Научная статья на тему 'Феноменологические аспекты исследования мотивации в отечественной и зарубежной психологии'

Феноменологические аспекты исследования мотивации в отечественной и зарубежной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2795
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЭМОЦИИ / ВОЛЯ / ПОТРЕБНОСТИ / СКЛОННОСТИ / ЖЕЛАНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПОБУЖДЕНИЯ / УСТАНОВКИ / MOTIVATION / EMOTIONS / WILL / NEEDS / PROPENSITIES / DESIRES / VALUABLE ORIENTATIONS / PROMPTINGS / INSTALLATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арбузова Елена Николаевна

В работе описываются основные подходы к исследованию особенностей мотивации человека. Мотивация рассматривается с точки зрения трех подходов: динамического, содержательного и структурного. Раскрываются некоторые динамические и структурные особенности мотивации. С теоретической точки зрения рассмотрены комплексные взаимосвязи феноменов мотивации, эмоций и воли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenological aspects of research of motivation in domestic and foreign psychology

In this work are written the main views on the studying of the features of the persons' motivation. The motivation is studied from the three ways' points of view: dynamic, substantial and structural. There are opened some of the dynamic and structural features of the motivation. From the theoretic side are studied complex correlations of the motivation's, emotion's and will's phenomenon's.

Текст научной работы на тему «Феноменологические аспекты исследования мотивации в отечественной и зарубежной психологии»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Психология, социология

УДК 154.4 Е.Н. Арбузова*

Феноменологические аспекты исследования мотивации в отечественной и зарубежной психологии

В работе описываются основные подходы к исследованию особенностей мотивации человека. Мотивация рассматривается с точки зрения трех подходов: динамического, содержательного и структурного. Раскрываются некоторые динамические и структурные особенности мотивации. С теоретической точки зрения рассмотрены комплексные взаимосвязи феноменов мотивации, эмоций и воли.

Ключевые слова: мотивация, эмоции, воля, потребности, склонности, желания, ценностные ориентации, побуждения, установки.

E.N. Arbuzova*. Phenomenological aspects of research of motivation in domestic and foreign psychology.

In this work are written the main views on the studying of the features of the persons’ motivation. The motivation is studied from the three ways’ points of view: dynamic, substantial and structural. There are opened some of the dynamic and structural features of the motivation. From the theoretic side are studied complex correlations of the motivation’s, emotion’s and will’s phenomenon’s.

Keywords: motivation, emotions, will, needs, propensities, desires, valuable orientations, promptings, installations.

Само по себе исследование вопросов, связанных с мотивацией, обеспечивающей поведенческие особенности человека, а также относящейся к основаниям действий и их индивидуальным различиям - активации, регуляции и устойчивости целенаправленного поведения -по мнению многих авторов, уходит корнями в работы философов и врачей [12, с. 54]. Так, пионеры исследования данного явления исходили из того факта, что поведение человека может быть детерминировано следующими факторами:

- волей, находящейся вне человека;

- инстинктами человека и скрытыми влечениями;

- эффектом приспособления с целью продолжения рода;

- естественным отбором по ряду объективных признаков;

- тенденцией человека к научению и получению опыта и т. д.

Формирование научных подходов к психологии мотивации имеет более короткую историю, которая насыщена рядом важных для исследования проблем мотивации событий, таких как развитие экспериментальных исследований в целом, становление системно-структурного подхода к теоретическому анализу явлений, а также активное внедрение математических методов в структуру психологического знания, в т.ч. в области психологии мотивации.

На современном этапе исследование мотивационных процессов в отечественной и зарубежной психологии традиционно связано с рядом проблем. Будучи субъективным явлением, мотивация тесно связана с проблемами внутренней регуляции деятельности субъекта (что составляет субъективный компонент мотивации). С другой стороны, мотивация имеет социальные корни и является тем

* Арбузова, Елена Николаевна, заместитель начальника кафедры общей и практической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук, доцент. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-960285-73-22. E-mail: [email protected]

* The deputy chief of faculty of the general and practical psychology of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of psychological sciences, the senior lecturer.

