Научная статья на тему 'ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ КАК СПОСОБ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО СОБЫТИЯ В СМИ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ)'

ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ КАК СПОСОБ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО СОБЫТИЯ В СМИ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
238
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБЫТИЕ / ФОКУС / МАССМЕДИЙНЫЕ ЗАГОЛОВКИ / НОВОСТНОЙ ДИСКУРС / EVENT / FOCUS / MASS MEDIA HEADLINES / NEWS DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Косиченко Е. Ф., Старостина А. Д.

В статье предлагается точка зрения, согласно которой заголовки фейковых новостей являются наиболее эффективным средством конструирования социально значимых событий. На примере болезни Анастасии Заворотнюк показано, что заголовки новостных сообщений вводят в фокус внимания отдельный аспект некоторого происшествия, и тем самым не только конструируют событие, но создают условия для того, чтобы оно оставалось в центре внимания общественности неопределенное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAKE NEWS AS A MEANS OF STRUCTURING SOCIAL EVENTS (AN ANALYSIS OF NEWS HEADLINES)

The article comments on the role of fake news headlines in constructing social events. the authors analyze a series of headlines introducing articles that were published between september 2019 and February 2020 and contained information about the progressing illness of the russian actress a. Zavorotnyk. the analysis proves that the effectiveness of headlines as means of structuring social events is achieved by focusing on different aspects of a not initially newsworthy event. the social event ‘a. Zavorotnyk’s illness’ is used to show that (de)focusing is also an important mechanism of maintaining the interest of large audiences for as long as it is needed without exhausting the subject.

Текст научной работы на тему «ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ КАК СПОСОБ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО СОБЫТИЯ В СМИ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ)»

УДК 81'42

Е. Ф. Косиченко, А. Д. Старостина

Косиченко Е. Ф, доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой общего и сравнительного языкознания Московского государственного лингвистического университета; е-таН: ekosichenko@gmail.com

Старостина А. Д., аспирант кафедры общего и сравнительного языкознания Московского государственного лингвистического университета; е-таН: moncher94@gmail.com

ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ КАК СПОСОБ КОНСТРУИРОВАНИя

социально значимого события В СМИ

(на примере новостных заголовков)

В статье предлагается точка зрения, согласно которой заголовки фейковых новостей являются наиболее эффективным средством конструирования социально значимых событий. На примере болезни Анастасии Заворотнюк показано, что заголовки новостных сообщений вводят в фокус внимания отдельный аспект некоторого происшествия, и тем самым не только конструируют событие, но создают условия для того, чтобы оно оставалось в центре внимания общественности неопределенное время.

Ключевые слова: событие; фокус; массмедийные заголовки; новостной дискурс.

E. F. Kosichenko, A. D. Starostina

Kosichenko E. F, Doctor of Philology (Dr. habil.), Associate Professor, Head of the Department of General and Comparative Linguistics, Moscow State Linguistic University; e-mail: ekosichenko@gmail.com Starostina A. D., PhD student, Department of General and Comparative Linguistics, Moscow State Linguistic University; e-mail: moncher94@gmail.com

FAKE NEWS AS A MEANS OF STRUCTURING SOCIAL EVENTS (an analysis of news headlines)

The article comments on the role of fake news headlines in constructing social events. The authors analyze a series of headlines introducing articles that were published between September 2019 and February 2020 and contained information about the progressing illness of the Russian actress A. Zavorotnyk. The analysis proves that the effectiveness of headlines as means of structuring social events is achieved by focusing on different aspects of a not initially newsworthy event. The social event 'A. Zavorotnyk's illness' is used to show that (de)focusing is also an important mechanism of maintaining the interest of large audiences for as long as it is needed without exhausting the subject.

Key words: event; focus; mass media headlines; news discourse.

