Научная статья на тему '«Фиаско» рынка и необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику'

«Фиаско» рынка и необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5033
533
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
негативные внешние эффекты / «провалы рынка» / монополия / производство общественных благ / асимметричная информация / государственное вмешательство. / negative external effects / «market failures» / monopoly / public goods production / asymmetric information / government intervention.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С. С. Каменева

В статье рассмотрены проблемы, возникающие в экономике в связи с частичной дисфункцией рыночного механизма. Охарактеризованы основные типы ситуаций, в которых отсутствует саморегуляция рынка. Проанализированы основные функции правительства, с помощью которых государство нивелирует «провалы рынка» и обеспечивает наиболее эффективное функционирование рыночного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET FAILURES AND NECESSITY OF GOVERNMENT INTERVENTION IN MARKET ECONOMY

The article embrace the problem arising in the economy due to the partial dysfunction of the market mechanism. The types of situations in which there is no market self-regulation are characterized. The main government functions which allow the state identify the market failures and ensures the most effective functioning of the market mechanism.

Текст научной работы на тему ««Фиаско» рынка и необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику»

«ФИАСКО» РЫНКА И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ

С.С. Каменева, студент

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10125

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, возникающие в экономике в связи с частичной дисфункцией рыночного механизма. Охарактеризованы основные типы ситуаций, в которых отсутствует саморегуляция рынка. Проанализированы основные функции правительства, с помощью которых государство нивелирует «провалы рынка» и обеспечивает наиболее эффективное функционирование рыночного механизма.

Ключевые слова: негативные внешние эффекты, «провалы рынка», монополия, производство общественных благ, асимметричная информация, государственное вмешательство.

Проблема «фиаско» рынка пользуется большой актуальностью в условиях современной рыночной экономики. Рыночная система формировалась длительное время и сейчас определяет экономический облик многих стран мира. Современный рынок оказывает огромное влияние на все сферы хозяйственной жизни общества. Однако существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, и поэтому не в состоянии эффективно их преодолеть. Такие проявления неэффективности рыночного механизма, экономические ситуации, в условиях которых он не в состоянии обеспечить эффективное использование и распределение ресурсов называют «провалами рынка». Для их преодоления необходимо государственное вмешательство в рыночную систему.

Существует множество факторов, способствующих возникновению «провалов» рынка. Одной из таких причин является его неспособность противостоять развитию монополий. В условиях рыночной экономики возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции и свободное вхождение на рынок. В условиях монополии фирма выбирает наиболее выгодное для себя сочетание цены и объема выпуска, и, как правило, этот объем продаж не достигает уровня, который мог бы быть при наличии совершенной конкуренции; имеет место не-

оптимальное использование ресурсов. Происходит искусственное сокращение производства с целью поддержания высоких цен, и в результате общество в целом несет потери.

Выделяют естественную, ситуативную и легальную монополии. Возникновение естественной монополии связано со значительной экономией на масштабе в силу каких-либо особенностей производственного процесса. В связи с этим оптимальный объем производства определенной фирмы может не только достигать, но и превышать объем рынка при совершенной конкуренции. В этом случае необходим контроль такой монополии со стороны государства. Данное направление антимонопольной политики предусматривает ограничение цен с помощью законодательных актов и тарифных соглашений, что стимулирует монополиста к совершенствованию технологий. Также государство не допускает снижения производства монополией. В основном это достигается путем соглашения между государством и монополистом, которое предполагает следующее: если монополия не снижает объемы производства, то к ней не применяются антимонопольные санкции. Еще одной задачей антимонопольной политики государства является ограничение дискриминации потребителей (в частности физических лиц).

Ситуативная монополия предполагает рыночную власть, основанную на исключительном владении объемом определенного ресурса, необходимого для производства некоторого блага, рынок которого монополизируется.

Легальная монополия создается законодательно и заключается в том, что государство целенаправленно наделяет конкретные лица или организации исключительными временными привилегиями в области производства определенных продуктов. Например, монополия, которая возникает в результате патентования изобретений и служит в качестве стимула для инновационной деятельности. Государство не допускает к производству запатентованного продукта тех, кто не обладает правом, оформленным законом. Но так как никакая монополия не безобидна, государством предусматривается ликвидация исключительного права патентовладельца по истечению определенного времени.