психологическим феноменом, который поддается коррекции и развитию (объективный компонент мотивации). Исследуя данное явление, необходимо обращать внимание на обе стороны процесса.

Исследование субъективного компонента мотивации является достаточно популярным в зарубежной психологии, в частности, в психофизиологии, возрастной и дифференциальной психологии. В рамках этого подхода принято связывать проблемы мотивации с такими явлениями, как эмоции и воля. При этом взаимосвязь понятий эмоций и мотивации, а также мотивации и воли является достаточно сложной, однако не подвергается сомнению ни одним из авторов.

Так, например, К. Изард вообще не различает понятие мотивации и эмоций, рассматривая эмоции как одну из основных мотивационных систем организма [6, с. 55]. Подобной точки зрения придерживается и Р. Фрэнкин. Автор также полагает, что эмоции играют очень важную роль в мотивации, объясняя не столько сиюминутные побуждения, сколько его поведение в долгосрочной перспективе. Данный взгляд на мотивацию связан с анализом энергетической основы мотива, которую и обеспечивает эмоциональная сфера человека. Автор предлагает целый список эмоций, по его мнению, задействованных в организации целенаправленного поведения и обеспечивающих его энергетический компонент. Сюда он относит «общий набор эмоций», к которым причисляет такие эмоции, как гнев, тревога, испуг, вина, стыд, печаль, зависть, ревность, отвращение, счастье, гордость, облегчение, надежда, любовь, сострадание [11, с. 408].

Р. Фрэнкин полагает, что главной функцией эмоций по отношению к мотивации при этом является стимулирование поиска когнитивных объяснений и причин активности. Однако, являясь фактором, способным обеспечить нам адаптацию и целенаправленное поведение, эмоции не всегда являются таковыми сами по себе. Важно, что в работах данного автора подчеркивается значение эмоций в качестве энергетической основы мотива.

Следует заметить, что данный подход хоть и не поддерживается большинством автором, однако имеет под собой определенные эмпирические основания. Так, можно утверждать, что большинство мотивационных образований дают устойчивые связи с целым рядом феноменов, имеющих отношение к эмоциям. Наши исследования на различных выборках показывают наличие многочисленных устойчивых взаимосвязей данного феномена с рядом личностных особенностей, имеющих эмоциональную природу, таких как «интернальность-экстернальность», «адаптивность» и др. Можно назвать и ряд показателей эмоциональных состояний, как правило, коррелирующих с мотивацией. К ним можно отнести показатели общего эмоционального фона, самочувствия, настроения, тревожности, общей эмоциональной удовлетворенности. Исследования показывают, что максимальное значение в структуре представленных связей приобретают связи социально обусловленной мотивации (к примеру, направленность на социальную полезность и творчество) с рядом таких показателей, как общее самочувствие и активность - т.е. активность и положительная динамика эмоциональных состояний способны оказать положительное влияние на формирование социальных форм мотивации. Не менее важное значение для формирования мотивационной сферы человека имеет и наличие определенных эмоциональных проявлений уже как устойчивых образований личности [1; 2]. Можно говорить и о других устойчивых взаимосвязях мотивации как с параметрами эмоциональной сферы, так и с параметрами воли.

В зарубежных концепциях представлены также исследования взаимосвязей мотивации с волевой активностью человека. Так, еще Ахом было показано, что одной мотивирующей тенденции недостаточно для того, чтобы соответствующая ей цель стала обязательной в том смысле, что человек начал стремиться к ее достижению [12, с. 43]. Однозначно можно сказать также, что человек не способен реализовать разом все мотивационные тенденции, существующие в тот или иной момент времени. Автор полагает, что способом, регулирующим выбор мотивационной тенденции, которая на данный момент приобретет статус действующей, может являться некий механизм, названный им волей, однако при участии определенного акта внутреннего одобрения. Таким образом, полагая, что воля является механизмом, позволяющим довести до конца механизм мотивации, автор не делает акцент на «механизме одобрения».

