Научная статья на тему 'Феноменологические проблемы изучения кризисов в развитии человека'

Феноменологические проблемы изучения кризисов в развитии человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2186
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / КРИЗИС / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КРИЗИСОВ / ВИДЫ КРИЗИСОВ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС / МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРИЗИСОВ / DEVELOPMENT / CRISIS / PHENOMENOLOGY OF CRISES / TYPES OF CRISES / LIFE MEANING CRISIS / MODEL OF INTERACTION OF CRISES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кружкова Ольга Владимировна, Нефагина Яна Николаевна

В статье дано определение понятия «кризис» в отечественной и зарубежной психологии. Раскрыты основные виды кризисов: возрастной, профессиональный, духовный, невротический и смысложизненный; проявление каждого в системе развития человека. Проанализировано их значение для человека, как субъекта собственной жизни, способного конструктивно проживать подобные переломные периоды. Составлена модель взаимодействия кризисов в развитии человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenological issues of studying the crises in the human development

The article defines the crisis concept in the national and foreign psychology. The authors distinguish the crisis types (age-related, occupational, spiritual, neurotic and concerning the meaning of life one) and consider their relevance for a person being able to live it through in a constructive way. Questions of the crisis manifestation and model of the crises correlation in the person’s development are also discussed.

Текст научной работы на тему «Феноменологические проблемы изучения кризисов в развитии человека»

УДК 152

Кружкова Ольга Владимировна

кандидат психологических наук

доцент кафедры социальной психологии,

конфликтологии и управления

Уральского государственного педагогического

университета

dom-hors@mail.ru

Нефагина Яна Николаевна

старший преподаватель кафедры экономики и управления Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России dom-hors@mail.ru

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ КРИЗИСОВ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

Kruzhkova Olga Vladimirovna

PhD in Psychology, Assistant Professor of the Social Psychology, Conflict Studies and Management Department, Ural State Pedagogical University dom-hors@mail.ru

Nefagina Yana Nikolaevna

Senior Lecturer of the Economics and Management Department, Ural Institute of the State Firefighting Service under the EMERCOM of Russia dom-hors@mail.ru

PHENOMENOLOGICAL ISSUES OF STUDYING THE CRISES IN THE HUMAN DEVELOPMENT

Аннотация:

В статье дано определение понятия «кризис» в отечественной и зарубежной психологии. Раскрыты основные виды кризисов: возрастной, профессиональный, духовный, невротический и смысложизненный; проявление каждого в системе развития человека. Проанализировано их значение для человека, как субъекта собственной жизни, способного конструктивно проживать подобные переломные периоды. Составлена модель взаимодействия кризисов в развитии человека.

Ключевые слова:

развитие, кризис, феноменология кризисов, виды кризисов, смысложизненный кризис, модель взаимодействия кризисов.

Summary:

The article defines the crisis concept in the national and foreign psychology. The authors distinguish the crisis types (age-related, occupational, spiritual, neurotic and concerning the meaning of life one) and consider their relevance for a person being able to live it through in a constructive way. Questions of the crisis manifestation and model of the crises correlation in the person’s development are also discussed.

Keywords:

development, crisis, phenomenology of crises, types of crises, life meaning crisis, model of interaction of crises.

Жизнь человека в XXI в. характеризуется множеством альтернативных выборов в различных ее сферах. Окружающая действительность и личностный потенциал предлагают широкий спектр возможностей: получить любые знаний, обучиться желаемой профессии, занять индивидуальную позицию в политической и религиозной деятельности, перемещаться в любое территориальное пространство, участвовать в общественно-социальных мероприятиях и т.д. Имея возможность выбора, человек учится принимать за него ответственность. К нему приходит осознание, что каждый выбор состоит из актуальных смыслов, от реализации которых зависит общая удовлетворенность жизнью, определяющаяся внутренними возможностями, ответственностью, свободой, пониманием себя, собственных желаний. Таким образом, данный процесс приводит к самоосуществлению человека в социально-культурном, индивидуальном развитии, которое часто сопровождается ситуациями поиска, неопределенностей, изменений, что в свою очередь способствует переживанию кризиса.

