Научная статья на тему 'Феноменологические основания архитектуры Стивена Холла'

Феноменологические основания архитектуры Стивена Холла Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
995
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЛЛ / МЕРЛО-ПОНТИ / MERLEAU-PONTY / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / PHENOMENOLOGY / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / ТЕЛО / BODY / ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ / УКОРЕНЕННОСТЬ / СМЕЩЕНИЕ / ДЛИТЕЛЬНОСТЬ / DURATION / ГИБРИДИЗАЦИЯ / HYBRIDIZATION / ТАКТИЛЬНОСТЬ / СВЕТ / ЦВЕТ / МАТЕРИАЛ / MATERIAL / HOLL / INTERTWINING / ANCHORING / PARALLAX / HAPTIC REALM / LIGHT COLOR

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Невлютов Марат Раилевич

Steven Hollis one of architects who tries to conceptualize his approach to architecture. He interprets some phenomenological concept of French philosopher Maurice Merleau-Ponty. He needs phenomenology to reflect on his own work, to give it theoretical justification. Despite the systematic character of his method, Holl remains poetic architect and he focuses more on architectural practice. He develops strategies of thinking in accordance with some phenomenological basis in each project individually. This approach could be described as a practical architectural phenomenology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феноменологические основания архитектуры Стивена Холла»

Феноменологические основания архитектуры Стивена Холла

М.Р.Невлютов

Знаменитый американский архитектор Стивен Холл родился 3 сентября 1947 года в Бремертоне, штат Вашингтон. Возможно, он единственный современный архитектор, который описывает свой подход как феноменологический. Мир для Холла - это, прежде всего, мир феноменов: цветов, запахов, текстур, звуков, связанных с человеческим существованием. Работа с миром феноменов делает архитектуру Стивена Холла особенно живой, отзывчивой и как бы «укорененной в месте». Феноменология ему необходима, она лежит в основе рефлексии его собственной работы, ее теоретического обоснования.

Размышления Холла об архитектуре и ее свойствах находят отражение в его многочисленных книгах и альбомах. В основном это тексты, описывающие его метод проектирования, но иногда это личные воспоминания, заметки во время путешествий. Рассуждая в них об архитектуре, Холл привлекает тексты мыслителей, художников, режиссеров, таких, как Бергсон, Брентано, Вирильо, Тарковский, Мандельштам, Кандинский. Чаще всего, объясняя свои стратегии проектирования, он ссылается на феноменологическую мысль.

По мнению турецкого исследователя Йорганджыоглу Дерья, философское основание творчества Стивена Холла лежит непосредственно в феноменологии и более всего связано с мыслью французского философа Мориса Мерло-Понти. Архитектор своеобразно трансформирует философские положения в архитектурные концепты [1. С. 2]. Известно, что и сам Стивен Холл неоднократно подчеркивал свою увлеченность феноменологической мыслью французского философа: «Я сразу же обнаружил связь между текстами Мерло-Понти и архитектурой. И я начал читать у него все, что только мог найти» [2. С. 302].

Однако из текстов и многочисленных интервью неясно, что именно имеет в виду Стивен Холл, утверждая свою причастность к феноменологии. Его внимание к свету, материалу, контексту не является убедительным основанием в объяснении сложной концептуальной ситуации, которую ему удается создать и воплотить в своих проектах. В данной статье предпринята попытка приоткрыть тонкую внешне скрытую взаимосвязь концепций Холла с идеями Мерло-Понти и феноменологией в целом.

Тело

Ключевой для Стивена Холла является проблема восприятия. Он считает, что именно то, как мы видим и чувствуем архитектуру, формирует ее понимание. Иного пути узнавания архитектуры у нас нет. Для Мориса Мерло-Понти восприятие и есть понимание мира: «Стало быть, вопрос не в том, воспринимаем ли мы в действительности мир, напротив, все дело в том, что мир и есть то, что мы воспринимаем» [3. С. 16].

Возможным восприятие архитектуры делает то, что она и наше тело существуют в одном поле реальности. Наличие нашего тела в мире позволяет пережить опыт архитектуры, который является не только визуальным, но также и осязательным, слуховым, обонятельным. Стивен Холл говорит: «Рассматривая книгу с иллюстрациями даже величайшей в мире постройки, вы не сможете понять, каково это здание на самом деле. Не оказавшись рядом с ним, вы не услышите мелодии, которая возникает благодаря его специальной акустике, не ощутите его материальности и пространственной энергии, его уникальной игры света» [4].