Продолжая мысль автора, У. Джеймс предположил, что проблема принятия решения заключается не только в том, делает ли человек нечто определенное, но и в том, когда и как он это делает [5]. Более того, автор полагает, что каждый из процессов (волевой и мотивационный) имеет своей целью анализ различных ситуаций, в первом случае ориентированных на реализацию, во втором

- на реальность.

Обсуждение взаимосвязи поведения и мотивации также занимает в зарубежной психологии достаточно много места. Исследование взаимосвязи мотивации и деятельности берет начало в исследованиях бихевиористов, которые «выкинули» понятие мотивации из психологического арсенала существующих психологических понятий. Несколько позже Макс Вебер одним из первых в зарубежной психологии предположил, что человеческое поведение тем и отличается от поведения животных, что всегда связано с определенным «смыслом» или значением. Исходя из его теории, решающую роль в проявлении любых видов активности человека играют определенные основания, которые он и связывал с понятием «смысл».

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Психология, социология

Подводя итог, можно сказать, что в целом в зарубежной психологии приняты два подхода к мотивации - динамический подход (который представлен в трудах М. Вебера, У. Джеймса, К. Изарда, Р. Фрэнкина и направлен на выявление тех психологических оснований, которые обеспечивают энергетическую основу мотивации), а также содержательный, или, другими словами, персонологический подход. В рамках последнего мотивацию принято рассматривать как неотъемлемую часть личности, обеспечивающую ее целостность. В рамках данного подхода наиболее известными являются труды Г. Мюррея, а также А. Маслоу. Последний в своих трудах указывает на тот факт, что именно мотивация является тем системообразующим фактором, который позволяет личности развиваться и проявлять себя в окружающей среде. Несмотря на ограниченность в исследовании данного явления и отсутствие эмпирического материала в области исследования взаимосвязей феномена мотивации с рядом других личностных образований, теория автора заслуживает внимания, поскольку может считаться исчерпывающей как с точки зрения исследования видов мотивации (инстинктоидного происхождения и метапотребностей), так и с точки зрения уровневого подхода к данному феномену. Не потеряла актуальности и «пирамида потребностей» по А. Маслоу, позволяющая структурировать потребности, начиная от их простейших форм до сложных, социально обусловленных образований [9].

Достаточно известным, с точки зрения содержательного подхода, в психологии мотивации является и подход X. Хекхаузена, а также его ученика Ю. Куля. Исследования последнего, проходившие в русле гештальт-психологии, обеспечили психологию мотивации ответами на вопрос о социальной детерминации данного явления. Однако последние его работы позволяют сделать вывод о том, что на современном этапе вряд ли можно говорить об отдельных механизмах и структурах мотивации. Автор полагает, что основные тенденции развития современной психологии мотивации заключаются в том, что она перестает быть отдельной областью с четкими границами и самостоятельным предметом. При этом труд данного автора является максимально насыщенным с точки зрения эмпирического материала в области исследования психологических аспектов активности человека. Однако исследования психолога (а вернее, возглавляемого им центра) не носили целостного, системного характера, а направленность на исследование целостных аспектов личности привела к размыванию проблемы мотивации как отдельного психологического феномена.

В отечественной психологии исследование данного феномена шло в несколько ином направлении. Так, В.Г. Асеев полагает, что кроме динамического и содержательного подхода к исследованию проблем мотивации можно говорить о системно-структурном подходе. Более того, именно подобный подход, по его мнению, и позволяет исследовать совокупность факторов как субъективного, так и объективного порядка, обеспечивающих процесс мотивации в целом. В связи с этим отечественные психологи попытались ответить на вопрос о структуре и составляющих процесса мотивации. Особенность подхода отечественных психологов к решению проблемы структуры мотивации состояла именно в особом выделении смысловой, содержательной стороны мотивации, в подчеркивании «первичности содержательной стороны как показателя адекватности отражения в побуждении объективной ситуации и общих особенностей жизнедеятельности» [3, с. 23]. Примеры содержательной стороны потребностей приводятся также А.Н. Леонтьевым. Путем анализа эмпирических фактов автор делает вывод об элементах «социализации» потребностей даже у животных. При этом потребности человека он рассматривает как нечто объективное, вызывающее специфическую реакцию поискового поведения человека и обеспечивающее их опредмечивание [8, стр. 412].

