Научная статья на тему 'Фенотип опухоли в динамике ее прогресии при раке яичников в репродуктивном периоде и постменопаузе'

Фенотип опухоли в динамике ее прогресии при раке яичников в репродуктивном периоде и постменопаузе Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
125
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАК ЯИЧНИКОВ / OVARY CANCER / МИТОХОНДРИАЛЪНЫЕ ФЕРМЕНТЫ / MITOCHONDRIAL ENZYME / СИСТЕМА ПЕРЕКИСНОЕ ОКИСЛЕНИЕ ЛИПИДОВ-■ АНТИОКСИД АНТЫ / SYSTEM LPO-ANTIOXI-DANT / РЕПРОДУКТИВНЫЙ ПЕРИОД / REPRODUCTIVE PERIOD / ПОСТМЕНОПАУЗА / MENOPAUSE

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Антонеева И.И.

Обследовано 340 больных раком яичников, тела и шейки матки, находящихся в репродуктивном периоде и в постменопаузе, у которых в ткани яичника определяли активность митохондриаль-ных ферментов и системы перекисное окисление липидов-анти-оксидант. Установлено, что изменения фенотипа опухоли в репродуктивном периоде и в постменопаузе неоднозначны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Антонеева И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOTYPE OF A TUMOR IN DYNAMICS OF OVARIAN CANCER PROGRESSION AT GENERATIONS PERIOD AND POSTMENOPAUSE

At 340 patients with ovarian, uterine body and uterine neck cancer at generations period and postmenopause the activity of mi tochondrion's enzymes and lipid peroxidation antioxidant sys tem was estimated in ovarian tissue. It was found out that tumor's phenotype changes at generations period and postmenopause are ambiguous.

Текст научной работы на тему «Фенотип опухоли в динамике ее прогресии при раке яичников в репродуктивном периоде и постменопаузе»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 616.006:18

ФЕНОТИП ОПУХОЛИ В ДИНАМИКЕ ЕЕ ПРОГРЕССИИ ПРИ РАКЕ ЯИЧНИКОВ В РЕПРОДУКТИВНОМ ПЕРИОДЕ И ПОСТМЕНОПАУЗЕ

И.И. Антонеева

Ульяновский государственный университет

Обследовано 340 больных раком яичников, тела и шейки матки, находящихся в репродуктивном периоде и в постменопаузе, у которых в ткани яичника определяли активность митохондриаль-ных ферментов и системы перекисное окисление липидов—анти-оксидант. Установлено, что изменения фенотипа опухоли в репродуктивном периоде и в постменопаузе неоднозначны.

Ключевые слова: рак яичников, митохондриальные ферменты, система перекисное окисление липидов—антиоксиданты, репродуктивный период, постменопауза.

Key words: ovary cancer, mitochondrial enzyme, system LPO-antioxi-dant, reproductive period, menopause.

Период постменопаузы характеризуется общими инволюционными процессами в организме, на фоне которых происходят возрастные изменения в репродуктивной системе [3,9,11]. Наблюдается почти тотальная дегенерация яичников [5]. Однако обнаруженные изменения секреции половых стероидных гормонов у здоровых женщин в постменопаузе свидетельствуют о продолжающейся функциональной активности яичников, но на более низком уровне. При этом наблюдается стероидная активность их эпителиального компонента. Возрастные мор-фофункциональные изменения не могут не влиять на возникновение и развитие неопластических процессов в железе. Особенности метаболизма кислорода в стареющих яичниках в процессе развития в них неоплазмы представляют определенный интерес, поскольку в конечном счете определяют стабильность генома и та-

кие процессы в железе, как апоптоз и ангиоге-нез [7,12,13].

