Научная статья на тему 'ФИГУРА ЛУИ РИЭЛЯ И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТИСНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В МАНИТОБЕ В XX в.'

ФИГУРА ЛУИ РИЭЛЯ И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТИСНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В МАНИТОБЕ В XX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
354
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Манитоба / идентичность / метисы / коренные народы / Луи Риэль / Manitoba / identity / Metis / the First Nations / Louis Riel

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Башкиров Михаил Борисович

История метисов Манитобы, Саскачевана и Альберты в значительной мере была сопряжена с политикой дискриминации со стороны провинциальных и федеральных властей Канады. Огромную роль в процессе формирования метисной идентичности сыграла фигура Луи Риэля – основателя провинции Манитоба, – уже при жизни ставшего живым символом борьбы за права метисов. Героическая биография Риэля, его трагическая гибель и растиражированный образ оказали серьезное влияние на современную идентичность метисов канадского Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Personality of Louis Riel and the Problem of Metis Identity Formation in the 20th Century Manitoba

The history of the Métis of Manitoba, Saskatchewan and Alberta was as-sociated to a large extent with the discriminatory policy of the Canadian provincial and federal government. The personality of Louis Riel (the founder of Manitoba) played a huge role in the formation of Métis identity. In his own lifetime, Louis Riel became a living symbol of the struggle for the rights of the Métis. The heroic biography of Riel, his trag-ic death and popular image had a serious impact on modern Western Ca-nadian Métis identity.

Текст научной работы на тему «ФИГУРА ЛУИ РИЭЛЯ И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТИСНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В МАНИТОБЕ В XX в.»

Фигура Луи Риэля

УДК 929

ФИГУРА ЛУИ РИЭЛЯ И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТИСНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В МАНИТОБЕ В XX в.

© 2015 г. М. Б. Башкиров

ФГБОУВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ), г. Москва. Российская Федерация

История метисов Манитобы, Саскачевана и Альберты в значительной мере была сопряжена с политикой дискриминации со стороны провинциальных и федеральных властей Канады. Огромную роль в процессе формирования метисной идентичности сыграла фигура Луи Риэля - основателя провинции Манитоба, - уже при жизни ставшего живым символом борьбы за права метисов. Героическая биография Риэля, его трагическая гибель и растиражированный образ оказали серьезное влияние на современную идентичность метисов канадского Запада.

Ключевые слова: Манитоба; идентичность; метисы; коренные народы; Луи Риэль

The history of the Metis of Manitoba, Saskatchewan and Alberta was associated to a large extent with the discriminatory policy of the Canadian provincial and federal government. The personality of Louis Riel (the founder of Manitoba) played a huge role in the formation of Metis identity. In his own lifetime, Louis Riel became a living symbol of the struggle for the rights of the Metis. The heroic biography of Riel, his tragic death and popular image had a serious impact on modern Western Canadian Metis identity.

Key words: Manitoba; identity; Metis; the First Nations; Louis Riel

Метисами называют потомков от смешанных браков коренного автохтонного и пришлого европейского населения. В Канаде рождение этнокультурной общности метисов произошло на СевероЗападных территориях (провинции Манитоба и Саскачеван) в конце XVIII - начале XIX вв. Исторически канадские метисы произошли от браков франкоязычных канадских «лесных скитальцев» (coureurs

Башкиров Михаил Борисович - кандидат исторических наук, преподаватель, ФГБОУВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ), г. Москва. Российская Федерация. E-mail: bashkiroffm@gmail.com

64

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

des bois) с женщинами из племен Прерий (ассинебойны, сиу, черноногие, кри и другие). Во французской традиции метисов принято называть «boisbrules» («обожженное дерево») или «sang-meles» («смешанная кровь»), в британской - halfbreed («полукровка»), а на языке индейцев племени кри метисов называют Otipemisiwak («сами себе хозяева»). В целом, можно утверждать, что метисам были хорошо знакомы как традиционные индейские, так и европейские сельскохозяйственные, охотничьи и рыболовные практики. С разной степенью интенсивности метисы были вовлечены как в индейскую, так и французскую культуру. В ряде случаев метисы владели обоими языками или предпочитали использовать «смешанный язык» мит-чиф, вобравший в себя элементы индейских языков, французского и английского и имеющий ряд диалектов [4, 253-277].Религиозные взгляды метисов Северо-Запада вобрали в себя как элементы католицизма, так и элементы индейских верований.

