Научная статья на тему 'Феноменологический подход как теоретическая основа методов психологической диагностики нарушений психической адаптации'

Феноменологический подход как теоретическая основа методов психологической диагностики нарушений психической адаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2060
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ / МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА / MENTAL ADAPTATION / MEDICAL PSYCHOLOGY / PHENOMENOLOGICAL APPROACH / MEDICAL PSYCHODIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беребин Михаил Алексеевич

Описана проблемная ситуация клинической (медицинской) психологии в части исследования ее объекта феномена нарушений психической адаптации. Рассмотрены теоретические и прикладные аспекты применения феноменологического подхода в психиатрии и медицинской психологии, связанные со спецификой их объекта и предметов. Показаны примеры применения некоторых процедур феноменологического метода исследования применительно к задачам медицинской психологии и психодиагностики расстройств психической адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Беребин Михаил Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenological approach as a theoretical basis of psychological diagnosis mental adaptation

Described the problematic situation of clinical (medical) psychology in terms of its research facility -the phenomenon of mental adaptation. The theoretical and applied aspects of the phenomenological approach in psychiatry and medical psychology, associated with the specificity of their object and objects. Shows examples of some of the procedures of phenomenological research method as applied to clinical psychology and psycho disorders, mental adaptation.

Текст научной работы на тему «Феноменологический подход как теоретическая основа методов психологической диагностики нарушений психической адаптации»

Клиническая (медицинская) психология

УДК 159.9:61 ББК Ю 948

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

М.А. Беребин

Описана проблемная ситуация клинической (медицинской) психологии в части исследования ее объекта - феномена нарушений психической адаптации. Рассмотрены теоретические и прикладные аспекты применения феноменологического подхода в психиатрии и медицинской психологии, связанные со спецификой их объекта и предметов. Показаны примеры применения некоторых процедур феноменологического метода исследования применительно к задачам медицинской психологии и психодиагностики расстройств психической адаптации.

Ключевые слова: нарушения психической адаптации, медицинская психология, феноменологический подход, медицинская психодиагностика.

Пристальный интерес клинической (медицинской) психологии к проблеме психической адаптации объясняется той актуальностью, которой вопросы методологии, теории и практики исследования данной проблемы предоставляют для самой этой отрасли психологической науки и ее прикладного применения. Разделяя очевидную нетождествен-ность клинической психологии как образовательной специальности и медицинской психологии как области практического применения специалистов с таким образованием1, следует все же отметить, что клиническая психология как наука и образовательная специальность в определении своего объекта (фактически - изучаемой ею стороны объективной действительности [7]), достаточно конкретна

и последовательна: формулировка «объектом профессиональной деятельности специалистов является человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, психологическим, социальным и духовным состоянием» приведена и в государственном образовательном стандарте по специальности и образца 2000 года, в аналогичном проекте стандарта 2011 года. Вместе с тем, понимание объекта как реальности, находящейся во взаимодействии с субъектом требует необходимости воспроизведения ее соответствующими средствами эмпирической и логической идеализации [10]. Как следствие, клинико-психологический аспект рассмотрения в целом междисциплинарной проблемы психической адаптации требует воспроизве-

1 Некоторая противоречивость и неоднозначность соотношения терминов «клинического» и «медицинского» в этой психологической специальности / профессии задана, к сожалению, исторически и проявляется на протяжении фактически всего периода становления клинической (медицинской) психологии не только разногласиями в понимании ее роли и места в системе здравоохранения, которую в наиболее концентрированном виде можно представить в виде сложной конструктивной дилеммы: «если она «медицинская», то почему эта отрасль психологии не относится к числу «медицинских» специальностей (специальностей медицинского образования)?» и «если она «клиническая», то почему выпускники университетов по этой гуманитарной по своей классификации специальности должны занимать должности медицинских психологов (неодноименные должности специалистов здравоохранения)?». Однако здесь и далее автор статьи оставляет обсуждение этой проблемы за пределами содержания статьи и в дальнейшем применяет наименование «клиническая психология» при рассмотрении проблем образования и подготовки специалистов, а «медицинская психология» - при рассмотрении вопросов практики решения медико-психологи-ческих проблем медицины и здравоохранения.