Восприятие феноменов, то есть пространства, света, материалов, звуков, Холл называет «до-теоретическим основанием архитектуры». Он противопоставляет феноменологический подход критической, рациональной оценке архитектуры. Феноменальные ее аспекты являются основанием для непосредственного контакта человека и мира, преодоления отчуждения сознания от бытия. Через них Холл стремится вывести архитектуру на уровень чувств, приблизить к человеку: «Материальность архитектуры имеет потенциал серьезно влиять на переживание пространства... Одной из важных задач сегодня для архитекторов и градостроителей является пробуждение чувств» [5. С. 18].

Мерло-Понти аналогично в процессе восприятия ищет прямого и примитивного контакта с миром, который понимается им не как непосредственное отражение предметов реальности, действующих на органы чувств, но как особая «чувственность», как способ приятия мира, бытия в нем. Мерло-Понти отрицает возможность феноменологической редукции1, осознавая «вброшенность» человека в мир через телесность: «Будь мы абсолютным духом, редукция не составляла бы никакой проблемы. Но поскольку мы, напротив, пребываем в мире, поскольку наши размышления имеют место во временном потоке, который они пытаются уловить, нет такого мышления, которое охватило бы нашу мысль» [3. С. 13]. Благодаря невозможности редукции Мерло-Понти находит место, где сознание и мир существуют без конфликта, - это наше тело.

Тело, по мнению философа, было отчуждено от восприятия и от Я, потому что мыслилось как объект, вещь среди вещей:

1 Феноменологическая редукция - одно из центральных понятий феноменологии Гуссерля, связанное с процессом освобождения сознания от натуралистической установки. Феноменологическая редукция дословно означает редукцию вещей к феноменам и вынесение за скобки обсуждения их реального статуса

«Живое тело, подвергнутое таким преобразованиям, переставало быть моим телом, зримым выражением конкретного Ego, оказываясь вещью среди других вещей» [3. С. 88]. Тело, воспринятое как объект, лишается прав в процессе восприятия, разрушая единую природу субъекта и мира. Тем не менее, тело для Мерло-Понти, а вслед за ним и для Холла, является единственным, что связывает нас с миром. «Толщь тела, будучи далекой от того, чтобы соперничать с толщью мира, является, тем не менее, единственным средством, которое у меня есть, чтобы добраться до сердца вещей: превращая себя в мир, а вещи в плоть» [6. С. 196].

Мы можем воспринимать архитектуру, потому что мир и наше тело обладают гомологичной природой. По утверждению Мерло-Понти, конституирование мира не происходит вслед за конституированием тела, мир и мое тело зарождаются одновременно. Архитектура существует в мире и может быть понята как другое тело, конституированное видением, восприятием. Холл описывает пространство мягким и податливым для восприятия, он стремится в проектах формировать тело здания самим процессом видения.

В здании Центра Кнута Гамсуна Стивен Холл воплощает идею: «Здание как тело: поле битвы невидимых сил» [7. С. 154]. Название отсылает к новелле Гамсуна 1890 года «Голод».

Центр Кнута Гамсуна. Хамарой. Норвегия

Постройка стремится выразить характер произведений норвежского писателя архитектурными средствами. Одной из главных тем Гамсуна является принцип взаимосвязи тела и человеческого сознания.

Форма здания, как его интерьер, так и экстерьер, обладает особым значением. Так, просмоленные деревянные стены имеют множество акцентированных впадин, отсылающих к идее невидимых, внутренних сил и импульсов, которые трансформировали постройку. По мнению Холла, здание есть тело, сформированное интенцией нашего сознания, направленностью видения. Холл непосредственно работает с этим телом, создает карты восприятия, управляет чувствами зрителя.

Неопределенность

Стивен Холл утверждает, что наличие тела позволяет воспринимать в архитектуре ее «живое пространственное измерение» [2. С. 38]. Он обращается к витальной сфере восприятия архитектуры, пространства, света, материала на пересечении с человеческим опытом. Однако мы не можем трансцендироваться от опыта своего тела, поэтому понимание и чувствование архитектуры не является артикулируемым опытом, его «осознание» происходит из тела, а не из сознания: «Мы осознаем концептуальную интенсивность базового чувственно-пространственного и тактильного опыта, даже если мы не можем артикулировать его» [8. С. 115].

