Научная статья на тему 'Феноменология педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся'

Феноменология педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1380
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Галина Ивановна

Процесс социальной адаптации учащихся в современных условиях является сложным и неоднозначным. В деятельности образовательных учреждений педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся является приоритетным и реализуется в рамках учебного и воспитательного процесса, осуществляется во взаимодействии всеми субъектами образовательного процесса (педагогами, родителями, различными специалистами) как опосредованно, так непосредственно. Статья посвящена феноменологии данного понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феноменология педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся»

Г. И. Симонова

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Процесс социальной адаптации учащихся в современных условиях является сложным и неоднозначным. В деятельности образовательных учреждений педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся является приоритетным и реализуется в рамках учебного и воспитательного процесса, осуществляется во взаимодействии всеми субъектами образовательного процесса (педагогами, родителями, различными специалистами) как опосредованно, так непосредственно. Статья посвящена феноменологии данного понятия.

Проблема обеспечения педагогами и психологами задач развития личности в образовательном процессе отражается в различных научных терминах. Наиболее распространены: «педагогическая поддержка» (О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова, Т. А. Стрелкова, Д. Б. Поляков и др.); «психологическая поддержка (А. Г. Асмолов, Н. Н. Загрядская и др.); «психологическая помощь» (Т. Л. Гаврилова, Т. П. Гинсбург); «педагогическое сопровождение» (Е. В. Бондаревская, М. И. Губанова, С. Н. Чистякова); «психологическое сопровождение» (М. Р. Битянова, Л. М. Митина). В отечественной науке феномен сопровождения стал предметом осмысления лишь в последние десятилетия и получил развитие в работах А. Г. Ас-молова, М. Р. Битяновой, О. С. Газмана, Л. М. Митиной.

Идеи гуманного воспитания, видение в ребенке человека, гуманное отношение и любовь к нему, учет возрастных особенностей, развитие природных задатков и создание условий для обучения и воспитания человека заложены в трудах Демокрита, Аристотеля, Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и других философов и педагогов. Именно они послужили методологической основой для развития педагогики поддержки и теории сопровождения. Мы разделяем данные позиции, полагая, что образовательный процесс в современных условиях носит ярко выраженный социально-педагогический характер и направлен на социальное становление и социальную адаптацию личности школьников. Успешность адаптации учащихся обеспечивает процесс специально организованного педагогического сопровождения.

В связи с этим необходимо определить, что представляет собой феномен «педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся».

СИМОНОВА Галина Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент по кафедре социальной работы, сервиса и туризма ВятГГУ. © Симонова Г. И., 2006

В словаре русского языка С. И. Ожегова сопровождение трактуется следующим образом -«следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [1]. Следовательно, изначально этимология самого слова предполагает взаимодействие различных субъектов, которые могут находиться как в субъект-объектных, так и в субъект-субъектных отношениях. Более того, сопровождение включает условно три компонента, не только субъектов - путника и сопровождающего, но и путь, который они проходят вместе.

Согласно В. Далю, путник - это путешественник, странник, который находится на перепутье; человек, ищущий временного приюта [2]. Такая трактовка созвучна с задачами социального становления ребенка, когда на каждом возрастном этапе перед ним стоит широкий спектр задач овладения культурой общества, когда объективно увеличивается количество сфер социальной адаптации, которые осваивает учащийся. Изначально это семья, затем образовательные учреждения разного типа, группа неформального общения, общество. И на всех возрастных этапах осуществляется личностная адаптация - решение задач самопознания, самоопределения, самостроительства собственной личности. Безусловно, в этих ситуациях молодому человеку необходим попутчик, сопроводитель, товарищ, проводник, путевод. Такова трактовка понятия «сопровождающий». Это позволяет нам заключить, что взрослый человек, обеспечивающий сопровождение, будь то педагог, родитель, конкретный специалист, должны выступать перед ребенком именно в названных ипостасях. То есть быть ему товарищем и проводником по «дорогам жизни». Интересна в этом ключе и трактовка понятия «путь». Это не только дорога, но и процесс передвижения по ней, время, срок, нужный для прохода, способ или средство достижения цели, направление.

