Научная статья на тему 'Феноменологический взгляд на духовность в школе'

Феноменологический взгляд на духовность в школе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
193
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / СПИРИТУАЛЬНОСТЬ / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / ВОСПИТАНИЕ / ПРЕДЕЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / SPIRITUALITY / RELIGIOUSNESS / PHENOMENOLOGICAL METHOD / EDUCATION / PEAK EXPERIENCES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кривцова Светлана Васильевна

В статье ставится задача сопоставления феноменологического содержания понятий «духовность» и «религиозность». Для этого духовные переживания человека описываются с помощью феноменологического метода. Автор выделяет сущностное содержание духовности, предельные духовные переживания на основании структурной модели экзистенции австрийского психотерапевта проф. А. Лэнгле. В статье рассматриваются пути к духовности, а также процессуальные закономерности превращения духовности в религиозность. Можно также увидеть некоторые параллели между учением А. Лэнгле и описаниями религиозных переживаний, сделанных русским религиозным философом С.Л. Франком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenological View of Spirituality at School

The article compares the phenomenological content of the concepts "spirituality" and "religiousness". For this purpose the person's spiritual experience is described by means of a phenomenological method. The author distinguishes the essential content of spirituality, peak spiritual experiences on the basis of the structural model of existention developed by the Austrian psychotherapist Professor A. Lengle. The article touches upon the ways to spirituality, and also procedural laws of the transformation of spirituality into religiousness. It also brings forward some parallels between A. Lengle's doctrine and the descriptions of religious experiences of the Russian religious philosopher S.L. Frank.

Текст научной работы на тему «Феноменологический взгляд на духовность в школе»

\

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Кривцова С.В.

Феноменологический взгляд на духовность в школе

В статье ставится задача сопоставления феноменологического содержания понятий «духовность» и «религиозность». Для этого духовные переживания человека описываются с помощью феноменологического метода. Автор выделяет сущностное содержание духовности, предельные духовные переживания на основании структурной модели экзистенции австрийского психотерапевта проф. А. Лэнгле. В статье рассматриваются пути к духовности, а также процессуальные закономерности превращения духовности в религиозность. Можно также увидеть некоторые параллели между учением А. Лэнгле и описаниями религиозных переживаний, сделанных русским религиозным философом СЛ. Франком.

Ключевые слова: духовность, религиозность, спиритуальность, феноменологический метод, воспитание, предельные переживания.

Где кончается духовное и начинается религиозное чувство? Может ли вообще наука ответить на такие вопросы? У учителей сегодня много подобных вопросов. В этой статье мы попробуем ответить на некоторые из них, опираясь на исследования духовности и религиозности, выполненные в рамках экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии [3, 4]. Автором были обнаружены параллели между исследованиями современного австрийского психотерапевта А. Лэнгле и русского религиозного философа Семена Франка, жившего в первой половине прошлого века, в частности, в работе 1946 г. «С нами Бог» [6]. Мы излагаем феноменологическое исследование проблемы, поскольку она недостаточно рассмотрена именно в аспекте, необходимом школе, чтобы размежевать воспитательные компетенции образования и церкви. Современные тенденции привлечения православных священников в школу, очевидно, связаны с необходимостью защитить духовное начало в человеке, отношениях людей, образовании. Вместе с тем это начинание встречает немалое сопротивление, в частности потому, что школа у нас в стране по-прежнему отделена от государства. Учителя сопротивляются инициированной правительством стратегии защиты духовности таким способом. Среди основных причин, на взгляд автора, на первый план вступают следующие.

