Научная статья на тему 'Фестиваль как рефлексия поликультурного пространства (на примере Астраханского края)'

Фестиваль как рефлексия поликультурного пространства (на примере Астраханского края) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
198
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕСТИВАЛЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кусмидинова М.Х.

Данная статья посвящена рассмотрению роли фестивалей в развитии поликультурного пространства. В современном мире сеть международных и региональных фестивалей играет важную роль в качестве престижного поля для международного артистического обмена, демонстрации лучших достижений национальных культур и является хорошей ареной для культурного диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фестиваль как рефлексия поликультурного пространства (на примере Астраханского края)»

ФЕСТИВАЛЬ КАК РЕФЛЕКСИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ)

© Кусмидинова М.Х.*

Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Данная статья посвящена рассмотрению роли фестивалей в развитии поликультурного пространства. В современном мире сеть международных и региональных фестивалей играет важную роль в качестве престижного поля для международного артистического обмена, демонстрации лучших достижений национальных культур и является хорошей ареной для культурного диалога.

Ключевые слова: фестиваль, региональная культура, традиция, творчество, межкультурный диалог.

В настоящий период, в научных областях связанных с изучением процессов происходящих в обществе, значительно возрос интерес к роли международного и регионального фестивального движения в развитии современной культуры, так как в условиях глобализации и интенсивного освоения высокотехнологичных процессов, с одной стороны, и возникновения очагов межнационального напряжения, зачастую приводящих к открытым военным конфликтам - с другой, межкультурный диалог может стать фактором стабилизации и гармонизации межнациональных отношений.

Рассмотрения роли фестивального движения следует начать с изучения термина «фестиваль» и его характеристик. Словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее определение данного термина: «Фестиваль - широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств» [1, с. 656] Большой энциклопедический словарь дает более широкое определение, перечисляя виды искусства, которые связаны с этим понятием: «Фестиваль (франц. festival, от лат. festivus - праздничный), массовое празднество, показ достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства» [2, с. 1273].

Фестиваль, как творческое мероприятие, носящие ознакомительный характер, имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, фестиваль представляет собой серию событий, объединенных общей идеей или стилем музыки, что не ограничивает его во времени (так, фестивали могут продолжать в течении несколько дней). Во-вторых, демократичность, праздничность и творческая свобода делают фестивали более доступными для различных групп аудитории. В-третьих, независимые фестивали обеспе-

* Доцент кафедры Культурологии, кандидат философских наук.

чивают возможность проявить творческую изобретательность, так главной идеей фестиваля может быть оригинальность, превосходство, желание выйти за пределы повседневной деятельности, ограниченной стенами театров и залов [3].

Поскольку в обозначенной теме интерес представляет, фестиваль как рефлексия поликультурного пространства, автор статьи предлагает изучить роль творческих массовых проектов в культурной жизни Астраханского края.

Прежде чем переходить к изучению роли фестиваля в региональной культуре, стоит отметить, что на территории Астраханской области ежегодно проходят многочисленные международные, всероссийские и региональные конкурсы, которые дают возможность показать свое мастерство во всех видах художественно-творческой деятельности. Объем научной статьи не позволяет рассмотреть все проводимые в регионе фестивали, поэтому автор ограничится несколькими интересными примерами.

С каждым годом все больше растет интерес среди зрителей к Международному фестивалю театров кукол Прикаспийских государств «Каспийский берег», который проходит в Астрахани четвертый раз. Цель данного фестиваля заключается в содействие развитию и укреплению международных дружеских связей, творческого обмена и сотрудничества специалистов искусства театра кукол, ознакомлению юных зрителей с достижениями национальных культур, традиционной и современной драматургией, уровнем развития национальных театров кукол в странах региона Каспийского моря. Участниками его могут быть профессиональные театры кукол любой формы организации и собственности (или профессиональные артисты-кукольники - сольные исполнители), по одному из: Республики Азербайджан, Республики Армения, Республики Дагестан, Исламской Республики Иран, Республики Калмыкия, Республики Казахстан. Республики Туркменистан, предлагающие спектакли, соответствующие статусу, формату и целям фестиваля. По окончанию фестиваля жюри награждает победителей в следующих номинациях: за актерскую работу, за режиссуру, за кукульную сценографию, за музыкальное оформление, за развитие традиции, за расширение культурного горизонта, приз содружества и специальный приз детского жюри [4].

