Научная статья на тему 'ФЕРМЕРСТВО КАК КАРЬЕРНАЯ ТРАЕКТОРИЯ: ОПЫТ ТАИЛАНДА'

ФЕРМЕРСТВО КАК КАРЬЕРНАЯ ТРАЕКТОРИЯ: ОПЫТ ТАИЛАНДА Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
157
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТАИЛАНД / ЗАНЯТОСТЬ / ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ФЕРМЕР / КАРЬЕРА / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Пашкевич О. А.

В статье акцентирована роль малых фермерских хозяйств (личных и коллективных) в обеспечении продовольственной и экологической безопасности Королевства Таиланд. В ходе исследования проведен анализ динамики числа фермерских хозяйств, размера их землепользования, проанализированы особенности их специализации. Наряду с этим дана периодизация этапов развития системы аграрного образования Таиланда (становления, зеленой революции, распространения и реструктуризации). Установлены сильные и слабые стороны аграрного образования страны по уровням (базовое, профессиональное и высшее). К их числу относятся: налаженная образовательная инфраструктура, разнообразие учебных программ, с одной стороны, и широкая коммерциализация аграрного образования, недоступность получения образования малообеспеченному населению, с другой. Проанализирована возрастная динамика фермеров в стране и установлена тенденция старения фермерских поколений. Выявлены факторы, определяющие позицию и мотивацию будущих фермеров к аграрной занятости, в числе которых - наличие земельного участка, стартового капитала, оборудования, базовых знаний и навыков осуществления такого рода деятельности. В рамках исследования установлены направления государственного отраслевого регулирования труда и занятости в сельском хозяйстве, проанализированы программные документы, направленные на укрепление потенциала фермеров, систематизированы инструменты поддержки внедрения и освоения инноваций в отрасли. Особое внимание уделено комплексу мер, направленных на повышение престижа сельскохозяйственной профессии и статуса фермера в обществе. По результатам исследования сделан вывод, что в совокупности принятые и реализуемые меры предопределяют мотивацию к ведению сельского хозяйства и формируют карьерные устремления будущих фермеров.The article focuses on the role of small farms (individual and collective) in ensuring the food and environmental security of the Kingdom of Thailand. In the course of the study, an analysis was made of the dynamics of the number of farms, the size of their land use, and the features of their specialization were analyzed. Along with this, the periodization of the stages of development of the system of agricultural education in Thailand (formation, green revolution, distribution and restructuring) is given. The strengths and weaknesses of the country's agrarian education by levels (basic, professional and higher) are established. These include: a well-established educational infrastructure, a variety of curricula, on the one hand, and the widespread commercialization of agricultural education, the inaccessibility of education to the low-income population, on the other. The age dynamics of farmers in the country has been analyzed and the trend of aging of farmer generations has been established. The factors that determine the position and motivation of future farmers for agricultural employment are identified, including the availability of a land plot, start-up capital, equipment, basic knowledge and skills to carry out this kind of activity. As part of the study, the directions of state sectoral regulation of labor and employment in agriculture were established, program documents aimed at strengthening the potential of farmers were analyzed, and tools to support the introduction and development of innovations in the industry were systematized. Particular attention is paid to a set of measures aimed at increasing the prestige of agricultural profession and the status of a farmer in society. Based on the results of the study, it was concluded that, in aggregate, the measures taken and implemented predetermine the motivation for farming and shape the career aspirations of future farmers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФЕРМЕРСТВО КАК КАРЬЕРНАЯ ТРАЕКТОРИЯ: ОПЫТ ТАИЛАНДА»

ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ _АКАДЕМИИ № 1 2022_

АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 338.43(593)

ФЕРМЕРСТВО КАК КАРЬЕРНАЯ ТРАЕКТОРИЯ: ОПЫТ ТАИЛАНДА

О. А. ПАШКЕВИЧ

РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», г. Минск, Республика Беларусь, 220108, e-mail: volha.pashkevich@yahoo.se

(Поступила в редакцию 29.10.2021)