На сегодняшний день изучение роли кризисов в развитии человека находится в центре внимания психологов. Следует отметить, что данная проблема сохраняет свою актуальность, начиная с появления психодинамических теорий и до наших дней. Однако в понимании как феноменологии кризиса во всем ее многообразии, так и его генезиса в различных жизненных сферах человека имеется большое количество методологических проблем, обусловливающих и способствующих поиску новых психологических идей и направлений исследования кризисов. Поэтому нам представляется важным проанализировать существующие научные достижения, их ограничения, противоречия и перспективы в изучении феномена кризиса, с целью развития теоретико-концептуальных и практико-ориентированных представлений о возможностях прогрессивного самоосуществления человека в процессе переживания переломного состояния.

Первое, на что необходимо обратить внимание - это наличие большого количества дефиниций кризиса и отсутствие общей научной трактовки этого понятия. Систематизация определений, существующих в отечественной и зарубежной литературе, позволила структурировать имеющиеся к нему подходы.

1. Фрустрационный (эмоционально ориентированный) подход. Здесь кризис соотносится с состоянием фрустрации и неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающими [1]. Это тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой [2; 3; 4], ситуация угрозы для удовлетворения базисных потребностей личности [5] или состояние при блокировании целенаправленной жизне-

деятельности, как дискретный момент развития личности [6]. В рамках данного подхода акцентируется эмоциональная составляющая кризиса, его насыщенность негативными переживаниями. Тем не менее, здесь не раскрывается целесообразность и значение кризиса для развития личности, а лишь фиксируется его фактическое негативно-эмоциональное наполнение, существующее в определенном отрезке жизни человека.

2. Трансформационный (личностно ориентированный) подход. Ситуация стресса сопровождается пересмотром представлений о себе и о мире и личностной перестройке, носящей как позитивный, так и негативный характер [7]. Представляется как ненадежная ситуация [8]; ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая от человека значительного изменения представлений о себе и мире за короткий промежуток времени [9]. В данном контексте кризис выступает детерминантом личностных изменений и преобразований, имеющих, как правило, революционный характер. Таким образом, здесь кризис рассматривается не просто как негативный отрезок жизни человека, который желательно избежать или предотвратить, но как необходимое условие становления личности отдельного человека, как движущая сила ее развития. Тем не менее, человек в ситуации представляется здесь как «самостоятельная единица», а не целостная система с окружающей его средой в динамически существующей ситуации, что более характерно для третьего подхода.

3. Трансцендентный (жизненно ориентированный) подход. Здесь кризис выступает как поворотный пункт, точка изменения в развитии человека, его жизни [10]. Это эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни [11]. Это перелом в ходе какого-либо процесса, острый недостаток чего-либо; переломный период в развитии личности, который обуславливается, с одной стороны, столкновением внутренних изменений, с другой - внешних факторов [12; 13] Здесь кризис уже не только событие, вызывающее негативные переживания, а целостная сложноорганизованная система взаимодействия человека, среды и ситуационных факторов. Стоит отметить, что данный подход к определению кризиса, на наш взгляд, является наиболее целесообразным, поскольку позволяет объединить в себе детерминанты возникновения, актуальные и перманентные переживания, сопровождающие кризис и ресурсы его преодоления в рамках единого процесса протекания.

Сложности в определении и понимании феноменологии кризиса связаны также с тем, что данное понятие рассматривается в разных аспектах своего проявления. В психологической литературе его часто заменяют коннотациями: конфликт, стресс, фрустрация, кризисная ситуация, кризисное состояние, которые имеют различный психологический контекст и соотносятся с разными сферами личности, что в свою очередь приводит к неоднозначному его толкованию в психологической науке. Общим является то, что акцент ставится на внезапность, остроту перелома, перехода или дефицита чего-либо в ходе процесса развития. Конструктивное переживание кризиса в большинстве случаев основывается на возможностях внутреннего потенциала человека, в способности к самосозиданию через собственный ответственный и свободный выбор.

Разнообразие определений также свидетельствует о многообразии существующих видов кризиса, что часто приводит к трудностям в понимании сути их проявления. Это в свою очередь ставит проблему оснований для их выделения. Поэтому рассмотрим имеющиеся на данный момент времени типизацию и общие характеристики каждого из существующих видов кризисов (таблица 1).

