ФЕСТИВАЛЬ КАК РЕФЛЕКСИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ)
© Кусмидинова М.Х.*
Астраханский государственный университет, г. Астрахань
Данная статья посвящена рассмотрению роли фестивалей в развитии поликультурного пространства. В современном мире сеть международных и региональных фестивалей играет важную роль в качестве престижного поля для международного артистического обмена, демонстрации лучших достижений национальных культур и является хорошей ареной для культурного диалога.
Ключевые слова: фестиваль, региональная культура, традиция, творчество, межкультурный диалог.
В настоящий период, в научных областях связанных с изучением процессов происходящих в обществе, значительно возрос интерес к роли международного и регионального фестивального движения в развитии современной культуры, так как в условиях глобализации и интенсивного освоения высокотехнологичных процессов, с одной стороны, и возникновения очагов межнационального напряжения, зачастую приводящих к открытым военным конфликтам - с другой, межкультурный диалог может стать фактором стабилизации и гармонизации межнациональных отношений.
Рассмотрения роли фестивального движения следует начать с изучения термина «фестиваль» и его характеристик. Словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее определение данного термина: «Фестиваль - широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств» [1, с. 656] Большой энциклопедический словарь дает более широкое определение, перечисляя виды искусства, которые связаны с этим понятием: «Фестиваль (франц. festival, от лат. festivus - праздничный), массовое празднество, показ достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства» [2, с. 1273].
Фестиваль, как творческое мероприятие, носящие ознакомительный характер, имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, фестиваль представляет собой серию событий, объединенных общей идеей или стилем музыки, что не ограничивает его во времени (так, фестивали могут продолжать в течении несколько дней). Во-вторых, демократичность, праздничность и творческая свобода делают фестивали более доступными для различных групп аудитории. В-третьих, независимые фестивали обеспе-
* Доцент кафедры Культурологии, кандидат философских наук.
чивают возможность проявить творческую изобретательность, так главной идеей фестиваля может быть оригинальность, превосходство, желание выйти за пределы повседневной деятельности, ограниченной стенами театров и залов [3].
Поскольку в обозначенной теме интерес представляет, фестиваль как рефлексия поликультурного пространства, автор статьи предлагает изучить роль творческих массовых проектов в культурной жизни Астраханского края.
Прежде чем переходить к изучению роли фестиваля в региональной культуре, стоит отметить, что на территории Астраханской области ежегодно проходят многочисленные международные, всероссийские и региональные конкурсы, которые дают возможность показать свое мастерство во всех видах художественно-творческой деятельности. Объем научной статьи не позволяет рассмотреть все проводимые в регионе фестивали, поэтому автор ограничится несколькими интересными примерами.
С каждым годом все больше растет интерес среди зрителей к Международному фестивалю театров кукол Прикаспийских государств «Каспийский берег», который проходит в Астрахани четвертый раз. Цель данного фестиваля заключается в содействие развитию и укреплению международных дружеских связей, творческого обмена и сотрудничества специалистов искусства театра кукол, ознакомлению юных зрителей с достижениями национальных культур, традиционной и современной драматургией, уровнем развития национальных театров кукол в странах региона Каспийского моря. Участниками его могут быть профессиональные театры кукол любой формы организации и собственности (или профессиональные артисты-кукольники - сольные исполнители), по одному из: Республики Азербайджан, Республики Армения, Республики Дагестан, Исламской Республики Иран, Республики Калмыкия, Республики Казахстан. Республики Туркменистан, предлагающие спектакли, соответствующие статусу, формату и целям фестиваля. По окончанию фестиваля жюри награждает победителей в следующих номинациях: за актерскую работу, за режиссуру, за кукульную сценографию, за музыкальное оформление, за развитие традиции, за расширение культурного горизонта, приз содружества и специальный приз детского жюри [4].