Сегодня наряду с индейцами и инуитами, метисы относятся к числу коренных народов Канады (или «Первых Наций» -the First Nations / Premieres Nations), чей статус закреплен в конституции страны. При этом многие представители автохтонных народов Канады не зарегистрированы в качестве коренного населения и не имеют соответствующего статуса, их нередко называют нестатусными (Non-Status Indians). На эту группу не распространяются права и льготы, предусмотренные законодательством о коренных народах, а именно: освобождение от уплаты налогов, льготная медицинская страховка, различные субсидии на жилье и образование и т.д. Важно отметить, что многие франкоязычные метисы Канады относятся именно к этой категории и не имеют соответствующего статуса. В ряде случаев причиной этого стали политика ассимиляции, проводимая канадскими властями со второй половины XIX в.; личный выбор; отсутствие достоверных данных об индейском происхождении; угроза расовой дискриминации. Сегодня большинство франкоязычных метисов рассредоточено в крупных городах канадского Запада - Виннипег, Реджайна, Саскатун и другие. При этом есть и несколько небольших поселений, где метисы проживают компактно, образуя собственные сообщества: Сен-Лоран и Кросс-Лейк (Манитоба); ДакЛейк, Иль-а-ля-Кросс и Батош (Саскачеван); Баффало-Лейк (Альберта) [5].

Первые сообщества людей метисного происхождения стали формироваться на Северо-Западе уже во второй половине XVIII в. рай-

65

Фигура Луи Риэля

оне Ред-Ривер и озера Виннипег. Основу образа жизни метисов составляли мехоторговля, перевозка грузов, торговля и охота на бизонов, в силу чего некоторые группы метисов вели кочевой образ жизни. Важным элементов быта и культуры метисов был пеммикан -сушеное мясо оленей и бизонов, имевшее огромное значение в условиях Севера. В то же время часть метисов была приобщена к привнесенному европейцами земледелию.

Предшественницей современной канадской провинции Манитоба стала колония на Ред- Ривер, основанная лордом Селкирком в 1812 г. (Семья Селкирк длительное время управляла Компанией Гудзонова залива, которой и принадлежала территория вокруг р.Ред-Ривер). Официально колония называлась «Ассинебоа» («Assiniboia»), но также ее называли колонией Ред-Ривер («colonie de la Riviere Rouge»). Колония занимала площадь 300 тыс. км2 и находилась на территории Манитобы и американского штата Северная Дакота. Первое поселение на Ред-Ривер было заселено иммигрантами из Шотландии, но в течение длительного времени местные метисы продолжали оставаться в регионе большинством. Так, например, по данным переписи 1871 г., в только что образованной провинции Манитоба проживало 9 800 метисов, 1 600 белых, данные же о количестве индейцев отсутствовали [1, 261]. Ряд локальных конфликтов, возникших между метисами и колониальной администрацией до 1870 г., свидетельствует в пользу того, что уже в этот период метисы осознавали себя как некую общность. Так в 1814 г. метисы организованно выступили в ответ на выпуск Прокламации о запрете вывоза пеммикана за пределы колонии (La Proclamation du pemmican). Также большой резонанс имел арест метиса-контрабандиста П.-Г. Сауэра колониальными властями в 1849 г. В конечном итоге толпа разгневанных метисов у здания суда сорвала вынесение обвинительного приговора.

Образование Канадского Доминиона в 1867 г. и покупка Канадой у Компании Гудзонова залива Земли Руперта - огромной территории бассейна Гудзонова залива и современных провинций Манитоба, Саскачеван, а также юга Альберты и американских штатов Миннесота и Северная Дакота привели к тяжелейшим последствиям для метисов. Предполагалось, что Земля Руперта будет преобразована в Северо-Западные территории, что исключало возможность для метисов обрести те же права, что и жители канадских провинций на вос-

66

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

токе. В то же время федеральные власти молодого канадского государства опасались, что англоязычный центр страны окажется зажатым с востока франкоязычным Квебеком и франкоязычной метисной Манитобой с запада. Федеральные власти рассчитывали использовать огромные ресурсы плодородных земель Манитобы и 1869 г. начали отчуждать пахотные земли у метисных фермеров. В конечном итоге это привело к восстанию, которое возглавил Луи Риэль.