При этом можно сказать, что речь идет о совместном бытии людей в определенный временной отрезок человеческой жизни. Сопровождающий выступает как человек, помогающий путнику в дороге и защищающий его от превратностей пути, помогающий справиться с ними. Как уже отмечалось выше, формирование гуманистических ориентаций в российской педагогике определило историю зарождения в России комплексной помощи ребенку в развитии. При этом из анализа исследований по данной проблеме следует, что чаще всего ученые акцентируют внимание на проблемах раннего сопровождения, целевого сопровождения различных групп риска, сопровождения в специальном образовании, сопровождения развития одаренных детей. Таким образом, хотя в современной педагогике и

психологии используется понятие «сопровождение», рассматривается оно достаточно узко, применительно к конкретным проблемам и отдельным группам учащихся. В контексте гуманистического подхода оно включает в себя близкие по смыслу и значению понятия «преодоление», «профилактика», «предупреждение», «фасилитация», «обеспечение», «интенсификация», «разгрузка», «поддержка», «помощь». Нередко объемы этих понятий пересекаются, что затрудняет их использование и приводит к проблемам в формировании единого понятийного поля специалистов, работающих по созданию условий для социальной адаптации учащихся.

В Англии и США используется термин «школьное консультирование и руководство» (School counselling and guidance). В связи с многовековой культурно-исторической традицией он рассматривается как ведение ученика, подталкивание его вперед. Совершенствование содержания деятельности специалистов системы «counselling and guidance» в Англии привело к тому, что в современной трактовке имеется в виду деятельность, направленная на социальное и индивидуальное развитие личности, что предполагает обучение социальным навыкам, советование, профориен-тирование, информирование о возможном изучении предметов, помощь в их выборе, заботу, поддержку, опекунство. В США руководство связывают больше с превентивной работой, а консультирование рассматривают в связи с деятельностью специалистов по работе с возникшими у детей проблемами [3].

Данный подход позволяет рассматривать педагогическое сопровождение не столько как работу с детьми, имеющими разного рода проблемы, сколько работу со всем контингентом учащихся, в первую очередь ориентированную на профилактику и превенцию возможных затруднений в социальной адаптации учащихся.

В условиях нестабильного общества, в период его реформирования в специальном сопровождении процесса социальной адаптации нуждаются, как мы уже подчеркивали, и обычные дети, обучающиеся в различных типах образовательных учреждений, которым также нужна помощь и поддержка в процессах личностного развития и самоопределения, самоутверждения и самоактуализации. Поэтому, с нашей точки зрения, важно в целом правильно выстраивать на межведомственной и интегративной основе целостное педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации личности, в частности учащихся образовательных учреждений. Наиболее целесообразно, на наш взгляд, осуществлять педагогическое сопровождение путем специально организованной деятельности образовательного учреждения как системы. В связи с этим необходи-

мо рассмотреть феноменологию понятия «сопровождение» применительно к педагогической деятельности и процессу социальной адаптации учащихся.

Как показывает анализ теоретических источников, трактовка понятия «сопровождение» отличается в рамках педагогики и психологии. Практическая педагогика с момента своего возникновения считала одной из своих важнейших задач профилактику и коррекцию неблагоприятных состояний, деформирующих факторов группового и личностного развития, в то время как психология ставила задачи в форме «преодолении», «интенсификации», «снятия». Постепенно произошло движение к более общим, нейтральным видам психологической помощи - «профилактике», «предупреждению». В связи с развитием практической психологии задачи несколько изменились, они приобретают характер про-цессуальности, более продолжительной, комплексной, многоцелевой коррекции, поддержки, помощи.

Многие исследователи отмечают, что сопровождение предусматривает «поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное психолого-педагогическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна (В. А. Го-рянина, В. С. Мухина, 1997) [4].

В этом же контексте определяет сопровождение М. Р. Битянова как «движение вместе с ним, рядом, а иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям и потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советом ориентироваться в окружающем мире, чутко прислушиваться к себе. При этом он не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь, когда ребенок потеряется или попросит помощи, помогает ему вернуться на его собственный путь» [5].

Многие исследователи делают акцент на сопровождении как деятельности, которую осуществляет специалист, оказывая помощь ребенку. Т. М. Чурекова определяет сопровождение как «систему профессиональной деятельности, направленной на создание социально-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка, совершенствования педагогического мастерства учителя, формирования субъект-субъектных отношений» [6].

Достаточно подробно представлены в литературе подходы к проблеме психологического сопровождения. Психологическое сопровождение развития личности учащихся - это один из

видов профессиональной деятельности психолога, направленный на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия (Битянова М. Р., 1997; Бер-ладина Е. Л., 2003).

Сущностной характеристикой психологического сопровождения, по мнению О. И. Сдобнико-вой, является создание условий для перехода личности к самопомощи. То есть специалист должен в процессе психологического сопровождения создать условия и оказать необходимую и достаточную, но не избыточную поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». С ее точки зрения, сопровождение - это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи - патронажа. В отличие от коррекции оно предполагает поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей [7].