Помимо театрального фестиваля «Каспийский берег» стоит сказать о таких проектов, как международный фестиваль вокального искусства им. Валерии Барсовой и Марии Максаковой и международный этнографический фестиваль - конкурс «Голоса Золотой степи». Если первый проект проходит более 20 лет, то второй относительно молодой и направлен на усиления интереса к традиционной культуре народов и народностей Российской Федерации, а также к традиционной культуре народов всего мира, выявления молодых талантливых исполнителей, сохраняющих традиционные песенные, инструментальные и танцевальные образцы старинного народного искусства и повышения их профессионального мастерства, а также воспи-
тания у слушателей художественного вкуса в восприятии современного многоликого музыкального фольклора [5].
С каждым годом количество фестивалей проводимых в Астраханском регионе становится все больше, так впервые в 2013 году в городе в рамках дней японской культуры был проведен Фестиваль японского кино. В рамках мероприятия прошли мастер-классы по оригами, каллиграфии, искусству создания японской открытки. Кинопоказ открылся фильмом режиссёра Ма-сахико Тсугава «Зоопарк Асахияма - Пингвины в небе», а в течение трёх дней прошли показы фильмов «Swing Girls», «Дзен», «Гора Цуруги: Хроника тригопунктов», «Собака в коляске мотоцикла» [6].
Важно отметить тот факт, что ряд фестивалей проводимых в Астраханской губернии как на всероссийском и региональном уровне направлены подчеркнуть уникальное географическое положение и этнический состав данного региона и показать гармоничное развитие и сохранения национальный культур. В качестве примера можно провести ежегодный конкурс красоты «Красота Этно». Его участницами стали представительницы национальных обществ Астрахани: русского, татарского, армянского, казахского, грузинского, еврейского, ногайского. Цель конкурса - способствовать повышению общекультурного уровня молодежи города Астрахань, привлечению внимания к традициям, а также воспитание правильного восприятия образа женской красоты разных этносов, населяющих астраханскую землю.
Сам конкурс проводился в один этап и состоял из двух частей. В первой участницы показали своё умение презентовать себя и свое национальное общество. Девушки также представили на «вкус» жюри национальные блюда. Вторая часть - творческая, где девушки демонстрировали свои таланты. Особо стоит отметить тот факт, что все участницы конкурса были награждены титулами: «Этно славянская краса», «Дивой Кавказа», «Этно-улыбка», «Этно элегантность», «Этно обаяние», «Этно загадкой востока», а «Этно очарованием», «Этно - очарование», «Этно - естественность», «Этно - выразительный взгляд», «Звезда Кавказа», «Загадка Востока» [7].
Огромное значение для развития культурного диалога имеет ежегодный Международный фестиваль «Астрахань многонациональная». Приветствуя участников и гостей мероприятия, заместитель министра культуры Астраханской области Ольга Прокофьева, отметила, что фестиваль является культурным брендом региона и служит популяризации национальных традиций, этнической культуры различных национальностей: «Отрадно, что во многих концертных номерах участвовали представители других коллективов и творческих объединений. Такое содружество, несомненно, обогащает культуру, потому что именно в единстве - наша сила» [6].
Доброй традицией стало проведение и Международный открытый фестиваль народного творчества «Живая вода», который направлен на укрепление толерантности, единства, дружбы и доверия народов Астраханской об-
ласти, расширение межрегиональных, международных культурных связей и обменов. Согласно положение фестиваля, в программах выступлений творческих коллективов могут быть представлены как народные песни, танцы, наигрыши, игры, фрагменты обрядов, так и произведения современных авторов, в эстрадной обработке и т.д.
Отдельной стоит рассмотреть фестивали, связанные с историческими местами и событиями данного региона. Астрахань по праву может гордиться таким военно -историческим фестивалем как « Итильский берег». С каждым годом в нем все больше команд принимают участие. Программа фестиваля, как правило, обширна, в нее входят конные и пешие сражения, турнир по историческому фехтованию, турнир лучников, ночные бугурты; конкурсы исторической реконструкции, исторического костюма, менестрелей, мастер-классы исторического танца и исторической кухни. Закрывается фестиваль традиционным рыцарским шествием, награждением победителей и показательными боями [8]. Особой изюминкой «Итильского берега» является его традиционное место проведение, историческая достоверность - вблизи Селитренного городища.
