© И. Б. Якушев, П. И. Сидоров, 2013 УДК 616.89:93:92 Пинель
И. Б. Якушев, П. И. Сидоров Филипп ПИНЕЛЬ и ПСИХИАТРИЯ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКА
Северный государственный медицинский университет, Архангельск
В статье анализируются социально-экономические предпосылки, способствовавшие выделению психиатрии в самостоятельную медицинскую дисциплину, обусловившие ее идеологическую базу и методологическое наполнение. Превалирующие идеологические концепции и методологические приоритеты психиатрии этой эпохи рассматриваются на примере воззрений Ф. Пинеля, его учеников и современников.
Ключевые слова: психическое расстройство, ментальная медицина, психиатрия, Пинель, идеализм, материализм
PHILIPPE PINEL AND THE PSYCHIATRY OF LATE XVII - EARLY XIX CENTURIES
I.B. Yakushev, P.I. Sidorov
The article analyzes the social economic premises promoting the psychiatry to distinguish to independent medical specialty with its own ideological base and methodological filling. The ideological concepts and methodological priorities ofpsychiatry prevailing in this epoch using the example ofviews of F. Pinel, his disciples and contemporaries are considered.
Key words: psychic disorder, mental medicine, psychiatry, Ph. Pinel, idealism, materialism
Периодически повторяемый исследователями анализ этапов развития ментальной медицины (ММ) и психиатрии (П) неизбежен: каждое научное поколение выявляет новые факты, применяя к ним новые методологические идеи . Это может приводить к ломке теорий, пересмотру принципов организации знания . Очевидно, "суть научного поиска сводится не только к установлению и объяснению новых фактов и явлений, но и к попыткам уложить вновь обнаруживаемые данные в умозрительные теоретические построения" [1].
Конец XVIII века ознаменовался выделением П в отдельную специальность медицины . "Психиатрия, наконец, включается в сферу медицинских знаний и практик, которым до этого была относительно чужда" [2, с . 25]. Это обстоятельство в значительной мере было связано с реорганизацией содержания и лечения психически больных (ПБ), реализованной французским врачом Ф . Пинелем . "После Пинеля и Тьюка психиатрия стала отраслью медицины, обладающей особой стилистикой" [3, с . 496-497]. Эти изменения были подготовлены эволюцией общественно-экономических отношений в Европе, сложившихся на тот момент в ансамбль развивающихся траекторий капиталистического содержания
В бимодальной схеме, имевшей прямое отношение к ММ на протяжении ее существования, а именно жрецы - знахари, появился третий фактор - психиатры В основе возникновения этой специальности лежала идея развития триады Г. Гегеля: противостояние в ММ тезиса жрецов-идеалистов антитезису знахарей-материалистов привело не к синтезу, но к обусловленному практической целесообразностью текущего момента синкретическому компромиссу с формированием нового тезиса - тренда психиатров Отсутствие и невозможность корректного синтеза концепций жрецов и знахарей повлияло на формирование внутренних противоречий и идеологической двойственности П Появление и развитие третьей силы, превратившей бимодальную конструкцию в тримодальную, происходило в алгоритме философии Гегеля, который, раздвоив цельность Dasein, гарантировал бимодальный схизис любой вновь возникающей категории с ее внутренними противоречиями взаимоисключающих и взаи-мопредполагающих возможностей П, объединив в себе некоторые позиции сторон жрецов и знахарей, оказалась внутренне противоречивой, дуалистичной по причине использования ею в разной пропорции, зависевшей от стилистики, приоритетов, ценностей текущей эпохи, принципов обеих концепций Един-
И. Б. Якушев - канд . мед .наук, доц . каф . (yakushev87@gmail . com); П. И. Сидоров - акад . РАМН, д-р мед . наук, проф ., ректор (info@nsmu .ru) .
ство и борьба двух оппонирующих друг другу идеологий и их полярных методологий внутри данной категории превращали ее в очередную бимодальную систему, ведя к антиэнтропичному функционированию П как системы, когда обе составляющие ее траектории вступали в период колебаний вокруг общего тренда, и то одна, то другая из них обретала относительное доминирование . В моменты взаимного пересечения траекторий жрецов и знахарей П выходила из области преимущественного влияния одного резонанса, оказываясь под влиянием другого, а взаимное влияние резонансов перекрывалось Возникала стохастическая неустойчивость системы, оптимизирующая ее самоорганизацию . С конца XVIII века комплекс наук и знаний, сопряженных с П как дисциплиной, изучающей происхождение и терапию психических расстройств (ПР), стал предметом интересов и приложения сил уже не только философов (как теоретиков ММ) и врачей широкого профиля (как ее практиков), что имело место до сих пор, а психиатров, объединивших своей специальностью интеллектуальные конструкции философов и практические навыки медиков .