Во-первых, сферы влияния учителя и священника пересекаются в области воспитания, а теоретические основания, за которыми может последовать разделение функций, не оговорены. Воспитательный эффект хорошего разговора не обязательно сопряжен со спасением души, для большинства учителей доступ к духовности не сводится к опыту, полученному в церкви. Во-вторых, способ действия священника

в школе так же, как и в церкви - наставление - сегодня никого не убеждает (сидя в одной из школ на докладе о морально-нравственном воспитании молодого батюшки, я услышала комментарий сидящего рядом со мной директора «Я и сам в молодости был инструктором ЦК ВЛКСМ»). Наставление - прием, используемый идеологами самых разных культур и эпох, давным-давно раскритикован самими религиозными мыслителями, начиная с гениального С. Кьеркегора1. Призывать правильно жить несложно, как сделать так, чтобы собеседнику захотелось попробовать жить по-другому? В-третьих, даже верующие учителя уверены, что вера - очень личное дело, поэтому демонстрировать ее публично не стоит, тем более делать из нее инструмент влияния. По-видимому, это характерно для всех людей, самостоятельно пришедших к вере, выросших в сомнениях и нашедших личный путь, в отличие, возможно, от тех, кто органично перенял веру от родителей и окружающих, как это имело место в дореволюционной России или характерно для других стран, не переживших гонений. Феномен недоверия в отношении активно верующего учителя и со стороны коллег, и со стороны учеников возникает, когда имеет место расхождение между призывами и неумением достойно вести себя в трудных ситуациях, которые в школе закономерно и постоянно возникают.

Как относиться к идее школьного священника о том, что все дети и все учителя должны принадлежать к религиозной конфессии? Что понимается под именем Бога у человека, который ходит в церковь, и у того, кто не ходит?

Духовное и религиозное

Начнем с вопроса, как соотносятся духовное и религиозное? Существует известный подход с позиций церкви, который коротко можно сформулировать так: духовное происходит из религиозного. Такая позиция теоретически обоснована. Согласно церковному учению, духовность - это открытость по отношению к метафизическому: «Вначале было Слово. И слово было Бог». Это означает, что смысл и порядок существовали до человеческого Бытия. Вот цитата из С. Франка: «...если мое сердце мятется и томится, если само его существо состоит в неудовлетворенности, в тяготении к тому, что мы называем целью, высшей ценностью, благом, то это высшее, абсолютное Благо уже как-то скрыто мне дано, как-то дает себя

1 Кьеркегор активно критикует понятие «воспитание», как оно дано в философии Гегеля. Воспитание, по Гегелю, - это определение пути, на котором индивидуум может достичь ясного исторического самосознания, при этом под самосознанием имеется в виду понимание всеобщего как истины своего единичного бытия (то же понимание воспитания мы встречаем у Маркса и, соответственно, в советской педагогике). Кьеркегор говорит о нем как о воспитании по типу наставления. В основании наставления и настоящего воспитания лежит одна и та же задача экзистенциального преобразования адресата. Но «если понятие наставления получает содержательное наполнение в ориентации на что-то абсолютное (законы общества в марксистско-гегелевской картине бытия или богоотношение и вечное блаженство в христианской религиозности), то понятие воспитание непосредственно фиксирует аспект становления личностью, культивирования у другого способности быть собой» [9, с. 160-161]. Подробнее см. [1].

чувствовать - иначе я не мог бы искать его, не мог бы сознавать его отсутствия» [6]. При таком метафизическом способе мышления из Бытия Бога вытекает неосознанная имманентно присущая людям религиозность. Религиозная философия стремится сделать осознанной ту религиозную проблематику, с которой мы постоянно сталкиваемся в своей человеческой жизни и практической деятельности.