Мерло-Понти говорит о неопределенности и невыразимости воспринимаемого, расположенного в контексте: «Не что иное, как привязанность воспринимаемого к контексту, его податливость, как и присутствие в нем своего рода позитивной неопределенности, препятствуют тому, чтобы пространственные, временные и числовые совокупности нашли выражение в удобных, различимых и определимых понятиях» [3. С. 36]. Воспринимаемое оказывается неотрывным от контекста, потому что осознается из него. От контекста нельзя трансцендироваться, так как само воспринимающее сознание расположено в нем, оно есть контекст.

Неопределенность опыта, невозможность его точного знакового определения и завершения Стивен Холл использует в стратегиях проектирования своих зданий: «Каждый проект мы начинаем с информации и беспорядка, отсутствия цели, двусмысленной программы бесконечности материалов и форм. Архитектура - результат действия в этой неопределенности» [9. С. 21]. Холл проектирует восприятие изнутри его самого, поэтому появляется неопределенность, невозможность рефлексировать сам процесс создания воспринимаемого.

Во многом благодаря такому способу мышления единственным инструментом движения в поле неопределенности для архитектора оказывается интуиция. Стивен Холл начинает работу с того, что создает акварельные эскизы к каждой своей идее. Эта интуитивная и ремесленная практика позволяет создать настроение, дает проекту первичное направление, интуицию. «Преимущество акварелей в свободе игры интуиции, которую они предоставляют. В результате они получаются одновременно концептуальными

и пространственными. Они позволяют совершать открытия при помощи интуиции» [10. С. 233].

Стивен Холл осмысляет феноменологию как «делание архитектуры». Если такие теоретики, как Кристиан Норберг-Шульц, Юхани Палаасма и Кеннет Фремптон, интерпретируют феноменологию как теорию архитектуры, то для Стивена Холла она обладает иным потенциалом. Для него проектирование - это раскрытие невидимого, неопределенного в процессе создания архитектуры. Холл говорит, что феноменология способна работать с «еще-не-мыслью» и «еще-не-явлением», которые проявляют себя непосредственно в процессе «делания» архитектуры.

При отсутствии сознательной рефлексии о проектировании и методе архитектурная мысль для Холла проявляется через феномены архитектуры: «Здания говорят через молчание воспринятого феномена» [11. С. 40]. Согласно мнению архитектора, переживание феноменов относится не только к визуальному опыту восприятия, весомую роль играют тактильные, слуховые и обонятельные ощущения. Вся совокупность телесных ощущений формирует некоторое целое представление о мире, об архитектуре. При отсутствии одного из качеств мира картина упрощается, теряет полноту контакта с нашим телом. «Материалы теряют пространственное измерение и редуцируются к плоским и наносным поверхностям. Чувство прикосновения девальвируется в коммерческих индустриальных методах производства. Значение детали и материала вытесняется» [12. С. 188].

б/«/»? - --

Акварельные эскизы к проектам Стивена Холла

Среди всех феноменов наибольшим влиянием, по мнению Холла, обладает свет: «Мой любимый материал - это сам свет. Без света пространство пребывает в забвении. Свет - это условие возникновения мрака и тени, прозрачности и непрозрачности, отражения и преломления, все это сплетается, определяет и переопределяет пространство. Свет делает пространство неопределенным» [13. С. 27]. Пространство существует всегда как освещенное, видимое. Свет благодаря своей изменчивости, подвижности, несхватываемости делает пространство неопределимым.

«Наивное восприятие» феноменов архитектуры через разные формы видения и чувствования оказывается вне знаковой структуры. Это происходит благодаря принципиальной неарти-кулируемости телесного опыта, который существует до называния. По мнению Холла, «живое пространственное измерение» архитектуры нельзя детерминировать, оно оказывается схватываемым лишь на интуитивном уровне в практике архитектуры.