В эпоху развивающегося капитализма проблема ПР все чаще оказывалась в круге секулярных интересов социального тренда, все более выпадая из поля влияния церкви: "Безумные тем скорее попадали в сферу полномочий административных органов, чем менее просвещенная церковь нуждалась в них как в ведьмах и одержимых - ни из теологических оснований, ни для демонстрации своей земной власти" [4, с . 244] . В конце XVIII века во французском г. Бове существовал дом призрения, содержавшийся монахами-францисканцами, где находили приют и ПБ . В 1790 г. приют был расформирован, пациентов перевели в Клермон-ан-Уаз, причем префекторальная администрация департамента заключила соглашение с основателем приюта о содержании ПБ за счет муниципальных средств . В июле 1795 г. был закрыт приют в Шарантоне, принадлежавший ордену госпитальеров . В 1797 г. он был вновь открыт и национализирован при Директории с целью перевода туда ПБ из приюта "Отель-Дье", а руководство было поручено бывшему монаху ордена премонстрантов В соответствии с уложениями Кодекса Наполеона надзор за ПБ был поручен префектурам, что упразднило традиционную религиозную составляющую этого аспекта
Абсолютистские учреждения с изолирующим режимом во время Французской революции были закрыты: в марте 1790 г. во исполнение "Декларации прав человека и гражданина" издано постановление Учредительного собрания - в течение 6 нед освободить заключенных по воле короля, а в случае с ПБ - осуществить проверку их состояния чиновниками и врачами, после чего поместить в лечебные учреждения или отпустить В дальнейшем эта декларация обернулась фарсом: вместо того, чтобы построить новые больницы, закрыли старые .
ММ Англии и Франции все в большей мере соотносила свои задачи с вопросами гигиены и социальным аспектом улучшения жизни беднейших слоев населения, что отвечало интересам экономической экспансии самоорганизующегося капиталистического гражданского сообщества, тогда как в ММ Германии социальным вопросам значения не придавалось: здесь превалировали интересы монархии и абсолютизма . "В то время как во Франции и Англии буржуазия осознавала свое классовое положение, буржуазия Германии оказалась в фарватере романтически-иррационального мышления, не успев пройти школу рационализма" [5] .
С именем француза Ф . Пинеля (1745-1826) связана революция в П: он стал врачом, снявшим цепи с ПБ (Пинель не был пионером, но вошел в историю в этом качестве, видимо, оттого, что его революция совпала хронологически и декларативно - свобода, равенство, братство - с Французской революцией) Пинель был почти ровесником И . Канта, но его мировоззрение сформировалось и с учетом влияния детерминизма Дидро, сенсуализма Кондильяка, материализма Ламетри . Вместе с тем деятельность и научные воззрения Пинеля указывают на влияние натурфилософии Ф. Шеллинга. "Медико-философский трактат о психическом расстройстве или мании" Пинеля К Дернер считает " попыткой интегрировать и закрепить буржуазно-либеральные достижения революции на пути социальной реформы - против реставрации феодальных институтов и рационалистического мышления, против всего, что способствует дальнейшему развитию революции" [4, с . 196] . Пинель помещал П между медициной и наукой управления государством и обществом, считая, что для общественного блага необходимо крепкое правительство, которое "может найти в его книге важные рекомендации" [4, с . 197]. Он говорил о классе аристократов и низшем сословии как о группах риска: для них вероятность возникновения ПР высока, так как первые "чураются физической работы", а вторые "пребывают в разврате и нищете" Оба этих социальных фактора Пинель относил к важнейшим в этиологическом отношении для манифестации ПР В духе Руссо он считал, что общество порождает собственные болезни Идеалы и приоритеты социально крепнущего и все более влиятельного третьего сословия определили для Пинеля критерий воспитания личности и нормы в П: именно буржуа, согласно его теории, оказываются социальным классом, наиболее защищенным от ПР, так как жизнь и занятия этого сословия отличны от жизненных ценностей тех классов, чьи возникновение и статус были обусловлены феодализмом и на данном этапе пришли в упадок Работа как средство профилактики ПР и метод его терапии для Пинеля стали важным фактором, ассоциированным с эпохой капитализма . Такое суждение было бы немыслимо в эпоху феодализма . Ценности буржуазного экономического порядка определяли содержание и методологию П этого периода времени