Однако считать, что государство стремится только к ограничению и уничтожению монополий, было бы неверно. Оно также обеспечивает им защиту, так как именно монополии являются источником стабильного пополнения государственного бюджета.

Еще одной причиной является возникновение негативных внешних эффектов (экстерналий). Экономическая деятельность в условиях рынка всегда затрагивает интересы как самих ее участников, так и других людей. Под негативным внешним эффектом подразумевается, что производство и потребление одного субъекта приводит к сокращению полезности каких-либо других потребителей или уменьшению прибыли других фирм. Наиболее очевидным примером является загрязнение окружающей среды различными промышленными предприятиями, а также транспортом, что наносит большой ущерб благосостоянию окружающих. Но существуют и положительные внешние эффекты. В этом случае «третьи» лица получают определенную выгоду. Государство поощряет деятельность, способствующую порождению положительных экстерналий. С этой целью проводится субсидирование

здравоохранения, образования, благотворительных программ, так как от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные потребители блага, но и общество в целом.

Обычно рыночный механизм не способен сам устранить внешние побочные эффекты (за исключением тех случаев, когда ущерб совсем незначителен), поэтому в случае возникновения серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Известны два способа минимизации негативных внешних эффектов. Первым способом является введение государством определенных законов, ограничений по отношению к субъектам, деятельность которых приводит к возникновению отрицательных экстерналий. Второй способ -косвенный метод борьбы с негативными экстерналиями - с помощью налоговой сферы. Он предполагает обложение налогами производителей, деятельность которых приводит к возникновению отрицательных внешних эффектов, и это, в свою очередь вынуждает их изменить свое поведение.

Следующим фактором является отсутствие экономического интереса у субъектов рынка к производству общественных благ. Под общественными благами подразумеваются товары и услуги, потребляемые коллективно, всеми гражданами. За них необязательно платить, и обычно нельзя ограничить их использование. Как правило, рынок не может решить проблему производства таких благ, так как не может согласовать издержки с полезностью. Таким образом, общественные блага производятся в минимальном количестве или же не создаются вообще. Именно поэтому производство чистых общественных благ финансируется в основном государством и является одной из его важнейших функций. Но в то же время предприниматели постепенно осознают то, что их экономические функции не ограничиваются только производством конкурентоспособных товаров и услуг, а включают в себя и функции по созданию внешних социальных эффектов, общественных благ и социальных технологий [3, с. 212].

Четвертым фактором, способствующим возникновению провалов рынка является получение асимметричной информации. Под этим подразумевается различие в информации, которой располагают экономические агенты при совершении рыночной сделки. Только в условиях полностью конкурентной экономики каждый участник рынка может обладать достаточно полной информацией о ценах и перспективах развития производства. Однако сама конкуренция вынуждает фирмы скрывать реальную информацию о текущих делах. Примеры асимметрии информации можно найти в сферах образования и здравоохранения. В данном случае потребитель не может контролировать производителя, потому что вынужден выбирать его до оказания самой услуги. Если бы производители основывались лишь на извлечении личной выгоды и не несли ответственность за совершаемые действия, то имело бы место распространение наиболее дорогих и не всегда эффективных услуг. Конечно, абсолютно точная оценка этих услуг невозможна и складывается на основе предположений, базирующихся на прежнем опыте. Часто проблема информационной симметричности решается на основе учета репутации, но и репутация не всегда складывается честно и справедливо. Именно поэтому иногда оказывается полезным вмешательство государства в форме лицензирования (как необходимого условия занятия той или иной деятельностью), контроля за производством и сбытом товаров и услуг, а также прямого производства конкретных продуктов. Государство способно сглаживать асимметричную информацию путем распространения сведений, нужных потребителю, а также недопущения появления вводящей в заблуждение информации. Важную роль играет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Обеспечивая потребителей данными о качестве товаров, о степени риска в области страхования и инвестирования, государство создает общественное благо - информацию, которая становится доступной для всех экономических субъектов.

Государство не способно полностью преодолеть общий недостаток информа-

ции, но оно может распределить риски между гражданами, что не в состоянии осуществить частные инвесторы. По этой причине государство финансирует крупные долгосрочные проекты и использует средства, принудительно собранные в виде налогов, для страхования вкладов.

