Научная статья на тему 'Филателистическая дипломатия в системе мирохозяйственных связей и ее роль в реализации геополитических целей'

Филателистическая дипломатия в системе мирохозяйственных связей и ее роль в реализации геополитических целей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / ГЕОЭКОНОМИКА / ГЕОСТРАТЕГИЯ / ГЕОФИНАНСЫ / МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрыгин Андрей Вадимович

В публикации рассмотрено понятие филателистической дипломатии, как одной из категорий геополитики. Рассмотрены генезис возникновения филателистической дипломатии, как одной из форм народной дипломатии, а также его взаимосвязь с филателистическим бизнесом, как одного из направлений развития мирохозяйственных связей. Особое внимание уделено повышению роли филателистической дипломатии на современном этапе геополитического противостояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIPLOMACY IN PHILATELIC WORLD ECONOMIC SYSTEM AND ITS ROLE IN IMPLEMENTING GEOPOLITICAL GOALS

The article considers the concept of philatelic diplomacy as one of the categories of geopolitics. Examined the genesis of the emergence of philatelic diplomacy as a form of public diplomacy, as well as its relationship with the philatelic business as one of the directions of development of world economic relations. Particular attention is paid to enhancing the role of philatelic diplomacy at the present stage of geopolitical confrontation.

Текст научной работы на тему «Филателистическая дипломатия в системе мирохозяйственных связей и ее роль в реализации геополитических целей»

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ В СИСТЕМЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ЕЕ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

Аннотация. В публикации рассмотрено понятие филателистической дипломатии, как одной из категорий геополитики. Рассмотрены генезис возникновения филателистической дипломатии, как одной из форм народной дипломатии, а также его взаимосвязь с филателистическим бизнесом, как одного из направлений развития мирохозяйственных связей. Особое внимание уделено повышению роли филателистической дипломатии на современном этапе геополитического противостояния.

Ключевые слова: геополитика, геоэкономика, геостратегия, геофинансы, мирохозяйственные связи, филателистический бизнес, филателистическая география.

DIPLOMACY IN PHILATELIC WORLD ECONOMIC SYSTEM AND ITS ROLE IN IMPLEMENTING GEOPOLITICAL GOALS

Annotation. The article considers the concept ofphilatelic diplomacy as one of the categories of geopolitics. Examined the genesis of the emergence of philatelic diplomacy as a form of public diplomacy, as well as its relationship with the philatelic business as one of the directions of development of world economic relations. Particular attention is paid to enhancing the role of philatelic diplomacy at the present stage of geopolitical confrontation.

Keywords: geopolitics, geo-economics, geo-strategy, geofnansy, the world economy, philatelic business Philatelic geography.

Поздней осенью 1991 года в Государственном университете управления прошла не совсем обычная международная конференция, посвященная проблемам развития, так называемого, нетрадиционного бизнеса - понятия, объединившего действительно нетрадиционные в тот период времени такие направления предпринимательской деятельности, как бизнес в сфере обучения, бизнес в сфере развлечения и бизнес в сфере увлечения [7, с. 34]. Если бизнес-учеба в самом скором времени прочно вошли в отечественный обиход, а подготовкой кадров для организации бизнеса в сфере развлечений, или так называемой сфере арт-бизнеса, включающего не только галерейную, а также театрально-кинематографическую и концертно-продюсерскую деятельность, занялись многие вузы, включая и сам ГУУ, то так называемый бизнес на увлечении по прежнему остается в нашей стране своеобразной пустующей нишей. Попытаемся раскрыть сущность этого направления.

Бизнес в сфере увлечений: традиции и современность. Как правило, социальная, выходящая за пределы профессиональной, активность людей проявляется в двух направлениях: общественной деятельности и в форме так называемых хобби, т.е., увлечений, дающих возможность самореализации в форме того или иного самодеятельного творчества. Наиболее распространенным и доступным направлением в данной сфере общепризнанно считается коллекционирование, зародившееся в глубокой древности и насчитывающее во всем мире несколько десятков популярных форм собирательства, самым массовым и доступным из которых по данным Организации Объединенных Нация признана филателия - коллекционирование знаков почтовой оплаты.