Исследуя особенности изучения феномена мотивации, нельзя не вспомнить труды еще одного отечественного автора начала XX в. - Дмитрия Узнадзе. Исследуя особенности формирования установки у человека, психофизиолог частично изучил факт формирования некоторых видов зависимостей, которые связывал с понятием мотивации и воли. Автор обратил внимание на тот факт, что оба феномена являются очень тесно связанными между собой. При этом он предпринял попытку четкой дифференциации данных понятий. Так, мотивация, по мнению автора, определенным образом завязана на когнитивную оценку ситуации, никогда не опирается на импульс актуальной потребности и является актом, логично вплетенным в структуру воли [10, с. 321].

Особую точку зрения на содержание и структуру мотивации как феномена высказывает В.К. Вилюнас. Он выделяет несколько основных моментов в исследовании мотивации. Не отрицая и даже настаивая на деятельном участии эмоций в структуре организованного мотивационного акта (что согласуется с точкой зрения многих зарубежных авторов), автор полагает, что, как правило, в обыденной жизни мы имеем дело с актами полимотивации, которые вряд ли могут быть исследованы, исходя только из природы эмоций. Эмоции, обеспечивая энергетическую основу мотивации, тем не менее не определяют ее содержательной стороны. Содержательная сторона мотива, в свою очередь, теснейшим образом взаимосвязана со структурой личностных представлений и возможностью когнитивной оценки ситуации. Подобные взгляды на природу мотивации высказывает и Е.П. Ильин [4; 7].

Оба автора, настаивая на расширении структуры мотивационного акта, последовательно обращают внимание на два основных направления исследования мотивов - это его структурные составляющие (данная тема максимально представлена в исследованиях Е.П. Ильина) и механизмы,

способствующие осуществлению мотивационного акта. Так, психологи, затрагивая, казалось бы, разные проблемы мотивации, тем не менее позволяют сделать обобщающий вывод не только и не столько о структуре и взаимосвязях различных мотивационных образований, сколько об особенностях взаимосвязей указанных явлений с рядом других психологических феноменов - эмоций, воли, поведения.

На современном этапе можно констатировать тот факт, что мотивация является одним из важнейших системных явлений, вобравших в себя огромное количество понятий, а также имеющих свои особенные динамические и содержательные аспекты. Как следует из анализа работ, в качестве динамической составляющей мотивации могут выступать не только эмоции, но и волевая составляющая, зачастую рассматривающиеся как звенья одной цепи. «Посредническую» роль в организации поведения человека могут играть когнитивные процессы, имеющие отношение к «запуску» или «торможению» мотивационного процесса [1]. В связи с этим структура мотивационного акта может выглядеть следующим образом (см. рис. 1).

В рамках предложенной нами схемы нашли свое отражение все описанные ранее феномены -как имеющие непосредственное отношение к структуре мотивационного акта, так и психологические явления, обеспечивающие его актуализацию и завершение.

Исходя из схемы, структура любой формы активности, имеющей в своей основе мотивацию, включает в себя все звенья указанной цепи. Так, в реальной жизни мы имеем дело чаще всего с различными формами нового либо стереотипного поведения, отличающимися друг от друга лишь по фактору развернутости и характеру реализации мотивационного акта во времени. Так, новое поведение

Рис. 1. Структура формирования мотивационного акта

является более развернутым во времени актом, стереотипное поведение отличается свернутостью процессов. Во втором случае человек тратит гораздо меньше времени на обработку информации, связанной с ситуацией, которая уже имела место в его жизни.

