УДК 37.035.6
ФЕСТИВАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
FESTIVAL MANAGEMENT AS AN EFFECTIVE MEDIA EDUCATION TOOL
© 2019
Е.Л. Крылова E.L. Krylova
Автор статьи обращается к термину «медиаобразование» и его трактовкам; обозначает направления медиаобразования; рассматривает сущность фестивального менеджмента и возможности его практического применения в качестве инструмента медиаобразования на примере event-мероприятия «ТЭФИ-Регион-2018», соорганизатором которого стала ГТРК «Самара». Основное внимание автор уделяет подробному описанию коммуникационной стратегии масштабного фестивального проекта, а также детальному изложению этапов реализации программы. В статье представлены цели и задачи проекта, тактика проекта, описывается практические инструменты формальной и неформальной коммуникаций, обозначены характеристики образовательных и досуговых мероприятий в рамках event-мероприятия «ТЭФИ-Регион-2018», организованных с использованием медиаинструментов, которые обусловили их успешность.
Ключевые слова: средства массовой информации; медиаобразование; фестивальный менеджмент; массовые коммуникации; медиапространство; event-мероприятия; медиаобразовательные инструменты; организация мероприятия; информационный повод.
In the article the author analyses the term «media education» and its definitions, indicates the varieties of media education. It also considers festival management and the ways of its application as a media education tool as exemplified in the TEFI-Region-2018 event held by Samara State TV and Radio Company as one of the venue hosts. The author focuses on the detailed description of the communication strategy of a large-scale festival project, as well as a detailed description of the stages of the program. The article presents the goals and objectives of the project, describes the tactics, practical tools of formal and informal communication, provides the characteristics of the educational and leisure activities within the event «TEFI-Region-2018», that were held effectively thanks to the media tools.
Keywords: mass media; media education; festival management; mass communication; media space; events; media education tools; event organization; newsbreak.
Средства массовой информации всегда играли существенную роль в формировании личности человека и гражданина. Выполняя социально-педагогическую, информативную, просветительскую функции, СМИ влияли на развитие коммуникативных способностей человека, его критического мышления, способности к анализу и оценке событий, к полноценному восприятию и интерпретации информации. Сегодня в мире стремительного развития медиатех-нологий вопросы подготовленности индивида к адекватному восприятию бесконечного потока разнонаправленного контента, его умения находить достоверные источники информации встают все острее.
В российских источниках термин «медиаобразование», как пишет Л.А. Иванова, утвердился после того, как он был использован А.В. Шариковым на симпозиуме по вопросам образования, проходившем в Рязани
в 1986 г. [1, с. 70]. На западе этот термин встречается с 1960-х гг.
Впервые концепция медиаобразования была сформулирована канадским философом Г.М. Мак-Люэном. В ее основе был принцип "The Medium is the Message", (средство коммуникации и есть само сообщение) [2].
В работе «Медиаобразование: история, теория и методика» А.В. Федоров рассматривает «медиаобразование» как «своеобразное включение обучающихся в процесс создания произведений медиакультуры, то есть погружение аудитории во внутреннюю лабораторию основных медиапрофес-сий, что возможно как в автономном варианте, так и в процессе интеграции в традиционные учебные предметы» [3, с. 10].
По мнению Л.С. Зазнобиной, медиа-образование - это подготовка «обучающихся к жизни в информатизированном про-
странстве путем усиления медиаобразова-тельной аспектности при изучении различных учебных дисциплин» [4, с. 54].
А.В. Шариков определяет медиаобра-зование как «процесс формирования у человека культуры медиатизированной социальной коммуникации» [5, с. 80].
Н.Б. Кириллова говорит о том, что конечная цель медиаобразования - «формирование медиакультуры личности, то есть способности к активному, осмысленному усвоению медийного содержания, основанному на знаниях о сущности, специфике и целях массовых коммуникаций» [6, с. 54].
Многие российские ученые, занимающиеся проблемой медиаобразования, придерживаются данной ЮНЕСКО классической трактовки, согласно которой медиа-образование понимается как связь со всеми видами медиа (печатными, графическими, звуковыми, экранными и другими формами) и различными технологиями. Оно дает людям понять, как массовые коммуникации используются в их социумах, овладеть способностями использовать медиа в коммуникациях с другими людьми» и т.д. [7, с. 152].
