 Yengoyan A.A. Christianity and Austronesian Transformations: Church, Polity and Culture in the Philippines and the Pacific // (eds. Bellwood P., Fox J.J., Tryon D.) The Austronesians. Historical and Comparative Perspectives. Canberra, 2006. P. 354-355.
3 Католическая энциклопедия. Том 4... С. 1753.
4 Yengoyan A.A. Christianity and Austronesian Transformations... P. 351.
5 Ibid. P. 352-353.
6 Левтонова Ю.О. Филиппинский вариант проблемы «Религия и политика» (современный ракурс) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2014. № 3(24). С. 38.
7 Католическая энциклопедия. Том 4... C. 1754.
8 Поташкинская Н.Н. Из истории Церквей и Государства на Филиппинах // Берегиня. 777. Сова. 2014. № 2(21). С. 51-52.
9 Ablon A. IFI's Gift of Apostolic Succession // Bishop Antonio Ablon. 7.04.2020. URL: https://antonioablon.com/2020/04/07/ifis-gift-of-apostolic-succession/
10 Lumahan C. Facts and figures: a history of the growth of the Philippine Assemblies of God // Asian Journal of Pentecostal Studies. 2005. № 2(8). P. 333-334.
11 Ryu D.Y. The Origin and Characteristics of Evangelical Protestantism in Korea at the Turn of the Twentieth Century // Church History. 2008. № 2(77). P. 373-376.
12 Yengoyan A.A Christianity and Austronesian Transformations... P. 356-357.
13 Andinach P. Methodism in Latin America // The Oxford handbook of Methodist studies. 2010. P. 2-3.
14 Cunningham F.T. Diversities within post-war Philippine Protestantism // The Mediator. 2003. P. 51.
15 Lumahan C. Facts and figures: a history of the growth of the Philippine Assemblies of God... P. 335-336.
16 Ma W. Doing theology in the Philippines: a case of Pentecostal Christianity // Asian Journal of Pentecostal Studies. 2005. № 2(8). P. 224-225.
17 Suico J. Pentecostal Churches in the Philippines // Studies in World Christianity. 2004. № 2(10). P. 226.
18 Maltese G. Reproductive politics and populism: Pentecostal religion and hegemony in the Philippines // Journal of Law and Religion. 2019. № 1(34). P. 72-74.
19 2021 Global Megachurches - world"s largest Churches, compiled by Warren Bird, Ph.D. URL: https://leadnet.org/world/ https://leadnet.org/world/
20 Suico J. Pentecostal Churches in the Philippines... P. 227-228.
21 Kessler C., Ruland J. Responses to Rapid Social Change: Populist Religion in the Philippines // Pacific Affairs. 2006. № 1(79). P. 79-80.
22 Maltese G., Ebel S. The Demise of Pentecostalism in the Philippines: Naming and Claiming the Impossible Object and the Politics of Empowerment in Pentecostal Studies // Global Pentecostal and Charismatic Studies. 2019(31). P. 256-257.
23 Smith K. Max Weber and Pentecostals in Latin America: The Protestant Ethic, Social Capital and Spiritual Capital // Georgia State University. 2016. P. 15-16.
24 2009 Philippines in Figures // National statistics office. P. 24-25. URL: https://psa.gov.ph/ sites/default/files/2009%20PSY.pdf
25 2021 Philippines in Figures // Philippine Statistics Authority. P. 23. URL: https://psa.gov.ph/ sites/default/files/PIF2019_revised.pdf
26 Балабейкина О.А., Кузнецова Ю.А. The religion impact on social and economic aspects of the life (on example of the Roman Catholic church of the Philippines) // Псковский регионо-логический журнал. 2020. № 3(43). URL: https://prj.pskgu.ru/s221979310008622-7-1/
27 Philippines // Catholics & Cultures. URL: https://www.catholicsandcultures.org/philippines
28 Конституция Филиппин. Библиотека конституций Пашкова Романа. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=36
29 Abalos J.B. Divorce and separation in the Philippines: Trends and correlates // Demographic Research. 2017(36). P. 1516.
