Научная статья на тему 'Фердинанд Лассаль и лассальянство в германской историографии XIX-XX веков'

Фердинанд Лассаль и лассальянство в германской историографии XIX-XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
808
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕРДИНАНД ЛАССАЛЬ / FERDINAND LASSALLE / ИСТОРИОГРАФИЯ / HISTORIOGRAPHY / СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ / SOCIAL DEMOCRACY / ЛАССАЛЬЯНСТВО / ВСЕОБЩИЙ ГЕРМАНСКИЙ РАБОЧИЙ СОЮЗ / THE GENERAL GERMAN WORKERS' ASSOCIATION / ОППОРТУНИЗМ / OPPORTUNISM / LASSALLEANISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суворов Юрий Владимирович

Статья представляет собой обзор научной литературы, изданной в Германии с середины ХІХ до конца ХХ века. Во второй половине ХІХ века отсутствовали глубокие научные исследования, публиковались биографии, принадлежавшие перу почитателей Лассаля. На рубеже ХІХ-ХХ веков появляются первые попытки объективно оценить значение Лассаля в истории германской социал-демократии. В середине 1920-х годов было опубликовано значительное количество работ, приуроченных к столетию Лассаля, написанных авторами социалистической ориентации, которые выделяли неоценимые заслуги Лассаля в развитии рабочего движения. После Второй мировой войны историки ГДР со строго марксистских позиций критиковали лассальянство и одобрительно оценивали деятельность Лассаля-агитатора. Историки ФРГ выделяют социал-демократическое направление и так называемое тоталитарное. Ярким представителем второго является Ш. Нааман, считавший Лассаля противником парламентской демократии, а его теорию основой для становления тоталитарного режима. В 1980-90-х годах значительных работ о Лассале в Германии не издавалось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FERDINAND LASSALLE AND LASSALLEAN- ISM IN GERMAN HISTORIOGRAPHY OF XIX AND XX CENTURIES

A review of some research literature on Lassalle’ heritage published in Germany starting from the middle of the 19th century up to the end of the 20th century is presented in the article. In the second half of the 19th century there existed no in-depth research on Lassalleian legacy. Some Lassalle’s biographies were published, which were in turn written by his followers. The first attempts to estimate the significance of Lassalle’s contribution into the history of German social democracy were made only at the turn of the 19th and 20th centuries. In the mid-1920s, a great number of publications devoted to his 100th anniversary were published. They were written by the socialist-oriented authors who highlighted Lassalle’s invaluable investment into the labor movement development. After the Second World War, some historians of the German Democratic Republic criticized Lassalle’s doctrine but favored his activities as a propagandist. As a result of the study, two research trends had been developed by the western German historians: the social democratic and the so called totalitarian. S. Na’aman was a bright representative of the latter trend. He believed that Lassalle was an opponent of parliamentary democracy, and that his theory acted as a basis for subsequent totalitarian regime development. In the 1980-90s no significant works on Lassalle legacy were published in Germany.

Текст научной работы на тему «Фердинанд Лассаль и лассальянство в германской историографии XIX-XX веков»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Февраль, № 1 Исторические науки и археология 2015

УДК 94(430)

ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СУВОРОВ

кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений Института истории, политических и социальных наук, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация)

[email protected]

ФЕРДИНАНД ЛАССАЛЬ И ЛАССАЛЬЯНСТВО В ГЕРМАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ XIX-XX ВЕКОВ

Статья представляет собой обзор научной литературы, изданной в Германии с середины Х1Х до конца ХХ века. Во второй половине Х1Х века отсутствовали глубокие научные исследования, публиковались биографии, принадлежавшие перу почитателей Лассаля. На рубеже Х1Х-ХХ веков появляются первые попытки объективно оценить значение Лассаля в истории германской социал-демократии. В середине 1920-х годов было опубликовано значительное количество работ, приуроченных к столетию Лассаля, написанных авторами социалистической ориентации, которые выделяли неоценимые заслуги Лассаля в развитии рабочего движения. После Второй мировой войны историки ГДР со строго марксистских позиций критиковали лассальянство и одобрительно оценивали деятельность Лассаля-агитатора. Историки ФРГ выделяют социал-демократическое направление и так называемое тоталитарное. Ярким представителем второго является Ш. Нааман, считавший Лассаля противником парламентской демократии, а его теорию - основой для становления тоталитарного режима. В 1980-90-х годах значительных работ о Лассале в Германии не издавалось.

