Научная статья на тему 'Феодосия Серебряного века хроника. События. Портреты'

Феодосия Серебряного века хроника. События. Портреты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
768
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Крымский архив
Область наук
Ключевые слова
ФЕОДОСИЯ / СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК / КУЛЬТУРА КРЫМА РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ / РУССКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ДЕЯТЕЛИ / ПОЭТЫ / ПИСАТЕЛИ / FEODOSIA / SILVER AGE / CRIMEAN CULTURE OF THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES / RUSSIAN THEATER FIGURES / POETS / WRITERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Манаева Галина Петровна

В культурологическом эссе автор предпринимает попытку систематизировать хронику-ретроспективу событий культурной жизни, происходивших в Феодосии в период с 1880 по 1922 годы. Позднее он будет назван Серебряным веком временем расцвета в России гуманитарных наук, литературы, инженерной и научной мысли, театрального искусства. Духовные феодосийские процессы этих насыщенных 40 лет неразрывно связаны с уникальной историей города 25 веков, корни которой уходят во времена Великой греческой колонизации. В работе выявлены особенности формирования культурного феодосийского феномена, степень его распространения на общие духовные процессы в Крыму и в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEODOSIA OF THE SILVER AGE THE CHRONICLE. DEVELOPMENTS. PORTRAITS

The culturological essay, the author attempts to organize a retrospective chronicling-cultural events that took place in Feodosia in the period from 1880 to 1922. Later, he would be called the Silver Age, a time of flourishing in the Russian humanities, literature, engineering and scientific thought, theater. Spiritual processes these saturated 40 years are inextricably linked with the unique history of the city 25 centuries, its roots in the Great Greek colonization. They again, in the eyes of the reader, revives the era, such a bright, somewhat mysterious, soulful and deeply tragic in many ways. The work was prepared for the 10th anniversary of Crimean Gertsykovskih readings.

Текст научной работы на тему «Феодосия Серебряного века хроника. События. Портреты»

УДК 908

ФЕОДОСИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА ХРОНИКА. СОБЫТИЯ. ПОРТРЕТЫ

Манаева Галина Петровна,

член Союза журналистов России, член литературного объединения «Киммерия» (РФ, г. Феодосия) e-mail: fleux1947@mail. ru

Аннотация. В культурологическом эссе автор предпринимает попытку систематизировать хронику-ретроспективу событий культурной жизни, происходивших в Феодосии в период с 1880 по 1922 годы. Позднее он будет назван Серебряным веком — временем расцвета в России гуманитарных наук, литературы, инженерной и научной мысли, театрального искусства. Духовные феодосийские процессы этих насыщенных 40 лет неразрывно связаны с уникальной историей города 25 веков, корни которой уходят во времена Великой греческой колонизации. В работе выявлены особенности формирования культурного феодосийского феномена, степень его распространения на общие духовные процессы в Крыму и в России.

Ключевые слова: Феодосия, Серебряный век, культура Крыма рубежа XIX-XX веков, русские театральные деятели, поэты, писатели.

Новый, «юный» век тихая, уютная, восторженная, многонациональная Феодосия встречала во всем своем великолепии. С вводом в эксплуатацию железной дороги, открытием коммерческого порта общественно-экономическая жизнь оживилась. Сюда с капиталами, проектами хлынули купцы, инженеры, банкиры, архитекторы. На прибрежной полосе феодосийской бухты конца 19-го - начала 20-го появились особняки крупнейших представителей местной буржуазии. Дачи Суворина, семьи Крым, Папахристо-Бурхановской, Стамболи, возведены в стиле мусульманского, романского и классического зодчества. В Феодосии выросли фешенебельные гостиницы, рестораны, доходные дома магазины, фотоателье, типографии. С появлением электричества культурная жизнь приобрела европейский лоск.

© Г.П. Манаева, 2017

Строительство дачи Стамболи велось с очень солидным размахом целые четыре года (с 1910 по 1914 года). Особняк обошёлся хозяину в огромную по тем временам сумму - 1 миллион рублей. Здание по праву считается одним из красивейших архитектурных памятников на крымском полуострове.

Иосиф Стамболи (1877-1958) был членом Феодосийского Благотворительного общества, городским меценатом. Одна лишь деталь: сын табачного фабриканта являлся единственным попечителем Феодосийской городской женской профессиональной школы. На его средства осуществлялись командировки преподавателей в Москву и Петербург, проводились школьные вечера на Рождество, выписывались учебные пособия и периодические издания, организовывались экскурсии. Он постоянно выделял деньги на завтраки бедным ученикам и добавочные жалования преподавателям.

Хозяин дачи прожил в отстроенном особняке всего три года. Узнав о начале октябрьской революции, Иосиф Стамболи с семьёй покинул Феодосию и уехал в Турцию, основав там ещё одну табачную фабрику.

С началом Второй мировой войны здание стало госпиталем для раненых красноармейцев. В период оккупации дача Стамболи превратилась в немецкий госпиталь, а под ее стенами появилось воинское кладбище, где хоронили солдат и офицеров гитлеровской армии. После войны на месте кладбища разбили сквер, вероятно, часть останков при этом была выкопана.