Данная идея также продуктивна, поскольку, обращаясь к проблеме педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся, необходимо подчеркнуть активность личности в данном процессе.

На пути к определению сущности педагогического сопровождения важно опираться на подходы, наработанные в педагогической психологии. Так, например, целью психологического сопровождения, согласно позиции М. Р. Битяно-вой, выступает обеспечение оптимального взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Такая цель является вполне педагогически приемлемой и актуальной, но, конкрети-зируясь через призму задач и функций, всё же отражает только психологические аспекты и не в полной мере отвечает задачам социальной адаптации личности. В. С. Мухина, В. В. Горшкова отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще не доступна. Однако невозможно выстраивать сопровождение ребенка в образовательном учреждении только психологическими средствами. Выступая субъектом ведущей деятельности и общения, взаимодействуя с различными участниками образовательного процесса - педагогами, учащимися, родителями, сотрудниками, медиками, школьник испытывает необходимость в помощи, поддержке и защите в разных аспектах. Рассматривая проблемы сопровождения учащихся, крайне важ-

но говорить о педагогическом сопровождении в условиях образовательного учреждения, которое является открытой социально-педагогической системой и обеспечивает взаимодействие школьников с социальной средой в разных сферах: общество, образовательное учреждение, группа неформального общения, семья. Следовательно, сопровождение социальной адаптации в условиях образовательного учреждения должно носить комплексный характер, предполагая при этом взаимодействие специалистов на уровне работы с семьей, территориальными группами по месту жительства, с детским и педагогическим сообществом, конкретной личностью. При этом именно образовательное учреждение выступает ядром сопровождения. Исходя из специфики задач, образовательных возможностей, кадрового и ресурсного обеспечения, педагогическое сопровождение, на наш взгляд, является приоритетным в решении задач успешной социальной адаптации учащихся.

Однако необходимо отметить, что в современной педагогике используется также термин «психолого-педагогическое сопровождение». Л. Г. Субботина понимает под психолого-педагогическим сопровождением учащихся целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия [8].

Такой подход, хотя и в большей степени соответствует нашим представлениям о сущности сопровождения, но отличается некоторой «на-громожденностью», перечислением всех составляющих его процессов, за которыми теряется сущность.

Кроме того, существует исследовательская позиция, согласно которой концепция сопровождения рассматривается как новая образовательная технология, которая разработана Е. И. Казаковой (1995-2001) [9]. Теория сопровождения выдвигает положение о том, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка. Именно эта идея позволяет рассматривать педагогическое сопровождение как основу социальной адаптации школьников. Социальная среда окружения ребенка играет приоритетную роль в его развитии и социальной адаптации, следовательно, необходимо опираться на основные положения средового подхода, которые являются определяющими для рассмотрения проблемы педагогического сопровождения процесса социальной адаптации учащихся.

Таким образом, экстраполируя понятие «сопровождение» в педагогическую плоскость, различные авторы, как показано выше, по-разному определяют его сущность. В некоторой степени эти подходы определяют канву для формирования нами авторской концепции педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся.

Рассмотрение различных подходов и теорий позволят заключить, что по своей сути сопровождение предполагает взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого. Процесс социальной адаптации, осуществляющийся как непрекращающиеся взаимодействия личности со средой, постоянно ставит личность перед разнообразными и нередко непростыми задачами, успешное решение которых способствует её жизненной устойчивости, самоопределению, самоутверждению, самоактуализации, саморазвитию.

Однако, как свидетельствует анализ теоретических источников, в современной науке рассматриваются только психологическое или психолого-педагогическое сопровождение. При этом большинство исследователей сущность деятельности специалистов системы сопровождения рассматривают как оказание помощи школьнику в затруднительной ситуации, с тем чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и справляться с трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды.

Как мы уже выяснили, в структуру понятия «сопровождение» многие исследователи включают поддержку и помощь. Следует признать, что такая позиция кажется нам правомерной и обоснованной, в том числе в контексте рассмотрения проблемы педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся.

В связи с этим считаем необходимым обратиться к более детальному рассмотрению этих категорий. В Толковом словаре В. Даля смысл данного понятия связывается со значением глагола «поддержать», «поддерживать», то есть служить опорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем), подставкой всему, что поддерживает тяжесть, укрепой - всем, что придает крепость, прочность, силу. Это действие, которое характеризуется динамикой [10].

