Научная статья на тему 'Фихте и Фесслер'

Фихте и Фесслер Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
291
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИХТЕ / ФЕССЛЕР / МАСОНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / FICHTE / FESSLER / FREEMASONRY / SOCIAL PHILOSOPHY / RELIGIOUS PHILOSOPHY / EDUCATION OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горбачев Д.В.

Статья посвящена взаимоотношениям И.Г. Фихте (1762-1814) с немецким философом, историком, религиозным и общественным деятелем И.А. Фесслером (1756-1839), в то время, когда оба они участвовали в попытке реформы немецкого масонства в конце XVIII начале XIX вв. Автор исследует причины сотрудничества и последующего конфликта двух мыслителей, сравнивает их взгляды на историю и цель масонства, рассматривает влияние Фесслера и Фихте друг на друга и последствия их общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem for studying relations between I.G. Fichte (1762-1814) and I.A. Fessler (1756-1839), who was a German philosopher as soon as a religious and a public person, while they both took part in reform movement of German freemasonry at the end of the 18th cent.-at the beginning of the 19th cent. The author issues the reasons of their partnership and then their confrontation. The author also compares philosopher’s views on history and masonry's target and studies their influence on each other and the effects of their communication.

Текст научной работы на тему «Фихте и Фесслер»

КУЛЬТУРА, НАУКА, ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

УДК 1(430+470) (09)+929[Фихте+Фесслер]

ФИХТЕ И ФЕССЛЕР

Д.В. Горбачев

Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина филиал РАНХиГС при Президенте РФ e-mail: dmitr87@inbox.ru

Статья посвящена взаимоотношениям И.Г. Фихте (1762-1814) с немецким философом, историком, религиозным и общественным деятелем И.А. Фесслером (1756-1839), в то время, когда оба они участвовали в попытке реформы немецкого масонства в конце XVIII - начале XIX вв. Автор исследует причины сотрудничества и последующего конфликта двух мыслителей, сравнивает их взгляды на историю и цель масонства, рассматривает влияние Фесслера и Фихте друг на друга и последствия их общения.

Ключевые слова: Фихте, Фесслер, масонство, социальная философия, религиозная философия, гражданское воспитание

FICHTE AND FESSLER

D.V. Gorbachev

(Saratov, Russia)

The article is devoted to the problem for studying relations between I.G. Fichte (1762-1814) and I.A. Fessler (1756-1839), who was a German philosopher as soon as a religious and a public person, while they both took part in reform movement of German freemasonry at the end of the 18th cent.-at the beginning of the 19th cent. The author issues the reasons of their partnership and then their confrontation. The author also compares philosopher's views on history and masonry]s target and studies their influence on each other and the effects of their communication.

Key words: Fichte, Fessler, Freemasonry, social philosophy, religious philosophy, education of citizens

Столкновение систем мировоззрения и идеологий, амбициозных личностей приносит не только конфликты, но может послужить и катализатором для формулирования и фиксации в законченной форме долгое время вызревавших идей и парадигм,

появления на свет знаковых сочинений, создаваемых порой в пылу полемики.

В масонской биографии Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814) такую роль сыграла история его сотрудничества и соперничества с Игнатием Аврелием Фесслером (1756-1839) - крупным философом, историком, писателем, церковным и общественным деятелем своего времени, оставившим заметный, хотя до сего дня ещё не до конца оценённый след в истории общественной жизни Австрии, Пруссии и России . Именно по итогам дискуссии с Фесс-лером появилось на свет главное масонское сочинение Фихте -«Философия масонства»2, которое не только обобщало взгляды философа в сфере «королевского искусства», как любили называть своё учение вольные каменщики, но и в значительной мере выходило за пределы чисто масонской проблематики, раскрывая важные аспекты воззрений Фихте на общество и личность.

Вступив в орден в 1793 г. в Данциге (Гданьске), Фихте спорадически принимал в 1794-1799 гг. участие в работе ложи в городе Рудольштадте неподалёку от Йены, в университете которой он работал, и достиг степени мастера - третьей из множества ступеней посвящения в масонстве3.

Однако, переселившись в Берлин в июле 1799 г. - после скандала в Йене, связанного с обвинением в атеизме и стоившего ему работы - Фихте вскоре проявил намерение оживить свою масонскую карьеру на новом месте. В качестве наиболее вероятного поля деятельности опальный философ рассматривал великую ложу «Роял Йорк», где «делегированным гроссмейстером» (нем. der

1 О биографии Фесслера см.: Горбачев Д.В. И.А. Фесслер - немецкий мыслитель и общественный деятель / / Новая и новейшая история. 2012. № 3. С. 217-224; Горбачев Д.В. И.А. Фесслер в Саратове: администратор, историк и масон в зеркале документов / / Россия и Венгрия на перекрестках европейской истории: альманах. Выпуск I. Ставрополь - Капошвар - Москва, 2014. С. 59-68.

2 Fichte J.G. Philosophie der Freimaurerei - Briefe an Konstant / / Eleusinien des neunzehnten Jahrhunderts. Oder Resultate vereinigter Denker über Philosophie und Geschichte der Freimaurerei. Bd. 1. Berlin, 1802. S. 1-43; Bd. 2. Berlin, 1803. S. 1-60. Публикация на русском языке: Фихте И.Г. Философия масонства. Письма к Констану // Фихте И.Г. Наставление к блаженной жизни. М., 1997. С. 259-322.