Таблица 1 - Общая характеристика типологии кризисов

Вид кризиса Период (гг.) Вектор развития Условия развития Механизм

Возрастной кризис от 0 От социального к индивидуальному Морфологические особенности, общение Присвоение, созревание

Невротический кризис от 3 От социального к индивидуальному Биосоциальные Присвоение, инди-видуация, ассимиляция

Жизненный кризис от 11 От индивидуального к социальному (социализация) Ситуативные и предопределенные события Г носеологические переживания

Кризис отношений (групповой) от 3 От индивидуального к социальному (общному) Группа, социальное окружение Групповое взаимодействие, групповая динамика

Профессиональный кризис от 14-15 От социального к индивидуальному Профессиональная среда, социальнокультурные Освоение, трансляция

Духовный кризис от 11 От индивидуального к социальному Бессознательные процессы Трансцендентные переживания, ин-дивидуация

Смысложизненный кризис от 17 От социального к индивидуальному Личностная экзистенция Экзистенциальные переживания

Суть кризиса возрастного психического развития (П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и другие) заключается в изменении системы связей человека с окружающей действительностью и его отношением к ней, в смене ведущей деятельности. Данный кризис имеет широкое применение для понимания развития человека в педагогическом процессе, а современная психология как наука уходит в исследование категории субъектности. Соответственно, акцент на внешних детерминантах развития и возрастных рамках становится недостаточным. В отличие от других типов кризисов, возрастные относятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального посту-

- 148 -

пательного хода психического и социального развития. При этом детерминироваться данные кризисы могут накопленной совокупностью факторов, где в одних случаях доминируют биологические предпосылки (кризис 3 лет, подростковый и т.п.), в других - социальные (кризис 7 лет, кризис 17 лет и т.д.). Но предписанные возрастные кризисы не исключают появление и влияние жизненных кризисных событий на возрастные изменения и динамику их прохождения.

Жизненный кризис (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Р.А. Ахмеров, Ф.Е. Василюк, И.Е. Исаев, Н.А. Логинова, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, C. BQhler, E. Erikson, H. Thoma и другие) переживается личностью в результате появления травмирующих событий, эксквизитных ситуаций на ее жизненном пути. Данный вид кризиса характеризуется в большей степени гносеологическими проявлениями человека в отношении жизни, то есть когда события и ситуации возводятся в ранг морально-нравственной категориальной ценности и переживаются как кризисные. Однако стоит заметить, что жизненные события являются только фрагментарными предпосылками кризиса, так как он представляет собой сложносоставное явление. То есть, важно понимать проявление жизненного кризиса в единстве с другими элементами и явлениями жизни человека. Например, он может детерминироваться групповыми ситуациями взаимодействия, и в этом случае принято выделять групповые кризисы.

Кризис отношений или групповой кризис (Людвиг Ван Берталанфи, А.И. Захаров, Н.Я. Соловьева, Т.А. Гурко, Н.М. Лаврова, Э.Г. Эйдемиллер и другие) рассматривается в аспекте семейных отношений, групп, коллективов, организаций, также с этнических и религиозных позиций и т.д. Содержательная его часть является многопозиционной характеристикой в структуре различных взаимоотношений, что создает условия для развития традиций, культурных образцов и ценностных ориентаций. В основном кризис отношений детерминирован тем, что объединяет людей на основе совместной деятельности, общих целей, способов их взаимодействий. Тем не менее он может быть следствием переживания индивидуальных кризисов (возрастных, жизненных, профессиональных) отдельных участников группы, осложняющих и формирующих зону напряжения в групповой интеракции.

Профессиональный кризис (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Э.Э. Сыманюк, А.Р. Фонарев и другие) характеризуется как непродолжительный во времени период кардинальной перестройки профессионального сознания, обуславливающий изменение вектора профессионального развития. Данный кризис в какой-то степени «вплетен» в возрастное развитие, и имеет, также как и возрастные кризисы, определенную динамическую последовательность наступления и большую по сравнению с возрастными кризисами гетеро-хронность [14]. При этом стоит учитывать, что профессиональная деятельность способствует развитию в человеке разносторонних, иногда противоречивых качеств - сказывается на системе ценностей и может приводить к формированию внутриличностных противоречий духовного характера.