Крыми, то есть Крымские, из Крыма - это богатая и знатная купеческая фамилия. Представители этого рода немало потрудились на благо Феодосии, да и всего Крыма. Шамуэль Крым, отец Соломона, был в свое время Главой Феодосии, основал банк и был мировым судьей. Дед Соломона, Авраам Крым Иерусалимский возглавлял в Феодосии караимскую общину и успешно торговал с купцами из разных стран. Семья имела достаточно средств для строительства дач «Милос» и «Виктория». Фасад дачи «Милос», к примеру. оформлен в стиле древнегреческой архитектуры, подчеркнутом террасой с колоннами-кариатидами. Среди мраморных фонтанов и копий античных статуй особое место занимает Венера Милосская, которая украшает беседку-ротонду ограды. В настоящее время дачи - спальные корпуса санатория «Восход».

Алексей Сергеевич Суворин (1834-1912) - известный русский журналист, литератор, критик и книгоиздатель, большую часть времени проводил в Москве и Петербурге, но и на своей даче в Феодосии бывал регулярно. Феодосийский дом издателя был построен в виде мощного средневекового форта на краю открытого всем ветрам ска-

листого морского побережья. Возвел он ее в восточно-мавританском стиле в конце XIX века. На этом же проспекте располагались имения Айвазовского и Грамматикова. Рядом с дачей Суворина проходила железная дорога, и для удобства подъезда был поставлен трехарочный Сарыгольский мост с ажурной оградой.

А вот ещё одна интересная подробность. Оказывается, рекомендовал Суворину место для постройки дачи и тщательно наблюдал за её возведением Иван Константинович Айвазовский. Дача Суворина, построенная в 1887-1889 годах архитектором Фатином, представляла собой великолепное здание в восточном стиле, с изящными куполами, арочными окнами, открытыми террасами и бельведером, утопая в зелени небольшого парка.

А. С . Пушкин во время своего путешествия в Крым бывал не только на феодосийской даче С.М. Броневского, бывшего градоначальника, ученого, видного государственного деятеля, но посетил и дачу П. В. Гаевского, более известной как Папахристо-Бурхановской. Гаевский Павел Васильевич. В работе видного феодосийского историка, журналиста, ученого В.Д. Гейма-на «Из Феодосийской старины» (ИТУАК. №53 стр.96-110.. гл. VII Симфе-рополь.Типография Тавр.Губ. Земства. 1916. стр. 100 ) сказано: «... Гаевс-кий с 1 мая 1820 г назначен был управляющим киевской складочной таможней, а с 22 апреля 1820 г. сначала и. д., а с 10 января 1821 г управляющим феодосийской складочной таможней» . П.В. Гаевский родился 15 апреля 1775 года в Полтавской губернии, в 1792-м окончил Кадетский корпус в городе Николаеве. Он участвовал в средиземноморском походе в долж-ности адьютанта капитана I ранга Д.Н. Сенявина. В 1801 году становится адъютантом главного командира Черноморского флота и портов Черного моря вице-адмирала В.П. Фондезина. Так что Пушкину было о чем поговорить с Гаевским, узнать из первых уст много нового о Крыме.

Впоследствии в 1821-1822 и 1829 годах Гаевский исполнял должность градоначальника Феодосии. Более 30 лет, с 1820-го и до своей смерти в 1853 году, он состоял в должности управляющего феодосийской складочной таможни. Значит, Гаевский находился в Феодосии во время приезда Пушкина и работал в таможне. Кстати, формуляр Гаевского в архивах сохранился в отличном состоянии и еще ждет своего исследователя. Далее Гейман вполне уверенно сообщает: «У Гаевского останавливался во время пребывания в Феодосии А. С. Пушкин, на даче «Ташлык, - бывший монетный двор, ныне дача Папахристо-Бурхановской». Получается, что Гаевский был ее владельцем во время пребывания Пушкина. Уже потом она стала называться дачей «Папахристо-Бурхановской». Об этом факте не упоминается ни в одной работе пушкинистов.

Феодосия. Открытка начала ХХ века.

Монетный двор был в урочище Ташлык - это нынешняя территория базы отдыха «Светлая», расположенная на углу бульвара Старшинова и проспекта Айвазовского Во второй половине XVIII века была загородной резиденцией последнего крымского хана Шагин Гирея (Герая). После того, как дворец последнего хана был разрушен в русско-турецкой войне, в урочище Ташлык феодосиец греческого происхождения Папахристо построил свою дачу. Точных сведений нет, но, возможно, это был - Григорий Аргирович Папахристо (1780—1848) - вице-адмирал, член Аудитори-атского департамента Морского министерства. Один маленький эпизод из его славной биографии: 2 октября 1828 года Папахристо перешёл с императором Николаем I из Варны в Одессу, выдержав на пути сильный шторм; в продолжение 48 часов, привязанный к мачте, Папахристо не покидал своего поста, и, когда император приказал ему пристать к берегу, то он, в почтительной форме, но решительно, отказался от исполнения приказания, чему государь не противоречил. 8 октября он был за отличие награждён орденом св. Анны 2-й степени. В 1833 году возвратился в Феодосию.

По некоторым сведениям, той же дачей владели еще и представители морской династии Бурхановские - вице-адмирал В.И.Бурхановский (1817-1886) или капитан II ранга 3.И. Бурхановский. Они оба одновременно вышли в отставку в 1885 году. Еще в 1913 году дачей владела некая Бурхановская.

Феодосия последних двух десятилетий XIX века одухотворена созвездием выдающихся деятелей культуры того времени, их талантами, высоким нравственным накалом. И, в первую очередь, именем И. К. Айвазовский, чей 200-летний юбилей в 2017 году широко отмечают во всем мире.

