Научная статья на тему 'Феноменология в современном образовании'

Феноменология в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУССЕРЛЬ / ЖИЗНЕННЫЙ МИР / ТЬЮТОРИНГ / ФОРСАЙТ / КОУЧИНГ / КОМПЕТЕНЦИИ / TUTORING / LIFE-WORLD / HUSSERL / PHENOMENOLOGY OF EDUCATION / FORESIGHT / COACHING / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова А.О., Карпова А.О.

Объектом изучения выступает воздействие феноменологического способа на прогрессивное воспитание. Предметом изучения считается концептуальное основание осознания Гуссерля и способности использования в обучающих и воспитательных целях: 1) рассмотрение субъекта в феноменологии; 2) диалог в феноменологии; 3) экологичность феноменологии; 4) принцип индивидуализации в феноменологии. Феноменологияподаёт возможность учащемуся осознать жизнь, понять её в контексте собственного мира, дабы сквозь очистку навыка от напластований смыслов, извлечьважное для грядущего. Ведущими тезисами феноменологии образования считаются: 1) личный генезис человека; 2) гармонизация актуальных миров; 3) самоиндивидуализация, снимающая борьбу креативного и формального; 4) работу феноменологии образования на горизонте актуального мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenology in modern education

The object of this research is the impact of phenomenological method upon modern education. The subject is the conceptual basis of Husserl’s teaching and possibilities of its implementation in education and upbringing: 1) subjectivity; 2) dialogueness; 3) sustainability; 4) individuation. At the same time, despite all antinomies of the modern educational process, phenomenology can provide a student with understanding of life in the context of personal world, so that through cleansing the experience from overlaying of perceptions, he will be able to derive the most valuable for the future. The main axiological conclusions of phenomenology of education are the following: 1) individual genesis; 2) harmonization of the lifeworlds; 4) procedures and practices of phenomenology of education is rooted in horizon of a lifeworld.

Текст научной работы на тему «Феноменология в современном образовании»

Феноменология в современном образовании Phenomenology in modern education

Козлова А. О.,

студентка стоматологического факультета, кафедра гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет»

Россия, Киров nastena. kozlova.2000@bk. ru

Kozlova Anastasia Olegovna

Student of Kirov State Medical University Russia, Kirov nastena. kozlova.2000@bk. ru

Карпова А. О.,

студентка стоматологического факультета, кафедра гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет»

Россия, г.Киров

Karpova Alena Olegovna

Student of Kirov State Medical University Russia, Kirov

Научный руководитель Трапезников Михаил Владимирович

кандидат философских наук ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет»

Россия, Киров

Scientific adviser Trapeznikov Mikhail Vladimirovich

candidate of philosophy Kirov State Medical University Russia, Kirov

Аннотация.

Объектом изучения выступает воздействие феноменологического способа на прогрессивное воспитание. Предметом изучения считается концептуальное основание осознания Гуссерля и способности использования в обучающих и воспитательных целях: 1) рассмотрение субъекта в феноменологии; 2) диалог в феноменологии; 3) экологичность феноменологии; 4) принцип индивидуализации в феноменологии. Феноменологияподаёт возможность учащемуся осознать жизнь, понять её в контексте собственного мира, дабы сквозь очистку навыка от напластований смыслов, извлечьважное для грядущего. Ведущими тезисами феноменологии образования считаются: 1) личный генезис человека; 2) гармонизация актуальных миров; 3) самоиндивидуализация, снимающая борьбу креативного и формального; 4) работу феноменологии образования на горизонте актуального мира.

Annotation.

The object of this research is the impact of phenomenological method upon modern education. The subject is the conceptual basis of Husserl's teaching and possibilities of its implementation in education and upbringing: 1) subjectivity; 2) dialogueness; 3) sustainability; 4) individuation. At the same time, despite all antinomies of the modern educational process, phenomenology can provide a student with understanding of life in the context of personal world, so that through cleansing the experience from overlaying of perceptions, he will be able to derive the most valuable for the future. The main axiological conclusions of phenomenology of education are the following: 1) individual genesis; 2) harmonization of the lifeworlds; 4) procedures and practices of phenomenology of education is rooted in horizon of a lifeworld.