Духовный кризис (В.В. Козлов, R. Assagioli, S. Grof, C.G. Jung, A. Mindell, K. Wilber и другие) является процессом переживания интенсивных эмоций, видений. Изучение его в концепциях многих авторов затрагивает глубинные бессознательные проблемы, существующие в развитии человека, которые направляют его к трансцендентным переживаниям, что в итоге приводит к изменению восприятия и мыслительных процессов. Все это в совокупности создает большие сложности в получении эмпирического факта в изучении данного вида кризиса, хотя в настоящее время российскими учеными (например, В.В. Козловым) делаются попытки научно его обосновать. Нередко ученые в основе духовного кризиса ставят проблему смысла жизни, но чаще всего эта проблема выступает не как причина, а скорее как следствие. В то же время, поскольку духовное развитие (Ф.Е. Василюк, Ю.М. Зенько, И. Ильин, М.В. Легостаева, Н.О. Лос-ский, Т.А. Флоренская, С.А. Чернышева и другие) основывается на моральных качествах человека, его ценностных ориентациях, вере, любви, мотивационной направленности, их дисгармония может быть предпосылкой возникновения смысложизненного кризиса.

Смысложизненный (экзистенциальный) кризис (В.Н. Дружинин, Д.А. Леонтьев, V.E. Frankl, E. Fromm,

A. Langle, R. May, C. Rogers, J.-P. Sartre и другие) характеризуется как потеря личностью смысла в жизни, своей идентичности, аутентичности. Феноменология кризиса смысла жизни определяется переживаниями человека, такими ощущениями как одиночество (I.D. Yalom) и бессмысленность жизни (A. Camus), тревогой, страхом перед смертью, чувством вины (S. Kierkegaard, K.T. Jaspers), переживаниями по поводу продуктивности-непродуктивности собственной жизни (К.В. Карпинский). Поиск смысла жизни может привести человека к ощущению бессмысленности всего происходящего. При этом если внутренний конфликт испытывается длительное время - появляется функциональное психогенное расстройство, то есть невроз, который имеет тенденцию затяжного течения.

Невротический кризис (A. Adler, K. Horney, Н. Kohut, A. Lowen, N. McWilliams, А. Freud, S. Freud, D. Winnicott и другие) часто обозначают через внутренние защитные механизмы, производные от основного конфликта, которые создают субъективное ощущение безысходности и тупика, приводят к дезадаптации личности. Тотальная, малоэффективная психологическая защита, которая в норме должна выполнять функцию фильтрации травмирующей информации для создания временного ресурса. Формируется иллюзорная далекая от реальности картина мира и сама же начинает выступать источником травмы, поскольку не допускает до осознания необходимую для поиска адекватного решения актуальной проблемы информацию [15]. Данный кризис является формой невроза как проявления нарушений конструктивного развития человека, что ведет в основном к его дезадаптации во многих сферах жизни: биологической, социальной, личностной, духовной - и требует длительного восстановления.

Таким образом, можно констатировать, что кризисы во всем их многообразии видов являются перманентным процессом в жизни человека и выступают одной из движущих сил ее развития. Они протекают дискретно (стадиями, этапами, фазами), приводят к изменению многих структур личности.

Обращает на себя внимание тот факт, что перечисленные виды кризисов достаточно интенсивно изучаются, но по отдельности, без учета возможных взаимосвязей между ними. В то же время, исследование таких взаимосвязей позволит проводить более глубокий феноменологический анализ кризисов как структурного образования в жизни и развитии человека. Ключевыми показателями в описании кризисов как взаимо-

связанной системы являются их механизмы протекания и формы развития. Опираясь на размышления

В.И. Слободчикова [16] о существующих подходах к пониманию развития человека (натурализм, социмор-физм, культурализм, теологизм, гносеологизм, антропологизм), можно представить специфику подходов к пониманию отдельных видов кризисов в контексте их движущих сил и особенностей проявления (рисунок 1).