Иван Константинович открыл галерею в 1880 году. Этим событием и знаменуется начало Серебряного века в Феодосии. В гостях у него бывали А. П. Чехов, П. М. Третьяков, основатель Третьяковской галереи, художники И. Е Репин, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи. В доме И. К. Айвазовского ставились спектакли, проходили музыкальные вечера. В галерее побывал композитор П. И. Чайковский, выступали знаменитые музыканты А. Г. Рубинштейн, Г. И. Венявский, артисты Малого, Мариинского, Александрийского театров, в том числе - супруги Н. Н. Фигнер, М. И. Фигнер, первая исполнительница партий Лизы, Иоланты («Пиковая дама», «Иолан-та» П. И. Чайковского). Н.Н. Фигнер ( 1857- 1918) - русский оперный певец (тенор). Вторая жена, Медея Фигнер (1859-1952) - знаменитое русское сопрано, по происхождению - итальянка, которую Н.Н. Фигнер встретил в Италии, когда учился там вокальному искусству.

Истинное лицо каждого художника раскрывается в лучших его произведениях. За всю свою жизнь И. К. Айвазовский написал более 6000 картин и устроил более 125 персональных выставок. В его паспорте проставлено 135 виз. Непреходящую ценность его наследия составляют картины морских сражений или знаменитые: «Девятый вал» (1850), «Море» (1864), «Радуга» (1873), «Чёрное море» (1881), «Среди волн» (1898) и многие другие. И. К. Айвазовский посвятил Феодосии, Судаку и их окрестностям несколько картин: «Старая Феодосия» (1839), «Буря у Генуэзских развалин в Феодосии» (1839), «Затмение солнца в Феодосии » (1851), «Приезд Екатерины II в Феодосию» (1883), «Утро на морском берегу» (1856), «Прием императорской семьи в Судаке» (1867), «Вид Судакской бухты» (1879), «Ливень в Судаке» (1897). Особенно живописец любил любоваться морем, когда отдыхал на своей даче в Судаке. Он, обладая феноменальной зрительной памятью, запоминал каждое движение морской волны и потом уже в мастерской запечатлевал ее красоту во всех проявлениях. Когда в его су-дакское имение в гости приезжал композитор А. А. Спендиаров, они вместе музицировали. Иван Константинович играл на скрипке татарские песни, а Александр Афанасьевич аккомпанировал на рояле.

В одном ряду с ним стоят выдающиеся феодосийские просветители - педагоги, историки, художники, ученые, журналисты, литераторы, музыканты. Среди них - Г. К. Айвазовский, В. К. Виноградов, Л. П. Колли, М. А. Волошин.

Габриэл Константинович Айвазовский (1812—1880) - армянский священнослужитель, учёный-историк, лингвист и полиглот. Родной брат выдающегося художника-мариниста Ивана Айвазовского. В 1847 году Айвазовский переехал в Париж. В Париже был назначен ректором лицея, где

он снова стал заниматься преподавательской деятельностью, которую совмещал с научной работой. По возвращению в Феодосию основал Хали-бовское училище, в котором была открыта своя типография, ставшая первой типографией в истории крымских армян. Здесь издавался «Голубь Масиса» на русском, армянском, французском языках. К нему выходило дополнение - журнал «Радуга». В Феодосии была выпущена книга Ова-неса (Ивана) Тер-Абрамиана, личного секретаря архиепископа Айвазовского, который работал в типографии, стоял у её истоков. Он написал книгу на армянском языке «История Крыма», где представил достаточно объемную информацию по крымологии. В этой книге он рассказал о Крыме и народах, его населявших. Книга была напечатана в 1865 году.

Л. П. Колли (1849-1918), щвейцарец по происхождению, прожил в Феодосии 40 лет, из них 30 преподавал французский язык. Читал учащимся лекции по истории Феодосии. Помимо того, слыл знатоком русской литературы, на досуге занимался живописью.. Тесно общался с И.К. Айвазовским. Людвиг Петрович один из первых в России занялся подводными археологическими исследованиями. В течение 18 лет был директором феодосийского музея древностей. В 1901 избран в члены Таврической ученой архивной комиссии и Одесского общества истории и древностей.

С.С. Крым-один из инициаторов создания Таврического университета в Симферополе. 15 ноября 1918 года избран совещанием земских и городских гласных премьер-министром Крымского краевого правительства. С. Крым был членом Государственного Совета и Государственной Думы Российской империи первого и четвёртого созывов от Таврической губернии. Соломон Крым опубликовал две работы «Виноградарство в Феодосийском уезде» (1893) и «Новый способ сохранения винограда и его физиологические основы» (1907). В апреле 1919 года вместе с женой, феодосийской француженкой Люси Клар на корабле французской эскадры из Севастополя отбыл за границу. Командирован генералом Врангелем для продажи запасов удельного вина на нужды армии. Он выполнил все поручения, предоставил полный финансовый отчет. И остался во Франции, продолжая поддерживать ученых Крыма из-за границы. Летом 1923 года Соломон Самуилович пригласил в свое имение сына своего погибшего друга В.Д. Набокова, молодого русского поэта Владимира Сирина. (Набоков был министром юстиции в Крымском земском правительстве, которое возглавлял С. С. Крым). Для того, чтобы Набоков мог работать по ночам, Крым подыскал ему отдельную комнату.

При непосредственном участии И. К Айвазовского, а также попечителя С. С. Крыма (Неймана) в 1897 году в Феодосии открылась пер-

вая публичная библиотека. Основой фонда были книги, подаренные жителями города, а также присланные в дар из других библиотек.