Луи Риэль родился 22 октября 1844 г. в поселении Сен-Бонифас (колони на р. Ред-Ривер, нынешний Виннипег). В юности Риэль учился в Монреальском колледже и рассчитывал стать священником. Можно предположить, что в Монреале Риэль узнал об опыте восстания 1837-1838 гг., память о котором все еще была жива в Квебеке. В силу семейных и личных обстоятельств в 1868 г. Риэль вернулся на Северо-Запад. А уже в августе 1869 г. в колонию на Ред-Ривер из Онтарио прибыл отряд полковника Денниса. Появление военных и отчуждения пахотных земель привело к росту недовольства среди метисов и дальнейшему восстанию. Осенью 1869 г. метисами был создан Национальный комитет Метисов, секретарем которого как один из самых образованных людей в регионе стал Риэль. В скором времени восставшие захватили форт-Гэрри (на территории современного Виннипега). В декабре членами комитета было выбрано Временное правительство, во главе которого стал Луи Риэль. Членами правительства была принят «Список прав жителей земли Руперта и Северо-Запада» [3], в котором были сформулированы требования местных жителей. В перечне требований восставших были: представительство в Сенате и Палате общин Канады; право голоса для мужчин-домовладельцев старше 21 года; официальное двуязычие в парламенте провинции и суде. Примечательно, что в обсуждении требований Временного правительства принимали участие не только представители метисов и франкоязычного сообщества, но и англоязычные жители. Всю зиму 1870 г. Временное правительство колонии вело переговоры с представителями канадского доминиона, в результате чего в мае 1870 г. федеральное правительство приняло «Акт о Манитобе». Вне всякого сомнения, это событие повлияло как на судьбу жителей Манитобы, так и на развитие канадского федерализма, в целом. Восставшая территория не только обрела статус провинции, но и официальное двуязычие, также равные права получали протестантские и католические школы. Несмотря на стремление к компромиссу между восставшими и Оттавой, переговорный процесс

67

Фигура Луи Риэля

был омрачен казнью фермера и члена ордена Оранжистов Томаса Скотта, приговоренного Временным правительством. Уже летом 1870 г. в связи с убийством Скотта правительственные войска попытались арестовать Риэля, и тот был вынужден скрыться в США. Однако в следующем году возникла угроза нападения на провинцию со стороны американских фениев. Будучи в изгнании Риэль смог организовать сопротивление, собрав отряд из 300 метисов. Несмотря на заслуги перед провинцией и Канадским Доминионом, Луи Риэль так и не смог вернуться на родину, опасаясь ареста. Следующие годы жизни он провел в штате Монтана, где преподавал в одном из католических приходов. Риэль даже успел поучаствовать в политической жизни штата, агитируя за Республиканскую партию, а в 1883 г. получил гражданство США.

Между тем с середины 1870-х гг. условия жизни метисов в Манитобе стали значительно ухудшаться вследствие действий земельных спекулянтов, федеральных агентов и наплыва иммигрантов с востока. Также в этот период началось строительство трансконтинентальной железной дороги, негативно влиявшей на экологическую ситуацию в регионе. Часть метисов была вынуждена мигрировать на Запад в степи Саскачевана вслед за стадами бизонов, которые в тот период активно истреблялись в Манитобе. Уже через несколько лет столь же печальная ситуация сложилась и на территории Саскачевана. Отчуждение лучших земель федеральными агентами и деятельность земельных спекулянтов заставила делегацию метисов во главе с Габриэлем Дюмоном обратиться к Риэлю с целью провести переговоры с федеральным правительством. В результате уговоров Риэль согласился отправиться на север и в июне 1884 г. прибыл с семьей в поселок Батош. С помощью Луи Риэля метисами были созданы многочисленные ходатайства, однако никаких результатов за исключением расплывчатых обещаний добиться не удалось.

