ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЭДМУНДА ГУССЕРЛЯ
Ф. Е. Джимов
Аннотация. Статья посвящена анализу проекта феноменологической системы научного знания Э. Гуссерля. Автор полагает, что, несмотря на онтолого-математически ориентированную концепцию феноменологии, немецкий мыслитель особое внимание уделяет гуманитарному знанию, выделяя его в качестве основной компоненты единого научного знания.
Ключевые слова: феноменология, онтология, метафизика, гуманитарные науки, социально-гуманитарное познание, методология.
Summary. The article is devoted to the analysis of E. Husserl's project of the system of scientific knowledge. The author suggests that despite the ontologically-and-mathematically oriented conception of phenomenology, the German philosopher pays special attention to the humanities, considering them to be the basic component of the universal scientific knowledge.
Keywords: phenomenology, ontology, metaphysics, the humanities, socio-humanitarian cognition, methodology.
220 С
тремление крайне дифференцированного научного знания к определенной консолидации в контексте современных методологических парадигм выглядит очень актуальным. Одним из основных вариантов обоснования метафизического единства научного познания является феноменология. Однако современные феноменологические исследования часто удаляются от метафизического и онтологического содержания. В настоящей статье я попытаюсь воспроизвести контуры проекта феноменологической системы научного знания Э. Гуссерля именно как «онтологического» проекта.
Ошибочным было бы утверждать, что феноменология является исклю-
чительно методом, хотя родоначальника феноменологии Э. Гуссерля в большей степени интересовали именно познавательно-методологические аспекты философии. Однако основные философские выводы немецкого мыслителя можно с уверенностью назвать онтолого-метафизическими. В историко-философской литературе есть мнение, что Э. Гуссерль во многом продолжил осуществление философского проекта И. Канта - проекта объединения гносеологии с онтологией. «...Гуссерль утверждает, что подлинная онтология может быть развита только как онтология сознания, которая представляет собой процесс конституирования смысло-
ф
вых связей мира. Сознание и предмет должны быть изначально едины, вернее, должны быть описаны как имеющие такое единство» [1, с. 70].
Стоит отметить, что именно развитие феноменологического движения способствовало заметному и значительному всплеску интереса к онтологии в ХХ в. Более того, большинство исследователей признают бесспорным факт существования феноменологической онтологии [2].
Проект феноменологической онтологии Э. Гуссерля задавал направление всей многолетней работе немецкого философа, а также исследованиям его учеников. Однако и Э. Гуссерлю, и его последователям не удалось осуществить этот замысел не только по причине масштабности последнего, но и потому, что немецкий философ нередко наделял разным смысловым содержанием одни и те же ключевые философские концепты. Речь идет, в том числе, и о понятии «онтология».
Н. В. Мотрошилова, ссылаясь на работы К.-Х. Лембека [3], приводит следующие «оттенки понимания онтологии у Гуссерля» [4, с. 539-540]:
• «онтология как первая философия и как теория предмета»;
• «естественная онтология как коррелят естественной установки (§ 30 Идей I): речь идет о фиксировании бытия пространственно-временной действительности, к которой принадлежит и познающий субъект и которую он преднаходит, не ставя вопросов о том, как она дана»;
• «материальная онтология» и «формальная онтология» - посвящены осмыслению «предметности» феноменов;
• «онтология жизненного мира» -или социальная онтология;
• «универсальная онтология, как "идеал системы всех онтологий"», которая тождественна метафизике.
Необходимо обратить внимание на то, что идея создания всеобъемлющей системы знания, или метафизики, присутствовала в творчестве немецкого философа в качестве интуитивно осознаваемой высшей цели. Философское учение Э. Гуссерля, регулярно уточнявшееся и перерабатывавшееся им самим, предполагало наличие некоего «идеала всех онтологий», по отношению к которому все остальные онтологические концепции будут лишь фрагментами «универсальной онтологии», промежуточными этапами в ее построении. Итак, феноменология Э. Гуссерля сама по себе не является онтологией, но в то же время «онтология представляет собой одно из "исследовательских полей" феноменологии, которое Э. Гуссерль "отрабатывал" в течение всей своей творческой жизни...» [4, с. 540].
Вышеупомянутый масштабный проект феноменологической онтологии Э. Гуссерля подразумевает включение в нее всей системы научного знания. Очевидно, что наука не может сводиться к простому накоплению фактов, она нуждается в осмыслении своего предмета, своих основ. Подобные вопросы, в свою очередь, относятся к проблемному полю философии. Взаимодействие науки с философией зачастую проходит довольно «болезненно» и погружает первую в кризис.