Много сил город отдавал постановке системы образования, стремился привлечь грамотные педагогические кадры, В Феодосии 14 сентября 1866 г. открылись женское училище, в январе 1874 г. - Учительский институт (70 учеников), 1880 г. - Александровское женское училище, в 1896 - ремесленные и реальные учебные заведения, мореходная школа. Студенты и учащиеся получали крепкие знания и практические навыки.

В Феодосии распахнули свои двери летний театр, два синематографа, театр-цирк Ивана Михайловича Бескоровайного. Передовая молодежь города, интеллигенция живо интересовалась искусством, историей, театром, пробовала свои силы в творчестве. Любительские пьесы шли в здании Дворянского собрания с концертным залом в 1500 мест. Популярными среди феодосийцев были комедии, которые была поставлены в 1881 г. Это пьесы А. Н. Островского «На хлеб и воду», « Каширская старина». Наиболее известным феодосийским артистом остался Петр Петрович Задунайский (1825-1885), его могила сохранилась на Феодосийском Старом кладбище. Горожане посещали спектакли всех иногородних трупп.15 января 1902 г. в городе при полном аншлаге шла постановка «Отелло» с участием знаменитых трагиков братьев Р. и Р. Адельгеймов (братья Роберт Львович Адельгейм (18601934) и Рафаил Львович Адельгейм (1861-1938) - русские драматические актёры). Больших аплодисментов заслуживали выступления Симферопольского симфонического оркестра, Виленского полка. В некоторых богатых ресторанах играл румынский духовой оркестр из девушек. Александр Вертинский дважды выступал в Феодосии, покоряла своим искусством эстрадная певица Иза Кремер, эмигрировавшая в Аргентину.

17 мая 1912 года мая в зале Общества приказчиков в Феодосии давал концерт Владимир Иванович Ребиков (1866-1920) - композитор-модернист, талантливый педагог. Ребиков очень любил Крым, в юности он часто проводил лето в Феодосии, где у его родителей была дача. С 1910 проживал в Ялте. Его творческое наследие богато и разнообразно: десять опер, два балета, множество инструментальных пьес и романсов. Композитором создано также много детских хоров и песен, которые до сих пор звучат в музыкальных школах России. Для сюжетов своих сочинений композитор выбирал популярные в то время литературные произведения. На революционные события 1905 Ребиков откликнулся литературной поэмой «Альфа и Омега», «музыкально-психологической картиной» «Кошмар».

В своем творчестве он сочетал простоту русской бытовой музыки с утонченностью импрессионистических красок. Петр Ильич Чайковский увидел в музыке молодого композитора, поэтичность, красивые гармонии и изобретательность. Ребиков всегда подчеркивал, что пишет «под диктант сердца», а не во славу привычных музыкальных условностей. Самым же известным сочинением по праву считается одноактная опера и монодрама «Елка», основанная на рассказе Федора Михайловича Достоевского «Мальчик у Христа на елке» (по сказке «Девочка со спичками» Андерсена и рассказу «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского). Она до сих пор идет в театрах страны, как и опера «Дворянское гнездо» (по роману И. С. Тургенева).

Своих детей у Ребикова и его супруги Лидии Васильевны не было . Поэтому у них появилась приемная дочь Александра Ребикова. Она родилась в Санкт-Петербурге, в16 лет оставила семью и отправилась в Москву, где поступила ученицей к К. С. Станиславскому в 1-ю студию Столичного художественного театра. Стала знаменитой актрисой театра и кино. Большая роль в кинофильме «Барышня и хулиган» принесла Александре Ребиковой встречу с Владимиром Маяковским, с которым они также снялись в картине «Закованная фильмой», а дружбу сохранили до конца жизни поэта.Карьера Александры Васильевны окончилась трагически — Базедова болезнь исказила черты её лица до неузнаваемости и актриса полностью отгородилась от внешнего мира. В 1957 году А. В. Ребикова ушла из жизни, приняв губительную дозу люминала.

А жизнь Евгении Николаевны Ребиковой, племянницы композитора В. И. Ребикова, непосредственно связана с А. К. Герцык и М. А. Волошиным. Евгения Николаевна получила великолепное музыкальное и художественное образование. Сохранились интересные автопортреты самой художницы. Весной 1912 года её отец, брат композитора, (очевидно, чиновник высокого разряда) вместе с семьёй переехал из Варшавы в Феодосию, где уже жили родители В. И. Ребикова. По-видимому, к этому времени относится знакомство Евгении с Максимилианом Александровичем. Волошин был хорошо знаком с Ребиковым композитором. Имя Жени Ребиковой часто упоминается в переписке членов семьи Герцык-Жуковс-ких. В своей последней записке к родным из судакской больницы Аделаида Герцык упоминает художницу: «Женя ангельски добра». Известно, что Евгения Ребикова ухаживала за больной поэтессой. Она была страстной почитательницей поэзии Аделаиды Казимировны, взяла на себя ведение хозяйства, а после смерти Аделаиды написала её посмертный портрет. Она была единственной женщиной из всего дамского окружения Волошина, которая его искренне и беззаветно любила. Поэт понимал ее, заботился о

ней, даже хотел ее удочерить, но многие не сложилось в их судьбах. Дружба Волошина с Ребиковой продолжалась до конца жизни поэта.

