Научная статья на тему 'ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1385
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕЙКОВАЯ НОВОСТЬ / COVID-19 / КОРОНАВИРУС / ПАНДЕМИЯ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МЕССЕНДЖЕРЫ / FAKE NEWS / CORONAVIRUS / PANDEMIC / INTERNET / SOCIAL NETWORKS / MESSENGERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Афанасьева Алина Олеговна, Томашевская Ирина Валерьевна, Априянц Карен Владимирович

В статье анализируется самый актуальный формат фейковой новости первой половины 2020 года - фейк о COVID-19. Предпринимается попытка первичной классификации фейковых новостей по различным основаниям, выделяются отличительные признаки фейковых новостей, распространяемых в социальных сетях и мессенджерах. Фальшивые (поддельные, «фейковые», ложные) новости - это информационная мистификация или намеренное распространение мизинформации в социальных медиа и традиционных СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAKE NEWS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

The article analyzes the most current format of fake news in the first half of 2020-fake about COVID-19. An attempt is made to first classify fake news on various grounds, and the distinctive features of fake news distributed in social networks and messengers are highlighted. Fake (fake, "fake", false) news is an information hoax or deliberate dissemination of misinformation in social media and traditional media.

Текст научной работы на тему «ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №11/2020

ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

FAKE NEWS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

УДК 758

Афанасьева Алина Олеговна, БФУ им И. Канта, г. Калининград, Томашевская Ирина Валерьевна, к. филол. н., БФУ им И. Канта, г. Калининград,

Априянц Карен Владимирович, БФУ им И. Канта, г. Калининград,

Afanasieva Alina Olegovna, [email protected] Irina V. Tomashevskaya, [email protected] Aprents Karen Vladimirovich, [email protected]

Аннотация

В статье анализируется самый актуальный формат фейковой новости первой половины 2020 года - фейк о COVID-19. Предпринимается попытка первичной классификации фейковых новостей по различным основаниям, выделяются отличительные признаки фейковых новостей, распространяемых в социальных сетях и мессенджерах.

Фальшивые (поддельные, «фейковые», ложные) новости — это информационная мистификация или намеренное распространение мизинформации в социальных медиа и традиционных СМИ.

Annotation

The article analyzes the most current format of fake news in the first half of 2020-fake about COVID-19. An attempt is made to first classify fake news on various grounds, and the distinctive features of fake news distributed in social networks and messengers are highlighted.

Fake (fake, "fake", false) news is an information hoax or deliberate dissemination of misinformation in social media and traditional media.

Ключевые слова: фейковая новость, COVID-19, коронавирус, пандемия, Интернет, социальные сети, мессенджеры.

Keywords: fake news, COVID-19, coronavirus, pandemic, Internet, social networks, messengers.

За последние полгода существенно изменился контент, который размещается в сети Интернет, что безусловно связано с режимом самоизоляции и продолжающихся ограничений на ряд привычных занятий. По прошествии полугода с начала появления новостей о вспышке нового заболевания, большая часть ежедневного контента все еще посвящена информации о COVID-19. Мессенжеры публикуют сводку заболевших за сутки, федеральные и региональные СМИ выпускают различные материалы, связанные со способами избежать заражения. На фоне этого информационного потока особенно остро проявляется такая проблема, как fake news (фейковые, фальшивые новости).

Британский словарь Collins Dictionary назвал fake news словосочетанием 2017 г. Такая победа в рейтинге популярных слов и выражений обеспечила увеличение его использования в речи на 365 % по сравнению с 2016 г., при этом словарь Collins Cobuild дает ему следующее определение: 'ложная, зачастую сенсационная информация, распространяемая под видом новостей'.

Поиск термина fake news в 2020 году в «Гугле» выдает приблизительно 962 млн ссылок (против 5 млн ссылок в 2018году).

Слово «фейк» произошло от английского fake — подделка, фальшивка, обман. Ранее для распространения ложных новостей в мессенджерах и социальных сетях были задействованы боты — программы, специально написанные для этой цели. Сейчас все больше к распространению фейков привлечены реальные люди, которые заводят для этого фейковые, то есть

ненастоящие аккаунты, а некоторые злоумышленники используют данный способ, чтобы обманом выманить у людей деньги.

Проанализировав фейковые новости о СОУГО-19, размещенные в интернет-пространстве за последние полгода, авторы пришли к выводу, что новости можно разделить на две основные группы.

Первая и самая распространенная группа - тревожные предупреждения о грядущих событиях, связанных с инфекцией: дезинфекция опасными веществами всего города, окружение городов войсками и карантин, который введут завтра и т.д.

Вторая группа - панические свидетельства очевидцев страшных событий, как например, сообщения о колоннах грузовиков, которые, якобы, вывозят тела умерших. При этом необходимо отметить, что чаще всего эти новости базируются на реальных свидетельствах очевидцев, зачастую неверно интерпретированных и эмоционально окрашенных. После многочисленных перепостов данные новости «отрываются» от автора и начинают распространяться по сети, обрастая дополнительными подробностями и приобретая все большую эмоциональную окраску.