В статье акцентирована роль малых фермерских хозяйств (личных и коллективных) в обеспечении продовольственной и экологической безопасности Королевства Таиланд. В ходе исследования проведен анализ динамики числа фермерских хозяйств, размера их землепользования, проанализированы особенности их специализации. Наряду с этим дана периодизация этапов развития системы аграрного образования Таиланда (становления, зеленой революции, распространения и реструктуризации). Установлены сильные и слабые стороны аграрного образования страны по уровням (базовое, профессиональное и высшее). К их числу относятся: налаженная образовательная инфраструктура, разнообразие учебных программ, с одной стороны, и широкая коммерциализация аграрного образования, недоступность получения образования малообеспеченному населению, с другой. Проанализирована возрастная динамика фермеров в стране и установлена тенденция старения фермерских поколений. Выявлены факторы, определяющие позицию и мотивацию будущих фермеров к аграрной занятости, в числе которых -наличие земельного участка, стартового капитала, оборудования, базовых знаний и навыков осуществления такого рода деятельности. В рамках исследования установлены направления государственного отраслевого регулирования труда и занятости в сельском хозяйстве, проанализированы программные документы, направленные на укрепление потенциала фермеров, систематизированы инструменты поддержки внедрения и освоения инноваций в отрасли. Особое внимание уделено комплексу мер, направленных на повышение престижа сельскохозяйственной профессии и статуса фермера в обществе. По результатам исследования сделан вывод, что в совокупности принятые и реализуемые меры предопределяют мотивацию к ведению сельского хозяйства и формируют карьерные устремления будущих фермеров.

Ключевые слова: сельское хозяйство, Таиланд, занятость, фермерское хозяйство, фермер, карьера, регулирование.

The article focuses on the role of small farms (individual and collective) in ensuring the food and environmental security of the Kingdom of Thailand. In the course of the study, an analysis was made of the dynamics of the number offarms, the size of their land use, and the features of their specialization were analyzed. Along with this, the periodization of the stages of development of the system of agricultural education in Thailand (formation, green revolution, distribution and restructuring) is given. The strengths and weaknesses of the country's agrarian education by levels (basic, professional and higher) are established. These include: a well-established educational infrastructure, a variety of curricula, on the one hand, and the widespread commercialization of agricultural education, the inaccessibility of education to the low-income population, on the other. The age dynamics of farmers in the country has been analyzed and the trend of aging offarmer generations has been established. The factors that determine the position and motivation offuture farmers for agricultural employment are identified, including the availability of a land plot, start-up capital, equipment, basic knowledge and skills to carry out this kind of activity. As part of the study, the directions of state sectoral regulation of labor and employment in agriculture were established, program documents aimed at strengthening the potential of farmers were analyzed, and tools to support the introduction and development of innovations in the industry were systematized. Particular attention is paid to a set of measures aimed at increasing the prestige of agricultural profession and the status of a farmer in society. Based on the results of the study, it was concluded that, in aggregate, the measures taken and implemented predetermine the motivation for farming and shape the career aspirations of future farmers.

Key words: agriculture, Thailand, employment, farming, farmer, career, regulation.

Введение

Научные исследования и опыт Таиланда показывают, что программы развития сельских территорий и сельского хозяйства страны нацелены на повышение качества жизни населения, снижение давления человеческой деятельности на окружающую среду, ориентированы на оптимальное использование местных ресурсов и повышение престижа статуса фермера и привлекательности проживания в сельской местности [1-4].

В Королевстве Таиланд накоплен положительный опыт развития крупных корпораций, средних и малых фермерских хозяйств (личных и коллективных), сформированы механизмы государственного регулирования субъектами хозяйствования аграрной сферы. Его анализ и оценка позволит определить новые инструменты развития агробизнеса, повышения социального статуса работника аграрной сферы.

Цель настоящей публикации - проанализировать особенности ведения сельского хозяйства Таиланда, направлений регулирования отрасли, оценить их влияние на формирование карьерной траектории фермера.

Теоретической и методологической базой исследований послужили научные труды зарубежных авторов по вопросам развития аграрной отрасли Таиланда, программные документы, статистические данные, экспертные оценки. В процессе исследования использовались различные методы: монографический, абстрактно-логический, обобщения и аналогий, экспертных оценок, сравнения и другие. Автором проведены полевые исследования сельского хозяйства Таиланда.

Основная часть

Сектор малых по масштабу семейных фермерских хозяйств в Таиланде играет ключевую роль в обеспечении доходов сельского населения. Они демонстрируют повышенную устойчивость функционирования, создают больше рабочих мест в рамках местной экономики, сохраняют агробиоразнооб-разие и способствуют разнообразию рациона питания.

