Научная статья на тему 'Фестиваль учителей в г. Елабуга'

Фестиваль учителей в г. Елабуга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиденко Елена Александровна

В статье предлагается информация о ходе проведения Фестиваля учителей в городе Елабуга Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фестиваль учителей в г. Елабуга»

свободное время подростков. Дети из-за этого совсем не читают. Дети Интернета совсем не общаются друг с другом. Дети с помощью компьютера просвещаются в вопросах секса. Дети привыкают только развлекаться. Дети становятся жестокими после Интернета. Информационные компьютерные технологии (ИКТ) конструируют новые картины мира у детей». Данные положения могут классифицироваться как «моральная паника» общества в отношении детства. «Новые информационные технологии»: для кого они являются новыми? Однозначно, для старшего поколения. Молодежь воспринимает их как обычную повседневность, наряду с автомобилями, авторучками, автоматической бытовой техникой.

Что действительно наблюдается у нового медиа-поколения? Число пользователей Интернета в России за 5 лет возросло в 2,5 раза. За семь лет в России примерно вдвое увеличился парк домашних компьютеров. (По сообщению Фонда «Общественное мнение».) Количество подростков, увлекающихся компьютерными играми, возросло с 27,6 до 44,9% (разность 17,3%), также как и возросло количество подростков, путешествующих по компьютерной сети, с 4,6 до 12,8% (разность 8,2%), а также тех, кто обменивается информацией по компьютерной сети, - с 5,3 до 12,2% (разность 6,9%). (9, 12)

Наиболее заметное изменение - уменьшение значимости чтения книг как формы проведения досуга с 49,1 до 18,1% (разность 31 %). Но одновременно существенно выросла значимость чтения журналов - с 36,2 до 52,8% (разность 16,6%). Дети привыкают к более короткому «кванту» печатной информации.

Нестабильная социально-политическая, социально-экономическая и психосоциальная обстановка нашего общества воспроизводит стереотипы опасений восприятия всего нового. Взрослый мир и семья не успевают за социализацией детей. И вместо того, чтобы переструктурировать свои картины мира, картины мира молодого поколения объявляются иными = чуждыми = плохими.

Использование информационных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями

Особое внимание следует уделить влиянию ИТ на усвоение учебного материала детьми с ЗПР

Дети с ЗПР в силу психических особенностей запоминают и усваивают информацию медленнее и в меньшем объеме в сравнении с другими детьми. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%.

Существенная экономия времени наблюдается на этапе организации детей для привлечения внимания, на уроке при объяснении дети меньше отвлекаются, что необходимо для более глубокого, прочного усвоения конкретного материала. Дальнейшее наблюдение показывает, что материал, данный при помощи ИТ сохраняется в памяти учащихся дольше, чаще используется. Живость, яркость, необычность происходящего на экране компьютера заставляет ребят дольше удерживать внимание на предлагаемой информации, независимо от предмета. Как правило, у ребят этой категории нет возможности создавать презентации и

работать с компьютером дома, поэтому они с особым интересом следят за повествованием, активно участвуют в уроке. ИТ позволяют обогатить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, при этом активно развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Мультимедийные презентации, словари, задачи, занимательные задания, предлагаемые ребятам не на доске, а на экране, позволяют представить учебный материал, как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание, восприятие и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время объяснения нового материала и увеличивает время для закрепления полученных знаний.

На сегодняшний день автор статьи и ее коллеги, учителя начальных классов МОУ «СОШ № 63», имеют успешный опыт применения ИТ на уроках русского языка (разбор предложений по членам предложений, работа со словами, словарные диктанты, презентационные уроки по ключевым темам курса); уроках математики (решение задач, примеров, уравнений, самостоятельные работы, для ознакомления с ключевыми понятиями курса, задания для развития психических процессов); уроках окружающего мира (презентации по временам года, ознакомление с профессиями, с различными процессами в окружающем мире, презентации и документальные фильмы о животных); уроках труда (презентационные выставки работ художников, детей, процесс выполнения работы, пошаговый инструктаж); уроках рисования (презентационные выставки работ художников, репродукции картин, представление работ в разных жанрах, техниках, натюрморты, пейзажи, портреты, пошаговое выполнение работы); музыкальных занятиях (прослушивание различных музыкальных инструментов, знакомство с музыкальным инструментом). Помимо этого, методическим объединением учителей начальных классов разрабатываются презентации, дидактические и методические материалы по поддержке уроков окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения и др. с учетом особенностей восприятия, скорости усвоения, запоминания получаемой информации детьми с ЗПР.

Первые наблюдения за детьми показали, что после проведения уроков с применением ИТ в памяти учащихся остается больше информации, чем после традиционных уроков.

На этой основе можно сделать вывод, что использование мультимедийных технологий в обучении детей с ЗПР позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат, что способствует облегчению процесса восприятия и запоминания информации. Использование ИТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.

78

Инновационные проекты и программы в образовании 2010/5

Основные выводы

Информационные компьютерные технологии позволяют не только развивать ребенка, обучать его чему-нибудь, но и эффективно снимают раздражительность, состояние повышенной нервозности, дают прекрасную эмоциональную разрядку. Это благотворно влияет на поведение детей с эмоциональной неустойчивостью.