Э. Гуссерль уверен, что кризисное состояние, в котором, по его мнению, пребывают европейские науки (речь идет о естествознании начала ХХ в.), как раз и стало результатом
221
4 / 2011
Преподаватель XXI
222
внедрения определенных философских идей в научное знание. Немецкий философ имеет в виду натурфилософское учение Г. Галилея, в частности, его «роковую» для науки концепцию, согласно которой мир вещей является абсолютно автономным: «. благодаря Галилею впервые была сформулирована идея природы как реального, замкнутого физического мира» [5, с. 615]. Такой образ мышления спровоцировал в сознании ученых раскол некогда единого универсума на два самостоятельных и абстрактных мира - мир природы (рассматриваемый как «чистый», «геометрический» объект исследования, за пределами которого нет ничего «сверхприродного») и мир культуры, истории. Эта идея, в свою очередь, стала основой для уверенности представителей естествознания в строгости и непогрешимости научного знания. Э. Гуссерль же уверен, что строгость естественных наук есть иллюзия, порожденная замкнутым мышлением, ведь если более тщательно рассматривать основания любой науки, то станет очевидным существование огромного количества противоречий.
Согласно немецкому философу, методом, способным вывести научное знание из кризиса, освободив его от указанных противоречий, методом, фундированным подлинной строгостью мышления, является феноменология. Последняя способна сделать научное знание действительно фундаментальным [6, с. 32-33]. Сама по себе феноменология, будучи начальным этапом становления универсальной системы знания, науки «о сущем в абсолютном смысле» [7, с. 84], есть лишь средство для достижения идеала научности.
Что касается гуманитарных наук, то внедрение феноменологической методологии в такие дисциплины как психология, социология, политология, история, искусствоведение и др. осуществляется уже на протяжении нескольких десятилетий, причем довольно продуктивно. Задачей гуманитарных исследований, в основе которых лежат идеи феноменологии, является концентрация внимания на изучении онтологических оснований вещей [8, с. 131], а для этого необходимо, в качестве первого шага, отказаться от существующих теоретических систем в познании.
Необходимо отметить, что Э. Гуссерль относит гуманитарное знание к разряду так называемых эйдетических наук, в рамках которых, в отличие от наук эмпирических, постижение сущности происходит не только посредством опыта, но и посредством фантазии и воображения [9, с. 36]. Указанное обстоятельство делает эйдетические науки свободными от догматизма, ведь они погружены в сферу творчества и «активного» познания. В таких науках на первый план выступает проблема их самообоснования, в то время как опытное знание находится в состоянии иллюзорной самодостаточности. Э. Гуссерль зачастую называет эйдетические науки «эйдетическими онтологиями» [там же, с. 47], поскольку особое внимание в них уделяется анализу оснований, условий возможности и структуры бытия исследуемого предмета. Таким образом, в системе единого научного знания эйдетические науки выступают фундаментом эмпирических наук: «познание "возможности" должно предшествовать познанию действительности» [там же, с. 250].
Согласно Э. Гуссерлю, еще одним преимуществом гуманитарных наук является то, что только благодаря им осуществляется преодоление классической субъект-объектной парадигмы, которую немецкий философ подвергает жесткой критике. Традиционный подход заключается в том, что знание, полученное в рамках естественных наук, считается бесспорно объективным, поскольку последние имеют дело с «реальными» объектами, гуманитарные же исследования по большей части субъективны и далеки от идеала научности. Э. Гуссерль, напротив, утверждает, что гуманитарное знание гораздо ближе к истине, чем естественнонаучное, потому что в первом субъект и объект познания являются единым целым, что обеспечивает сочетание субъективности познания с объективностью содержания этого познания [10, с. 12]. Более того, дальнейшее развитие гуманитарных наук в этом направлении будет способствовать освобождению естествознания от господства абстрактных теорий вообще и от субъект-объектной парадигмы, в частности, и формированию единой аподиктичной системы научного знания. Немалую роль в подобном развитии науки, разумеется, должна сыграть феноменология.
Особенно значимым представляется то, что Э. Гуссерль считает задачей феноменологии не только изменение системы научного знания, но и превращение самой философии (в том числе и онтологии, и метафизики) в строгую науку (согласно немецкому философу, вся история философии характеризуется присутствием в ней лейтмотива «воли к науке» [11, с. 672]). Отличительной чертой такой «научной» философии должен
быть непрерывный поиск аподик-тичности, то есть непротиворечивости, последовательности и систематичности знания. Кроме того, любое знание, претендующее на научность, должно согласовываться с «принципом беспредпосылочности» [12, с. 30], а именно - выводиться не из эмпирического опыта, а из структур чистого сознания.
Для достижения указанной апо-диктичности знания каждому ученому и философу в своих исследованиях необходимо следовать основным принципам метода Р. Декарта - сомневаться абсолютно во всем и строить рассуждения на основе простейших аксиом, не выводимых из опыта. Согласно Э. Гуссерлю, настоящий философ должен стремиться начать построение всеохватной системы знания с нуля: «Я сделал выбор в пользу первоначальной абсолютной нищеты познания» [13, с. 326]. Такая трансцендентальная концепция вполне может расцениваться как «неокартезианство» [там же, с. 324].