По данным Межпереписного обследования сельского хозяйства Королевства Таиланд, проведенного в 2018 г. [5], в стране насчитывается порядка 6 млн фермерских хозяйств (личных и коллективных), размер землепользования которых составляет 112,8 млн раи (35,1 % всей земельной площади королевства). Наибольшее их число - 2,8 млн (46,6 %) расположено в северо-восточной части страны, где они занимают 52,4 млн раи (46,5 %). Средний размер землепользования одного хозяйства составляет 18,9 раи.

Основная специализация тайских фермеров - растениеводство. Она включает возделывание таких сельскохозяйственных культур, как рис (в том числе выращивание для собственного потребления), паракаучук, многолетние, полевые, овощные лесные культуры, экзотические фрукты, травы и цветы, декоративные растения, содержание пастбищ, питомников деревьев и выращивание грибов. В животноводстве фермерские хозяйства занимаются разведением крупного рогатого скота на мясо, свиноводством, козоводством, овцеводством, птицеводством. Кроме того, в стране занимаются разведением тутовых шелкопрядов. На аквафермах разводят определенные виды рыб, лобстеров, креветок, лягушек, мягкотелых черепах, крокодилов (прудовое рыбоводство). Зачастую фермеры занимаются аквакультурой на рисовых полях.

В последние десятилетия молодежь как в Таиланде, так и других странах Азии стала меньше заниматься сельским хозяйством [5,6]. Согласно Национальной сельскохозяйственной переписи 2018 г., число владельцев ферм в возрасте до 35 лет уменьшалось в среднем на 44 тыс. чел. в год за предыдущие 10 лет. Это подтверждают данные табл. 1. В этой связи правительство страны оказывает поддержку молодым людям, которые мотивированы на аграрную занятость. Это выступает своего рода гарантией, что молодежь будет внедрять инновации и играть активную экономическую и социальную роль в обеспечении преемственности крестьянских поколений.

Таблица 1. Возрастная структура владельцев фермерских хозяйств (за исключением корпораций) в Таиланде, 2008-2018 гг., процент

Возраст владельца Годы 2018 г. к 2008 г., п.п.

2008 2013 2018

До 25 лет 0,4 0,6 0,3 -0,1

25-34 6,3 5,2 3,1 -3,2

35-44 23,0 18,4 15,6 -7,4

45-54 30,4 31,1 30,8 0,4

55-64 23,6 26,2 31,5 7,9

65 и более 16,3 18,5 18,7 2,4

Всего 100,0 100,0 100,0 -

П р и м е ч а н и е. Таблица составлена автором по данным источника [5].

Что касается уровня образования фермеров, то около 10 % из них не имеют никакого образования или имеют базовые навыки ведения сельскохозяйственной деятельности, порядка 23 % - владеют аттестатами о среднем образовании, имеют дипломы о профессионально-техническом и высшем образовании. Подавляющее же большинство, а это 67 % фермеров, имеют начальное образование.

Система аграрного образования Таиланда насчитывает 24 высших и 47 специализированных профессиональных учебных заведений. Первый сельскохозяйственный университет был открыт в 1943 г. Однако еще в 1898 г. формальное сельскохозяйственное образование было впервые введено в начальных школах в рамках обязательного компонента с целью ознакомления учащихся с фундаментальными сельскохозяйственными знаниями и практиками [7]. В частности, были созданы специализированные школы для подготовки учителей к преподаванию дисциплины в начальных школах. Однако данный проект был прекращен из-за резкого изменения образовательной политики, а также бюджетных ограничений. Далее система аграрного образования развивалась под влиянием концепции США в этой сфере [8, 9] (табл. 2).

Годы и период Описание

1898 - Становление Формальное образование в начальных школах, где аграрному направлению уделялось важное значение. Для этого осуществлялась подготовка педагогов в данном направлении

1960 - Зеленая революция Адаптирована модель развития агарного образования США. Возросла потребность в рабочей силе и технологиях в соответствии с требованиями зеленой революции. Переориентация тайского сельского хозяйства с натурального хозяйства на коммерческое, ориентированное на экспорт

1978 - Распространение Несфокусированное расширение профессионального и высшего образования в сельском хозяйстве в ожидании спроса на рабочую силу со стороны государственного сектора

2002 - Реструктуризация Сельскохозяйственное образование находится под влиянием целостной реформы в области образования в стране и обновленного направления в развитии сельского хозяйства

П р и м е ч а н и е. Таблица составлена автором по данным источника [7].