58 IO

Введение

Характерной чертой современного мира является неуклонно растущее влияние СМИ на развитие всех без исключения областей общественной жизни, а также отражение их сообщений на жизни отдельных людей. Данная тенденция обусловлена целым рядом причин, наиболее важными из которых являются, во-первых, распространение Интернета, его доминирующая роль среди других средств передачи новостных сообщений; во-вторых, готовность современного человека к получению большого объема информации. Отметим, что в информационном отношении современный человек является достаточно «всеядным», готовым к восприятию практически любой информации при условии, что ее обработка не требует особых усилий. Такого рода информационная восприимчивость сопровождается нежеланием человека критически осмысливать и интерпретировать поступающую информацию, с одной стороны, и растущей потребностью в эмоциональных переживаниях - с другой. Названные особенности, а именно: увеличивающийся объем информации, потребность в новых впечатлениях, недостаточно критическое восприятие мира, способствуют тому, что в центре внимания широкой общественности оказываются не только политически, социально и культурно значимые события, как это было еще четверть века назад, но также истории, сконструированные СМИ из бытовых происшествий и возведенные в ранг эпохальных событий. Такого рода сконструированные события рождаются из серии фейко-вых новостей и заслуживают внимания не только журналистов, но также лингвистов, философов, социологов, политологов, и т. д.

Заметим, что понятие «фейк» является достаточно широким и относится как к полностью сфабрикованным новостным сообщениям, так и к искусственно возведенным в ранг новостей обыденным историям, например, о жизни известных или даже «простых» людей. В лингвистическом плане фейковые новости интересны тем, что их анализ позволяет выявить и описать роль языка как одного из механизмов их создания. В более широком смысле каждый фейк своеобразным образом изменяет реальность, и в этой связи важное значение приобретает проблема интерпретации действительности, которую, вслед за рядом исследователей [Лотман 1997; Григорьев 1999], мы понимаем как переписывание некоторого текста иным, но

адекватным, образом как важный этап познания. В случае фейко-вых новостей интерпретация навязывается реципиенту и достаточно жестко направляет ход его мысли.

В данной статье предпринимается попытка продемонстрировать, каким образом происходит конструирование социально значимых событий о частной жизни людей, и показать, как посредством языка осуществляется трансформация рядового происшествия в социально значимое событие. Ключевую роль в нашем исследовании приобретают новостные заголовки, рассматриваемые как репрезентанты социально значимых событий, выполняющие информативную функцию и функцию эмоционального воздействия, а также являющиеся средством вовлечения широкой аудитории в новую медиареальность. В качестве основного метода исследования выступает метод дискурсивного анализа, позволяющий продемонстрировать, что конструирование события связано с созданием новой семиотической реальности, а также установить роль интертекстуальных связей и линвостили-стических средств языка в создании социально значимого события и в поддержании интереса к этому событию со стороны широкой аудитории на протяжении длительного времени.

Методология исследования

Основными понятиями данной статьи являются понятия «новостной дискурс», «конструирование события», «фокус», «социально значимое событие», которые, как это часто бывает в гуманитарных науках, по-разному рассматриваются в разных исследованиях. С учетом выбранного подхода и исследовательского метода, вслед за Т. Г. Добросклонской, будем понимать новостной дискурс как часть массмедийного дискурса, как совокупность текстов, функционирующих в сфере новостного вещания, взятых в единстве языковых и экстралингвистических характеристик, связанных с их производством, распространением и восприятием [Добросклонская 2015].

В научной литературе выделяют два основных подхода к пониманию события: онтологический и интерпретативный [Демьянков 2004]. При онтологическом подходе событие рассматривается как некоторый зафиксированный языком фрагмент знания о мире, как совокупность фактов, которые описывает язык, как то, что протекает или случается [Whitehead 1929]; интерпретативный подход предполагает

понимание события как части действительности, которая сконструирована при помощи языка [Делез 1998]. Поскольку мы целиком разделяем точку зрения о том, что в современном мире события не происходят, а являются произведенными [Бодрияр 2014], в данной статье мы будем придерживаться интерпретативного подхода.

Считается, что термин «конструирование» был введен в научный оборот Р. Лэнекером, который понимал конструирование с позиции когнитивной лингвистики, а именно, как отношение между говорящим и ситуацией, которую тот концептуализирует или изображает [Langacker 1987]. Обращаясь к категории события, К. Кэмпбелл и К. Джемисон особо выделяют социально значимые события, которые, согласно их концепции, распадаются на несколько типов: события-происшествия, события-конфликты, политические события и события, повествующие о жизни известных людей [Jamieson, Campbell 1992]. Каждый из названных типов события выстраивается по определенной схеме, предполагающей наличие ряда обязательных элементов. Как правило, события из жизни знаменитостей конструируются вокруг героя или героини, чей образ, несмотря на уникальность каждой истории, создается по единому сценарию и относительно едиными языковыми средствами, которые направленно используются для детализации той части истории, которая попадает в фокус внимания. Вслед за К. Джемисоном и К. Кэмпбеллом, мы полагаем, что обязательными элементами историй рассматриваемого нами типа являются наличие в истории: главного героя, драматизма или борьбы интересов, активного действия, новизны и степени отклонения от общепринятых норм, а также способ привязки данного события к уже освещаемой в СМИ истории [там же].