В этой же логике строил свои исследования Виктор Франкл, основатель логотерапии и экзистенциального анализа2. Для В. Франкла было две особенно важных задачи. Первая - сделать осознанной неосознаваемую религиозность человека. В противоположность 3. Фрейду В. Франкл утверждал, что неосознаваемое в человеке связано не только с психическим, но и с духовным. «Связь с трансцендентным - это характеристика экзистенции», - писал он и в этом видел важное отличие экзистенциального анализа от гуманистической психологии. Таким образом, Франкл открывает не только бессознательное, но и трансцендентное в человеке. С этой точки зрения, подлинный разговор с самим собой не является в чистом виде «разговором с самим собой», а включает в себя в качестве третьего участника Бога. Он сформулировал это в блестящей фразе: «Сам того не замечая, человек полагает Бога предпосылкой всего...» («ahnungslos nichts ahnend setz der Mensch Got voraus»). Бог для Франкла является партнером в самых интимных разговорах человека с собой. В этой темноте внутреннего есть Его присутствие» [4, с. 11]. В. Франкл также пытался описать, как вера соединяется с специфически человеческим: он видел источник имманентно присущей человеку веры в человеческой потребности в любви и изначально присущей тоски по чему-то дальнему, не присутствующему в окружающей реальности. А. Лэнгле, ученик В. Франкла, так описывает это переживание: «Тоска - это чувство, подобное жажде, жадному стремлению к воде, когда хочется пить. В основе нашего бытия лежит тоска, которая до такой степени неутолима, что она не может означать ничего другого, кроме Бога» [там же, с. 12]. Что касается любви - «это то, что дает тому, что любимо, или кто любим, качество Бытия, делает их реальными: "amo ergo est" - я люблю, и значит, (любимое мной) существует». Трансцендентность, по В. Франклу, складывается из тоски и любви, а любовь есть путь к Богу. Любовь указывает на интимность (сферу абсолютно личного). «Трансцендентность и интимность: сущностным моментом для того и другого является присутствие в них Бога - одновременно бесконечная даль и бесконечная близость. Это делает Бога непостижимым, т. к. он одновременно является и самым интимным, и самым всеобъемлющим» [4, с. 12]. Мы видим, что в таком понимании Бога открываются две ипостаси, являющие нечто предельно противоположное: с одной стороны, глубоко интимное, близкое, личное, с другой стороны, беспредельно далекое, необъятное.

2 Виктор Франкл (1905-1997), австрийский врач, психотерапевт, основатель логотерапии и экзистенциального анализа. Будучи венским евреем, два с половиной года провел в концлагерях, выжив, написал книгу «Не смотря ни на что сказать жизни "Да"!» о своем опыте пребывания в концлагере. В послевоенные годы стал известен во сем мире благодаря этому труду и своим лекциями в защиту духа и человеческой персональности.

Нужно отметить, что в немецком языке так же, как и в русском, духовное и религиозное разведены понятийно. В немецкоязычной версии «Википедии» значение слова «спиритуальность» раскрывается следующим образом: «Спиритуальность (Spiritualität) (от латинского spiritus - дух) в широком смысле означает духовность (Geistigkeit) и указывает на духовные (geistige) установки любого рода. В узком смысле слово «спиритуальность» используется для обозначения духовности в специфически религиозном контексте, в этом случае используется также слово «Geistlichkeit». В статье из «Википедии», посвященной понятию «Geistlichkeit», читаем: «Geistlichkeit» означает наличие связи с духом (Geist) в христианском смысле слова. В повседневной речи существительное «Geistlichkeit» и соответствующее прилагательное «geistlich» используются для обозначения религиозности, набожности или связи с церковью. Кроме того, в христианской теологии эти слова используются для обозначения жизни христиан, находящейся под покровительством Святого Духа (Heilige Geist). Таким образом, в отличие от русского языка, в немецком имеются не два, а три понятия, одно из которых - спиритуальность -означает духовное в самом широком смысле. Понятие Geistigkeit скорее обозначает интеллектуальные, ментальные установки, а понятие Geistlichkeit - собственно религиозные. Эти замечания позволяют лучше понять позицию современного экзистенциального анализа.