дения ее в контекстном (и диагностическом) поле традиционных для клинической диагностических оппозитных категорий «нормы и патологии», «здоровья и болезни». Включение Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в класс V «Психические и поведенческие расстройства» Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) раздела Р43.2 «Расстройства адаптации» дополнительно подчеркивает не только клиническую природу и картину нарушений психической адаптации, но и предусматривает выполнение определенной работы, результаты которой должны быть востребованы в исследовательских, клинических, образовательных и служебных целях [12]. Во всех существующих версиях (формах представления) МКБ-10 -«Клинические описания и диагностические указания» (КОДУ) и «Исследовательские диагностические критерии» (ИДК) [12)] используется термин «расстройство», а не более привычные для медицины термины «болезнь» («заболевание») в силу очевидных сложностей и проблем их классификации, квалификации и диагностики. При этом указывается, что термин «расстройство» не является точным, но под ним подразумевается клинически определенная группа симптомов или поведенческих признаков, которые в большинстве случаев причиняют пациенту страдание и препятствуют личностному функционированию. Таким образом, обосновывается, в частности, квалификация расстройств адаптации (психической адаптации - в контексте наименования раздела V (Б) МКБ-10 «Психические и поведенческие расстройства») как клинических, патологических, болезненных феноменов с характерным симптомокомплексом психических и поведенческих нарушений, приводящих к негативным болезненным проявлениям, препятствующим привычной повседневной жизнедеятельности (вспомним известное изречение Ф. Энгельса: «Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь?» [11]). При этом перечень диагностических критериев для клинической (преимущественно психопатологической) диагностики включает в себя, с одной стороны, достаточно распространенные и, в силу этого, полиморфные психические нарушения эмоциональной и поведенческой сферы (кратковременная и пролонгированная депрессивные реакции, смешанная тревожная и депрессивная реакция, нарушения других эмоций либо преобладание нарушений поведения, а также

смешанные расстройства эмоций и поведения), и, с другой - сформулированные весьма нестрого в диагностическом плане критерии {другие специфические преобладающие симптомы). В силу это возникает очевидный риск расширительного трактования феноменов, наблюдаемых в проблемных, стрессовых и психотравмирующих жизненных ситуациях, как патологических клинически очерченных проявлений расстройств психической адаптации (фактически - гипердиагностика таких нарушений). В то же время в КОДУ МКБ-10 содержится прямое предупреждение о невозможности оценки не входящих в диагностические указания и диагностические критерии феноменов (в том числе феноменов личностного уровня проявления) как симптомов психических расстройств: «изолированные социальные отклонения или конфликты без личностной дисфункции не должны включаться в группу психических расстройств». Как следствие, указывается, что назначением такого рода менее строгих в диагностическом плане рубрик заключается в том, чтобы упрощенно, но, в то же время точно описать проявляющиеся таким смешением симптоматики расстройства, поскольку для них не подходят закрепившиеся в клинической медицине более простые и традиционные психиатрические рубрики и критерии. Дополнительную актуальность необходимости создания системы адекватных такому объекту исследования диагностических средств и критериев придает широкое распространение таких проявлений (и часто их значительная тяжесть), приводящих к нарушению функционирования личности. Кроме того, такая необходимость продиктована и высокой частотой обращения таких пациентов в систему первичного здравоохранения, медицинские и психиатрические службы. Именно поэтому ВОЗ делает вывод о наличии возможных трудностей с использованием этих рубрик с достаточной степенью воспроизводимости диагностики, что требует апробации и, при необходимости, исправление дефиниций.

В эпистемологическом и гносеологическом плане вышеизложенное требует более детального определения и рассмотрения предмета клинической психологии в рассматриваемом контексте исследования. Предложенное еще Г.П. Щедровицким различение объекта науки (как реальности независимой от исследования и противостоящей ему) и предмета науки (как той ши иной определен-

ности видения объекта через знание о нем, имеющем специальное научно-предметное содержание, закрепленное в понятийной системе этой науки, формирующееся и развивающееся вместе с этой наукой) требует рассмотрения объекта (в нашем случае — психической адаптации) с одной или с нескольких сторон, представляемых как «заместители» всего объекта в целом [24]. При этом сохраняет свою актуальность философский диалектико-материалистический подход, закрепляющий рассмотрение объекта с позиций представления его как явления и как сущности, формирующие представление об объекте на основании описаний (познания его со стороны явления) и объяснения (познания со стороны сущности). Повторим, что формирование описаний осуществляется в рамках феноменологического подхода, позволяющего диалектически представить объект познания в системе «явление - описание - феномены» [2].