Как пишет в своем исследовании Карасик В.И. - «новости о коронавирусе и отклики на них в медийном дискурсе и социальных сетях свидетельствуют о том, что критичность восприятия информации во времена потрясений резко понижается». Именно на этом и основывается лавинообразное распространение фейковых новостей.

Еще одним основанием для классификации фейковых новостей может послужить семантическое поле, в рамках которого создано фейковое сообщение.

Изначально фейковые новости строились на двух больших группах домыслов: реальность болезни и происхождение вируса. Фейковые новости первой группы активно распространялись среди тех, кто в принципе отрицал существование СОУГО-19, такие версии первое время поддерживали главы некоторых государств и инфлюенсеры.

Вторая, более «народная», группа домыслов получила наибольшее распространение среди тех, кто размышлял об искусственном происхождении вируса и приводил в поддержку этой версии массу конспирологических теорий.

Третью группу фейковых новостей можно объединить по медицинскому признаку. Развитие такого рода фейковых новостей не останавливается и сейчас, они в основном связаны с народными рецептами и методами борьбы с вирусом. Результатом распространения такой фейковой информации, например, стали взлетевшие цены на лимоны и имбирь в России, смерть десятков людей от метанола в Иране и массовые покупки аппаратов ИВЛ для личного пользования.

Помимо критического восприятия информации, для определения фейковой новости необходимо обращать внимание на их отличительные признаки. Их, условно, можно разделить на две основные группы: графические признаки и коммуникативные признаки. К графическим признакам в первую очередь относятся:

- два и более восклицательных знака подряд (рис 1,2);

- использование заглавных букв в середине текста (рис 1)

18:14 Ольга ^^^^ печатает... "V- :

Сегодня

Пришло сообщение от

знакомого:

ЭТО НЕ С ПАМП! Из-за

короновируса продуктов на

всех не хватает и не будет

хватать!

Запасайтесь сейчас, пока

есть такая возможность.

Росрезерв не спасёт, полки

уже пустеют!

Не верьте успокаивающим

сообщениям, мы все будем

голодать очень скоро, если

не подумаем о себе сейчас

и не побеспокоимся о

своих близких.

Распространите как можно

шире это сообщение, пусть

знают, что продуктов не

хватает!!!

Рис.1 фейковая новость о перебоях с запасом продовольствия

Рис. 2 Фейковая новость о наличии больных в регионе

К коммуникативным признакам относятся:

- обилие побудительных конструкций (Рис. 1, 2);

- ссылки на неясные источники (Рис. 3).

сестра работает в7 больнице,было собрание в вирусе присутствует ген СПИДа.яд змеи .лёгкие разлогаются очень быстро вакцины нет больница ^ыЛ готова принять 700 чел ,но ещё строить Чж будут в Верхнем услоне Ы^и^4*

Рис. 3 Фейковая новость о распространении вируса

Практически все фейковые сообщения анонимны и очень эмоциональны. Отличительной особенностью таких новостей является то, что в них не содержится ни одного факта, который можно было бы проверить. При снижении критического восприятия и всеобщего ожидания ухудшения ситуации подобные фейковые новости могут распространяться с невероятной скоростью. Особенно способствуют этому отсылки на заговор власти и СМИ, используемые в качестве попытки объяснить, почему данной информации нет в официальных источниках (Рис. 4). Рис. 4. Фейковая новость о смерти заболевшего от коронавируса

Необходимо подчеркнуть, что вышеперечисленные признаки редко можно наблюдать в изоляции, авторы подобных сообщений, как правило, комбинируют их для усиления коммуникативного воздействия на аудиторию.

В августе 2020 года начала появляться официальная информация о создании отечественной вакцины от коронавируса, а также о ведущихся разработках и испытаниях аналогичной вакцины за рубежом. Неутихающий интерес общества к проблеме распространения коронавирусной инфекции и перспектива возникновения второй волны пандемии позволяют с высокой долей вероятности утверждать, что поток фейковых новостей, касающихся пандемии COVID-19 в ближайшее время не прекратится, а количество оснований для классификации подобного рода публикаций в социальных сетях и мессенджерах только возрастет.

Список литературы 1. PDF Fake News В Концептуальной Картине Мира Языка-Донора. Available

from:https://www.researchgate.net/publication/336852767_fake_news_v_kon ceptualnoj_kartine_mira_azyka-donora [accessed Aug 12 2020].

2. Бауэр Е. С., Мухаметгалиева А. М. две стороны влияния информационного прогресса на общество ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» 2018

3. В. И. Карасик Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, Москва, Россия 2020. N0 2 (80). Р. 25-34

References

1. PDF) FAKE NEWS IN THE CONCEPTUAL PICTURE OF THE WORLD OF THE DONOR LANGUAGE. Available from: https://www.researchgate.net/publication/336852767_FAKE_NEWS_V_KO NCEPTUALNOJ_KARTINE_MIRA_AZYKA-DONORA [accessed Aug 12 2020].

2. Bauer E. S., Mukhametgalieva a.m. TWO SIDES OF the impact of INFORMATION PROGRESS on SOCIETY Mari state University 2018

3. V. I. Karasik Pushkin State Institute of Russian language, Moscow, Russia 2020. No 2 (80). P. 25-34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.