Духовность и религиозность с точки зрения современного экзистенциального анализа: грани спиритуальности

Феноменологический взгляд - подход через описание переживаний. «В экзистенциальном анализе мы понимаем спиритуальность (Spiritualität) как переживание, а не как вид веры. Это такое субъективное переживание, когда мы ощущаем, что наше бытие (Dasein) существует в рамках чего-то большего, чего-то Великого, того, что превосходит нас, того, что неподвластно нам, чем мы не можем "распоряжаться", во что мы просто включены» (фрагмент интервью А. Лэнгле, опубликованный на одном из католических сайтов http://www.kath-kirche-vorarlberg at). В таком подходе речь идет об отказе от всех тезисов, которые имеют метафизическое обоснование. Поскольку экзистенциальный анализ работает феноменологическим методом, в нем предметом научного интереса может стать все, что человек переживает. Как феноменолог, я могу исследовать, что мне открывается в опыте, связанном с духовностью. Как это, переживать духовное? Как проявляет себя духовное? Как я могу найти к нему путь, и что со мной делают такого рода опыты? Отвечая на эти вопросы, феноменология постепенно приближается к сути духовного переживания человека.

Духовное - это углубление. Если мы смотрим на реальность феноменологически, мы можем увидеть духовное в собственном опыте ежедневной жизни. Это происходит не обязательно в процессе рассуждений о нравственных поисках героев Толстого. Духовное проживается по дороге домой или «на кухне», т. е. в бытии обыденном. Когда я смог кого-то понять, когда обида уступает место

прощению, когда я просто остановился, глубоко тронутый красотой пейзажа или человеческим горем, - здесь речь идет о духовном. В самом общем смысле духовное - это углубление.

Виктор Франкл в своих лекциях любил приводить замечательную метафору. Он рисовал на доске рядом круг и квадрат. И говорил о том, что если человеку говорится: «это есть одно и то же», тогда человек либо пытается за счет искажений увидеть сходство квадрата и круга, «ищет квадратуру круга», либо однажды понимает, что видит просто две проекции цилиндра. Прорвавшись в третье измерение, человек обнаруживает, что ничего не надо искажать: две взаимоисключающие правды становятся проекциями одной более глубокой правды [7]. Когда за агрессивным, раздражающим поведением ученика я начинаю видеть его отчаянные попытки защитить свое достоинство, попытки несовершенные, потому что учить этому было некому, тогда меняется мое понимание увиденного. Меняется вместе с ним и мое чувство к этому не сформировавшемуся еще человеку, и тон нашего разговора тогда тоже изменится. Когда я, походя отметив осенний пейзаж за окном, вдруг (с недоумением) чувствую комок в горле, и вдруг осознаю, что умирание природы вызывает во мне глубокую печаль и откликается темой завершения жизни, которая сейчас меня волнует, потому что один за другим уходят близкие мне люди, и за сереньким пейзажем открывается вдруг глубокое понимание пре-ходящести собственной жизни, - это духовное, но это все-таки еще не религиозное переживание. Суть духовного - в том, что человек видит какие-то феномены не в банально-повседневном, а в расширенном контексте, особенно, когда мы имеем дело с тем, что выходит за пределы нашего понимания. В каждой попытке открыться этому человек оказывается в диалоге с тем, что пока не может охватить своим умом и своим опытом. Только в открытости такого рода, требующей мужества, происходит понимание. И исчезают признаки когнитивного диссонанса3.

Опыт углубления приводят к тому, что человек все более и более охотно ищет глубину. Ему уже недостаточно поверхностных впечатлений и рассуждений. Им он предпочитает открытую для опыта позицию в тех ситуациях, которые содержат признаки конфликта или граничат с областью, недоступной пониманию. Эта позиция названа в экзистенциальной философии пробуждением. Она сводится к попыткам увидеть значение событий собственной жизни, собственной страны, других людей на фоне конечной человеческой жизни и самой жизни, которая будет продолжаться и после тебя, или в любом другом превосходящем тебя контексте. В таком диалоге «возникает связь между моей внутренней глубиной (или чувствованием, думаньем, переживанием, исходящими из подлинно Собственного) и внутренней глубиной Другого, собеседника. В диалоге возникает тесная связь между внутренней глубиной и внешней далью. Таким образом, мы можем сказать, что обнаружение себя в Превосходящем есть характеристика экзистенции» [4, с. 15].