Ключевые слова: феноменология образования, Гуссерль, жизненный мир, тьюторинг, форсайт, коучинг, компетенции.

Key words: tutoring, lifeworld, Husserl, phenomenology of education, foresight, coaching, competencies.

Самой устойчивой задачей опекунов и ребят, страны, сотрудников и учащихся в современном мире становится воспитание. Вину на себя берёт некоторое количество моментов. Меж нормативным и рекламным элементами учения имеется расхождение связей. Во-первых, воспитание является перед нами в роли ВУЗа в рамках серьезного контроля со стороны страны и общества. Во-вторых, воспитание подаёт познание в самых невообразимых структурах, будучи сферой предложений. Бывают замечены все более свежие внеструктурные участники в сфере образовательных предложений, важная толика рынка данных предложений перебегает в антигосударственный раздел. Воспитание лежит в человечьей имманентности и разных методах оригинальной " литературной " регулировки, также, на уединение ребёнка, к которому мы можем вернуться, если мы подойдём к прозаику и его драматургии. Драматургия обучает нас оригинальному воспитанию, так как его облики обучают быть закрытыми и неспособными собирать все окрасы подтекста с поддержкой воображенья. Оно, вдаваясь, собирает весь мир в простой облик. Самая серьёзная проверка обучающей структуры - это массовизация. В реальном времени феноменологию начинают рассматривать как философское обыкновение, базирующееся Э. Гуссерлем, и как довольно вольное межпредметное назначение, базирующееся на условии бросить взгляд на сущность предмета. Доктор Зелеева В.П. объедняет заслуги феноменологического обучения в трудах иностранных создателей (M.J.Langevel, W.Lippitz, T.Walter, H.Danner и др.). Она раскрывает надлежащие особенности направления: 1) составление смысловых картин в контексте и раскрытие сути человека; 2)место нахождения культуры; 3) осознание мира и раскрытие индивидума; 4) практикование бытия человека; 5) рассмотрение феноменологии в статусе педагогики; 6) обсуждение педагогической истории. Разглядим главные основы феноменологического расклада к образованию в контексте свежих образовательных веяний.

1. Экологичность феноменологии. Отношение человека с другими существами рассматривает феноменологический расклад. Цель философии и воспитания в мире - это работа ради совместного обеспечения населения земли. Из письма Тименецки, создающего ощущение треволнения совместной участи со всем сущим, человек должен укорениться в мышление. Создание блага в гармонии со всем живым - одно и самых серьёзных побуждений. Экологические проблемии очищают мировосприятие человека от соотнесения себя природе и увеличивают экзистенциальную взаимозависимость Людей и Земли. Тем самым, экофеноменология открывает и разовивает доступ к Сущности и естеству, на которые не влияет концептуальность естесственных наук и классической метафизики. Те, кто займется демографическим воспитанием, могут проталкивать экоцентрическое виденье общеобразовательного навыка, которое порешает сверхзадачу методологического философствования навыка. Экоцентрическое воспитание проявится через этическое изложение навыка сущности как связующей предпосылки жизни в современном социокультурном дискурсе. Демографические методы поныне разделяются на части, так как занимают метафизические, модернистские и социально-критические диспозиции. С диспозиции экофеноменологии цели воспитания не будут надуманы рационалистическими гносеологиями. Менее распространенными в изысканиях в сфере воспитания сохраняются методы, которые делят ум-тело и я-мир на дельные субстанции. Онтология с её закрытой философской авиабазой задает новые отклики по вопросам, уточняемым историками демографического воспитания. Её применение просит, чтобы историки владели гибкой философской диспозицией по сопоставлению с иными менее обширно применяемыми научно-исследовательскими гносеологиями. Конструкция " исследовательского индивидуума " по родству прикрепляет

историка в естественной конструкции быть субъективным и рационалистическим в взаимоотношении неэмпирических основах.