Ключевые слова: Фердинанд Лассаль, историография, социал-демократия, лассальянство, Всеобщий германский рабочий союз, оппортунизм

Жизнь и деятельность Фердинанда Лассаля (1825-1864), основателя германской социал-демократии, крупного агитатора и теоретика, привлекала внимание многих исследователей различной политической ориентации. В настоящей статье автор попытается охарактеризовать труды представителей германской исторической науки Х1Х-ХХ веков, посвященные Лассалю и лассальянству.

В германской исторической литературе о Лассале можно выделить четыре основных хронологических периода: 1) вторая половина Х1Х века; 2) рубеж Х1Х-ХХ веков; 3) середина 20-х годов ХХ века; 4) вторая половина ХХ века.

Первый этап, продолжавшийся с середины 60-х годов Х1Х века до рубежа веков, характеризуется отсутствием глубоких научных исследований. В это время были опубликованы в основном биографии, в которых Лассаль изображался крупным революционером-теоретиком, вождем германского пролетариата [6], [8], [15]. Биографии принадлежали перу почитателей Лассаля, которые стремились к созданию культа своего кумира среди германских рабочих. В этих работах лишь превозносились заслуги Лассаля, каких-либо попыток научно исследовать его теорию и деятельность предпринято не было. Единственной критически ориентированной работой этого периода была книга Б. Беккера «История рабочей агитации Лассаля» [5], где с марксистских позиций рассматривалась деятельность Лассаля по организации Всеобщего

© Суворов Ю. В., 2015

германского рабочего союза (ВГРС), его политические акции на посту президента Союза. Б. Беккер критикует просчеты Лассаля, которые рассматривает как предательство дела пролетариата. Книга Беккера была направлена скорее на развенчание культа Лассаля, чем на создание научного исследования.

Второй период в немецкой историографии охватывает рубеж Х1Х-ХХ веков. В это время в литературе выделяются два основных направления: социал-демократическое и буржуазнопозитивистское. Учеными социалистической ориентации преследовались две цели - создание научных исследований и в то же время использование этих трудов в пропагандистских целях. Именно эти задачи ставились Ф. Мерингом, который в 1905 году опубликовал четырехтомную «Историю германской социал-демократии» [20]. Большая часть второго и третьего томов монографии посвящена Лассалю. В 1918 году Ф. Меринг выпустил в свет книгу «Карл Маркс. История его жизни» [21], где также рассматривается деятельность Лассаля, при этом автор уделяет особое внимание взаимоотношениям Лассаля и Маркса. Для Ф. Меринга названные политики - это революционеры одной величины. Лассаль представлен учеником Маркса, который «дорос до высоты его мыслей» и своими произведениями указал «путь к новой жизни сотням тысяч немецких рабочих». Исследуя положения теории Лассаля, Меринг приходит к выводу, что «Программа работников» - это «Коммунистический

20

Ю. В. Суворов

манифест», отраженный в зеркале немецких условий. Ф. Меринг не отрицал ошибок и заблуждений Лассаля, но в то же время считал, что он при всех своих теоретических промахах проводил политику Маркса. Ученый в своих работах особое внимание уделяет разногласиям, имевшим место между Марксом и Лассалем. Они видятся ему результатом случайного недоразумения, не поддающимся доводам разума, и представляют собой «самую сложную психологическую проблему». Ф. Меринг постоянно пытается доказать родственность душ Лассаля и Маркса, представить первого крупным революционером, воплощающим марксовы идеи на немецкой земле. На наш взгляд, это стремление Меринга не позволило ему объективно оценить суть лассальянства и деятельность самого Лассаля.