В журналистике социально значимое событие понимается как сообщение о факте действительности, которое определяется наличием социальной информации, отвечает интересам большой аудитории и является важным условием существования человека в социуме [Красикова 2013, с. 114]. Таким образом, существенным признаком социально значимого события является то, что члены социума испытывают потребность в такого рода социальных явлениях, заполняя ими свой досуг, и могут воспринимать их не как сконструированную реальность, а как реальную действительность. Другим не менее важным признаком социально значимого события является тот факт, что его создание осуществляется на основе наполовину вымышленных

или полностью придуманных новостей - фейков. Кроме того, важно подчеркнуть, что период существования сконструированного события может быть любым и зависит от интереса к нему со стороны аудитории; часто некоторое событие в один момент теряет свою социальную значимость и уступает место более востребованной истории. Таким образом, жизнь современного человека можно представить как перемещение из одной медиареальности в другую, как череду реальностей со своими правилами и ценностями, складывающихся в особую семиотическую реальность - современную культуру.

В своем понимании явления фокусирования и его роли в конструировании событий мы придерживаемся мнения О. К. Ирисхановой, полагающей, что данный процесс основан на изменениях в распределении внимания, приводящих к повышению или понижению степени выделенности определенных элементов конструируемой ситуации или объекта. Основным свойством фокусирования выступает шкала выделенности, на которой языковые единицы дифференцируют определенные участки - основной фокус, вторичный и фон [Ирисханова 2014, с. 46-47]; при этом распределение внимания может осуществляться не прямым путем, а в результате способности единицы языка перенаправлять фокус на другие средства, например, на соседние слова или на участников коммуникации [Та1ту 2006, с. 32-36].

Поскольку целью нашей статьи является продемонстрировать, что социально значимое событие создается и поддерживается путем смещения фокуса внимания с одного аспекта некоторого происшествия на другой, а также с учетом того, что механизм фокусирования, как справедливо замечает О. К. Ирисханова, проявляется в лексической семантике, синтаксисе и прагматике [Ирисханова 2014, с. 296], задачей статьи является установление того, каким образом использование стилистического потенциала орфографических, грамматических, лексических средства языка позволяет авторам новостных заголовков привлечь внимание к некоторому происшествию, и каким образом язык - через создание нужных интертекстуальных связей и ассоциаций - участвует в конструировании событийной (актуальной) реальности.

Фокусирование как механизм конструирования события

Обратимся к заголовкам новостных сообщений, которые на протяжении полугода, с сентября 2019 года по февраль 2020 года, появлялись

как в сетевых, так и в печатных изданиях и выступали основными средствами конструирования медийного события «болезнь актрисы Анастасии Заворотнюк».

Одним из первых в Сети появилась статья с таким заголовком: «Анастасия Заворотнюк промолчала в ответ на вопрос о раке»1. Сразу оговоримся, что имя и фамилия актрисы составляют тему данного события, поэтому являются средством привлечения внимания и необходимым элементом каждого заголовка, при этом в фокусе внимания оказываются другие элементы.

В структурно-синтаксическом плане данный заголовок ничем не примечателен; как правило, такого рода простые предложения привлекаются для констатации фактов, и в фокусе внимания реципиента, как это обычно бывает в простых повествовательных предложениях, находится сказуемое, выраженное в нашем случае словом промолчала. Заметную роль - по причине специфики своей семантики - играет слово рак, однако основной фокус падает именно на слово промолчала, которое, указывая на дискурсивную тактику уклонения от ответа, вступает в противоречие с утвердительным характером данного заголовка. Кроме того, в плане актуализируемых интертекстуальных связей слово промолчала вызывает в сознании носителей языка известную мысль о том, что молчание - это знак согласия. Таким образом, механизм фокусировки в данном случае срабатывает, во-первых, благодаря противоречию между значением уклонения, которое передается словом промолчала, и констатирующим характером предложения, во-вторых, за счет наличия в тексте заголовка реминисценции. В целом синтаксическая организация заголовка и привлекаемые в нем лексические средства эксплицируют два момента: актриса больна раком, но она отказывается комментировать эту информацию.