Анализ семантических значений этого понятия содержит определенные педагогические смыслы: помочь другому человеку обрести уверенность; подкрепить то положительное, что есть в личности; удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом [11].

Таким образом, теория сопровождения, теория и методика педагогической поддержки в отечественной педагогике разрабатываются в рам-

ках идей личностно-ориентированного подхода, отражая направленность на саморазвитие личности.

О. С. Газман рассматривает педагогическую поддержку как особую сферу деятельности педагога, направленную на стимулирование самостановления ребенка как индивидуальности. Предметом педагогической поддержки он определяет процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни [12]. В организационном или технологическом смысле педагогическая поддержка в целях помощи учащимся при решении проблем представлена следующими этапами деятельности педагога: диагностическим, поисковым, договорным, деятельностным, рефлексивным.

Н. Н. Михайлова и С. М. Юсфин, развивая подход О. С. Газмана, предлагают следующее определение: педагогическая поддержка - это специфическая деятельность, направленная на становление индивидуальности ребенка, способ организации взаимодействия педагога и ученика по выявлению, анализу реальных или потенциальных проблем ребенка, совместному проектированию возможного выхода из них [13].

Данный подход импонирует нам, поскольку позволяет определять направления педагогической работы не только с теми учащимися, которые уже имеют затруднения и проблемы, но и выстраивать профилактическую работу с учащимися с учетом задач социальной адаптации личности на конкретном возрастном этапе. Кроме того, и в том и в другом случае речь идет о поддержке деятельности педагогов.

Различные авторы (Т. В. Анохина, О. С. Газ-ман, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова) отмечают, что педагогическая поддержка реализуется путем непосредственного контакта педагога и человека, которому оказывается педагогическая поддержка. Акцент ставится на обеспечении внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития. Другие авторы (Т. В. Егорова, Е. А. Игнатьева, Т. А. Строкова) указывают на внешние, социальные условия. Это, прежде всего, формирование благоприятной социокультурной среды, психологического климата в образовательном учреждении. В этом случае педагогическая поддержка осуществляется без непосредственного взаимодействия с человеком. Однако в практике педагогическая поддержка, как и педагогическое сопровождения, реализуется совместными усилиями участников на основе сотрудничества и самоопределения. Оказание помощи человеку направлено не столько

на снятие проблемы, сколько на стимулирование самостоятельного разрешения ее. Движение же к реализации собственных возможностей достигается за счет приобретения опыта проектирования собственной позиции по отношению к проблемной жизненной ситуации, что позволяет решать задачи изменения и развития определенных личностных качеств, способов общения и поведения личности.

В контексте рассуждений Т. В. Анохиной педагогическая поддержка есть система средств, которая обеспечивает ребенку помощь в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности [14].

Таким образом, под педагогической поддержкой понимается система педагогической деятельности, обеспечивающая процессы индивидуализации человека, создающая условия для его самоопределения на основе собственных возможностей и включающая помощь в преодолении трудностей.

Вовремя полученная поддержка освобождает ребенка от накопления неразрешенных проблем, которые не позволяют ему быть самим собой, а значит, успешно адаптироваться. Осуществляя педагогическое сопровождение через поддержку, очень важно предоставить личности возможность и право выбора.

С. В. Кульневич, ссылаясь на В. А. Сухомлин-ского, отмечает: «Самое важное - не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять её развитие, памятуя, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания, саморазвития, самоосуществления. Эти качества предполагают оказание педагогической поддержки на ещё более глубоком, личностном уровне» [15]. Модель личностной педагогической поддержки предполагает, по его мнению, совместное с учеником определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самоорганизации. Основное внимание уделяется поддержке деятельности личностных структур сознания.

В практике деятельности образовательных учреждений в рамках традиционной педагогической поддержки основной метод - это опекунство, то есть реакция на ситуацию. Учитель ситуативно реагирует на трудности, препятствия, проблемы ученика, причем с собственных позиций, а не ученических. Он оказывает поддержку по необходимости, нередко ориентируясь на ре-

шение собственных проблем, а не проблем детей, затрудняющих их самоопределение, самореализацию, саморазвитие. Все это, безусловно, не способствует успешной адаптации учащихся.

В то же время гуманистическая ценность педагогической поддержки состоит в ориентации учителя на развитие мотивационно-смысловой ориентации ученика, то есть в ориентации на проблемы ученика, творчески ищущего своё место в жизни. Как отмечает С. В. Кульневич, такая потребность поиска неявно присутствует у каждого как изначально заданная, но востребу-ется только при педагогической поддержке.