3 Когнитивный диссонанс - термин из когнитивно-бихевиоральной теории мотивации Л. Фестингера: две взаимоисключающие правды выводят человека из спокойного состояния, чтобы восстановить равновесие, он развивает познавательную активность.

Для экзистенциального философа К. Ясперса такими превосходящими отдельного человека событиями были страдание, вина, смерть, борьба и случайности. Они являются основными данностями бытия, которых человек не может ни избежать, ни изменить, и поэтому столкновение с ними он называет «пограничными ситуациями» (Jaspers, 1986) [цит. по 3]. Они нужны для того, чтобы радикальным образом потрясти субъекта в его бытии и таким образом пробудить для экзистенции (1956) [цит по 3]. Единственное разумное отношение к пограничным ситуациям состоит в том, чтобы не избегать их, а открыто идти им навстречу. Это и есть путь к по-настоящему хорошей жизни, экзистенции: «Познать пограничные ситуации и жить экзистенциально - это одно и то же» (Jaspers,1956) [цит. по 3]. Итак, в чем обнаруживается духовное?

1. В глубокой личной (интимной) затронутости.

2. В попытках увидеть глубину, нежелании довольствоваться формальным, поверхностным.

3. В готовности искать осмысленный выход из ситуации, совершать поступок, который бы соотносился с моим собственным представлением о правильном, а не был навязанным или просто привычным способом реагирования, подталкивают к этому опыты пограничных переживаний.

Можно заметить параллели с анализом религиозного чувства у Семена Франка, который в своих исследованиях тоже шел не от анализа религиозных текстов, а в логике феноменологической, обращаясь к переживаниям человека. «В основании религиозности лежит не знание и не вера, а переживание», - говорит он. Наблюдение за религиозными чувствами позволяет С. Франку сделать ровно тот же вывод, что и наблюдение ученого-феноменолога: в духовности, достигшей уровня веры, парадоксальным образом сочетается самое близкое (интимная глубина) и самое далекое (то, что невозможно охватить разумом): «Вера есть не что иное, как полнота и актуальность жизненных сил духа - самосознание, углубленное до восприятия последней глубины и абсолютной основы нашей внутренней жизни -горение сердца силой, которая по своей значительности и ценности с очевидностью воспринимается как нечто высшее и большее, чем я сам» (курсив мой - С.К.) [6].

Духовность - глубокая затронутость непостижимым величием того, что тебя превосходит. Ита к, мы узнал и, что духовность парадоксальным образом сочетает в себе глубину внутреннего с внешней далью (не об этом ли писал И. Кант, когда говорил, что две вещи удивляют его: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас?). Мы также узнали, что путь на глубину труден, во многих религиозных и психологических учениях его считают также путем человеческой зрелости. Как многое может понять человек? Когда несоединимые вещи становятся для него непротиворечивыми? Это зависит от степени его зрелости, а она - от опытов понимания, связанных с «пиковыми переживаниями» страдания и борьбы. В мудрой восточной поговорке Учитель, к которому пришли два его ученика, каждый со своей правдой, чтобы он рассудил их, удивив обоих, говорит: «И ты прав, и ты тоже прав. Когда вы поймете это, вы сами станете учителями». Границы понимания

описываются знакомыми вопросами: «Как такое вообще могло случиться?», «Как это может быть?». Для каждого из нас есть немало тем, в которых звучат эти недоуменные вопросы. Однако мы можем заметить, что по сравнению с нашими детьми, возможно, мы уже гораздо больше можем воспринять не как взаимоисключающее, а вполне даже являющее грани, аспекты одного и того же, нужно просто посмотреть на это глубже, но в молодости этот взгляд нам был недоступен.