Крупный деятель германской социал-демократии Э. Бернштейн был прекрасным знатоком трудов Лассаля. В 1904 году Бернштейн издал брошюру «Лассаль и его значение для рабочего класса» [7], в которой рассматриваются основные вехи жизненного пути Лассаля, дается характеристика его научных и агитационных сочинений. Заслуги Лассаля перед рабочим классом видятся Э. Бернштейну в том, что он разбудил пролетарское движение, «стремился воспитать рабочих для участия в политике» [7; 94]. Особо отмечается как заслуга то, что Лас-саль проводил «реальную политику». Контакты с Бисмарком Бернштейн считает совершенно оправданными, так как они имели под собой практический расчет. Благотворное воздействие на развитие германского рабочего движения оказала идея всеобщего избирательного права, именно она воспитала и сплотила немецкий пролетариат в единую партию. Без огромной агитационной кампании за введение всеобщего избирательного права, которую вел Лассаль, по мнению Бернштейна, Бисмарк ни за что бы не ввел его в 1867 году. Слабость экономической теории Лассаля Бернштейн объяснял отсталостью Германии. Он полагал, что сочинения Лассаля не утратили своей актуальности и в начале ХХ века и могут еще «сильно будить и оплодотворять социалистическую мысль» [7; 95]. Высказанный им в то же время лозунг «Назад к Лас-салю!» подразумевал отказ от марксистских, насильственных методов завоевания политической власти и отдавал приоритет мирным, парламентским формам борьбы.

Брошюра Бернштейна во многом носила политическую направленность, автор старался найти в лассальянстве идеологическую основу для отхода германской социал-демократии от идеалов ортодоксального марксизма.

Крупнейшим представителем буржуазного направления в начале ХХ века был Герман Он-кен. В 1904 году вышла в свет его биография Лассаля [33]. Автор с позитивистских позиций

стремился оценить роль политика в социалистическом движении. Г. Онкен приходит к выводу, что в теоретическом отношении Лассаль не был оригинален, он не создал ничего нового. «Искусство его состояло в умении пользоваться обстоятельствами, ловить момент, который иначе был бы упущен социал-демократами» [33; 356]. Деятельность Лассаля-агитатора, политика и величайшего демагога позволила ему занять видное место в новой истории Германии [33; 356].

Третий период германской историографии о Лассале охватывает середину 20-х годов, когда было опубликовано значительное количество работ, приуроченных к 100-летнему юбилею со дня рождения Лассаля. Работы этого времени принадлежат в основном авторам социалистической ориентации. В статьях К. Гениша [12], К. Реннера [37], П. Кампфмейера [14] и Ф. Адлера [1] Лассаль изображался родоначальником германского рабочего движения, говорилось о том позитивном в его теории, что современная социал-демократия берет на вооружение, а именно: положение о мирных средствах борьбы, о классовом сотрудничестве, о постепенном реформировании системы и врастании в социализм.

В это же время появляются и исследовательские статьи Г. Майера, где рассматриваются различные аспекты теории и деятельности Ласса-ля [17], [18], [19]. Майер обращается, например, к вопросу о влиянии теории немецкого экономиста К. Родбертуса на Лассаля и считает, что концепция производственных ассоциаций с государственным кредитом появилась именно под воздействием теории названного экономиста [17; 330]. Исследуя отношения между Марксом и Лассалем, Майер приходит к выводу, что разногласия между ними основывались на недопонимании и личной антипатии [18; 530]. Главная заслуга Лассаля видится историку не в теоретических изысканиях, а в практической деятельности по созданию рабочей партии [18; 528]. В 1928 году Майер опубликовал переписку Лассаля с Бисмарком, которую он сопроводил крупной исследовательской статьей [19]. Автор констатирует, что именно контакты Лассаля с Бисмарком привели к ослаблению позиций ВГРС и к тем многочисленным ошибкам и просчетам, которые допустил Лассаль, находясь на посту президента Союза. По мнению историка, дальнейшее развитие этих контактов могло привести к прямому союзу с Бисмарком.

В 30-е годы, особенно после прихода в 1933 году нацистов к власти, значительных публикаций о Лассале не появлялось. Лишь после окончания Второй мировой войны германские историки вновь обращаются к изучению лассальянства. Послевоенный период, по нашему мнению, можно считать четвертым в германской историографии о Лассале. Он представ-

Фердинанд Лассаль и лассальянство в германской историографии XIX-XX веков

21

лен двумя направлениями: западногерманским и восточногерманским.

Методологической основой работ историков ГДР, естественно, был марксизм. К 100-летию образования ВГРС в Берлине вышла в свет книга Х. Хюмлера «Оппозиция против Лассаля» [13]. Автор использует огромное количество как опубликованных, так и архивных документов при рассмотрении деятельности оппозиционных сил в ВГРС, направленных против Лассаля и его последователей в период с 1862-1863 по 1866 год. Борьба оппозиции против Лассаля видится автору как борьба марксистов, прогрессивных сил против оппортунистического течения в рабочем движении Германии с целью образования революционной рабочей партии. В 1978 году в Марбурге вышла в свет книга Х. Штирнера, посвященная агитационной деятельности Лассаля [39]. Работа представляет собой попытку исследовать средства, используемые Лассалем во время агитации. Выводы автора в целом опять же идут в русле оценок, высказанных когда-то Марксом.