В педагогической литературе, как мы отмечали выше, наряду с понятием «педагогическая поддержка» используется понятие «педагогическая помощь». Оно трактуется как «определенная система средств, обеспечивающих самореализацию... в различных видах деятельности» [16]. Сопоставляя их, Т. А. Строкова отмечает различия в смысловой нагрузке. Существенное различие состоит в том, что педагогическая помощь осуществляется при непосредственном контакте участников, в то время как поддержка может быть косвенной. При этом исследователь замечает, что в педагогике нередко эти два понятия рассматриваются, в основном, как взаимозаменяемые.

Таким образом, сопоставительный анализ понятий педагогическая поддержка, социально-педагогическая поддержка, педагогическая помощь, психологическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение позволяет сделать вывод о значительном пересечении объемов этих понятий, их единой цели, схожести структур, общности субъектов, сходстве методов.

Предпринятый нами разносторонний анализ феномена «сопровождение» позволяет говорить о настоятельной необходимости определения специфики дефиниции - педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся. Использование термина «педагогическое сопровождение» применительно к процессу социальной адаптации учащихся продиктовано необходимостью интеграции процессов обеспечения, поддержки, защиты, помощи учащимся в процессе их взаимодействия с новой социальной средой, а также необходимостью подчеркнуть самостоятельность субъекта в процессе его социальной адаптации.

Поэтому, когда мы обращаемся к деятельности образовательных учреждений по социальной адаптации учащихся, принципиально важно, на наш взгляд, обратиться к категории «педагогическое сопровождение». Использование данного термина связано с тем, что сопровождение в образовательном процессе приоритетно осуществляется педагогами, в педагогической деятельности, педагогическими методами и средствами.

Применение же психологических средств является дополняющим и используется только в комплексе, в единстве и в контексте педагогической деятельности. Более того, в большинстве сельских образовательных учреждений и в целом ряде городских отсутствуют специалисты-психологи, в то время как процесс социальной адаптации этих учащихся осуществляется независимо от наличия или отсутствия в образовательном учреждении узких специалистов (психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования и др.).

При этом предпринятый нами феноменологический анализ дает нам основание для выделения нескольких значимых категорий, определяющих логику анализа понятия «педагогическое сопровождение» - это поддержка, помощь, защита, обеспечение. На основе анализа подходов различных авторов, представленного выше, обозначим их сущность.

Итак, педагогическая поддержка. Анализируя варианты определения понятия «педагогическая поддержка», можно выделить ряд сущностных его характеристик.

Во-первых, педагогическая поддержка рассматривается как педагогическая деятельность, обеспечивающая процессы индивидуализации человека любого возраста. Она способствует развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте.

Во-вторых, сущность педагогической поддержки заключается в раскрытии личностного потенциала человека, его реальных и потенциальных возможностей в тех или иных условиях, видах деятельности.

В третьих, педагогическая поддержка включает в себя помощь индивиду в преодолении трудностей, которая способствует овладению им навыками самостоятельного разрешения своих проблем и затруднений.

В-четвертых, педагогическая поддержка может выступать как непосредственный акт общения и как непрямое, опосредованное влияние на человека.

Таким образом, педагогическая поддержка есть система педагогической деятельности, обеспечивающая процессы индивидуализации человека, создающая условия для его самоопределения на основе собственных возможностей и включающая помощь в преодолении трудностей (И. С. Якиманская) [17].

Педагогическая помощь предполагает создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора; это также определенная система средств, обеспечивающих самореализацию в различных видах деятельности (Т. А. Строкова).

В современных сложных социально-экономических условиях актуальным является в педагогическом плане использование категории «защита». Защита в этом смысле предполагает обеспечение физической, психологической, моральной безопасности ребенка, отстаивание его интересов и прав [18].

Педагогическую защиту, вслед за А. В. Ивановым, мы рассматриваем как систему педагогических действий, обеспечивающих физическую, психологическую и нравственно-психологическую безопасность воспитанника в образовательном процессе, отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил.

Педагогическое обеспечение - это совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения (Е. И. Казакова).

Педагогическое обеспечение включает различные виды методической помощи субъектам образовательного процесса (консультирование, предоставление информации, разработка программ и т. д.), эффективную организацию деятельности и управления.

Таким образом, названные выше компоненты мы рассматриваем как составляющие педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся, которые реализуются посредством взаимосвязанной деятельности как педагога и адаптанта, так и других субъектов адаптационного процесса (семьи, группы неформального общения, специалистов, одноклассников и т. д.).