Массовое увлечение филателией повлекло за собой развитие обслуживающей собирателей знаков почтовой оплаты коммерческой инфраструктуры. Появились сеть торговых точек, где помимо первичных продаж в почтовых отделениях можно приобрести требуемые марки и родственную, дополняющую коллекции, продукцию; аукционные дома, ярмарочная торговля, сопровождающая любые филателистические выставки. При этом, собственно выставочное направление в филателии, де-

УДК 656.835(03) А.В. Стрыгин

Andrey Strygin

© Стрыгин А.В., 2015

лающее ее публичным увлечением, повлекло за собой не только развитие ярмарочной торговли филателистическими товарами, но и зарождение и развитие особой сферы производства необходимых для коллекционеров в домашнем обиходе и для публичных экспозиций соответствующих аксессуаров: разного рода альбомов, а также специальных демонстрационных стендов. Бурное развитие получила филателистическая пресса, куда входят как издаваемая периодика, так и выпуск регулярно переиздаваемых в силу необходимости постоянных ценовых корректировок, разного рода каталогов почтовых марок и других видов знаков почтовой оплаты.

При этом, рост объемов продаж и оборотов эмитентов почтовых марок, которыми в соответствии с нормами Всемирного Почтового Союза (ВПС) и Всемирной Ассоциации Развития Филателии (ВАРФ) могут быть лишь государственные почтовые ведомства, возрастание объемов коммерческой (вторичной, через дилерские сети и аукционные торги) торговли коллекционными материалами, а также увеличение распространяемой издательской продукции, ориентированной на филателистов, сформировали интернациональную структуру профессионально близких по целям и задачам объединений, как например АСКАТ (Международная Ассоциация Издателей Филателистической Литературы), ИФСДА (Международная Федерация Национальных Ассоциаций Филателистических Дилеров), с которыми тесно сотрудничают международные союзы коллекционеров, и в частности ФИП (Международная Федерация Филателии) и ее региональные аналоги в Европе (ФЕПА), Азии (ФИАП) и Америке, АИЖП (Международная Ассоциация Филателистической Журналистики) и Международная Ассоциация Филателистических Экспертов, члены которой дают экспертные заключения аутентичности редкого и дорогостоящего коллекционного материала. В итоге, после завершения Второй мировой войны в мире сформировалась полноценная структура международного филателистического рынка, от которого в силу ряда причин коллекционеры из СССР были искусственно изолированы, что и привело в начале 90-х гг. прошлого века с активным включением их, а также тех, кто собирался вести филателистический бизнес, к появлению уже упомянутого понятия нетрадиционного бизнеса и пионером в методологическом осмыслении стал ГУУ, где в конце 1991 г. и состоялась первая в нашей стране Международная конференция «Бизнес и филателия в современном мире».

От филателистического бизнеса к филателистической дипломатии. В Советском Союзе филателия рассматривалась как одно из направлений идеологической пропаганды. При этом, если бросить ретроспективный взгляд, то можно констатировать, что когда в 1923 г. по личному ленинскому указанию было создано внешнеторговое объединение «Международная Книга», в его функции вменялась и торговля советским филателистическим материалом на внешнем рынке. Одновременно с тем, в СССР возникает структура государственной филателии, курируемая комиссаром Ф. Чучиным, предложившим (с подачи Ф. Нансена, озабоченного положением голодающих Поволжья и ряда других регионов в Советской России) не только наладить сбор марок для из последующей продажи за рубежом, с направлением вырученных средств в фонд помощи голодающих, но и предложившего организовать так называемый «зарубежный филателистический обмен» для советских коллекционеров с их партнерами за пределами СССР. При этом, просматривается коммерчески-идеологическая составляющая акции в налаживании ее технологии, когда на конверты с вложенными в них коллекционными марками помимо обычных почтовых, обеспечивающих оплату пересылки, дополнительно клеили, так называемые фискальные марки, доход от которых шел в госфонд. При этом решалась и чисто идеологическая составляющая - абсолютно легальный тотальный контроль за отправляемыми и поступающими из-за границы частными письмами с филателистическими вложениями [5, с. 46]. Кстати, впоследствии аналогичная, но более завуалированная практика была налажена в послевоенной ГДР, когда важную корреспонденцию, для большей гарантии ее сохранности предлагали пересылать через систему центральной курьерской службы с ее пунктами «переупаковки» и дополнительной франкировки специальными курьерскими марками, а заодно и негласной проверки ее содержимого.