Медиаобразование как отрасль педагогики готовит профессионалов в сфере массовых коммуникаций. Вместе с тем в современном мире оно понимается значительно шире. Медиаобразование решает задачи подготовки подрастающего поколения к жизни в эпоху цифровых технологий, к сортировке и оценке получаемой информации, к поиску достоверных ее источников, к развитию межличностных коммуникаций. Оно рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа [8].
Многие исследователи, такие как
A.В. Федоров [3 ; 8 ; 9], О.А. Баранов [10],
B.В. Гура [11], Л.С. Кругликова [12], Н.Б. Кириллова [6 ; 13] и другие, сходятся во мнении, что медиаобразование развивается по следующим основным направлениям:
1) подготовка будущих профессионалов медиасферы - сотрудников редакций традиционных СМИ, а именно журналистов, продюсеров, операторов, режиссеров, актеров и т.д.;
2) медиавоспитание в учреждениях дополнительного образования и досуговых
центрах, в школе - школьное телевидение, газета, радио;
3) дистанционное медиаобразование с помощью средств массовых коммуникаций и сети Интернет;
4) самостоятельное медиаобразование, обусловленное медиакомпонентностью личности, ее активным поиском, знаниями, умениями, способностями к критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатек-стов различных жанров, осмыслению сложных социальных процессов.
Важность медиаобразования не раз обсуждалась на международном и российском уровне. В рекомендациях ЮНЕСКО отмечалось, что право граждан на свободу самовыражения и получение информации может быть реализовано через медиаобразо-вание. В России работает несколько общественных организаций медиаобразователь-ного профиля. Каждая из них развивает свои направления в работе - преподавательско-академические или развлекательно-досуго-вые, но очевидно одно - все они одинаково важны для развития человека [14].
Рассматривая варианты использования инструментов медиаобразования, хочется остановиться на досугово-развлека-тельном формате, потенциал которого зримо раскрывается в event- и фестивальном менеджменте.
Ярким примером реализации в ме-диапространстве страны просветительско-образовательных возможностей медиаобра-зования являются финальные мероприятия Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион-2018», соорганизатором и инициатором проведения которого в Самарской области стала ГТРК «Самара».
Event-мероприятия образовательного характера строятся на основных принципах, выделенных в работе Г.Б. Шпак «Инновационный менеджмент»:
- вовлеченность: участники мероприятия взаимодействуют друг с другом, получая новые знания, впечатления, способствующие диалогу;
- развлечение: востребованность ярких положительных эмоций формирует запрос на поиск новых методов коммуникации - в противоположность обыденным;
- разрушение стереотипов: события способствуют возникновению оригинальных эмоций, которые несут неожиданную
для индивидов привлекательность; зачастую сами события могут перевернуть мироощущение и мировосприятие человека;
- опора на ценности: ядро мероприятия составляют ценностные ориентиры, способствующие актуализации культурных, социальных традиций и ценностей, преемственности поколений [15].
В качестве медиаобразовательных инструментов могут быть использованы различные еvent-форматы: медиаконкурсы, квесты на медийные темы, чемпионаты, презентации и защиты проектов, открытые уроки, акции, экскурсии с шоу-элементами и т.д. Наиболее масштабной формой являются медиафестивали, отличающиеся многообразием тем и имеющие разные уровни организации. Таким образом, фестивальный менеджмент может рассматриваться как эффективный инструмент медиаобразования.
По мнению В. Бабкова, умение найти и разработать фестивальную идею, организовать и провести мероприятие - одна из важнейших и очень трудоемких профессиональных компетенций, так как реализация такого проекта нередко связана с присутствием большого количества гостей и участников, значительными затратами времени и средств, а также с взаимодействием большого количества партнеров и организаций, поиском спонсоров и развлекательных коллективов. Но эффект от проведения фестиваля едва ли не превосходит отдачу от всех других мероприятий [16].
Всероссийский телевизионный конкурс «ТЭФИ-Регион-2018» в Самаре задумывался как глобальное «медиапродвиже-ние территории». По данным аналитического агентства ТурСтат, в 2017 г. Самарская область заняла 34 место в рейтинге внутреннего туризма. Невысокий показатель отразил недостаточную информированность о туристических возможностях Самарского края.
На протяжении длительного времени Самара (тогда Куйбышев) была закрытым городом, существовавшим под грифом «секретно», незаслуженно оставшимся в тени. Почти полвека для жителей страны наш город был terra incognita.