3 Maurice F. Freimaurerei um 1800. Ignaz Aurelius Fessler und die Reform der Großloge Royal York in Berlin. Tübingen, 1997. S. 292-293.

deputierte Großmeister)4, формально вторым лицом ложи и её идейным лидером являлся Фесслер.

Выбор в пользу «Роял Йорк» был не случаен. Из трёх функционировавших на тот момент в прусской столице «великих лож»5 именно она являлась оплотом масонов-реформаторов и именно в ней у отставного учёного имелось больше шансов быть принятым. Кроме того, именно с этой ложей Фихте успел ранее установить связи. Дружественная к его рудольштадтской ложе ложа из Нюрнберга в том же 1799 г. пожелала присоединиться к проводимой Фесслером реформе и войти в формирующуюся вокруг «Роял Йорк» федерацию лож, что было воспринято рудольштадтскими масонами сугубо положительно, т.к. позволяло и им вступить в престижное общение с великой ложей6. Свою роль сыграло и то, что один из важнейших берлинских знакомых Фихте - его бывший студент И.В. Зюверн7 являлся вторым надзирателем ложи «Пифагор к пламенеющей звезде» («Pythagoras zum flammenden Stern»), дочерней по отношению к «Роял Йорк»8.

4 Об избрании Фесслера на эту должность 5 июня 1797 г.: Fessler I.A. Fessler's sämtliche Schrifte über Freymaurerey. Bd. 2. Abth. 1. Dresden, 1804. S. 102-103.

5 Указом короля Фридриха-Вильгельма III от 20 октября 1798 г. была разрешена деятельность только тех лож, которые входили в состав трех Великих лож Берлина, взятых монархом под покровительство, каждая из которых возглавляла свою федерацию дочерних лож: Великая государственная ложа Пруссии (Große Landesloge von Preussen), Великая ложа «Роял Йорк к дружбе в Берлине» (Große Loge «Royal York zur Freundschaft in Berlin»), Великая национальная материнская ложа «К трём глобусам» (Große NationalMutterloge «Zu den drei Weltkugeln»).

6 Maurice F. Freimaurerei um 1800. Ignaz Aurelius Fefiler und die Reform der Grofiloge Royal York in Berlin. Tubingen, 1997. S. 293.

7 Зюверн, Иоганн Вильгельм (Süvern, Johann Wilhelm) (1775-1829) - прусский преподаватель и служащий, сыгравший важную роль в реформировании образования в период после Тильзитского мира. См.: Allgemeine Deutsche Biographie. Bd. 37. Leipzig, 1894. S. 206-245.

8 11 июня 1798 г. из ложи «Роял Йорк» было по инициативе Фесслера выделено четыре дочерних ложи: «Фридрих Вильгельм к коронованной справедливости» («Friedrich Wilhelm zur gekrönten Gerechtigkeit»), «К побеждающей истине» («Zur siegenden Wahrheit»), «Урания к бессмертию» («Urania zur Unsterblichkeit») и «Пифагор к пламенеющей звезде» («Pythagoras zum flammenden Stern»); а сама «Роял Йорк» провозглашена «великой ложей», что и положило начало формированию федерации лож во главе с ней. См.: Fessler I.A. Fessler's sämtliche Schrifte.... Bd. 2. Abth. 1. S. 272-273.

Фесслер со своей стороны также предпринимал шаги по наведению мостов: ещё в 1797 г. он поручил К.А. Бёттигеру9, отвечавшему в «Роял Йорк» за связи с другими ложами, наладить контакт с Фихте. Он не сумел встретиться с Фихте сразу по его приезду в Берлин ввиду необходимости срочно закончить подготовку очередного издания своего наиболее успешного у публики романа «Марк Аврелий», а после этого отбыть в двухмесячную поездку по северу Германии, имевшую большое значение для налаживания контактов среди немецких интеллектуальных и масонских кругов10. Игнатий Аврелий, тем не менее, и во время путешествия использовал возможности разузнать о будущем союзнике побольше: в Йене Фесслер распрашивал своего друга и соратника по силезскому «Союзу Эвергетов»11 К.Ф.Э. Фроммана12, знавшего Фихте лично, про качества недавно уволенного профессора. Фромман отозвался в целом положительно, отметив, однако, упрямство и самоуверенность Фихте13. Там же Фесслер не преминул познакомиться с Мари-

9 Бёттигер Карл Август (Böttiger, Karl August) (1760-1835) - филолог, археолог и журналист, работавший в Веймаре и Дрездене, почётный член Петербургской Академии наук. См.: Allgemeine Deutsche Biographie. Bd. 3. Leipzig, 1876. S. 205-207.

10 Fessier I.A. Rückblicke auf seine siebzigjärige Pilgerschaft. Bresslau, 1824. S. 291-325.

11 «Союз Эвергетов» (от др.- греч. EuspYStnç - благодетель) - тайное общество околомасонского толка, действовавшее в Силезии в 1791-1797 гг. Фесслер, проживая тогда в Силезии, участвовал в нём в 1792-1795 гг., отстаивая исключительно нравственно-просветительскую направленность общества в противовес участникам, выдвигавшим задачи политических преобразований. Результатом споров впоследствии явилось обширное сочинение Фесслера о его пребывании в данном союзе: Fessier I.A. Actenmässige Aufschlüsse über den Bund der Evergeten in Schlesien. Freyberg, 1804.