Гибрид

Следует заметить, что идеи Стивена Холла не всегда исходят из феноменологии Мерло-Понти. Например, идея о гибридизации имеет иное происхождение. На ранних этапах своей деятельности Стивен Холл участвовал в движении итальянского рационализма и занимался исследованием архитектурной типологии. Его рассуждения о типах упоминаются в таких текстах, как «Алфавитный город. Городские и сельские типы домов в Северной Америке», и некоторых других [14. С. 105]. Так, идея типологического «гибрида» появляется уже в его ранних теоретических изысканиях.

Стивен Холл считает, что необходимо создавать новое путем наложения простых составляющих. Часто компоненты могут быть из разных уровней различия. Они могут быть функцией, формой, социальным аспектом, историческим фактом, природным или социальным феноменом. Иногда эти синтезы кажутся невозможными, но в итоге оказываются наиболее продуктивными. Холл говорит: «Гибридное сочетание функций в здании может быть более чем простым смешиванием типов использования. Это наложение может стать "социальным конденсатором" - первичным взаимодействием витальностей города, повышением роли архитектуры как катализатора изменений» [15]. Для Холла гораздо важнее не производство новизны, но то, какое влияние на человека и мир оказывает тот или иной синтез.

«Гибрид» не позволяет точно определить и фиксировать свое значение и тип. Такая неопределенность помогла архитектуре ускользнуть из-под гнета логоцентризма и рациональности. Если пространство и его восприятие постоянно находятся в становлении, то каким образом можно точно определить функцию здания, его внешний облик, тип? Все это остается в поле неточностей и изменений, так как сопряжено с самим живым существованием архитектуры. Таким образом, идея гибридизации соотносится с неопределенностью и телесным бытием архитектуры, то есть она в определенном значении также является феноменологической.

Стивен Холл часто обращается к этой идее в своих проектах. Одно из первых ее проявлений описано в тексте «Мост домов» сборника «Памфлеты архитектуры» [16]. Любое здание для архитектора оказывается мостом, жильем, небоскребом с множеством горизонтальных связей, музеем и общественным пространством одновременно. Холл добавляет функции через запятую, при этом они не последовательны, не рядоположены, из них нельзя выбрать главную, они существуют одновременно и до конца не определены.

По принципу гибридизации спроектирован многофункциональный коммерческий комплекс Центр Ванке в Шеньчже-не. Его длина равна высоте Эмпайр-стейт-билдинг, публике здание более известно как «горизонтальный небоскреб». Оно вытянуто в горизонтальной плоскости, но обладает конструктивными характеристиками небоскреба. Архитектор создает гибрид небоскреба и горизонтальной структуры. При этом элементами для синтеза являются и другие компоненты, которые не относятся к категории высотности здания.

В здании размещены всевозможные офисы, апартаменты, отель и т.д. Оно установлено на восьми опорах и парит на уровне 35 м над раскинувшимся под ним общественным пространством - садом. Прогуливаясь ночью по саду, можно увидеть множество цветущих тропических растений, почувствовать запах жасмина. В здании использовано невероятное количество тщательно подобранных материалов. Это сложный гибрид горизонтальной структуры, небоскреба, функций, материалов, запахов, общественных и коммерческих про-

странств. Множество разных феноменов и свойств накладываются друг на друга, переплетаются, взаимодействуют. Это конъюнктивный синтез, где феномены постоянно образуют целостность воспринятого, но не сливаются в одно. Гибрид всегда остается гибридом.

Переплетение идеи и феномена По мнению Стивена Холла, архитектура оживает, когда преодолевает зазор между идеей и реальностью, связывает разум и чувства, концепт и тело. Проект должен разрабатываться тщательно, сводя различные аспекты в единую «целостную» форму. Невидимый мир идей активизирует феноменальный мир, приводит его в присутствие. Идея и феномен переплетаются, образуют единый процесс: «...концептуализация в архитектуре не может быть отделена от восприятия явления архитектуры, с их помощью архитектура приобретает эмпирическую и интеллектуальную глубину» [1. С. 123]. Таким образом, Стивен Холл осознает важность взаимодействия идеи и феномена. Однако это не просто соединение двух равноценных элементов, это особое их взаимоотношение, которое архитектор вслед за Мерло-Понти называет «хиазмом».

Понятие «хиазм» (переплетение) необходимо Мерло-Понти, чтобы объяснить, каким образом наше восприятие является вписанным в мир, показать, что наше отношение к бытию заключается в том, чтобы принимать и одновременно быть принятым. В восприятии происходит полное размывание границ объективного и субъективного, идеи и феномена, они перемешиваются, переплетаются в неразличимости.

