-------. 339 КОНФЕРЕНЦИИ
Фестиваль и конференция «Разрушая барьеры» («Breaking the barriers». An International Documentary Film Festival and Conference), г. Исафьордур, Исландия,
28 мая — 2 июня 2008 г.
Северная ассоциация антропологического кино (NAFA) совместно с музеем Йона Си-гурдссона, Университетским центром Западных Фьордов (Исландия), Исландским университетом и Исландской антропологической ассоциацией провели в конце мая — начале июня 2008 г. Международный фестиваль документального кино «Разрушая барьеры» и конференцию в его рамках. Программа фестиваля и конференции по международным меркам выглядела небольшой (12 докладов с презентациями в ходе теоретической части и 25 фильмов), но представительной.
География производства антропологического кино охватила Северную и Южную Америку, Африку и Европу. Африканский континент был представлен двумя картинами из Южной Африки, а также фильмами из таких стран, как Малави и Мозамбик. В числе европейских стран очень подробно была представлена Норвегия (8 фильмов, созданных в 2006—2008 гг.), во многом благодаря стабильной плодотворной работе
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ № 9 340
молодых режиссеров и исследователей из университета г. Тром-се, в котором давно и успешно внедрена Программа визуальной антропологии.
Одним из преподавателей, работающих в русле этой Программы, является профессор Питер Крауфорд — активный деятель Северной ассоциации антропологического кино, известный теоретик и практик визуальной антропологии. В титрах нескольких европейских фильмов он был обозначен как «anthropology supervisor», т.е. «куратор антропологии» (один из вариантов руководства молодыми режиссерами-антрополога-ми подразумевает разделение функций: наряду с куратором антропологии существует также «cinematography supervisor» — куратор кинематографии).
В числе талантливых дебютов присутствующий на фестивале российский кинокритик Кирилл Разлогов отметил фильм Ани Бернстейн «Шоу шамана» (США, 2008), посвященный современным трансформациям ритуальной практики шаманизма в Сибири, картину «Ночной голос» (Мозамбик, 2007, режиссер Габриел Мондлэйн) о судьбах женщин, вынужденных зарабатывать на жизнь проституцией, а также фильм «Лейсар» (Великобритания, 2007, режиссер Александр Хёл) о повседневной жизни, труде и мыслях пастуха, живущего с семьей в деревне на юге Франции (предполагается, что эту картину российский зритель увидит в конкурсе дебютов на IV Московском международном фестивале визуальной антропологии «Камера-посредник», октябрь 2008 г.).
Очень благоприятное впечатление на аудиторию произвели также фильмы «Вызывание дождя» (Эстония/Норвегия, 2007, режиссеры Лииво Ниглас и Фрод Стораас), «Хранители огня» (Норвегия, 2007, режиссер Розелла Рагацци), «На канате» (Норвегия, 2006, режиссер Петр Лом), «День 206» (Исландия, 2007, режиссеры С. Олафсдоттир и А.Б. Арнасон).
Профессор антропологии Монреальского университета Асен Баликси говорил о проблеме антропологического фильма как идеологического послания. В качестве примера приводилась его знаменитая серия фильмов об эскимосах Нетсилик, получившая возможность демонстрации в рамках учебного плана программы MACOS («Man: A Course of Study»/«Человек: Курс изучения»). Она раскрывает реалии жизни традиционных эскимосов канадской Арктики до периода европейской аккультурации (съемки проводились в 1963—1965 гг.). Распространение фильмов, поначалу успешное, было приостановлено вследствие отказа от программы MACOS, последовавшего со стороны наиболее консервативных групп Америки. В качестве
Фестиваль и конференция «Разрушая барьеры» («Breaking the barriers». An International Documentary Film Festival and Conference)
341
КОНФЕРЕНЦИИ
учебных фильмы оказались надолго невостребованными, но они имели небывалый успех на телевидении. Современная эскимосская молодежь не способна установить связи с приверженцами традиционной культуры Нетсилик, однако в некоторых сообществах Крайнего Севера фильмы являются источником процесса культурной ревитализации.
Тема доклада профессора Асена Баликси была продолжена документальным фильмом «Сквозь эти глаза» (2004, режиссер Чарльз Лэд, Канада), посвященным судьбе серии об эскимосах Нетсилик. Фильм показал, как идея образовательного характера трансформировалась в ожесточенную политическую борьбу на почве культурных различий. MACOS была инновационной программой социальных исследований, разработанной для того, чтобы объяснить американским детям, «что означало “быть человеком”». Сердцем программы стала серия фильмов Нетсилик. Однако публичная демонстрация образцов живой традиционной культуры Нетсилик привела к столкновению ценностей, что вызвало размолвку между сообществами внутри Америки и показало всю хрупкость взаимоотношений политики и образования. Последствием этого стали пылкие споры между академическими и консервативными кругами.