Неизвестным большинству россиян оставался факт, что Самара дважды становилась столицей. Первый раз - в 1918 г., когда она стала столицей Российской Фе-
деративной Демократической Республики, второй - во время Великой Отечественной войны, когда в 1941 г. в Куйбышев были эвакуированы ряд правительственных учреждений СССР и иностранные дипломатические миссии.
Самарские предприятия, составляющие основу космической промышленности страны, уникальный и самый глубокий в мире бункер времен Второй мировой войны, крупнейшая площадь Европы, сцена, на которой впервые была исполнена Седьмая («Ленинградская») симфония Дмитрия Шостаковича, - вот далеко не полный перечень достопримечательностей мегаполиса.
По нашему замыслу, инициирование мероприятий, привлекающих гостей со всей страны, могло стать не только инструментом повышения узнаваемости Самарской области, поскольку гости особенные -представители профессионального журналистского сообщества, лидеры мнений, формирующие информационные тренды, но и серьезным аргументом для того, чтобы жители города и области поближе познакомились с историей родного края.
Ключевая цель проекта имела информационно-просветительский характер и заключалась в повышении заинтересованности гостей и жителей города его историей, в приобщении к культурно-историческим, производственным и социальным ценностям региона.
Для достижения поставленной цели ГТРК «Самара» были разработана и реализована стратегия, предусматривающая решение следующих задач:
- инициирование проведения финальных мероприятий Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион» в Самаре;
- проведение масштабной организационной работы по встрече, расселению, сопровождению гостей конкурса;
- разработка тематической экскурсионной программы, взаимодействие с Департаментом культуры, туризма и молодежной политики Администрации г.о. Самара и музеями города;
- создание информационных материалов, посвященных Самарской области, презентующих регион в рамках мероприятий «ТЭФИ-Регион»;
- стимулирование журналистского сообщества к созданию и распространению материалов о Самарском крае;
- установление творческих контактов между журналистами страны, формирование единого коммуникативного пространства, связанного с проведением финальных мероприятий конкурса «ТЭФИ-Регион» в Самаре.
Можно констатировать присутствие в этой стратегии всех базовых принципов еуеп1-мероприятия образовательного характера: вовлеченность всех участников в профессиональное познание и досуговые развлечения; совместные развлекательные эн-тертейнменты, оставляющие шлейф радости и вызывающие высокий эмоциональный накал; полное разрушение устоявшегося стереотипного представления о Самаре
как о закрытом и серо-угрюмом городе; формирование и продвижение общих ценностей (Самара - город-курорт, космическая верфь, запасная столица и т.д.).
Целевой аудиторией стали участники и гости мероприятий «ТЭФИ-Регион», члены Академии российского телевидения, региональные лидеры, представители органов государственной власти, жители Самарской области.
Гостями финальных мероприятий Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион» стали более 170 человек: телеакадемики, лучшие телевизионные журналисты, операторы, режиссеры - медийные люди, мнения и впечатления которых распространяются на обширную зрительскую аудиторию (см. рис. 1).
«НУТ-лтдшп
II Г. ИТ У Д
•СЕЕШЗ .КШЕШЭ
Ь
татр _ •ИШЛЕЭ1
; ГДЛЫ'I САМ АРА .гп ¡ШЕД^Т" т
•СЕЯЛ •ш;нч •' . -I .ЩИИШЗ,.
I, • I '
< шзхпа ' 1
• .— '... I____. ..ц Г1-I" Ч*'1 ,
, .(ЕШШШНа .1 «гт.ттАЧ.п
0 ШЕЗШЕ!
Рис. 1. География участников Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион»
Основой коммуникативной стратегии проекта «ТЭФИ-Регион-2018» являлось инициирование максимального количество информационных поводов, дающих возможность рассказать о Самарском регионе: встреча и прием гостей, культурно-развлекательная программа, организация образовательных мероприятий, неформальное общение. Особенность проекта - важность коммуникаций не только внешней, направленной на гостей конкурса, но и внутренней, касающейся повышения статуса региона в глазах его населения.
Все управленческие, творческие, тактические решения были направлены на достижение этих целей. В частности, помимо традиционных инструментов реализации подобных мероприятий тактика проекта включала и другие практические инструменты формальной и неформальной коммуникаций.
Структура формальных коммуникаций конкурса «ТЭФИ-Регион» основывалась на совместной работе ГТРК «Самара» и организационного комитета фонда «Академия российского телевидения». Профессиональные мастер-классы, встречи, обсуждение конкурсных работ с членами жюри, предпремьерные кинопоказы входили в общую программу мероприятий конкурса.