Хиазм есть переплетение зримого и незримого, преодоление двойственности. «Наиважнейшее завоевание феноменологии состоит, несомненно, в том, что ей удалось в своем понятии мира и рациональности соединить крайний субъективизм с крайним объективизмом» [3. С. 20].

Стивен Холл указывает на феноменальное происхождение идей. Они укоренены в реальности и не трансцендентны: «Я бы хотел обнаруживать феноменальное происхождение идеи.

Центр Ванке. Шеньжень, Китай

Я надеюсь соединить феноменальные свойства с концептуальной стратегией» [17. С. 21]. Для Холла идея не является чем-то детерменированным, различимым. Идея интуитивно схватывается самим восприятием. Архитектор утверждает, что переплетение идеи и явления происходит, когда здание «осуществляется и осуществляет», то есть буквально в моменте его присутствия в реальности.

Кеннет Фремптон также отмечает эту идею в подходе архитектора: «По необходимости Холл объединяет концептуальный уровень своей работы и феноменологическое переживание ее присутствия. Феноменология в понимании Холла различными способами усиливает и возвышает концептуальное» [18. С. 8].

Прекрасный пример переплетения идеи и феномена Стивен Холл воплощает в своем Музее современного искусства Киасма в Хельсинки. Сама идея музея - это переплетение, пересечение (хиазм) идеи и феномена. Конструктивно здание представляет собой пересечение двух зданий. Одно соответствует ортогональной сетке города, другое развивает мысль о взаимодействии с ландшафтом, местностью. Стивен Холл создает необычную геометрию музея. «Реализация идеи и ее проверка - в переживании архитектуры: что ты чувствуешь, проходя сквозь здание, как движется тело, как взаимодействует с другими телами, как работают свет, перспектива, звуки, запахи. Весь этот феноменологический слой должен вытекать из основной идеи» [19]. Архитектор стремится проектировать не физическую форму, объем, пространство, но чувства, сам процесс восприятия. Так, в музее воспринимающий переживает идею переплетения пространств не концептуально, но телесно.

Укорененность

Мерло-Понти говорит о том, что субъект существует в пространстве и времени, в которых наличествует конкретная ситуация. Человек обнаруживает себя уже в мире, вовлеченном в различные практики, где процессы восприятия перестают быть субъективными, определяются логикой контекста. По

мнению философа, нам необходимо возвращение от объективного и субъективного восприятия к «жизненному миру», к которому мы сами являемся имманентными: «Первым собственно философским актом должно стать возвращение к жизненному миру, находящемуся по сю сторону от мира объективного, поскольку только в нем мы смогли бы понять законы и пределы объективного мира, вернуть вещи ее конкретный облик, организмам - их собственный способ отношения к миру, субъективности - неотъемлемую от нее историчность, отыскать феномены, тот слой жизненного опыта, через который нам впервые даются Другой и вещи ...» [3. С. 90].

Идея «жизненного мира», которую упоминает Мерло-Понти, находит свое отражение в концепциях Холла: «укоренне-ности», «ограничений», «духа места». Архитектура для него присутствует во всех областях жизни человека, формирует его представление о мире, она «может изменить способ, которым мы живем» [20. С. 43]. Архитектура оказывается укорененной в самом существовании человека, она есть условие его «проживания» в мире.

Холл убежден, что архитектура не просто должна взаимодействовать с определенным контекстом, важна ее «укорененность» в реальности. «Архитектура - это всепоглощающий, опутывающий нас опыт взаимодействия с реальностью. Ее невозможно представить себе на плоскости в виде геометрических фигур в планиметрии. Это феноменологический опыт, то есть совокупность и единство явлений в пространстве, не просто визуальные элементы, но еще и звуки, запахи, тактильные качества материалов» [4]. Архитектура -не просто изображение на листке бумаги, она принимает в себя самые разные аспекты действительности.

Холл описывает архитектуру как явление, существующее всегда в культурном контексте [21. С. 9]. Но, по его мнению, идея-концепция не просто отражает особенности местной, сложившейся культурной традиции, но проникает в ауру места, усиливает и подчеркивает уникальность ситуации.