О Пинеле принято говорить как об идейном материалисте [6, 7] и основания для этого есть: он критиковал идеалистическое единство разума по И Винкельману Пинель не считал целесообразным создание религиозной атмосферы в психиатрических больницах, запрещая давать религиозные книги "меланхоликам от благочестия" [8, с 268], рекомендуя сажать в тюрьму " праведниц, каковые почитают себя боговдохновенными и пытаются других обратить в свою веру" [8, с 291], констатируя, таким образом, угрозу социального и медицинского содержания, исходящую от индукторов потенциальных психических эпидемий Однако идеология французского психиатра не была однозначно материалистической [9] Пинель считал, что ПР - расстройство воли, неконтролируемая власть инстинктов, не объяснимых внешними причинами ("мания без бреда" у него - расстройство воли в чистом виде) Пинель не предлагал пренебречь этикой религии, которую считал важным компонентом терапии ПР, позволяющим прививать ПБ нормы социального содержания, подтверждая этот тезис клиническими примерами Психиатрическая больница в его трактовке была областью морали, "сферой религиозности без религии" [3, с . 483] . Наиболее частой причиной ПР Пинель считал моральные потрясения, лишь допуская актуальность физических причин, в частности повреждения головы - этиологический фактор физического свойства по важности и частоте возникновения
ПР у него следует за психологическим: "Как я могу допустить, чтобы кровообращение в мозгу и различные степени возбуждения и упадка его отправлений были достаточны для раскрытия тайны о местопребывании мышления и его расстройствах? [10, с . 66] . В духе Э . Кондильяка, отрицавшего возможность существования врожденных идей у человека и относившего его развитие к влиянию среды, Пинель отмечал влияние среды на формирование психопатологической предрасположенности Констатация им влияния "морального" фактора на манифестацию и формирование ПР определяет синкретическую двойственность воззрений психиатра в его концептуальной принадлежности к знахарям или жрецам Пинель говорил, что врачу следует иметь представление о личности в преморбиде, но воздерживался от патолого-анатомических и патофизиологических гипотез: "Анатомические исследования ничего не выяснили относительно локализации и характера душевного заболевания" [10, с . 154] . Он полемизировал с немецким психиатром В Гредингом, считавшим, что причиной ПР являются изменения черепа и головного мозга, предполагая многообразие локусов патологии: "Первичное место мании находится в желудке и кишках, и от этого центра болезнь иррадиирует на рассудок" [10, с .72] . Пинель говорил о " . . . необходимости поручать душевнобольных попечению посторонних людей, удаляя их таким образом из обычной обстановки" [11, с . 163] .Это суждение констатирует сходство его идеологии с воззрениями современной ему немецкой П: та же концепция здесь взята с обратным знаком Одни врачи использовали плеть для "восстановления связей пациента с внешним миром", Пинель применял с этой целью больничную палату и трудотерапию: "Регулярные занятия изменяют болезненное направление мыслей, способствуя восстановлению умственной деятельности [11, с . 166-167], но иногда он прибегал и к психологическому давлению на пациентов: " . ..облаченный так, чтоб ввергнуть больного в ужас, с горящим взором, громовым голосом, в окружении толпы прислужников, вооруженных громко бряцающими цепями Перед сумасшедшим ставят суп и отдают приказ съесть его за ночь, если он не хочет, чтобы с ним обошлись самым жестоким образом После этого все удаляются, оставив помешанного в тягостных колебаниях После долгих часов душевной борьбы он решается принять пищу" [3, с 489-490] Эти приемы относятся к арсеналу жрецов, а не знахарей Пинель считал, что "сцена первого контакта врача с его больным - церемониал, демонстрация силы" [2, с . 173] . Он, как и его немецкие коллеги-современники, полагал, что "моральная причина" заболевания подвластна мерам внушения, советуя врачам подходить к ПБ с " . ..