Научная статья на тему 'Фестиваль как этап эволюции праздничной культуры'

Фестиваль как этап эволюции праздничной культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3909
669
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / ФЕСТИВАЛЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николаева П. В.

В настоящей статье фестиваль рассматривается в контексте праздничной культуры как наиболее востребованная форма праздника. Автор затрагивает вопросы его происхождения, а также анализирует, как развивались фестивали художественной самодеятельности в советский период российской истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Николаева П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фестиваль как этап эволюции праздничной культуры»

"Культурная жизнь Юга России "

144 —

М 2 (27), 2008

П. В. НИКОЛАЕВА

ФЕСТИВАЛЬ КАК ЭТАП ЭВОЛЮЦИИ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

В настоящей статье фестиваль рассматривается в контексте праздничной культуры как наиболее востребованная форма праздника. Автор затрагивает вопросы его происхождения, а также анализирует, как развивались фестивали художественной самодеятельности в советский период российской истории.

Ключевые слова: праздничная культура, фестиваль, художественная самодеятельность.

Праздник как специфический аспект деятельности человека существует с момента зарождения человеческой культуры. Данный феномен наблюдался на всех стадиях развития человеческой цивилизации, в любых географических, экономических и культурных условиях. Возникновение праздника связано с отправлением обрядов, посвященных обожествляемым силам природы, с тотемизмом, анимизмом, магией. Праздничная культура видоизменялась по мере развития человечества в соответствии с возлагаемыми на нее задачами и функциями. Мы коснемся только одной из форм праздника - фестиваля, так как в современных социокультурных условиях это наиболее востребованный способ проведения массовых торжеств.

Фестиваль появился сравнительно недавно, а в отечественную культуру проник менее ста лет назад. Взятые нами хронологические рамки - это, с одной стороны, момент возникновения данного явления, с другой - период его бытования в советской культуре. В статье мы сознательно не рассматриваем фестиваль на современном этапе его существования: он значительно изменился в период перестройки и в своем современном виде заслуживает отдельного анализа.

Принципиальные изменения в формах, характере и функционировании праздничной культуры произошли в XIX - начале XX века в пределах всего европейского культурного ареала, что было связано с процветавшими в то время идеями модернизма и авангардизма, заключавшимися в порывании «с соответствующими нормами и традициями предшествующей эпохи» (1). Причиной, вызвавшей появление таких новых течений в художественной культуре, явились кардинальные перемены в привычном укладе жизни и во всем мировоззрении европейского общества. Они были обусловлены революциями в Германии, Франции, Венгрии и борьбой за независимость в других европейских странах, завершением промышленного переворота, достижениями во всех отраслях научного знания и т. д. Философ и культуролог В. Г. Торосян говорит об этом так: «Революция в естествознании происходила в условиях нараставшего революционного движения в обществе, общественных потрясений и катаклизмов. Недаром революцию в естествознании на рубеже Х1Х-ХХ веков сравнивают с коперни-канской революцией» (2). Кризис мировоззрения не мог не привести к поиску новых форм во всех

отраслях культуры. В праздничной сфере такой новой формой стал фестиваль.

Термин «фестиваль» применялся в Европе для обозначения формы массового праздника еще в XVIII веке. Известно, что подобное торжество состоялось в Лондоне в 1709 году, однако детальных сведений о нем не сохранилось. Во второй половине XVIII - начале XIX века фестиваль получил распространение во многих странах Центральной Европы. В начале XIX века интерес романтиков к средневековью косвенно повлиял на идею проведения музыкальных и театральных фестивалей как культурного празднества. Это было связано со «своеобразной "романтической реакцией" против механистического естествознания, в картине мира которого за движениями атомов и планет не нашлось места человеку с его духовным миром» (3). Постановка оперной тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга» в 1876 году ознаменовала рождение фестивалей в Байрейте. К началу XX века фестивали в различной форме утвердились повсеместно как в странах Европы, так и в США (4).

В России почвой для появления и развития фестиваля стала возникшая в результате Октябрьской революции 1917 года и образования СССР в 1922 году советская культура, остро нуждавшаяся в новых идеалах, образах, формах, которые можно было бы противопоставить дореволюционной культуре. Внедрение новых идеалов имело большое значение для утверждения и упрочения социалистического строя. Также важно было найти объединяющее начало для нового советского государства, стремившегося к воссоединению народа после Гражданской войны, расколовшей его на «красных» и «белых». Исследователь Б. К. Кудайбергенов пишет: «Если праздничная культура дореволюционной эпохи представляет собой, как правило, повторение традиционных, уходящих в глубь веков обрядовых, ритуальных и других форм, то современный праздник - предмет постоянного творчества» (5). Таким образом, уже в 1920-х годах стали быстро развиваться массовые виды художественной самодеятельности, прежде всего музыкальные (6). Такая активность спровоцировала появление большого разнообразия форм праздничной культуры. Согласно исследованию Г. В. Ильина, «с 1936 года в Москве ежегодно проводились декады национальной литературы и искусства, на которых демонстрировались достижения союзных