Помимо театрального фестиваля «Каспийский берег» стоит сказать о таких проектов, как международный фестиваль вокального искусства им. Валерии Барсовой и Марии Максаковой и международный этнографический фестиваль - конкурс «Голоса Золотой степи». Если первый проект проходит более 20 лет, то второй относительно молодой и направлен на усиления интереса к традиционной культуре народов и народностей Российской Федерации, а также к традиционной культуре народов всего мира, выявления молодых талантливых исполнителей, сохраняющих традиционные песенные, инструментальные и танцевальные образцы старинного народного искусства и повышения их профессионального мастерства, а также воспи-

тания у слушателей художественного вкуса в восприятии современного многоликого музыкального фольклора [5].

С каждым годом количество фестивалей проводимых в Астраханском регионе становится все больше, так впервые в 2013 году в городе в рамках дней японской культуры был проведен Фестиваль японского кино. В рамках мероприятия прошли мастер-классы по оригами, каллиграфии, искусству создания японской открытки. Кинопоказ открылся фильмом режиссёра Ма-сахико Тсугава «Зоопарк Асахияма - Пингвины в небе», а в течение трёх дней прошли показы фильмов «Swing Girls», «Дзен», «Гора Цуруги: Хроника тригопунктов», «Собака в коляске мотоцикла» [6].

Важно отметить тот факт, что ряд фестивалей проводимых в Астраханской губернии как на всероссийском и региональном уровне направлены подчеркнуть уникальное географическое положение и этнический состав данного региона и показать гармоничное развитие и сохранения национальный культур. В качестве примера можно провести ежегодный конкурс красоты «Красота Этно». Его участницами стали представительницы национальных обществ Астрахани: русского, татарского, армянского, казахского, грузинского, еврейского, ногайского. Цель конкурса - способствовать повышению общекультурного уровня молодежи города Астрахань, привлечению внимания к традициям, а также воспитание правильного восприятия образа женской красоты разных этносов, населяющих астраханскую землю.

Сам конкурс проводился в один этап и состоял из двух частей. В первой участницы показали своё умение презентовать себя и свое национальное общество. Девушки также представили на «вкус» жюри национальные блюда. Вторая часть - творческая, где девушки демонстрировали свои таланты. Особо стоит отметить тот факт, что все участницы конкурса были награждены титулами: «Этно славянская краса», «Дивой Кавказа», «Этно-улыбка», «Этно элегантность», «Этно обаяние», «Этно загадкой востока», а «Этно очарованием», «Этно - очарование», «Этно - естественность», «Этно - выразительный взгляд», «Звезда Кавказа», «Загадка Востока» [7].

Огромное значение для развития культурного диалога имеет ежегодный Международный фестиваль «Астрахань многонациональная». Приветствуя участников и гостей мероприятия, заместитель министра культуры Астраханской области Ольга Прокофьева, отметила, что фестиваль является культурным брендом региона и служит популяризации национальных традиций, этнической культуры различных национальностей: «Отрадно, что во многих концертных номерах участвовали представители других коллективов и творческих объединений. Такое содружество, несомненно, обогащает культуру, потому что именно в единстве - наша сила» [6].

Доброй традицией стало проведение и Международный открытый фестиваль народного творчества «Живая вода», который направлен на укрепление толерантности, единства, дружбы и доверия народов Астраханской об-

ласти, расширение межрегиональных, международных культурных связей и обменов. Согласно положение фестиваля, в программах выступлений творческих коллективов могут быть представлены как народные песни, танцы, наигрыши, игры, фрагменты обрядов, так и произведения современных авторов, в эстрадной обработке и т.д.