12 Фромман, Карл Фридрих Эрнст (Frommann, Carl Friedrich Ernst) (17651837) - йенский издатель, сотрудничавший со многими крупными писателями и философами своего времени, включая Шеллинга и Гегеля. См.: Allgemeine Deutsche Biographie. Bd. 8. Leipzig, 1878. S. 140-143.

13 Фесслер отмечал в своём дневнике: «Фромман уверял многократно, что Фихте обладает большими познаниями об Ордене. Он много размышлял об этоми хотел бы, что бы я сблизился с Фихте по моему возвращению в Берлин, поскольку этот человек при всех его особенностях всё же мог бы сослужить ложе надёжную службу. Под этими особенностями он понимал в первую очередь то, что всякий человек, который хоть сколь-нибудь берётся рассуждать на какую-либо философскую тему на собственный манер, рискует, что Фихте скажет ему следующее: «Мой друг, не стоит ничего говорить

ей Иоанной Фихте, супругой философа, не переехавшей на тот момент ещё в Берлин14.

Таким образом, оба мыслителя были заинтересованы в сотрудничестве: оба они были масонами, недовольными положением дел в ордене на тот момент, оба хотели его реформировать в духе общественной пользы, и оба испытали сильное влияние моральной философии Канта.

Кроме того, способствовали сближению и прагматические соображения: импульсивный и неуступчивый Фихте, лишившийся места и являющийся потенциально подозрительной для властей фигурой, рассчитывал поправить свои дела за счёт покровительства со стороны влиятельного столичного масона, вхожего в бюрократические круги15 и пользующегося благонадёжной репутацией у монарха16. В свою очередь Фесслер, испытывавший постоянное противодействие со стороны консервативно настроенных масонов и в силу личных качеств не склонный лично идти на прямой конфликт, рассчитывал укрепить свои позиции, приобретя помощника в лице

о том, в чём ничего не понимаешь. В этом ты должен мне попросту поверить». Цит. по: Maurice F. Op. cit. S. 295.

14 Maurice F. Op. cit. S. 295.

15 В 1798 г. Фесслер устроился на государственную службу юрисконсультом по духовным и образовательным вопросам в земле Новая Восточная Пруссия, а с 1800 г. - в земле Южная Пруссия. Эти посты он занимал до ликвидации обеих этих провинций и включения их территорий в новообразованное Великое Герцогство Варшавское в 1807 г. Всё это время Фесслер жил сначала в Берлине, потом в его окрестностях, выполняя свои служебные обязанности дистанционно. См.: Fessier I.A. Rückblicke... S. 278. Фихте также писал, что Фесслер как фактический глава ложи пользовался расположением короля и министра Ф.В. Шуленбурга, «человека наиболее важного и, в то же время, одного из самых опасных в прусской монархии». См.: Fichte J.G. La philosophie de la maçonnerie et autres texts. Vrin, 1995. P. 188-189. Покровительствовал Фесслеру и Иоганн (Ганс) Рудольф фон Бишоф(с)вердер (Bis-choff(s)werder, Johann (Hans) Rudolf von) (1741-1803) - прусский генерал, масон и розенкрейцер, возвысившийся благодаря дружбе с Фридрихом Вильгельмом, когда тот был ещё кронпринцем, во время «Картофельной» Войны за баварское наследство. См.: Allgemeine Deutsche Biographie. Bd. 2. Leipzig, 1875. S. 675-678.

16 В 1797 г. Бишофсвердер спас Фесслера от ареста по делу «эвергетов», представив монарху экземпляр «Марка Аврелия», благодаря которому у короля сложилось впечатление о Фесслере как о «монархически настроенном» подданном, который просто не мог участвовать ни в каком заговоре. См.: Fessier I.A. Rückblicke... S. 276.

незаурядного интеллектуала и яростного полемиста, коим был Фихте.

Впервые Фесслер и Фихте лично встретились 22 сентября 1799 г. в саду ложи «Роял Йорк», куда Фихте был приглашён гроссмейстером ложи Ф.В.А. Селлентином17, явно не без ведома Фессле-ра18. Произведя на Фесслера приятное впечатление и подтвердив сходство их взглядов на масонство как на призванный быть общественно-полезным институт, Фихте получил спустя два дня предложение «со всей силой посвятить себя ордену и ложе «Роял Йорк»19.

Заручившись негласным одобрением своего начальника на государственной службе - министра по делам Восточной, Западной и Новой Восточной Пруссии Ф.Л. Шрёттера - Фесслер начал продвигать опального философа по масонской карьерной лестнице. Уже 10 октября 1799 г. Фихте было доверено выступить с речью «Об истинной цели масонства и масонских иероглифах» перед вольными каменщиками высших степеней посвящения в дочерней для «Роял Йорк» ложе «Урания к бессмертию», что помогло ему продемонстрировать свои познания в «королевском искусстве» перед влиятельными членами и снискать их расположение перед предстоящим Фихте посвящением в высшие степени «Фесслеровой систе-

ТЖ-ТТ 20

мы» .

Фесслер взялся лично готовить своего протеже к предстоящей «экзаменовке», разъяснив и предоставив ему (под обещание ничего не разглашать и не копировать) материалы, описывающие содержание и ритуалы IV, V и VI степеней посвящения, разработанных самим Фесслером21.

17 Селлентин, Фридрих Вильгельм Август фон (Sellentin, Friedrich Wilchelm August von) (1730-1807) - прусский чиновник, тайный советник. Гроссмейстер ложи «Роял Йорк к дружбе в 1798-1801 гг. См.: Allgemeines Handbuch der Freimaurerei. 2. Auflage. Bd. 3. Leipzig, 1867. S. 278-279.