Музей современного искусства Киасма. Хельсинки. Финляндия

Контекст существует для архитектора не только в качестве артикулируемой культурной истории места, но также в виде переживания ситуации, атмосферы места. Холл стремится создать эмоциональную связь с местностью, ландшафтом, историей. Он говорит: «Важно зацепить идею, которая парит в воздухе каждого места. Это может быть все что угодно: истории, передаваемые из уст в уста, живой фольклор, неповторимый юмор. Ведь оригинальные и аутентичные элементы культуры настолько сильны, что заставляют нас забыть о стиле» [4].

Важной для Стивена Холла является идея «Limited concept» (ограниченный концепт). Ограничения позволяют ему выявить уникальность конкретной ситуации. В каждом новом проекте ситуация меняется, и появляются новые условия. Они не ограничивают архитектора методологическими принципами, но дают возможность создавать контекстуально укорененный объект.

Примером описанного подхода могут быть многие постройки Стивена Холла. Наиболее контекстуально ясными являются объекты, тяготеющие к ландшафтным проектам.

Музей океана и серфинга. Биарриц. Франция

Один из них, Музей океана и серфинга, был построен по проекту Стивена Холла и его жены, бразильской художницы Соланж Фабиан, на берегу Атлантики, родине серфинга, в городе Биарриц. Целью проекта было привлечь внимание к проблемам экологии воды, исследованию научных аспектов прибоя и океана, роли воды в нашей жизни как ресурса и развлечения.

Здание обыгрывает пластику волны-прибоя и развивает пространственную концепцию соотношения частей «под небом» и «под водой». Эта идея и производит контекстуальную форму здания. Часть «под небом» представляет собой эксплуатируемую кровлю выгнутой пластины здания, которая называется «площадь океана». Это общественное пространство, вымощенное булыжником. На площади размещены «два стеклянных булыжника», в которых расположены кафе и киоск для серфинга. Они являются визуальными доминантами и поэтично отсылают к двум реальным валунам в океане напротив. Сам музей расположен в части «под водой». В интерьере здания благодаря вогнутому потолку и отсутствию окон возникает реальное ощущение погружения под воду.

Таким образом, музей успешно вписывается в окружающее пространство, сам становится контекстом. Музей является формальным выражением места постройки и своей функции. Но он еще эмоционально взаимодействует с ландшафтом и атмосферой. Музей занял «свое» место и пребывает в нем. Именно это Холл называет «укорененностью в месте».

Смещение

Еще одним важным понятием для Холла является «смещение», или «параллакс», который может быть определен как движение тела в пространстве, смещение восприятия относительно своего основания. Холл описывает «параллакс» как жидкое пространство, постоянно изменяющийся пейзаж: «Архитектура - феноменологическая дисциплина, и я считаю, что мы способны понять ее, только осознавая тот момент, когда наши тела движутся сквозь пространство. Если вы повернете голову, отведете взгляд или повернетесь в другую сторону, то увидите другое, только что раскрывшееся пространство. И эта возможность у вас появилась только потому, что вы совершили движение» [4].

Понятие «параллакса» помогает Стивену Холлу объяснить нестабильность восприятия пространства. Мы видим архитектуру по-разному в каждый момент времени. Меняются свет в течение дня, угол зрения, возраст материалов. Живое тело архитектуры динамично и подвижно, оно существует во времени. В подтверждение Холл говорит: «Дом - это не объект, это динамические отношения местности, восприятия, неба и света с особым вниманием к внутренним сценариям движения... Даже в маленьком доме вы можете восхищаться наложением перспектив, которое возникает благодаря движениям, смещениям, изменениям освещенности» [22. С. 16].

Но меняется и сам воспринимающий, его тело в пространстве. Здесь Стивен Холл в своих суждениях следует за Анри Бергсоном, который говорит о нашем собственном изменении

во времени: «Ощущения чувства, желания, представления - вот модификации, составляющие части нашего существования и поочередно его окрашивающие. Итак, я постоянно изменяюсь» [23. С. 39]. На восприятие накладываются настроение, личные переживания, те изменения, которые затрагивают наше тело. Они происходят постоянно, даже если мы ощущаем некоторую стабильность и последовательность событий. Мы осознаем сдвиг в восприятии, уже оказываясь в этом сдвиге.