В марте 1885 г. в Батоше на митинге метисами было принято решение создать Временное правительство и взять в руки оружие. К восставшим присоединились часть кри, оджибве и ассинебойнов, находившихся в не менее плачевном положении, чем метисы. Во главе «армии» восставших стали опытный охотник Габриэль Дюмон и вождь равнинных кри Большой Медведь. Луи Риэлем в качестве политического лидера был составлен «Революционный билль о правах». К числу главных требований метисов относились: субсидии и

68

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

гарантии прав на землю от федерального правительства, создание собственных законодательных собраний в Саскачеване и Альберте, приоритет местным жителям при назначении на государственные должности в провинции. Отдельно стоит выделить требование улучшения «снабжение индейцев» землями, а также строительство школ и больниц, пользоваться которыми могли бы и индейцы. Еще одно примечательное требование - перенести Земельный департамент (Land Department) в Виннипег, так как жителям Саскачевана трудно добираться до Оттавы [6].

Уже в конце марта вооруженные метисы одержали победу над Горной полицией северо-запада. В ответ Оттава отправила в Саскачеван отряды регулярной армии. Используя трансконтинентальную железную дорогу, британские войска очень быстро добрались до Саскачевана. Дюмон предлагал отступать и использовать тактику партизанской борьбы, так как понимал, насколько ничтожны шансы метисов в противостоянии с регулярной армией. Однако Риэль выступил категорически против того, чтобы оставлять «столицу» метисов Батош. В результате восставшие дали несколько боев британской армии и потерпели ряд серьезных поражений. Роковой для Риэля стала битва при Батоше 9-12 мая, когда метисы и индейцы были наголову разбиты, а сам Риэль пленен. Суд над Риэлем проходил в маленьком поселке Реджайна в течение всего пяти дней. Несмотря на мощную общественную кампанию, поднявшуюся в Квебеке в поддержку Риэля, 16 ноября лидер метисов был повешен. Символически казнь Риэля ознаменовала собой начало тяжелейшего периода в истории франкоязычных метисов Запада, который принято называть «забытыми годами», продлившимися вплоть до 1970-х гг.

Военное поражение метисов означало для федеральных властей возможность уже полноценно реализовать ассимиляционную политику. Уже к 1886 г. количество метисов в Манитобе сократилось с 80% до 7% [1, 315].Несмотря на то, что Манитоба была образована как двуязычная провинция, уже в 1890г. отменяется государственное субсидирование религиозных школ, в первую очередь католических. А уже к 1916 г. английский, вследствие ряда законодательных мер, стал единственным официальным языком в Манитобе. В связи с иммиграцией в регион англо- и франко-канадцев, ирландцев, шотландцев, немцев и украинцев этнокультурная мозаика региона изменилась до неузнаваемости. Большинство метисов были вынуждены скрывать свое происхождение и в той или иной мере были подвер-

69

Фигура Луи Риэля

жены аккультурации со стороны тех или иных групп. В отличие от индейцев, метисы были лишены прав на резервационные земли и привилегии. В конечном итоге это крайне негативно сказалось на метисной культуре и образе жизни. Исчез ряд традиционных ремесел. Для большинства метисов было практически невозможно интегрироваться как в общество «белых» канадцев, так и присоединиться к индейским общинам. Также важно подчеркнуть, что в ряде случаев метисы сталкивались с проявлениями расизма со стороны англоязычного большинства, индейцев и особенно франко-манитобцев. В первую очередь это было связано с антропологическими отличиями и фонетическими особенностями французского языка метисов. В конечном итоге это обстоятельство заставило большинство метисов отказываться от французского языка в пользу английского, так как интегрироваться в сообщество англо-канадцев было несравнимо легче, чем франко-манитобцев. Стоит добавить, что сами франко-манитобцысами в этот период активно подвергались дискриминации со стороны провинциальных властей, продолжавших политику анг-ликанизации региона.