№ 2 (27), 2008 "Культурная жизнь Юга России "

и автономных республик в области культуры за годы советской власти» (7). Географические масштабы смотров художественной самодеятельности постоянно увеличивались. Пика массовости они достигли в последние предвоенные годы: например, во Всесоюзном смотре театральной самодеятельности, проходившем в 1940-1941 годах, были представлены 30 ООО коллективов (из них 22 ООО сельских), насчитывавших 250 ООО участников (8).

Художественная самодеятельность во время Великой Отечественной войны не прекратила своего существования, она «переместилась из стен клубов в агитпункты, воинские части, госпитали, в цехи заводов и фабрик, в бригады совхозов и колхозов» (9). Важно отметить, что в военное время, в 1943-1945 годах, проводились даже смотры художественной самодеятельности, что еще раз подтверждает значимость праздника для человеческой культуры.

Возвращение к довоенным показателям функционирования массовой, в том числе праздничной, культуры в стране можно объяснить рядом объективных факторов, замедлявших и усложнявших этот процесс. Во-первых, после войны необходимо было срочно восстанавливать сельское хозяйство, промышленное производство и другие жизненно важные отрасли, на что направлялись все силы и средства. Во-вторых, в период оккупации были разрушены или приведены в негодность все культпросветучреждения, а те из них, которые частично уцелели, не могли нормально функционировать. В документах, например, значится: «Кроме зрительного зала в них есть только 1-2 комнаты, нет фойе» (10). В силу тех же причин остро стояла и проблема кадров. По данным документов архива Краснодарского края, к концу 1945 года в культурно-просветительных учреждениях края числились 1509 человек, большинство из них не имели специального образования. В 67 районных домах культуры края работали только 10 человек со специальным образованием. Финансирование производилось лишь по статье заработной платы, возможность приобретать необходимый инвентарь и оборудование отсутствовала.

Взятый государством курс на быстрое восстановление всех отраслей жизни страны, в том числе культуры, требовал поиска новых возможностей. Этот процесс активно протекал не только в масштабах столицы и крупных культурных центров, но и в регионах, в сельской местности. В Краснодарском крае для кружков художественной самодеятельности выделялись помещения в зданиях различных административных учреждений, избах-читальнях и т. д. Производилась и реконструкция разрушенных во время войны культпрос-ветучреждений. До оккупации в крае насчитывалось 539 изб-читален, 46 районных домов культуры, 339 клубов, а в 1945 году были не только восстановлены все довоенные культурно-просветительные учреждения, но и организованы новые -21 районный дом культуры и 56 клубов (11). В том же году прошел первый послевоенный смотр художественной самодеятельности.

О высоких темпах развития культуры на Кубани говорит и рост количества участников подобных мероприятий. В 1946 году в смотре участвовали 8243 человека: 582 коллектива художественной самодеятельности (около 6000 человек) и индивидуальные исполнители. Этот показатель вдвое выше, чем в 1945 году. В 1947 году в смотре приняли участие уже 1307 коллективов (16 367 человек) и 2943 индивидуальных исполнителя - всего 19 310 человек. Основной контингент составляли колхозники (50%). Вторая по численности группа - сельская интеллигенция (30%). В оставшиеся 20% вошли рабочие и члены их семей (12).

Со временем при проведении фестивалей в СССР выработались свои традиции, касающиеся не только содержательной стороны, но и времени проведения, приуроченности к определенным событиям. Например, каждая знаменательная дата советской истории становилась поводом для всесоюзных и всероссийских конкурсов и смотров самодеятельного творчества. Жизнь самодеятельных коллективов была подчинена графику сменяющих друг друга смотров и фестивалей, посвященных политическим событиям, постановлениям КПСС и правительства. Тема определяла выбор репертуара. К участию в фестивалях и смотрах допускались только те, кто исполнял произведения на заданные темы, связанные с советскими ценностями и единой партийной идеологией (о Ленине, партии, труде и т. п.). Крупные фестивали советской музыки с начала 1980-х годов стали частью пленумов Союза композиторов СССР и отдельных композиторских организаций.