Феодосия для многих стала приютом в лихолетье трех революций в стране, первой мировой войны, распада четырех великих империй, Гражданской войны, интервенции, белого и красного террора, голода, эпидемий, бесчинств. Поэты, писатели художники, музыканты спасаясь от голода, ехали в Феодосию в надежде получить возможность работать, общаться с равными себе по духу. Эхо революционных событий докатилось и до Феодосии. 22 июня 1917 года разъяренная толпа матросов и солдат свалила с постамента статую Александра III. Начались погромы, забастовки. Власть в Крыму менялась несколько раз. Но благодаря сплоченности, выдержке, чувству ответственности представителей власти, буржуазии, журналистов, высококвалифицированных рабочих, ситуацию в городе удалось стабилизировать.

Удивительно, но культурная жизнь не только не прекратилась, а стала еще интенсивнее, разнообразнее. 14 мая 1917 года в Летнем театре шел спектакль по пьесе очень известного в то время драматурга А. И. Косоротова «Весенний поток». Как известно, с премьеры его другой пьесы - «Мечта любви», в Париже возник Русский Драматический театр. Особенностью культурного процесса являлось непосредственное участие в нем должностных лиц города, руководителей банков, предприятий. Они, вместе с писателями и журналистами, словно кариатиды и атланты, на своих плечах держали на себе то время. Было их более 200 человек. В городе в 1911-1920 годы выходило около 10 газет - «Крымская мысль» (редактором феодосийской газеты «Крымская мысль» был Г. А. Козловский), «Вестник Феодосии», «Феодосийские новости», «Феодосийская газета», «Феодосийская жизнь», «Крымский рабочий». Редакторами-издателями, как правило, становились состоятельные феодосийцы - юристы, врачи, чиновники. Петроградская черносотенная газета "Вечернее время", принадлежавшая Борису Суворину, издавалась уже не в Петрограде, откуда Суворины бежали, а в Феодосии. Тут была у них, как известно, своя дача. Поскольку традиции книгопечатания в Феодосии сложились давно, проблем не возникало и с изданием журналов.

Так, если первый номер московского журнала «Жизнь искусства»» вышел в 1922 году, то в Феодосии уже в апреле 1918 г читающая публика знакомилась с уникальным феодосийским общественно-литературным журналом «Мы», названным «Журналом «Дома Юношества».

А в 1919 г. вышли два номера «К искусству!» (1919 г.). В состав редколлегии входят известные феодосийцы В. Д. Гейман, А. С. Ровиц-

кий (псевдоним Ардатов), А. В. Цыгальский. В. Д. Гейман (псевдоним В. Д. Крымский (1887, Феодосия-после 1970, Нью-Йорк) родился в семье врача, окончил Феодосийскую мужскую гимназию, ученик Л.П. -Колли. Был хранитель Феодосийского музея древностей после смерти Колли, в 1917/1918-1920. Гейман был заведующим феодосийского отделением газеты «Южные ведомости» (Симферополь), корреспондент газеты «Одесские новости» (с 1910), «Феодосийской газеты» (1912), редактором-издателем газеты «Феодосийская жизнь» (впоследствии называлась «Телеграммы С.-Петербургского телеграфного агентства, 19121916). Член ТУАК (с 12 мая 1916). Секретарь литературно-художественного общества «Киммерика» (с 26 октября 1916), один из 14 членов Совета старейшин Общества. Секретарь Феодосийского отделения Крымско-Кавказского горного клуба, Комитета по сооружению памятника И. К. Айвазовскому в Феодосии, член городской управы (1917). Труды Геймана посвящены состоянию Феодосии и окрестностей в начале XX в., курортным вопросам, а также ряду проблемных тем русского периода истории Феодосии (с 1783): времени и институту градоначальства, феодосийским железнодорожным проектам, потомкам Гарибальди, завещанию Грамматикова На рубеже 1917-1918 становится хранителем ФМД. Временный заведующий памятниками старины и достопримечательностями Феодосийского региона (март 1918).

А.В. Цыгальский (1880-1941 ,США), полковник Добровольческой Армии, поэт, автор учебников по военному делу. Участвовал в разрешении дела Мандельштама, сыграл в нем решающую роль. В светских беседах дамы так говорили со знанием дела: «Да что Керенский! Вот - Цыгальский!».

В первом номере журнала «К искусству!» помещены два стихотворения О. Мандельштама «Меганом», «Образ твой, мучительный и гибкий». Эта же «могучая кучка» выпустил и второй номер, в котором опубликованы стихи О. Мандельштама, М. Цветаевой, М. Кудашевой. Известный поэт, феодосиец Г. Томилин подготовил к изданию свой поэтический сборник «Зигзаги».

Поэтому вполне закономерно возникновение еще вначале 1915 г. литературно-художественное общества «Киммерика». В литературном процессе заявили о себе представители технической интеллигенции, журналисты, руководители предприятий, полицмейстеры, студенты, юристы, военные. Каждый из них обязательно писал стихи, музицировал, сочинял драмы, увлекался историей, нумизматикой. Они по мере возможностей помогали финансово, предоставляли лучшие залы для творческих встреч с горожанами. Порой эти мероприятия для поэтов являлись единственным средством к существованию.