Таким образом, представляется, что именно феноменологический подход позволяет описать объект клинической психологии -психическую адаптацию - посредством определенной системы понятий, составляющей научно-предметное содержание в системе «феномены - описание - явление». При этом такие описания феноменов психической адаптации в норме и при ее расстройствах, в соответствии с вышепредставленным, должны формировать основания для их диагностики и квалификации, отвечающим требованиям существующей критериальной базы МКБ-10.

Следует отметить наличие определенных факторов, которые обосновывают необходимость, во-первых, создания самих таких феноменологических описаний объекта «психическая адаптация» (или, с учетом клиникопатологического контекста рассматриваемой проблемы - «расстройства психической адаптации / дезадаптация») и, во-вторых, использования самого феноменологического подхода для описания явлений клинического характера, особенно - явлений психопатологического плана (применительно к расстройствам психической адаптации).

Первые факторы связаны с широкой поддержкой мнения, впервые высказанного С.Б. Се-мичовым о том, что специфичность употребления самого термина и понятия «дезадаптация» объясняется тем, что последнее является интерпретативным, а не собственно клиническим понятием [15]. Как следствие, любой исследователь при создании феноменологиче-

ских описаний должен интерпретировать проявления нарушений психической адаптации не только в формате предусмотренного МКБ-10 перечня диагностических критериев аффективных (тревожных, депрессивных и тревож-но-депрессивных), поведенческих и иных расстройств, но и в расширительном контексте, об опасности чего имеется предупреждение ВОЗ. Особое значение такой вывод играет в случае попытки создания феноменологических описаний проявлений относительно нового класса расстройств социально-психоген-ной природы - социально-стрессовых расстройств (ССР) [1], в структуре которых выделяются как непатологические феномены (психофизиологические предболезненные реакции), так и пограничные (психогенные адаптативные реакции) и собственно психопатологические (клинически очерченные невротические состояния и неврозы, хронизация которых ведет к патохарактерологическому развитию личности, психосоматическим расстройствам и социально детерминированным заболеваниям и диссоциалъному поведению, а также собственно острым реакциям на стресс) нарушения. Кроме описанных выше до- и собственно клинических нарушений (аналогов симптоматики и критериев аффективных и поведенческих расстройств для нарушений адаптации, кодируемых как Б 43.2 МКБ-10) при оценке клиники ССР учитываются так же особенности поведения, интерпретируемые с учетом условий, причин и особенностей испытываемых пациентами субъективных переживаний, что косвенно можно рассматривать как аналоги описанных в разделе Б 43.2 МКБ-10 клинических факторов, вызывающих страдание и препятствующих личностному функционированию. Однако приведенные в систематике Ю.А. Александровского проявления ССР характеризуются избыточным, на наш взгляд, перечнем нарушений и расстройств, создающих предпосылки для гипердиагностики и размывания отраженного выше научно-предметного содержания нарушения психической адаптации как объекта клинической психологии.

Вторая группа факторов связана с самой возможностью адекватного использования феноменологического подхода при рассмотрении клинико-психологических и психопатологических проявлений психических нарушений. Для современной психиатрии характерны достаточно сложные отношения между ориентированным на детерминизм патогене-

тическим принципом и более традиционным для отечественной психиатрии клинико-опи-сательным принципом. При этом наиболее целесообразным следует считать именно сочетание этих принципов, позволяющее не только исследовать сам предмет клинической психиатрии, но выявлять патогенетическую природу психических нарушений с помощью клинико-описательного метода [14].

Однако применение феноменологического подхода в клинической психиатрии (и, как следствие, в медицинской психологии) ограничивается несогласованностью понимания, прежде всего, теоретических положений феноменологического подхода применительно к задачам клинической практики, особенно в условиях существенного доминирования в вопросах диагностики и клиники подходов, заданных международными классификациями болезней, вне зависимости от их порядкового номера, поскольку они являются не клиническими, а статистическими классификаторами (КОДУ, ИДК). При этом многие отечественные психиатры, принимающие участие в разработке и МКБ-10, и МКБ-11 [12], в числе основных недостатков этих классификаторов называют как раз недостаточное отражение в них этиопатогенетических принципов формирования психической патологии. С другой стороны, именно отечественные психиатры зачастую препятствуют более широкому внедрению феноменологического подхода в клиническую практику психиатрии и медицинской психологии. Такая ситуация последних лет несколько противоречит основополагающим традициям развития психиатрии и медицинской психологии, поскольку к вопросам феноменологии психических нарушений обращались бесспорные зарубежные лидеры в этой области - К. Ясперс и К. Шнайдер [25].