При этом наиболее важным блоком, отвечающим за возможность оценки ситуации индивидом, является блок переработки информации (когнитивный блок). Именно он позволяет снизить время обработки информации в ситуациях, заранее знакомых человеку.

Снижение возможностей оценки ситуации может вести к совершению неосторожных или импульсивных (в т.ч. на фоне состояния аффекта) действий, в то время как причиной импульсивных действий может служить отсутствие возможности оценивать ситуацию (снижение интеллекта, неправильное воспитание, неумение критично оценивать ситуацию), причинами неосторожных действий чаще всего могут являться внешние факторы среды, например, такие, как недостаток времени для оценки ситуации, неожиданность ситуации, нестандартность ситуации и т.д. Оба примера

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Психология, социология

подразумевают снижение возможности адекватно оценивать события и формирование нежелательных форм поведения.

Исходя из структуры мотивационного акта, нарушениями в мотивационной цепи можно считать:

- нарушение равновесия между различными видами потребностей и интересов;

- извращенный характер некоторых потребностей;

- бедность потребностей и интересов;

- нарушение когнитивного контроля поведения;

- нарушение в системе ценностных ориентаций;

- неадекватность способа удовлетворения потребностей и их оценки;

- нарушение волевого компонента.

Протекающий в обычном режиме процесс мотивации отличается отсутствием нарушений в мотивационной цепочке, а также наличием всех ее звеньев [1].

Из схемы видно, что для определения процесса мотивации, в целом важными являются не только динамические составляющие мотивации (ее «движущие силы»), но и все те элементы, которые входят в ее структуру. Указанная нами структура включает в себя практически весь набор мотивационных явлений, используемых в психологии мотивации.

Целесообразность выделения указанных блоков мотивационного акта частично подтверждается и наличием корреляционных взаимосвязей внутри каждого из них. При этом взаимосвязи между каждым из указанных трех блоков являются более слабыми, однако также имеют место.

В заключение необходимо обратить внимание на существующие проблемы в области психологии мотивации. Так, отсутствие публикаций в области исследования общей структуры и взаимосвязей между явлениями, входящими в структуру мотивации (а подобных понятий насчитывается более 20), как правило, связано со сложностью определения данных феноменов, которые зачастую описываются в научной литературе как синонимы, однако в житейском использовании термина, а также в эмпирических исследованиях таковыми не считаются. Следует учитывать также и вопросы, связанные с семантическим контекстом исследуемой проблемы. Так, многие опросники, существующие в данной области и направленные на исследование данного феномена, к примеру, не учитывают разницы между понятием «потребность достижения» и «сила мотива», «потребность в общении» и «экстернальность». Таких примеров можно было бы привести множество. Исходя из этого, можно сказать, что неопределенность терминов не только усложняет определение феномена мотивации, но может сказываться на точности измерений, осуществляемых при помощи используемых на современном этапе опросников, многие из которых не имеют соответствующих показателей валидности и надежности.

Нуждается в исследовании и процессуальный характер мотивации. Так, будучи сложным образованием, мотивация может рассматриваться как сиюминутное явление, дающее человеку возможность реагировать на ситуацию. Однако особого внимания заслуживает именно процессуальный аспект, т.е. непрерывный характер мотивации, способный обеспечить человеку долгосрочную перспективу в структуре его побуждений. Исследование данного аспекта мотивации является еще более сложной проблемой, хотя и поднимается в трудах таких авторов, как В.К. Вилюнас и Е.П. Ильин.

Таким образом, можно сказать, что мотивация, будучи комплексным образованием, имеющим очень разветвленную структуру, нуждается не только в систематизации эмпирических исследований, но и в построении четкой теоретической концепции мотивации, которая включала бы все аспекты исследования данного явления (динамический, содержательный и структурный) и могла бы стать основой для разработки практически направленных исследований в данной области.

Список литературы

1. Арбузова, Е.Н. Юридическая психология: Учебное пособие. - СПб.: СПбАА, 2005.