Однако условия военного времени позволили ему организационно оформиться лишь 12 октября 1916 г. В помещении управления порта, который возглавлял Новинский, состоялось его учредительное собрание. На нем присутствовало около 200 человек 12 октября 2016 года отмечалось 100-летие со дня создания «Киммерики» как первого культурного центра в Феодосии. Устав, подготовленный М. А. Волошиным, в разделе «Организация и задачи общества» говорится: «Общество ставит целью содействовать распространению литературного и художественного образования в населении и среди своих членов, а также оказывать помощь лицам, посвятившим себя литературному труду и художественной деятельности». Устав позднее был утвержден таврическим губернатором генералом-майором Н. А. Княжевичем. А его брат, предводитель дворянства Феодосийского уезда В. А. Княжевич, стал во главе «Киммерики». Два брата - представители знатного сербского рода.

На собрании тайным голосованием были выбраны 14 старшин. В их числе зав. гидрометеорологической станцией М. Н. Сарандинаки. М. Н. Сарандинаки, зав. Феодосийской гидрометеорологической станцией, являлся членом Русского географического общества, создателем отделения Крымско-Кавказского горного клуба, Общества спасения на водах. Служил греческим вице-консулом. Исполнял обязанности церковного старосты в старейшей церкви Феодосии - греческой Введенской. Открыл на метеостанции типолитографичский центр, а также - радиотелеграфный комитет - третий в России после центров Академии Наук и Русского физико-химического общества. Михаил Николаевич устраивали великосветские балы, на одном из которых выступали сестры Цветаевы. М. Н. скончался в ноябре в 1917 году в Феодосии. Могила его неизвестна. При жизни Михаила Николаевича были изданы две книжки его стихов - «В пользу жертв войны. Этюды. 1914» и «Этюды. 1901-1916».

Некоторые стихи из сборников имеют посвящения: «Феодосия», «Коктебель», «Карадаг», «Не боя жаждала Россия...»

Начальницей Феодосийской женской гимназии В.М. Гергилевич (1878-1918). Обучение в гимназии было семиклассным, но работал и дополнительный восьмой класс. Гимназия готовила домашних учительниц по предметам и домашних наставниц. После окончания гимназии девушки могли, для этого надо было обменять аттестат об окончании гимназии на особое свидетельство, выдаваемое канцелярией попечителя учебного округа. В городе было создано «Общество попечения о недостаточных учащихся Феодосийской женской гимназии, учреждённой В.М. Гергилевич». В него входило 166 действительных членов, плативших членские взносы. Были и «жертвователи», которые давали

деньги, вещи. В 1912 году их насчитывалось 109.

Внимание правления было направлено на изыскание средств на нужды большого количества «недостаточных» учащихся (плату за учёбу, на учебные пособия, одежду, горячие завтраки). Для получения денег силами учениц и желающих взрослых устраивались спектакли, концерты, вечера, танцы, конкурсы по музыке, пению, декламации. В аренду сдавался большой концертный зал, где выступали приезжие артисты из московских и петербургских театров. Дважды в нём пел Александр Вертинский. Сохранились программа его вечера «Печальных песенок Пьеро», состоявшегося в декабре 1917 года, и его фотография в костюме Пьеро с автографом: «Я буду помнить милую, милую внимательную публику этого зала».

В течение октября-ноября 1916 года в зале частной гимназии В. М. Гергилевич выступал М. А. Волошин с лекциями: о Сурикове, Г. Сен-кевиче, а также с докладами по темам: «Отцеубийство в античном и христианском мире», «Об истоках современного искусства». Вполне возможно, что декабрьскую лекцию о бельгийском поэте Эмиле Вер-харне он читал вместе с 20-летней Фаиной Раневской, она читала стихи на французском языке. Галина Полуэктова познакомила публику с собственным переводом его стихотворения «Четыре святых».

Другой участник «Киммерики», талантливый феодосийский литератор, историк В. Д. Гейман, в 1917 г. понаписал глубокое исследование об этом роде. Вениамин Давидович - один из первых краеведов, автор исследований о жизни Ивана Константиновича Айвазовского, Эммануила Грамматикова и многих других выдающихся феодосийцев. С 1917 года член Таврической Ученой Архивной Комиссии, а в 19181920 годах он возглавлял феодосийский Музей Древностей, который практически спас в годы гражданской войны от экспроприации. Работал заведующим феодосийским отделением газеты «Южные ведомости» (Симферополь), корреспондентом газеты «Одесские новости» (с 1910), «Феодосийской газеты» (1912), Стал редактором-издателем газеты «Феодосийская жизнь» (впоследствии называлась «Телеграммы С.-Петербургского телеграфного агентства», 1912-1916). Оказавшись в Америке, работал в газете «Новое Русское Слово».

Эту газету возглавил в 1973 году его знаменитый земляк, знакомый - Андремй Седых (настоящее имя - Яков Моисеевич Цвибак).1902, Феодосия - 15 января 1994, Нью-Йорк. Его отец, М. Е. Цвибак, был владельцем магазина игрушек на Итальянской улице в Феодосии, биржевым маклером и журналистом, редактором «Бюллетеня Феодосийской биржи» (1910-1913). Дядя, А. Е. Цвибак, владел известной в горо-

де типографией. А. Седых окончил мужскую гимназию в Феодосии. В 1918 году был членом редколлегии общественно-литературного журнала «Мы» (органа феодосийского «Дома Юношества»). В Феодосии до сих пор сохранился роскошный родительский дом по ул. Митридат-ской. Эмигрировал вместе с семьей в Турцию, где продавал газеты. В начале ноября 1920 года перебрался в Италию, а затем во Францию.

