Научная статья на тему 'Фестиваль как средство воспитания эстетической культуры молодежи малых городов'

Фестиваль как средство воспитания эстетической культуры молодежи малых городов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1062
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФЕСТИВАЛЬ / МАЛЫЙ ГОРОД / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазина Гульфия Раисовна

В статье автор обращается к проблеме воспитания эстетической культуры молодежи малого города и приводит результаты проведенного исследования в Республике Татарстан. В качестве эффективного средства воспитания культуры молодежи автор предлагает фестивали народного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муртазина Гульфия Раисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фестиваль как средство воспитания эстетической культуры молодежи малых городов»

УДК 37.036:394.2 ББК 87.815 М 91

Г.Р. Муртазина

Аспирантка кафедры социально-культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств; E-mail: Murtazina911@yandex.ru

ФЕСТИВАЛЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МОЛОДЕЖИ МАЛЫХ ГОРОДОВ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье автор обращается к проблеме воспитания эстетической культуры молодежи малого города и приводит результаты проведенного исследования в Республике Татарстан. В качестве эффективного средства воспитания культуры молодежи автор предлагает фестивали народного творчества.

Ключевые слова: эстетическая культура, фестиваль, малый город, молодежь.

G.R. Murtazina

Post-graduate student of Social-Cultural Activity Department of the Kazan State University of Culture and the Arts; E-mail: Murtazina911@yandex.ru

FESTIVAL AS AN EDUCATION MEANS OF AESTHETIC CULTURE OF YOUTH

IN SMALL CITIES

Abstract. In the paper, the author discusses education of aesthetic culture of youth in a small city and presents results of the conducted research in the Tatarstan Republic. The author offers festivals of national creativity as an effective remedy of education of culture of youth.

Keywords: aesthetic culture, festival, a small city, youth.

Современная социальная действительность в России характеризуется нестабильностью всех сфер общественной жизни, что не могло не сказаться на уровне эстетической культуры молодежи, которая стала носить преимущественно стихийный характер. За период постсоветского времени выросло новое поколение молодых людей с совершенно иными ценностными ориентациями и мировоззренческими установками в сравнении с теми, которые два десятка лет тому назад являлись доминирующими: отсутствие потребности в высоких культурных и духовных ценностях, падение интереса к культуре, негативное отношение к истории, национальным традициям и т.д. Проблема воспитания эстетической культуры особую актуальность приобретает применительно к подрастающему поколению малых городов.

Феномен малого города рассматривается исследователями с разных позиций, в частности, особенности малого северного города, малого города России, малого промышленного города, малого провинциального города раскрываются в работах таких ученых, как Н.И. Анисимова, Л.Я. Барсукова, Е.Э. Бельская, С.В. Богданова, Е.Е. Голубева, В.Н. Грищенко, Н.Ю. Деткова, В.П. Ераносян, С.Н. Жирякова, Т.В. Збираник, М.Г. Кудрявцева, В.Ф. Кузнецов, А.С. Ляховец, В.В. Маскин, И.С. Пономарева, О.Г. Прохорова,

Н.И. Радченко, Н.В. Серегина, Ю.В. Степанов, Р.У Такиуллин, А.Д. Тарасова, Е.М. Фридман, Р.З. Халиуллин, Э.Г Чернова, Е.Ф. Черняк, С.А. Шургина.

Основные признаки малого города определяет доктор педагогических наук А.В. Мудрик, к которым относит количество жителей (до 50 тыс. человек); наличие исторического прошлого, превышающего столетний минимум; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специфический социально-психологический климат [3, с.

С других позиций представляет малый провинциальный город Н.Ю. Деткова, которая рассматривает его в совокупности следующих административных, социокультурных и духовных особенностей: территориальная удаленность от центра; невысокий уровень развития городской среды; наличие особого уклада жизни (ориентация на спокойную тихую жизнь, консерватизм, медленный ритм); преобладание личностных отношений и наличие прочных коммуникативных связей; тесная связь с природой и сельской жизнью; наличие специфического духовного пространства, порождаемого ментальностью жителей [2, с. 11].

Как утверждают исследователи, при характеристике малого города немаловажным является не только его отличие от крупного города, но и от деревни. В малом городе по сравнению с деревней больше возможностей для образовательного и профессионального выбора, потребления духовных ценностей, социального творчества, самореализации, самоутверждения; разнообразнее занятия в свободное время (М.В. Никитский). В сравнении с более крупными городами в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, а следовательно, и меньше вариантов для осуществления выбора в различных сферах. В то же время, как показало исследование В.С. Магуна, сегодня нет принципиальных различий между притязаниями (в сферах карьеры, заработка, материального богатства) молодых людей, живущих в столице, в областном центре или в райцентре, при условии, что они имеют полное среднее образование. Их объединяет общее информационное и «товарное» пространство, общее или близкое содержание образования, общая приверженность выбору долговременной образовательной стратегии [3, с. 81].