Евгений Финк, один из учеников Э. Гуссерля, который, по мнению большинства исследователей, наиболее адекватно интерпретирует доктрину своего учителя, называет трансцендентализм немецкого философа идеалистическим [14, с. 152]. Речь, однако, идет не о том, что феноменология является разновидностью классической идеалистической философии, которая основана на положении о генетической первичности идеального начала по отношению к материальному или даже на сомнении в существовании материального мира. Феноменологический идеализм характеризуется особым расставлением приоритетов в позна-
223
4 / 2011
Преподаватель XXI
ф
224
вательнои деятельности человека: знания об окружающем мире, о человеческом «я» могут быть получены лишь посредством сознания, которое слабо связано либо вообще не связано с опытом.
Итак, Э. Гуссерль убежден, что создание новоИ фундаментальной системы знания необходимо начинать с чистого листа, и, в первую очередь, в «очищении» нуждается само сознание человека. Функцию освобождения сознания от данных чувственного опыта и теоретических конструкций, в которых можно усомниться, выполняет феноменологическая редукция. В результате осуществления этой процедуры феноменолог имеет дело с трансцендентальным ego - единственным, что существует несомненно и представлено до всякого реального и воображаемого опыта. Ego дано нам объективно, так, как оно есть само по себе. Кроме того, идея ego как таковая не несет в себе какой-либо объясняющей, подтверждающей и т.п. функций, она лишена привнесенной извне значимости. Для Э. Гуссерля «значимое» - это синоним «сомнительного»: значимость - это лишь «притязание на бытие» [13, с. 345]. Именно поэтому, «чистое» ego, согласно Э. Гуссерлю, должно быть отправной точкой в создании аподик-тичной системы научного знания.
Следующим шагом после выполнения феноменологической редукции является конституирование окружающего мира. Э. Гуссерль уточняет: «чистое» сознание является исключительно умозрительной моделью, на самом деле сознание не может быть пустым, оно всегда наполнено феноменами, которые и пред-
ставляют «жизненный мир» субъекта. Трансцендентальное ego неотделимо от своих переживаний, мыслей, ощущений, из которых состоит внутренний мир человека, и, что является самым существенным, конструируется все бытие. «Благодаря заключению в скобки (мира - А. Ф.) я осознал себя как трансцендентальное ego, которое в своей конститутивной жизни конституирует все, что когда-либо оказывается для меня объективным...» [там же, с. 446].
Уникальный и масштабный онтологический проект построения единой системы знания, в рамках которого должен был осуществиться синтез естественных и гуманитарных наук, а также науки и философии, не был завершен Э. Гуссерлем. Многочисленные последователи немецкого философа пытались и пытаются продолжить его работу, осуществляя поиск оснований философского, естественнонаучного и социально-гумани тар но го знания с совершенно разных позиций.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рубенис А. А. Проблема онтологии и трансцендентальный идеализм // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. - Рига: Зинатне, 1988. -С. 62-80.
2. Кузьмина Т. А. Некоторые проблемы онтологии и метафизики в феноменологии Э. Гуссерля // Об особенностях развития современной буржуазной философии. -М., 1979. - С. 88-101.
3. Lembeck K.-H. Seinsformen, Spielarten des Ontologiebegriffes in der Phänomenologie Husserls // Metamorphose der Phänomenologie. - München, 1999.
4. Мотрошилова Н. В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. -М.: Феноменология - Герменевтика, 2003.
ф
5. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философия. Философия как строгая наука. - Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. - С. 543-624.
6. Polt R. Heidegger: an introduction. - Ithaca; New York: Cornell Univ. Рге88, 1999.
7. Гуссерль Э. Идея феноменологии: Пять лекций. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2006.
8. Щедрина Т. Г. «Я пишу как эхо другого...»: Очерки интеллектуальной биографии Густава Шпета. - М.: Прогресс-Традиция, 2004.
9. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. первая. - М.: Академический проект, 2009.
10. Гуссерль Э. Логические исследования Т. 1. // Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философия. Философия как
строгая наука. - Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. - С. 5-288.
11. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философия. Философия как строгая наука. - Мн.: Харвест; М.: АСТ,
2000. - С. 667-743.
12. Гуссерль Э. Собр. соч. Т. III (1). Логические исследования. Т. II (1). Исследования по феноменологии и теории познания. -М.: Гнозис, Дом интеллектуальной книги,
2001.
13. Гуссерль Э. Картезианские размышления // Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философия. Философия как строгая наука. - Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. - С. 289-523.
14. Fink E. Sixth Cartesian Meditation. The idea of a transcendental theory of method. -Bloomington-Indianapolis: Indiana Univ. Press, 1995. ■
225
4 i 2011 Преподаватель |_