Отдельной стоит рассмотреть фестивали, связанные с историческими местами и событиями данного региона. Астрахань по праву может гордиться таким военно -историческим фестивалем как « Итильский берег». С каждым годом в нем все больше команд принимают участие. Программа фестиваля, как правило, обширна, в нее входят конные и пешие сражения, турнир по историческому фехтованию, турнир лучников, ночные бугурты; конкурсы исторической реконструкции, исторического костюма, менестрелей, мастер-классы исторического танца и исторической кухни. Закрывается фестиваль традиционным рыцарским шествием, награждением победителей и показательными боями [8]. Особой изюминкой «Итильского берега» является его традиционное место проведение, историческая достоверность - вблизи Селитренного городища.

На Астраханской земли кроме « Итильского берега » многие годы с успехом проходит международный военно-исторический фестиваль «Половецкая степь». Основная идея данного фестиваля заключается в реконструкции средневекового боевого походного лагеря, быта, игр, ремёсел и военных забав 13-15 века.

Картина детских и юношеских фестивалей Астраханского края безусловно не будет полной без визитной карточки губернии - регионального (открытого) телевизионного фестиваля - конкурса юных маэстро «Золотой ключик». «Этот прекрасный конкурс стал знаменательным явлением в культурной жизни нашей малой родины, поскольку направлен на решение главнейшей задачи - художественное воспитание детей и юношества» [10]. Этот творческий проект имеет богатую и красочную историю и ежегодно проходит на Астраханской земле более 20 лет. Фестиваль-конкурс направлен на воспитание подрастающего поколения в лучших духовных традициях нашего Отечества, на сохранение и развитие культурного общения детей всех национальностей, проживающих на территории Астраханской области. В фестивале-конкурсе принимают участие коллективы и солисты-исполнители в следующих номинациях: «академическое пение» (хоры, ансамбли, солисты); «народная песня, фольклор» (хоры, ансамбли, солисты); «эстрадный вокал» (ансамбли, солисты); «инструментальное исполнительство» (оркестры, ансамбли, солисты-инструменталисты); «художественное слово»; «хореография»; «авторская» (поэты, композиторы, журналисты); «юный художник»; «декоративно-прикладное творчество»; «Первые шаги»; «театр моды и костюма» [9].

Ребята, которые пока не представляют, свою жизнь без танца знают, что в области ежегодно проходят конкурсы, в которых они могут показать свои

номера и профессионально обогатиться новыми знаниями. Здесь речь идет о таких творческих проектах как, международный конкурс - фестиваль по современным танцевальным направлениям «Дельта-Данс», целью которого является привлечение общественного внимания к хореографическому искусству и его новым направлениям. В рамках фестиваля «Дельта-Данс», можно состязаться в таких номинациях как: цыганский танец, танец, посвященный военной тематике, ретро-шоу, историко-бытовой танец, танец казахской культуры, танец татарской культуры, танец народов Кавказа, русский народный танец, кубок Астрахани БЕБИ-шоу (среди детских садов), диско, хип-хоп, хаус, техно, стрит-шоу (соло, дуэты, малые группы, минипродакшн), попинг, сальса.

Автору статьи хотелось отметить и те фестивали родиной, которых не является Астрахань, но в которых активно принимают участие творческие коллективы из города и области. Ежегодный Международный фестиваль мастеров искусств «Мир Кавказу» впервые был проведен во Владикавказе в 1996 году. В первом и во всех последующих фестивалей в роли почетных гостей выступали творческие коллективы из Астрахани, а в 2011 г. Астрахань сама принимала у себя дома XIV Международный фестиваль мастеров искусств «Мир Кавказу».

В завершении данной статьи хотелось бы отметить, что на фоне современной глобализации и массовой интенсификации все чаще у человека появляется потребность обращения к своим корням, к истокам жизни своего народа, а именно, к народным традициям, танцам, песенной культуре. В какой-то степени эту проблему помогают решать фольклорные фестивали, которые дают возможность через творчество представителей различных этносов узнать много интересного о народной культуре и непосредственно участвовать с ними в культурном диалоге.

Список литературы:

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1989. -750 с.

2. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1456 с.

3. http://www.artmanager.ru.

4. http://astrpupp.ru.

5. http://astra-novosti.ru.

6. http://www.astrobl.ru.

7. http://www.astrasong.ru.

8. http://astravdv.ru/publ/kultura.

9. http://do.gendocs.ru.

10. http://www.astrakhan.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.