Можно представить некоторую расходящуюся фигуру, конвергенцию того, что может быть воспринято и понято в непротиворечивом взгляде мудреца. В конце концов, как далеко могут отстоять эти феномены, где последний предел? Экзистенциальная философия «говорит», что максимально отстоящее друг от друга может быть соединено лишь в духовном переживании предельно порядка, религиозная философия называет это переживание Богом, и оно всегда сопряжено с углублением самопонимания: «Душа не есть замкнутый сосуд, она сама имеет бездонную глубину и там, в этой глубине, не только открыта и соприкасается с Богом и даже не только впитывает Его в себя, раскрываясь Ему навстречу - как растение своими корнями впитывает влагу почвы, - но даже живет некой общей жизнью, находится с Ним в таком общении, что Он переливается в нее и она - в Него», - так точно описывает переживание этого последнего предела С. Франк [6].

Духовное, таким образом, предполагает, что я могу обнаружить себя в большем, и почувствовать, что я являюсь частью этого превосходящего меня Великого. Феноменологический подход позволяет определить духовность как глубокую затронутость непостижимым величием того, что тебя превосходит. Но это не религия, это психология!

Религия - это мировоззрение, система знаний, сообщающая человеку понимание себя и мира, обещающая спасение души и задающая ритуалы и правила жизни. Следовательно, религия - гораздо больше, чем предельные духовные переживания.

Таким образом, феноменологический подход позволяет дать определение: духовность - это глубокая затронутость непостижимым величием того, что тебя превосходит.

Дороги к духовному. Лэнгле выделяет четыре пути к духовному [4].

1. Спонтанный путь. Неожиданный впечатляющий опыт, открытие прекрасного, встреча с ценностью, с человечностью. «Это может сделать нас чуть более счастливыми, но может и испугать, как пугает все то, что нас слишком глубоко трогает и при этом не соответствует ожиданиям или тому, что вписывалось бы в рамки сложившегося образа мира. В таких ситуациях могут возникать переживания Бога или переживания своего предназначения, призвания. Это часто называют просветлением, переживанием чуда» [4, с. 16].

2. Упражнения (феноменология). Духовность может быть пережита и методическим путем. Если понимать духовное как феноменологический опыт, доступ к сущностному в Бытии, тогда феноменологическую установку можно и нужно тренировать с использованием практических упражнений: учиться отпускать

(des Lassens) и открываться, давая вещам и событиям беспрепятственно оставить след в своей душе (для этого требуется мужество, т. к. такая открытость сопряжена с риском), учиться уступать (Zurückstellen), отдавая себя в распоряжение происходящего, чтобы лучше проникнуть в его сущность (парадоксальным образом все это может себе позволить лишь человек с уже достаточно сильным Я). В понимании, молитве, на концерте классической музыки и в тысяче других мест мы не только слушаем и понимаем происходящее, но глубоко затронуты тем, что оно хочет нам сказать: этот вечер, эта музыка, этот опыт отношений. И понимание уносит нас в некую глубину, соприкасающуюся с бесконечностью.

3. К духовности можно прийти также через медитацию. Медитация практикуется во многих религиях. Здесь речь идет об освобождении духа, размышлениях, о том, чтобы успокоить дух, стать «пустым», чтобы мир мог наполнить эту пустоту, - все это упражняется через расслабление, отпускание ^ssen) и позволение (реальности) с собой заговорить.

4. И наконец, внимательность (Achtsamkeit) - особая установка, которая, когда она начинает входить в нашу повседневную жизнь, обеспечивает доступ к духовности. Внимательность - это не сфокусированное внимание, здесь мы не концентрируемся, а скорее свободно раскрываемся, и тогда мы начинаем обнаруживать и замечать многие периферийные, на первый взгляд, содержания сознания и по-настоящему осознавать их. Психотерапевты называют эту установку «панорамным сознанием». Эта внимательность уже давно играет большую роль в психотерапии, например, ее пытаются вызвать с помощью свободных ассоциаций в психоанализе, «разогрева» в гештальттерапии и других подходах.

Пути к духовному различны. Вот как описывает это другой русский мыслитель, замечательный ученый, писатель Г.С. Померанц: «Путь в глубину - постоянно открытый постоянно вновь начинающийся процесс. Каждый истинный путь - такой процесс: молитва, медитация, созерцание Божьего творчества в природе, любовь к ближнему... И лучше, если несколько путей сплетаются вместе» [5, с. 29].