Также в ХХ в. наметилась еще одна тенденция, на которую указывает антрополог Д. Ганьон - это индеанизация метисной идентичности. Так, по последним данным оригинальный язык митчиф в последние десятилетия все больше теряет свои французские компоненты в пользу индейских и английских эквивалентов. Как отмечает Ганьон, среди англоязычных метисов в последние десятилетия доминирует стереотип о том, что метисы эпохи Луи Риэля были исключительно кочевниками-охотниками подобно знаменитому Габриэлю Дюмону. Фактически, современные англоязычные метисы игнорируют факт существования в прошлом франкоязычных мети-сов-католиков, практиковавших земледелие [2, 82.]. Но, несмотря на выше означенный круг проблем,этнокультурная общностьфранкоя-зычных метисов канадского Запада не погибла.

Уже при жизни Риэль стал настоящей «иконой» для метисов и пользовался значительным авторитетом среди большой части франко-канадцев Квебека. В наши дни Риэль по-прежнему остается важнейшим символом идентичности для метисов канадского Запада. Можно предположить, что без фигуры Риэля современная идентичность метисов не сформировалась бы в ее нынешнем виде. Значимость фигуры Риэля в истории Саскачевана и Манитобы не позволи-

70

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

ла вычеркнуть метисов из общественной жизни Запада.События 1870 и 1885 гг. неразрывно связаны с фигурой Риэля, сыгравшего в них ключевую роль, и имеют для метисов такое же символическое значение, как депортация для акадийцев (1756-1763 гг.), или поражение в Семилетней войне для квебекцев. Как справедливо отмечает В. А. Тишков: «<...> некоторые константы исторической (коллективной) памяти становятся ценностно значимыми для общества и входят в качестве важнейших составляющих в идентичность его членов. Трудно себе представить, например, армянскую идентичность без памяти о геноциде 1915 г., идентичность евреев - без памяти о Холокосте, современное национальное самосознание россиян - без Великой победы 1945 г.» [9, 9].События 1869-1885 гг. также стали важнейшим элементом коллективной, и даже в некоторых случаях семейной истории. Общая трагедия, пережитая предками, позволяет отчетливо провести линию, определяющие границы общности и формирующую ее как таковую. В случае метисов коллективная трагедия (потери земель, утрата традиционного образа жизни, изгнание и, наконец, военное поражение) нашла свое отражение в персональной судьбе лидера этой общности. Деятельность Национального метисного Союза Святого Иосифа Манитобы - старейшей организации франкоязычных метисов Запада - в ХХ в. красноречиво свидетельствует о том, сколь серьезное влияние оказывала фигура Риэля на социально-политическое поведение этой общности. В данном случае коллективная память предстает в виде социального конструкта, влияние на который оказывал Национальный Союз Метисов.

Национальная Ассоциация Метисов была основана в Батошее. Луи Риэлем и Габриэлем Дюмоном еще в 1884 г. После поражения под Батошем в 1887 г. «штаб-квартира» Ассоциации переехала в Виннипег и была переименована в Национальный метисный Союз Святого Иосифа Манитобы (НМС). Следующая организация метисов была основана только в 1932 г. - Ассоциация метисов Альберты и Северо-западных территорий. Впервые на институционном уровне НМС заявил о существовании франкоязычного метисного меньшинства в регионе, появление этой организации стало, прежде всего, результатом угрозы ассимиляции, исходившей со стороны англоязычного большинства и провинциальных властей. Главные задачи НМС: объединение метисов, позиционирование метисов как одного из народов-основателей Канады; защита интересов метисов, а также сохранение культуры и просветительская деятельность. Разумеется,

71

Фигура Луи Риэля

так или иначе большое внимание в деятельности НМС уделяется фигуре Луи Риэля, «отца Манитобы», как его часто называют.

Так, 16 ноября (в день смерти) 1891 г. НМС установил на могиле Риэля памятник, построенный на пожертвования членов организации. В 1920 г. накануне празднования 50-летия вхождения Манитобы в состав федерации у организации появился собственный флаг, представляющий собой «юнион-джек» в левом верхнем углу и три французские лилии в других углах. Примечательно, что представлял новый флаг Андре Но - родной племянник Риэля. В 1921 г. под эгидой НМС был издан исторический труд «Риэль и рождение Манитобы» историка Тремодана. Фактически, эта работа стала первым крупным историческим трудом, изданным на Западе Канады об истории Манитобы. До этого интерес к фигуре Риэля со стороны историков и публицистов наблюдался в основном в Квебеке, жителей которого по-настоящему потрясла его гибель.