Восприятие существует в длительности, то есть оно меняется во времени вместе с трансформацией пространства и самого тела воспринимающего. В действительности нельзя разделить восприятие на объективное и субъективное, оно всегда сохраняет некоторую целостность. «В конечном счете, мы не можем разделить восприятие геометрии, действий и чувств» [24. С. 12].

Новый город Макухари. Тиба. Япония

Для Мерло-Понти восприятие как возникающие отношения мира и субъекта возможно только во времени. По его мнению, субъективность - это и есть временность. «Мы мыслим бытие через время, ибо именно через отношения времени-субъекта и времени-объекта можно понять отношения субъекта и мира» [3. С. 544].

Ярким примером работы Стивена Холла с временем и понятием «смещения» является проект квартала «Новый город Макухари» в городе Тиба, Япония (1996 год). Идеей было взаимодействие между двумя определенными типами структур: основными «тяжеловесными» зданиями и активными «легкими» конструкциями. Стены основных зданий квартала искривлены таким образом, что свет проникает внутрь квартала и самих построек в течение дня под определенными углами. Легкие конструкции мягко изгибают пространство и вторгаются в проходы. Квартал имеет особую программу восприятия. Для этого проекта Холл делает схему, в которой показывает расположение теней в течение дня. Форма основных блоков создается в соответствии с необходимым пространственным сценарием теней, которые отбрасывают корпуса друг на друга и на пространство между ними. Холл мыслит здание как процесс, производящий определенные эффекты восприятия в пространстве. Игры тени и света в течение дня делают постройку изменчивой, нестабильной, сюрреалистичной.

Заключение

Стивен Холл - один из немногих архитекторов, кто пытается концептуализировать свой метод, интерпретирует в архитектуре некоторые феноменологические концепции известного французского философа Мориса Мерло-Понти. Несмотря на частые отсылки к феноменологии, в постройках довольно сложно отследить действительную причастность идей к выбранному философскому направлению.

Несмотря на системность своего метода, Холл остается поэтичным и более ориентированным на архитектурную практику. Он скорее разрабатывает стратегии мышления в каждом проекте индивидуально, в соответствии с некоторыми феноменологическими установками. Такой подход можно обозначить как практическую феноменологию в архитектуре. Холл

противопоставляет свой метод критическому и абстрактному мышлению в архитектуре, стремится обратиться к самим феноменам. В этом смысле феноменология оказывается верным методологическим выбором. «Феноменология, - по мнению Холла, - заинтересована в изучении сущностей вещей, архитектура же обладает потенциалом вернуть их в наличие» [24. С. 11].

Феноменологические концепции, описанные Холлом, оказываются близкими архитекторам. Они отсылают к понятиям кинестезии, опыта, материала, времени, человека, тела, света и т.д. Они обещают возвращение в реальность, к опытному и имманентному миру. «Различные запахи, звуки и материалы - от твердого камня и металла к свободно парящему шелку -возвращают нас к изначальному опыту, который обрамляет и проникает в нашу повседневную жизнь» [24. С. 11].

Феноменологическая мысль сложна и требует внимательного прочтения и сопоставления с архитектурой. Она являлась крупным философским течением, имела много последователей и сильно повлияла на всю интеллектуальную сцену современности. Поэтому неудивительно, что некоторые идеи можно обнаружить в самых разных архитектурных проектах, начиная с ХХ века. Однако самым ярким апологетом феноменологических идей в архитектурной практике остается американский архитектор Стивен Холл.

Литература

1. Yorgancioglu D. Steven HoLL: A Translation of PhenomenoLogicaL Philosophy into the Realm of Architecture. Degree of Master of Architecture. The Graduate SchooL of NaturaL and AppLied Sciences of MiddLe East TechnicaL University. Ankara. 2004.

2. HollS. ParaLLax. New York: Princeton ArchitecturaL Press. 2000.

3. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Пер. с фр. И.С.Вдовиной, С.Л.Фокина. СПб.: Ювента, Наука. 1999.

4. Вин А. Феноменология Стивена Холла // Архидом. URL: http://archidom.ru/content/1170.htmL.

5. Holl S. Simmon HaLL. New York: Princeton ArchitecturaL Press. 2004.

6. Мерло-ПонтиМ. Видимое и невидимое / Пер. с фр. О.Н. Шпараги. Минск. 2006.