От духовного к религиозному:

четыре экзистенциальных аспекта бытия

Бытие человека подобно острову в море неизведанного, непознаваемого, того, о чем человек мог бы сказать: «Я даже не знаю, что я этого не знаю». Откуда мы пришли, куда мы идем, для чего все это? «Великое море, в котором поселилось» наше бытие, дает слишком мало ответов на все эти вопросы. И хотя мы стоим на обжитой безопасной почве серединной части острова, нам совершенно ясно, кто мы и где мы, стоит только приглядеться повнимательнее, обратить взгляд в сторону береговой линии острова, и эта ''ясность'' может легко исчезнуть» [4, с. 16].

Если бы мы задались целью рассмотреть четыре аспекта человеческого бытия в мире4: отношения с миром, дающим ответ на вопрос «Могу ли я быть здесь?»,

4 Структура экзистенции в концепции А. Лэнгле представлена четырьмя экзистенциальными мотивациями, описывающими отношения с миром, жизнью, собой и будущим (см. [2, 3, 4, 11, 12]).

отношения с жизнью, задающей вопрос: «Нравится ли мне жизнь?», отношения с собой с вопросом «Имею ли я право быть таким, на что я вообще имею право и чего хочу?», и наконец, отношения с будущим, которые напрямую ставят вопрос «Ради чего имеет смысл действовать?», если обратиться к различным сторонам жизни, мы можем проследить постепенное превращение духовного переживания в собственно религиозное. «Опыт предельных переживаний» в этих четырех аспектах жизни ведет к «пробуждению для экзистенции», подобно тому, как это происходит с переживанием пограничных ситуаций, о которых говорит Ясперс. Кратко перечислим эти переживания, метафорически похожие на прогулки по береговой полосе различных сторон нашего острова экзистенции (мы рассмотрим попарно первый и четвертый, а затем второй и третий аспекты экзистенции).

Первый аспект бытия в мире связан с познанием и восприятием данностей бытия, он сопровождается чувством удивления, которое при достаточном опыте страдания и понимания способствует появлению фундаментального о доверия к миру. Прикасаясь к основе бытия, человек в самую трудную минуту своей жизни ощущает поразительную вещь: у бытия есть основа, она, несмотря ни на что, все-таки обнаруживается и держит человека, когда рушатся привычные опоры, этот фундамент не дает ему провалиться в Ничто. Старые люди говорят: «Никогда так не было, чтоб никак не было». Базовое доверие к миру позволяет жить без страха, но «покупается» ценой большого опыта страдания.

Четвертый аспект близко соприкасается с опытом доверия к миру. Он связан с опытом обнаружения смысла. Он учит человека понимать контексты, в которых он оказался, ориентируясь на содержание ситуации и выполнять работу по обнаружению ее экзистенциального смысла [2, 11]. В пределе эта привычка искать смысл приводит человека к вопросу об онтологическом смысле - к Богу, ибо только творец знает смысл собственного творения. Человеку постичь этот смысл невозможно, но можно прийти к вере в то, что он - превосходящий тебя Порядок - есть. Обретение веры - это глубочайшее переживание «укорененности в бытии, защищенности, обеспеченности и мира» (это описание мы нашли у С. Франка, но и у А. Лэнгле оно звучит очень похоже).