Пожалуй, единственным историком ГДР, занимавшимся Лассалем не один десяток лет, является Х. Ю. Фридеричи. Еще в конце 1950-х годов им была защищена кандидатская диссертация «Лассаль - политик» [9]. В 1963 году на юбилей ВГРС Х. Ю. Фридеричи откликнулся статьей «К столетию образования ВГРС» [10], а в 1985 году выпустил книгу «Ф. Лассаль. Политическая биография» [11]. Во всех работах Фридеричи со строго марксистских позиций рассматривает основные этапы деятельности Лассаля. Концепция, которой придерживается Фридеричи, истоками уходит в оценку Ласса-ля, высказанную Марксом. Говоря о заслугах Лассаля, которые в свое время отмечали Маркс и Энгельс, Фридеричи в то же время критикует ошибки и заблуждения Лассаля, осуждает его за оппортунизм и ошибочную политическую тактику. Каких-то новых подходов, новых оценок, оригинальных интерпретаций положений теории Лассаля, политических шагов президента ВГРС в работе нет.

После 1985 года работ на данную тему в ГДР не издавалось. Это может быть объяснено наличием строго заданной марксистской оценки Лассаля и его деятельности, что, в свою очередь, привело к снижению интереса к исследуемой тематике.

Совершенно иную ситуацию можно наблюдать в западногерманской историографии. Здесь можно выделить два основных направления - социал-демократическое и буржуазное. В 60-х годах историки ФРГ откликнулись на столетний юбилей ВГРС и столетнюю годовщину смерти Лассаля множеством публикаций.

Среди социал-демократических исследователей выделяются две группы историков. Первая, в которую входили В. Матуль [16], Х. Велер

[40], К. Андерс [4], К. Шмидт [38], была связана с правым крылом СДПГ. Авторы отрицали роль Маркса и марксистской теории в пробуждении рабочего движения в начале 60-х годов Х1Х века, констатировали несходство между Лассалем-те-оретиком и Лассалем-политиком. Позитивным в теории Лассаля им виделась его теория государства и роль, определенная социал-демократии в этом государстве. К. Шмидт, к примеру, считает главной продуктивной идеей Лассаля -сотрудничество классов и преобразование государства силами демократии, а не борьбу с ним, к чему призывал марксизм [38; 19].

Вторая группа историков принадлежала к левому крылу социал-демократической партии Германии. Ее видный представитель Б. Андреас [2], [3] исследует в своих работах динамику роста ВГРС, роль Маркса, Энгельса и бывших членов Союза коммунистов в подготовке почвы для агитации Лассаля. Андреас считает, что Лассаль верно понял потребности исторического момента в Германии и своей деятельностью помог передовым рабочим создать политическую партию. В то же время Андреас разделяет марксистский вывод о том, что ВГРС не развился в действительную политическую партию, а все годы существования продолжал оставаться сектой. Историк признавал влияние Маркса на Лассаля, считая, что оба являются демократами одинаковой величины, а разногласия между ними объяснял психологическими причинами.

Среди буржуазных западногерманских историков выделяются также два направления. К первому принадлежат исследователи, которые рассматривали лассальянство как «буржуазно-демократическое» движение. К этой группе, в частности, относится В. Моммзен [22]. Ученый считает, что с образованием ВГРС начинается подлинно демократическое движение в Германии, а сам Союз видится ему подлинной пролетарской партией. Историческая заслуга Лассаля, по В. Моммзену, в его «государственном учении», в тактике по отношению к прусской монархии. Контакты Лассаля с Бисмарком он рассматривал как вершину политического искусства президента ВГРС и расценивал их как предпосылку реформистского перерождения германской социал-демократии и ее интеграции в существующие структуры общественной и государственной жизни.