30King J.L. Spirit and schism: a history of oneness Pentecostalism in the Philippines. Thesis for the Degree of Doctor of Philosophy. Birmingham, 2016. P. 283.
31 Wiegele K.L. Everyday Catholicism: expanding the sacred sphere in the Philippines // (Eds. Adams K.M. Gillogly K.A.) Everyday Life in Southeast Asia. Indiana university press. 2011. P. 168.
32 2021 Global Megachurches...
33 Ma W. Doing theology in the Philippines: a case of Pentecostal Christianity... P. 216-217.
34 Maltese G. «El Shaddai (Philippines)» // (ed. Wilkinson M.) Brill's Encyclopedia of Global Pentecostalism Online. URL: https://referenceworks.brillonline.com/entries/brill-s-encyclopedia-of-global-pentecostalism/el-shaddai-philippines-C0M_044878?s.num=1&s.f.s2_ parent=s.f.book.brill-s-encyclopedia-of-global-pentecostalism&s.q=maltese
35 Левтонова Ю.О. Филиппинский вариант проблемы «Религия и политика» (современный ракурс)... С 50-51.
36 Wiegele K.L. Everyday catholicism: expanding the sacred sphere in the Philippines. (Eds. Adams K.M. Gillogly K.A.) Everyday Life in Southeast Asia. Indiana university press. 2011. P. 168.
37 Ibid. P. 173.
38 Symons E.K. Preacher Power. The Wall Street Journal. 14.05.2010. URL: https://www.wsj.com/ articles/SB10001424052748704635204575241740134677222
39 El Shaddai and the charismatic transformation of Philippine Catholicism. Catholics & Cultures. URL: https://www.catholicsandcultures.org/Philippines;
https://www.catholicsandcultures.org/philippines-el-shaddai-serves-largest-population-charismatic-followers
40 Kessler C., Ruland J. Responses to Rapid Social Change: Populist Religion in the Philippines... P. 81-82.
41 Левтонова Ю.О. Эль Шаддаи (El Shaddai) - новое религиозное движение на Филиппинах (НРД) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2009. № 2(13). С. 307. 42Kessler C., Ruland J. Responses to Rapid Social Change: Populist Religion in the Philippines... P. 91.
43 Поташкинская Н.Н. Из истории Церквей и Государства на Филиппинах. С. 53.
44 2009 Philippines in Figures... P. 24-25.
45 2021 Philippines in Figures... P. 24.
46 Католическая энциклопедия. Том 4. C. 1754.
47 Сумский В.В. Авторитарный режим в развивающемся обществе: Филиппины в последней трети XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М.: 2006. С. 34-36.
48 Левтонова Ю.О. Филиппинский вариант проблемы «Религия и политика» (современный ракурс). С. 44-48.
49 Philippines' Cardinal Sin dies at 76 // NBC News. 21.06.2005. URL: https://www.nbcnews. com/id/wbna8294216#.VCj0-Ll0zZ4
50 Левтонова Ю.О. Филиппинский вариант проблемы «Религия и политика» (современный ракурс)... С. 42-43.
51 Cresencio S.H. Grassroots theology in the Philippines as a third way beyond Pentecostal and liberation theologies. Studies on Religion & Culture in Asia. 2008, № 3. P. 11.
52 Kessler C., Ruland J. Responses to Rapid Social Change: Populist Religion in the Philippines... P. 89.
53 Левтонова Ю.О. Филиппинский вариант проблемы "Религия и политика" (современный ракурс)... С. 50-51.
54 Maltese. G. "El Shaddai (Philippines)"...
55 Suico J. Pentecostal Churches in the Philippines... P. 227-228.
56 Teehankee J. Image, Issues and Machinery: Presidential Campaigns in Post-1986 Philippines // (eds. Kasuya Y., Quimpo N.G.) The politics of change in the Philippines. Pasig sity, 2010.
P. 135.
57 Maltese G. Reproductive politics and populism... P. 72-75.
58 Мязин Н.А. Культ Святой смерти в Мексике // Латинская Америка. 2022. № 4. С. 89-99.