Второй аспект бытия касается собственно жизни, понимаемой как смена событий и переживаний, дыхание, пульсация, поток, переменчивая и текучая стороны бытия. «Я живу - но нравится ли мне жить? Хорошо ли это - быть здесь? Не только нагрузки и страдания отнимают у нас радость существования. Нередко из-за рутины будней, невнимательного отношения к тому, как ты живешь, все вдруг становится скудным и пресным. Для того, чтобы нам нравилось жить, вновь нужны три предпосылки: близость, время и отношения. Могу ли я устанавливать и поддерживать близость со всем, что меня окружает, - вещами, растениями, животными, людьми? Могу ли позволить другому человеку эмоционально приблизиться ко мне? Чему я уделяю время? Выделять время для кого-либо или чего-либо означает отдавать этому часть своей жизни. Есть ли у меня отношения, на которые я не жалею времени и находясь в которых чувствую близость? Если у меня отсутствуют близость, время

и отношения, то возникает тоска, затем холодность, наконец, депрессия. Если же все это есть, я ощущаю движение вместе с миром и собой, в котором ощущается глубина жизни. Опыт такого рода образует фундаментальную ценность моего бытия в мире, глубочайшее чувство ценности жизни» [3, с. 137]. И предельное переживание этого аспекта бытия - благодарность за жизнь и все хорошее, что она подарила. Пусть даже что-то уже утеряно, но оно продолжает жить в памяти сердца до моего последнего часа.

И наконец, третий аспект - бытие собой или Personsein - персональность человека. Не сам человек задумал и привел себя в этот мир. Здесь он дан себе и отвечает за себя, свою персональную глубину, сущностное, свою единичность, единственность. Кто я? В повседневной жизни путь на глубину начинается с готовности не бросать себя, не уходить в выученное, компульсивное, конформное, а оставаться внутренне присутствующим, т. е. свободным. Такие опыты ведут к переживанию достоинства Person и благоговения перед персональностью Другого.

Та к, фундаментальное доверие к миру, благодарность к жизни, вера в превосходящий тебя порядок и благоговения перед персональностью человека создают горизонт духовного переживания.

Вывод

Школа, построенная на диалоге и уважении, дающая детям опыт самоотдачи и опыт переживания смысла, останется одним из самых мощных проводников духовности [1, 8]. А общество, построенное на уважении достоинства его граждан - это общество культурных людей. Мы можем сказать, что, в конечном счете, воспитание ребенка так же, как исцеление в психотерапии, происходит из духовного. Г.С. Померанц: «Когда я глубоко живу, я вижу общую почву, из которой растут все высокие религии, все религии, обращенные к целостной вечности. Я не боюсь брать из нескольких традиций сразу. Я принимаю помощь отовсюду, где нахожу ее. Я не участвую в споре, какая традиция лучше. И что выше: религия в рамках догмы, свободное от догм искусство, созерцание природы, любовь... Все может быть путем. И все пути в глубину сходятся» [5, с. 28].

Литература

1. Кривцова С.В. Слушать и слышать // Жизненные навыки. Групповые психологические занятия в 5-6 классах. - М.: Генезис, 2011.

2. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ - найти согласие с жизнью // Московский психотерапевтический журнал. - 2001. - № 1. - С. 5-23.

3. Лэнгле А. Психотерапия: научный метод или духовная практика // Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. - М.: Генезис, 2005.

4. Лэнгле А. Дух и экзистенция: о духовном начале, имманентно присущем экзистенциальному анализу // Экзстенциальный анализ. - 2011. - № 3. - С. 11-23.

5. Померанц Г.С., Миркина З.А. В тени вавилонской башни. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

6. Франк С.Л. С нами Бог // Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. - С. 253-254.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

8. Щербакова Т.Н., Малкарова Р.Х. Коммуникативный фактор как акмеологический фактор профессионального развития педагога // Российский психологический журнал. - 2013. - № 1. - С. 40-45.

9. Щитцова Т.В. Momento паБа: Сообщество и генеративный опыт. Штудии по экзистенциальной антропологии. - Вильнюс: ЕГУ, Москва: ООО «Вариант», 2006.

10. Längle А. Sinnvoll leben. Angewandte Existenzanalyse. Freiburg: Herder-TB 2002.

11. Längle А. Erfüllte Existenz - Entwicklung, Anwendung und Konzepte der Existenzanalyse. Facultas WUV, Wien, 2011.

12. Walch G.M. ZEN-Meditation als Weg ganzheitlicher // Spiritualität Existenzanalyze, 2, 2011, S. 82-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.