устрашающим видом, с твердостью, способной поразить воображение и убедить в тщете сопротивления" [8, с 61] Пинель был не меньшим жрецом, чем психиатры-идеалисты современной ему Германии, используя не плеть, а ее виртуальное воздействие на ПБ . Знахари предпочитали материалистический субстрат лекарств, жрецы - идеалистический концепт слов и благодеяний (наказаний) Пинель был весьма сдержан и в отношении лекарственной терапии . "Смирительная рубашка, - писал он, - имеет значение воспитательной меры" [11, с . 164], согласуясь с психиатрами Германии, применявшими с той же целью ледяную воду (Пинель тоже рекомендовал обливание ПБ холодной водой, но - в духе гуманизма века Просвещения - "никаких грубостей и оскорблений" [11, с . 165], маску Аутенрита и кресло Дарвина: "Как репрессивная мера они бывают достаточны, чтобы подчинить общему правилу труда способную к нему сумасшедшую, преодолеть отказ от еды, обуздать помешанных в уме женщин, одержимых чем-то вроде непоседливого и взбалмошного упрямства" [3, с 490] Психиатр говорил об ограничительной мере не как о способе физического или социального ограничения ПБ, но как о пути влияния на его ПР: "В большинстве случаев основополагающий принцип излечения мании состоит в том, чтобы прибегнуть вначале к энергическому подавлению, а затем перейти к благожелательности" [3, с . 330]. Дело не в том, насколько это верно, а в том, что декларированный им материалистический подход был замаскированным от самого врача натурфилософским жречеством в духе Шеллинга: с передачей лечебных инициатив природе
Пинелю принадлежит классификация ПР: 1. Мания; 2 . Мания без бреда; 3 . Меланхолия; 4 . Слабоумие; 5 . Идиотизм . Эта классификация - тоже продукт идеализма: Пинель различал за-
болевания по содержанию переживаний на уровне симптомов, вне нозологической концепции, без выделения материальных субстратов ПР. Позднее, впрочем (1818), он создал иную классификацию, в которую внес элементы патогенетического структурирования, выделив "неврозы церебральных функций", вновь обозначив дуализм воззрений Основным методологическим подходом Пинеля в создании классификации была дедукция в духе Р Декарта, в силу которой его нозографический вид был результатом отвлеченной идеи, вытекавшей из сходных черт, характеризующих одно и то же ПР
В стилистике идей Пинеля протекала деятельность его современников Ф . Вуазена (1794-1872), прилагавшего реформы Пинеля к детской П, уже почти исключительно материалистически считавшего, что, "располагая симптомами, нужно определить местонахождение болезни Благодаря сведениям, предоставленным физиологией, медицина способна справиться с этой проблемой" [12], и Ж . Фальре (1794-1870), начавшего с патолого-анатомических изысканий (диссертация "Медико-хирургические наблюдения и предложения", 1819; доклад "Сведения, полученные при вскрытии тел душевнобольных, могущие способствовать диагностике и лечению умственных болезней", 1823), но разочаровавшегося в них. Материалистические попытки поиска этиологии ПР в морфологическом субстрате по мере укрепления капитализма обретали научную легитимность, оттесняя дедуктивные выводы в П .В 1820 г. Э . Жорже написал доклад "О вскрытии тел душевнобольных", рассмотрев в нем 300 вскрытий тел ПБ больницы Сальпетриер Доклад положил начало дискуссии об органических и душевных причинах ПР В 1821 г. Ж . Делез (1789-1879) и Ф . Фовиль (1799-1888) представили доклад "Рассуждения о причинах безумия и о характере их действия с приложением исследований о природе и особом местонахождении этой болезни" Морфологические индуктивные изыскания знахарей демонстрировали результаты, позволяющие делать выводы, часто идущие вразрез с дедуктивными построениями жрецов, идеология которых еще обладала авторитетом для оппонирования эмпирической методологии, что в очередной раз проявилось концептуальным дуализмом французской П
"На протяжении первой трети XIX века постоянно и последовательно развенчивается медицинское, медикаментозное лечение . И наоборот, активно развивается практика, называемая "моральным лечением"" [2, с . 22], отвечавшая концепции жрецов . "Моральное лечение" возникло в конце XVIII века и противостояло концепции "физического лечения", объединяя все способы воздействия на ПБ, тогда как "лечение физическое" подразумевало лишь влияние на ПР медикаментов и укрепляющих средств