Защита

Обеспечение

Помощь

Составляющие педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся

Как мы подчеркивали выше, образовательное учреждение, в условиях которого осуществляется педагогическое сопровождение, является открытой социально-педагогической системой и интегрирует воспитательный потенциал педагогов, семьи, общественности по месту проживания семей, различных социальных институтов, создавая условия для успешной социальной адаптации учащихся. Их взаимосвязанная деятельность в контексте идеи сопровождения включает следующие составляющие: поддержка, помощь, обеспечение и защита. В схематичном виде они отражены на рисунке.

Однако, интегрируясь в рамках педагогического сопровождения, они наполняются несколько иным смыслом, нежели тот, что отражен в рассмотренных выше подходах. В рамках процесса сопровождения они реализуются в единстве, но с приоритетом какой-либо составляющей в зависимости от особенностей адаптирующегося элемента (личности), адаптивной среды и адаптивной ситуации. В связи с этим мы сочли необходимым уточнить сущность названных категорий в соответствии с проблемой нашего исследования.

Педагогическая поддержка социальной адаптации учащихся обеспечивает процессы их индивидуализации, предполагает создание условий для самоопределения, самоутверждения, самоактуализации и саморазвития личности учащихся на основе актуализации их собственных возможностей.

Педагогическая помощь предполагает создание условий для принятия субъектом социальной адаптации оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, обеспечивающих самоутверждение и самореализацию в различных видах жизнедеятельности.

Педагогическая защита выступает как система педагогических действий, обеспечивающих физическую, психологическую и нравственно-психологическую безопасность учащихся в образовательном процессе, отстаивание их интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для успешной социальной адаптации.

Педагогическое обеспечение предполагает оснащение педагогического сопровождения необходимыми ресурсами, способствующими эффективной социальной адаптации учащихся.

Таким образом, рассмотрение феномена «педагогическое сопровождение» применительно к процессу социальной адаптации учащихся позволило определить феномен педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся как процесс, реализуемый на основе взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса, направленный на эффективное взаимодействие личности с новой социальной средой на основе поддержки, помощи, защиты и соответствующего ресурсного обеспечения.

Примечания

1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. М.: «Рус. яз.», 1990. 917 с.

2. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия [Текст] / В. И. Даль. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 736 с.

3. Кульневич, С. В. Педагогика личности от концепций до технологий [Текст] / С. В. Кульневич. Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. 160 с.

4. Мухина, В. С. Развитие, воспитание и психолого-педагогическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО [Текст] / В. С. Мухина, В. А. Го-рянина // Воспитание и развитие личности: м-лы меж-дунар. науч.-практич. конф. / под ред. В. А. Горяни-ной. М.: ИРЛ РАО, 1997. С. 4-12.

5. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. М.: Совершенство, 1997. 298 с.

6. Чурекова, Т. Е. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений [Текст] / Т. Е. Чурекова. Кемерово: Куз-бассвузиздат, 2001. 262 с.

7. Сдобникова, О. И. Управление содействием в оказании социально-психологической помощи детям (в муниципальной системе образования) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / О. И. Сдобникова. Тюмень, 2002. 178 с.

8. Субботина, Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ори-ентированного обучения [Текст] : дис. . канд. пед. наук / Л. Г. Субботина. Кемерово: Кемеров. гос. ун-т, 2002. 213 с.

9. Казакова, Е. И. Диалог на лестнице успеха [Текст] / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. СПб.: Петербург - XXI век, 1997. 160 с.

10. Даль, В. И. Указ. соч.

11. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения [Текст] / под ред. В. А. Кара-ковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Пед. общество России, 1999. С. 221.

12. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. С. 58.

13. Михайлова, Н. Н. Педагогика поддержки [Текст] : учебно-метод. пособие / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. М.: МИРОС, 2001. С. 8.

14. Анохина, Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования [Текст] / Т. В. Анохина // Новые ценности образования. Сб. №6 / под ред. Н. Б. Крыловой. М.: Инноватор, 1996. С. 72.

15. Кульневич, С. В. Указ. соч. С. 122.

16. Строкова, Т. А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике [Текст] / Т. А. Строкова // Педагогика. 2002. № 4. С. 21.

17. Якиманская, И. С. Личностно-ориентирован-ное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.

18. Иванов, А. В. Педагогическая защита [Текст] / А. В. Иванов // Гуманизация воспитания в современных условиях: сб. статей / РАО ИПИ. М., 1995. 115 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.