Вслед за первыми сообщениями о болезни актрисы последовали другие сообщения, и в более поздних заголовках акцент падает на такие подробности личной жизни актрисы, как паралич на фоне прогрессирующей болезни, уход супруга, необходимость для ее семьи скрываться от уплаты налогов, экстракорпоральное оплодотворение как причина заболевания, потеря интереса к ней со стороны зрителей как к актрисе и личности и т. д.

1 ТЖЬ: https://lenta.ru/news/2019/09/05/zvrtnk/

Даже простое ознакомление с заголовками, появившимися на страницах новостных изданий в один день, а именно, 16 сентября 2019 года, показывает, что они не дают более или менее целостной картины происходящего, но вместе с тем являются эффективным средством поддержания читательского интереса. Приведем эти заголовки.

• «Заворотнюк не умирает: актриса набивает себе цену фейковыми новостями о раке»1

• «СМИ сообщили об осложнениях у Заворотнюк»2

• «"Забилась в угол": Гришаева показала испуганную Заворотнюк»3

• «Анастасия Заворотнюк обратилась к врачам, которые не спасли Дмитрия Когана»4

• «Анастасия Заворотнюк умирает: кто распустил слухи о болезни»5

• «Это важно: Фриске неожиданно высказался об умирающей Заворотнюк»6

Как отмечалось выше, темой и основным средством привлечения внимания во всех заголовках выступает фамилия актрисы; что касается истории ее болезни, то каждый заголовок - это средство репрезентации очередного фейка - новостного сообщения, в котором акцентируется определенный аспект конструируемого события, как, например, предположение о пиар ходе (набивает себе цену), медицинский ракурс (осложнениях, обратилась к врачам), эмоциональный аспект (испуганная, забилась в угол), наконец, попытка представить событие как историю с трагическим концом (умирает, умирающей). Важная роль здесь принадлежит лексическим средствам языка, указывающим на сомнительный характер новостных сообщений, как например, фейковыми новостями; кто распустил слухи; сообщили о; высказался о.

1 ТЖЬ: www.eg.ru/showbusiness/780473-zavorotnyuk-ne-umiraet-aktrisa-nabivaet-sebe-cenu-feykovymi-novostyami-o-rake/?utm_source=yxnews&utm_ medшm=desktop&u1m_referrer=https0/o3A0/o2F0/o2Fyandex.ru0/o2Fnews

2 ТЖЬ: https://ria.ru/20190916/1558733778.html

3 ТЖЬ: dni.ru/showbiz/2019/9/16/432113.html?utm_source=yxnews&utm_ medшm=desktop&u1m_referrer=https0/o3A0/o2F0/o2Fyandex.ru0/o2Fnews

4 ТЖЬ: www.cosmo.ru/stars/news/16-09-2019/anastasiya-zavorotnyuk-obratilas-k-vracham-kotorye-ne-spasli-dmitriya-kogana/

5 ТЖЬ: glavred.info/stars/10104812-anastasiya-zavorotnyuk-umiraet-kto-raspustil-sluhi-o-bolezni.html

6 ТЖЬ: dni.ru/showbiz/2019/9/16/432142.html?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

Выделение в каждом заголовке определенного аспекта способствует постепенной трансформации достаточно обычного (от этого не менее трагичного) случая в событие, с одной стороны, и выступает средством привлечения максимально большой аудитории - с другой.

Помимо других лексических единиц, в трех случаях привлекаются также имена собственные, посредством которых актуализируются интертекстаульные связи и происходит уже не постепенное, а достаточно резкое «приращение смысла» и событие приобретает размах. Имена собственные Дмитрий Коган, Фриске отсылают реципиента к недавним трагическим событиям, еще больше вовлекают его эмоционально, вынуждая спекулировать на тему о том, по какому из возможных сценариев будет развиваться событие.