Целью настоящего исследования было оценить метаболизм кислорода в опухолевой ткани на различных клинических стадиях рака яичников в репродуктивном периоде и в постменопаузе.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Опухолевая ткань для исследования была получена у 281 больной первичным раком яичников, находившихся в I—IV стадии заболевания (по FIGO). Диагноз рак яичников у всех больных подтвержден морфологически. Обследуемые были разделены на две группы: больные репродуктивного возраста — средний возраст 41,8 ± 2,3 года и больные в постменопаузе — средний возраст 63,7 ± 1,2 года. В группе госпитального контроля (для исследования ткани внешне не измененного яичника) было 46 пациен-

ток (18 — в репродуктивном возрасте; 28 — в постменопаузе), оперировавшихся в том же отделении по поводу рака тела и шейки матки (активный контроль), и 13 пациенток (6 — в репродуктивном возрасте, 7 — в постменопаузе), оперировавшихся по поводу миомы матки.

В гомогенате определяли активность сукцинатде-гидрогеназы по Slater [15], цитохромоксидазы по Vernon [8], перекисное окисление липидов оценивали по концентрации малонового диальдегида в тесте с тиобарбитуровой кислотой [6], активность каталазы [1], глутатионредуктазы по В.С. Асатиани [2], супероксиддисмутазы (СОД) по Nishikimi и соавт. [14].

Статистическую обработку данных проводили с использованием t-критерия Стьюдента. Различия средних значений в группах считались достоверными при р < 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Среди мембраносвязанных ферментов митохондрий сукцинатдегидрогеназа и цитохромок-сидаза занимают одно из ключевых мест. Сукцинатдегидрогеназа катализирует окисление сук-цината в цикле Кребса, действуя в реакции как акцептор водорода. В переносе электронов от органических субстратов к молекулярному кислороду принимают участие цитохромы. Последний цитохром в цепи, реагирующий с кислородом, — цитохромоксидаза — прочно связана с митохондриальной мембраной.

К сожалению, мы не обнаружили в доступной литературе данных об активности сукци-натдегидрогеназы и цитохромоксидазы в ткани

эпителиальных злокачественных опухолей яичника у человека.

Данные изучения их активности в ткани яичников приведены в табл. 1, 2. Так называемую «активную норму», т. е. активность ферментов дыхания в немалигнизированных органах в организме, находящемся в состоянии ракового стресса, определяли по активности сукцинатде-гидрогеназы и цитохромоксидазы в ткани внешне нормальных яичников у больных раком тела матки на разных стадиях заболевания, находящихся в репродуктивном периоде и в постменопаузе.

Как следует из табл. 1, активность ферментов в ткани внешне нормального яичника в репродуктивном периоде у больных раком тела матки достоверно не отличается от таковой у больных с миомой матки.

Несколько иная картина имеет место у больных в постменопаузе. В ткани яичников больных раком тела матки I и II стадии имеет место статистически недостоверное, но достаточно выраженное снижение активности ферментов. У больных в III стадии активность сукцинатде-гидрогеназы и цитохромоксидазы статистически достоверно ниже таковой у больных с миомой матки. Это согласуется с положением о том, что в организме — носителе злокачественной опухоли изменен обмен веществ не только в самой опухоли, но и в непораженных органах и тканях [16,17]. Кроме того, активность сукцинатдегид-рогеназы и цитохромоксидазы в ткани внешне нормальных яичников как у больных с миомой

Таблица 1

Активность сукцинатдегидрогеназы и цитохромоксидазы в ткани внешне нормального яичника

у больных раком тела матки

Миома матки n = 6 Рак тела матки, стадия

Фермент I n = 6 II n = 5 III n = 7

СДГ ЦХО СДГ ЦХО 26,1 ± 2,13 334,4 ± 11,83 20,0 ± 1,01 293,6 ± 13,66 Репродуктивный период 25,9 ± 3,09 26,2 ± 1,62 p > 0,5 p > 0,5 330,08 ± 3,72 336,8 ± 2,13 p > 0,5 p > 0,5 Постменопауза 18,4 ± 1,32 17,2 ± 0,97 p > 0,5 p > 0,5 280,8 ± 4,91 271,6 ± 3,19 p > 0,5 p < 0,05 27,0 ± 3,11 p > 0,5 340,8 ± 4,19 p > 0,5 16,5 ± 1,41 p < 0,05 270,5 ± 2,11 p < 0,05

