Научная статья на тему 'Феноменологический горизонт человеческого тела'

Феноменологический горизонт человеческого тела Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
174
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛО / BODY / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ГОРИЗОНТ / PHENOMENOLOGICAL HORIZON / ПРЕДМЕТ / SUBJECT / ВЕЩЬ / THING / СМЫСЛ / SENSE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карпицкий Н. Н.

В статье дается феноменологический анализ тела. Человеческое тело может иметь разные феноменологические горизонты. Автор предлагает систематизацию различных горизонтов тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENOLOGICAL HORIZON OF THE HUMAN BODY

The article gives a phenomenological analysis of the body. The human body may have different phenomenological horizons. The author offers the systematization of different body's horizons.

Текст научной работы на тему «Феноменологический горизонт человеческого тела»



философские науки

УДК 165.62

Н.Н. Карпицкий

д-р филос. наук, профессор, кафедра истории и философии, ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет», г. Ханты-Мансийск

феноменологический горизонт человеческого тела

Аннотация. В статье дается феноменологический анализ тела. Человеческое тело может иметь разные феноменологические горизонты. Автор предлагает систематизацию различных горизонтов тела.

Ключевые слова: тело, феноменологический горизонт, предмет, вещь, смысл.

N.N. Karpitsky, Yugra State University, Khanty-Mansiysk

THE PHENOMENOLOGICAL HORIZON OF THE HUMAN BODY

Abstract. The article gives a phenomenological analysis of the body. The human body may have different phenomenological horizons. The author offers the systematization of different body's horizons.

Keywords: body, phenomenological horizon, subject, thing, sense.

В разных ситуациях человеческое тело воспринимается совершенно по-разному. Возникает вопрос, в каком смысле мы продолжаем говорить о том, что это одно и то же тело человека, а в каком имеются в виду различные предметы? При научном подходе все достаточно понятно: тело человека с позиции химии не то же самое, что с позиции психологии, а с позиции нейрофизиологии не то же самое, что с позиции искусствоведения и т.д. Это совершенно разные предметы с разными свойствами, полученные различными способами абстрагирования. Можно ли аналогичным образом говорить, что и в повседневной жизни тело человека дано в виде различных предметов? На этот вопрос можно ответить путем феноменологического разграничения разных способов предметной данности тела.

Предметность тела не предзадана, но конституируется на основе самообнаружения собственного телесного существования. Иначе говоря, первичным является не представление собственного тела как некоей вещи, а опыт собственного существования, одной из форм которого является телесное существование. Первичное осознание собственного тела складывается не на основе его внешнего восприятия как какого-то определенного предмета, а на основе локализации в общем потоке жизни опыта волевых усилий, направленных на самовыражение.

Тело ощущается как то, что непосредственно подчинено воле, и через что можно проявлять себя вовне и воздействовать на окружающее. Однако в этом опыте обнаруживаются и противодействия волевым усилиям, составляющие автономную природу тела, связанную с инерционными процессами, усталостью, болезненными состояниями и т.д. Соотнесенность данного в самосознании опыта с конкретными усилиями самовыражения вовне формирует тело как центр соотнесенности себя с самим собой, благодаря чему тело воспринимается не как «внешняя данность мне», а как «присутствие самого меня как такового».

Благодаря аналогизированному переносу восприятия собственного тела на другого человека, его тело начинает восприниматься как присутствие другого личностного существования, иначе говоря, другого внутреннего жизненного мира. Однако аналогизированный перенос, не подтверждаемый опытом эмпатии, остается всего лишь абстрактным представлением. Эм-патия - это не просто сочувствие, а непосредственное проникновения в чувства другого человека. Априорное основание эмпатии составляет интуиция присутствия, удостоверяющая реальность другого человека. Без этой интуиции присутствия другой человек будет пониматься как

вещь, являющаяся всего лишь средством для достижения собственных целей. Благодаря интуиции присутствия тело другого человека воспринимается не как объект, а как проявление иного личностного существования. Телесное присутствие другого человека удостоверяет реальность мира, представляющего собой конституированную телесным присутствием сферу взаимного общения всех живых существ.