Ярким представителем «тоталитарного» направления в буржуазной историографии ФРГ 60-х годов является Т. Рамм [34], [35], [36]. Он считал Лассаля идейным предшественником тоталитарных режимов. Требование всеобщего избирательного права, по мнению этого автора, являлось тактическим шагом, который должен был привести к установлению режима личной диктатуры и началу террора против политических противников. С точки зрения Т. Рамма, тео-

22

Ю. В. Суворов

рия Лассаля не сыграла большой роли в истории германского рабочего движения. Являясь теорией национального коммунизма, она могла завоевывать сторонников до тех пор, пока не было достигнуто объединение Германии, так как до этого момента борьба за единство страны означала одновременно и борьбу против существующего государственного строя. Объединение Германии и примирение Бисмарка с либералами лишило национально-революционное движение почвы и способствовало его реформистскому перерождению. Однако самого Лассаля нельзя считать родоначальником реформизма в социал-демократии, он был революционером и коммунистом. «Его цель, - пишет Т Рамм, - полное уничтожение существующего строя» [34; 191]. Лассаль, по мнению исследователя, был «великим предшественником того мировоззрения, которое преобразовало историю ХХ века» [34; 192]. В этом Т. Рамм видит историческое значение Лассаля и считает необходимым вести борьбу против лассальянства в современных условиях [34; 215].

К «тоталитарному» направлению в западногерманской историографии можно отнести Ш. Наамана [23], [24], [25], [26], [27], [28]. Крупным вкладом в разработку проблем, связанных с деятельностью Лассаля и осмыслением его теории, является обширная монография Ш. На-амана «Лассаль. Новая политическая биография» [28]. Автор всесторонне исследует этапы эволюции Лассаля, его теорию социал-демократии, политические шаги. Нааман обращает внимание на заложенные в наследии Лассаля реформистские и ревизионистские тенденции, привнесенные им в рабочее движение, и констатирует присущий Лассалю немецкий национализм в противоположность интернационализму Маркса. Исследователь считает, что включение Лассаля в рабочее движение, его выступления за всеобщее избирательное право и создание самостоятельной рабочей партии - все это лишь средства к достижению политической власти. Нааман не считает Лассаля зачинателем или реставратором рабочего движения в Германии, он лишь стремится направить часть этого движения по своему пути, который видится Нааману ложным. Историк приходит к выводу, что Лас-саль стремился создать организацию на принципах «плебисцитарной демократии», в которой

отсутствуют демократические принципы выработки решений, а есть лишь «демократическое утверждение постфактум». Нааман видит Лас-саля противником парламентской демократии и поборником «интегральной демократии», которая сочетает в себе сильную личную власть руководителя и безоговорочное одобрение и подчинение его действиям со стороны массы. Таким образом, теория Лассаля могла скорее стать основой для появления тоталитарного государства, чем правового, которое базируется на парламентской демократии. В 70-е годы Ш. На-аман издал несколько статей, в которых исследовал процесс зарождения ВГРС [30], политическое завещание Ф. Лассаля [29], отношения с Бисмарком [31]. Работы Ш. Наамана привлекают отсутствием в них какой-то строго заданной и довлеющей над автором концепции. Он тщательно анализирует и сопоставляет факты, его выводы, на наш взгляд, являются во многом оправданными.

Из других публикаций этого периода можно назвать лишь популярную книгу К. Уекскула [41] и монографию Ф. Новы, посвященную теоретическим взглядам Лассаля [32]. Оценки авторов в целом идут в русле положений, выдвинутых Ш. Нааманом. В 80-90-х годах значительных работ о Лассале не появлялось.

Угасание интереса к Лассалю в конце 70-х годов во многом может быть объяснено наличием тех крупных исследований, которые были опубликованы на рубеже 60-70-х годов. Данная тематика не представлялась историкам перспективной и виделась ими изученной практически во всех направлениях и на самом высоком научном уровне.

Ученые ФРГ внесли важный вклад в изучение лассальянства. Обстановка идеологического плюрализма, царящая в западногерманской исторической науке, позволила им создать целый ряд первоклассных исследований, освещающих различные стороны деятельности Ласса-ля и положений его теории.

Знакомство отечественного читателя с работами германских исследователей затруднено тем, что лишь незначительная их часть переведена на русский язык, однако специалистам, занимающимся историей раннего рабочего движения в Европе и Германии, эти работы могут быть весьма полезными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Adler F. Lassales Weg zum Sozialismus // Der Kampf. Wien. 1921. № 9. S. 307-315.

2. Andreas B. Ein Brief aus den Anfang des lassalianischen Agitation in Duisburg-Ruhrort // Archiv fur Sozialgeschichte. Hannover; Bonn, 1963. Bd. 3. S. 561-562.