Еще одним недостатком рынка является его неспособность обеспечивать социальные гарантии и нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Он не способен обеспечить стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый гражданин должен самостоятельно заботиться о своем положении в обществе, что, безусловно, приводит к социальному расслоению. В настоящее время значительные различия в жизненном уровне людей постоянно усиливаются. Для решения данной проблемы государство проводит политику перераспределения доходов, что способствует стабильности в обществе, а также созданию более равных возможностей для достойного существования каждого гражданина. Это достигается путем взимания налогов с богатых по более высокой ставке и передачи части полученных доходов в форме социальных пособий для малообеспеченных.

Достаточное внимание должно уделяться привлечению к трудовой деятельности трудоспособных инвалидов, а также их социальной реабилитации. Создание комфортных условий для инвалидов требует от органов власти формирования ряда благоприятных социально-экономических условий на разных уровнях государственного управления, в частности: дополнительных рабочих мест для инвалидов, адаптированной безбарьерной среды, возможностей для повышения квалификации и обучения новым профессиям. Безусловно, в процессе труда происходит развитие инвалида как работника и как личности, растет его квалификация и социальная активность, усиливается адаптация в трудовом коллективе. В этой связи развитие потенциала трудоспособных инвалидов в процессе реализации экономической деятельности следует рассматривать как важное условие становления и развития их как личностей [1, с. 6].

Также, нельзя не отметить, что в наше время в деревнях и селах проживает огромное количество трудоспособного населения, которое не может найти себе занятие. Одним из путей решения данной проблемы является развитие сельского туризма. Сельский туризм подразумевает отдых туристов в сельской местности, проживание в условиях, приближенных к деревенским, и даже участие в сельскохозяйственных работах. Интерес к нему в западных странах объясняется небольшими затратами и близостью к природе. Яркие примеры популярности сельского туризма демонстрируют Италия и Франция, где отдых в сельской местности выбирают до четверти всех отдыхающих, плюс несколько миллионов в год гостей из других стран. И если на заре своего развития в 70-х годах XX в. сельский туризм отличался весьма спартанскими условиями, то сейчас он предлагает современные мини-гостиницы, под которые даже реконструируются старинные усадьбы и монастыри. Десятки тысяч аграрных хозяйств занимаются сегодня сельским туризмом в Великобритании и Германии [2, с. 3].

Таким образом, рынок - сложное и про-

нимать, как нечто однозначно положительное, а также совершенное средство от всех экономических проблем. Рыночная система никак не застрахована от провалов. Именно поэтому главную роль в регулировании рыночного механизма берет на себя государство. Оно дополняет и корректирует рыночный механизм. Без вмешательства государства невозможно нормальное развитие рыночной системы. Оно призвано решать следующие задачи: обеспечение нормальной работы рынка и решение острых социально-экономических проблем. Государство помогает рынку справляться с «провалами» и обеспечивает наиболее эффективное и успешное функционирование рыночного механизма. Но в то же время государственное регулирование должно осуществляться в определенных пределах. Неприемлемы действия государства, способные разрушить рыночный механизм (административный контроль над ценами, директивное планирование и т.п.). В ряде случаев вмешательство государства может ослабить рыночный механизм, усугубить ситуацию с провалами рынка и нанести значительный ущерб экономике.

тиворечивое явление. Его нельзя воспри-

Библиографический список

1. Артемова Е.И., Андреев С.Ю., Мищенко Е.А., Киященко Е.А. Государственная поддержка занятости трудоспособных инвалидов в краснодарском крае // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 116. С. 855-869.

2. Дулин М.П., Андреев С.Ю., Мищенко Е.А., Заводов Е.М. К вопросу о социально-экономической значимости государственной поддержки развития сельского туризма в Краснодарском крае // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 100. С. 1065-1085.

3. Лебедева И.С., Лебедев П.В., Шулимова А.А. Социально-экономическая эффективность и качество социальных услуг как основа частного и общественного сектора экономики России // В мире научных открытий. 2015. № 12 (72). С. 206-216.

MARKET FAILURES AND NECESSITY OF GOVERNMENT INTERVENTION

IN MARKET ECONOMY

S.S. Kamenev, student

Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilin (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article embrace the problem arising in the economy due to the partial dysfunction of the market mechanism. The types of situations in which there is no market self-regulation are characterized. The main government functions which allow the state identify the market failures and ensures the most effective functioning of the market mechanism.

Keyword: negative external effects, «market failures», monopoly, public goods production, asymmetric information, government intervention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.