18 Fessler I.A. Fessler's sämtliche Schrifte.... Bd. 2. Abth. 1. S. 320-321.

19 Ibid. S. 321.

20Ibid.. S. 322.

21 Ibid. S. 323-324. В ходе завершённой к маю 1799 г. ревизии высших степеней Фесслер переработал старую французскую систему, применявшуюся прежде в «Роял Йорк», и получил новую, состоящую из пяти степеней и отличающуюся смешением немецких и французских терминов в описании данных ступеней. IV степень, следующая непосредственно за тремя голубыми иоанитовыми «градусами», называлась степенью «Шотландского красного масонства» (фр. Ecossais rouge) или «Совершенного мастера» (нем. Vollkommende Baumeister), и должна была представлять идеальный символ

1 ноября 1799 г. Фихте без затруднений выдержал экзамен в «Роял Йорк» и был принят в её ряды, напутствуемый приветственной речью Фесслера, руководившего заседанием22. Уже 5 и 9 ноября Фесслер передал Фихте материалы, касающиеся VII и VIII степеней

23

посвящения соответственно23, явно намереваясь ковать железо пока горячо и как можно скорее вывести своего свежеиспечённого соратника на верхние этажи орденской иерархии.

Однако уже в это время в наметившемся альянсе двух философов стали проступать первые, пока ещё едва заметные трещины. Не сдержанный на язык Фихте прямо после только что выдержанного в ложе экзамена не удержался от того, чтобы на вопрос вежливости: «Как вам наша деятельность?» - от «великого секретаря»

борьбы за нравственный порядок в мире. Ложа в этом «градусе» должна была стать школой моральной культуры, подготавливающей через «царство смертей» наступление абсолютного царства нравственного закона. Её целями являются прогресс сознания, развитие внутренней жизни человека, су-прематии в нем божественного. Направление этого «градуса», обозначенное Фесслером: культура чистой морали, развивающаяся в чистоте помыслов и подчиняющаяся закону ради торжества «святости разумного порядка». V «градус» - степень «Шотландского зелёного масонства святого Андрея» (фр. Ecossais vert de St. Andre) или «Рыцарь святого Андрея» (нем. St. AndreasRitter) - был призван помочь оступившимся братьям исправить свою ошибку, одержать победу над эгоизмом ради любви к другому, его формула: осознать свое несовершенство и возобновить свои усилия по внутреннему самосовершенствованию. На VI ступени - «Рыцарь могилы» (нем. Ritter des Grabes) масона следовало подготавливать к вечности, внушая ему пренебрежение ко всему временному, земному и ориентируя на вечные духовные ценности. VII степень - «Рыцарь орла» (фр. Chevalier de l'Aigle) или «Просветлённый рыцарь розы и креста» (нем. Erleuchteter Ritter vom Rosen-Creuz) - была предназначена напоминать о великих учителях человечества. Среди таковых первым Фесслер видел Христа и предлагал его в качестве идеала масонам. На этой степени посвящения предусматривался специальный праздник в честь Христа, в котором бы соединились символы рационалистической веры, надежды, любви и креста, подчеркивающего неизбежность победы истины. На последней, VIII ступени - «Избранник Нового Иерусалима» (нем. Auswählte des Neuen Jerusalem) - член братства должен был получить «гражданство в вечном Царстве Божьем путём глубочайшего осознания нравственного закона и чистого благочестия. См.: Fessler I.A. Fessler's sämtliche Schrifte.... Bd. 2. Abth. 1. S. 120-122.

22 Ibid. S. 325-326.

23 Ibid. S. 327.

(нем. der Großsekretär) А.Л. Наторпа24, ответить: «Ваши толкования и разъяснения хороши, но бывают ещё и получше»25. Рассматривая орден в первую очередь как площадку для продвижения собственных идей, Фихте быстро начал проявлять несогласие со взглядами Фесслера на историю масонства, а также разошёлся с ним в вопросах религии, однако процесс сотрудничества и нарастания разногласий оказался временно заморожен из-за отъезда Фихте в начале декабря в Йену, где ему надо было уладить оставшиеся дела и забрать семью26.

Вскоре после того, как Фихте в марте 1800 г. вернулся в Берлин, Фесслер предложил ему выступить перед собратьями по ордену с лекциями о масонстве27, рассчитывая, очевидно, что они будут созвучны его реформаторским планам. Предложение было принято, однако именно эти лекции, прочитанные в ложе «Роял Йорк» 13 и 27 апреля 1800 г.28, наглядно продемонстрировали, что, будучи недовольны существующим положением дел в ордене, пути его преобразования оба философа видели совершенно по-разному, поскольку различно толковали сами цели масонской деятельности.

Оригинальные тексты данных лекций не сохранились, однако впоследствии, когда и Фихте, и Фесслер уже покинули ложу «Роял Йорк» и конфликт между ними был исчерпан, эти лекции - возможно, с использованием материалов первой масонской лекции Фихте от 10 октября 1799 г. - были опубликованы под названием «Философия масонства» в издававшемся под редакцией Фесслера и его соратника по реформе масонства Иоганна Фишера29 сборнике «Элевсинии девятнадцатого века». Форма сочинения при издании была сильно изменена - лекции были переработаны в виде шестнадцати писем. Стремясь придать этой «переписке» вид «правдо-

24 Наторп, Август Людвиг (Natorp, August Ludwig) (ум. 1808) - член Берлинского общества морской торговли - «великий секретарь», архивист и библиотекарь ложи «Роял Йорк к Дружбе».