Рисунок 1 - Соотношение кризисов и подходов к пониманию развития человека

В основе натурализма стоят половозрастные особенности человека: социоморфизма - социальные структуры, культурализма - этнокультурные традиции и ценности, теологизма - тип конфессии, гносеоло-гизма - позновательная потребность человека и антропологизма - самобытная личность, то есть связи и отношения с другими, духовно-культурные условия, трансцендные процессы, самоопределение. В представленной выше схеме выделен центральный кризис - смысложизненный, поскольку смысловой контекст, фактически, имеет любой из кризисов, переживаемых человеком после 15 лет. Процессы взросления, приводящие к изменениям особенностей мышления подростка (и тем более человека на последующих возрастных стадиях), то есть развитию абстрактного мышления, позволяют оперировать осмыслением нематериальных объектов, снижают эгоцентричность мышления и формируют умение поставить себя на место другого, развивают рефлексивность мышления, создают предпосылки для переживания поиска смысла в любых эксквизитных и кризисных ситуациях, а также в собственном существовании субъекта в соотношении с имеющейся траекторией развития и временным континуумом жизни. Поиск смысла здесь является своеобразным механизмом решения возрастных, профессиональных, жизненных, социальных (например, семейных) задач посредством определения вероятностного и желаемого будущего и оценки актуального прошлого.

Таким образом, смысложизенный кризис тесно взаимосвязан с другими видами кризисов и может протекать параллельно с ними или инициироваться ими, что зачастую приводит к нарушению самоорганизации личностных смысложизненных ориентаций и обострению переживания кризисных состояний (рисунок 2).

Рисунок 2 - Модель взаимодействия различных видов кризисов в развитии человека

При этом подобное «обострение» может протекать в соответствии с одним из векторов трансформации кризиса:

- вектор трансцендентности предполагает выход кризиса за пределы собственного мира личности, когда поиск жизненного смысла осуществляется вне собственного бытия, при этом человек чувствует себя «песчинкой среди массы других песчинок, вздымаемых и уносимых ветром» [17], волю которого и сопричастность к которому он пытается ощутить. Если преобладает данный вектор, то любой кризис (жиз-

ненный, профессиональный и т.п.), наложенный на поиск смысла жизни, будет приводить к преобразованию кризисной ситуации в духовный кризис конкретного человека;

- вектор имманентности предполагает протекание кризиса во внутриличностном плане, очерченном границами личности, отказ от взаимодействия с внешним миром как паритетным элементом жизни и развития человека. При преобладании имманентного вектора трансформации кризиса ситуация будет способствовать «свертыванию» проблемы внутри личности человека, зацикливанию на имеющихся негативных тенденциях, росту внутреннего напряжения и формированию невроза.

Возможно предположить и взаимоперетекание и взаимотрансформацию духовного и невротического кризисов с учетом преобразования системы личностных смыслов и изменения векторов развития протекающих кризисов.

Вывод.

Кризис рассматривается как психическое явление, сопровождающее изменение в развитии человека, также он имеет специфику проявления в зависимости от совокупности факторов его детерминации. При этом понимание кризиса должно основываться на представлении о нем как о целостной сложноорганизованной системе взаимодействия человека, среды и ситуационных факторов. Типология кризисов (возрастной, духовный, невротический, профессиональный, смысловой и другие) позволяет предположить существующие взаимосвязи между ними. Смысложизненный кризис является центральным и сопутствующим, так как проявляется через насыщение смысловым контекстом протекания остальных видов кризисов. Хотя каждый кризис имеет собственную целесообразность для жизни человека. Общим для всех является то, что они способствуют возникновению новых личностных качеств, преодолению противоречий, укрепляют жизнедеятельность в условиях изменяющийся среды.

Ссылки:

1. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). Минск, 1999.

2. Психология: словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. 494 с.

3. Пергаменщик Л.А. Кризисная психология: учеб. пособие. Минск, 2004. 239 с.

4. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева. М., 2002.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб., 2009. С. 352.

6. Линдерманн Э. Симптоматология и управление острым горем // Американский журнал психиатрии. Издание 101.

1944. № 2. С. 141-148.

7. Пергаменщик Л.А. Указ. соч.

8. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. М., 2003. С. 304.

9. Олпорт Г. Указ. соч.

10. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. С. 200.

11. Психология: словарь ...

12. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2005. С. 1136.

13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 560.

14. Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 1999.

15. Кружкова О.В. Психологическая защита и совладание: феноменологическое соотношение и структура // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 5. № 1. С. 36-47.

16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов, 2000. С. 421.

17. Лебон Г. Психология народов и масс. М., 2011. С. 238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.