В настоящее время учебные планы преимущественно охватывают изучение технологических аспектов осуществления сельскохозяйственной деятельности. Из общей совокупности учебных заведений аграрного профиля только три университета (это школы сельского хозяйства и технологий) предлагают программы обучения для будущих фермеров, оказывая наряду с этим консультационно-информационные услуги и для действующих фермеров. Таковые программы включают аспекты управления фермерским хозяйством, организации производства, маркетинга и ведения учета.

Признавая определяющую роль аграрного образования в развитии отрасли, Таиландский исследовательский фонд инициировал масштабное исследование «Критической обзор: статус и перспективы аграрного образования в Таиланде» [7]. Помимо изучения исторических и современных аспектов становления сельскохозяйственного образования, были проведены глубинные и детальные интервью с 43 представителями сферы аграрного образования (инструкторы, исследователи, преподаватели, консультанты), органов управления (администраторы), субъектов агробизнеса (местные фермеры). Примечательно, что опрос тайских фермеров поднял такие насущные вопросы: кто получает преимущества от аграрного образования, так как оно не ориентировано на потребности фермеров и далеко от их реальных нужд. Респонденты также акцентировали внимание на том, что содержание образовательных программ нерелевантно реальности тайского сельского хозяйства и нуждам тайских фермеров. В этой связи полученные результаты позволили систематизировать сильные и слабые стороны аграрного образования в соответствии с уровнями его получения (табл. 3).

Таблица 3. Сильные и слабые стороны аграрного образования по уровням в Таиланде

Уровень Сильные стороны / возможности Слабые стороны / ограничения

Базовое Направления текущих реформ обучения включают создание благоприятной среды для сельскохозяйственного образования. Разработаны сельскохозяйственные учебные программы, адаптированные к потребностям сельских сообществ Вовлечены члены сообщества, имеющие опыт в сельском хозяйстве. Локальные сети для активного обучения стимулируются государственными и неправительственными организациями Слабый механизм для оказания помощи учителям на школьном уровне по управлению учебными программами, увязанными с потребностями сообщества. Недостаток подготовленных преподавателей и ресурсов для адекватного обучения. Недостаточная поддержка со стороны школьной администрации

Профессиональное Налаженная образовательная инфраструктура. Накопленный опыт поддержки профессиональных программ в сельском хозяйстве. Сильные традиции в работе с общественностью Ограниченные учебные ресурсы, как следствие несфокусированного распространения. Недостаточная подготовка поступающих студентов в соотношении «количество - качество». Критический дефицит бюджета, ограниченные ресурсы. Несфокусированное направление, как результат расширения зоны обслуживания несельскохозяйственных программ

Высшее Прочная философская основа; руководство и миссия по обучению, исследованиям и информационно-пропагандистская деятельность, вдохновленная моделью аграрного образования США. Качество имеющихся ресурсов в престижных университетах, служащих как основа для развития учреждений высшего аграрного образования. Разнообразие программ в сельском хозяйстве Разные по качеству программы вызваны в первую очередь за счет их несфокусированного распространения. Дефицит бюджета, ведущий к широкой коммерциализации в сельскохозяйственном образовании. Снижение доступа к возможности получения высшего образования для малообеспеченного населения, особенно из сельской местности

П р и м е ч а н и е. Таблица составлена автором по данным источника [7].

Наряду с этим, в проведенном опросе тайских студентов (187 чел.), которые обучаются на профессиональных курсах и готовятся к получению университетского образования со специализацией «Будущий фермер», установлено следующее [6]. Среди этих студентов - 61 % планировали в будущем стать фермерами, занятыми полный рабочий день. Около 32 % планировали заниматься сельским хозяйством на условиях неполного рабочего дня в качестве второстепенной деятельности, приносящей доход. Большинство же студентов выразили желание создать фермерское хозяйство, которые было бы диверсифицированным, наукоемким и капиталоемким. Таким образом, опрос показал, что большинство учащихся происходят из фермерских семей и в будущем смогут получить доступ к земельным участкам своих родителей. Однако ими было отмечено, что они не имеют необходимых ресурсов, таких как собственность и навыки ведения сельского хозяйства, чтобы стать полноценным фермером. Следовательно, большинство студентов планировало потратить порядка 10 и более лет на приобретение этих ресурсов, прежде чем открывать сельскохозяйственную ферму. В этой связи в государственной программе поддержки аграрной отрасли выработаны меры оказания таковой выпускникам сельскохозяйственных учебных заведений, которые планируют заняться ведением сельского хозяйства.