Заслуженный профессор в отставке Джей Руби (университет г. Темпл, США) сделал доклад под названием «Этнографический фильм ждет цифровое мультимедийное будущее?». Доклад сопровождался презентацией возможностей цифрового CD-ROM, позволяющего одновременно использовать различные средства информации. Диск содержит этнографическую серию историй под общим названием «Oak Park Stories» (Истории Ок-Парка). Ок-Парк, Иллинойс — пригород Чикаго, в котором живут представители среднего класса, и данная серия исследует характер этого сообщества.
Джей Руби подчеркивает, что его интересует применение этнографических методов в исследовании зажиточного городского сообщества, состоящего из представителей среднего класса. По его мнению, ученые-социологи, как и большинство документалистов, слишком часто фокусируются на экзотических, угнетенных и патологических сообществах. Ок-Парк является одним из наиболее интересных социальных экспериментов в США. Он считается моделью успешной этнической интеграции: это сообщество, убежденное в том, что оно может сознательно само себя конструировать. В центре внимания Джея Руби находятся способы поддержания данным сообществом своих идеалов, а также влияние этого эксперимента на повседневную жизнь его граждан.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ № 9 342
Серия рисует портреты трех семей: афроамериканской, лесбийской и англосаксонской. Текст, фотографии и видеоклипы организованы нелинейным способом, для того чтобы зритель смог пройти свой собственный путь внутри каждого портрета. Автор доклада показывает, что такого рода интерактивные произведения в состоянии решать некоторые проблемы, возникающие в ходе попыток антрополога выразить этнографическое видение посредством фильма.
Джей Руби говорит буквально следующее: «Отклики на эти портреты только начинают поступать, но я чувствую уверенность в том, что выполнил поставленные самому себе задачи с помощью этого мультимедийного, интерактивного цифрового формата. Я также думаю, что мне не удалось бы добиться этого, если бы я написал книгу или выпустил фильм в надежде, что люди прочтут и посмотрят их. Эти этнографические портреты требуют определенных усилий: по меньшей мере сто страниц текста, столько же фотографий и два часа видео. Кто проберется через весь этот материал? Здесь я не испытываю уверенности, но и не теряю надежды. Я не так эгоистичен, чтобы полагать, что я изобрел новый, превосходящий все остальные, способ этнографического производства, но он, безусловно, является альтернативой и для меня превосходит все остальное».
Еще один доклад, вызвавший оживленную дискуссию, носил название «Визуальная антропология в малых поселениях: междисциплинарные аспекты», докладчик — Сара Пинк, преподаватель социальной антропологии в университете г. Лауборо, Великобритания. Сара Пинк — автор таких книг, как «Создавая визуальную этнографию» (2007), «Будущее визуальной антропологии» (2006), «Визуальные интервенции» (2007). В докладе рассказывалось о Движении малых городов, которое представляет собой транснациональное городское социальное движение, сконцентрированное на местной уникальности малых поселений в контексте глобализации.
В своем выступлении Сара Пинк предложила к обсуждению результаты ее недавних визуально-этнографических исследований в рамках Движения малых городов в Великобритании. Во-первых, как темы исследования (качество городской жизни, визуальная репрезентация, сенсорность, городские социальные движения), авторский подход к которым укоренен в визуальной антропологии, наделяют этот подход междисциплинарными значениями. Таким образом, автор изучает возможности визуально-антропологического подхода для производства знания, которое может стать вкладом в создание междисциплинарной теории. Во-вторых, каковы будут послед-
Фестиваль и конференция «Разрушая барьеры» («Breaking the barriers». An International Documentary Film Festival and Conference)
343
КОНФЕРЕНЦИИ
ствия этого для самой визуальной антропологии, если она становится частью междисциплинарного проекта.
Последнее выступление на конференции, которое хотелось бы отметить, — выступление режиссера и антрополога Розеллы Рагацци. Ее доклад назывался «Будущее здесь и сейчас». По ее мнению, пока антропология будет способна предлагать рациональный и отличный от других подход к исследованию и репрезентации культурного разнообразия и условий, производства значений и образцов социальности, аудиовизуальная антропология и комбинированные медиа будут ее частью. Очевидно, что все больше и больше студентов, ученых и исследователей используют в своих экспериментах аудиовизуальное оборудование. В то же время важно объединять аудиовизуальные средства с надлежащими текстами, чтобы сохранять аналитические перспективы как доступные и дополнительные по отношению к аудиовизуальным презентациям. Эта область нуждается сейчас в большей поддержке. Ученые зачастую пренебрегают текстами как чем-то устаревшим. Докладчик произвела анализ некоторых примеров этого феномена, избегая заключений, но высказывая опасения, возникающие в связи с такого рода «текстофобией».
В целом название фестиваля и конференции «Разрушая барьеры» определило содержание мероприятия, поставив в центр внимания присутствующих феномены разрушения барьеров не только между культурами и внутри них, но также учащающиеся случаи размывания границ между антропологией и другими сферами деятельности (историей, археологией, географией, искусством и др.).
Виктория Чистякова