2. Принцип индивидуации. Актуальные силы консолидируются кругом 4 оригинальных человечных ядер - фантазия, память, разум и свобода. Самоиндивидуализирующий нрав жизни - это главноев структуре феноменологии. Как мы лицезрим, в процессенте предоставления индивидуумом воспитания бытует полторы слагающие. Во-первых, индивидуум пассивен и у него есть свой искатель в мировоззрении и выборе образцов взаимоотношения. Во-вторых, учась в соответствующей социокультурной адаптации, индивидуум делается ее частью, заимствует инструментарии и правила для взаимопроникновения с иными председателями щества. Но индивидуум не сможет общаться с цивилизацией вовсе. Он общается с ней через ее дельные половины: определённые книжки, руководителей, мелодию, кинофильмы. В тот же момент не всякий коннект делается общеобразовательным для индивидуума, а только тот, который отыскивает отраженье внутри-то него самого. Также, аспирант будет обучаться в колледже, но при этом не будет иметь глубочайшего коннекта с наставником, и обучаться только номинально. Впрочем, неслучайная аудиенция может запечатлеться в памяти и оказать сильнейшее воздействие в будущем. Потому, помимо общественной, бытует и личностная цивилизация. Воспитание сорганизует коннект с индивидуальностями, которые являются руководителями цивилизации, посредством объектов цивилизации. И в надындивидуальном коннекте, знакомстве между индивидуальностями совершается метаморфоза индивидуальности, пересменка ее метафизической самоидентификации. Воспитание — это университет знакомства. От него влияет, к какому подуровню знакомства учителю будет запрещён допуск. В развитии " всеохватывающей " гносеологии воспитания значимым правлением ее становления является становление непротиворечивого сознанья индивидуальности, неспособного распознавать косвенный навык сознанья и его трактовку. Общеобразовательное познание — это преподавание сверхспособности распознавать и ухватывать, расценивать, высказывать навык сознанья. Становление данной структуры, нацеленной на косвенный навык сознанья, воздействует не только на разум и лицезрение, но и на мировосприятие в целом.

3. Герменевтическая линия движения феноменологии. Текстовый профессионализм стал неотъемлемой частью нашей жизни. Компетентный обучающийся - тот, который умеет правильно находить информацию и умело ей пользоваться. Компетенциями являются требования, которые необходимы по предмету. Поочередно от 1-го ФГОС к иному случается сокращения дисциплин гуманитарной направленности. Погоня за компьютеризацией образования при прежнем содержании образования, в том числе и при прежнем подходе к образованию негативно сказывается на развитии личности школьника. Познавательная деятельность является одной из главной в школе или в вузе. Следовательно, изменения в сфере образования, должны касаться подходов к процессу познания. А конкретно учащимся следует видеть и осмыслять познаваемое как феномен. Так, в литературе можно отметить те, в которых выделяется многозначность процесса познания: процесс познания - не механическая рецепция; учиться - означает самому у себя находить; знание не сообщается переливанием из сосуда в сосуд ; субъект познания не только проявляется в акте познания, но и созидается, изменяется в нем. Все названные положения предопределяют развитие нового подхода в мышлении учащегося - феноменологического. В федеральном эталоне ещё четыре поколения нас ожидает гигантская усадка по части культурных компетенций. Вследствие этого роль феноменологии в философии, требуется увеличить. Феноменологические способы к исследованию художественного творчества расширяют кругозор учащихся. Внедрение феноменологических процедур можно произвести на всех дисциплинах гуманитарной направленности.