Пропагандистско-идеологические функции филателии в СССР и его политических союзников реализовывались в направлении тематики почтово-эмиссионной деятельности, когда сюжетами почтовых марок становились политические лозунги, направленные на пропаганду коммунистических принципов и констатацию резолюций партийных съездов и конференций. Справедливости ради необходимо отметить, что и в странах Запада марки также рассматривались хорошим средством политической пропаганды и демонстрации достижений западной научно-технической мысли и демократии, чему наглядное доказательство вся их эмиссионная деятельность во второй половине ХХ в. Вместе с тем, надо отметить, что еще на стадии зарождения и распространения в мире и почтово-эмиссионная деятельность и сама филателия оказались тесно вовлеченными в решение деликатных геополитических вопросов и проведение активной идеологической компании по достижению завуалированных целей геостратегии или просто военно-стратегических задач, как например, через почтовые эмиссии утверждать свой приоритет над спорными территориями (Фолклендские острова) или над международно-правовыми зонами в обход ООН (Британские, Австралийские антарктические территории).

Геоэкономические стратегии политики и филателии. Следует отметить, что, не смотря на то, что сформировавшаяся понятийно-логическая структура достаточно молода по временным меркам, но достаточно востребована в современном мире науки геоэкономики [3], включает в себя не только географический императив, выражающийся в проявлении связи экономики и ареала ее функционирования, включая региональную локализацию, а также синтез политики и экономики в области международных, и в первую очередь, валютно-финансовых (геофинансы) отношений, что полностью отвечает их классическому содержанию, но и политику, и стратегию конкурентоспособности государственного существования в условиях глобализации мировой экономики. Иными словами, реализация целей геополитики достигается через механизм геоэкономики согласно сознательно выбранной геостратегии. Эту идею, опять же, в свое время, осознал с подробным историческим описанием ее реализации Ф. Бродель в замечательном исследовании о Средиземном море и Средиземноморском мире в достаточно отдаленные от нас времена [2], т.е. о влиянии географии пространства на географию хозяйствования, экономическую географию, а также в редактируемом им журнале «Анналы», имевшем достаточно недвусмысленные подзаголовки «Экономики. Общества. Цивилизации», что позволило отнести авторские заслуги к предмету истории, назвав Ф. Броделя создателем направления геоистории как в мировой исторической науке, так и в социологии, отпочковавшейся, в свое время, от перекрестка истории с философией. Но с таким же успехом можно отнести и Ф. Броделя [1] и Э. Лютвака [4] к ученым социологам или демографам, поскольку они оба достаточно глубоко изучали человеческие отношения и мотивы поведения людей в экономических системах, мотивируя их первенство чисто демографическим фактором, включая поведенческие мотивы, реализуемые через «позитивные зависимости», опосредуемые через механизмы увлечений, включая наиболее массовую форму - коллекционирование, и прежде всего филателию.

Конкретным проявлением филателистической геополитики в контексте опосредованного мировосприятия окружающего являются два нижеследующих факта. Во-первых, каждое новое независимое государство, количество которых росло в ходе развернувшегося по завершению Второй мировой войны национально-освободительного движения, наряду с декларированием герба, флага и гимна, обращается к эмиссии собственных почтовых марок, что ставит их в один ряд с традиционными знаками государственности. Более того, независимо дуг от друга в послевоенной Европе главы двух, находящихся по разные стороны геополитического противостояния государств (Г. Димитров в Болгарии и князь Ренье III в Монако) дали идентичные определения почтовым маркам, как «визитным карточкам своей страны» [8; с. 37], возведя их, таким образом, в ранг четвертого символа государственности. И во-вторых, свою причастность к тому или иному глобальному геополитическому

сообществу, различные государства анонсируют через почтовые марки. Либо путем открытого декларирования союзничества, помещая рядом со своими флагами и гербами на почтовых марках аналогичные атрибуты государственности одной из сверхдержав второй половины ушедшего столетия, либо реализуя так называемую практику совместных выпусков, когда два или более государств, подчеркивая свое политическое единство, осуществляют одновременно односюжетные эмиссии почтовых марок.