25 Fessler I.A. Fessler's sämtliche Schrifte.... Bd. 2. Abth. 1. S. 326-327.

26 Ibid. S. 327-328.

27 Ibid. S. 328.

28 Ibid. S. 329-330.

29 Фишер, Иоганн Карл Август Кристиан (Fischer, Johann Karl August Christian) (1765-1816) - вице-директор лицея из Нижней Силезии, член Внутреннего Востока ложи «Роял Йорк к Дружбе». См.: Allgemeines Handbuch der Freimaurerei. 3. Auflage. Bd. 1. Leipzig, 1900. S. 288.

подобности», редакторы30 снабдили её многочисленными вставками и откликами автора на письма его воображаемых корреспондентов, которых в реальности не существовало. При этом второе письмо31, содержащее нехарактерные для других работ Фихте высказывания и умозаключения, считается целиком сочинённым Фишером32, в то время как аутентичность содержания остальных не вызывает у исследователей сомнений.

Фесслер видел целью ордена нравственное и религиозное просвещение и совершенствование братьев, полагая, что на этом поприще масонство способно дополнять собой публичные институты, беря на себя недоступные им задачи33. В конечном же счёте орден в представлении Фесслера должен был служить воплощению его идеала гармоничного общества, основное условие существования которого мыслитель видел в воспитании нравственно достойных граждан, соблюдающих нормы морали не из страха наказания, но под влиянием внутреннего убеждения34.

Высказывая сходное мнение, что тайное общество должно брать на себя лишь те функции, которые невозможно реализовать в

30 «Лекции брата Фихте были с его согласия переработаны редакторами «Элевсиний» в форму писем...» FesslerI.A. Fessler's sämtliche Schrifte.... Bd. 2. Abth. 1. S. 330.

31 Фихте И.Г. Философия масонства. С. 266-273.

32 Maurice F. Op. cit. S. 309.

33 «Масонство есть искусство вольных каменщиков. Оно способствует в своих соратниках тому, чему не может способствовать ни государство, ни церковь, ни какое-либо иное человеческое установление; и тому, что тем не менее непременно необходимо, чтобы придать людям в государстве и обществе нравственную полноту» См.: Fessler I.A. Fessler's sämtliche Schrifte.... Bd. 1. Zweite verbesserte und mit einem Anhange versehene Auflage. Freyberg, 1805. S. 16.

34 «Самое главное - это законы, но они и при самом справедливом и самом мудром правительстве являются и остаются бессильными, если они не поддерживаются всеобщим вниманием и честностью граждан». См.: Fessler I. A. Resultate seines Denkens und Erfahrens als Anhang zu seinen Rückblicken auf seine 70-jaerige Pilgerschaft. Breslau, 1826. S. 287.

«Чтобы прочно установить порядок правления на основе господства законов, нужно сперва взрастить и мощно вызвать к жизни проникнутый чистой нравственностью образ мысли граждан государства». См.: Ibid. S. 290. О взглядах Фесслера на социум и политику см.: ГорбачевД.В. Общественно-политические взгляды И.А. Фесслера / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2012.

рамках публичных институтов «большого» общества, в противном же случае предпочтительно действовать открыто и гласно35, Фихте, тем не менее, полагал, что просвещение и религиозно-нравственное развитие в качестве потенциальных целей масонства отпадают, так как их, с точки зрения Фихте, следовало поручить публичным образовательным, просветительским и религиозным организациям, не пытаясь подменять их тайными обществами36. Кроме того, Фихте считал нравственное совершенствование исключительно индивидуальным, сокровенным процессом, требующим напряжённой внутренней рефлексии и не терпящим никакого вмешательства со стороны других людей, а потому не представлял, как этого можно достигнуть в каком бы то ни было коллективе37.

Настоящей целью масонства Фихте видел преодоление односторонности образования, образа жизни и образа мышления, которая является следствием разделения общества на различные сословия, классы и иные социальные и профессиональные группы38. Формально дистанцируясь в своих масонских рассуждениях ото

39

всякой политики39 и предпочитая говорить не о социально-правовых различиях в положении сословий в тогдашнем Прусском государстве40 (где на момент публикации рассматриваемого сочинения ещё даже не было отменено крепостное право), а лишь о различиях в занятиях и воспитании между разнообразными группами подданных, Фихте, тем не менее, не скрывал, что конечной целью сближения представителей различных социальных страт в рамках ордена является непрерывный прогресс общества, двигателем ко-

35 Фихте И.Г. Философия масонства... С. 277-278.

36 Там же. С. 278.

37 Там же. С. 301.

38 Там же. С. 280. «... Подлинное стремление к облагорожению своей души весьма нежно и стыдливо, <...> оно удаляется в себя и решительно не поддается сообщению. Никогда не выразил я своего нравственного усовершенствования словами перед собой самим; как же стал бы я облекать его в слова перед другими!». Там же. С. 282.

39 «... Было бы так же глупо и смешно, если бы члены масонского ордена желали втайне заниматься изготовлением хороших сапог, как если бы они собрались реформировать государство в целом или в частях». Там же. С. 278.

40 Следует отметить, что немецкий термин «der Stand» означает не только конкретно «сословие» как социально-правовую категорию, но и просто «состояние», «положение», что давало Фихте определённую свободу «лексического манёвра», позволяя делать вид, что он не говорит о сословном неравенстве.

торого должны стать воспитанные им «наиболее пригодные члены обширного общества», свободные от сословной ограниченности41.