Как и в любом аналогичном случае появления подобного рода несогласованности, отсутствие конструктивности проявляется даже на уровне пресловутой «терминологической проблемы». Поднимая эту проблему, Ю.С. Са-венко отмечает, что зачастую недоразумения, споры и грубые ошибки связаны с рассогласованием представлений даже о базовых понятиях: «феномен», «феноменологический

метод», «феноменологическое описание», а преодоление таких противоречий требует различения феноменолистского описания неот-рефлексированных (первичных, нативных) данных; естественно-научное описание в индуктивных терминах (симптомах); фено-

менологическое описание конкретных феноменов.

Феноменолистские описания можно представить фактически как вариант L-дан-ных (Life record data), сформированных в основном в результате наблюдения и регистрации его результатов. При этом сами первичные данные формулируются не в терминах научно-предметного содержания, а в номинативных терминах непосредственно наблюдаемых проявлений. Естественно-научное описание в индуктивных терминах фактически представляет собой апостериорные более или менее вероятные обобщающие суждения и выводы, формулируемые на основании рассмотрения частных примеров. Феноменологические описания являются реальными результатами применения исследователем феноменологического метода как техники точного беспредпосылочного описания, выполненного после освобождения от феноменологически непроясненных, непроверенных и непроверяемых предпосылок [17].

Даже весьма поверхностная оценка особенностей применения феноменологического метода при решении задач медицинской психологии в области исследования нарушений психической адаптации позволяет подтвердить его высокий диагностический потенциал как одного из из ключевых методов психологического исследования наряду с наблюдением, экспериментом и измерением [9]. Исходя из того, что целью любого феноменологического исследования в психологии является получение ясных, точных и систематичных описаний тех или иных аспектов переживания человека, следует отметить, что применение феноменологического подхода в психологии, психиатрии и психотерапии осуществляется путем использования преемственных процедур классического феноменологического метода: 1) феноменологическая редукция; 2) феноменологическое интуирование; 3) феноменологический анализ; 4) феноменологическое описание, а также их основные характеристики [17]. Феноменологическая редукция предполагает нейтрализацию ранее описанных знаний о феномене и представление его в нативном виде, отраженном в сознании несомненно и с очевидностью. Феноменологическое интуирование предполагает отражение феномена в максимально четком его виде в результате «особой формы обращенности и интеллектуальной проницательности к феноменам» [8]. Феноменологический анализ про-

является в результате специальной процедуры многомерного соотнесения различных характеристики и аспектов феномена с целью установления специфики его общей структуры, в результате чего выделяются наиболее значимые составляющие феномена. При этом на первый план выходят не собственно рациональное и логическое определение понятий и терминов, а их соотнесенность представлений о феномене в целом и о его компонентной структуре. Феноменологическое описание представляет собой процедуру максимально полного и понятного обозначения, предикации и лингвистической репрезентации первичных данных опыта (а также результаты применения такой процедуры) [16].

Вышеизложенное позволяет сформулировать следующий алгоритм применения феноменологических методов при решении задач медицинской психологии в области исследования нарушений психической адаптации:

Феноменологическая редукция представлений о расстройствах психической адаптации, прежде всего, как (или исключительно как) об определенных перечнях психопатологической семиотики и симптоматики аффективных и поведенческих нарушений и описанных в МКБ-10 критериях их клинической и экспериментально-психологической диагностики. Итогом такой процедуры могут являться освобожденные от примата и диктата этого статистического классификатора сведения о субъективной стороне (представления пациента) и объективной стороне (представления клинического специалиста) расстройств психической адаптации.

Феноменологическое интуирование предполагает отражение феномена психической адаптации (прежде всего, его объективной стороны) в индивидуальной психической (психологической) реальности самого клинического специалиста, что предполагает возможное использование методологии когнитивной психологии (в части применения методов когитологии, инженерии знаний) и соответствующих способов работы с интерио-ризированными представлениями и знаниями клинических специалистов, выступающих в этой ситуации в роли экспертов [3, 19, 20], в целях формирования и репрезентации моделей клинических феноменов предметной области «расстройства психической адаптации» как одного из вариантов «особой формы обращенности и интеллектуальной проницательности к феноменам».