4. Диалогичность феноменологии. Требования средних и высших учебных учреждений -предоставить структурное в системном. Главное в данном контексте делается мысль концепта учителя и ученика

как оригинальных, независимых персон. Цель образования - посодействовать ученику разработать личный взгляд на жизнь. Применение модели двухмодульного образования как института формирования сознания и мышления возможно в проекте российского образования 4-го уровня — индивидуальной образовательной программы. Данный проект построен на базе СМД-методологии и для предупреждения вероятных проблем нуждается в дополнительных различениях региона непосредственных переживаний сознания. Необходимо сделать акцент на формировании сознания и ввести соответствующие педагогические технологии (тьюторство, наставничество), что приведет к обретению новых компетенций: 1)создание совершенно новых идей; 2) целостность восприятия и решение проблем на другом уровне; 3) различение агрессивного сознания; 4) взаимная коррекция в коммуникации; 5) развитие межкультурного диалога; 6) рефлексия на основе различения опыта и интерпретации. Образование тьюторского сопровождения помогает решить проблемы передового образовательного процесса. Главной чертой такового обучения делается составление креативных компетенций, готовность к новому, навык учения в направлении будущего, избирать и возобновлять рабочий путь. Виды тьюторства различны: онлайн; стратегия; тактика; работа студентов; групповое тьюторство и т. д.

5. Субъектность феноменологии. Необходимым аспектом феноменологической педагогики считается образование живого в виде субъективного действия. Усматривается вероятность использования обучающей специфики как форсайты. Они являются технологией досрочного прогнозирования, нацеленного на построение согласованного, взвешенного и ответственного образа. Занятия с использованием форсайта могут проходить как в урочной, так и внеурочной форме. Основой такого занятия будет работа в группах, участники которых предлагают свои образы будущего, раскрывая индивидуальный творческий потенциал. Давая свободу мысли и не накладывая ограничений, мы привлечем в мыслительный и творческий процесс тех, кто раньше не мог без помощи других людей определить свою роль в группе. Важно не только создать образ будущего, но и найти наилучшую реализацию этого образа, используя все возможные способы представления информации. Применение форсайта целесообразно на уроках естественно-научного цикла, в частности на уроках физики, биологии, химии и информатики. Проблематика в том, чтобы сделать упор на оригинальность ученика, помочь ему получить серьезный навык рациональных действий. Феноменологический расклад к обучению -оригинальный симбиоз способов минувшего и истинного.

Выводы. Думаю, феноменология образования - это увлекательное направление, заслуживающее последующих исследований и разработок. Цели феноменологии образования обретают бессмысленностьв реалиях средних и высших учебных заведений. Дистанциированность педагога и учащегося, глобальный подход, работа «на результат». Избыточная сложность феноменологии делает из неё прозрачный предмет, передающийся путём обычного пересказа практически непонятных тирад. В случае если феноменология не предоставит ясность и удобство, у неё не будет тем для формирования.

Список используемой литературы:

1.Зелеева В.П. Педагогическая феноменология: возвращение и новые смыслы // Образование и саморазвитие. 2010. № 5 (21). С. 56-61.

2. Плеханов Е.А. Феноменология образования: эпистемологические аспекты // Эпистемология и философия науки. 2009. № 2 (20). С. 58-61.

3. Куренкова Р.А. Феноменология образования: современный диалог философии и педагогики // Профессиональное образование в современном мире. 2012. № 1. С. 43-49.

4. Cozma C. 'Sophia' as 'Telos' in the "Ontopoietic Perspective" // AnalectaHusserliana CX: Phenomenology/Ontopoiesis Retrieving Geo-cosmic Horizons of Antiquity. A.-T. Tymieniecka (ed.). Springer, 2011. Pp.413-421.

5. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3. С. 27-40.

6. Демьяненко Н.М., Калинкина С.И., Никифорова М.В. О новых тенденциях в образовании: проблемы и перспективы // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 21-й Международной научно-практической конференции.под науч. ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. 2016. С. 138-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.