Позднее в СМИ были опубликованы и другие статьи на эту тему, затрагивающие такие интимные подробности жизни актрисы, как ее отношения с супругом и другими членами семьи, ее финансовое положение и т. д. Приведем примеры:

• «Чернышев оставил Заворотнюк без копейки»1

• «Семья Заворотнюк пришла в ужас от грязных танцев актрисы»2

• «Заворотнюк затравили за интрижку с женатым»3

• «"Оформляли завещание": к Заворотнюк приезжал нотариус»4

• «Больную Заворотнюк лишили денег на лечение»5

• «"Лежит бездыханная": правда о здоровье Заворотнюк вылезла наружу»6

• «СМИ: Заворотнюк умерла и уже похоронена»7

Данные заголовки появлялись в СМИ с сентября 2019 года по февраль 2020 года, и в каждом новом заголовке затрагивался ранее неизвестный «факт», благодаря чему тема оставалась актуальной на протяжении длительного времени. Примечательно, что все более поздние заголовки стилистически маркированы, содержат эмоционально

1 ТЖЬ: https://bb.lv/s1atja/lifenews/2019/12/10/smi-chemyshev-os1avil-zavorotnyuk-bez-kopeyki

2 ТЖЬ: https://utro.ru/showbiz/2019/12/26/1430515.shtml

3 ТЖЬ: https://utro.ru/showbiz/2019/12/22/1429960.shtml

4 ТЖЬ: https://www.gazeta.ru/culture/2019/09/25/a_12685915.shtml

5 ТЖЬ: https://utro.ru/showbiz/2019/12/21/1429895.shtml

6 ТЖЬ: https://utro.ru/showbiz/2020/01/29/1433376.shtml

7 ТЖЬ: https://mignews.com/news/lifestyle/101019_214635_56477.html

окрашенную (затравили, бездыханная, завещание, умерла, похоронена) и сниженную (интрижка) лексику, а также устойчивые сочетания (оставил без копейки, пришла в ужас, грязные танцы, вылезла наружу, лишили денег).

Из проанализированного материала видно, что важной характеристикой фейковых новостей, направленных на конструирование социально значимого события, является их смысловая неисчерпаемость, возможность для их авторов - благодаря смещению фокуса на новый аспект события - продолжать историю настолько долго, насколько аудитория готова их воспринимать.

Заключение

Социальные события прочно вошли в нашу жизнь и привлекают внимание большого числа людей не своим оригинальным содержанием или достоверностью, не исторической или культурной значимостью, а тем, что апеллируют к потребностям современного человека в эмоциональных переживаниях, а также к его стремлению - на фоне всё большей индивидуализации общества и всё более обособленного образа жизни отдельных граждан - принадлежать к определенному сообществу людей. Другим фактором, определяющим рост интереса к такого рода сконструированным событиям является их способность отвлекать граждан от политических и экономических проблем, направлять массовое мышление в более «комфортное» русло, задавать ценностные ориентиры и в целом формировать определенную систему ценностей.

Проведенный в рамках данного исследования анализ позволяет сделать вывод о том, что медийные заголовки являются основным средством конструирования социально значимых событий, чему в значительной мере способствует механизм фокусирования; при этом привлекаемые к их организации лингвистические средства заметно изменяются от более нейтральных к всё более и более стилистически маркированным. Данная тенденция объясняется, на наш взгляд, необходимостью поддерживать интерес читателей; при этом первостепенной задачей здесь является даже не формирование у читателя некоторой определенной точки зрения, как это было еще двадцать лет назад, а создание для него новой реальности, в которой читатель будет проживать свою жизнь, часто игнорируя свои даже

самые насущные потребности. Примечательно, что благодаря растущим возможностям Интернета смена ценностных ориентиров может происходить достаточно быстро и охватывать максимально большое число людей; также быстро протекает адаптация человека к новой реальности, сопровождаемая замещением в его сознании подлинных ценностей навязанными.