Учащиеся также отметили препятствия (ограничения) для занятия фермерством: высокий коммерческий риск осуществления сельскохозяйственной деятельности, первоначальная потребность в собственности, невысокая доходность, ограниченные возможности увеличения дохода от фермерской деятельности в будущем, сложности с доступом к земельным ресурсам, низкий социальный статус фермера в обществе, тяжёлые условия труда. Причем особенно ими было акцентировано внимание на низком социальном статусе фермеров. Однако студенты университетов планируют создать современную ферму, которая, по их мнению, должна четко отличаться от тех фермерских хозяйств, которые считаются традиционными и с которыми они не хотят ассоциироваться. Кроме того, будущие фермеры стремятся иметь средние по масштабам производства фермы, применяя наукоемкие методы ведения сельского хозяйства и выращивая разнообразные культуры.

Большинство опрошенных студентов планируют применять модель интегрированного сельского хозяйства, то есть совместного возделывания сельскохозяйственных культур и содержания животных с целью повторного использования остатков (отходов) одного сельскохозяйственного производства в качестве питательных веществ для другого. Эта форма ведения устойчивого сельского хозяйства продвигается учреждениями сельскохозяйственного образования согласно принципам Философии достаточной экономики [10-12]. Она же поддерживается Министерством сельского хозяйства и кооперативов как целевая для функционирования малых фермерских хозяйств в Таиланде. Этот тип земледелия принципиально отличается от ферм, которые сосредоточены на выращивании ограниченного числа сельскохозяйственных культур или животных. Студенты также указали, что важное внимание они уделяют ограничению производственных рисков, например, внедряя ирригационные системы, используя вакцины и т.д. Следует отметить, что описанные студентами будущие фермы требовали значительного стартового капитала, технологий, навыков и компетенций.

Установленные тенденции предопределили выработку специальных мер продержки выпускников сельскохозяйственных учреждений образования. Наряду с этим и благодаря активной позиции и мотивации ряда будущих фермеров создана возможность построения инновационных моделей фермерских хозяйств, на которые и будет сосредоточено оказание государственной поддержки. Для этого функционируют Центры поддержки инновационных решений в сельском хозяйстве, переработки продукции, Центры трансфера агротехнологий [13], Фонд поддержки реализации инициатив в аграрной отрасли [14].

По стратегическому направлению «Укрепление потенциала фермеров и их институтов», изложенному в Двадцатилетней стратегии сельского хозяйства и сотрудничества (2017-2036 гг.) и Пятилетнем плане развития сельского хозяйства Двенадцатого Национального Плана экономического и социального развития (2017-2021 гг.) [4] выработан комплекс мер, направленных на повышение престижа сельскохозяйственной профессии посредством:

- формирования новых поколений фермеров на основе получения ими новых компетенций по новым технологиям сельскохозяйственного производства, деловому администрированию, маркетингу, доступа к кредитным источникам. В целях развития агробизнеса совершенствуются процедуры передачи сельскохозяйственных земель. Кроме того, финансовая поддержка оказывается молодежи, которая планирует наследовать фермерские хозяйства родителей;

- проведения конкурсов на звание «Лучший фермер» и предоставления достижений широкой общественности, популяризации их среди молодежи;

- развития системы социального обеспечения фермеров посредством создания специального фонда с целью повышения их экономического и социального статуса;

- создания центра, который оказывает фермерам консультации и помощь в решении их проблем.

Заключение

В Таиланде разработаны и реализуются программы поддержки молодых фермеров, мероприятия которых нацелены на обеспечение доступа к земельным ресурсам, капиталу, рынкам, к знаниям, способности занять рыночную нишу, акцентируют освоение агротехнических приёмов и совершенствуют навыки ведения сельского хозяйства с целью сделать фермерство более привлекательной сферой труда и занятости.