Феноменологический анализ в случае применения вышеописанных технологий когитологии и инженерии знаний предполагает организацию многосторонней работы с целью получения экспертных оценок, вынесенных на предыдущем этапе феноменологических моделей путем проведения специальных процедур многомерного соотнесения различных характеристик, представленных в модели феномена [4-6].

Феноменологическое описание нарушений психической адаптации может представлять собой как собственно текстовые материалы, основанные на принципах построения клинических и автоматизированных интерпретаций результатов психологических (психодиагностических) исследований [21, 22], либо определенным образом иерархизирован-ных перечней феноменов и, в частном случае — клинических и патопсихологических синдромов (с учетом несовпадения и различий понятийного и терминологического пространства, представленных, например, в статье Ю.С. Са-венко [13]).

Вышеописанный взгляд на применение феноменологического подхода, разумеется, существенно отличается от традиционного сложившегося в психиатрии и психологии под влиянием К. Ясперса представления о нем, прежде всего, как методе исследования и описания психопатологических феноменов, основанном на самоописаниях больного, как способе отбора, дифференциации, описания и систематизации отдельных переживаемых феноменов [25], фактически - от классической описательной феноменологии, рассматриваемой и в описательной психологии, и в описательной психиатрии. Однако предлагаемый подход опирается на выдвинутое Ю. Минков-ски предложение об использовании методов структурного анализа с целью определения основного нарушения, исходя из которого можно установить болезненное содержание сознания и симптомы пациентов, а также методов категориального анализа, предложенного Г. Элленбергером с целью описать субъективный мир больного помощью реконструкции более тонкой и более полной схемы категорий и понятий, отражающих особенности способа переживания времени, пространства, причинности и др. [17]. В целом, предлагаемые направления развития феноменологического принципа в медицинской психологии согласуется с представленным в исследовании А.М. Улановского [17] выводом о необосно-

ванности употребления понятия «феноменологические методы в психологии» (поскольку в практике отсутствует упоминание о существовании какой-либо группе равноценных методов такого направления), и о необходимости различения семантически близких, но сущностно различных категорий: феноменологического метода как общефилософской категории: процедур феноменологического описания как элементов в системе существующих методов эмпирического исследования в психологии; феноменологических приемов клинической практики и феноменологической стратегии исследования как разновидности качественного исследования в психологии и психиатрии.

При этом в систематике описаний феноменов нарушений психической адаптации в рамках качественного исследования должны найти свое отражение все специфические особенности качественных исследований, использующих преимущественно слова (а не числа) в качестве данных и средств анализа:

1) предпочтение полевой формы работы;

2) индуктивный подход к данным; 3) ориентация на контекстуальное описание феноменов и ситуационный анализ; 4) использование «насыщенных описаний», стремление к богатству и холизму описания; 5) интерес к индивидуальности, единичным случаям, исключительным феноменам; 6) трактовка исследователя как главного инструмента в исследовании, гибкость и отсутствие жесткой стандартизации исследовательских процедур; 7) трактовка испытуемого как эксперта собственной жизни; 8) фокусирование на естественном языке как средстве анализа; 9) ориентация на изучение смыслов, переживаний, пережитого опыта; 10) опора на рефлексивность исследователя [17].

Описанная модель применения заложенных в феноменологическом подходе принципов и содержания в целях клинико-психо-логического исследования (на примере изучения феномена расстройств психической адаптации), конечно же, мо и непосредственно не содержит в себе одной из важнейших характеристик именно феноменологического исследования, которое (в отличие от других «описательных» и «качественных» исследований) должно опираться не на открыто проявляющиеся действия или поведение субъекта, а на описание переживаний субъекта. В то же время предлагаемый алгоритм применения феноменологических методов при решении

задач медицинской психологии в области исследования нарушений психической адаптации в целом опирается на современные подходы к получению субъективных рефлексивных данных путем последовательно осуществляемых феноменологических редукции, ин-туирования, анализа и описания, проводимых на основании сформировавшихся в последние годы новых подходов в медицинской психодиагностике.

Литература

1. Александровский, Ю.А. Социально-стрессовые расстройства / Ю.А. Александровский // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева. - 1992. — № 2. -С. 3—12.

2. Беребин, М.А. Диалектические системные основания для разработки теории психической адаптации личности в медицинской психологии / М. А. Беребин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2009. - Вып. 7. -№ 42(175) - С. 26-41.