В Париже и начинается отчет его всемирной славы. Андрей Седых работал парламентским корреспондентом «Последних новостей», освещал дело о похищении российских генералов А. П. Кутепова, Е. К. Миллера. Им заинтересовались выдающиеся представители русского зарубежного олимпа. Так, Иван Алексеевич Бунин пригласил к сотрудничеству в качестве личного секретаря. А. Седых присутствовал на официальной церемонии по случаю вручения И. А. Бунину Нобелевской премии в Стокгольме. 10-го ноября 1933-го года почти все парижские газеты вышли с заголовками, где говорилось о том, что писатель из России впервые в истории удостоился подобной премии. После этого Ивана Алексеевича уже знал весь мир. Все русские, проживающие в Париже, торжествовали воспринимая это событие личным праздником.

В Париже А. Седых издал несколько книг. В 1940 году состоялась свадьба Седых с актрисой Евгенией Липовской. Они были вместе до её смерти в 1988 году.

В 1941 году Андрей Седых покинул оккупированную Францию и уехал в Америку.

В начале 1960-х Седых опубликовал большую книгу мемуаров «Далёкие, близкие», в которой подробно рассказывает о дружбе и встречах с Ф. Шаляпиным, поэтами М. Волошиным и О. Мандельштамом, композиторами С. Рахманиновым, художником К. Коровиным. Книги выходят одна за другой, получившие мировое признание. Хорошо их знают и в Феодосии. В 1977 году вышел сборник «Крымские рассказы», посвящённый феодосийскому детству автора. Современного читателя не оставят равнодушным его рассказы «Мальчик Яша», проникнутый драматическими моментами, а также - «Колесо фортуны», «Пу-рим». «Чебуреки», «Наполеоновский коньяк». Многие рассказы опубликованы в «Крымском альбоме» издателя Д. Лосева за 1997, 1998, 2003 годы, а также в краеведческой газете «Феодосийский альбом».

Андрей Седых, тосковавший по своей малой Родине всю жизнь, скончался зимой 1994 года в Нью-Йорке.

13 августа 1917 года в Феодосию приезжал М. Горький, гостил три дня, затем в Коктебеле писал пьесу «Яков Богомолов». 1918 год обо-

значен в Феодосии массовыми расстрелами «буржуев» большевиками, грабежами и насилиями со стороны анархистов, немцев.

О пребывании в Феодосии сестер Цветаевых и Осипа Мандельштама написано много, теперь в городе есть музей сестер Цветаевых.

Период с июня 1919 по ноябрь 1920 годы, когда у власти в Крыму находился П. Н. Врангель, определен как феодосийский Ренессанс. Необычайно интересную, многоликую страницу в историю русской культуры начала ХХ века вписало и ФЛАК - Феодосийское литературно-артистическое объединение, организованное талантливым триумвиратом столичных, одесских и феодосийских литераторов и музыкантов, артистов.

В его создании участвовали М. А. Волошин, А. А. Новинский, А. М. Левинский (псевдоним А. Самарин-Волжский), московский режиссер и артист. Теперь мало кто знает, что в 1920 году, на углу улиц Земской и Кирова в подвальчике доходного дома Рогальской, творился феодосийский «серебряный век» под руководством М. П. Латри, внука И. К. Айвазовского Он был интересно оформлен. Росписи стен выполнены в стиле персидских миниатюр, которые М. Волошин назвал «истинным художественным приобретением» для всего города. Оборудованы маленькая, нарядная сцена, небольшое кафе. Здесь подавали кофе по-турецки, мидии с ячневой кашей.

Первый литературный вечер состоялся в январе 1920 года Волошин читал свои произведения: «Китиж», «Гражданская война», «Заклятье о русской земле».

Завсегдатаями ФЛАКа были популярные феодосийские поэты Федор Гиз, Василий Дембовецкий, Галина Полуэктова, Григорий Томи-лин. Навещали подвал писатель Андрей Соболь (в 1922 году - секретарь правления Всероссийского союза писателей, именно его подпись стоит на членском билете Сергея Есенина), поэт Дмитрий Благой, впоследствии доктор филологических наук, Лауреат Сталинской премии, Пушкинской премии АН СССР, историк литературы. Они стали основоположниками нового культурного опыта в Феодосии.

Надо отметить, что имя В. Э. Дембовецкого сегодня известно немногим. Василий Дембовецкий родился 10 декабря 1883 года, в г. Александ-ровске Екатеринославской губернии (ныне г. Запорожье). Происходил из потомственных польских дворян, имевших фамильное имение и свой герб. Василий учился на словесном отделении историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Он окончил университет со званием кандидата филологических наук. Почитателем его творчества был великий князь Константин Константинович Романов, тоже писавший стихи, которые он подписывал псевдонимом «К. Р.». Высокопоставленный поэт встречался с Дембовецким, восхищался его талантом.

С 1911 года он начал работать в частной женской гимназии В. Гер-гилевич, одновременно читая лекции по русской и зарубежной литературе в Учительском институте. Эрудированный поэт, в совершенстве владеющий латинским, греческим, болгарским, украинским, сербским, польским, итальянским, французским языками, отличный декламатор, он быстро сошелся с М. Волошиным. Между Дембовецким и Волошиным возникла тесная дружба - они были близки по силе внутренней энергетики, разнообразию и глубине интересов. В 1914 году 30-летний поэт издал первый сборник стихов «Волокна и ткани», куда вошли 137 посвящений, любовная и пейзажная лирика, философские размышления. В 1917 году в Феодосии вышел второй поэтический сборник Василия Эдуардовича «Тридцать столетий назад».