Подчеркнем, что несмотря на множество индивидуальных интерпретаций широко обсуждаемого события, вновь сконструированная реальность является общей для всех вовлеченных в нее людей, их новым социумом, который играет исключительно важную роль в их жизни, поскольку апеллирует к их эмоциональным переживаниям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

Бодрияр Ж. Судьбоносные события. Библиотека электронной литературы, 2014. URL: litresp.ru/chitat/ru/%D0%91/bodrijyar-zhan/prozrachnostj-zla/6. [Bodriyar, Zh. (2014). Sud'bonosnye sobytiya. Biblioteka elektronnoj literatury. litresp.ru/chitat/ru/%D0%91/bodrijyar-zhan/prozrachnostj-zla/6]. Григорьев Б. В. Философия как часть семиологии. Имена и вещи: предметность и функции знака: монография. М. : МИГУ, 1999. [Grigor'ev, B. V (1999). Filosofiya kak chast' semiologii. Imena i veshchi: predmetnost' i funkcii znaka: monografiya. M.: MPGU. (In Russ.)]. Делёз Ж. Логика смысла / пер. с фр. М. Фуко. М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998. [Delyoz, Zh. Logika smysla / per. s fr. M. Fuko. M.: Raritet, Ekaterinburg: Delovaya kniga. (In Russ.)]. Демьянков В. З. Семиотика событийности в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: учеб. пособие. Часть 2 / отв. ред. М. Н. Володина. М.: Изд-во Московского университета, 2004. С. 68-83. [Dem'yankov V. Z. Semiotika sobytijnosti v SMI. In Yazyk SMI kak ob»ekt mezhdisciplinarnogo issledovaniya: ucheb. posobie. Chast' 2 / otv. redaktor M. N. Volodina. M.: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 2004. S. 68-83.] Добросклонская Т. Г. Новостной дискурс как объект медиалингвистиче-ского анализа // Дискурс современных массмедиа в перспективе теории, социальной практики и образования: сборник научных работ / под ред. Е. А. Кожемякина, А. В. Полонского. Белгород: НИУ БелГУ 2016. С. 13-22. [Dobrosklonskaya, T. G. (2016). Novostnoj diskurs kak ob»ekt medialingvisticheskogo analiza. Diskurs sovremennyh mass-media v perspektive teorii, social'noj praktiki i obrazovaniya (p. 13-22): sbornik nauchnyh rabot / pod red. E. A. Kozhemyakina, A. V. Polonskogo. Belgorod: NIU BelGU. (In Russ.)].

Ирисханова О. К. Игры фокуса в языке. Семантика, синтаксис и прагматика дефокусирования. М.: Языки славянской культуры, 2014. [Iriskhanova, O. K. (2014). Igry fokusa v yazyke. Semantika, sintaksis i pragmatika defokusirovaniya. M.: Yazyki slavyanskoj kul'tury. (In Russ.)].

Красикова Т. Конструирование социально значимых событий в журналистских текстах // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 27 (170). С. 112-125. URL: httpsy/cyberleninka.ruarticle/n/konstruirovanie-sotsialno-znachimyh-sobytiy-v-zhurnalistskih-tekstah/viewer [Krasikova, T. (2013). Creation of socially significant events in media texts. Nauchnye vedomosti Belgorod-skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 27(170), 112-125. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-sotsialno-znachimyh-sobytiy-v-zhurnalistskih-tekstah/viewer (In Russ.)].

Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек. Текст. Семиосфера. История. М.: Языки русской культуры, 1999. [Lotman, Yu. M. (1999). Vnutri myslyashchih mirov. In Lotman, Yu. M. Vnutri myslyashchih mirov. Chelovek - tekst - semiosfera - istoriya. Moscow: YAzyki russkoj kul'tury. (In Russ.)].

Суходолов А. П. Феномен фейковых новостей в современном медиапростран-стве. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7fenomen-feykovyh-nov-ostey-v-sovremennom-mediaprostranstve/viewer. [Suhodolov, A. P. (2017). Fenomen fejkovyh novostej v sovremennom mediaprostranstve. https://cyber-leninka.ru/article/n/fenomen-feykovyh-novostey-v-sovremennom-mediapros-transtve/viewer (In Russ.)].

Jamieson K. H., Campbell K. K. The interplay of influence: News, advertising, politics, and the mass media. Belmont, CA: Wadsworth, 1992.

Langacker R. Foundations of Cognitive Grammar. Vol. I. Stanford: Stanford University Press, 1987.

Talmy L. Attention phenomena. The Oxford Handbook of Cognitive Linguistics. Oxford: Oxford University Press, 2007.

Whitehead 1929 Process and Reality. An essay in Cosmology. URL: http://groups. apu.edu/theophil/Culp/Phil496%20Readings/Whitehead%20Process%20 Reality.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.