7. HollS. Concept 1998, Hamsun HoLL Hamar0y. Zurich: Lars MuLLer PubLishers. 2009.

8. Holl S. TwofoLd meaning // Kenchiku Bunka, 52 (610) August 1997, Tokyo: Shokokusha-pubLishing. 1997.

9. HollS. Pre-TheoreticaL Ground // The Steven HoLL CataLogue. Zurich: Artemis and ArcenReve Centre d'Architecture. 1993.

10. Холл С. Игра отражений и преломлений. Интервью Владимира Белоголовского // Speech. 2011. №7.

11. Holl S. Questions of Perception. PhenomenoLogy of Architecture. Tokyo: A+U. 1994.

12. Holl S. The Matter(s) of Architecture: A Note on Hariri and Hariri // Frampton K. S. HoLL and O. Riera Ojeda. Hariri and Hariri. New York: The MonaceLh Press. 1995.

13. Holl S. Idea. Phenomenon and MateriaL // Tschumi B., Cheng I. (eds). The State of Architecture at the Beginning of the 21st Century. New York: The MonaceLLi Press. 2003.

14. Holl S. Architecture Spoken. New York: RizzoLi. 2007.

15. Holl S. Steven HoLL. VoL. 1: 1975-1998 // GA Architect. №11. Tokyo: ADA Edita. 1993.

16. Holl S. Bridge of Houses. Pamphlet Architecture 1-10. New York: Princeton Architectural Press. 1981.

17. Zaera Polo A. A conversation with Steven Holl [interview] // El croquis. 1996. №78.

18. Frampton K. On the Architecture of Steven Holl» // Holl S. Anchoring. New York: Princeton Architectural Press. 1989.

19. Паперный В. Стивен Холл: квадрат Малевича и губка Менгера // Fuck context? М.: Tatlin. 2011.

20. Holl S. Dwellings, The Steven Holl Catalogue. Zurich: Artemis and ArcenReve Centre d'Architecture. 1993.

21. Holl S. Anchoring. New York: Princeton Architectural Press. 1989.

22. HollS. House: Black Swan Theory. New York: Princeton Architectural Press. 2007.

23. Бергсон А. Творческая эволюция / Пер. с фр. В. Флеровой. М.: Терра-книжный клуб, Канон-Пресс-Ц. 2001.

24. Holl S. Intertwining. New York: Princeton Architectural Press. 1998 (first published in 1996).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Literatura

3. Merlo-Ponti M. Fenomenologiya vospriyatiya / Pod. red. I.S.Vdovinoj, S.L.Fokina. SPb.: Yuventa, Nauka. 1999.

4. Vin A. Fenomenologiya Stivena Holla // Arhidom URL: http://archidom.ru/content/1170.html.

6. Merlo-Ponti M. Vidimoe i nevidimoe / Per. s fr. O.N. Shparagi. Minsk. 2006.

9. Papernyj V. Stiven Holl: kvadrat Malevicha i gubka Mengera // Fuck context? M.: Tatlin. 2011.

10. Holl S. Igra otrazhenij i prelomlenij. Intervyu Vladimira Belogolovskogo // Speech. 2011. №7.

23. Bergson A. Tvorcheskaya evolyutsiya / Per. s fr. V. Flerovoj. M.: Terra-knizhnyj klub, Kanon-Press. C. 2001.

The Phenomenological Foundation of the Steven Holl's

Architecture.

By M.R.Nevlyutov

Steven Holl is one of architects who tries to conceptualize his approach to architecture. He interprets some phenomenological concept of French philosopher Maurice Merleau-Ponty. He needs phenomenology to reflect on his own work, to give it theoretical justification. Despite the systematic character of his method, Holl remains poetic architect and he focuses more on architectural practice. He develops strategies of thinking in accordance with some phenomenological basis in each project individually. This approach could be described as a practical architectural phenomenology.

Ключевые слова: Холл, Мерло-Понти, феноменология, восприятие, тело, переплетение, укорененность, смещение, длительность, гибридизация, тактильность, свет, цвет, материал.

Key words: Holl, Merleau-Ponty, phenomenology, perception, body, intertwining, anchoring, parallax, duration, hybridization, haptic realm,light, color, material.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.