Довольно пышно по меркам Виннипега отмечалось столетие рождения Риэля в 1944 г. Стены кафедрального собора Сен-Бонифаса украшал огромный плакат «в память Риэля», также в честь события были проведены конференции, выставки, круглые столы. В 1967 г. именем Риэля был назван дом престарелых в Виннипеге, строить который активно помогали члены НМС. В 1989 г. под эгидой НМС во дворе музея Сен-Бонифаса был поставлен памятник Риэлю работы РеаляБерара. А в 2002 г. НМС объявил, что будет праздновать 12 мая («день Манитобы» - праздник, посвященный вхождению Манитобы в состав канадской федерации) и день Луи Риэля как основателя провинции.

С начала 2000-х гг. в связи со сменой руководства НМС начинает заниматься поддержкой, нестатусных метисов, проживающих на территории Манитобы. Важной задачей для НСМ стала работа с метисами других регионов Канады, не входящих в состав федерального Национального Комитета Метисов и, фактически, исключенных из поля деятельности метисных организации и федерального правительства. В частности, наиболее тесные отношения у НСМ выстроились с квебекской организацией метисов «Нация метисов Квебека».

НСМ не только опирается на Луи Риэля как на отца-основателя организации, но и постоянно апеллирует к его фигуре. Так, например, 16 ноября - день смерти Риэля празднуется как день «помино-

72

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

вения» всех героев этого сообщества. Нынешний президент НМС Габриэль Дюфо говорит: «Как и каждый год, начиная с 1887 г, мы придем на кладбище Сен-Бонифаса и посетим могилы Риэля, Ам-бруаза Лепина и Эльзара Гуле, метиса-патриота»[7]. 2010 год стал годом 125-летия с момента смерти Луи Риэля, круглая дата стала отличным поводом, продемонстрировавшим отношение к его фигуре со стороны франкоязычных метисов Манитобы. Так, НМС организовал поездку в Батош, к месту знаменитой битвы, в городе были проведены концерты, выставки и другие публичные мероприятия, посвященные в том числе и персонально Луи Риэлю.

Разумеется, значение Луи Риеля в истории Канады подчеркивается не только франкоязычными метисами, но и англоязычными метисами, творческой интеллигенцией, провинциальными властями Манитобы и федеральными в Оттаве. Фигура Луи Риэля всегда играла определенную роль и для франкоканадцев и для квебекцев, но особое значение он приобрел для представителей индепендентского движения Квебека. Достаточно, посмотреть публикации в прессе 1960-1990-х гг.; примечательно, что одна из ячеек террористической организации Фронт Освобождения Квебека была названа именем Риэля.

Красноречиво говорит о значимости Риэля и топонимика Манитобы и Саскачевана. Именем Риэля названы провинциальное шоссе № 11, улицы, площади, парки. Его именем названы библиотеки, колледжи, гостиницы, студенческие центры. Помимо Манитобы с конца 1960-х до начала 1990-х в Саскатуне проводился праздник «День Луи Риэля». В 1979 г. государственная компания «Радио-Канада» сняла телефильм о восстании Луи Риэля. Также ему была посвящена опера, выпущенная к столетию образования канадской конфедерации. 22 октября 2003 года телеканал CBC Newsworld осуществил постановку, реконструирующую судебный процесс над Луи Риэлем. В результате было проведено голосование, в ходе которого 87% зрителей проголосовало за «помилование Луи Риэля» [8].

73

Фигура Луи Риэля

Рис. 1. Честер Браун. «Портрет Луи Риэля». 2003 г.