3. Andreas B. Zur Agitation und Propaganda des ADAV 1863-1864 // Archiv fur Sozialgeschichte. Hannover; Bonn, 1963. Bd. 3. S. 297-422.

4. Anders C. Die erste Hundert Jahre. Zum Geschichte einer demokratischen Partei. Hannover, 1963. 326 s.

5. Becker B. Geschichte der Arbeiteragitationen F. Lassalles. Braunschweig, 1874. 262 s.

6. Berg W. R.Leben und Wirken F. Lassalles. Berlin, 1893. 16 s.

7. Bernstein E. Lassalle und seine Bedeutung fur die Arbeiterklasse. Berlin, 1904. 95 s.

Фердинанд Лассаль и лассальянство в германской историографии XIX-XX веков

23

8. Brandes G. F. Lassalle. Ein Hteralisches Charakterbild. Barsdorf, 1877. 266 s.

9. Friderici H. J. Der Politiker F. Lassalle // Wissenschftliche Zeitschrift der Karl-Marx-Universitats Leipzig. Gesellschaftliche und sprachwissenschaftliche Reihe, 1958-1959. № 8. S. 689-693.

10. Friderici H. J. Zum 100. Jahrestag der Grundung des ADAV // Beitrage zur Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung. Berlin, 1963. № 5. S. 437-450.

11. Friderici H. J. Lassalle. Berlin, 1985. 240 s.

12. Haenisch K. Lassalle. Mensch und Politiker. Berlin; Wien, 1923. 148 s.

13. Hummler H . Opposition gegen Lassalle (Die revolutionere proletarische Opposition im ADAV 1862/63-1866). Berlin, 1963. 244 s.

14. Kampfmeier P. Lassalle. Ein Erwecker der Arbeiterkulturbewegung. Berlin, 1925. 46 s.

15. Kohut A . Lassalle. Sein Leben und Wirken. Berlin, 1889. 210 s.

16. Matull W. Lassalle. Wurzburg, 1964. 31 s.

17. Mayer G. Rodbertus und Lassalle // Die Gesellschaft. Berlin, 1924. Bd. 1. S. 517-530.

18. Mayer G. Bemerkungen zu Marx und Lassalle // Die Gesellschaft. Berlin, 1925. Bd. 2. S. 323-339.

19. Mayer G. Bismarck und Lassalle. Ihr Briefwechsel und ihre Gesprache. Berlin, 1928. 108 s.

20. M e h r i n g F. Geschichte der deutschen Sozialdemokratie. Stuttgart, 1906. Bd. 4.

21. Mehring F. Karl Marx. Geschichte seines Leben. Leipzig, 1918. 607 s.

22. Mommsen W. Bismarck und Lassalle // Archiv fur Sozialgeschichte. Hannover; Bonn, 1963. Bd. 3. S. 81-86.

23. Na’aman S. Die theoretischen Grundlagen der Aktionen Lassalles im Briefwechsel mit Rodbertus // Internationale Review of Sozialhistory. Amsterdam; Assen. 1961. № 6. S. 431-455.

24. Na’aman S. Lassalle - Demokratie und Sozialdemokratie // Archiv fur Sozialgeschichte. Hannover; Bonn, 1963. Bd. 3.

S. 21-80.

25. Na’aman S. Heine und Lassalle // Archiv fur Sozialgeschichte. Hannover; Bonn, 1964. Bd. 6. S. 45-86.

26. Na’aman S. Von der Problematik der Sozialdemokratie als demokratischen Partei // Archiv fur Sozialgeschichte. Hannover; Bonn, 1965. Bd. 5. S. 503-525.

27. Na’aman S. F. Lassalle. Deutsche und Jude. Hannover, 1968. 151 s.

28. Na’aman S . Lassalle. Ein neue politische Biographie. Hannover, 1971. 890 s.

29. Na’aman S . Er soll an der Organisation festhalten. ZumWortlaut von Lassalle’s Testament // Internationale Review of Sozialhistory. Amsterdam; Assen, 1974. № 19. S. 396-400.

30. Na’aman S . Konstituirung der deutschen Arbeiterbewegung 1862-1863. Darstellung und Dokumenten. Assen, 1975. 112 s.

31. Na’aman S. Lassallts Beziehungen zu Bismarck. Ihr Sinn und Zweck // Archiv fur Sozialgeschichte. Hannover; Bonn, 1962. Bd. 2. S. 55-85.