Благодаря использованию в рамках школьной образовательной программы информационных компьютерных технологий можно сделать нудный и скучный школьный предмет живым и интересным - таким образом, решается проблема реабилитации педагогически запущенных детей, детей со сниженной мотивацией и с трудностями в обучении.

Перечисленные преобразования позволяют обеспечить лечебный эффект учебной деятельности школьника, превращают саму эту деятельность в эффективное средство педагогической терапии, значительно расширяя потенциальные возможности для развития и самореализации личности ребенка.

Литература

1. Шамарина Е. В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекцион-но-развивающего обучения. М.: ГНОМ иД, 2003.

2. Кумарина Г.Ф. Компенсирующее обучение как форма помощи детям риска в условиях общеобразовательной школы. М.: «Начальная школа», № 3 2005.

3. Котова С. А. Проблемы качества и доступности современного начального образования // Начальное образование, 2008,-№4.-с. 8-10

4. Золотоусский И. П. Гоголь. Лермонтов. Жуковский. М.: Правда. 1986.

5. Васильева И.А., Осипова Е M Петрова H.H. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2002. № 3.

6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.

7. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании. М., 2004.

8. Майорова-Щеглова С.Н. Кентавр-проблемы в социализации современных российских детей и молодежи. Электронный ресурс: Институт социологии РАН http://www. isras.ru/publications_bank/1227085241 .pdf

9. Опросы «Интернет в России/Россия в Интернете». Выпуск 24. Лето 2008. Обзор ФОМ. 20.10.2008. http://bd.fom. ru/report/cat/smi/smijnt/int0803

10. Цымбаленко С.В., Шариков А.В, Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период. - Москва, НИИ школьных технологий, 2006.

11. http://www.levada.ru/press/2009020904.html

12. Ивакина P.M. Поведение российских подростков в Ин-тернет-пространстве: социологический анализ. М.: РГСУ, 2006.

В статье предлагается информация о ходе проведения Фестиваля учителей в городе Елабуга Республики Татарстан.

Сиденко Елена Александровна

старший преподаватель АПКиППРО

Фестиваль учителей в г. Елабуга1

17-19 августа 2010 года в городе Елабуга Республики Татарстан в рамках мероприятий, посвященных Году учителя, и Республиканского августовского совещания работников образования и науки, прошел первый Фестиваль школьных учителей. Инициатором и организатором данного форума выступил Елабужский государственный педагогический университет - республиканский флагман в деле интеграции вузовского и школьного образования, применения современных методов повышения квалификации школьных учителей, при поддержке Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства образования и науки РТ.

1. Основной темой форума станет национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». В рамках фестиваля прошли мастер-классы, круглые столы, презентации передового педагогического опыта, культурная и оздоровительная программа, выставка учебно-методической литературы. Регламент фестиваля предполагал и неформальное общение профессионалов, посещение концертных и творческих площадок.

1 Пресс-релиз о фестивале учителей

Для участия в работе Фестиваля были приглашены школьные учителя, учителя-победители конкурсов «Учитель года», победители приоритетного национального проекта «Образование».

В работе фестиваля приняли участие ведущие учителя РФ и РТ, педагоги и ученые из Германии, Сингапура, активно сотрудничающие с образовательными учреждениями.

Инновационные проекты и программы в образовании 201 0/5

79

Мастер-класс

Цель Фестиваля: обсуждение актуальных проблем и перспектив развития современной системы школьного образования в России в условиях ее модернизации; обмен опытом и мнениями о психолого-педа-гогическом, информационном и методическом сопровождении образовательного процесса в современной школе; ознакомление с новыми разработками и достижениями в области образовательных технологий.

Задачи Фестиваля:

- повышение статуса профессии педагога, привлечение внимания общественности к проблемам образования;

- выявление и распространение инновационного педагогического опыта, анализ и обобщение теоретических и практических, традиционных и инновационных подходов в образовании;

- повышение уровня профессионализма специалистов сферы образования;

- разработка совместных научно-практических проектов, расширение связей между вузом и школами республики;

- взаимодействие и сотрудничество с государственными структурами и общественными объединениями.

Основные направления работы Фестиваля:

1. Концепция и проекты реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

2. Инновационная деятельность в образовательном учреждении.

3. Организация научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении.

4. Психолого-оздоровительные аспекты развития личности в современных условиях.

5. Педагогический опыт: проблемы, реалии и перспективы.

6. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности современных учителей.

7. Информационные технологии в образовании.

От нашего Издательского дома «Инновации и эксперимент в образовании» был представлен интерактивный семинар на тему «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения». В следующем номере журнала «Эксперимент и инновации в школе» мы планируем опубликовать сценарий этого семинара.

От лица директора Издательского дома «Инновации и эксперимент в образовании» мы хотим поблагодарить Министерство образования республики Татарстан, а так же организаторов фестиваля Елабужский Государственный Педагогический Университет.

80

Инновационные проекты и программы в образовании 2010/5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.