Примечание. В табл. 1 и 2 СДГ — сукцинатдегидрогеназа, ЦХО — цитохромоксидаза. 8

Таблица 2

Активность сукцинатдегидрогеназы и цитохромоксидазы в опухолевой ткани у больных эпителиальным

раком яичников

Клиническая стадия

Фермент

I II III IV

Репродуктивный период

сдг 21,4 ± 1,32* 19,7 ± 0,93* 18,1 ± 1,28* 18,4 ± 0,89*

п = 9 п = 5 п = 36 п = 8

цхо 290,7 ± 9,84 271,6 ± 12,9 267,5 ± 7,48 264,4 ± 8,16

п = 9 п = 5 п = 36 п = 8

Постменопауза

сдг 17,8 ± 1,21 15,4 ± 0,97* 11,3 ± 1,32* 11,1 ± 0,48*

п = 20 п = 5 п = 33 п = 14

цхо 271,4 ± 12,9 260,5 ± 9,32* 238,8 ± 10,40* 240,5 ± 12,36*

п = 20 п = 5 п = 33 п = 14

Примечание. * — Данные, достоверно отличающиеся от показателей в ткани внешне нормальных яичников.

матки, так и у больных раком тела матки в постменопаузе статистически достоверно и существенно ниже таковой у больных репродуктивного возраста.

Анализ данных в табл. 1 и 2 показывает, что активность мембраносвязанных митохондриаль-ных ферментов сукцинатдегидрогеназы и ци-тохромоксидазы в опухолевой ткани больных раком яичников как в репродуктивном периоде, так и в менопаузе, на всех клинических стадиях заболевания существенно и в основном достоверно снижена по сравнению с таковой в ткани внешне нормального яичника у больных как миомой матки, так и раком тела матки («активная норма»).

В целом это укладывается в существующие представления о том, что углеводный обмен опухолевой клетки, поставляющий энергию для повышенного белкового синтеза, характеризуется усилением гликолиза на фоне ослабленного дыхания.

Снижение активности указанных ферментов в постменопаузе по сравнению с репродуктивным периодом является логичным в свете представления о том, что митохондрии служат «наиболее уязвимым и основным стартовым» звеном в старении клетки [16].

Одной из фундаментальных теорий старения является свободнорадикальная теория, выдвинутая практически одновременно Харманом (1956) и Эммануэлем (1958), которая объясняет не только механизм старения, но и широкий круг связанных с ним патологических процессов, в частности рак. Согласно этой теории,

клеточные макромолекулы (ДНК, белки, липи-ды) повреждаются продуктами свободноради-кальных реакций, в частности радикалами кислорода, образующимися в процессе клеточного метаболизма. Для нормального функционирования организма необходимо поддерживать свобод-норадикальные реакции на каком-то определенном стационарном уровне. В клетке присутствуют природные антиоксиданты, регулирующие активность радикалов и соответственно интенсивность реакций их образования — это антиокислительная активность тканей.

Предполагается, что в здоровом организме уменьшение количества ингибиторов и соответственное увеличение концентрации свободных радикалов тормозят размножение клеток, а увеличение количества ингибиторов и соответственно уменьшение концентрации свободных радикалов — ускоряют его [4].

Нами установлено (табл. 3), что перекисное окисление липидов у больных раком тела матки (активная норма) по сравнению со здоровыми женщинами достоверно повышено в репродуктивном периоде и достоверно снижено в постменопаузе.

Показатели ферментного звена антиоксидан-тной системы во внешне не измененной ткани яичников организма-опухоленосителя снижены по сравнению с аналогичными показателями у здоровых женщин как в репродуктивном периоде, так и в постменопаузе. Таким образом, если в постменопаузе полученные данные позволяют говорить о переходе на другой уровень авторегуляции свободнорадикального механизма,

то разнонаправленные изменения показателей системы переокисление липидов — антиоксидан-ты в репродуктивном периоде дают основания предполагать разобщение этого механизма, следствием чего может быть невозможность его регуляторного функционирования. Несостоятельность антиоксидантной защиты может быть пусковым механизмом различных метаболических нарушений в виде тяжелого токсикоза. Последний способствует ускорению роста и мета-стазированию опухоли.