Не прекращался поиск новых форм фестивалей, и особенно успешным он оказывался в области народного творчества. Например, наиболее эффективными с точки зрения культурно-просве-тительской функции были теле-, радио- и кинофестивали народного творчества. Они представляли собой смотры и конкурсы фольклорных ансамблей, транслируемые региональными телецентрами. В связи с созданием научно-популярных фильмов о фольклоре с конца 1980-х годов в Москве стал проходить ежегодный всесоюзный кинофестиваль «Фольклор на экране»: демонстрировались снятые профессиональными и любительскими киностудиями фильмы, посвященные бытованию редких жанров фольклора, народным праздникам и обрядам, творчеству этнографических коллективов.

Новый этап развития изучаемого явления связан с идеями постмодернизма, возникшего в конце 1960-х годов в странах Запада. Фестиваль как форма культуры, имеющая синтетическую природу, оказался очень восприимчив к этим новым веяниям, проникшим в русскую культуру еще во времена СССР и получившим широкое распространение в России в 1990-2000-е годы. Постмодернистские принципы «стирания граней между прежде самостоятельными сферами духовной культуры, "высоким искусством" и "китчем", смешивания и уравнивания обыденного сознания и духовности, примитивного и научного, добра и зла, безобразного и прекрасного» (13) в

"Культурная жизнь Юга России "

№ 2 (27), 2008

полной мере находят отражение в фестивалях с 1980-х годов и до настоящего времени.

Первым проявлением этих тенденций стала постепенная популяризация в СССР в 1980-е годы ранее запрещенных жанров музыкального искусства. Возникло желание экспериментировать с новым искусством, применить его к новым условиям, рассмотреть с разных ракурсов. Это экспериментирование привело к появлению таких фестивалей, которые совмещали в себе фольклор народов России, джаз, литературные чтения поэтов-любителей, живопись, спектакли, инструментальную музыку, рок и др. Сами задачи, поставленные организаторами этих фестивалей, были постмодернистскими: кар-навализация, разрушение штампов мышления, поведения, традиционной эстетики. Журналист Т. Приходько, имевшая отношение к организации одного из таких фестивалей самодеятельного творчества в Москве, писала, что подобные мероприятия есть результат бескорыстного желания «показать людям то, что было наработано за долгие годы полуподпольного существования в никому неизвестных мастерских, домашних поэтических объединениях, дружеских рок-ансамблях» (14).

Кризис в стране в 1990-х годах, разрушение не только государственной системы СССР, но и мировоззрения в корне изменили состояние отечественной культуры, привели к необходимости выработки новых путей ее развития.

Итак, на основе изученного материала можно сделать вывод о том, что формы праздничной культуры видоизменялись на протяжении всей истории человеческой культуры под влиянием множества факторов, обусловивших их появление, бытование, содержание и функции. Возникновение и развитие фестивалей было результатом сложившихся культурно-исторических условий. Исследуемый феномен впервые наблюдался в XVIII веке в Великобритании, затем фес-

тиваль получил распространение в Центральной Европе, а в России появился в 30-х годах XX века. Динамика развития данной разновидности праздничной культуры в России с момента появления до сегодняшнего дня неизменно положительная. Фестиваль в СССР получил большую популярность и закрепился как одна из ведущих форм культурной деятельности, приобретя собственные традиции. Не прекращается поиск новых способов проведения фестивалей.

Литература

1. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. М., 2003. С. 271.

2. ТоросянВ. Г. Культурология. М., 2005. С. 395.

3. Там же. С. 384.

4. Музыка. Большой энциклопедический словарь /гл. ред. Г. В. Келдыш. М., 1998. С. 573.

5. Кудайбергенов Б. К, Иванов О. Е., Сапронов П. А. Культура современных праздников и обрядов. Элиста, 1986. С. 6.

6. Театрализованные праздники и зрелища 1964-1972 годов / ред.-сост. Б. Н. Глан. М., 1976. С. 9.

7. Ильин Г. В. Культурно-просветительская работа в СССР накануне Великой Отечественной войны. М., 1985. С. 33.

8. Темирбаев К. М., Украинцев В. В. Очерки истории советской культуры. М., 1980. С. 180.

9. Там же. С. 199.

10. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1626. Оп. 2. Д. 18. Л. 4.

11. Там же. Л. 2.

12. Там же. Д. 24. Л. 7.

13. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии... С. 324.

14. Приходько Т. Глава ностальгическая (воспоминания о фестивале творческой молодежи «Клуб-87» в московском ДК «Меридиан») // Новое в жизни, науке, технике. 1990. № 12. С. 3.

P. V. NIKOLA EVA. THE FESTIVAL AS A STRAGE OF EVOLUTION OF HOLIDAY CULTURE

In this article the festival is regarded in the context of holiday culture as the most demanded form of the celebration. The author voices the issue of its origin and analyses the developing of festivals of amateur performance during the Soviet period of the Russian history.

Key words: holiday culture, festival, amateur performance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.