Научная статья на тему 'Феноменологические поиски аподиктического знания'

Феноменологические поиски аподиктического знания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
200
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Epistemology & Philosophy of Science
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феноменологические поиски аподиктического знания»

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, Т. III, № 1

юменологические поиски аподиктического знания

Ю. М. ШИЛКОВ

Петербургский философ и логик Ярослав Анатольевич Слинин недавно предложил читателю свою монографию «Трансцендентальный субъект: феноменологическое исследование»'. Ее выход в свет означал появление одного из первых отечественных систематических исследований гуссерлевской феноменологии как фундаментальной теории и методологии аподиктического знания (со всеми присущими ей идеалами научной доказательности, строгости, точности и т. п.). В своей более ранней публикации Слинин уже обращал внимание на продуктивный потенциал феноменологических понятий и приемов". Более полно реализовать этот потенциал он получил возможность, размышляя над природой трансцендентального субъекта. Гуссср-левский призыв «вернуться назад, к вещам» как предмету исследования Слинин превратил в исследовательскую гипотезу. Этот призыв символизировал и сконцентрировал существо феноменологического метода: необходимо отбросить любые предпосылки, включая традиционный опыт, идейную конъ-

юнктуру, суоъективные издержки, а стараться схватить и увидеть предмет познания таким, каким он существует на самом деле, и только тогда приступать к ег о адекватному описанию. Наперекор многим нынешним «иррациональным обстоятельствам», в условиях которых проявлялась творческая инициатива Слинина, он добился исчерпывающего оправдания преимуществ феноменологической рациональности, привлекая на свою сторону многих сторонников.

Думаю, что «Трансцендентальный субъект» стал не только проявлением любви Слинина к феноменологическим размышлениям, но и выражением его авторской оригинальности. Поясню: среди зарубежных и отечественных работ по феноменологии лишь немногие принадлежат авторам, которые осмелились предложить и реализовать новые вариации на феноменологические темы. Слинин, в частности, на основе известного каркаса феноменологических понятий разработал собственную концепцию трансцендентального субъекта с присущей ей творческой продук-

'•1 ■!

М I

V'

Слинин Я. А. Трансцендентальный субъект: феноменологическое исследование. СПб.: Наука, 2001. 528 с.

~ Слинин Я. А. Возникновение философии Хайдеггера из феноменологии Гуссерля // Очерки феноменологической философии. СПб., 1997.

X

X

X

ф

тя

Л

т О

15 Зак. 129

233

X

ф

са

тивностью и жизненностью. Он показал, что с феноменологической точки зрения представление о трансцендентальном субъекте оказывается гораздо более сложным и специфичным, чем предполагалось в классической философии.

Чтобы оправдать ключевой статус категории трансцендентального субъекта в современной феноменологии, Слинин прежде всего обращается к тщательному обсуждению вопроса о стратификации знания с точки зрения его достоверности. Хорошо известно, что поиски аподиктического знания в мировой философии считаются одним из лейтмотивов ее развития, начиная с античных времен. Узловые моменты этих поисков разбираются автором в первой главе книги. Чтобы отличить подлинное, достоверное знание от правдоподобного знания или мнения, как показывает Слинин, со времен Аристотеля искали такие исходные и истинные положения, достоверность которых определяется не через посредство других аргументов, а своими собственными ресурсами. Где искать эти ресурсы? Ведь ни чувственный опыт, ни разум не способны сами по себе дать нам абсолютно достоверное знание3. Но уже при разборе картезианского методического сомнения и его последующей феноменологической экспликации в феноменологии Гуссерля, Слинин убеждается в аподиктической продуктивности знания, которая обеспечивается ин-тенциональными способностями трансцендентального субъекта. Он убедительно демонстрирует преимущества выразительных средств феноменологии, с помощью которых достигаются аподиктические

эффекты, а также и то, чем приемы определения аподиктического знания Гуссерлем отличаются от ириемов его предшественников.