Тело как конкретный предмет выделяется из более широкого и неопределенного опыта самообнаружения собственного телесного существования. Конституирование тела в качестве определенного предмета происходит путем направленности на смысл тела, который присутствует в каждом чувственном впечатлении и задает горизонт, охватывающий всю предметность тела. Предметность - это такая содержательность предмета, которая имеет границу, отделяющую ее от всех других предметов и всего остального содержания жизненного мира.

Специфика человеческого восприятия заключается в том, что любое впечатление эмпирического восприятия достраивается до целостного образа. Чувственное впечатление всегда возводит к потенциальному опыту, который может раскрыться, расширяя это впечатление. Пределы этого потенциального опыта очерчивает горизонт. В любом актуальном восприятии тела потенциально присутствуют другие невоспринимаемые качества, которые в дальнейшем могут быть восприняты. Охватывающий эти потенциальные качества горизонт определяет предметное содержание тела. В данном случае горизонт понимается в том же смысле, что и в феноменологии Э. Гуссерля.

Характеризуя связь вещи и горизонта, Э. Гуссерль пишет: «Она сама [вещь] наличествует здесь, - но в этом своем наличествовании она обладает для вовлеченного в опыт открытым, бесконечным, неопределенно общим горизонтом того, что, собственно, само не воспринимается, причем - и это является здесь предпосылкой - таким горизонтом, который можно открыть в возможном опыте» [1, с. 37]. Горизонт сопровождает всякую вещь, дополняя ее восприятие теми возможными ее проявлениями, благодаря которым вещь обретает целостность и не сводится к актуальному восприятию, носящему частный, случайный характер.

Горизонт очерчивает предметность, но границы горизонта задает смысл, в котором усматривается сущность предмета. Предметность включает все свойства и качества предмета -и актуальные, и возможные, которые соотносятся с сущностью, составляя целостный предмет. Соответственно, сущность - это то, что делает предмет предметом, объединяя в себе все его качества, в свою очередь предмет - это совокупность качеств, соотнесенных с сущностью.

Однако тут возникают два разных понимания сущности. В первом понимании сущность - это умопостигаемая смысловая определенность, которая придает предмету столь же определенный характер, а именно - четко очерчивает круг свойств и качеств, которые могут быть соотнесены с данным предметом. В другом понимании сущность - это бесконечная потенция, которая по-разному может раскрываться в новых качествах. В этом случае сущность понимается не как нечто определенное, а как нераскрытая потенция, обладающая силой самораскрываться в существовании. Т.е. сущность - это не данность в существовании, а имманентная потенциальная сторона самого существования.

В результате такого понимания предмет утрачивает свою определенность, становясь скорее символом, указывающим на неопределенное потенциальное содержание, которое может в нем раскрыться. В связи с этим тело человека может пониматься двояко: и как определенный предмет, свойства и качества которого позволяют провести четкую границу, отделяющую его от всех прочих предметов, и как символ личностного существования человека, которое может выражаться в теле бесконечно многообразным образом. В силу этого тело как символ не есть нечто определенное, и в каждой новой ситуации может восприниматься как новый феномен.

Тело человека воспринимается в положительной или отрицательной значимости, оно может вызывать интерес, влечение, эстетические или эротические чувства, или, напротив, чув-

ство брезгливости, отталкивания или отвращения. Поскольку тело как символ указывает на неопределенную сферу возможностей, то и переживаемая значимость тела будет неопределенной и всегда новой в каждой ситуации. Однако если тело воспринимается как определенный предмет, то и его значимость также обретает определенность. На практике мы видим, что одно и то же тело в разных ситуациях начинает восприниматься как разные предметы, имеющие различную значимость. Например, в социальном пространстве тело может восприниматься положительно, а в личном пространстве - наоборот.

Это связано с тем, что тело в социальном и личном пространстве представлено как два различных по своей природе предмета. В противовес этому, когда речь идет об одном и том же теле в разных ситуациях, то имеется в виду тело как символ, указывающий на существование человека. Когда же мы говорим о разных телах в социальном и личном пространстве, то имеем в виду определенную сущность, задающую горизонт предметного содержания тела. Сущностный смысл тела в социальном пространстве иной, нежели в личном пространстве, поскольку иначе задает горизонт, очерчивающий уже другое предметное содержание. Тело как символ распадается на разные предметы, каждый из которых имеет собственный горизонт. Например, качественная характеристика восприятия рукопожатия начальника в качестве определенного социального знака входит в горизонт тела в социальном пространстве, но оказывается за пределами горизонта тела в личном пространстве. Поскольку в данном случае усматриваются разные сущностные смыслы и разные горизонты, значит, речь идет о разных предметах с различными свойствами.