При всём сходстве фразеологии Фесслера и Фихте, последний формулировал свои социально-политические цели более конкретней и радикальней, насколько это было возможно в условиях Пруссии начала XIX в., что не могло понравиться осторожному и «благонадёжному» Фесслеру.

Различны оказались и взгляды философов на средства достижения поставленных в рамках масонства целей. Если Фесслер огромное значение придавал эмоциональному воздействию на «братьев» путём театрализованных ритуальных мистерий42, то Фихте, не смотря на то, что сам при первом ознакомлении, по свидетельству Фесслера, был впечатлён ритуалами высших степеней «Роял Йорк»43, считал эффект такого воздействия недолговечным и признавал полезными лишь рациональное обучение и личный

44

пример44.

Ещё осенью 1799 г. Фихте, по свидетельству Фесслера, предлагал ему «создать целиком рациональные философские ритуалы и единообразно отправлять их в отсутствии «навещающих» братьев, для которых можно продолжать использовать устаревшие»45. Таким образом, ратуя за единение в масонстве граждан независимо от состояния и уровня образованности, Фихте, тем не менее, был не прочь создать тайное общество внутри тайного общества, в котором «учёные» масоны были бы обособлены от «профанных». Хотя такая «конспиративная» инициатива не нашла поддержки у Фесс-лера, можно на наш взгляд обоснованно предполагать, что идея создания «рациональных философских ритуалов» оказала влияние на предпринятую вскоре Фесслером новую переработку «высших степеней» в «Роял Йорк», в результате которой на смену мистическим «степеням посвящения» пришли «исторические степени по-

46

знания»46.

41 Фихте И.Г. Указ. соч. С. 291.

42 Fessler I.A. Fessler's sämtliche Schrifte.... Bd. 2. Abth. 1. S. 324.

43 Ibid.

44 Фихте И.Г. Указ. соч. С. 299-300.

45 Цит. по: Maurice F. Op. cit. S. 302.

46 Проект, представленный в Фесслером в ложу 29 августа 1800 г., предусматривал сохранение лишь трёх классических «иоанитовых степеней посвящения»: ученик, подмастерье и мастер, которые были введены в ордене ещё при его основании, будучи заимствованы из средневековых ремеслен-

Разошёлся Фихте со своим покровителем и в трактовке истории возникновения масонства и роли в нём христианского учения. Фесслер искал истоки масонства в учении ессеев47, последователем которого он считал и Христа. Далее, по Фесслеру, тайная сторона христианского учения непрерывно передавалась по исторической цепи «еретических» с точки зрения официальной церкви сект, пока не нашла своё воплощение в масонстве. С точки зрения Фесслеро-вой историософии данная схема представлялась если не подтверждённой, то правдоподобной, что, с точки зрения Фесслера, давало

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48

ей право на существование48.

Фихте с самого начала относился к этой теории со скептицизмом, как отрицая свойственное Фесслеру весьма субъективистское отношение к историческим фактам, полагая, что в отношении исторического события возможны лишь два варианта - или оно точно было, или его точно не было, независимо от трактовок наблюдателей; так и ставя под сомнение само существование Христа49.

При этом в своей трактовке предыстории масонства Фихте вовсе исходил не из исторических гипотез, а из чисто философских рассуждений. В его версии тайные сообщества, предшествовавшие вольным каменщикам, имеют ещё более древнюю историю, чем в версии Фесслера, и появились сразу после того, как человечество вышло из «естественного состояния» и образовало цивилизованное общество, с его неоднородностью и противоречиями, для снятия которых и нужна, по Фихте, «тайная культура», существование

ных цехов. Посвящение в более высокие «градусы» для «братьев», обладающих степенью мастера, предлагалось заменить на прохождение курса занятий, в котором должна была поэтапно излагаться истинная история масонского ордена, сущности «высших степеней», содержание различных «систем» (течений в масонстве) и «истинные цели масонства» - «нравственное воспитание братьев». См.: FesslerI.A. Fessler's sämtliche Schrifte... Bd. 2. Abth. 1. S. 340-354.

47 Ессеи - иудейская секта, обособленные общины которой существовали во II в. до н.э. - I в. н.э. По мнению некоторых исследователей могли оказать влияние на формирование раннего христианства. См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. XIA. С. 684-685.

48 Об исторической концепции Фесслера см.: ГорбачевД.В. Общественно-политические взгляды И.А. Фесслера. Автореф.к.и.н. Саратов, 2012.

49 Согласно неопубликованным фрагментам дневника Фесслера: «При этом брат Фихте возражал, что историческое существование [в оригинале буквально: «Dagewesenseyn» - «существование в прошлом» - Д.Г.] какого бы то ни было Иисуса не представляется доказуемым». Цит. по: Maurice F. Op. cit. S. 301.

«непрерывной цепи» которой философ умозрительно предполагал на протяжении всей истории цивилизации50. С точки зрения Фихте, такая теория даже не нуждалась по сути ни в каких документальных доказательствах, поскольку передача «тайных знаний» предполагалась им исключительно устной на протяжении тысячелетий51. Таким образом, Фесслеров принцип «так могло быть» заменялся у Фихте на «так точно было, потому что должно было быть».

При этом масонская идея у Фихте фактически теряла специфически христианскую окраску, поскольку различия между отдельными вероучениями он рассматривал лишь как «национальную, внешнюю форму религиозности», полагая глубинную суть

52

веры, постигаемую масонами, единой для всех людей и народов52.