Данные исследования показателей системы переокисление липидов — антиоксиданты в опухолевой ткани больных раком яичников представлены в табл. 4.

Из представленных данных следует, что изменение как уровня малонового диальдегида, так и активности ферментов антиоксидантной защиты при прогрессии опухоли имеет волнообразный характер без статистически значимых различий в репродуктивном периоде и в постменопаузе.

Таблица 3

Показатели системы переокисление липидов—антиоксиданты в ткани внешне не измененных яичников

в репродуктивном периоде и в постменопаузе

Ферменты Миома матки п = 6 Рак тела матки, стадия

I, п = 6 II, п = 5 III, п = 7

Репродуктивный период

МДА мкмоль/г 421,90 ± 18,48 511,40 ± 26,09* 507,60 ± 14,40* 480,80 ± 92,70

Каталаза ммоль/ст 22,47 ± 1,47 19,81 ± 1,19 18,09 ± 0,98* 18,24 ± 1,21

ГР мкмоль/ст 29,64 ± 0,28 26,41 ± 1,18* 23,28 ± 1,01* 21,64 ± 0,84*

СОД, усл. ед 122,63 ± 0,97 103,54 ± 1,13 91,28 ± 0,61 87,63 ± 0,90

Постменопауза

МДА мкмоль/г 615,00 ± 29,21 601,80 ± 49,32 597,20 ± 13,12* 581,40 ± 17,42*

Каталаза ммоль/ст 20,71 ± 2,14 18,41 ± 2,31 17,22 ± 1,18* 16,48 ± 3,24*

ГР мкмоль/ст 26,81 ± 2,21 23,12 ± 0,86 21,84 ± 0,97 * 19,46 ± 1,24*

СОД, усл. ед 91,86 ± 0,64 82,50 ± 0,72 77,90 ± 0,47 72,69 ± 0,82

Примечание. * — Данные, достоверно отличающиеся от таковых у больных с миомой матки. В табл. 3, 4 МДА — малоновый диальдегид. ГР — глутатионредуктаза. СОД — супероксиддисмутаза.

Таблица 4

Показатели системы переокисление липидов—антиоксиданты в опухолевой ткани при раке яичников

Рак яичников, стадия

Ферменты

I стадия II стадия III стадия IV стадия

Репродуктивный период

ГР, мкмоль/ст 21,68 ± п = 0,97* 11 29,40 ± 1,04"' п = 9 32,84 п = ± 0,62*" 36 21,43 ± п = 0,92*' 10

Каталаза, ммоль/ст 21,19 ± п = 1,23 11 23,43 ± 1,12 п = 9 26,19 п = ± 0,94*"' 36 16,21 ± п = 0,69*' 10

СОД, усл. ед. 110,93 ± п = 1,14*" 13 92,92 ± 0,73*' п = 5 136,67 п = ± 1,02*"' 33 105,79 ± п = 0,73*' 7

МДА, мкмоль/г 493,07 ± 6,41* 642,34 ± 1,33* " Постменопауза 703,25 ± 1,15*" 340,81 ± 1,27*

ГР, мкмоль/ст 24,11 ± п = 0,70 7 27,34 ± 1,20"' п = 8 31,60 п ± 1,01*"' = 9 18,46 ± п = 0,71*' 11

Каталаза, ммоль/ст 19,41 ± п = 0,98 12 21,72 ± 0,76" п = 8 25,53 п ± 0,89*"' = 8 15,91 ± п = 2,19*' 8

СОД, усл. ед. 100,41 ± п = 0,71*" 7 83,10 ± 1,01*"' п = 8 119,13 п ± 1,10*"' = 9 104,24 ± п = 0,52*' 11

МДА, мкмоль/г 590,21 ± 3,19 630,48 ± 6,14" 693,24 ± 3,62*" 319,41 ± 19,40*

Примечание.* — Данные, достоверно отличающиеся от таковых при миоме матки; " — данные, достоверно отличающиеся от таковых при раке тела матки; ' — данные, достоверно отличающиеся от таковых на предыдущей клинической стадии.