На Астраханской земли кроме « Итильского берега » многие годы с успехом проходит международный военно-исторический фестиваль «Половецкая степь». Основная идея данного фестиваля заключается в реконструкции средневекового боевого походного лагеря, быта, игр, ремёсел и военных забав 13-15 века.
Картина детских и юношеских фестивалей Астраханского края безусловно не будет полной без визитной карточки губернии - регионального (открытого) телевизионного фестиваля - конкурса юных маэстро «Золотой ключик». «Этот прекрасный конкурс стал знаменательным явлением в культурной жизни нашей малой родины, поскольку направлен на решение главнейшей задачи - художественное воспитание детей и юношества» [10]. Этот творческий проект имеет богатую и красочную историю и ежегодно проходит на Астраханской земле более 20 лет. Фестиваль-конкурс направлен на воспитание подрастающего поколения в лучших духовных традициях нашего Отечества, на сохранение и развитие культурного общения детей всех национальностей, проживающих на территории Астраханской области. В фестивале-конкурсе принимают участие коллективы и солисты-исполнители в следующих номинациях: «академическое пение» (хоры, ансамбли, солисты); «народная песня, фольклор» (хоры, ансамбли, солисты); «эстрадный вокал» (ансамбли, солисты); «инструментальное исполнительство» (оркестры, ансамбли, солисты-инструменталисты); «художественное слово»; «хореография»; «авторская» (поэты, композиторы, журналисты); «юный художник»; «декоративно-прикладное творчество»; «Первые шаги»; «театр моды и костюма» [9].
Ребята, которые пока не представляют, свою жизнь без танца знают, что в области ежегодно проходят конкурсы, в которых они могут показать свои
номера и профессионально обогатиться новыми знаниями. Здесь речь идет о таких творческих проектах как, международный конкурс - фестиваль по современным танцевальным направлениям «Дельта-Данс», целью которого является привлечение общественного внимания к хореографическому искусству и его новым направлениям. В рамках фестиваля «Дельта-Данс», можно состязаться в таких номинациях как: цыганский танец, танец, посвященный военной тематике, ретро-шоу, историко-бытовой танец, танец казахской культуры, танец татарской культуры, танец народов Кавказа, русский народный танец, кубок Астрахани БЕБИ-шоу (среди детских садов), диско, хип-хоп, хаус, техно, стрит-шоу (соло, дуэты, малые группы, минипродакшн), попинг, сальса.
Автору статьи хотелось отметить и те фестивали родиной, которых не является Астрахань, но в которых активно принимают участие творческие коллективы из города и области. Ежегодный Международный фестиваль мастеров искусств «Мир Кавказу» впервые был проведен во Владикавказе в 1996 году. В первом и во всех последующих фестивалей в роли почетных гостей выступали творческие коллективы из Астрахани, а в 2011 г. Астрахань сама принимала у себя дома XIV Международный фестиваль мастеров искусств «Мир Кавказу».
В завершении данной статьи хотелось бы отметить, что на фоне современной глобализации и массовой интенсификации все чаще у человека появляется потребность обращения к своим корням, к истокам жизни своего народа, а именно, к народным традициям, танцам, песенной культуре. В какой-то степени эту проблему помогают решать фольклорные фестивали, которые дают возможность через творчество представителей различных этносов узнать много интересного о народной культуре и непосредственно участвовать с ними в культурном диалоге.
Список литературы:
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1989. -750 с.
2. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1456 с.
3. http://www.artmanager.ru.
4. http://astrpupp.ru.
5. http://astra-novosti.ru.
6. http://www.astrobl.ru.
7. http://www.astrasong.ru.
8. http://astravdv.ru/publ/kultura.
9. http://do.gendocs.ru.
10. http://www.astrakhan.ru.