Стоило разладу меж двумя реформаторами обозначиться, как он коснулся и других членов ложи из круга Фесслера. По утвер-жденьям И.Г. Роде53, уже после снискавшей успех у братьев лекции 13 апреля 1800 г. воодушевлённый Фихте заявлял ему, что если бы Зюверн и «ещё пара таких людей» присоединились к нему, «то от Фесслеровой системы в ложе «Роял Йорк» не осталось бы камня на камне»54. После лекции 27 апреля, закрепившей успех Фихте, уже Зюверн якобы заявил Роде, что «если Фихте представит ещё больше таких лекций, то Фесслерова система в ложе «Роял Йорк» будет разрушена». На что Роде ответил, что если Зюверн останется в Берлине «и ещё некоторые захотят с ним (т.е. с Фихте. - Д. Г.) объединиться, то его взгляд на масонство вскоре мог бы стать господ-ствующим»55. Роде не преминул пересказать этот разговор Фессле-ру, а Зюверн тогда же оповестил о нём Фихте, который предпочёл лично объясниться с Фесслером. Теперь затруднительно однозначно сказать, было ли это интригой Роде с целью рассорить философов, или Фихте действительно питал подобные честолюбивые планы, но разногласия Фесслера и Фихте были не выдуманы, а личный

50 Фихте И.Г. Философия масонства. С. 312-314.

51 Там же. С. 318.

52 Там же. С. 302-303.

53 Роде, Иоганн Готлиб (Rhode, Johann Gottlieb) (1762-1827) - издатель из Берлина - второй надзиратель ложи «Фридрих-Вильгельм к коронованной справедливости» (дочерней ложи «Роял Йорк к Дружбе»). См.: Allgemeine Deutsche Biographie. Bd. 28. Leipzig, 1889. S. 391-392.

54 Цит. по: Maurice F. Op. cit. S. 303.

55 Ibid.

разговор лишь ненадолго отсрочил перерастание конфликта в открытую фазу.

8 мая 1800 г. Фихте был без проблем избран членом «Внутреннего Востока»56 «Роял Йорк», что вводило его в круг руководителей ложи. Окрылённый успехом Фихте попытался 23 мая избраться на пост старшего мастера (нем. Obermeister), но проиграл Фишеру и должен был довольствоваться местом старшего оратора (нем. Oberredner) ложи57.

Катализатором конфликта стало обсуждение проекта нового устава («учредительного договора») великой ложи, составленного под влиянием Фесслера. Данный проект58 фактически вручал ему как делегированному гроссмейстеру полномочия, равные полномочиям главы ложи, а вопросы управления ложей и её федерацией, а также избрания её высших должностных лиц поручал двухпалатному собранию представителей лож, состоящих в объединении. «Внутреннему Востоку» же оставались лишь вопросы ритуального характера.

Недовольный тем, что, казалось бы, только что полученная возможность непосредственно влиять на управление ложей уплывает из его рук, Фихте попытался оспорить инициативы Фесслера, требуя расширения полномочий «Внутреннего Востока», что привело к первой прямой ссоре между ними 6 июня на заседании в ложе59. Фесслер отверг все предложенные Фихте поправки, аргументируя это тем, что при сохранении иерархизированного и элитарного характера управления великой ложей все результаты реформ могут быть утрачены в результате интриг и провокаций60. В итоге предложения Фихте не были поддержаны ложей и не вошли в окончательную редакцию учредительного договора, принятую в августе 1800 года.

56 «Внутренний Восток» («Innerste Orient») - руководящий орган ложи «Роял Йорк», пришедший 3 июня 1797 г. по инициативе Фесслера на смену консервативному «Тайному Совету» («Conseil Sublime»). Fessler I.A. Fessler's sämtliche Schrifte... Bd. 2. Abth. 1. S. 94.

57 Ibid. S. 330.

58 В утверждённой редакции опубликован как: Grundvertrag der Grossen Freymaurer-Loge Royale York zur Freundschaft oder des unter Constitution und zu dem Systeme der Grossen Mutterloge R[oyal] Y[ork] z[ur] F[reundschaft] vereinigten Logenbundes. Zweyte, durchaus revidierte Auflage. Berlin, 1800.

59 Fessler I.A. Fessler's sämtliche Schrifte. Bd. 2. Abth. 1. S. 330-331.

60 Ibid. S. 331.

Дальнейшему нагнетанию конфликта во многом послужило недоразумение. 8 июня Фесслер узнал, что Ганс фон Хельд61, его бывший соратник и оппонент по «Союзу Эвергетов», прибыл в Берлин и направил королю собственные предложения по реформированию масонства62. Считая Хельда масонским «недоучкой»63 и зная его тягу к политизации тайных обществ, Фесслер выступил на собрании в ложе с речью «Благоразумие и справедливость, основы ложи»64, в которой предостерегал «братьев» от увлечения «идеальными моделями» ордена и политической активности.

Фихте, присутствовавший на заседании и ничего не знавший о конфликте Фесслера с Хельдом, принял его критику на свой счёт, полагая, что бывший союзник оспаривает его представления о сущности и цели масонства65. В качестве «ответа» 24 июня, в особо почитаемый масонами день Св. Иоанна, при большом и праздничном собрании «братьев» старший оратор ложи с трибуны обрушился с критикой на делегированного гроссмейстера. Обескураженные участники собрания ответили ему недовольным гулом и вынудили прервать речь, не закончив её. После того, как порядок был восстановлен, слово взял Фесслер, постаравшийся разъяснить присутствовавшим, что произошло недоразумение, и он не желал задеть Фихте своей речью от 15 июня66.