В то же время, являясь соорганизато-ром конкурса, ГТРК «Самара» реализовала ряд неформальных коммуникативных инициатив.
1. Тематические сюрпризы для каждого участника конкурса. В номерах самой современной гостиницы города каждого участника ждал сюрприз - подарок, собранный с душой, отражающий местный колорит и самарское гостеприимство (сувенирная продукция компании и гастрономические подарки от самарских производителей). Его изюминкой стал сувенирный набор из 6 фирменных сортов продукции Жигулевского пивоваренного завода.
2. Специально составленный экскурсионный маршрут общей протяженностью более 30 км, включающий посещение самых интересных мест Самары: Бункера Сталина,
музейно-выставочного комплекса «Самара Космическая», Площади Славы, Пушкинского сквера, музея Эльдара Рязанова и Музея истории сберегательного дела.
Продумывая экскурсионную программу для гостей и участников телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион», финальные мероприятия которого впервые проводились в Самаре, соорганизаторы форума ставили перед собой гораздо более сложные задачи, чем просто ознакомление с достопримечательностями областной столицы. Необходимо было качественно, подробно и аргументировано утвердить в сознании гостей нашего города более чем из 35 регионов страны мысль о том, что Самарская область занимает среди субъектов Российской Федерации особое место.
3. Торжественный прием, посвященный презентации региона. Праздничный вечер было решено провести в ресторанном комплексе, вмещающем более 200 гостей. Помимо участников конкурса «ТЭФИ-Ре-гион» на торжественном приеме присутствовали представители власти, бизнес-элита региона. К участию в мероприятии авторы проекта привлекли известных самарских исполнителей и артистов, участников популярной команды КВН высшей лиги. Хэдлайнером вечера стала знаменитая самарская группа «Синяя птица», исполнившая «золотые хиты» своего репертуара: «Клен», «Так вот какая ты» и др.
4. Красная дорожка, связавшая главную визитную карточку города - площадь Куйбышева и место проведения финальной церемонии «ТЭФИ-Регион» - Самарский академический театр оперы и балета. Торжественная встреча на красной дорожке включала приветствие участников конкурса, экспресс-интервью звездных гостей, сэлфи-фото с поклонниками и фотосессию. Отвечая на традиционные вопросы репортеров на красной дорожке, гости отмечали, что «восхищены гостеприимством Самары», «не представляли, что у города такая богатая история, такие удивительные традиции», «хотели бы обязательно вернуться сюда еще раз». Ведущие финальной цере-
монии Сергей Майоров и Светлана Зей-налова вели прямой эфир с красной дорожки в своих аккаунтах в Instagram.
5. Финальная церемония Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Ре-гион». Местом проведения церемонии награждения победителей конкурса стал Самарский академический театр оперы и балета. Приезжая на церемонию, гости уже знали, что именно в куйбышевский театр в тяжелейший период Великой Отечественной войны из Москвы был переведен Большой театр и что здесь в 1942 году состоялась премьера «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича.
Финальная церемония - самое волнующее событие конкурсных дней. Авторитетное жюри, состоявшее из известнейших телевизионных мастеров, высочайших профессионалов, членов Академии российского телевидения выбрало лишь 20 лучших работ из 550 конкурсных заявок.
Журналисты по всей стране болели за коллег, приехавших в Самару. Прямой эфир церемонии награждения победителей «ТЭФИ-Регион» шел на телеканале «Рос-сия-24» и сайте http://www.tefi.ru, совокупная зрительская аудитория трансляции насчитывала десятки тысяч человек. Члены жюри и победители, выходившие на сцену, благодарили Самару за «очень достойный и теплый прием», отмечая особое волжское гостеприимство и уникальность памятных моментов: «Потрясающий зал, потрясающий город! На этой церемонии несколько вещей произошло впервые в моей жизни: я впервые в жизни наблюдал балет на фоне телевизионной таблицы. Я впервые в жизни наблюдал такое единение и как встает зал на выход Акопова», - сказал Кирилл Набу-тов, телеведущий, член Академии российского телевидения.