Благодарности. Исследование выполнено по результатам участия в Ежегодных краткосрочных международных образовательных курсах «Содействие росту доходов и продовольственной безопасности с помощью диверсифицированных методов ведения сельского хозяйства с использованием интегрированных систем и подходов, основанных на участии» при поддержке Таиландского агентства международного сотрудничества и Чиангмайского университета Королевства Таиланд.

ЛИТЕРАТУРА

1. Faysse, N. Public Policy to Support Young Farmers in Thailand / N. Faysse,K. Phiboon, T. Filloux // Outlook on Agriculture. - 2019. - DOI: 10.1177/0030727019880187.

2. Singhapreecha, C. Agricultural Policy Development in Thailand / C. Singhapreecha // FFTC Agricultural Policy Platform (FFTC - AP). - Mode of access: https://ap.fftc.org.tw/article/686. - Date of access: 22.10.2020.

3. Singhapreecha, C. Economy and Agriculture in Thailand / C. Singhapreecha // FFTC Agricultural Policy Platform (FFTC

- AP). - Mode of access: https://ap.fftc.org.tw/article/682. - Date of access: 22.10.2020.

4. The Twenty-year Agriculture and Cooperative Strategy (2017-2036) and the Five-year Agriculture Development Plan under Twelfth National Economic and Social Development Plan (2017-2021) / Ministry of Agriculture and Cooperatives [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.oae.go.th/assets/portals/1/files/jounal/2561/strategic20year_eng.pdf. - Date of access: 20.03.2021.

5. The 2018 Agriculture Intercensal Survey, Whole Kingdom / National Statistical Office, Ministry of Digital Economy and Society, 2019. - 153 p.

6. Filloux, T. The Long Road to Becoming a Farmer: Thai Agricultural Students' Plans / T. Filloux, N. Faysse, P. Pintobtang // Outlook on Agriculture. - 48(1):003072701987993. DOI: 10.1177/0030727019879933.

7. Traimongkolkul, P. Lessons Learned and Present Prospects: a Critical Review of Agricultural Education in Thailand / P. Traimongkolkul, P. Tanpichai // Journal of International Agricultural and Extension Education. - 2005. - № 12(3). - P. 53-65.

8. Пашкевич, О. А. Опыт США в подготовке кадров для аграрной сферы: анализ и возможности использования / О. А. Пашкевич, Н. А. Пашкевич // Государственное управление: Российская Федерация в современном мире. XII Между-нар. конф. факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, 29-31 мая 2014 г.: материалы. - М.: ИН-ФРА-М, 2015. - С.532-536.

9. Пашкевич, О. А. Подготовка аграрных кадров в США: новые тенденции и перспективы / О. А. Пашкевич // Актуальные проблемы инновационного развития агропромышленного комплекса Беларуси: материалы V Междунар. науч.-практ. конф (г. Горки, 22-24 мая 2014 г.). - Горки: БГСХА, 2014. - С. 121-124.

10. Пашкевич, О. А. Сельское хозяйство Таиланда: ресурсы, занятость, регулирование / О. А. Пашкевич // Наука и инновации. - 2021. - № 8. - С. 68-74.

11. Пашкевич, О. А. Философия сельского хозяйства Таиланда / О. А. Пашкевич // Наше сельское хозяйство. - 2021.

- № 5. - С. 115-119 (начало).

12. Пашкевич, О. А. Философия сельского хозяйства Таиланда / О. А. Пашкевич // Наше сельское хозяйство. - 2021.

- № 9. - С. 125-130 (окончание).

13. SATI (Smarter Agriculture Thai Initiative): A Smarter Organic Farming Model for Thai Farmers / K. Sisang, I. Jamieson, J. Wongwatcharapaiboon, R. Chulerk // Proc. 11th Built Environment Research Associates Conference, BERAC2020, 2020, Bangkok, Thailand. - P. 17-26.

14. Rossi, A. Turning Red Rural Landscapes Yellow? Sufficiency Economy and Royal Projects in the Hills of Nan Province, Northern Thailand / A. Rossi // ASEAS - Austrian Journal of South-East Asian Studies. - 2012. - Vol. 5(2). - P. 275-291.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.