По мнению кандидата педагогических наук И.П. Бахтиной, особенностями малого города являются высокий образовательный и культурный уровень населения, достаточное и стабильное финансовое обеспечение социально-культурной деятельности, опережающий характер инноваций в сфере образования и др. [1, с. 6]. Данные положительные признаки, несомненно, оказывают большое влияние на воспитание культуры молодежи в условиях малого города.

А.Д. Тарасова в своем исследовании, посвященном формированию воспитательной системы вуза в условиях малого города, наоборот, приводит негативную социальнонравственную картину: по данным Союза малых городов РФ, 77% малых городов с многопрофильной градообразующей базой неблагополучны в экономическом отношении; более чем в 60% малых городов смертность населения существенно превышает среднероссийские показатели; в 65% малых городов доходы населения ниже прожиточного минимума. Кроме того, специфична воспитательная среда в условиях малого города: низкий уровень общеобразовательной подготовки выпускников школ малых городов; стремление приблизить быт к стандартам больших городов; меньшее количество стимулов по сравнению с большим городом, влияющих на мобильность жителей малого города, а следовательно, и меньшее число вариантов для осуществления профессионального выбора студентов-выпускников в различных сферах; наличие определенной избирательности в общении, дифференциации его с различиями по интенсивности и эмоциональной значимости, а также по содержанию; некоторая дифференциация норм ожидаемого поведения и норм взаимоотношений в связи с возрастом и полом жителей; сохранение в жизненном укладе малого города характеристик традиционной соседской общины, в которой практически невозможна анонимность; сохранение отпечатка сельского образа жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций жителей малого города [4, с. 5].

Наше исследование позволило выявить уровень сформированности эстетической культуры молодежи малых и крупных городов Республики Татарстан, результаты которого показали следующее: из 100 молодых людей малого города низкий уровень культуры имеют 50,6%, средний уровень - 36,7%, высокий уровень - 12,7%; из 100 опрошенных жителей крупного города низкий уровень культуры имеют 30,3%, средний уровень - 45,4%, высокий уровень - 24,3%. Среди любимых видов искусства молодые люди называют кино и музыку, содержание и художественная ценность названных ими произведений носят больше

развлекательный характер; они мало читают, недостаточно просвещены в области театрального, музыкального, изобразительного искусства, редко посещают концертные залы, выставки картин, практически незнакомы с такими жанрами музыкального искусства, как опера и симфония. Свободное время молодежь, в основном, предпочитает проводить с друзьями, нежели с семьей, в клубе, парке отдыха, посвящает просмотру телепередач, реже занятиям спортом. Из видов музыкальной деятельности отдают предпочтение танцам или слушанию эстрадной музыки. Таким образом, результаты опроса убедительно показывают достаточно низкий уровень эстетической культуры молодежи малых городов.

Одним из путей решения данной проблемы, на наш взгляд, является обращение к национальным традициям своего народа, которые способствуют художественнонравственному воспитанию человека, раскрытию его творческих способностей и потребностей, обогащению эмоционального и духовного потенциала. Эффективным средством воспитания эстетической культуры могут стать фестивали. Как одна из форм культурной деятельности, фестивали выявляют таланты, дают возможность творческого роста в условиях наиболее благоприятного профессионального общения, формируют культурный образ малого города, оказывают позитивное влияние на экономическую ситуацию и объединяют различные социальные группы для участия в культурной жизни местного сообщества. Основной задачей фестиваля является внесение «свежей струи» в культурную жизнь города, создание максимально широкого поля притяжения как для профессионалов в области театра и музыки, так и для рядовых зрителей и слушателей.