32. Nova F. Lassalle als sozialistischer Theoretiker. Bonn, 1980. 114 s.

33. Oncken H. Lassalle. Stuttgart, 1904. 450 s.

34. Ramm T. F. Lassalle als Rechts-und Sozialphilosoph. Meisenheim; Wien, 1953. 225 s.

35. Ramm T. Lassalle und Marx // Marxismus Studien. Tubingen, 1960. Folge 3. S. 185-221.

36. Ramm T. Das Sickingendrama und Lassalles politischen Theorie // Giessener Universitatsblattern. Giessen. 1972. № 5. H. 2. S. 57-71.

37. Renner K. Lassalle’s geschichtliche Stellung // Die Gesellschaft. 1925. Bd. 4. S. 309-322.

38. S c h m i d t C . F. Lassalle und die Politisierung der deutschen Arbeiterbewegung // Archiv fur Sozialgeschichte. Hannover; Bonn, 1963. Bd. 3. S. 5-20.

39. Stierner H. Agitation und Rhetorik F.Lassalles in der Tradition der fruher sozialistischen deutschen Arbeiterbewegung. Marburg, 1978. 298 s.

40. Wehler H. U. Sozialdemokratie und Nationalstaat. Wurzburg, 1962. 281 s.

41. Uexkull C. F. Lassalle. Hamburg, 1974. 157 s.

Suvorov Yu. V., Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation)

FERDINAND LASSALLE AND LASSALLEANISM IN GERMAN HISTORIOGRAPHY

OF XIX AND XX CENTURIES

A review of some research literature on Lassalle’ heritage published in Germany starting from the middle of the 19th century up to the end of the 20th century is presented in the article. In the second half of the 19th century there existed no in-depth research on Lassalleian legacy. Some Lassalle’s biographies were published, which were in turn written by his followers. The first attempts to estimate the significance of Lassalle’s contribution into the history of German social democracy were made only at the turn of the 19th and 20th centuries. In the mid-1920s, a great number of publications devoted to his 100th anniversary were published. They were written by the socialist-oriented authors who highlighted Lassalle’s invaluable investment into the labor movement development. After the Second World War, some historians of the German Democratic Republic criticized Lassalle’s doctrine but favored his activities as a propagandist. As a result of the study, two research trends had been developed by the western German historians: the social democratic and the so called totalitarian. S. Na’aman was a bright representative of the latter trend. He believed that Lassalle was an opponent of parliamentary democracy, and that his theory acted as a basis for subsequent totalitarian regime development. In the 1980-90s no significant works on Lassalle legacy were published in Germany.

Key words: Ferdinand Lassalle, historiography, social democracy, Lassalleanism, the General German Workers’ Association, opportunism

REFERENCES

1. Adler F. Lassales Weg zum Sozialismus // Der Kampf. Wien. 1921. № 9. S. 307-315.

2. A n d r e a s B . Ein Brief aus den Anfang des lassalianischen Agitation in Duisburg-Ruhrort // Archiv fur Sozialgeschichte. Hannover; Bonn, 1963. Bd. 3. S. 561-562.

24

Ю. В. Суворов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Andreas B. Zur Agitation und Propaganda des ADAV 1863-1864 // Archiv fur Sozialgeschichte. Hannover; Bonn, 1963. Bd. 3. S. 297-422.

4. Anders C. Die erste Hundert Jahre. Zum Geschichte einer demokratischen Partei. Hannover, 1963. 326 s.

5. Becker B. Geschichte der Arbeiteragitationen F. Lassalles. Braunschweig, 1874. 262 s.

6. Berg W. R.Leben und Wirken F. Lassalles. Berlin, 1893. 16 s.

7. Bernstein E. Lassalle und seine Bedeutung fur die Arbeiterklasse. Berlin, 1904. 95 s.

8. Brandes G. F. Lassalle. Ein literalisches Charakterbild. Barsdorf, 1877. 266 s.

9. Friderici H. J. Der Politiker F. Lassalle // Wissenschftliche Zeitschrift der Karl-Marx-Universitats Leipzig. Gesellschaftliche und sprachwissenschaftliche Reihe, 1958-1959. № 8. S. 689-693.

10. Friderici H. J. Zum 100. Jahrestag der Grundung des ADAV // Beitrage zur Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung. Berlin, 1963. № 5. S. 437-450.