2. Арбузова, Е.Н. Личностный подход в исследовании проблем мотивации в юридической психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2008. - № 3 (39).

3. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.

4. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990.

5. Джеймс, У. Психология. - М.: Педагогика, 1991.

6. Изард, К. Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999.

7. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.

8. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2005.

9. Маслоу, А. Мотивация и личность. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006.

10. Узнадзе, Д. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001.

11. Фрэнкин, Р. Мотивация поведения. - СПб.: Питер, 2003.

12. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер, 2003.

Literature

1. Arbuzova E.N. Juridical psychology. - SPb., 2005.

2. Arbuzova E.N. Personality approach in research of problems of motivation in juridical psychology. Saint Petersburg’s Ministry Of International Affairs of Russia’s Announcer, 2008. - № 3 (39).

3. Aseev V.G. Motivation of conduct and forming of personality. - M., 1976.

4. Viljunas V.K. Psychological mechanisms of motivation of man. - M., 1990.

5. James W. Psychology. - M., 1991.

6. Izard C.E. The psychology of emotions. - SPb., 1999.

7. Iljin E.P. Motivation and reasons. - SPb, 2000.

8. Leontyev A.N. Lectures on general psychology. - M., 2005.

9. Maslow A. Motivation and personality. - SPb., 2006.

10. Uznadze D. Psychology and settings. - SPb., 2001.

11. Franken R.E. Human motivation. - SPb., 2003.

12. Heckhausen H. Motivation and activity. - SPb., 2003.

УДК 159.62+ 316.62

В.Б. Зайцева*

Психологический аспект дезадаптации безработных

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей личностной и ценностномотивационной сфер безработных, лежащих в основе нарушения адаптации и создающих трудности при трудоустройстве. Описан сравнительный анализ безработных с работающими лицами и пациентами клиник, имеющих невротические расстройства. Выявлены психологические черты безработных, способствующие их дезадаптации.

Ключевые слова: безработные, личностные характеристики, ценностные ориентации, дезадаптация.

V. B. Zaitseva*. Psychological aspect of disadaptation the unemployed people

There are results of investigation of special characteristics of personal and value-motivational area of unemployed people underling adaptation problems in their professional field in the given article. The article describes comparative analysis of the unemployed with working persons and patients of the clinics, having neurotic frustration, and reveals psychological features of the unemployed, promoting their disadaptation.

Keywords: unemployed people, personal characteristics, values, disadaptation.

Реформирование экономики и развитие рыночных отношений в России привели к легализации безработицы, ставшей в один ряд с наиболее важными социальными проблемами. Появился определенный контингент людей, которые, оказавшись без работы, испытывают трудности при попытках вернуться на рынок труда даже при помощи службы трудоустройства. Причины этого не только объективные - очевидно существование и субъективных психологических причин.

Возникающие в связи с потерей работы кризисы рассматриваются в зарубежной психологии в рамках теории совладания со стрессом. Для описания индивидуальных реакций человека в ситуации потери работы используют различные стадийные модели. К примеру, американские исследователи К. Леана и Д. Фельдман фиксируют следующие фазы:

1) фаза шока, которая сопровождается активными поисками работы с оптимизмом и надеждой;

2) фаза, наступающая после неудачных поисков работы и сопровождающаяся переживанием состояния дистресса с выраженным беспокойством и пессимистичностью (наиболее критическое состояние);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) фаза, характеризующаяся подчиненностью судьбе и приспособлением к новому состоянию с пониженным уровнем запросов и ограниченным выбором, прежние жизненные позиции разрушаются.

На интенсивность переживаний в связи с потерей работы влияют также финансовый статус и большая привязанность к предыдущей работе [1].

* Психолог лаборатории психофизиологии кафедры медицинской психологии и психофизиологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9,Тел. 328-94-20. E-mail: [email protected].

*The psychologist of laboratory of psychophysiology of faculty of medical psychology and psychophysiology of faculty of psychology of the St.-Petersburg state university.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.