Интересен, на наш взгляд, опыт фестивальной практики, проводимой в Архангельской области и Республике Татарстан. Примером может служить Фестиваль юмора Козьмы Пруткова, проводимый в городе Сольвычегодск, включает в себя своеобразные конкурсы: литературный, мастеров народных промыслов на лучшее изделие с символикой фестиваля, самодеятельного художественного творчества на самый смешной номер, художников, предприятий мелкорозничной торговли на лучшее оформление в день праздника. На сценических площадках Сольвычегодска выступают артисты областного молодежного театра, лучшие коллективы художественной самодеятельности. В Сольвычегодском историко-художественном музее проходят интересные встречи с деятелями культуры: открытие выставки «Сто работ художника Богдеско» с участием автора, мастер-класс «Музей: новое измерение», в школе-мастерской музея - встречи мастеров «Народные промыслы: традиция и современность». Украшением фестиваля являются: театрализованное представление «Засолка по-сольвычегодски» с распродажей сувенирной продукции, «изюминка» которой - холщовые мешочки с солью; фотосалон в сквере Козьмы Петровича Пруткова на фоне скульптур и плакатов с афоризмами писателя «Плати и замри»; детская познавательно-развлекательная программа «В гостях у домовенка Кузи» с конкурсами, играми, поощрительными призами; театрализованное представление афоризмов в карнавальном шествии «Карнавал - парад афоризмов Козьмы Пруткова»; ярмарка невест «Сольвычегодские приплывухи»; «Гостевой дом «У Козьмы Петровича Пруткова», в котором открыт музей сатирика, выставочный зал, кафетерий.

В г. Вельске проводится фестиваль «Кириллов день», в рамках которого проходит праздник деревянной скульптуры «Древо жизни»; городской бал выпускников «Вельск -город юности нежной»; танцевально-развлекательная программа «Белые ночи»; выставка-продажа продукции местных товаропроизводителей; праздничное богослужение в честь Кирилла Вельского и крестный ход; Кирилловский торжок с ярмарками, лотереей и выставками; научно-практические семинары. Особый интерес зрителей вызывают выступления вельских народных самодеятельных коллективов: эстрадно-циркового ансамбля «Романтики», ансамбля современного танца «Радуга», театра юного зрителя, студии современного спортивного танца «Вельданс», хора народной песни, сельских самодеятельных коллективов района. Кульминация фестиваля - воскресное народное гулянье [5].

Одним из популярных фестивалей, проводимых в Республике Татарстан, является

Поволжский русский фольклорный фестиваль «Каравон», приуроченный ко дню Николая Чудотворца. Праздник начинается с колокольного звона и церковной службы в храме, а продолжается на улицах, где устраиваются гуляния. Каждый может принять участие в традиционных русских обрядах, играх, катаниях на упряжках и каруселях, русской чайной церемонии и дегустации блюд русской национальной кухни. Организуются конкурсные программы на «Песенной», «Частушечной» и «Спортивной» площадках. На Зеленой поляне ежегодно выступают около 80 музыкальных творческих коллективов всей республики и гостей из различных регионов России, лучшие фольклорные коллективы проводят мастер-классы. На ярмарке «Русское подворье» выставляются изделия русских промыслов, начиная от свистулек и украшений, заканчивая традиционной народной одеждой. Искусные умельцы проводят мастер-классы по лозоплетению, лаптеплетению, ковке и гончарному делу. Проходит театрализованное представление «Старины обычай древний - светлый праздник Каравон», для маленьких гостей работает детская площадка с анимацией и представлениями Театра кукол «Экият». Праздник продолжается до вечера, звучат народные песни, частушки, проходят спортивные состязания и показательные выступления спортсменов-наездников. Апофеозом фестиваля является огромный хоровод (по-старинному «каравон»), когда все участники от мала до велика в несколько рядов, соединившись мизинцами, идут «каравонным» шагом.

В заключение хочется отметить, что роль фестивального движения в провинциальной жизни малого города исключительно велика. В процессе его подготовки и проведения заметно оживляется культурная жизнь города, растут ряды участников самодеятельности, повышается социальная активность молодежи, улучшается организация досуга, обеспечивается целенаправленное эстетическое воспитание, приобщение к культурным ценностям, дается старт волонтерскому движению. На наш взгляд, именно фестиваль является эффективным средством воспитании эстетической культуры молодежи малого города, своеобразным культурным институтом, который содействует социализации и самореализации молодежи, позволяет молодому поколению впитывать культурные традиции своей малой родины.

Примечания:

1. Бахтина И.П. Развитие творческой личности педагога дополнительного образования детей в малых городах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2007. 22 с.

2. Деткова Н.Ю. Духовная жизнь малого провинциального города (на примере г. Шадринска первой половины ХХ века): автореф. дис. ... канд. культурол. наук.Челябинск, 2009. 26 с.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2002. 200 с.

4. Тарасова А.Д. Формирование воспитательной системы вуза в условиях малого города: дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 222 с.

5. Экология культуры. Информационный бюллетень. Архангельск: Комитет по культуре администрации Архангельской области, 2002. №3 (28). 135 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.