Полученные данные согласуются с данными литературы, согласно которым при прогрессии опухоли возникают и отбираются опухолевые клетки с высокой антиоксидантной активностью.

Усиление антиоксидантной активности злокачественных вариантов опухолевых клеток положительно коррелирует с высокой тумороген-ной активностью.

Таким образом, антиоксидантную активность опухолевых клеток при прогрессии рака яичников можно, видимо, рассматривать как один из возможных механизмов защиты опухоли от макрофагов, нейтрофилов и естественных киллеров.

ВЫВОДЫ

1. В динамике опухолевой прогрессии при раке яичников происходят изменения фенотипа опухоли, неоднозначные в репродуктивном периоде и в постменопаузе.

2. Активность митохондриальных мембра-носвязанных ферментов в ткани внешне нормальных яичников в постменопаузе достоверно ниже, чем в репродуктивном периоде. Данная зависимость сохраняется и в опухолевой ткани при раке яичников.

3. В репродуктивном периоде имеет место несостоятельность антиоксидантной защиты, способствующая ускорению роста и метастази-рованию опухоли.

4. В процессе опухолевой прогрессии при раке яичников как в репродуктивном периоде, так и в постменопаузе наблюдается волнообразное

изменение активности системы переокисление липидов — антиоксиданты, при этом переокисление липидов достоверно выше в постменопаузе, а активность антиоксидантных ферментов максимальная в III клинической стадии (по FIGO).

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Л.И., Кожемякин Л.А., Кишкун A.A. Лаб. дело.1988; 11; 86-89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Асатиани B.C. Ферментные методы анализа. М.: Медицина; 1969. 740.

3. Бохман Я.В. Руководство по онкогинекологии. Л.: Медицина; 1989. 464.

4. Бурлакова Е.Б. Физико-химические основы авторегуляции в клетках. М.:Наука; 1968. 15-25.

5. Головатюк Н.Н. Миелоархитектоника и природа проводников нервов яичника. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Ярославль; 1978.

6. Карпищенко А.И. Медицинские лабораторные технологии и диагностика. СПб, 1999. 27-28.

7. Лю Б.И. Успехи совр. биол. 2001; 5; 488-501.

8. Овезмурадова Э.С. Здравоохран. Туркменистана. 1966; 4; 26-27.

9. Савельева Г.М., Бреусенко В.Г., Асратова И.М. и др. Харьков. мед. журн. 1997; 1; 29-32.

10. Савельева Г.М., Бреусенко В.Г., Умаханова М.М. и др. Проблемы эндокринологии в акушерстве и гинекологии. Матер. 2-го съезда Рос. ассоц. акуш. гине-кол. 1997. 271-272.

11. Сметник В.П., Тумилович Л.Г. Неоперативная гинекология. СПб; 1995. 206.

12. Tyrrell R.M., Basu-Modak S. Methods Enzymol. 1994; 234; 224-235.

13. Якубовская Р.И. Рос. онкол. журн. 2000; 6; 42-49.

14. Nishikimi M., Appa N., Yagi K. Biochem. Biophys. Res. Commun.1972; 46; 849-854.

15. Slater T.F. Nature (London). 1966; 209; 36-40.

16. Weinhouse S. Biochem. J.1972; 28; 345-351.

Поступила 30.07.2007

/ Л

ВНИМАНИЕ!!! 1

| Новая книга! |

| СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ. |

| Лекции |

| Архив журнала |

| «Проблемы стандартизации в здравоохранении» |

| 1999-2005 гг. |

V /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.