Рис. 2. Это «каноническое» изображение Луи Риэля представлено на сайте www.rielmetiscouncil.ca

Затрагивая тему связи метисной идентичности и фигуры Луи Риэля, нельзя не упомянуть такой важный аспект, как образ Риэля, без преувеличения растиражированный по всей Манитобе. Образ Луи

74

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

Риэля подразумевает определенный «канон», построенный на основе двух типичных фотопортретов 1870-1880-х гг. Именно образ с усами, имеющий различные вариации, и стал наиболее популярным, хотя примечательно, что существует и совершенно иные образы Риэля с бородой и с бакенбардами. Сегодня образ Луи Риэля тиражируется на обложках книг, плакатах, футболках, интернет-сайтах, сувенирной продукции и даже в комиксах.

Таким образом, значимость фигуры Луи Риэля для франкоязычных метисов канадского Запада трудно переоценить. Практически сразу же после своей смерти Луи Риэль стал символом сообщества франкоязычных метисов и в качестве символа сыграл огромную роль в процессе формирования идентичности этой этнокультурной группы. События 1869-1885 гг., имеющий ключевое значение в формировании исторической судьбы метисов, невозможно рассматривать в отрыве от фигуры Луи Риэля, так как во многом его персональная судьба совпала с исторической судьбой всей общности. В то же время значимость Луи Риэля для общеканадской истории, в особенности для процесса формирования канадской федерации, не позволила окончательно вычеркнуть метисов из общественной жизни Манитобы. Будучи отцом-основателем Манитобы, Луи Риэль позволял сообществу метисов оставаться в легальном поле. НМС, основанный самим Риэлем, также опирается на его авторитет. Это позволяет НМС проводить самостоятельную политику и конкурировать с англоязычными организациями метисов в Манитобе, в частности, с Федерацией метисов Манитобы.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Dickanson O. Les Premieres Nations du Canada. - Quebec, 1996. -511 p.

2. Gagnon D. A disturbing identity : ethnogenesis, exclusion and assimilation process among the Metis since the 17th century // Social and Cultural Interaction and Literary Landscapes in the Canadian West. Zachara-siewicz W. et Kirsch F. P. (dir.). - Vienne, 2010. - P. 75-83.

3. La liste des droits des habitants de la Terre de Rupert et du Nord-Ouest - 23 mars 1870. URL: http://shsb.mb.ca/trousses_pedagogiques/ Riel_fils/ressources_pedagogiques/liste_des_droits_1870 (дата обращения 02.07.2015)

75

Фигура Луи Риэля

4. Papen R. A. La question des langues des Mitchifs: undedale sans issie? // ffistoiresetidentitesmetisses: homage a Gabriel Dumont. Sous la direction de Gagnon D., Comnet D., Gaboury-Diallo L. Saint-Boniface, 2006. P. 253-277.

5. Rapport du ComiteSenatorial permanent des peoples autochtones. Juin 2013. URL: http://www.parl.gc.ca/Content/SEN/Committee/411/appa/rep /rep12jun13-f.pdf (дата обращения 09.07.2015)

6. URL: http://www3.sympatico.ca/rd.fournier/inter.canada/doc/metis 1.htm (дата обращения 02.07.2015)

7. URL: http://www.unmsjm.ca/wp-content/uploads/2013/03/Special_ Louis_Riel.pdf (дата обращения 02.07.2015)

8. URL: http://www.cshc.ubc.ca/open_muise.php (дата обращения 09.07.2015)

9. Тишков В. А. Историческая культура и идентичность // Уральский исторический вестник. - 2011. - № 2 (31). - С. 4-16.

Информация об авторе

Ф.И.О.: Башкиров Михаил Борисович / Bashkirov Mikhail Borisovich

Место работы: ФГБОУВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ), Москва, Российская Федерация / Russian State University for Humanities (RGGU)

Подразделение: учебно-научный центр «Москва-Квебек»

Должность: преподаватель

Ученая степень: кандидат исторических наук

Электронная почта:bashkiroffm@gmail.com

Почтовый адрес: 125993, ГСП-3, РФ, г. Москва, Миусская площадь, д. 6.

Название статьи: Фигура Луи Риэля и проблема формирования метисной идентичности в Манитобе в ХХв. / The Personality of Louis Riel and the Problem of Metis Identity Formation in the 20th Century Manitoba

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.