Самым ярким поэтическим портретом М. Волошина, по свидетельству литературоведов, непревзойденными до сих пор считаются эти строфы из стихотворения В. Дембовецкого: И рост, и грудь, и голова кентавра, И грива, как священный лес, И круглых глаз нерасточенный блеск, Таящий небо солнечного Тавра...

В окружении В. Дембовецкого в Феодосии были сестры Марина и Анастасия Цветаевы, О. Мандельштам, писатель и врач В. В. Вересаев оперировал в Коктебеле дочь Дембовецкого.

О том, как тепло принимали поэта В. Дембовецкого на литературном вечере в зале Азовского банка, рассказывает Анастасия Ивановна Цветаева («Воспоминания», глава 49. Чтение стихов»).

ФЛАК сразу же занялся выпуском собственных изданий. Деньги зарабатывали на благотворительных вечерах, выставках, капустниках, устраиваемых в подвальчике. Если деятели культуры в других городах Крыма старались переживать события чаще всего в одиночку, пребывая в своих имениях и дачах, то в Феодосии они сплачиваются, пытаются зарабатывать «себе на жизнь».

Альманах «Ковчег»(6 апреля 1920 г.) в 64 страницы был издан в количестве 100 экземпляров. (В доме-музее М. Волошина в Коктебеле сохранились тоненький альманах в 16 страниц «К искусству!» (№ 2) и «Ковчег»). В продажу поступило только 50 нумерованных экземпляров по 150 рублей за экземпляр. Остальные 50 экземпляров были распределены между участниками альманаха взамен гонорара и также распроданы через книжный магазин Ничепровецкой на Итальянской улице (ныне Горького). В альманахе опубликованы стихи Максимилиана Волошина, Марины Цветаевой, Ильи Эрен-бурга, Софьи Парнок, трижды подвергавшаяся аресту, а также Галины По-

луэктовой, Эдуарда Багрицкого, одесситов Вениамина Бабаджана, Анатолия Фиолетова и Елены Кранцфельд. В. Вересаев, живший в Коктебеле довольно обособленно, поместил свой новый рассказ «Состязание». В период Серебряного века творило около 200 феодосийцев. Часто не удавалось установить годы жизни многих из них, не говоря уже о подробной биографии. Факты, эпизоды из их жизни пришлось собирать по крупицам. И тем радостнее было раздобыть сведения, узнавать пусть самые незначительные, но характерные подробности жизни. Еще многое предстоит узнать, чтобы создать целостную картину культурной жизни того времени.

Как следует из вышеизложенного, по-разному сложилась судьба поэтов и писателей, художников, которые жили в те годы, бывали в Феодосии. Одни были расстреляны, другие побывали в заключении, третьи - уезжали в другие регионы. Многие покинули город навсегда. Вдали от родины они достойно трудились, продолжали творить, вносили большой вклад в развитие европейской и мировой культуры.

Некоторые литераторы, художники стали работать в советских учреждениях и газетах, получили высокие должности. Они снова несли культуру людям, пусть с новым содержанием, другими ориентирами, ценностями. История рассудит всех.

В первые годы советской власти население сократилось с 35 400 человек населения в 1921 году, 28 700 в 1926 г.). И в этих условиях культура Феодосии более или менее приспособилась к новым условиям, восстановила силы на сохранение наследия прежнего времени. В этом - большая заслуга М. А. Волошина, других его сподвижников, сказалось все-таки величайшая история города, накопившая бесценный потенциал духовности. В начале 1921 года при участии М. А. Волошина были открыты единственные на тот период в Крыму 1-ые Феодосийские государственные художественные мастерские (ФГХМ).

26 июля 1921 года прибывшей из Москвы комиссией СНК и ВЦИК РСФСР было принято решение в целях сохранения картинной галереи освободить дом Айвазовского в Феодосии от посторонних жильцов и учреждений, который не работал 6 лет, и использовать его только как здание художественного музея.

11 августа 1921 года Феодосийский художественный музей имени Айвазовского был открыт для посетителей. Таким вот великим символом закольцовывается Серебряный век Феодосии.

Серебряный век подарил нам право на красоту, вдохновение, самобытность и человечность возможность черпать в нем живительную силу, которая и сегодня помогает становиться мудрее и гуманнее. А «серебряный месяц», который взошел над Феодосией, 100 лет назад, ярко освещает путь новым поколениям творцов.

FEODOSIA OF THE SILVER AGE THE CHRONICLE. DEVELOPMENTS. PORTRAITS Manayeva Galina Petrovna,

member of the Union of Journalists of Russia, member of the literary association "Cimmeria" (The Russian Federation, Feodosia)

Abstract. The culturological essay, the author attempts to organize a retrospective chronicling-cultural events that took place in Feodosia in the period from 1880 to 1922. Later, he would be called the Silver Age, a time of flourishing in the Russian humanities, literature, engineering and scientific thought, theater. Spiritual processes these saturated 40 years are inextricably linked with the unique history of the city 25 centuries, its roots in the Great Greek colonization. They again, in the eyes of the reader, revives the era, such a bright, somewhat mysterious, soulful and deeply tragic in many ways. The work was prepared for the 10th anniversary of Crimean Gertsykovskih readings.

Keywords: Feodosia, Silver Age, Crimean culture of the turn ofthe XIX-XX centuries, Russian theater figures, poets, writers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.