Во второй главе Слинин точно избирает ракурсы феноменологического обсуждения природы трансцендентального субъекта. Один из таких ракурсов представляет индивидуально-личностные, неповторимые и даже, так сказать, «интимные» признаки его существования. Тогда как в другом ракурсе рассматриваются всеобщие и необходимые, или эйдетические, качества трансцендентального субъекта, т. е. те признаки, структуры и механизмы его организации, которые свойственны всем без исключения трансцендентальным субъектам. Так, одним из общих моментов всяких трансцендентальных субъектов является их индивидуальность, ибо каждого из них можно назвать монадой в лейбницевском смысле слова, т. е. он воспринимает мир по-своему, в собственной, не совпадающей ни с чьей другой перспективе. С феноменологической точки зрения мир трансцендентального субъекта имеет перспективу, в нем есть центр и периферия, на которой располагаются интенциональные объекты, формирующие его объектный полюс. Индивидуальные черты объектов схватываются средствами чувственного восприятия и воображения, а их универсальные качества непосредственно постигаются в актах рационального усмотрения или актах интеллектуальной интуиции. В связи с этим во 2-м, 3-м, 4-м параграфах второй главы Слинин излагает пропедевтику восприятия, воображения и интеллектуальной интуиции. Действительно,

Слинин Я. А. Трансцендентальный субъект. С. 30.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОИСКИ \ПОДИКТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

феноменологическое учение об штенциональности сознания по-¡воляет устранить удвоение мира, 160 остается только один мир -лир интенциональных объектов, адторые задаются сознанию уже «званными когнитивными спо-:обностями. Но вопрос об онтологическом статусе интенциональных эбъектов по-прежнему остается эткрытым. Поэтому в остальных параграфах второй главы Слинин с помощью историко-философской аргументации предлагает преодолеть разрыв между индивидуальными и универсальными качествами объектов, прибегнув к принципиальному положению о том, что универсалии существуют в индивидах так же, как вещества в природе4.

Чтобы более тщательно оправдать феноменологическую истинность ответа на вопрос об онтологическом статусе интенциональных объектов, Слинин в третьей главе предпринимает попытку их онтологического конституирования во внутреннем времени трансцендентального субъекта, разбирая очень тонкую аналитику внутреннего сознания времени, которая излагается в известных «Лекциях...» Гуссерля. Речь идет о восприятии мелодии, последовательное восприятие музыкальных тонов которой является одним из самых доступных способов осознания времени. Сразу замечу, что Слинин неплохо справился с онтологической квалификацией интенциональных объектов в терминах внутреннего сознания времени. Более того, он развил свой подход в последующих четвертой и пятой главах, тща-

тельно разбирая темы воображения и сновидения соответственно, которые, если можно так сказать, нанизаны на онтологические каркасы осознания времени.

Шестая глава монографии посвящена разграничению данных трансцендентального опыта на аподиктическое и проблематическое знание. Слинин по праву считает победу над скептицизмом «выдающимся достижением трансцендентальной феноменологии». Он подчеркивает, что область познания, в которой следует искать аподиктические истины, - область трансцендентального субъекта. Если первый принцип феноменологии, по мнению Слинина, был изобретен Декартом и утверждал, что в аподиктическом смысле слова «я существую только в качестве чистого, т. е. трансцендентального сознания, в качестве трансцендентального субъекта», то два других были сформулированы Гуссерлем. Это - принцип внутреннего сознания времени и принцип интенцио-нальности сознания. Все эти три перечисленных принципа имеют значение аподиктических истин5. Они определяют структуру трансцендентального субъекта, представляя его фундаментальные формальные основания6. Над этой формальной аподиктической основой как бы надстраиваются другие аподиктические истины, говорящие нам о самых разнообразных фактах жизненного мира трансцендентального субъекта. Таких фактов-обстоятельств и соответствующих им аподиктических истин имеется бесчисленное множество. Другими словами, все, что проис-

Там же. С. 135.

1 Там же. С. 340. ' Там же. С. 341.

кц

' и. X

X

X ф

2 т

о

шв

I1)'1,

иьл

X X

X ф

ш О

е

ходит в настоящей жизни трансцендентального субъекта, дается ему аподиктическим образом. Построение интерсубъективного мира, по Слинину, предполагает аналитику многообразия жизненных миров - как индивидуальных, так и коллективных (по способу своего существования). Любые человеческие сообщества являются частями единого человечества. Все интерсубъективные объекты составляют жизненный мир глобального человеческого сообщества. Кроме аподиктических истин Слинин рассматривает и проблематические истины. Большинство из них носит теоретический характер и входит в состав теорий, объясняющих разного рода факты, события.