3. Беребин, М.А. Методология и практика разработки методик клинической (медицинской) психодиагностики на основе применения экспертного метода, методик обработки экспертных оценок и методов многомерного анализа данных / М.А. Беребин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». — 2010. -Вып. 10.-№27(203).- С. 9-12.

4. Беребин, М.А. Применение методов распознавания образов и экспертных оценок для психологической диагностики нарушений психической адаптации (на модели астенических расстройств) / М.А. Беребин, И.А. Ско-робогатова, A.B. Щеголеватый // Вестник ЮУрГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». - 2006. -Вып. 4. -№ 14(69). - С. 31-40.

5. Беребин, М.А. Экспертный метод, математические методы обработки экспертных оценок и технологии извлечения знаний как методы разработки новых методик медицинской психодиагностики / М.А. Беребин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». -

2009. -Вып. 4. -№ 5(138). - С. 10-14.

6. Беребин, М.А. Разработка алгоритма табличного метода дифференциапьной диагностики органического расстройства личности и его реализация в форме компьютерной экспертной системы /М.А. Беребин, А.Ю. Рязанова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». — 2008. -Вып. 7. -№3(103).-С. 51-53.

7. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко / М.: Изд-во «Прайм-Еврознак», 2005 г.

8. Гуссерль, Э. Метод прояснения / Э. Гуссерль // Современная философия науки. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 1996. -С. 368.

9. Коффка, К. Основы психического развития / К. Коффка // Гештальт-психология. — М.: Изд-во «АСТ-ЛТД», 1998. - С. 369-374.

10. Лекторский, В.А. Субъект, объект, познание /В.А. Лекторский. - М., 1980. -359 с.

11. Маркс, К., Энгельс, Ф. Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. -Т. 1.- С. 64.

12. Психиатрия. Национальное руководство / под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, A.C. Тига-нова. — Изд-во. ГЭОТАР-Медиа, 2009. -1000 с.

13. Савенко, Ю.С. Симптомы, феномены и синдромы в клинической практике / Ю.С. Савенко // Независимый психиатрический журнал. — 2009. —№ 2. - С. 31—35.

14. Савенко, Ю.С. Что такое феноменологическое описание /Ю.С. Савенко //Независимый психиатрический журнал. - 2008. -№ 4. - С. 19-26.

15. Семичов, С.Б. Предболезненные психические расстройства / С.Б. Семичов. - М.: Медицина, 1987. - 184 с.

16. Улановский, А.М. Проблема феноменологического описания и описательный подход в психологии / А.М. Улановский // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2006. - Вып. 2. - С. 106-124.

17. Улановский, А.М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии / А.М. Улановский // Методология и история психологии. - 2007. -Т. 2. - Вып. 1. -С. 131-150.

18. Циркин, С.Ю. Ревизия психопатологических категорий / С.Ю. Циркин // Независимый психиатрический журнал. — 2008. -№ 2. - С. 9-14.

19. Червинская, К. Р. Психологическая концепция извлечения экспертных знаний на моделях медицинской психодиагностики / К. Р. Червинская // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». -2008. - Вып. 2. - № 32(132). -С. 68-80.

20. Червинская, К.Р. Психологические основы инженерии знаний: учеб. пособие / К.Р. Червинская. - СПб.: СПбГУ. - 2009. -148 с.

21. Червинская, К.Р. Психология извлечения экспертных знаний субъектов труда: ав-тореф. ... д-рапсихол. наук/К.Р. Червинская. -

2010.-46 с.

22. Червинская, К.Р. Методологические положения и специфика конструирования экспертных психодиагностических систем (часть I) /К.Р. Червинская // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». — 2010. - Вып. 11. — № 40(216). - С. 39-44.

23. Шнайдер, К. Клиническая патопсихология /К Шнайдер. - М.: Сфера. -1999. -236с.

24. Щедровицкий, Г.П. Синтез знаний: проблемы и методы / Г.П. Щедровицкий // Фичософия. Наука. Методология. - М., 1996. -641 с.

25. Ясперс, К. Общая психопатология / К. Ясперс; пер. с нем. Л.О. Акопяна. - М.: Практика, 1997. —1056 с.

Поступила в редакцию 25 февраля 2011 г.

Беребин Михаил Алексеевич. Кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой клинической психологии ЮУрГУ; [email protected]

Berebin A. Michael. Candidate of Medical Science, Head of the Department of Clinical Psychology SUSU; m [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.