11. Friderici H. J. Lassalle. Berlin, 1985. 240 s.

12. Haenisch K. Lassalle. Mensch und Politiker. Berlin; Wien, 1923. 148 s.

13. Hummler H. Opposition gegen Lassalle (Die revolutionere proletarische Opposition im ADAV 1862/63-1866). Berlin, 1963. 244 s.

14. Kampfmeier P. Lassalle. Ein Erwecker der Arbeiterkulturbewegung. Berlin, 1925. 46 s.

15. Kohut A. Lassalle. Sein Leben und Wirken. Berlin, 1889. 210 s.

16. Matull W. Lassalle. Wurzburg, 1964. 31 s.

17. Mayer G. Rodbertus und Lassalle // Die Gesellschaft. Berlin, 1924. Bd. 1. S. 517-530.

18. Mayer G. Bemerkungen zu Marx und Lassalle // Die Gesellschaft. Berlin, 1925. Bd. 2. S. 323-339.

19. Mayer G. Bismarck und Lassalle. Ihr Briefwechsel und ihre Gesprache. Berlin, 1928. 108 s.

20. Mehring F. Geschichte der deutschen Sozialdemokratie. Stuttgart, 1906. Bd. 4.

21. Mehring F. Karl Marx. Geschichte seines Leben. Leipzig, 1918. 607 s.

22. Mommsen W. Bismarck und Lassalle // Archiv fur Sozialgeschichte. Hannover; Bonn, 1963. Bd. 3. S. 81-86.

23. Na’aman S. Die theoretischen Grundlagen der Aktionen Lassalles im Briefwechsel mit Rodbertus // Internationale Review of Sozialhistory. Amsterdam; Assen. 1961. № 6. S. 431-455.

24. Na’aman S . Lassalle - Demokratie und Sozialdemokratie // Archiv fur Sozialgeschichte. Hannover; Bonn, 1963. Bd. 3. S. 21-80.

25. Na’aman S. Heine und Lassalle // Archiv fur Sozialgeschichte. Hannover; Bonn, 1964. Bd. 6. S. 45-86.

26. Na’aman S. Von der Problematik der Sozialdemokratie als demokratischen Partei // Archiv fur Sozialgeschichte. Hannover; Bonn, 1965. Bd. 5. S. 503-525.

27. Na’aman S . F. Lassalle. Deutsche und Jude. Hannover, 1968. 151 s.

28. Na’aman S. Lassalle. Ein neue politische Biographie. Hannover, 1971. 890 s.

29. Na’aman S . Er soll an der Organisation festhalten. ZumWortlaut von Lassalle’s Testament // Internationale Review of Sozialhistory. Amsterdam; Assen, 1974. № 19. S. 396-400.

30. Na’aman S. Konstituirung der deutschen Arbeiterbewegung 1862-1863. Darstellung und Dokumenten. Assen, 1975. 112 s.

31. Na’aman S. Lassallts Beziehungen zu Bismarck. Ihr Sinn und Zweck // Archiv fur Sozialgeschichte. Hannover; Bonn, 1962. Bd. 2. S. 55-85.

32. Nova F. Lassalle als sozialistischer Theoretiker. Bonn, 1980. 114 s.

33. Oncken H. Lassalle. Stuttgart, 1904. 450 s.

34. R a m m T. F. Lassalle als Rechts-und Sozialphilosoph. Meisenheim; Wien, 1953. 225 s.

35. Ramm T. Lassalle und Marx // Marxismus Studien. Tubingen, 1960. Folge 3. S. 185-221.

36. Ramm T. Das Sickingendrama und Lassalles politischen Theorie // Giessener Universitatsblattern. Giessen. 1972. № 5. H. 2. S. 57-71.

37. Renner K. Lassalle’s geschichtliche Stellung // Die Gesellschaft. 1925. Bd. 4. S. 309-322.

38. Schmidt C . F. Lassalle und die Politisierung der deutschen Arbeiterbewegung // Archiv fur Sozialgeschichte. Hannover; Bonn, 1963. Bd. 3. S. 5-20.

39. Stierner H. Agitation und Rhetorik F.Lassalles in der Tradition der fruher sozialistischen deutschen Arbeiterbewegung. Marburg, 1978. 298 s.

40. Wehler H. U. Sozialdemokratie und Nationalstaat. Wurzburg, 1962. 281 s.

41. Uexkull C. F. Lassalle. Hamburg, 1974. 157 s.

Поступила в редакцию 04.09.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.