В монографии Слинина феноменологические традиции получают творческое воплощение и развитие. Он находит собственную проекцию феноменологического материала с оригинальными приемами его обработки, благодаря которым появляются новые смысловые оттенки феноменологического облика трансцендентального субъекта. Созданный им облик «работает», так сказать, в новых жизненных обстоятельствах, предписанных исследователем. Таковы, например, его рассуждения в шестой главе об аподиктическом и проблематическом знании. В еще большей степени подобные тенденции рассуждений обнаруживаются в седьмой главе. Л имею в виду, в частности, феноменологическую аналитику сообщества монад (по Слинину), в центре которого всегда находится личность трансцендентального субъекта (глава 7.1), и подробное обсуждение феноменологии смерти (глава 7.2).

Сквозная характерная особенность авторского стиля Слинина

тщательное и подробное изложение очередного обсуждаемого вопроса на конкретном материале при соблюдении методологических 01раничений феноменологического познания. Безусловно, феноменологическое исследование Слинина отличается проблемными и программными качествами, ибо оно вовсе не ограничивается феноменологической проблематикой и перспективой. Дело в том, что сейчас наряду с философами большой интерес к реализации когнитивных и коммуникативных возможностей феноменологической методологии проявляют лингвисты, психологи, социологи, историки, искусствоведы и культурологи различных специализаций, а также и специалисты по программированию, искусственному интеллекту и информационно-коммуникационным технологиям. Слининский разбор природы интенциональных объектов, воображения, сновидений, аподиктического и проблематического знания, интерсубъективных особенностей трансцендентального опыта субъекта демонстрирует, насколько важны феноменологические приемы для адекватного понимания человеческого сознания, его когнитивных и коммуникативных ресурсов. Тем самым Слинин показывает, что феноменологические понятия, методики и приемы вполне могут использоваться в конкретной исследовательской практике.

«Ариадниной нитью» в предпринятом автором сложнейшем феноменологическом поиске аподиктического знания является его постоянное стремление быть понятным читателю и вести с ним диалог. Как правило, язык феноменологических исследований страдает терминологической вычурностью, является источником недоразумений и трудностей понимания.

РЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОИСКИ АПОДИКТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

1астично это справедливо и по )тношению к языку монографии Злинина. Но в отличие от многих фугих работ по феноменологиче-:кой философии и философской феноменологии, язык слининско-о исследования обладает принци-шальной доступностью и комму-шкативной открытостью. С учетом определенной подготовленно-:ти, усердия и терпения книга Я. А. Слинина оказывается вполне доступной для любого заинтересованного читателя и студента. Она может стать полезной для тех, кто шчет видеть в феноменологии не столько идеальный образец строгого аподиктического знания, сколько выражение личного, непредсказуемого и неповторимого искусства дешифровки конкретных текстов и конкретных ситуаций. Тем самым каждому из нас открывается возможность приобщиться к профессиональной идентичности автора.

Как и любое творческое феноменологическое исследование, книга Слинина обрывается на постановке весьма отчаянных вопросов: «Конечно, если рассудить спокой-

но и здраво, оставив в стороне все эмоции, то, скорее всего, смерть -это просто безвозвратное исчезновение моего сознания, исчезновение всего моего трансцендентального субъекта - вот к какому заключению приводит нас чистый разум. Но откуда тогда этот непобедимый страх перед лицом смерти, откуда это ужасное впечатление, которое производят на нас трупы? Ведь должен же этот опыт иметь какой-то смысл, должен о чем-то свидетельствовать, о чем-то предупреждать. О чем же он предупреждает?» Мне кажется, что не только с этими вопросами может ассоциироваться перспектива феноменологического исследования. Ведь столь же правомерны в феноменологической постановке и вопросы о рождении, о внутренней и внешней природе человеческого тела, о его связях с душой, о различных психосоматических способностях человека, о языке и речевом акте. По-видимому, перечень вопросов феноменологического познания всегда остается открытым.

II

X X Ж

0)

3

со

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.