Монография "О душевных болезнях" Ж . Эскироля (17721840) стала базисом дальнейшего развития П . Его классификация содержала 5 классов ПР, незначительно отличавшихся от системы Пинеля: 1. Липемания (меланхолия Пинеля); 2 . Мания; 3 Мономания; 4 Слабоумие; 5 Идиотизм Эскироль считал психиатрическую больницу гротескным отражением общества, так как человеческие страсти представлены ПБ ("самыми интересными членами общества" [4, с . 219]) в отличие от социальной благопристойности общества лиц психически здоровых Республиканская социальная система, предоставляющая для человеческих низменных страстей широкие возможности, стала для Эскироля отрицательным фактором ("опасными новшествами") в отношении потенций возникновения и прогрессирования ПР в отличие от монархии . Он связывал политический статус государства с социальным, вызывающим
у него тревогу, так как в этом случае власть морали и религии, по его мнению, минимизируется, что способствует росту ПР. Среди применяемых им лечебных мер - те же методы устрашения, холодные обливания, смирительные рубашки, угрозы болезненного лечения - применение "жреческих" мер более идеалистически нравственно-воспитательного характера, чем материалистических мероприятий в духе знахарей. Вместе с тем Эскироль был уже в большей мере, чем Пинель, ориентирован на материалистическую концепцию происхождения ПР, считая липеманию, идиотизм, слабоумие заболеваниями головного мозга Применительно к мании и мономании он о субстрате мозга не говорил Эскироль полагал, что тайна безумия останется вечной тайной природы [4, с . 222], а дебют ПР - итог социально-соматической биографии субъекта, подчиненной триаде: наследственность - конституция - переживания детского возраста, полагая институтами профилактики ПР семью, церковь, государство . Мономанию Эскироль считал болезнью своего времени, ПР, вызванным прогрессом, "душевной болезнью цивилизации", обусловливающей такие ее проявления, как эгоизм, экзальтация, страсти, замедленное развитие души [4, с 225]. Мономания в его трактовке являет собой необычные поступки, выходящие за грань социальных норм
Таким образом, отсутствие и невозможность корректного синтеза методологий и приоритетов материалистической и идеалистической концепций в период возникновения П в конце XVIII века повлияли на формирование системных внутренних противоречий и идеологического дуализма этой дисциплины в данную эпоху, что проявилось воззрениями Ф. Пинеля и его современников-психиатров, державшихся синкретического подхода в решении проблем ПР П эпохи Пинеля постепенно все в большей мере тяготела к материалистической онтологии и методологии . Идеология П этого времени была ориентирована на социально-экономические реалии и капиталистическую систему ценностей и приоритетов
ЛИТЕРАТУРА
1. Сточик А. М., Затравкин С. Н. Медицинский факультет Московского университета в XVIII веке . 2-е изд . - М . , 2000. - С . 110
2 . Фуко М. Психиатрическая власть . Курс лекций, прочитанных в
Коллеж де Франс в 1973-1974 учебном году. - СПб . , 2007 . - С . 22, 25, 173 .
3 . Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - М . ; СПб . ,
1997 . - С . 330, 483, 489-490, 496-497 .
4 . Дернер К. Гражданин и безумие . - М . , 2006. - С . 196-197, 219,
222, 225, 244 .
5 . Hauser A. Socialgeschichte der Kunst und Literatur. - München,
1953 .- Bd 11,- S . 1-4 .
6 . Gruhle H. // Handbuch der Geisterkrankheiten / Hrsg . Von О . Bum-
ke . - Berlin, 1932 .- Bd 9 . - S . 19-21.
7 . Zur Geschichte der Psychiatrie im 19 Jahrhundert / Hrsg . Von A .
Thom . - Berlin, 1984 . - S . 7, 168 .
8 . Pinel Ph. Traite medico-philosophique sur lalienation mentale, ou la
manie . - Paris, 1800 . - P 61, 222, 268, 291.
9 . Leibbrand W. Romantische Medizin . - Hamburg, 1937 .
10 . Пинель Ф. Медико-философское уение о душевных болезнях. -
СПб . , 1899. - С . 66, 72, 154. 11. Каннабих Ю. В. История психиатрии . - М . ; Минск, 2002 . - С . 163-167 .
12 . Voisin F. Des Causes morale et physiques des maladies mentales et de quelques autres affections telles que Thusterie, la nymphomanieet le satyriasis . - Paris, 1926 . - P 329 .
Поступила 09 . 08 .11