Фесслеру и Фихте удалось, казалось бы, окончательно прояснить ситуацию и найти примирение спустя два дня67, однако уже 27

61 Хельд, Ганс Генрих Людвиг фон (Held, Hans Heinrich Ludwig von) (1764-1842) - прусский чиновник, писатель и историк. Впоследствии - деятель патриотического движения в Пруссии. См.: Held H. Patriotenspiegel für die Deutschen in Deutschland: Ein Angebinde für Bonaparte, bey seiner Kayserkrönung. Teutoburg, 1804.

62 Fessler I.A. Fessler's sämtliche Schrifte. Bd. 2. Abth. 1. S. 332.

63 По утверждению Фесслера, Хельд имел лишь степень ученика - низшую в масонстве. Ibid. S. 332.

64 Опубликовано впоследствии в одном сборнике с «Философией масонства» Фихте: Fessler I.A. Klugheit und Gerechtigkeit, die Grundfesten einer Loge / / Eleusinien des neunzehnten Jahrhunderts. Oder Resultate vereinigter Denker über Philosophie und Geschichte der Freimaurerei. Bd. 1. Berlin, 1802. S. 207-220.

65 Fessler I.A. Fessler's sämtliche Schrifte... Bd. 2. Abth. 1. S. 334.

66 Ibid. S. 333-335.

67 Ibid. S. 335-337.

июня Фихте вступил в ложе в острую перепалку с другим противником - Фельдманом68.

В условиях непрекращающихся скандалов и пошатнувшегося в глазах «братьев» авторитета, Фихте пришёл к выводу, что продолжение его деятельности в «Роял Йорк» не имеет смысла и 28 июня уведомил Фесслера о том, что оставляет должность старшего орато-ра69, а 4 июля 1800 г. - и о том, что навсегда прекращает свою дея-

70

тельность в ложе .

Недолгая история участия Фихте в масонской реформе не осталась, однако, без последствий. Именно в полемике с Фессслером Фихте удалось максимально проработать и оформить в законченном виде свою концепцию истории и предназначения сообщества вольных каменщиков. Содержание явившейся результатом полемики «Философии масонства» вышло далеко за пределы внутри-орденских вопросов и включало представления Фихте об устройстве и причинах несовершенства человеческого общества, морали, воспитании, культуре, гражданском идеале и основах прогресса. Эта работа стала вехой в развитии европейской социально-этической мысли.

Что касается Фесслера, то ему общение со столь ярким мыслителем как Фихте позволило отчасти взглянуть со стороны на собственные планы по преобразованию ордена, оказав влияние на формирование идеи «исторических степеней познания», которые теперь обычно и подразумеваются под «Фесслеровой системой»71.

Связанные с Фихте события имели для Фесслера и негативные последствия - скандалы и разногласия в ложе отчасти пошатнули его авторитет перед «братьями», выявили наличие в ложе недовольства его деятельностью. Впоследствии, в период решающего внутреннего конфликта в «Роял Йорк», закончившегося уходом Фесслера из ложи 5 сентября 1802 г.72, Фесслеру пришлось отвечать

68 FesslerI.A. Fessler's sämtliche Schrifte... Bd. 2. Abth. 1. S. 338. Фельдман, Иоганн Фридрих (Feldmann, Johann Friedrich) - прусский чиновник, военный советник, член «Внутреннего Востока» ложи «Роял Йорк».

69 Ibid. S. 338.

70 Ibid. S. 339.

71 Ibid S. 356-366.

72 Fessler I.A. Rückblicke. S. 281. О последующей масонской деятельности Фесслера в России см.: Пыпин А.Н. Русское масонство. XVIII и первая четверть XIX в.в. Пг., 1916; СерковА.И. История русского масонства XiX века. СПб., 2000. С. 70-81; Лушин А.Н., Серков А.И. Тайна саратовского масона // Четыре века. Саратов, 1991; Малов Н.М. Новые материалы по истории масон-

на обвинения в том, что он будто бы тайно от ложи и руководствуясь лишь собственным произволом ознакомил Фихте с ритуалами «высших степеней»73. Позднее же, уйдя из «Роял Йорк», Фесслер вынужден был опровергать версию, что это он «из боязни» удалил Фихте из ложи74.

Личные же и профессиональные отношения философов после исчерпания конфликта оставались впредь доброжелательными, и если Фесслер помогал Фихте с изданием «Философии масонства», то в тяжёлые для Фесслера 1806-1808 гг., когда он был разорён постоем в его имении французских войск и утратой места в администрации Южной и Новой Восточной Пруссии в связи с отторжением от Прусского королевства этих провинций, Фихте был одним из тех, кто оказал ему столь необходимую помощь75.

ства в Саратовском крае / / Саратовский краеведческий сборник: Научные труды и публикации / под ред. Проф. В.Н. Данилова. Саратов, 2002. С. 190-215; Горбачев Д.В. И.А. Фесслер в Саратове: администратор, историк и масон в зеркале документов / / Россия и Венгрия на перекрестках европейской истории: альманах. Выпуск I. Ставрополь - Капошвар - Москва, 2014. С. 59-68.

73 FesslerI.A. Fessler's sämtliche Schrifte... Bd. 2. Abth. 1. S. 336-337.

74 Ibid. S. 336-337.

75 Fessler I.A. Rückblicke. S. 341.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.