Успешность мероприятий образовательного и досугового характера, организованных с использованием медиаинструмен-тов в рамках конкурса «ТЭФИ-Регион», обусловлена рядом их характеристик:
- индивидуальностью и неповторимостью, достигнутыми за счет использования уникальных форм коммуникаций (экс-
курсионных маршрутов, тематических подарков, презентации возможностей телекомпании);
- стимулированием участников мероприятия к проявлению активности, созданием информационных поводов федерального значения;
- четкостью планирования и реализации всех этапов мероприятий, наполнением каждого из них просветительскими смыслами, которые укрепляются в умах людей посредством взаимодействия;
- «долгоиграющим» положительным эффектом, произведенным на миллионную аудиторию по всей стране.
Результаты проекта были проанализированы и сформированы по направлениям:
- Самару посетили более 170 гостей из 38 регионов России, включая телеакадемиков Российского телевидения и медийных лиц федерального уровня;
- был разработан и внедрен 30-километровый уникальный экскурсионный маршрут;
- всем участникам конкурса были сделаны запоминающиеся тематические подарки;
- было опубликовано и размещено в эфире более сотни авторских журналистских материалов, в которых упоминалась Самара;
- около 35 млн человек составила совокупная зрительская аудитория всех информационных материалов, посвященных мероприятиям «ТЭФИ-Регион»;
- вышло в эфир более 10 информационных сюжетов о финале конкурса в Самаре на 5 федеральных каналах (Первом канале, ОТР, каналах «Россия-1», «Россия-24», «Россия-Культура»);
- около 600 публикаций с хештегом конкурса, часть из которых - с геолокацией в Самаре, было размещено в социальных сетях;
- свыше 200 000 «лайков» было поставлено в социальных сетях;
- более 1000 зрителей увидели финальную церемонию награждения победителей «ТЭФИ-Регион 2018» в Самаре;
- около 50 метров составила протяженность красной дорожки, связавшей площадь Куйбышева и место проведения финальной церемонии «ТЭФИ-Регион;
- свыше 15 раз звучала песня «Самара-городок» в исполнении членов жюри и участников конкурса.
В этом фестивальном проекте были объединены все доступные медиаобразова-тельные и еvent-форматы: медиаконкурсы,
образовательные семинары, мастер-классы, ролевые игры, развлекательные шоу-программы, акции и сюрпризы, встречи и обмен информацией, блестящая познавательная экскурсионная программа. Подобную форму отличает масштабность, высокий организационный уровень, что позволяет рассматривать фестивальный менеджмент как эффективный инструмент ме-диаобразования.
* * *
1. Иванова Л.А. Медиа-образование как педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 1. С. 70-79.
2. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ.
B. Николаева ; закл. ст. М. Вавилова. М. ; Жуковский : КАНОН-пресс-Ц : «Кучково поле», 2003. 464 с.
3. Федоров А.В. Медиаобразование: История, теория и методика. Ростов-на-Дону : ЦВВР, 2001. 708 с.
4. Зазнобина Л.С. Медиаобразование, интегрированное с базовым: Опыт организации экспериментально-исследовательской работы коллектива школы 858 ЮО г. Москвы. М. : Южное окружное управление образования, 1999. 173 с.
5. Шариков А.В. Так что же такое медиаобразование? // Медиаобразование. 2005. № 2.
C.77-83.
6. Кириллова Н.Б. От медиаобразования - к медиакультуре // Медиаобразование. 2005. № 5. С.52-56.
7. UNESCO [Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO]. Reprint in: Outlooks on Children and Media. Goteborg : UNESCO & NORDICOM, 2001. 152 p.
8. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М. : МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.
9. Федоров А.В. Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент. М. : Гос. ун-т управления, 2002. 80 с.
10. Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. Тверь : Твер. гос. ун-т, 2002. 87 с.
11. Гура В.В. Проблема разработки педагогических целей при проектировании медиаобра-зовательной среды // Известия Южного отделения Российской академии образования. 2001. Вып. III. С. 139-142.
12. Кругликова Л.С. Медиаобразование, интегрированное с базовым: Реальный опыт // Завуч. 2000. № 6. C. 24-30.
13. Кириллова Н.Б. Медиакультура и основы медиаменеджмента : учебное пособие. Екатеринбург : Урал. ун-т, 2014. 184 с.
14. Миндеева С.В. Взгляд на феномен «Медиаобразование» через призму понятийного аппарата педагогики // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 6(65). С. 181-186.
15. Шпак Г.Б. Инновационный менеджмент. Хабаровск : ХГА-ЭП, 2005. 97 с.
16. Бабков В. Фестивальный менеджмент. М. : ART-менеджер, 2007. 426 с.