Поскольку на основе реальности телесного существования можно выделить совершенно разные предметности тела, их следует как-то упорядочить, и, судя по всему, это можно сделать разными способами. В качестве одного из способов можно предложить следующее.

На первом уровне тело предстает как гилетическая данность, иначе говоря, как простая чувственно воспринимаемая данность - зрительная, тактильная. Значимость этой гилетической данности тела не связана с какими-либо особыми чувствами и выражена в простых ощущениях - комфортно, дискомфортно, приятно и т.д.

На втором уровне тело является выражением личности. С этим выражением могут быть связаны более разнообразные чувства. Личностная данность тела выражает в себе присутствие самого человека, обретая благодаря этому новую значимость, вызывая особый интерес, влечение, отталкивание, смущение и т.д.

На третьем уровне тело распадается на три различные предметности с совершенно разными свойствами: тело в социальном пространстве, сексуальное тело и тело в эмпатиче-ском восприятии. Тело как предмет социального пространства несет свойства именно социального явления и принципиально лишено тех свойств, которые проявляются в сексуальных отношениях. Рука в социально обусловленном рукопожатии - это другой предмет с иным сущностным смыслом и собственным горизонтом, нежели рука в интимном прикосновении. Однако эм-патическое восприятие открывает принципиально иное тело, внутренним содержанием которого являются внутрителесные ощущения, тесно переплетенные с эмоциональным состоянием и настроением человека. Эмпатия представляет собой непосредственное восприятие внутреннего эмоционального состояния другого человека, поэтому тело в таком восприятии утрачивает значение в качестве самостоятельного внешнего предмета, превращаясь в выражение внутренних ощущений. В этом случае прикосновение к руке будет восприниматься не как прикосновение к внешнему предмету, а как установление эмоциональной взаимосвязи, в которой проясняются внутренние ощущения.

На четвертом уровне тело в социальном пространстве трансформируется в абстрактно-объективированное тело. Это происходит всякий раз, когда то или иное проявление тела, неприемлемое в социальном пространстве, становится приемлемым благодаря утрате своих ка-

честв и сведению к абстрактной форме. Например, неприемлемое обнажение в обществе становится приемлемым на приеме у врача за счет того, что тело превращается только в медицинский объект, лишенный каких либо других личностных или социально значимых характеристик. В этом случае абстрактно-объективированное тело выступает в своей медикализирован-ной форме. Нарушение границы интимного пространства также ведет к трансформации сексуального тела. Например, если интимное пространство сексуальных отношений нарушают чужие люди, то возникает стремление воздвигнуть новую границу своей территории, в которой тело воспринимается как собственность. В результате, сексуальное тело утрачивает личностные характеристики и становится просто предметом обладания - собственнически воспринимаемым телом. В эмпатическом восприятии тела раскрываются такие внутренние переживания, которые иногда способны вызывать сильное эротическое влечение, имеющее иной характер, нежели сексуальное. В этом случае эмпатическое тело трансформируется в эротическое.

Сложность восприятия тела заключается в том, что человек может воспринимать тело не как один определенный предмет, а одновременно как разные предметы, которые вызывают совершенно разные чувства, порой противоречащие друг другу. Например, он может воспринимать эротическое тело положительно и одновременно испытывать неприязнь к сексуальному телу одного и того же человека при этом в какой-то другой форме данности, например, как социально значимое тело, вообще никак не замечать его.

В связи с этим при описании восприятия разных предметностей тела необходимо выделить несколько параметров: степень конкретности или отрешенности восприятия тела во всех вышеперечисленных предметных данностях, степень приязни или неприязни этого восприятия и вектор восприятия, который указывает на то, будет ли изменяться восприятие в положительную или отрицательную сторону при уменьшении дистанции восприятия тела.

Данная классификация не охватывает различные предметности тела в культуре - эстетическое тело, тело как художественный образ, мифологическое восприятие тела, тело как микрокосмос и т.д., так как для этого их описания нужны дополнительные философские средства.

Список литературы:

1. Гуссерль Э. Картезианские медитации / пер. с нем. В.И. Молчанова. М.: Акад. проект, 2010. 229 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.