Здесь следует отметить и недавнюю инициативу Федерального Агентства по делам СНГ, проживающих за рубежом соотечественников и гуманитарному сотрудничеству «Россотрудничест-во», заключившего договорные отношения с Федеральным Агентством «Россвязь» на предмет активизации отечественной почты в направлении увеличения количества таких совместных выпусков, показывающих культурное присутствие России на зарубежных территориях. А также его («Россот-рудничества») поддержку общественному движению отечественных филателистов «Россика» по продвижению российской региональной филателии во всем мире и популяризации коллекционирования знаков почтовой оплаты Российской Империи - СССР - Российской Федерации за рубежом, весомым подтверждением чего служит официальное приветствие Министра иностранных дел С. Лаврова в адрес международной филателистической выставки «Россика-2014», в котором подчеркивается роль и значение филателии, как одного из направлений возрождающейся народной дипломатии для «ознакомления широкой общественности с важной частью культурно-исторического наследия нашей страны, развитию международного гуманитарного сотрудничества» [6, с. 1]. Отметим, что как к той, так и к другой международным выставкам в разных странах мира были выпущены специальные памятные эмиссии марок с российскими сюжетами, что приводит к формированию «российско-регионального» геофилателистического пространства, т.е. совокупных эмиссий группы стран на российскую тематику. И чем шире становится подобное пространство, тем более ощутимей кумулятивное влияние на подсознательном уровне у простого населения, использующего марки по чисто утилитарному направлению, т.е. для франкировки почтовых отправлений, поскольку ненавязчиво путем ассоциаций сюжетов марок своей страны с Россией, происходит позивитизация ее образа, в противовес официальной антироссийской пропаганде.

При этом следует отметить, что целенаправленная и жесткая санкционная политика не имеет прежней идеологической окраски, какую имело противостояние СССР и капиталистического Запада в период, так называемой, холодной войны. Запад сегодня, преследуя свои геополитические цели, ведет неприкрытую экономическую войну, наибольшую эффективность в которой (помимо адекватных ответов на официальном дипломатическом уровне) приносит культурно-просветительская активизация с формированием за рубежом российско-ориентированных геокультурных и геофилателистических ареалов.

Развитие международных связей в XXI столетии наглядно демонстрирует не только возрастающую роль геополитики в условиях политического и экономического сотрудничества и соперничества трех центров мировой экономики, определяющих основные тенденции активизации международных экономических отношений, но и кумулятивное косвенное влияние гуманитарных факторов, формирующих и корректирующих сознательное отношение народонаселения стран к проводимой их правительствами политики, зачастую стимулирующее и ее изменение. Активное использование методов геополитики в сочетании с филателистической дипломатией реально способствует в процессах продвижения, противостояния и сдерживания стратегических инициатив и, в настоящее время, определяет общий прогресс как общегуманитарного, так и социально-экономического, факторов с учетом так называемого «нетрадиционного бизнеса» для развития стран и регионов планеты.

Библиографический список

1. Бродель, Ф. Материальная цивилизация. Экономика и капитализм Х1У-ХУШ вв. / Ф. Бродель ; пер. с фр. - М. : Прогресс, 1945 с.

2. Бродель, Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа Второго. Пер. с фр. / Ф. Бродель. - М. : Языки Славянской Культуры, 2003. - 426 с.

3. Кочетов, Э. Г. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства : учебник для вузов / Э. Г. Кочетов. - М. : Норма, 2010. - 528 с.

4. Люттвак Э. Стратегия : логика войны и мира / Э. Люттвак ; пер. с англ. - М. : Издательство Русского Фонда Содействия Образованию Университета Дмитрия Пожарского, 2012. - 392 с.

5. Мир марок и монет. Альманах. Специальный выпуск / Под ред. А. В. Стрыгина. - М. : Библио-Глобус, 2014. - 96 с.

6. Мир марок и монет. Альманах 11/ Под ред. А. В. Стрыгина. - М. : Улей, 2015. - 80 с.

7. Стрыгин, А. В. Нетрадиционный бизнес / А. В. Стрыгин. - М. : Знание, 1991. - 64 с.

8. Стрыгин, А. В. Увлечение века / А. В. Стрыгин. - М. : Молодая гвардия, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.